УЧИТЕЛЬ ГОДА-2020

Канавина Елена Викторовна

Эта страница создана благодаря моему участию в муниципальном этапе конкурса "Учитель года -2020"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Очерк

Далеко за полночь. Все домашние уже давно спят. Тихо гудит растопленная печь, тикают настенные часы. Елена закрывает последнюю проверенную тетрадку, просматривает набросанные записи. Стараясь никого не разбудить, осторожно отправляется в спальню. Позади еще один прожитый день. Не спится. Мысли бесконечным потоком лезут в голову, ее одолевают воспоминания…

        1 сентября 2004 года. Родная школа.  Первый рабочий день, трогательный и волнительный, каждая минута которого запомнится на всю жизнь. Выбор профессионального пути не был для Елены Викторовны мучительным, она знала с детства, что будет учителем, а вот какому предмету обучать деток? Здесь решающую роль сыграла Тарасенко Валентина Михайловна, которая и ввела ученицу Лену в мир теорем и логарифмов.

Бытует мнение, что математики -  «сухари», что ничего не замечают кругом, кроме своих цифр, уравнений и формул. Но это не про Елену Викторовну. Она совмещает в себе большой  опыт и объем  знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, что они работают "с огоньком”, отдавая делу всего себя…

 Елена Викторовна по-настоящему творческая и многогранная личность: сценические образы, воплощённые ею на праздниках, посаженные цветочные клумбы не только во дворе собственного дома, но и на пришкольной территории, её увлечение вышивкой - удивляют и ещё раз подчеркивают,  что талантливый человек талантлив во всем. А еще она педагог-организатор воспитательной работы, председатель профсоюзной организации. Подготовить сценарий очередного мероприятия, навестить педагогов-ветеранов и поздравить их с профессиональным праздником, оказать помощь нуждающимся. Такое впечатление, что слова «усталость» для нее не существует.

"Урок окончен", - слышен голос учителя         за закрытыми дверями. Но не окончен для Елены Викторовны. Новая подготовка к завтрашнему дню, новые идеи.  Только сейчас в опустевшем классе, когда за окнами стали сгущаться фиолетовые сумерки, Елена Викторовна спохватилась, что давно уже пора уходить домой. В тишине и спокойствии проанализировать прошедший день и набросать записи в старенькую записную книжку.



Предварительный просмотр:

Четыре времени года.

(Эссе на тему «Я – учитель»)

…Зима. Легкий морозец румянит щеки. Лыжи послушно скользят по снегу. Окутанные кружевным инеем ветки нависают над самой лыжней, образуя причудливые арки. В лесу тихо, только изредка раздастся в морозном воздухе звонкая дробь дятла.

Я люблю в одиночестве бродить на лыжах. Есть время подумать, поразмышлять о делах, о жизни, о себе. Зачем мы живем? Какова наша миссия, наше предназначение в этой жизни? Всякому человеку приходится или приходилось хоть раз в жизни отвечать на эти вопросы.

Я  - учитель. Сказать – работаю с детьми, было бы не верно. Это не работа. Учитель – это образ жизни!  Где та тонкая грань, которая отделяет мою профессиональную жизнь от личной? Я готовлюсь к открытому уроку,  и мои домашние вынуждены пока питаться пельменями. Вместе с сыном вечером мы мастерим пособие для лабораторной по  физике. Муж, уже даже не ворча, везет меня на дальнюю улицу, чтобы навестить хулигана и двоечника. Я думаю, что можно надеть для прополки собственного огорода, потому что по соседству живет мой ученик. И в соцсетях я осторожна. Ведь  я - учитель!

Трудно быть учителем? Да, трудно! Порой кажется, что ушли все силы: физические и духовные. Но жизненную энергию отлично восполняют дети. Они, как маленькие солнечные батарейки, заряжают нас светом, интересом к жизни, молодостью.

…Май. Последний весенний месяц. Теплый, волнующий, благоухающий черемухой клейкими тополиными почками. А еще пахнущий свободой! Свободой от конспектов и ученических тетрадок, педсоветов и отчетов, которую с нетерпением жду я. Той манящей и долгожданной свободой, которую ждут мои  ученики.

Они так мечтают поскорее вырваться из душных классов навстречу новому, неизведанному. Их мысли уже далеко от школы, они представляют себе будущее.  А я думаю о них. Кем станут они в этом непростом мире? Как сложится их жизнь? Все ли я правильно сделала, не обидела ли невзначай словом?

Ведь учитель как бы моделирует судьбу ребенка: заметит огонек в детских глазенках, поможет, подтолкнет – и малыш в будущем найдет свой путь в жизни. Не увидит, пройдет мимо - и он неприметно, окольными путями будет брести по дороге жизни.

Ошибки в нашей профессии не всегда видны сразу, но этим они и опасны. Их порой нельзя исправить. Портной может перешить костюм, который мал по размеру, надо только взять другой отрез ткани. Пекарь замесит свежее тесто, чтобы испечь хлеб взамен подгоревшего. Только у учителя нет такой возможности – воспитать человека заново. Наши ошибки самые серьезные, самые жизненные. Они не портят ткань, не жгут хлеб.  Они ранят душу ребенка.

…Знойный июль. Марево над лугами. Долгие дни и прозрачно-сиреневые вечера. Тихий плеск воды в реке. Я сижу, вглядываясь в чуть тлеющие угольки затухающего костра.

Один такой памятный уголек лежит у меня в шкатулке с детства. Нам, ребятам старшего отряда, подарил угольки от прощального костра на память вожатый приморского лагеря. Высокий, красивый, со спортивной фигурой. Конечно, мы, девчонки, были в него влюблены. Но еще тогда, в детстве, я понимала, как трудно ему приходилось с нами, подростками.

Мы хотели дружить по вечерам, а не разучивать песни, спать подольше, а не бежать на зарядку по холодной росе. Но как-то удавалось ему, тоже еще совсем юному студенту педагогического института, не повышая голоса, успокаивать, без принуждения уговаривать. А сколько интересных историй он рассказывал! К концу смены наш отряд был самым дружным во всем лагере, а на заключительной линейке мы получили больше всего благодарностей за творческие успехи.

Именно на том прощальном костре я решила, что тоже стану учителем. И сейчас я надеюсь, что моя работа зажигает из тлеющих угольков крошечные огоньки в детских душах, которые разгорятся в пламя интереса к моему предмету, к знанию, к жизни.  

…Осень. Золотой сентябрь, утопающий в ворохе опавших листьев, пахнущий гарью далеких костров. Я бреду по знакомой аллее к школе. В классе меня ждут ученики. Все они разные: послушные и озорные, смелые и застенчивые, спокойные и шаловливые. С ними, порой, бывает непросто. Но разве бывает легок  путь к знаниям? Они учатся решать задачи и доказывать теоремы, думать о прочитанном и искать смысл, ставить цели и делать выводы. Я каждый день на уроках учу их. А они ежечасно и ежеминутно учат меня. Разбираться в новых гаджетах и музыкальных течениях, быть раскованными в одежде и поступках, не бояться выражать собственное мнение, без страха отстаивать жизненную позицию.

 Педагогом нельзя быть только по вторникам и четвергам и только на школьном уроке. Любить всех детей, быть внимательным к каждому, суметь поддержать его в трудную минуту — всё это возможно только по зову сердца, движению души.

 Школа – это совершенно особый мир, где и дети, и взрослые  раскрываются по-новому. Школа — самая удивительная страна, где каждое время года по-своему интересно, каждый день не похож на предыдущий, а  каждый миг — это поиск чего-то нового, неизведанного.



Предварительный просмотр:

«Функциональная грамотность -способность

человека использовать приобретаемые в течение жизни  знания для решения широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
                                                        А. А. Леонтьев

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность - явление метапредметное,  она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления. 

Рассмотрим применение этого метода к решению проблемы подготовки школьников к изучению математики.

        Используя в своей практике активные методы обучения, такие как модерация, мультимедиа, игровые технологии я могу развивать у учащихся следующие умения, применительно к математическому содержанию:

  • Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы)
  • Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)
  • Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)
  • Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)
  • Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)

Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

На уроках математики дети учатся:

  • выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;
  • рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.

Исходя из практики, я хочу отметить, что функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационныхтехнологий.

Компетентностные задания способны привить интерес ученика к изучению математики, изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

       Интегрированные задания – это задания, объединяющие математику с другими предметами. (математика-русский язык, экономика-математика, математика-литература, математика- познание мира, математика-краеведение).

       Кроме того, одним из главных средств развития функциональной грамотности являются информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные олимпиады, веб-квесты).

Важным аспектом в формировании функциональной грамотности школьников является формирование логической грамотности. На уроках математики я отвожу 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

       Такая система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.

Математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах.

Вот примеры задач, которые были составлены учениками 5-6 классов и их родителями.

Задача 1. Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по 0,5 таблетки 4 раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в упаковках по 10 таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс лечения?

Задача 2. Оцени и рассчитай, сколько рулонов обоев шириной 50см и длиной 15м потребуется для оклейки стен твоей комнаты. Площадь пола, которой равна 4х4 м2, высота - 2,5м, размеры двери 2х1м, окна 1х1,5м

Задача 3. Клиент банка открыл депозит на сумму 500000 р, со ставкой вознаграждения 9% годовых. Сколько составит начисленное вознаграждение по депозиту через 8 месяцев?

Составляя эти задачи, дети развивают функциональную грамотность, видят применение математических знаний в жизни.

На своих уроках я использую коллективные виды работ. Они делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания.       При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
      Используемые на уроках формы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.

       Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. При условии успешности решения поставленных задач мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности т.е. формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности на уроках математики Методический семинар Е.В.Канавина Учитель математики МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7» Ленинск – Кузнецкий 2020

Слайд 2

«Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А . А. Леонтьев

Слайд 3

На сегодняшний день повышение требований к уровню образованности человека меняет представления о подготовке учащихся начиная со школы. Согласно образовательной программе процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реали-зации концепции «образование через всю жизнь» . Предпосылкой этому является владение навыками функциональной грамотности на высоком уровне, что будет способствовать конкурентоспособности в области образо-вания , а в дальнейшем быть востребованным в выбранной учеником профессии. Каждый учитель математики сталкивается в процессе своего преподавания с вопросом, который при изучении нового раздела задают ученики во всех классах «Где мне это пригодится?». А в старших классах эта проблема встаёт ещё более остро и зачастую сложно найти практическое применение новому материалу. Данная проблема усугубляется тем, что учащиеся обладают низким уровнем чтения и анализа чертежей, графиков, и не видят как явно, так и неявно заданные условия. Поэтому важно демонстрировать детям, где и как можно применять математические знания помимо уроков в жизни и как это правильно делать.

Слайд 4

Основные признаки функционально грамотной личности: самостоятельность, познание и умение жить среди людей, обладание определёнными качествами, о бладание ключевыми компетенциями.

Слайд 5

Используя активные методы обучения, такие как модерация , мультимедиа, игровые технологии у учащихся развиваются следующие умения, применительно к математическому содержанию: - Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах; - Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; - Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; - Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; - Умение контролировать ход и результат решения задачи

Слайд 6

« Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Слайд 7

математическая функциональная грамотность - это способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

Слайд 8

При формировании математической грамотности , основной педагогической задачей , я считаю 8 Как учить? обновление средств обучения Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования

Слайд 9

Ф ункциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью: компетентностно -ориентированных заданий; интегрированных заданий; информационных технологий.

Слайд 10

Компетентностные задания способны привить интерес ученика к изучению математики, изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Слайд 11

Интегрированные задания Это задания, объединяющие математику с другими предметами. (математика-русский язык, экономика-математика, математика-литература, математика- познание мира, математика-краеведение).

Слайд 12

Информационные технологии персональный сайт учителя; дистанционные олимпиады; веб- квесты и другое.

Слайд 13

Формируя математическую грамотность, мы формируем готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира.