Самоанализ педагогической деятельности

Кутявина Ирина Владимировна

Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя в условиях реализации

ФГОС ДО Кутявиной Ирины Владимировны.

 

                                            «Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка.»  В.А Сухомлинский

 

    Я убеждена, что самое бесценное и важное – это наши ДЕТИ…

Я, Кутявина Ирина Владимировна, работаю воспитателем в МБДОУ «ЦРР - детский сад №59» г. Северска с 2014 года. Пришла я в эту профессию не сразу, после окончания Томского Государственного университета 5 лет отработала микробиологом высшего разряда в лаборатории водоканала. Но душа моя требовала большего – больше творчества, разнообразия, профессионального роста. Так я после профессиональной переподготовки в Московской академии пришла работать в детский сад. Это действительно оказалось то место, где скуки точно нет! Каждый день уникальный и никогда не повторяется.

Проработав несколько лет, я увидела, что с введением ФГОС работать стало интереснее. Кадровые условия программы требуют профпереподготовки и постоянного повышения квалификации. Это здорово! Приобретенные практические и теоретические знания позволяют делать очень интересной работу с детьми и родителями.

Цель моей педагогической деятельности: создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Воспитательно-образовательный процесс в моей группе осуществляется в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство», разработанной в соответствии с ФГОС (Университет им. Герцена СПБ).  В программе детство особое внимание отводится интегративному подходу к организации процесса в группе. Интегративный подход прослеживаются в программе через установление связей между содержанием и видами деятельности ребенка как внутри каждой образовательной области, так между разными образовательными областями, использовании разнообразных игр и ситуаций (развивающих, образовательных) как основы работы по программе «Детство». В качестве основной формы образовательного процесса в программе «Детство» выделена «образовательная ситуация», что явилось логическим продолжением ситуационного подхода, разрабатываемого в методических пособиях к программе. Ситуационный подход был дополнен принципом продуктивности образовательной деятельности, который связан с тем, что каждый из планируемых педагогом проектов завершается получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.).  Воспитателям предложены современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, детской журналистики и др.

Вся моя педагогическая деятельность направлена   на создание и поддержание комфортных условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание предметно – пространственной развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В своей работе применяю разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия. А также разнообразные приёмы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты. Использую личный пример.

Моя работа направлена на решение следующих задач:

  • охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Информационно- коммуникативные технологии

Главным профессиональным качеством педагога является умение учиться – и новым технологиям, и новому восприятию реалий сегодняшнего дня, и оценке новых подходов в современном образовании, и рефлексии своих профессиональных достижений. В настоящее время уже невозможно представить себе развитие современного общества без информационно- коммуникативных технологий.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений, не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго. Проблема состоит лишь в малой оснащенности дошкольных учреждений средствами ИКТ.

Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.

В непосредственно образовательном и воспитательном процессе использую следующие методы: наблюдения, игры, беседы, доступные возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Внедряя в педагогическую практику современные технологии и методики, широко применяю здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые методы и приёмы.

Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата. Совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников способствует тому, что в группе создана обстановка приближенная домашней, имеются многие условия для разностороннего развития детей в соответствии с их возрастом.

В своей работе использую инновационную Qr-технологию для вовлечения родителей и детей в образовательный процесс, создаю авторские электронные образовательные ресурсы: различные интерактивные викторины, игры, анимационные презентации. Эти игры я шифрую в Qr-код и оформляю красочные постеры в приемной, чтобы родители могли вместе с детьми поиграть дома и закрепить тему недели или праздничных событий, проходящих в группе. Опубликована часть моих работ: интерактивная финансовая игра "Что можно купить за деньги" https://infourok.ru/interaktivnaya-finansovaya-igra-chto-mozhno-kupit-za-dengi-5153684.html  презентация «Круговорот воды в природе» https://infourok.ru/krugovorot-vody-v-prirode-5193052.html  финансовая игра "Посчитай прибыль" https://infourok.ru/finansovaya-igra-poschitaj-pribyl-5193124.html викторина - презентация "Народные промыслы" https://infourok.ru/viktorina-prezentaciya-narodnye-promysly-5491750.html викторина - презентация «Сказка ложь, да в ней намек» https://infourok.ru/prezentaciya-viktorina-skazka-lozh-da-v-nej-namek-5748681.html

Каждый день я делюсь с детьми своими знаниями, эмоциями, вместе с ними проживаю радость от совместной деятельности. Для меня очень важно развить в детях ценностное отношение к окружающему миру, показать детям как можно заботиться о природе и приумножать ее богатства. Дети также принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах, проводимых онлайн на базе МБДОУ. Мои ребятишки - участники городских региональных и всероссийских конкурсов. Ребята и Родители гордятся своими достижениями. Как же горят глаза малышей, когда они получают наградные дипломы! Я с гордостью могу сказать, что несмотря на трудности, которые мы преодолеваем вместе, мои ребята имеют прекрасную мотивацию!                                                                                                                

Я регулярно делюсь своим педагогическим опытом на методических объединениях, педагогических советах и семинарах-практикумах. Так же активно интересуюсь у коллег, перенимая их опыт. Наиболее важное и ценное я учитываю для себя, чтобы применить в своей практике.

Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе— на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Родители с удовольствием принимают участие в проектах и подготовке детей к последующим выступлениям.

В новых условиях сотрудничество с родителями приобрело несколько иной характер, но я благодарна родителям за поддержку, инициативу и понимание. Я и Родители - единомышленники, а значит, наши общие усилия и работа принесут, несомненно, положительные результаты!

Лэпбук – технология

Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Зачем нужен лэпбук?:

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
  2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.     

В моей группе созданно много лэпбуков, и дети активно играют с ними:               «Моя родина – Россия», «Мир книг»,     «Загадочный космос», «Олимпийские игры», «Новогодняя сказка», «Такая нужная вода», «Хлеб всему голова», «Великая победа», «Лес наше богатство», «Безопасный интернет», "Микробы вокруг нас" 

Также есть тематические альбомы с играми: «День знаний», «Пищевые цепочки», «Масленица», «23 февраля», «День победы!»

Дидактические игры и пособия «Слогодорога – тренажер для обучения чтению», «Зоопарк для букв», игра-мемори «Богатыри», «Определи слово по слогам», финансовая игра «Соверши покупку» и многое другое.                          

Технология детского экспериментирования

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. В своей работе я использую программу Дыбиной О.В.  «Ребенок в мире поиска».  В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных умений.

Технология игровой деятельности.

Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность.  Приоритетными становятся обучающие занятия, а педагоги ориентированы на подготовку детей к школе, используя современные образовательные достижения. Игра начинает рассматриваться лишь как развлечение, способ организации досуга, в лучшем случае как средство обучения. Игра-самый важный и ведущий вид деятельности ребенка, приоритет в отношении с ребенком

Игра – основной вид деятельности детей. Игра-самый важный способ образования дошкольников. В старшей группе игре отводится ведущая роль. Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Воспитатель не может научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой. Я думаю, что игровую деятельность можно рассматривать с разных позиций. В том числе, игра – как средство интеллектуального развития ребенка. Поэтому применяю вместо обычных занятий игровые обучающие ситуации и стараюсь создавать установку на формирование положительных черт характера у детей.

 

Мои воспитанники оценили обучающие ситуации в виде квестов : «Откуда хлеб пришел» с использованием интерактивной презентации, «Безопасный интернет», посвященный Единому уроку безопасности в интернете.

Элементы ТРИЗ

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно-ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что же нужно для дальнейшего развития детской игры? По мнению экспертов, слово, чаще всего встречающееся в ФГОС – инициативность. И что лучше, чем игра – фантазирование сможет развить воображение, творчество, инициативность. Чтобы сюжет оказался завершенным, я пользуюсь моделью составления сказки с помощью ТПФ (типовых приемов фантазирования), являющейся элементом ТРИЗ. Трудности возникают из-за недоразвития речи детей: скудный словарный запас, использование в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связной речи. Поэтому на следующий год возьму тему самообразования по развитию речи.

Технология проектной деятельности

С принятием ФГОС слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и его можно использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Изучив методическую литературу, активно участвуя в работе методических семинаров и педсоветов, я убедилась в эффективности использования метода проектов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста – это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н.Е. Веракса).

Проектно-исследовательская деятельность – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношения «родитель – ребенок – детский сад».

 

Работу по проектной деятельности я начала с детьми со 2 младшей группы с познавательно-исследовательским проектом «Посадили мы лучок». Также за это время реализовала: экологический проект «Чем полезен муравей» (средняя группа), познавательный, творческий проект «Как встречают Новый год в разных странах» (средняя группа), познавательный проект «Моя родина – Россия» (старшая группа), познавательно-исследовательский проект «Хлеб всему голова» (старшая группа), информационно-творческий проект «День российского флага» (подготовительная группа) и сейчас я тоже не стою на месте и с воспитанниками мы работаем над познавательно-исследовательским проектом «Микробы и вирусы вокруг нас».

 

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные мною педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а также рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, надеюсь и очень стараюсь, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.  

Я думаю, что современный воспитатель должен быть однозначно профессионально компетентен. Он должен уметь решать профессиональные задачи, и выполнять трудовые профессиональные функции. Воспитатель должен быть – мобилен. Современное общество быстро меняется, модернизируется. Поэтому и воспитатель должен быть готов к этому. Должен уметь приспосабливаться к новым социальным условиям своего профессионального труда. Тогда его будут ценить, как профессионального, качественного работника – педагога.

Воспитатель должен быть достаточно компетентен в учебно – познавательном процессе. Уметь свои знания и навыки применять в своей профессиональной практической деятельности. Он должен владеть механизмами целеполагания, планирования своей деятельности, анализа, рефлексии, самооценки своей успешной деятельности. Владеть приемами действий в различных профессиональных ситуациях. Также педагог должен уметь самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать, и передавать необходимую информацию субъектам образовательного процесса.

Педагог должен быть коммуникативен – уметь взаимодействовать с окружающими его людьми, работать совместно в групповой деятельности. Должен любить детей, так как мы рассматриваем воспитателя, то педагог должен заодно быть очень добрым к детям, отзывчивым и мочь сочувствовать и переживать детским проблемам и переживаниям.

Воспитатель должен быть настолько компетентен к детям, чтобы его знания, умения и навыки имели успех в его профессиональной деятельности, он обязан (я думаю) обладать индивидуальными – личностными характеристиками. Т. е. обязательно творческой, креативной, инициативной, самостоятельной личностью. Воспитатель должен развиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться, ставить перед собой все новые и новые цели к достижению своих профессиональных вершин и качеств.  Я постоянно изучаю методическую и профессиональную литературу. В целях повышения профессиональной компетенции я обучаюсь на курсах повышения квалификации участвую в конкурсах профессионального мастерства, консультируюсь с более опытными педагогами, читаю и изучаю работы коллег в педагогическом сообществе.

Конечно у воспитателя все таки особая роль. Он важная фигура для детей в системе образования. Содержание образования, формы общения, которые реализуются в процессе образования, определяет направление и качество развития детей. Именно взаимосвязь педагога с детьми и происходит развития личности детей. Поэтому педагог и должен обладать такими качествами, которые я описала выше, чтобы дети также, как и воспитатель был разносторонне развиты.

Взаимодействия педагога и детей начинается с признанием педагогом индивидуальности ребенка и с включением его в учебную деятельность. Дети становятся активными субъектами обучения.

Также педагог должен уметь взаимодействовать с родителями детей. От них воспитатели могут получить дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях детей. При взаимном положительном взаимодействии с родителями, наиболее лучше сказывается на детях, их учебно – образовательный процесс.

Делаем вывод, что субъекты образовательного процесса – это дети и их родители, педагог.

Таким образом, при активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (педагог – дети – родители), становится возможным обучать детей различным образовательным областям. Поэтому и воспитатель должен развиваться так, как развивается современное общество: быстро и качественно. Осваивать и успешно реализовывать современную образовательную программу.

Надеюсь, мой самоанализ совпадает с портретом современного педагога в современном детском саду.