Группа раннего развития "Василёк"

Чепурная Елена Эдуардовна

С поступлением ребенка двух - трёх летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим 5 дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться.

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

 а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

 б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

 в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  1. От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  2. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
  3. От состояния здоровья;
  4. От резкого контраста между обстановкой в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.

 

Показателем окончания периода адаптации является

 

  • Глубокий сон,
  • Хороший аппетит,
  • Бодрое положительное эмоциональное состояние,
  • Активное поведение.

Организовывали и предлагали разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня, такую как:

  1. Игры с песком и водой (детям предлагались небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки и малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок).
  2. Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
  3. Пальчиковые игры (игры с пальчиками или дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка).
  4. Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).
  5. Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.
  6. Слушание негромкой, спокойной музыки.

В последнее время наметилась тенденция более легкого прохождения адаптации детьми. Степень адаптации в основном, легкая и средняя.

Для этого есть определенные мотивы: создание комфортных условий, благоприятной развивающей предметно – пространственной среды, доброжелательное отношение к детям, единство требований к поведению ребенка дома и в детском саду.

 

Это позволяет в дальнейшем судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям сада. С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.