самый классный классный

Канавина Елена Викторовна

Страница содержим материалы по конкурсу самый классный классный 2019 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы23.66 КБ
Файл очерк об участнике12.99 КБ

Предварительный просмотр:

Информационное сопровождение как способ  профессионального самоопределения обучающихся

В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников  способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Составной частью социализации является профессиональное самоопределение, умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.

Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.

Профориентационная работа  в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся  посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.    

Мы остановимся на информационном  сопровождении, так как в современном мире огромное изобилие информации по данному направлению. Кто,  как не классный руководитель,  сможет направить обучающихся на правильный отбор информации. Именно классный руководитель является центральной фигурой в системе профориентационной работы в школе , так как он  координатор всех воспитательных воздействий в классе.

При этом следует помнить, что усвоение учащимися любой информации и в частности профориентационного характера становится эффективным только при соблюдении определенных условий. Во-первых, необходимо сформировать положительное отношение обучающихся к восприятию профинформационного материала. Для этого важно, чтобы информация, которая предлагается ученикам, была согласована по содержанию и формам подачи с возможностями их восприятия и анализа. То есть речь идет о такой подаче  информационного материала, который соответствует познавательным возможностям обучающихся. Что же необходимо для того,  чтобы информационное сопровождение способствовало формированию осознанного, устойчивого и адекватного отношения учащихся к любой профессии? Нужно соответственно построить этот информационный материал. Он, прежде всего, должен быть не только доступным пониманию учащихся, но и объективным и всесторонним. Формы его подачи нужно достаточно разнообразить, чтобы обеспечить активизацию восприятия и умственную деятельность учащихся. Этой цели соответствуют различные формы организации информационного сопровождения. К ним можно отнести:

  1. Профессиограммы. Профе́ссиогра́мма  — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. 
  2. Экскурсии. Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Посещение предприятий полезно и информативно, оно дает возможность увидеть структуру предприятий и виды деятельности на них.  
  3. Встречи со специалистами по различным профессиям. Это направление деятельности предполагает общение школьников с представителями различных профессий, учебных заведений, предприятий. На такую встречу можно пригласить выпускников школы, которые уже получили профессию и сделали успешную карьеру. Можно также попросить прийти родителей или других родственников учащихся, которые могут увлекательно рассказать о своей профессии и карьерном росте. Интересно было бы организовать встречи с семейными трудовыми династиями. 
  4. Классные часы. При проведении классных часов по профориентации могут использоваться такие методы работы как игры, беседы, конкурсы, доклады учеников о профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов.
  5. Профориентационные уроки. Профориентационные уроки призваны помочь школьникам в определении жизненных профессиональных планов, в прояснении временной перспективы будущего, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.
  6. Интернет источники. Интернет несет огромное количество информации, но необходимо эту информацию пускать в нужное русло. С помощью интернета можно найти огромное количество информации о профессиях, их особенностях, протестировать себя на склонности к каким-либо профессиям.   Мы активно пользуемся следующими интернет ресурсами: банк интерактивных профессиограмм, профориентатор (профориентационный портал Кузбасса), профвыбор.  

Актуальность профориентационной деятельности школы, а в частности классного руководителя,  очевидна. Грамотное информационное сопровождение профессионального самоопределения детей позволяет решать многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Очевидно, что если профессиональная перспектива реальна и привлекательна для учащегося, то это обережет многих подростков от необдуманных шагов и «соблазнов».



Предварительный просмотр:

Дорога

Яркий свет автомобильных фар разрезает густой утренний туман.  Негромкая музыка на знакомой радиоволне. Впереди дорога. Уже такая привычная трасса Кемерово – Ленинск. Каждое утро Елена Викторовна спешит на работу в родной город. Так сложилось, что семье нужно было сделать выбор между спортивной карьерой сына и собственной устроенной жизнью. Выбрали сына и хоккей, который захватил их семью прочно и надолго, подчиняя себе весь распорядок жизни. Но бросить свою школу, коллектив и учеников, ставших родными, Елена не смогла, поэтому временно живет на два города… и все успевает!

Не испугалась крутого поворота жизни, не побоялась выйти из привычной зоны комфорта. Как не испугалась и восемь лет назад, когда ей, учителю математики, предложили пройти переподготовку и преподавать такой непростой предмет, как физика. Было трудно, порой не хватало специальных знаний и опыта, но Елена Викторовна не привыкла отступать, и теперь вместе с учениками разбирается в хитросплетениях электрических схем и в решениях сложных физических задачек.

Также на ней координация воспитательной работы в школе. Слеты и конкурсы, праздники и фестивали, классные часы и беседы… И все это оригинально, с выдумкой и с обязательным привлечением учеников в качестве организаторов, «придумщиков». Она учит их мыслить нестандартно не по шаблону, подходить к организации любого дела с фантазией. А еще нужно поговорить с классными руководителями, подготовиться к мероприятиям, снять видеофильм, приготовить фотоотчет, принять участие в совещании…

Как и большинство учителей, Елена Викторовна  является «классной мамой» трех десятков девчонок и мальчишек, таких разных, озорных и беспокойных. Со своими воспитанниками она всегда поддерживает дружеские отношения, не спускаясь до панибратства, много шутит, умеет успокоить, пожалеть, но при необходимости отругает так, что «мало не покажется». Но ученики не обижаются, так как чувствуют неравнодушие к себе и заботу своей любимой учительницы. Выпускники разных лет частенько забегают посоветоваться, поговорить со своей бывшей классной руководительницей.

У учителя много работы. Уроки и тетради, планы и отчеты, конкурсы и олимпиады, научные конференции и родительские собрания отнимают львиную долю времени педагога. Но Елена Викторовна успевает еще вязать носки и рукавички, вышивать картины, мастерить бантики – канзаши, управляться с домом и огородом, получать дополнительное образование в магистратуре, а главное – «болеть» за хоккейную команду «Энергия», где играет ее сын Дмитрий.

А когда же выбрать время для себя, подумать о жизни, помечтать? На это есть дорога…