Внеурочная деятельность

Бадмаева Лариса Александровна

На странице размещены разработки внеурочных занятий, рабочая программа и другие материалы объединения "Школьный музей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие объединения «Школьный музей»

«Во славу подвига народа!»

Цель: дать новые знания о   подвиге народа в годы Великой Отечественной войны, о военных наградах и военных реликвиях; развивать умения создавать учебно-исследовательские проекты; воспитывать любовь к родине, к своей семье.

Форма: устный журнал

Оборудование: стенд, компьютер, проектор, экран, военные реликвии (письма с фронта, награды, фотографии)

Подготовительная работа: учащиеся 5-9 классов готовили сообщения  о своих прадедах-ветеранах войны, о военных наградах РФ, рассказ о семейных реликвиях,  информацию  об учебно-исследовательском проекте «Легендарная пушка ЗИС-3; о письмах с фронта (руководитель музея)

Ход мероприятия.

Слайд1.

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодняшнее занятие-встречу мы посвящаем великой дате – 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Слайд 2. Занятие пройдет в форме устного журнала под названием «Во славу подвига!» Сегодня мы будем прославлять   героизм, силу, мужество, стойкость нашего народа. Все, о чем мы будем говорить, будет сказано во славу подвига.

Слайд 3. Итак, первая страница журнала носит название «Подвиг». Скажите,  пожалуйста, как вы понимаете значение этого слова? Подвиг – это … (Что вы себе представляете, когда мы произносим это слово?)

(учащиеся выходят к стенду пишут слова-ассоциации, т.е. связанные со словом подвиг по сходству признаков, действий слова) НАРОД  ЧЕЛОВЕК  ПЛАМЯ  ЖИЗНЬ  СОВЕРШЕНИЕ  ПУТЬ  ЧЕЛОВЕК  МИР  РЕЗУЛЬТАТ  ПУТЬ  ЛЮБОВЬ  РЕШЕНИЕ    ГЕРОИЗМ  ВЕЛИЧИЕ  ЛИЧНОСТЬ  НАЗНАЧЕНИЕ  БИТВА  ВОСПОМИНАНИЕ  ВРЕМЯ  ТРУД  ОТЕЦ  УЧАСТНИК  ДУХ  ЖЕЛАНИЕ  ДУХОВНОСТЬ  ЖИЗНЬ  ЛЕНИНГРАД  

ПОДВИГ бывает:

ВЕЛИКИЙ  ЖИЗНЕННЫЙ  НОВЫЙ  РАТНЫЙ  ГЕРОЙСКИЙ  ДУХОВНЫЙ  НАСТОЯЩИЙ  ПОСЛЕДНИЙ  САМООТВЕРЖЕННЫЙ  ГЕРОИЧЕСКИЙ  ТРУДНЫЙ  СЛАВНЫЙ  НАУЧНЫЙ  БЛАГОРОДНЫЙ  СМЕЛЫЙ  ИСТИННЫЙ  ВОЕННЫЙ  БЕССМЕРТНЫЙ    ГРАЖДАНСКИЙ    БЕСПРИМЕРНЫЙ  РЫЦАРСКИЙ  ДОБЛЕСТНЫЙ  ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ЛИЧНЫЙ  БУДУЩИЙ  ПРЕКРАСНЫЙ  РАДОСТНЫЙ  ТРУДОВОЙ  БЕСКОРЫСТНЫЙ  ВАЖНЫЙ  ИЗВЕСТНЫЙ    НЕОБЫКНОВЕННЫЙ    ОТВАЖНЫЙ  БЕССЛАВНЫЙ  РУССКИЙ  ДОСТОЙНЫЙ  ВЕЧНЫЙ  НРАВСТВЕННЫЙ  СКРОМНЫЙ

Давайте подведем итог: что значит слово подвиг. Слайд 4.

Подвиг – это 1. важное по своему значению деяние. 2. действие, совершенное в трудных, опасных условиях. 3. самоотверженный, героический поступок. 4. перен., разг. какая-либо проделка, нелепый, неблаговидный поступок.

Сейчас я предлагаю учащимся рассказать о своих прадедушках.

Выступление учеников.

Элистина:

Слайд 5. Мукабенов Сарл Мукабенович  1906-1994

Родился в селе Троицкое. Участник Сталинградской битвы. Служил пехотинцем. Участвовал в боях в Белоруссии

Награды: медаль «За отвагу», «За победу над Германией» и др.

За многолетний труд в колхозе «Родина» был награжден Орденом Ленина.

Именем Сарла Мукабеновича Мукабенова  названа одна из улиц нашего села.

Сергей:

Слайд 6. Пушнин Петр Алексеевич

Родился в г. Астрахань. После окончания армейского училища в1942 году был мобилизован на фронт. Служил воздушным стрелком-радистом. Участвовал в освобождении г. Элиста. Награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Учитель: Скажите, ребята, как можно связать рассказы Сережи и Элистины с названием нашей первой страницы? Можно ли назвать их жизнь подвигом? В каком значении? В 1. и 2. Спасибо. Я думаю, вы  будете помнить о ветеранах  и гордиться нашими односельчанами.

В сообщениях ребят вы услышали о наградах  их прадедов. И теперь мы переходим к следующей странице (слайд 7) нашего устного журнала «Награды».

Послушайте сообщения о военных наградах, которые существовали в царской России и в Советском Союзе.

Амуля: Обычай награждать людей за их подвиги существует в нашей стране, как и во многих других государствах, с давних времен. Уже в IX—XI веках русские князья за ратные подвиги награждали воинов золотыми гривнами, золотыми цепями и крестами, а также оружием, доспехами, конем и т. д. К концу XIX века в России существовала довольно обширная наградная система. Слайд 8 Основоположником ее следует считать Петра I, который учредил три ордена и придал системе наград довольно стройный порядок.

Слайд 9. Первым в России (1698 г.) был учрежден орден Андрея Первозванного для награждения за воинские заслуги и государственную службу; в 1714 г.— орден Екатерины (или орден Освобождения), которым награждались лица женского пола царской фамилии или наиболее приближенные к царскому двору; в 1725 г.— орден Александра Невского для награждения представителей высшего генералитета. В дальнейшем были учреждены военный орден Георгия Победоносца (1769 г.) для награждения генералов, адмиралов и офицеров и орден Владимира (1782 г.), которым кроме генералов, адмиралов и офицеров награждались классные чиновники.

Кроме орденов в царской России существовал ряд медалей. В отличие от орденов медалями наряду с представителями привилегированных классов награждались и нижние чины — унтер-офицеры и солдаты. Слайд 10.  Такие медали, как «За Полтавскую победу», «В память Отечественной войны 1812 г.», «За взятие Парижа» (1814 г.), «В память войны 1853—1856 гг.», «За защиту Севастополя», прославлявшие русское оружие и свидетельствовавшие о патриотизме, с честью носились русскими воинами.

В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почётному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги.

Эта награда могла быть выдана также за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги.

Орден святого Георгия подразделялся на 4 степени, в первый раз – орден 4 степени, в следующий раз - более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвёртый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1 степени.

О том, насколько почётно было получить орден Святого Георгия 1 степени, говорит, например, следующий факт. Высшую награду Российской империи – орден Андрея Первозванного – получило более тысячи человек. А орден Святого Георгия 1 степени – только 25 человек. Среди них великие русские полководцы Суворов и Кутузов.

Слайд 11. Первой боевой наградой для персонального награждения унтер-офицеров и солдат стал «Знак отличия военного ордена Георгия Победоносца», учрежденный в 1807 г. Статусом ордена он не пользовался, а в 1913 г. был переименован и стал называться Георгиевским крестом, он также  имел четыре степени: 1 и 2 – золотые, 3 и 4 – серебряные и стал выдаваться так же, как и ордена Святого Георгия, т.е. сначала 4-я, затем 3-я, 2-я и, наконец, 1-я – высшая.

Очир: Слайд 12. После захвата власти большевиками одним из первых декретов Совета Народных Комиссаров был декрет от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», которым упразднялись все дореволюционные ордена, медали и другие знаки отличия. 16 сентября 1918 г. был учрежден первый советский орден — «Красное Знамя»  для награждения от имени народа наиболее выдающихся его сынов и дочерей, проявивших храбрость и мужество, а также незаурядные военные способности в боях с врагами власти большевиков.

6 апреля 1930 года был учрежден еще один боевой орден — «Красная Звезда» для награждения военнослужащих, воинских частей и соединений за заслуги в деле защиты Родины и укрепления ее обороноспособности как в мирное, так и в военное время.

В 1934 г. Советским правительством была установлена высшая степень отличия — звание «Герой Советского Союза». Это звание присваивается гражданам, совершившим выдающийся героический подвиг во славу нашей Родины. Несколько позднее для лиц, удостоенных этой высшей степени отличия, был учрежден особый знак отличия — медаль «Золотая Звезда». В годы Великой Отечественной войны более 11 000 советских людей стали Героями Советского Союза. Среди них – представители более ста национальностей.

В 1938 г. были учреждены еще две медали — «За отвагу» и «За боевые заслуги» — для награждения военнослужащих Красной Армии, Военно-Морского Флота и пограничных войск за боевые подвиги, совершаемые в период военных действий и при защите государственной границы СССР.

Слайд 13.

Арина: Первым советским орденом, учрежденным во время начавшейся кровопролитной войны с немецкими оккупантами, был орден Отечественной войны, который был учрежден 20 мая 1942 года.

Первыми получили эту награду артиллеристы дивизиона под командованием капитана Ивана Ильича Криклий. В бою под г. Харьковом они уничтожили 32 вражеских танка и более 300 фашистов.

Всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны этим орденом были награждены около 500 000 человек.

В 1985 году, к 40-летию Победы, этим орденом были награждены все участники ВОВ, дожившие до этого праздника.

8 ноября 1943 года был учреждён высший военный орден Советского Союза – орден Победы. Шла война. Русскую землю ещё топтали фашисты, но весь народ глубоко верил в победу.

Орденом Победы награждали полководцев за выдающиеся военные операции, которые изменяли боевую обстановку в пользу Советских вооружённых сил.

Рубиновую звезду ордена Победы, усыпанную бриллиантами, в годы войны получили 11 самых выдающихся советских полководцев.

(10 апреля 1944 года стали известны имена трех первых кавалеров ордена Победы. Обладателем знака N 1 стал командующий 1-м Украинским фронтом маршал Г. Жуков. Знак N 2 получил начальник Генерального штаба маршал А. Василевский. Орденом Победы N 3 был награжден Верховный главнокомандующий маршал И. Сталин. Все они отмечены столь высокими наградами за освобождение Правобережной Украины.

 Следующие награждения пошли только через год: 30 марта 1945 года кавалерами ордена стали командующий 2-м Белорусским фронтом маршал К. Рокоссовский - за освобождение Польши и командующий 1-м Украинским фронтом маршал И. Конев - за освобождение Польши и форсирование Одера. 26 апреля список награжденных пополнился еще двумя именами - командующего 2-м Украинским фронтом маршала Р. Малиновского и командующего 3-м Украинским фронтом маршала Ф. Толбухина. Оба были награждены за освобождение в тяжелых, кровопролитных сражениях территории Венгрии и Австрии. 31 мая кавалером ордена стал командующий Ленинградским фронтом маршал Л. Говоров - за освобождение Эстонии. Тем же указом командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Г. Жуков и командующий 3-м Белорусским фронтом маршал А. Василевский были награждены орденом Победы вторично: первый - за взятие Берлина, второй - за взятие Кенигсберга и освобождение Восточной Пруссии. 4 июня орденом Победы наградили двух "московских" военачальников: представителя Ставки Верховного главнокомандующего маршала С. Тимошенко и начальника Генштаба генерала армии А. Антонова - единственного кавалера ордена Победы, не имевшего маршальского звания. Оба они удостоены высшего военного ордена за планирование боевых операций и координацию действий фронтов в течение всей войны.

Указом от 26 июня 1945 года орденом Победы был вторично награжден И. Сталин. По итогам войны с Японией кавалером ордена Победы стал командующий Дальневосточным фронтом маршал К. Мерецков. Таким образом, ордена Победы в СССР были удостоены 10 Маршалов Советского Союза - 3 из них дважды и 1 генерал армии.

Кроме того, в 1945 году кавалерами ордена стали 5 иностранных граждан: Верховный главнокомандующий Народно-Освободительной армией Югославии маршал Иосип Броз Тито, Верховный главнокомандующий Войска Польского (на территории СССР) маршал Польши Михал Роля-Жимерский, Верховный главнокомандующий союзными экспедиционными вооруженными силами в Западной Европе генерал армии Дуайт Дэвид Эйзенхауэр(США), командующий группой союзных армий в Западной Европе фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери(Великобритания), король Румынии Михай I.)

Имена всех кавалеров ордена Победы занесены на мемориальную доску в Большом Кремлёвском дворце.

А самой почётной солдатской наградой был орден Славы трёх степеней. Он появился в тот же день, что и орден Победы.

Этим орденом награждались бойцы за личный подвиг в боевой обстановке. Орден имеет три степени. Высшей является 1-я степень. Награждение производилось последовательно: сначала вручали орден 3 степени, затем – 2 и, наконец, 1-й степени.

Орден Славы напоминает старинный русский солдатский орден – Георгиевский крест. Об этом сходстве напоминает знаменитая чёрно-оранжевая ленточка, которая получила название Георгиевской.

Получить эту награду было очень трудно – её получал тот, кто первым ворвался с боем в расположение противника, кто в минуту опасности спас знамя части, тот, кто, рискуя жизнью, спас в бою командира.

Полными кавалерами ордена Славы (для этого надо было получить все три степени ордена) стали в годы Великой Отечественной войны около 2500 воинов.

Также были учреждены ордена, носившие имена великих русских полководцев: орден Суворова, орден Кутузова, орден Ушакова, орден Нахимова, орден Богдана Хмельницкого.

Этими орденами награждались выдающиеся советские полководцы: .Г.Жуков, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев и другие

Слайд 14. Кроме того, были учреждены медали за оборону городов-героев Москва, Одесса, Севастополь, Сталинград, Киев, а также Кавказа и Советского Заполярья. За освобождение европейских городов Белград, Варшава, Прага.

В День Победы, 9 Мая 1945 года, все военные получили медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”

Учитель: спасибо, ребята, за интересные сообщения. А кто из вас скажет, сколько Героев Советского Союза в Калмыкии? Назовите их имена. Слайд 15.

Слайд 16. За мужество и отвагу около 30 тысяч воинов из Калмыкии награждены орденами и медалями, 23 из них удостоены звания Героя Советского Союза. Около 24 тысяч не вернулись с фронтов сражений. 

(Все трудящиеся Калмыцкой АССР по праву гордятся героем гражданской войны крупным военачальником Советской Армии, героем Советского Союза генерал-полковником Окой Ивановичем Городовиковым. Духовщинская Краснознаменная стрелковая дивизия под командованием генерала Басана Бадьминовича Городовикова 17 августа 1944 г. первой вышла на государственную границу фашистской Германии (Восточной Пруссии). За отличное выполнение боевых заданий командования, проявленное военное мастерство и героизм Б. Б. Городовиков удостоен звания Героя Советского Союза. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленную при этом исключительную отвагу и мужество в боях с фашистскими захватчиками удостоились звания Героя Советского Союза рядовой Аким Гаврилович Метяшкин (уроженец с. Яшалта), командир противотанкового орудия Лиджи Исмалиевич Манджиев, старший лейтенант инженерных войск Николай Мартынович Санджиров, Иван Васильевич Гермашев (уроженец с. Вознесеновка) и Степан Михайлович Крынин (из совхоза Сарпа), гвардии старший сержант Батыр Манджиевич Басанов, двое уроженцев Башанты — Федор Григорьевич Попов, Григорий Меркулович Лазарев и уроженец села Бислюрта (ныне Воробьевка) Николай Тимофеевич Воробьев, лейтенант Храпов Николай Константинович и пулеметчик старший сержант Зигуненко Илья Ефимович, катерист Кирилл Матвеевич Жигуль-ский, майор Лопатин Анатолий Алексеевич (уроженец с. Чилгир), командир сабельного взвода гвардии лейтенант Хечиев Бембя Манджиевич, лейтенант Мергасов Владимир Вадимович и другие)

Басанов Батор Манджиевич, Воробьёв Николай Тимофеевич (связист), Гермашев Иван Васильевич, Деликов Эрдни Теледжиевич, Жигульский Кирилл Матвеевич, Лопатин Анатолий Алексеевич, Манджиев Лиджи Исмаилович, Попов Фёдор Григорьевич, Санджиров Николай Мартынович, Сельгиков  Михаил Арыкович, Хечиев Бембя Манджиевич и др.

Спасибо.  Слайд 17. Мы перелистываем страницу и оказываемся на новой  под названием «Реликвии».

У наших малышей, 5-классников,  было особое задание. Пришел ваш черед, ребята, поделиться своими знаниями. Итак, вопрос: что такое реликвия? Какие ассоциации у вас возникают, связанные с этим словом?

СЕМЬЯ  КУЛЬТУРА  УНИКАЛЬНОСТЬ  ТАЛИСМАН    СЛАВА  ЦЕРКОВЬ   ВРЕМЯ  СТАРИНА

РЕЛИКВИЯ бывает:

СВЯЩЕННЫЙ    ИСТОРИЧЕСКИЙ  СЕМЕЙНЫЙ  СОКРОВЕННЫЙ  БЕСЦЕННЫЙ  ФАМИЛЬНЫЙ  ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ  ЦАРСКИЙ  ДРАГОЦЕННЫЙ  ГЛАВНЫЙ  ЗНАМЕНИТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ  

Слайд 18.

Реликвия - это 1. религ. предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий — по представлению верующих — чудодейственной силой. 2. перен. предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.

Учитель: У каждой семьи своя история, но семейные реликвии свидетельствуют о причастности каждого к истории всей страны. И в каждой семье отражается история нашей Родины.

И следующий вопрос-задание для вас: есть ли в вашей семье реликвии. Расскажите о них, если есть. Все, пожалуйста, подумайте над этим вопросом. И расскажите о ваших семейных реликвиях.

(рассказы детей)

Слайд 19

Учитель: Спасибо.. А я вам расскажу о военных реликвиях, которые есть в нашем музее. Это письма с фронта. Слайд 20.  Одно хочу вам прочитать.(Чтение письма). Слайд 21

Привет из Украины. Добрый день! Здравствуйте, дорогие и многоуважаемые мои родители, папаша и мамаша, дорогая, многоуважаемая моя супруга Груня и дорогие мои ребятки Мариутка, Витя, Валечка и Ванятка. Шлю я вам чистосердечный пламенный привет, желаю всего хорошего на свете. А теперь я вам посылаю в этом письме свои фотокарточки. Хотя и неважные, но лучше не мог засняться ввиду того, что…

…но насчет того, что к смерти ближе-то … это сейчас здесь поопасней, а именно всегда смотришь ей в глаза, но оно так лучше, что смотришь ей прямо в глаза, а она отворачивается и убегает. Вернее говоря, не я ее боюся, а она меня боится.

Слайд 22

Да думаю …, а  Гитлеру все же в ноздрях подеру я ему, собаке, докажу, где раки зимуют. «Врагу мы скажем «нашу Родину не тронь, а то откроем сокрушительный огонь». Нас не трогай, и мы не тронем, а затронешь – спуску не дадим, у воде мы не утонем и в огне мы не сгорим».

А теперь я обращаюсь к вам, пишите. Как вы живете, какая у вас жизнь. А также если наложили на вас налог военный, то не платите, напишите мне. А я вышлю вам справку, что действительно нахожусь в действующей армии. Кто находится в действующей армии, то семьи от военного налога освобождаются, а поэтому я вас и ставлю в известность. Ну на этом я заканчиваю, а то дали тревогу, что летят гитлеровские стервятники и скоро начнется бомбежка, а поэтому нужно дюжее глаза таращить, чтобы напугать смерть. Да смерть не страшна, когда ей смотришь в глаза.

Слайд 23  Ну а вы как учитесь, Мариутка и Витя, как ваши успехи. Пишите почаще письма. Я очень бываю рад, когда получаю от вас письма. Мне кажется, как будто я вас вижу и разговариваю с вами. Да немножко я уже соскучил об вас. Всегда вас вспоминаю и представляю всех…Ванятки я забыл, никак не могу вспомнить  черты его лица. . А фотокарточка, что была, она пропала с вещами вместе.

А когда ложуся спать, то не менее часу я не могу уснуть. Какие-то мысли в голове происходят, и только об вас, о доме. Но ничего, жив буду не помру, увидимся. Да уже 12 апреля 9 месяцев нашей разлуки. А конца-то, братцы мои, и не видно. Где-то Гитлер, собака,  концы попрятал. Но мы найдем, и мы свое возьмем и последний раз докажем, что  советска власть сильна…

О чем вы думали, когда слушали это письмо? Что можете сказать об авторе этих строк? Какой это человек? Чему нас учит это письмо? Слайд 24.

А какие еще есть реликвии в нашем музее? (земля из городов-героев; гильзы; осколки от снарядов, мин; шлемы солдатские; фотографии и др.)  Почему мы заговорили о реликвиях? Об этом узнаем из следующей страницы «Проект». Слайд 25. Проект – это 1. замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. 2. это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.

Слайд 26. Члены нашего объединения каждый год принимают участие в работе районных конференций «Бичкн Торскм», «От исследования – к научному поиску» с учебно-исследовательскими проектами в номинации «Школьные музеи», «Военная история», «Литературное краеведение», «Этнография» и других.

Слайд 27. Так, в этом учебном году проект «Легендарная пушка ЗИС-3» занял первое место в районном конкурсе «Бичкн Торскм» и третье место – на республиканском этапе. О своем проекте расскажет Бадмаева Иляна, учащаяся 9а класса. Слайд 28.

Иляна: Свой проект мы посвятили 70-летию Великой Победы. Почему объектом исследования стала именно пушка?  Слайд 29. Я думаю, каждый  из учащихся нашей школы при виде пушки во дворе задавал себе вопросы: что это за пушка? как она появилась в нашей школе? И я решила ответить на эти и многие другие вопросы, которые появлялись в ходе работы над проектом.

Слайд 30. Наша пушка – это  76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года. ЗИС означает «Завод имени Сталина». Создатель ее: Василий Гаврилович Грабин. Принята на вооружение 12 февраля 1942 года. По словам Сталина, «эта пушка – шедевр в проектировании артиллерийских систем».

ЗИС-3 предназначалась для уничтожения живой силы противника, огневых средств пехоты противника, его артиллерии, танков и для разрушения проволочных заграждений. Она полностью отвечала всем поставленным перед орудием такого класса требованиям по мобильности, огневой мощи, неприхотливости в повседневной эксплуатации и технологичности производства. ЗИС-3 была основной пушкой Великой Отечественной войны и честно выполнила свой долг. Не зря ее называют «звездной пушкой Грабина».

Слайд 31. Как появилась пушка в нашей школе? Сначала ее установили  в краеведческом музее нашего села по улице Ленина  к 40-летию Великой Победы в 1985г. Затем в 1999г. после закрытия районного музея ее передали с частью остальных экспонатов на хранение в школьный музей боевой славы директору школы Н.З. Джальджирееву.

Но она числится за Национальным музеем им. Н. Пальмова, в который была передана. из воинской части № 42286 г. Новочеркасска согласно Директиве ГРАОМО № 561/380 от 4 апреля 1962г. По мнению старшего научного сотрудника музея Каруевой Ирины Алексеевны, пушка учебная, была передана в музей после расформирования воинской части. Слайд 32.  В 70-е годы пушка стояла на Мемориальном комплексе с «Вечным огнем» в г. Элиста.

Такова краткая история нашей пушки. Слайд 33. Благодаря данному проекту, я поняла, что за каждым экспонатом музея – особая история, изучение которой вызывает неподдельный интерес, приносит и радость, и пользу.

Учитель: Спасибо. Я думаю, что и пушку мы можем назвать военной реликвией. Потому что мы бережно храним ее и почитаем как память прошлого.

А теперь я вам всем, ребята, предлагаю принять участие в научно-исследовательской деятельности школьного музея и начать работу над проектами «Военные реликвии моей семьи» или  «Во славу подвига!». Подробнее об этом мы поговорим на других занятиях. А сейчас подведем итоги сегодняшней встречи и проверим, насколько  внимательно вы слушали сообщения. Слайд 35.

  1. Как зовут прадедов Сережи и Элистины? (Пушнин Петр Алексеевич, Мукабенов Сарл Мукабенович)
  2. Кто из них сражался за освобождение города Элиста? (Пушнин Петр Алексеевич)
  3. Кто стал основоположником наградной системы в России? (Петр1)
  4. Как называется первый учрежденный в России орден? Андрея Первозванного)
  5. Сколько человек получило орден Святого Георгия 1-й степени? (25)
  6. Как назывался первый советский орден? («Красное знамя»)
  7. Каким орденом были награждены все участники ВОВ, дожившие до 40-летия Победы.
  8. В каком году появилась пушка в нашем школьном дворе?
  9. Как она называется? (76-мм ЗИС-3)
  10. Где раньше стояла данная пушка?

Молодцы! Внимательно слушали.

Слайд 36. Всем спасибо за работу и за внимание! Занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Занятие. «В гостях у школьного музея»

(Введение в образовательную программу)

Цель:  успешно пройти все маршруты квест-игры и стать настоящими знатоками музея

Задачи:  познакомить с музейными терминами: экспонат, коллекция;

привлечь к исследованию музейных предметов;

познакомить  с историческими памятниками, с героическими улицами села;  

- написать отзыв в Книгу почетных гостей.

Форма занятия: квест-игра

Оборудование:

Раздаточный материал (Маршрутный лист, кроссворды, ребусы, картинки, загадки, инструкции для прохождения маршрутов, смайлики)

Наглядные пособия

1. Музейные экспонаты

2. Презентация

Технические средства обучения

1. Компьютер или ноутбук

2. Проектор

3. Экран или интерактивная доска

Ход занятия.

1 СЛАЙД - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Александровна Бадмаева.

2 СЛАЙД.  Пожалуйста,  посмотрите  на экран 

3-8 СЛАЙД. Что  вы видели на слайдах, и с чем вы ассоциируете эти картинки. (Ответы детей). Хорошо, значит, сегодня вы побываете где?  (ответы уч-ся). Правильно, и тема нашего занятия  (щелчок)  «В гостях у школьного музея». 

Чтоб провести всем время интересно

И с пользой для себя и для друзей,

Мы долго выбирать не станем место,

А дружно мы отправимся в музей.

9 СЛАЙД. Музей - это особенная территория, где совершаются настоящие открытия, происходят невероятные и захватывающие путешествия в глубину веков, в ходе которых всё (или почти всё) тайное становится явным. А поможет нам в путешествии квест-игра.  Для этого вы разбились на три команды, выбрали капитанов, но у вас нет  названия команд. Предлагаю вам  выбрать с помощью жребия одно из трех названий, которые я для вас приготовила.

(Учитель подходит к каждой команде, предлагает вытянуть название  команды. Он ставит вытянутые таблички с надписями с обеих сторон названий команд на стол каждой группе ребят).  

Знаете ли вы, что означает слово «квест»? (Ответы детей).

 Чтобы уточнить, давайте  воспользуемся услугами интернет-ресурса. 

 10 СЛАЙД    Перед вами страница из википедии, откуда можно узнать, что слово с английского языка переводится как «поиск». Значит, сегодня вас ожидает поиск-игра, мы с вами будем играть, чтобы найти новые знания с помощью исследования старых предметов, фотографий, картосхемы.

11 СЛАЙД (цель)   Мы будем  анализировать и   обобщать  знания по  истории и культуре родного села, развивать интеллектуальные и творческие способности.  Пройдя все этапы квест - игры, вы станете настоящими знатоками  музея.

12 СЛАЙД   У вас на столах есть Маршрутные листы с названием заданий и инструкции с материалами  для прохождения каждого маршрута в трех разноцветных конвертах.

 Итак, (щелчок на маршрут №1)    Маршрут №1 «Предметы старины далёкой» из  «музея в чемодане». Сначала приглашаю из любой команды помощника для меня,  который выберет экспонаты из школьного музея.

 (Ребенок поворачивается к классу  спиной, учитель показывает детям один предмет из чемодана с вопросом, кому предназначается этот «предмет старины далекой». Так проходит жеребьевка).   Ребята, вы получили музейные экспонаты, т. е. предметы, которые хранятся в музее и выставляются напоказ. У меня к вам большая просьба: бережно отнеситесь к музейным экспонатам, они в единственном экземпляре, это подлинники. Я вам доверяю их и верю, что вы сохраните их. Спасибо.

Теперь можете приступать к выполнению задания №1 «Реши 2 кроссворда», для этого воспользуйтесь инструкцией из красного конверта. Это задание на скорость.

 (Закрыть экран)  (щелчок музыка) (Работа детей, раздача звёздочек 2 и по 1)  

Чтобы узнать, как применялись эти предметы, вам нужно выполнить задание №  2 «Собери картинку». Снова  воспользуйтесь инструкцией из красного конверта. Задание на скорость.

 (щелчок музыка) (Работа детей, раздача звёздочек 2 и по 1).

 Спасибо, ребята, молодцы, вы преодолели   первый  маршрут. Капитаны команд положите красные конверты с инструкциями и материалами 1 маршрута на край стола. Я их заберу. Играем дальше.

 (Открыть слайд) (щелчок на маршрут №2)   

Маршрут №2. - «Село чудное, село древнее…» - Хорошо ли вы знаете свое родное село? Чтобы ответить на этот вопрос, также необходимо выполнить 2 задания.    Первое: «Узнай здание»,  воспользуйтесь инструкцией из синего конверта. Не забывайте, что вы соревнуетесь, кто быстрее, вернее и  больше назовёт зданий. (каждой команде дано по 3 фото с изображениями зданий)

(Закрыть экран) (щелчок музыка)  (Работа детей, раздача звёздочек 2 и по 1). 

Задание 2: «Реши ребус», инструкция в синем конверте.

(щелчок музыка) (Работа детей, раздача звёздочек 2 и по 1)   Ребята, вы угадали слова, которые нужно теперь соотнести с одной из трёх фотографий, которые есть у вас на столе. Молодцы, спасибо, ребята, вы преодолели   второй  маршрут и стали ближе к званию знатока музея. Но вы, наверное, устали, поэтому проведём физминутку. Встаньте и повторяйте движения за мной.

Ребята, твёрже ногу ставь!

Нас путь далёкий ожидает

Вершины гор, стремнины рек

Они в нас силу духа закаляют!

 (Открыть слайд)   (щелчок на маршрут №3)    Играем дальше.  Маршрут №3. -  «Из настоящего в прошлое».  Задание здесь одно  «Угадай загадку». Чтобы выполнить задание, воспользуйтесь инструкцией из белого конверта. Ознакомьтесь с ней внимательно и посмотрите на экран. Мои воспитанники из кружка «Школьный музей» подготовили вам видеозагадки. Для каждой команды по 2 загадки. Угадаете ответ, найдите это слово в подсказке в инструкции  и подчеркните его, чтобы не забыть. По нему вы дальше будете выполнять задание одновременно со всеми командами. Итак видеозагадка для команды … (по очереди команды отгадывают загадки и подчеркивают отгадки в инструкции). Молодцы. А теперь приступайте к выполнению задания о героических улицах села Троицкое. Задание на время, время пошло.

(щелчок музыка)    (Работа детей, раздача звёздочек 2 и по 1) 

Ребята, вы нашли на своих картах схемах подсказки – геометрические фигуры, с помощью которых узнали названия героических улиц нашего села. А теперь вы должны их показать на карте. (приглашает по очереди команды и раздает звездочки за правильные ответы).

13 СЛАЙД   (картосхема села интерактивная) Итак, вы прошли все этапы квест - игры, и стали настоящими знатоками  музея.

14 СЛАЙД  Ребята, По традиции, сложившейся в нашем музее, его посетители оставляют отзыв в книге почётных гостей. И вы, пожалуйста, напишите свои  впечатления от того, что узнали, что запомнили, что понравилось (время ограничено: 1 минута) (щелчок музыка). Спасибо. Ваши отзывы мы сохраним в нашей книге почетных гостей. Нам ценно каждое мнение.

15  СЛАЙД   А теперь подведём  итоги. Давайте посчитаем, сколько каждая из команд заработала звёздочек. 1 команда называет число звёздочек. 2 команда называет число звёздочек, и  3 команда называет число своих звёздочек.  Победителем стала (Щелчок Фанфары) команда  ----- (вручаю каждому члену команды медали), а всем вам, ребята, сладкий приз.

 Спасибо командам за веселую,  интересную квест-игру!  Она  у нас получилась. Мне очень понравилось сотрудничать с вами, вы стали настоящими знатоками музея. Я хочу выразить своё эмоциональное настроение. Оно у меня вот такое  

16  СЛАЙД   (показывает Смайлик). А у вас?  (Смайлики)  Спасибо!

17  СЛАЙД   Музей нам дарит много впечатлений

И учит нас прекрасное ценить,

Мы знаем – память многих поколений

Музеи будут бережно хранить!

Уважаемые ребята и взрослые, приглашаю вас в гости

18  СЛАЙД   в музей боевой и трудовой славы Троицкой школы  имени Г. К. Жукова.  Я не прощаюсь с вами, а говорю вам: «До свидания! До новой встречи!».



Предварительный просмотр:

Музей осуществляет свою работу в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании» Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493)
  •  Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.)
  • Письмо Министерства  образования  РФ  №  28-51-181/  16  от  12.03.2003г.  «О  деятельности  музеев образовательных  учреждений»  
  • Программа  туристско-краеведческого  движения  обучающихся  Российской  Федерации  «Отечество» (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 07.12.1998г.)
  • Устав МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова» (Постановление Главы Целинного РМО РК (ахлачи) от 04.03.2016г.)
  • Приказ об открытии школьного музея № 7 от 29 декабря 1982г.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………….3

2. Учебно-тематический план ……………………………………………….........7

3. Содержание программы…………………………………………………………8

4. Методическое обеспечение программы………………………………………12

5. Список литературы……………………………………………………………..16

1. Пояснительная записка

Программа кружка «Школьный музей» – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности, разработанная с учетом методических рекомендаций к разработке программ дополнительного образования детей и на  основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493);  Основным нормативно-правовым документом является Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, который устанавливает понятие и цели дополнительного образования  (гл.10, ст. 75); место дополнительного образования в структуре системы образования  РФ (гл.1,ст.2); виды, подвиды дополнительного образования (гл. 2, ст.10); разновидности дополнительных образовательных программ (гл. 10, ст.75); типы образовательных организаций, в которых реализуются программы дополнительного образования детей (гл. 2, ст. 23). [7].

Актуальность программы заключается в том, что именно школьный музей служит центром гражданско-патриотического воспитания обучающихся и является особой образовательной средой. Ведь благодаря его деятельности учащимися усваиваются историко-краеведческие знания, развиваются  сотворчество, активность, самостоятельность учащихся, воспитываются патриотизм и высокая гражданская активность детей в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды музейных материалов.

Новизна программы состоит в том, что образование и воспитание обучающихся осуществляется на музейном материале, который связан с историей их родного села, школы, семьи в контексте истории Республики Калмыкия и России. В этом и заключаются отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.

Цель программы: гражданско-патриотическое воспитание и дополнительное образование детей средствами музейной педагогики.

Задачи программы:

  • Общекультурная задача программы - развитие высоконравственной культурной  личности с активной гражданской позицией, любящей свою страну, уважающей традиции своего народа, успешно социализирующейся;
  • Развивающая задача – приобретение необходимых теоретических и практических умений и навыков в работе с музейным фондом, в работе по сбору, оформлению и экспонированию материалов, в экскурсионной деятельности;
  • Общеобразовательная задача - развитие познавательного интереса к изучению истории родного края, привитие навыка самостоятельной работы с литературой, воспитание  стремления к получению научных знаний с использованием литературы, средств массовой информации и интернета; организация научно-исследовательской работы;
  • Коммуникативная задача – создание благоприятной творческой атмосферы для осуществления совместной деятельности в группе воспитанников на основе взаимопонимания; организация сотрудничества с педагогами и сверстниками, привитие навыков монологической и диалогической форм речи.

В ходе усвоения программы  учащиеся должны знать:

  • основные принципы работы музея, музейную терминологию, правила поведения в музее;
  • основные экспозиции музея, их тематику;
  • историю родного края;
  • известных людей нашего села, ветеранов ВОВ;
  • специальную литературу по вопросам гражданско-патриотического воспитания.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с литературными и архивными источниками;
  • самостоятельно осуществлять поиск экспонатов для музея;
  • проводить в музее экскурсии для детей и взрослых;
  • оформлять выставки и готовить материалы для экспозиции;
  • готовить тематические презентации;
  • проводить элементарные исследования по темам проектов;
  • изготавливать некоторые экспонаты своими руками, а также проводить их реставрацию;
  • фотографировать и рисовать музейные объекты.

Возраст детей: 10-15 лет (5-9-х классы)

Сроки реализации: 1 год 

Режим занятий: программа изучается модульно 2 часа в неделю с сентября по май. Всего 68 часов.

Основными формами работы кружка являются:

  • лекции;
  • экскурсии;
  • консультации;
  • литературные и исторические гостиные (уроки Мужества, классные часы, литературно-музыкальные композиции)
  • встречи с интересными людьми;
  • исторические и географические игры, викторины;
  • создание презентаций;
  • посещение школьных музеев и музеев республики;
  • посещение библиотек;
  • оформление выставок, обновление экспозиций;
  • встречи с ветеранами войны - тружениками тыла -  и боевых действий;
  • участие в районных и республиканских конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • в обучающей сфере – приобретение учащимися знаний по истории села Троицкое, Целинного района, Республики Калмыкия и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России; усвоение обучающимися основ экскурсоводческой деятельности и научно-исследовательской работы исторической направленности; увеличение количества экспозиций; пополнение фонда музея новыми экспонатами; активизация деятельности учащихся в рамках гражданского воспитания;
  • в воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, чувства сострадания и милосердия; достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края; повышение уровня воспитанности ребят.
  • в развивающей сфере – приобретение обучающимися навыков общения с аудиторией, работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания и в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Способы определения их результативности

  •  викторины, творческие работы
  • игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
  • учебно-исследовательские проекты

Формы подведения итогов реализации программы

  • организация выставок
  • проведение экскурсий
  • участие детей в творческих конкурсах и учебно-исследовательских конференциях
  • КТД «Наш музей».

2. Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»

№ п/п

Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

(кол-во часов)

1.

Основные понятия и термины музееведения

2

-

2

2.

Наследие в школьном музее.

2

-

2

3.

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

2

-

2

4.

Функции школьного музея

2

-

2

5.

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

2

-

2

6.

Туристско-краеведческое направление

2

4

6

7.

Наша школа в истории края

2

4

6

8.

Экспозиции школьного музея

4

4

8

9.

Тексты в музейной экспозиции

2

4

6

10.

Экскурсионная работа в школьном музее

4

6

10

11.

Военная слава земляков

2

5

7

12.

Моя семья и родной край

2

5

7

13.

Родной край в истории государства российского

4

4

8

Итого:

32

36

68

3. Содержание программы

Тема 1. Основные понятия и термины музееведения (2 часа) Теоретические занятия (2часа). Основные понятия: вернисаж, фонды, экскурсия, экспозиция. Знать о развитии государственно-общественной системы музейного дела.

Тема 2. Наследие в школьном музее (2 часа)

Теоретические занятия (2часа). Понятие об историко-культурном наследии калмыцкого народа  и природном наследии родного края. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Тема 3. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.(2 часа) Теоретические занятия (2 часа). Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ. Положение, устав, права и обязанности юных музееведов.Знать права и обязанности музееведов, обсуждать и дорабатывать устав юных музееведов.

Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)

Теоретические занятия (2 часа). Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Тема 5.  Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. (2 часа)

Теоретические занятия (2 часа). Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Социальные функции школьного музея. Знать структуру школьного музея уметь осуществлять деятельность в его подразделениях.

Тема 6. Туристско-краеведческое направление обучающихся (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа). Цели, задачи, участники музейного движения. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах республики. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах.

Практические занятия (4 часа). Подготовка  и участие обучающихся в районной конференции «Бичкн Торскм», «Первые шаги в науку», «От исследования – к научному поиску»

Тема  7. Наша школа в истории Калмыкии. (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа). История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Активисты музея. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных и республиканских архивах.

Практические занятия (4 часа). Выявление педагогов и выпускников школы разных лет, активистов музея. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, активистов музея, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение современной летописи школы.

Тема 8. Экспозиции школьного музея (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа). Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия (4 часа). Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

Тема 9. Тексты в музейной экспозиции (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа). Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих  и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия (4 часа). Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 10. Экскурсионная работа в школьном музее (10 часов)

Теоретические занятия (4 часа). Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (6 часов). Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

Тема 11. Военная слава земляков (7 часов)

Теоретические занятия (2 часа). Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России.

Практические занятия (5 часов). Выявление ветеранов ВОВ-тружеников тыла, выпускников школы - кадровых военных,  участников боевых действий. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ-тружеников тыла и других военных действий. Книга Памяти школы.

Тема 12. Моя семья и родной край (7 часов)

Теоретические занятия (2 часа). Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия (5 часов). Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 13. Родной край в истории государства российского (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа). Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Практические занятия (4 часа). Экскурсии по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Составление презентаций, изготовление буклетов, альбомов, папок.

4. Методическое обеспечение программы

        Основой  реализации программы является школьный музей боевой и трудовой славы. Профиль музея:  краеведческий.

        Музей был создан в 1982 году, паспортизирован в 2010 году .

        Музей осуществляет свою работу в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании» Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ 
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493)
  •  Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.)
  •  Письмо Министерства  образования  РФ  №  28-51-181/  16  от  12.03.2003г.  «О  деятельности  музеев образовательных  учреждений»  
  • Программа  туристско-краеведческого  движения  обучающихся  Российской  Федерации  «Отечество» (Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 07.12.1998г.)
  • Устав МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова» (Постановление Главы Целинного РМО РК (ахлачи) от 04.03.2016г.)
  • Приказ об открытии школьного музея № 7 от 29 декабря 1982г.

Формы занятий по каждой теме

Тема 1. Основные понятия и термины музееведения.  (2 часа) Теоретические занятия 

Лекция. Беседа.

Тема 2. Наследие в школьном музее (2 часа)

Теоретические занятия 

Лекция. Беседа. Викторина.

Тема 3. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина (2 часа) Теоретические занятия 

Лекция. Беседа. Игра.

Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)

Теоретические занятия

Лекция. Беседа.

Тема 5.  Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. (2 часа)

Теоретические занятия

Лекция. Презентация. Беседа.

 Тема 6. Туристско-краеведческое направление обучающихся (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа).

Лекция. Беседа. Виртуальная экскурсия.

Практические занятия (4 часа). 

Посещение библиотеки. Встречи с интересными  людьми. Экскурсии. Консультации. Создание презентаций.

Тема  7. Наша школа в истории Калмыкии. (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа).

Лекция. Презентация. Беседа. Экскурсия по школьному музею.

Практические занятия (4 часа).

Литературные и исторические гостиные. Оформление выставок.  Обновление экспозиций.

Тема 8. Экспозиции школьного музея (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа).

Лекция. Презентация. Беседа. Викторина. Игра. 

Практические занятия (4 часа).

Практикум по разработке плана экспозиции и темы проектов. Диспут.

Тема 9. Тексты в музейной экспозиции (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа).

Лекция. Беседа.

Практические занятия (4 часа)

 Игра-практикум по составлению этикеток  к экспонатам. Игра по размещению текстов в экспозиции.

Тема 10. Экскурсионная работа в школьном музее (10 часов)

Теоретические занятия (4 часа). 

Лекция. Виртуальная экскурсия. Беседа. Презентация. Викторина.

Практические занятия (6 часов).

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Инсценировка.

Тема 11. Военная слава земляков (7 часов)

Теоретические занятия (2 часа).

Беседа. Презентация. Экскурсия по школьному музею.

Практические занятия (5 часов).

Посещение Отдела социальной защиты населения по Целинному району. Встреча с ветеранами ВОВ – тружениками тыла, выпускниками школы –   кадровыми военными,  участниками боевых действий. Создание памятных альбомов. Проведение патриотических акций «Забота», «Алые звезды», «Никто не забыт, ничто не забыто».

Тема 12. Моя семья и родной край (7 часов)

Теоретические занятия (2 часа).

Лекция. Сообщения о семейных преданиях, традициях и реликвиях.

Практические занятия (5 часов).

Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Диспут.

Тема 13. Родной край в истории государства российского (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа).

Лекция. Виртуальная экскурсия. Презентация.

Практические занятия (4 часа).

Экскурсии по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Составление презентаций, изготовление буклетов, альбомов, папок.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

  • Словесный – убеждение, передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  • Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
  • Поисковый - сбор информации по интересующей теме, теме проекта.
  • Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов    школьного    музея    для    развития    мыслительной,    интеллектуально-познавательной деятельности.

Образовательные технологии

  • Проектная деятельность
  • ИКТ
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Работа в группах

Дидактический материал:

  • стенды, фотографии;
  • видеофильмы, диски;
  • архивные видеозаписи, документы.

Техническое оснащение занятий:

  • компьютер, экран, проектор
  • принтер, сканер
  • фотоаппарат

Формы подведения итогов*

(*Данные формы применяются модульно после изучения соответствующих тем)

  • Конкурсы сочинений, рисунков, стихотворений, плакатов
  • Организация выставок
  • Проведение экскурсий
  • Учебно-исследовательские конференции
  • Коллективные творческие дела (КТД)

5. Список литературы

Литература для учителя:

1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.

2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.

3. Горелик Ф.Б Воспитывая ребенка, формируем мировоззрение - Москва: Просвещение, 2003.- 201с.

4. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., - 1982

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие/ М.И.Рожков - Ярославль: Академия развития, 2003.

6. Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.

7. Самхаева Е. А. Современные требования к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. – Элиста, 2016г

8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

Литература для учащихся

1. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2001.

2. Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

3. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

4. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий. - М.: Профиздат, 2000

5. Энциклопедия для детей. – Т.13: Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта, 2000.

Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы  о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

3.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

сайты: -- Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

        -- Природа России priroda.ru

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;

цифровые карты и космические снимки.

        

        


Предварительный просмотр: