Формирование навыков проектной деятельности на уроках математики в начальной школе

Ибрагимова Елена Олеговна

Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроке математики (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ибрагимова Елена Олеговна

Учитель начальных классов

СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»

Санкт-Петербург

Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности

на уроке математики (из опыта работы)

1. Особенности организации проектной деятельности в начальных классах

     На основе опыта преподавания математики в школе разработана структура проектной деятельности при изучении математики:

     При работе с младшими школьниками должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.

     Далее, проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче — это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации. В то же время представленная в описательной части информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках, а возможно, и к собственному жизненному опыту. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также содержаться в текстах других заданий или в их результатах.

     В 1—3 классах основная педагогическая цель проектной деятельности — способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества (проектная деятельность «Конструирование игровой площадки для детского сада», 1 класс). Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Проектная деятельность для этого этапа обучения в начальной школе имеют свою специфику по построению: формулировка задачи, последовательность предметных действий через систему заданий явно задается автором проектной задачи. Проектная задача в целом будет решена только в том случае, если группа сможет справиться со всеми предложенными заданиями, в том числе и с итоговым заданием как местом «сборки» всех полученных результатов отдельных заданий.

     В 4 классе ситуация меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них ситуацию. На данном этапе учащиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу. Исходя из предложенного несистематизированного набора заданий, справочных материалов (включенных в текст проектной задачи или требующих обращения к внешним источникам информации), учащиеся сами планируют последовательность действий, ведущих к конечной цели (определяют стратегию решения задачи). Способы учебного сотрудничества, приобретенные в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

     Разрабатывая проектную деятельность для учащихся 4 класса, нужно выстроить проблемную ситуацию так, чтобы школьники могли сформулировать для себя задачу. Подбираются такие задания, такие материалы, чтобы учащиеся могли предложить разные пути ее решения. В задачах для этого возраста нет необходимости вести детей от задания к заданию. Группа сама определяет тактику работы, роль каждого ее участника. Как правило, такие задачи не имеют однозначного решения, что требует от учащихся на этапе оценки более тщательного и детального подхода к обсуждению полученных результатов.

     Цель, которую должны, достичь дети: выбрать и обосновать оптимальное (наиболее выгодное) решение по покупке учебников и тетрадей. Итоговую документацию по предполагаемым затратам — смету представить в виде таблицы.

      Итак, особенность предметных проектных задач в 4 классе состоит в том, что, решая их, дети используют весь известный им арсенал средств и предметных способов действий в различных реальных и модельных ситуациях. Главная цель таких задач — научиться ставить перед собой цель, планировать свои действия, самим контролировать и оценивать свои действия и результаты, а также действия и результаты своих сверстников, научиться осуществлять перенос способов действий из одной области в другую. Однако учитель по-прежнему обеспечивает группу детей всем необходимым для достижения конечного результата, так как младшие школьники все еще не самостоятельны в выборе средств, способов действий, материалов для достижения результатов