Игровые технологии на уроке литературного чтения в начальной школе

Ибрагимова Елена Олеговна

Различные виды заданий на уроках обучения грамоте в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ибрагимова Елена Олеговна

Учитель начальных классов

СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»

Санкт-Петербург

Игровые технологии на уроке литературного чтения в начальной школе

Известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Чтобы добиться успехов в учёбе, необходимо сделать обучение для них желанным процессом.

     Когда ребёнок приходит в школу, меняется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную. Главным видом деятельности становится учение. Однако следует признать, что игра должна помочь ребенку пережить период адаптации. Игра нужна для сохранения преемственности между детским садом и школой. Игра формирует устойчивый интерес к учению, учит анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, снимает напряжение.

     В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Поэтому в начальной школе использование именно игровой технологии наиболее приемлемо. Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». В 1 классе применение игровых моментов снижает уровень усталости, повышает интерес к предмету.

     К.Д.Ушинский писал: “ …чем долее вы будете оберегать ребёнка от серьёзных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьёзные занятия для ребёнка занимательными – вот задача первоначального обучения”.

     Играя, дети создают воображаемые ситуации. В них отражаются впечатления окружающего мира. В процессе игры ребята учатся общаться друг с другом.

1. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

Игра “ Найдите слово в слове».

Кобра (кора), краска (каска), корм (ком), кисель (ель, сел).

Игра «Из данных слов составь другие слова».

Картофель (кофта, ель, торф, толь, факт).

2. Игры, требующие исполнительской деятельности.

Е

Е

Е

Е

Игра «Превращение слов – волшебные цепочки» Астра, арбуз, зеркало, осёл, лесник, кукла.

Игра «Грамматическая арифметика»

Липа + нота = животное

Том + вата = оружие

3.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

 «Лесенка» с буквой Е (В каждое слово дописывать буквы)

4.Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

«Я – учитель» или «Я контролёр»

«Найдите слово»

Рыдают буквы в каждой строчке:

- От наших слов – одни кусочки,

У всех у нас одно начало,

И, как назло, оно пропало.

Но если вы его найдёте,

То сразу все слова прочтёте.

…абль, ..жик, ….зина, …обка, ….мушка.

5. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

«Один – много». Мост – ………. , музей - ………… . мука - ………. , мыло - ……….. .

«Полсловечка за вами». Мак … (ушки), маска … (рад), мясо ….. (рубка).

6. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

«Головоломки».

Мне принесли записку и попросили срочно расшифровать:

Соборкперунье

Нодястиетл

 Асбряниаксорс

 Аседутра

 А внизу приписка:

Рыбу, птицу, фрукт, цветок

Надо выбросить из строк.

И останется у вас

Расшифрованный приказ.

 (Отгадка: сбор переносится на среду)

     Хорошая игра похожа на хорошую работу. В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различия. В каждой игре есть усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.

     Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

     Я думаю, что научить ребёнка читать, есть одна из основных и самых важных задач в начальной школе. Тот, кто работал с первоклассниками, знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения детей. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Чтобы развить внимание, я часто провожу игру «Эхо». Читаю выразительно предложение, а учащиеся повторяют. Игра «Отыщи слово» помогает активизировать зрительную память.

      Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета.

     Сопоставляя букву с изображением знакомых предметов, ребята быстрее запоминают написание заданной буквы. На каждом уроке провожу игры, в ходе которых ребята придумывают слова с изучаемой буквой. Например, при изучении звука и буквы Ж, я провожу игру “ Любопытный”.

- Как тебя зовут? (Женя, Жанна)

- Где ты живёшь? (В Жигулёвске, в Житомире, в Жуковском)

- Каких ты знаешь животных? (жираф, жаба, жаворонок)

     На уроках обучения грамоте и на уроках чтения я провожу артикуляционную разминку, читаем скороговорки и чистоговорки. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

Варвара варила вишнёвое варенье.

Са – са - са— прилетела к нам оса.

Зы – зы – зы – в огороде 2 козы

     Следует заметить, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Значимость игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя, от его заинтересованности в результатах. Однако не все школьники одновременно усваивают игровые правила, а учитель помогает им. Эта помощь должна быть скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности их участия.

     Применение на уроках упражнений с элементами какографии способствуют развитию орфографической зоркости. Если ошибки делает сказочный герой, то исправлять их ещё интереснее. Сколько ошибок вы обнаружили?

С неба падали пушынки

На замёрзшые паля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – таполя.

Постепенно задания в играх усложняю. Когда дети познакомятся с частями речи, я провожу игру «Превращение слов». Надо отгадать имена существительные.

На траве блестит … (роса),

А у девочки ….. (коса).

Ест капусту …... (коза).

У реки растёт … (лоза).

     Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее игра и успешнее решаются познавательные и игровые задачи урока. При проведении игр на уроках я объясняю правила, нормы поведения. Правила организуют познавательную деятельность урока: что-либо рассмотреть, сравнить, подумать, найти свой способ решения игровой задачи.

Учитель должен помнить:

  • Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными;
  • В игре принимают участие все ученики;
  • Подведение итогов проводить чётко и справедливо.

     Итак, игры на уроках способствуют повышению эффективности процесса обучения, создают основу для прочного осмысления программного материала.