Учебно-методический материал

Бадмаева Лариса Александровна

На странице размещены разработки уроков, внеклассных мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Бадмаева Лариса Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 5 «Б»      Дата: 27.11.15.

УМК Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.

Тема урока: Согласные звуки, твердые и мягкие

Место и роль урока в изучаемой теме: систематизация знаний, полученных в начальной школе, и открытие нового знания в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Цель: 

- систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации; дать понятие твёрдости-мягкости, парности – непарности по твердости-мягкости;  формировать умение различать их;  составлять транскрипции слов; расширять знания учащихся в области фонетики, лексикологии.

- развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

- воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка; расширять  кругозор обучающихся; воспитывать эстетический вкус.

Задачи:  

- развитие речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование универсальных учебных действий (ууд): личностных, предметных, метапредметных

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

УУД: личностные: интерес к изучению языка; стремление к речевому самосовершенствованию;  интерес к созданию текста в письменной форме;

предметные: знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков;   знать   о   смыслоразличительной   роли   согласных   звуков, знать пары согласных по твердости - мягкости, а также непарные согласные; знакомство с элементами транскрипции  ([']). Уметь  различать согласные  звуки, по твердости-мягкости;  называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного;

метапредметные: познавательные: формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач; извлекать нужную информацию;

коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; уметь оценивать свою работу

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» ч.1  под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т.А.;  разноцветные карточки для определения настроения, мультимедийный проектор;  компьютер; раздаточный материал.   

Ход урока.

1 этап. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Будем продуктивно сотрудничать с вами. Желаю успеха!

2 этап. - Сегодня мне помогут начать урок Милана, Максим и Саша. Пожалуйста, ребята, вам слово!

- Спасибо всем! Так какая была ошибка в употреблении слов фонетика, музей, тема, текст?

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Верно. Запишите тему урока: Согласные звуки, твердые и мягкие. (Слайд 1)

3 этап. - Ребята, мы оказались в королевстве Фонетики. Путешествовать по нему нам будут помогать двое сказочных братишек-мишек. Но у них нет имен. Я вам предлагаю придумать такие имена, чтобы они были односложные и чтобы у одного из них начальный согласный был бы мягкий, а у другого – твердый.

Спасибо!

- А теперь кто из вас пойдет и запишет на доске транскрипцию их имен?

- Объясните, что означает слово транскрипция? (это запись слов в полном соответствии с их звучанием)

- Для чего поставили запятую?

- Слово транскрипция по происхождению русское слово или заимствованное?

- Из какого языка оно было заимствовано?

- Совершенно верно.

- В королевстве Фонетики мишкам отведена почётная роль: Том следит за тем, чтобы твёрдые согласные правильно звучали и записывались. А Тим отвечает за мягкое звучание согласных и их написание.

Попробуйте предположить, чему нас сегодня будут учить Тим и Том в королевстве Фонетики? 

Верно, цель нашего урока: (Слайд 2)

Знать:

  • О различии твердых и мягких согласных
  • Об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова
  • О парных и непарных по мягкости – твердости согласных

Уметь:

  • Различать твердые и мягкие согласные
  • Обозначать мягкость согласных при фонетической записи слова
  • Соблюдать нормы произношения согласных в словах

4 этап. - Обратимся к нашему учебнику. Откройте стр. 127 и прочитайте правило для заучивания. Какого цвета условное обозначение?

- Читайте внимательно, чтобы ответить, какая информация для вас новая, а какая -  известная?

- Запишите парные согласные по твердости-мягкости и непарные согласные: те, которые всегда твердые,  и те, которые  всегда мягкие, в виде таблицы. (Учитель помогает составить таблицу) (Слайд 3)

- А теперь поиграем, потренируемся в распознавании твердых и мягких согласных.

1. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью-твердостью согласных. (Учитель называет твердый вариант, а учащиеся называют мягкий.) Игра с мячом – физминутка.

мал - ...

нос – ...

ток – ...

лук - ...

мыл - ...

лыс – ...

воз – ...

был – ...

пыл – ...

выл - ...

Какую особенность вы заметили, при названии твердого и мягкого звуков? – Меняется смысл слов.

- Мишка Тим просит вас, ребята, назвать слова, в которых есть только звуки, имеющие пары по твёрдости-мягкости. А Том просит назвать слова, в которых есть звуки, не  имеющие пары по твёрдости-мягкости из данного предложения: (Слайд 4)
Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подра
жанья.

- Запишите, пожалуйста, парные и непарные звуки по твердости-мягкости из слов, которые вы назвали

(Имеющие пары: день, тюлень, пример, для

Не имеющие пары: целый, лежит, лежать, ему, жаль, тюленье, прилежанье, подражанья

Дети записывают: парные -[д][д,][н][н,][т][т,][л] [л,][п][п,][р][р,]; непарные - [ц][й] [ж])

- Следующие задания от Тима и Тома: (Слайд 5)

 Задание 1. Сколько звуков [ш] в предложении:   Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.   (четыре)

Задание 2. Сколько звуков [ц] в предложении:  Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск.  (пять)

Задание 3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

А) родной   Б) шесть   В) широко (прав.)   Г) час

- Решите фонетическую задачу. (Слайд 6)

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов:

 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?

А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.

Ответ: Б.

- Найди лишнее слово по твёрдости-мягкости согласных звуков: (Слайд 7)

тишина, песня, у речки;

дар, дети, дорога;

- Объясните, почему они лишние?

- Все верно. Ой, подождите. Тим что-то хочет нам сказать. (учитель подносит игрушку к уху). Он говорит, что нужно посмотреть в учебник на запись в рамочке, стр. 128.

- Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и. (Слайд 8)

- Что это значит? (Сигналы мягкости показывают нам, что стоящие перед ними буквы надо читать как мягкие звуки)

- Том предлагает нам собрать букет. Игра «Соберите букет». (Слайд 9)

1 ряд

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2 ряд

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только мягкие звуки.

3 ряд

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются и твердые, и мягкие звуки.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, лилия, колокольчик, жимолость, лютик. 

(Слайд 10) (1 ряд: роза, ромашка, ландыш, астра, нарцисс     2 ряд: сирень, лилия  

3 ряд: цикорий, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик)

- Назовите сигналы мягкости, по которым вы определили мягкость звука.  (и, е, ь, ю)

- А какие звуки в записанных словах всегда мягкие? ( й, ч)

 - Все верно.

А сейчас я научу вас выполнять фонетический разбор с учетом новых знаний.

Сигнал - (учитель записывает характеристику звуков)

- Пришло время записать Д/З и оценить нашу работу на уроке(Слайд 11)

- Д/З:  упр. 280 + фонетический разбор двух слов на выбор; упр. 281.

- Пожалуйста, оцените свою работу на уроке, нарисовав в тетради: звездочку – «5», квадратик – «4», треугольник – «3».

-  И в заключение, поднимите смайлик своего настроения! Спасибо за улыбки! До свиданья!

- Спасибо за урок. (Слайд 12)

Резервные задания(Слайд 13,14)

Вставь пропущенные буквы.

1. Шапоч…ка, ден…ки, печ…ка, пис…мо, поч…ки, бор…ба, мал…чик, белен…кий, клеточ…ка, июн…ский, точ…ка, птен…чик, прос…ба, реч…ка, июл…ский, туч…ка, печ…ник, ден…ги, соч…ный, гор…кий, погон…щик, пал…чик.

2. Клубни…ное варенье, сро…ная работа, солне…ный день, кроше...ный сын, весëлая страни…ка, зелëная ëло…ка, красное ябло…ко.

Подчеркни слова, которые начинаются непарным твердым согласным звуком.

Квартал, жюри, магазин, шофер, планер, цыпленок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Согласные звуки, твердые и мягкие. Урок русского языка в 5«б»классе. Учитель: Бадмаева Л.А. МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова»

Слайд 2

Цель Знать: О различии твердых и мягких согласных Об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова О парных и непарных по мягкости – твердости согласных Уметь: Различать твердые и мягкие согласные Обозначать мягкость согласных при фонетической записи слова Соблюдать нормы произношения согласных в словах

Слайд 3

Согласные звуки, твердые и мягкие Парные Непарные Всегда твердые Всегда мягкие [б] [б'] [н] [н'] [в] [в'] [п] [п'] [г] [г‘] [р] [р'] [д] [д‘] [с] [с'] [з] [з'] [т] [т'] [к] [к'] [ф] [ф'] [л] [ л'] [х] [х'] [м] [м'] [ж] [ - ] [ш] [ - ] [ц] [ - ] [ - ] [й'] [ - ] [ч'] [ - ] [щ']

Слайд 4

Подумаем вместе! Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежанье — Не пример для подражанья. Слова, в которых согласные звуки имеют пары по твердости-мягкости: день, тюлень, пример, для Слова, в которых есть согласные звуки, не имеющие пары по твердости-мягкости: целый, лежит, лежать, ему, жаль, тюленье, прилежанье, подражанья

Слайд 5

Ответьте на вопросы Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре) 2. Сколько звуков [ц] в предложении: Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск. (пять) 3. В каком слове все согласные звуки твёрдые? А) родной Б) шесть В) широко Г) час (широко)

Слайд 6

Решите фонетическую задачу Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ ? А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все. Ответ: Б.

Слайд 7

Найди лишнее слово 1) тишина, песня, у речки; 2) дар, дети, дорога; тишина, дети - Объясните, почему они лишние?

Слайд 8

Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и. Сигналы мягкости показывают нам, что стоящие перед ними буквы надо читать как мягкие звуки

Слайд 9

1 ряд. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки. 2 ряд. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только мягкие звуки. 3 ряд. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются и твердые, и мягкие звуки. Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, лилия, колокольчик, жимолость, лютик. Игра «Соберите букет».

Слайд 10

Ответ: 1 ряд: роза, ромашка, ландыш, астра, нарцисс 2 ряд: сирень, лилия 3 ряд: цикорий, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик

Слайд 11

Д/З § 53, упр. 280 + фонетический разбор двух слов на выбор; упр. 281 Оцените свою работу на уроке: звездочка – «5» квадратик – «4» треугольник – «3»

Слайд 13

Подчеркни слова, которые начинаются непарным твердым согласным звуком Квартал, жюри, магазин, шофер, планер, цыпленок жюри, шофер, цыпленок

Слайд 14

Вставь пропущенные буквы. Шапоч…ка, ден…ки, печ…ка, пис…мо, поч…ки, бор…ба, мал…чик, белен…кий, клеточ…ка, июн…ский, точ…ка, птен…чик, прос…ба, реч…ка, июл…ский, туч…ка, печ…ник, ден…ги, соч…ный, гор…кий, погон…щик, пал…чик. 2. Клубни…ное варенье, сро…ная работа, солне…ный день, кроше...ный сын, весëлая страни…ка, зелëная ëло…ка, красное ябло…ко.



Предварительный просмотр:

Урок-практикум по русскому языку в 9 «Б» классе по теме «Обобщение изученного по СПП»

Цели урока:

Знать отличительные признаки сложноподчинённого предложения, виды придаточных предложений, виды подчинения;

Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса СПП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. Создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности;
  • проведение различных видов анализа;
  • осознание эстетической функции родного языка;.

2. Метапредметные :

  • овладение приемами выделения необходимой информации;
  • использование знаньевой рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;
  • овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
  • формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;
  • формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;
  • формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;
  • формирование навыков управления поведением партнера;
  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас открытый урок. Давайте поприветствуем гостей. Спасибо. Садитесь, пожалуйста! И внимание на экран!

Слайд 2. Что вы видите? (узел) Какой фразеологизм вам известен с данным словом?  

Слайд 3. Гордиев узел. Разрубить Гордиев узел. Спасибо за ответы. Предлагаю задание по вариантам: 1 в. – объяснить значение фразеологизма Гордиев узел; 2 в. – объяснить значение слова «узел».

Слайд 4. Значения слова «Узел»

  • Место, где туго соединены, связаны концы чего-нибудь, или петля, стянутая на чем -нибудь
  • Вещи, увязанные в кусок мягкого материала
  • Единица скорости судна, равная одной морской миле в час
  • Скопление клеток, утолщение
  • Место скрещивания, связи чего-нибудь (магистралей, линий связи)
  • Часть механизма или техническое устройство, представляющие собой сложное соединение деталей, отдельных частей

Источник: Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова

Слайд 5.

Го́рдиев узел — чрезвычайно сложный узел, завязанный, согласно древнегреческой мифологиифригийским царём Гордием, а впоследствии рассечённый мечом Александра Македонского.

В переносном смысле выражение «гордиев узел» означает всякое запутанное сплетение обстоятельств, а выражение «разрубить гордиев узел» — разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, какие-либо затруднения прямолинейным способом.

Спасибо за ответы. А я вам расскажу Легенду о Гордии и Александре Македонском.

Слайд 6. Согласно античной легенде, когда царство Фригия осталось без правителя, фригийцы обратились к оракулу за советом, кого выбрать царём. Оракул предсказал, что избрать нужно того, кого они первым встретят едущим на повозке по дороге к храму Зевса. Этим человеком оказался простой земледелец Гордий. Став царём Фригии, он основал столицу, дав ей своё имя, а в цитадели города установил свою повозку, благодаря которой пришёл к власти, опутав ярмо повозки сложнейшим узлом из кизилового лыка. По преданию, считалось, что человек, который сумеет распутать этот «гордиев узел», станет властителем всей Азии[2].

И вот, в 334 году до нашей эры, столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности — Александр Македонский. Большинство древних писателей-историков сообщает, что молодой воин вошёл в древний храм, пригляделся к прославленному узлу и, вместо его распутывания, выхватил меч и рассёк его одним ударом[3][4]. Жрецы истолковали это так: «Он завоюет мир! Но мечом, а не дипломатией». Однако, по рассказу Аристобула, «Александру легко удалось разрешить задачу и освободить ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк — так называемый „гестор“, которым закрепляется яремный ремень»..

- Скажите, ребята, почему я обратила ваше внимание на слово узел и на фразеологизм Гордиев узел?  (это связано с уроком) Каким образом? Мы будем разрешать проблемы, связанные с изученными темами по русскому языку. Вам будут предложены разные задания-узелки. Возможно, какие-то из них вы  решите одним махом, а другие – терпеливо, распутывая с умом. В конце урока я попрошу вас поделиться своим мнением.

А сейчас предлагаю вам определить тему и цель сегодняшнего урока.

Слайд 7. Записаны предложения: 1). Только тот предмет который и(с,з)пользуется в практике получа..т наименование. 2). Уд..вительно что может (с,з)делать один луч(?) со..нца с душ..й человека! 3).Нет в..личия там где нет простоты добра и правды.

         - О чем пойдет речь на уроке? (О СПП, орфографии и пунктуации). Для чего мы будем говорить об этом?        (Чтобы развивать  умения и навыки по СПП; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость)

Слайд 8. - Итак, запишите тему урока: «Обобщение изученного о СПП».

Слайд 9. Записаны предложения: 1). Только тот предмет который и(с,з)пользуется в практике получа..т наименование. 2). Уд..вительно что может (с,з)делать один луч(?) со..нца с душ..й человека! 3).Нет в..личия там где нет простоты добра и правды.

И перед вами первый узелок, который надо распутать! Снова работаем в группах: 1 ряд записывает первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд – третье. Задание для всех: расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, определить вид придаточного. 2 минуты у вас.

(Слушаем ответы детей. Проверяем по слайду).

Слайд 10. Проверка 

1). Только тот предмет, который используется в практике, получает наименование. ( определительное) 2). Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! (изъяснительное) 3).Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (обстоятельственное)

Спасибо за ответы. Молодцы! А сейчас поиграем в «Да-нетку»

Слайд 11.  (если утверждение правильное, говорим «да», если утверждение неверное – «нет»):

  1. Выстрелы звучали резко и сухо, как будто где-то поблизости кололи дрова. (Придаточное обстоятельственное)                                                                                                                     ДА
  2. Как я рада, что ныне вода под бесцветным ледком замирает. (Придаточное изъяснительное)                                                                                                                                                         ДА
  3. Чтобы любить музыку, надо ее слушать. (Придаточное определительное) НЕТ
  4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Придаточное определительное)  НЕТ
  5. Солнце озарило избу так быстро и неожиданно, что и бабушка, и внук перестали разговаривать. (Придаточное обстоятельственное)                                                                   ДА 
  6. Рассказ о семи чудесах света люди придумали, когда землю почти не знали. (Придаточное изъяснительное)                                                                                                                           НЕТ
  7. Он встал рано и, чтобы не разбудить никого в доме, ушел гулять в сад. (Придаточное обстоятельственное)                                                                                                                      ДА
  8. Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности. (Придаточное определительное)                                                                                                  ДА
  9. Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта! (Придаточное изъяснительное)        НЕТ
  10. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна… (Придаточное изъяснительное)             ДА

Молодцы! Спасибо!

(Cлайд 12.)

Переходим к следующему узелку: найти и выписать из данных предложений СПП, определить вид придаточного. Работаем индивидуально. Кто будет готов, поднимите руку.

  1. Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать. (СПП, с придаточным определительным)
  2. Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.
  3. Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (СПП, с придаточным определительным)
  4. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. (СПП, с придаточным изъяснительным)
  5. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

Следующий узел и по видам придаточных предложений, и по способам подчинения. Работаете в парах, как сидите. Каждая пара получает по три одинаковых листа с заданиями, выполнить нужно все задания. При проверке задания проецируются на доске

(Cлайд 13.) 1 . Работа с изъяснительными предложениями.

  • Найдите «3 лишнее».

1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)

2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов) (лишнее, т.к. СПП с придаточным определительным)

3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)

  • Замените прямую речь косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
  • Определите вид придаточного. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как ), (как ) и (как ).

(Cлайд 14.) 2. Работа с придаточными определительными.

  • Составьте схемы предложений.

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фейхтвангер)

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.(Р.Тагор)

  • Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом.

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

(Cлайд 15.) Работа с придаточными обстоятельственными.

  • Записать предложение, составить схему. Определить значение придаточного и способ подчинения.

Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Слайд 16 . индивидуальное задание у доски. Определите вид подчинения. Обоснуйте свой ответ.

  • Ася оставалась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какою её я видел в последний раз. - однородное
  • Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое. - неоднородное
  • Княжна Мария умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет. – последовательное

Слайд №17. Проверка

Узелок следующий.  Проверочная работа  (проверяем по слайду)

Слайд №18. ТЕСТ

1- В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?

  1. который, куда, также; +
  2. если, так как, чтобы;
  3. и, однако, откуда.

2.Укажите сложноподчиненное предложение:

  1. Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. +
  2. Безгранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами.

3.Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной

1)Пока старик растоплял печь, (2) уже рассвело.

4.. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным?

  1. У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.
  2. Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.
  3. Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое. +
  4. Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

5. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является изъяснительным?

  1. На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя .
  2. Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус - это прежде всего чувство меры.
  3. Настала минута, когда я понял всю цену этих слов. +
  4. Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению.

Слайд №19. 

6. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное цели ?

  1. Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем .
  2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки. +
  3. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.
  4. Если за день ничему не научился, значит, весь день шел назад.

7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное времени?

  1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески.
  2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. +
  3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко .
  4. Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

8. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное образа действия?

  1. В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.
  2. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось. +
  3. Вследствие того, что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.
  4. Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно гневно.

9. Найдите предложение (я), в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.(Б, Д)

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.

10. Укажите СПП, в котором(ых) придаточное стоит в середине главного.(Б.Д.)

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.

Проверка Слайды 20-21.

Учитель : Мы успешно справились с распутыванием узелков. Назовите те задания, которые вы легко, без усилий, выполнили, и те, над которыми пришлось подумать.  Спасибо за работу! Вы молодцы!

 И в заключение урока я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Выберите одну фразу и закончите ее.  Она  должна быть СПП. (Cлайд  22)

  1. Главным для меня на уроке было то, …
  2. Меня порадовало на уроке то, …
  3. Теперь я буду знать, что …
  4. Меня огорчило то, что …
  5. Итогом урока считаю …
  6. Теперь я буду знать …
  7. Я рад, что…
  8. Я хотел бы, чтобы…

- Я желаю вам, ребята, завязать на память наши узелки, чтобы те знания и умения, которые сегодня мы обобщили, остались с вами надолго. Слайд 23. Домашнее задание: упр. 177, стр 115-116. Устный пересказ текста о С.И. Ожегове

Оценки:

1 . Работа с изъяснительными предложениями.

  • Найдите «3 лишнее».

1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)

2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)

3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)

  • Замените прямую речь косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
  • Определите вид придаточного. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как ), (как ) и (как ).

2. Работа с придаточными определительными.

  • Составьте схемы предложений.

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фейхтвангер)

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.(Р.Тагор)

  • Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом.

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

Работа с придаточными обстоятельственными.

  • Записать предложение, составить схему. Определить значение придаточного и способ подчинения.

Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

1 . Работа с изъяснительными предложениями.

  • Найдите «3 лишнее».

1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)

2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)

3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)

  • Замените прямую речь косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
  • Определите вид придаточного. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как ), (как ) и (как ).

2. Работа с придаточными определительными.

  • Составьте схемы предложений.

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фейхтвангер)

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.(Р.Тагор)

  • Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом.

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

Работа с придаточными обстоятельственными.

  • Записать предложение, составить схему. Определить значение придаточного и способ подчинения.

Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

ТЕСТ. Вариант 1

1- В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?

  1. который, куда, также; 2.    если, так как, чтобы; 3.    и, однако, откуда.

2.Укажите сложноподчиненное предложение:

1. Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

2. Безгранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами.

3.Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной

1)Пока старик растоплял печь, (2) уже рассвело.

4.. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным?

1. У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

2. Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.

3. Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое.

4. Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

5. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является изъяснительным?

1. На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя .

2. Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус -  это прежде всего чувство меры.

3. Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

4. Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению.

ТЕСТ. Вариант 2

6. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное цели ?

1. Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.

2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки.

3. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

4. Если за день ничему не научился, значит, весь день шел назад.

7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное времени?

1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески.

2. Как только стало светать, мы двинулись дальше.

3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко .

4. Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

8. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное образа действия?

1. В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.

2. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.

3. Вследствие того, что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.

4. Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно гневно.

9. Найдите предложение(я), в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.

10. Укажите СПП, в котором(ых) придаточное стоит в середине главного.

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Мир освещается солнцем, а человек — знанием МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова » Учитель русского языка и литературы: Бадмаева Л.А.

Слайд 3

Значения слова «узел » Место , где туго соединены, связаны концы чего-нибудь, или петля, стянутая на чем -нибудь Вещи , увязанные в кусок мягкого материала Единица скорости судна, равная одной морской миле в час Скопление клеток, утолщение Место скрещивания, связи чего-нибудь (магистралей, линий связи) Часть механизма или техническое устройство, представляющие собой сложное соединение деталей, отдельных частей Источник: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова

Слайд 4

Го́рдиев узел — чрезвычайно сложный узел, завязанный, согласно древнегреческой мифологии, фригийским царём Гордием, а впоследствии рассечённый мечом Александра Македонского; (в переносном смысле) всякое запутанное сплетение обстоятельств, а выражение «разрубить гордиев узел» — разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, какие-либо затруднения прямолинейным способом.

Слайд 6

1). Только тот предмет который и( с,з )пользуется в практике получа ..т наименование. 2 ). Уд.. вительно что может ( с,з )делать один луч(?) со.. нца с душ..й человека! 3 ).Нет в.. личия там где нет простоты добра и правды.

Слайд 7

Тема урока: «Обобщение изученного о СПП» Цель : развивать умения находить сложноподчинённые предложения , определять виды придаточных в СПП, виды их подчинения, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость

Слайд 8

1). Только тот предмет который и( с,з )пользуется в практике получа ..т наименование. 2 ). Уд.. вительно что может ( с,з )делать один луч(?) со.. нца с душ..й человека! 3 ).Нет в.. личия там где нет простоты добра и правды.

Слайд 9

Проверьте 1). Только тот предмет , который и с пользуется в практике , получа е т наименование. (определительное ) 2 ). Удивительно , что может с делать один лу ч со л нца с душ о й человека! (изъяснительное ) 3). Нет в е личия там , где нет простоты , добра и правды. (обстоятельственное)

Слайд 10

Игра «Да – нет» 1. Выстрелы звучали резко и сухо, как будто где-то поблизости кололи дрова. (Придаточное обстоятельственное ) 2. Как я рада, что ныне вода под бесцветным ледком замирает. (изъяснительное ) 3 . Чтобы любить музыку, надо ее слушать. (определительное ) 4 . Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (определительное ) 5 . Солнце озарило избу так быстро и неожиданно, что и бабушка, и внук перестали разговаривать. (обстоятельственное ) 6 . Рассказ о семи чудесах света люди придумали, когда землю почти не знали. (изъяснительное ) 7 . Он встал рано и, чтобы не разбудить никого в доме, ушел гулять в сад. (обстоятельственное ) 8 . Ум есть драгоценный камень, который более красиво играет в оправе скромности. (определительное ) 9 . Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта! (изъяснительное ) 10 . Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна… (изъяснительное)

Слайд 11

Выписать из данных предложений СПП, определить вид придаточного 1. Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать. 2. Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе. 3. Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. 4. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. 5. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

Слайд 12

Выписать из данных предложений СПП, определить вид придаточного 1. Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать . - обстоятельственное 2. Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе. 3. Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков . - определительное 4. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом . - изъяснительное 5. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

Слайд 13

Работа с изъяснительными предложениями. • Найдите «3 лишнее». 1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л . Толстой ) 2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф . Фатьянов ) 3. Вмиг по речи те спознали , что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. ( А.Пушкин ) • Замените прямую речь косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку ». - К. Паустовский утверждал, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку . • Определите вид придаточного. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как ), (как ) и (как ). - изъяснительное

Слайд 14

Работа с придаточными определительными. • Составьте схемы предложений. 1) Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. ( Л.Фейхтвангер ) 2) И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт . ( Р.Тагор ) • Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух . - Хор птичьих голосов, доносившийся из лесу , поразил мой слух . Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами . - Я прожил жизнь, насыщенную интересными встречами. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

Слайд 15

Работа с придаточными обстоятельственными. • Записать предложение, составить схему. Определить значение придаточного и способ подчинения. Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка . – обстоятельственное, неоднородное

Слайд 16

Вид подчинения Определите вид подчинения. Обоснуйте свой ответ. 1) Ася оставалась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какою её я видел в последний раз. 2) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое. 3) Княжна Мария умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет.

Слайд 17

Вид подчинения Определите вид подчинения. Обоснуйте свой ответ. 1) Ася оставалась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какою её я видел в последний раз. – Однородное 2) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое. – Неоднородное 3) Княжна Мария умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет. - Последовательное

Слайд 18

ТЕСТ 1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами? 1.который, куда, также; 2.если, так как, чтобы; 3.и, однако, откуда. 2. Укажите сложноподчиненное предложение: 1.Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. 2.Безгранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами. 3.Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной 1)Пока старик растоплял печь, (2) уже рассвело. 4. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным? 1.У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль. 2.Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции. 3.Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое. 4.Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники. 5. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является изъяснительным? 1.На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя . 2.Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус - это прежде всего чувство меры. 3.Настала минута, когда я понял всю цену этих слов. 4.Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению.

Слайд 19

ТЕСТ 6. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное цели ? 1.Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем . 2.Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки. 3.Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. 4.Если за день ничему не научился, значит, весь день шел назад. 7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное времени? 1.Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески. 2.Как только стало светать, мы двинулись дальше. 3.Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко . 4.Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 8. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное образа действия? 1.В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался. 2.Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось. 3.Вследствие того, что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае. 4.Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно гневно. 9. Найдите предложение (я), в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания . А . Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором. В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами. 10. Укажите СПП, в котором( ых ) придаточное стоит в середине главного. А . Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором. В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.

Слайд 20

ТЕСТ 1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами? 1.который , куда, также; + 2.если , так как, чтобы; 3.и , однако, откуда. 2 . Укажите сложноподчиненное предложение: 1.Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. + 2.Безгранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами. 3.Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной 1) Пока старик растоплял печь, (2) уже рассвело. 4. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным? 1.У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль. 2.Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции. 3.Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое. + 4.Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники. 5. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является изъяснительным? 1.На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя . 2.Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус - это прежде всего чувство меры. 3.Настала минута, когда я понял всю цену этих слов. + 4.Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению.

Слайд 21

ТЕСТ 6. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное цели ? 1.Молю , чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем . 2.Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки. + 3.Метели , что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. 4.Если за день ничему не научился, значит, весь день шел назад. 7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное времени? 1.Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески . 2.Как только стало светать, мы двинулись дальше. + 3.Границы , где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко . 4.Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. 8. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное образа действия? 1.В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался. 2.Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось. + 3.Вследствие того, что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае. 4.Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно гневно. 9. Найдите предложение (я), в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания . (Б , Д) А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. Б. Голицыно , где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором. В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. Д. В том месте, где зашло солнце , небо ещё рдело багряными полосами. 10. Укажите СПП, в котором( ых ) придаточное стоит в середине главного . (Б,Д) А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. Б. Голицыно , где мы проводили лето , встретило нас разноголосым ребячьим хором. В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. Д. В том месте , где зашло солнце , небо ещё рдело багряными полосами.

Слайд 22

Выберите одну фразу и закончите ее в виде СПП . 1. Главным для меня на уроке было то, … 2. Меня порадовало на уроке то, … 3. Теперь я буду знать, что … 4. Меня огорчило то, что … 5. Итогом урока считаю … 6. Теперь я буду знать … 7. Я рад, что… 8. Я хотел бы, чтобы…

Слайд 23

Домашнее задание: Упр. 177. Стр. 115-116 Подготовить устный пересказ текста о С.И. Ожегове.