для педагогов

Счастливцева Кристина Викторовна

для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проектной деятельности в группе раннего возраста
(из опыта работы)

Автор: К.В. Счастливцева


Соответствующие уровню развития детей проекты можно реализовать уже с очень маленькими детьми, если понять их актуальные интересы и организовать проектную деятельность по соответствующей теме
Е.Райхерт-Гаршхаммер «Проектная деятельность в дошкольной организации», под редакцией Л.Свирской.

         Как утверждает Е.Райхерт – Гаршхаммер, проектную деятельность можно проводить с детьми раннего возраста, хотя в этом случае, она имеет определенные особенности, - в частности, взрослые, должны более ответственно подходить к ее организации и планированию. Мы знаем, что проект (открытый образовательный тематический проект, социальная акция, праздник) представляет собой:


  • совокупность целей, значимых для всех участников (желание узнать, уточнить, сделать);

  • совокупность содержания (конкретные знания, умения, навыки);

  • совокупность активностей (виды и формы деятельности, отражающие способы применения знаний или способы их получения), инициированной как детьми, так и взрослыми - воспитателями, специалистами, членами семей воспитанников;

  • совокупность результатов, значимых для всех участников проекта и каждого в отдельности.


         Следуя рекомендациям по проведению проектной деятельности с детьми младше трех лет, изложенным в пособии «Проектная деятельность в дошкольной организации», под редакцией Л.Свирской мы попробовали осуществить проект в первой младшей группе и попытались разобраться в особенностях и характеристиках проектной деятельности для малышей.
Этапы проектной деятельности с детьми младше трех лет следующие:
1.
Поиск темы. Темой проектов являются темы, которые занимают детей во время игр или интерес, проявившийся во время взаимодействия с предметно-пространственной средой или на экскурсиях. Педагогу важно наблюдать за детьми и стимулировать их.


2.
Планирование. Подготовка материалов, оборудования в центрах активности (наглядное представление темы). Даже если вначале проекта идеи исходят от педагога, нужно информировать детей о дальнейшем ходе проекта в доступной для их возраста форме и спрашивать, есть ли у них еще какие-то идеи (например, в утренней беседе). Определение очевидного и значимого продукта проекта.


3.
Проведение проекта. Включение в распорядок дня. Удержание смысла общего дела. Выявление новых интересов.
4. Документация проекта. Визуализация с помощью фотографий, составление фотоотчетов, видеозапись.


5.
Завершение и оценка проекта. Заключительная презентация или праздник, посвященный окончанию проекта, играют большую роль в работе с детьми младшего возраста. Этот этап подчеркивает смысл и значимость реализации проекта в целом.


          Остановимся на каждом этапе подробнее, на примере проекта «Дома».
Поиск темы. Во время поиска темы проекта педагогу важно наблюдать за детьми и стимулировать их. Это означает, что отправными точками проекта являются, прежде всего, темы, которые занимают детей во время игр, или интерес детей, проявившийся во время взаимодействия с развивающей средой или на экскурсиях. Чем лучше развита речь у детей, тем активнее они формулируют вопросы и предлагают собственные идеи. Поэтому решение о реализации проекта принимается не только педагогом. Отправной точкой проекта «Дома» стали игры наших детей «в домик».
Планирование. На этом этапе мы предложили детям рассмотреть фотографии и рисунки разных домов и домиков. Тема по-настоящему заинтересовала детей. В утренней беседе мы выясняли, какие бывают дома, из чего можно сделать, построить домики в нашей группе, определились, что их можно нарисовать или раскрасить. И это были уже детские инициативы. Фиксируем все идеи в плане.


              На этапе планирования мы «снабдили» центры активности всем необходимым оборудованием и материалами. В центре «Книги» появились книги, журналы с изображением различных домов. На рабочей панели разместились картинки с пятиэтажками, небоскребами, сказочными домиками. В центре «Искусств» появились раскраски домов и домиков. В центре конструирования появился новый строительный материал (мягкие модули, дощечки и др.). Деткам было предложено, сфотографироваться возле своего дома и принести фото в группу, разместить их на рабочей панели.

              Таким образом, мы задействовали родителей.
На этом этапе, даже если идеи исходят в основном от педагогов, нужно информировать детей о дальнейшем ходе проекта в доступной для их возраста форме, подчеркивая значимость детской инициативы. «Максим предложил построить высокий дом из кубиков, может, еще чего-нибудь придумаем?» « У кого еще есть предложения?»


             Чтобы вся наша запланированная совместная деятельность двигалась к осмысленному результату, нами было предложено всем вместе, сделать «картину «Наш городок»» (микрорайон «Полюс», в котором мы живем). И торжественно украсить ей холл!!!


            Таким образом, на этапе планирования мы создали предпосылки для проживания проекта «Дома» в разных аспектах, определили очевидный для детей продукт всей совместной деятельности.


Проведение проекта. На этом этапе следует предоставлять возможность раскрыть данную тему со всех сторон, всеми доступными способами. Кто-то строит, кто-то раскрашивает гуашью, а кто-то карандашами или красками, кто-то рассматривает и рассказывает про свою фотографию. На этом этапе постоянно делаем акцент на том, что из всех рисунков и фотографий « мы все вместе сделаем большую картину и украсим ей коридор», «картина будет очень красивой, потому, что мы делаем ее все вместе»». Тем самым удерживая и подчеркивая смысл всего общего дела.
В ходе реализации проекта необходимо постоянно наблюдать за тем, появляются ли у детей новые интересы. Очень важно распознать их и включить в тему, чтобы таким образом расширить кругозор детей и сделать работу над проектом более интенсивной. Так сложилось и у нас.
В ходе игры «Найди в группе домики» дети заинтересовались скворечниками, которыми был оформлен холл. Стали выяснять, кто может жить в таких домиках. На следующий день детям были предложены карточки «Где, чей домик?» А на прогулке было организовано наблюдение за скворцами в скворечнике.


Документация проекта. Составление фотоотчета, рассматривание фотографий этапов проекта вызывают неподдельный интерес, создают условия для обмена мнениями, обсуждения. Так случилось и у нас, дети с удовольствием рассматривали свои фотографии, рассказывали кто, что делал в ходе проекта. С удовольствием находили на фотографиях и рисунках свои дома, себя и своих «дружочков».


Завершение и оценка проекта. На этом этапе мы с детками «торжественно» украсили коридор картиной «Наш городок» и фотоотчетом о проекте «Дома». Первые дни родители долго шли до группы и из группы, разглядывая и расспрашивая деток. А потом делились с нами своими впечатлениями по итогам проекта.


         Итак, говоря о проекте в первой младшей группе, проанализировав все его этапы, мы выяснили, что основными особенностями проектной деятельности с детьми младше трех лет, являются:
- предоставление детям возможности свободно играть, возможности самостоятельно выбирать материалы, оборудование,
-- умение педагога наблюдать за детскими интересами, их своевременное стимулирование (как на этапе поиска темы проекта, так и в ходе его реализации),
- информирование, в доступной для возраста форме о ходе проекта, сбор и фиксация всех детских инициатив, подчеркивание значимости каждой из них,
- определение продукта проекта очевидного и значимого для всех участников и постоянный акцент педагога на смысле всего общего дела.
Таким образом, проанализировав все этапы нашего проекта, мы выяснили, что у детей (у каждого свое и на своем уровне), проявлялось желание что-то сделать, узнать, приобрести какой-то опыт. Кроме того, формировались конкретные знания, умения, из разных образовательных областей («дом большой, поменьше, маленький»; четыре цвета спектра, форма, совершенствовались технические навыки в рисовании, навыки общения с взрослыми и сверстниками, готовность к совместной деятельности).                Обнаруживались новые знания (домики бывают не только у людей, скворцы живут в скворечнике на нашем участке). В ходе проекта дети проявляли свои инициативы: «домики можно строить из кубиков, дощечек и тряпочек», рисовать, раскрашивать, мы подчеркивали важность всех детских предложений и предлагали свои идеи. А благодаря вниманию со стороны родителей и педагогов дети чувствовали серьезное отношение к себе и гордились своими достижениями, когда составляли и размещали картину «Наш городок» и фотоотчет на стене в холле «Это – картина, это мы делали!». Когда рассказывали и показывали (каждый, как мог) о том, что они делали, о своем опыте родителям. И такое завершение проекта можно считать кульминационным в ходе всей проделанной работы, можно считать ее результатом!


               На наш взгляд, проектная деятельность в первой младшей группе требует более тщательной организации и планирования, но при соблюдении всех рекомендаций, подобная деятельность может считаться проектной, так как имеет все характеристики проектной деятельности в дошкольной организации.


Литература
1. Михайлова-Свирская, Л. В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов / Л. В. Свирская. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. - 76 с. - (Вдохновение).
2. Райхерт-Гаршхамер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер; под ред. Л. В. Свирской – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 112 с. – (Вдохновение).
3. Свирская Л.В. Дидактические материалы журнала «Обруч».48 карточек для тематического проекта «Дома» для работы с детьми 3-7 лет в условиях семьи и детского сада. Линка-Пресс, Обруч 2011г.
4. Свирская Л.В. Технологии реализации ФГОС ДО // Авторский семинар КК ИПК ПП РО 2015г.
5. Свирская Л.В Фотосессия «Тематические дни в группах раннего возраста» ООО «Обруч», 2012 г.