Дидактический материал

Павлова Юлия Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ЭТО СЕРЬЁЗНО

Слайд 2

ПРОФЕССИЯ- род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Слайд 3

Факторы выбора профессии: НАДО МОГУ ХОЧУ Профессио- нальные интересы, склонности Состояние здоровья, Профессиональная квалификация, Профессиональные способности Спрос на рынке труда, Возможности трудоустройства

Слайд 4

Формула выбора профессии: хочу надо могу

Слайд 5

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ: начальное профессиональные лицеи, ПТУ среднее техникумы, колледжи высшее ВУЗы (институты, университеты, академии)

Слайд 6

Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить: в справочниках для поступающих в учебные заведения; в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET ; в рекламных объявлениях; в библиотеках; в Отделе планирования профессиональной карьеры и профориентации; при личных посещениях учебных заведений.

Слайд 7

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ: реалистический (R) , исследовательский (I) , артистический ( А ) , социальный (S) , предпринимательский (E) , традиционный ( С ) .

Слайд 8

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ: реалистический (R) , исследовательский (I) , артистический ( А ) , социальный (S) , предпринимательский (E) , традиционный ( С ) .

Слайд 9

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (R) Типичные направления образования: техническое образование, квалифицированные ремёсла, сельскохозяйственное образование, лесоводство, охрана природы, военные специальности. Предпочитает работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами, более чем с людьми.

Слайд 10

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (I) Типичные направления образования: математика, физика, биология, биомедицинская инженерия, генетика. Ориентирован на науку и научную активность. Предпочитает более работать с идеями, чем с людьми и предметами.

Слайд 11

АРТИСТИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ ( А ) Типичные направления образования: искусство, музыка, театр, танцы, изучение языков, проектирование и дизайн . Предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства.

Слайд 12

СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (S) Типичные направления образования: искусство, социальная служба, социология, консультирование, коммуникация, дошкольное воспитание и детское развитие. Ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы.

Слайд 13

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ (E) Типичные направления образования: бизнес-образование, управление, маркетинг, право. Деятельность, связанная с влиянием на людей, организацией их на решение определённых задач.

Слайд 14

ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ ( С ) Типичные направления образования: бухгалтерия, деловая статистика, финансы, компьютерные технологии, делопроизводство. Предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации.

Слайд 15

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: следование чужим советам, выбор за компанию; выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии; отсутствие существенной информации о профессии или специальности; незнание своих личных особенностей.

Слайд 16

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение

Занятие 16/1. Расскажи мне обо мне.

Цель: Создать у старшеклассников мотивацию на дальнейшее познание самих себя.

Задачи:

Формирование значимость собственного «Я». 

Содействие самопознанию учеников. 

Развитие способности к рефлексии школьников

Материалы: тетради, ручки, плакат, мяч

План-конспект занятия.

Разминка.

А) Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Предложить каждому протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

Б) Упражнение на самоподачу. Игра «Что мне нравится во мне» (в круге).

Ребятам предлагается назвать одну из внешних характеристик, которая нравится в себе и передать мяч другому участнику игры.

2. Письмо самому себе.

Инструкция: «Представь, что ты уже живешь в далеком будущем. Напиши оттуда письмо себе сегодняшнему. Напиши и краткий ответ себе будущему от себя настоящего».

3. Самоанализ «Какой я?».

        Дается задание дописать три незаконченных предложения, используя несколько определений из списка слов на плакате.

- Я думаю, что я …

- Другие считают, что я …

- Мне хочется быть …

Список слов на плакате:

симпатичный, слабый, приятный, грубый

справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный

остроумный, смелый, жадный, хитрый

смешной, терпеливый, надежный, неприятный

задумчивый, хороший, здоровый, вежливый

робкий, честный, глупый, одинокий

красивый, резкий, нежный, сильный

задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный

4. Упражнение «Расскажи мне обо мне».

        Педагог-психолог предлагает проверить, совпадают ли представления ребят о себе с тем, что о них думают другие люди. По кругу в тетрадях делаются записи о том, что ученики думают о каждом из участников занятия. Завершается упражнение рефлексией школьников.

5. Итог занятия. «Сжатый отчет»:

- Впечатление от сегодняшнего дня сожмите в одно - два слова (фразы) и назовите его.

Ритуал завершения занятия.

Домашнее задание: приготовить и представить к заключительному занятию творческий отчет по результатам своей работы в течение всего курса (возможна компьютерная презентация). 



Предварительный просмотр:

БОЛЬШИЕ    ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ    ИГРЫ

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество, поэтому профориентационная работа очень важна, но в условиях коррекционного учреждения VIII вида является очень сложной. Это объясняется рядом причин:

—  низким уровнем знаний детей о мире профессий вследствие недоразвития интеллекта;

— неумением соотносить свои психофизические возможности с требованиями, предъявляемыми к данной профессии, из-за некритичности мышления, высокой самооценки, бедности кругозора;

— привычкой ученика такой школы быть в пассивной позиции, поскольку его цели и поступки определяют взрослые;

—  узким выбором предлагаемых профессий вследствие особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

— безработицей взрослых членов семьи;

—  отсутствием специальных программ по данной проблеме.

В будущем эти причины могут породить у выпускников коррекционной школы социальную депривацию, поэтому необходимо расширять, обогащать и систематизировать работу в данном направлении.

Предлагаем вниманию читателей четыре большие профориентационные игры, цель которых — помочь старшекласснику с нарушением интеллекта выбрать профессию с учетом его психофизических особенностей.

Продолжительность каждой игры — 40-45 минут.

Игра состоит из трех частей, назначение которых:

I — вход в тему;

II  — групповая дискуссия по теме с определением вывода;

III — создание интереса к последующим встречам. Профориентационные игры предназначены для учащихся 8-9-х классов СКОУ VIII вида.

1. Угадай профессию

Цели: уточнить знания детей о профессиях; выявить отношение к разным профессиям и по возможности подкорректировать это соотношение.

I. Вводная часть

1. Сообщение целей занятий

—  Ребята, школьный выпуск не за горами. Многие из вас уже задумывались о выборе профессии. Кто-то из родителей и учителей поддерживает ваш выбор, а кто-то нет. Наши встречи помогут вам определиться с

выбором профессии, которая будет соответствовать вашему здоровью, уму, характеру.

2. Разогрев. Развитие навыков самоанализа Игра «Я — животное»

—  Первая игра называется «Я — животное». Вы называете животное, на которое вы похожи, и объясняете свой выбор. Например: я похожа на медвежонка-ленивца, потому что я ленивая, люблю спать и наблюдать за всеми.

3. Рефлексия игры

— Тебе трудно было подобрать себе животное? Почему?

—  Кому из одноклассников ты дал бы другое название и почему?

— Кто тебя удивил своим ответом? Почему?

— Чей ответ тебя показался наиболее точным? (Чье животное наиболее точно подходит своему хозяину?)

4. Подготовка к теме

—  Ребята, каждый предмет вызывает у нас какие-то сравнения, образы. Если я скажу «елка», то что вам вспоминается? (Новый год, Дед Мороз, подарки, хороводы...)

—  Какие картины встают перед вами, когда я скажу слово «лето»?

Детям предлагаются слова: свисток, желтый лист, ножницы, воздушный шар, краски...

II. Основная часть

1. Уточнить знания детей о профессиях и их отношении к некоторым из них Игра «Угадай профессию»

— Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Угадай профессию». Послушайте правила игры.

Три человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию.

Потом они вернутся и попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее.

Возьмем, например, профессию врача.

Какой цвет у профессии? (Белый.) Какой запах имеет профессия? (Лекарств.) Какая мебель используется? (Шкаф, кушетка.) Где можно получить данную профессию? (В институте.)

столяр

белый (желтоватый)

дерева, лака

верстак

училище

портной

разноцветный

горячего утюга, ткани

стол

училище

маляр

разноцветный

красок, лака

стремянка

училище

библиотекарь

разноцветный

книг

шкафы, столы

институт

2. Воспитывать уважительное отношение к разным профессиям. Развивать воображение

— Почему существует много профессий?

—  Представьте, как изменится жизнь, если исчезнет профессия учителя (врача, строителя, водителя, портного, слесаря, дворника, повара).

Вывод: все профессии важны и нужны.

III. Заключительная часть

—  Ребята, с развитием науки и техники одни профессии исчезают за ненужностью, а другие появляются.

1. Игра «Угадай слово»

АТСКОМНОВ

Здесь спрятана профессия, которая появилась в XX веке. Отгадайте ее. {Космонавт.)

2. Рефлексия занятия

— Наша встреча заканчивается, и мне интересно узнать:

• Что нового ты узнал о профессиях?

• Какое задание тебе понравилось и почему?

• Какое задание тебе не понравилось и почему?

• Какие игры, связанные с профессией, ты знаешь?

— Спасибо за занятие.

2. Формула профессии

Цель: расширять и систематизировать знания детей о профессиях.

I. Вводная часть

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня наша встреча называется «Формула профессии». Ее мы начинаем с игры «Я знаю названия трех профессий...»

1. Разогрев. Обогащение кругозора Игра «Я знаю названия трех профессий...»

— Ребята, вы передаете мяч по кругу и называете три профессии. Повторяться нельзя.

• Почему существует много профессий?

• Что было бы, если б не было профессии доярки (сапожника, электрика, писателя)?

II. Основная часть

—  На прошлой встрече мы знакомились с запахом, цветом профессий. Сегодня мы познакомимся с формулой профессий.

1. Обогащать и систематизировать знания детей о профессиях Игра «Формула профессии»

—  Слушайте правила игры. Профессия состоит из предметов труда и целей труда.

Предметы труда — это предметы, с которыми работает человек данной профессии.

Цели труда — это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:

Профессия = предметы труда + цели труда.

Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают профессию, предмет и цели труда. Когда водящий входит, ему говорят только предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий должен назвать профессию (сумму).

Можно предложить такие формулы:

1) Учитель математики = цифры, числа + умение решать, считать.

2) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.

3) Прачка = белье + чистота.

4) Врач = организм человека + здоровье.

5) Автослесарь = машины + безопасность.

6) Повар = продукты + полезная пища.

7) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.

8) Милиционер = жезл, свисток + безопасность.

9) Слесарь = трубы + доставка воды.

10) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.

11) Почтальон.

12) Дворник.

2. Показать детям связь профессии с личностными характеристиками человека Игра «Способности и профессия»

—  Ребята, вы часто слышите такое: например, этот человек красиво поет, у него хороший голос, у него способность к пению. Или человеку советуют идти учиться на водителя и говорят, что для этого у него есть способности: выдержка, внимание, глазомер, знание законов механики и устройства машины.

Давайте подберем способности, умения к некоторым профессиям. Учитель русского языка:

— знание науки о языке;

— выдержка;

— любовь к детям;

— умение правильно говорить;

— умение обучать;

— ответственность;

— уровень интеллекта;

— способность к самообразованию.

Слесарь:

— глазомер, точность движений;

— умение разбираться в чертежах;

— выдержка, терпение;

— сила, выносливость;

— знание материала;

— ловкие руки. Парикмахер:

культура речевого общения;

—  кругозор (много красок, средств для ухода за волосами);

— желание быть в курсе модных направлений в одежде, прическах,

— выдержка, терпение;

— аккуратность;

— ловкость рук;

— знание химии. Директор фирмы:

— знание экономических законов;

— знание бухгалтерского дела;

— организаторские способности;

— ум;

— культура речевого общения;

— знание этикета;

— мобильность, дисциплинированность.

Вывод: каждая профессия требует определенных ЗУН (знаний, умений, навыков) и способностей.

III. Заключительная часть

1. Развитие смекалки Игра «Угадай слово»

— С развитием науки и техники одни профессии исчезают, другие появляются, а третьи меняют свои названия. Например, мы говорили, что на земле работали крестьяне, а теперь работают фермеры.

Найдите слово из десяти букв — название профессии, которая раньше называлась цирюльник.

2. Рефлексия занятия

—  Ребята, мне интересно было с вами играть. Хочу спросить каждого из вас:

• Что нового ты узнал о профессиях?

• Какой профессии соответствуют твои способности?

•  Какую профессию ты посоветовал бы... исходя из его способностей?

• С каким настроением ты заканчиваешь нашу встречу? Почему?

— Спасибо за встречу. До свидания!

3. Консультант по профессиям

Цель: научить старшеклассников решать свои проблемы с выбором профессии; показать связь между выбираемой профессией и своими ЗУНами и способностями.

I. Вводная часть

— Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече, которая называется «Консультант по профессиям». Как вы думаете, чем занимается консультант по профессиям?

(Дети; человек, который помогает выбрать профессию. Говорит, в каких профессиях нуждается экономика города. Какими ЗУНами надо обладать, чтобы стать хорошим специалистом.)

1. Уточнить связь между уровнем профессионализма и личностными качествами.

2. Развивать словесно-логическое мышление Упражнение «Выбрать личностные факторы, которые

способствуют профессионализму»

—  Ребята, человек любой профессии должен иметь определенные знания по своей специальности. А вот должен ли он обладать определенными личностными характеристиками, мы узнаем после упражнения. Вы называете любую профессию, а я — черты характера. Вы выбираете ту черту характера, которая наиболее подходит к данной профессии, и объясняете свой выбор.

Общительный, веселый, небрежный, плохо обучающийся, собранный, конфликтный, умный, тактичный, упрямый, застенчивый, серьезный, спокойный, ленивый, молчаливый, агрессивный, живой, веселый, быстрый, независимый, медлительный, уживчивый, тревожный, хитрый, неуверенный в себе, волевой, низкий самоконтроль, самостоятельный, неуклюжий, капризный, расторможенный, склонный к риску.

Вывод: многие черты характера способствуют профессиональному росту.

II. Основная часть

1. Расширять знания детей о мире профессий Игра «Профконсультант»

—  Ребята, эта игра поможет вам выбрать профессию, которая соответствует вашим способностям. Два ученика будут профконсультантами. Профконсультанты держатся серьезно, они много знают о разных профессиях и толково объясняют родителям и их детям:

•  как получить данную профессию;

•  какие предприятия нуждаются в этих рабочих специальностях;

•  какими личностными характеристиками важно обладать для профессионального роста;

• существуют ли какие-либо ограничения.

(Роль родителя или профконсультанта сначала выполняет взрослый.)

2. Рефлексия игры

•  Тебе понравилась игра? Почему?

• Расскажи, какую роль интереснее тебе было играть и почему?

• Кто из детей в какой роли понравился и почему?

• Какие новые правила игры ты мог бы предложить?

Вывод: к выбору профессии надо подходить очень серьезно.

III. Заключительная часть 1. Обогащение кругозора. Игра «Угадай слово»

ЕОЛСЕМР

—  В словаре это слово толкуется так: профессиональное занятие, при котором изделия готовятся ручным способом. (Ремесло.)

Спасибо за занятие, до свидания.

4. Устройство на работу

Цель: познакомить старшеклассников с правилами поведения и общения при устройстве на работу.

I. Вводная часть

—  Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Наша встреча называется «Устройство на работу». Но сначала поиграем в игру «Назови профессию».

Игра «Назови профессию»

— Я называю профессиональную область, а вы называете 3-4 профессии, относящиеся к данной области. Например, медицина — доктор, медсестра, санитарка.

Строительство. Техника. Растениеводство. Педагогика. Пошив одежды.

II. Основная часть

Обогащать социальные навыки детей, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь.

1. Разрешение проблемных ситуаций

— Ребята, после школы, училища вы будете устраиваться на работу. В этот момент надо быть внимательными и не совершать ошибок. Послушайте небольшие рассказы и найдите ошибки в поведении и речи героев.

1) После кулинарного училища Катя Сергеева пришла устраиваться на работу в кафе. У нее были хорошие оценки в дипломе, и директор сказал: «Мы с радостью возьмем вас на работу». Прощаясь с Катей, он вдруг обратил внимание на ее ногти и сказал: «Ой, извините, я забыл, что вчера уже взял на работу кулинара».

2) Сережа и Гена после училища устроились на стройку малярами. Маляров не хватало. Мальчики сказали мастеру, что у них есть товарищ (Олег), который имеет опыт работы маляром. Олег и его отец часто подрабатывали по вечерам. Мастер обрадовался.   На следующий день Олег вошел в кабинет мастера: походка его была развязной, руки в карманах, он громко жевал жвачку. Мальчик не успел поздороваться, как мастер, которому очень нужны были маляры, отказал Олегу в приеме.

3)  Оля любила цветы и умела составлять красивые букеты. Она решила устроиться в фирму по продаже цветов. Олю взяли с испытательным сроком на две недели. Ее букеты очень понравились старшему продавцу Марии Семеновне. Наблюдая за девочкой, она услы-

шала, как Оля разговаривает с покупателями. Одному девочка сказала: «Не хватает денег — иди одуванчики покупай», другому — «Какая наглая! Ей обвертка не нравится!» и так далее.

Вечером Мария Семеновна сказала Оле, что фирма в ее услугах не нуждается.

4) Саша и Коля решили устроиться на фирму по ремонту дорог. Они, не читая контракт, быстро подписали его. Ребята работали с восьми утра до восьми вечера. За работу мальчики получили по 1000 рублей. Саша и Коля решили уволиться, но хозяин фирмы показал им контракт, который обязывал мальчиков работать на фирму еще целый год.

2. Рассказы из личного опыта

— Ребята, расскажите, какие ситуации происходили с вашими знакомыми при устройстве на работу.

Рассказы детей.

Вывод: устройство на работу — важный шаг в жизни каждого человека. Этот момент надо продумать и отнестись к нему серьезно.

III. Заключительная часть

1. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи

Игра «Выбор профессии для друга»

—  Ребята, вы друг друга знаете давно и, наверное, понимаете, какая профессия может подойти каждому из вас. Сейчас вы будете передавать мяч по кругу и говорить: «Я хочу, чтобы Оля стала продавцом, потому что она честная и хорошо считает». В своем предложении вы обязательно называете черту характера человека и его умение, которые важны для данной профессии.

2. Рефлексия занятий

—  Ребята, наши встречи заканчиваются. Мне интересно знать:

• Что нового вы узнали о профессиях?

• Как вы отнесетесь к выбору своей профессии и почему?

•  Почему говорят, что профессию выбирают на всю жизнь?

• Какие пожелания будут ведущему?

— Мне было приятно с вами общаться, и я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе профессию по душе. До свидания!



Предварительный просмотр:

Выбираем место учебы

 Путь к профессии принято называть «образовательной  траекторией». Она может быть прямой, когда человек после школы сразу начинает учиться той специальности, по которой в дальнейшем и работает. Но часто бывает и с поворотами, довольно крутыми. Вот наиболее типичные варианты пути к профессии:

- Школа-ВУЗ ли техникум-работа по специальности (прямая траектория).

- Школа-среднее специальное учебное заведение-вуз (поступление на 2-3 курс) - место работы.

- Школа-место работы (с обучением непосредственно на производстве) - продолжение обучения (колледж, техникум или вуз) - другое место работы.

Первый серьезный выбор стоит перед молодыми людьми, закончившими 9 классов (получившими «неполное среднее образование»). Обычно те, кто нацелен на получение высшего образования, продолжают учиться в старших классах, по возможности в таких, где углубленно изучают предметы, которые понадобятся для поступления в ВУЗ. Те же, кто выбрал среднее специальное образование, могут получить его сразу после 9 класса. После 9 класса можно и не получать среднего образования, а пройти  краткосрочное обучение  несложной профессии и приступить к работе.
Какие преимущества среднего специального и высшего образования мы можем назвать?  
Основное преимущество высшего образования  - это его стратегическая направленность на общее интеллектуальное развитие, формирование культуры, профессионального и общего мировоззрения. Карьерных перспектив у выпускников ВУЗов больше.  А для некоторых профессий оно является обязательным.
Преимущество среднего специального образования  - практическая направленность, конкретность, доступность, возможность быстрее получить профессию.

Как выбрать ВУЗ?

1. Обязательно учитывайте собственные интересы и склонности

2. Изучите справочник поступающих в ВУЗы и подберите несколько учебных заведений, где можно получить интересующую вас профессию.

3. Посетите эти учебные заведения. Узнайте, есть ли там Государственная аккредитация, и какой диплом выдается при окончании.

4. Узнайте у выпускников этих ВУЗов о возможности трудоустройства, о преподавательском составе и т.д.

5. Не ограничивайте себя поступлением в один ВУЗ. Подайте заверенные нотариально документы в несколько ВУЗов и попробуйте свои знания и везение, а по итогам выберите  ВУЗ.

6. Решите, какие другие специальности вы готовы выбрать для обучения, если вы не сможете пройти по конкурсу на свой выбранный факультет.

Мир профессий динамичен и изменчив. Многие профессии сегодня «живут» 10-15 лет, а затем либо меняются до неузнаваемости, либо «умирают». Полипрофессионализм приходит на смену монопрофессионализму. Это значит, человеку нужно стремиться овладеть не одной профессией, а несколькими смежными одновременно. Нужно осознавать, что с развитием научно-технического прогресса, знаний, умений и навыков, полученных в период обучения, не хватит на всю профессиональную жизнь. И мы должны быть готовы не раз повышать свою квалификацию, сдавать на разряды, защищать, писать, самообразовываться. Только так можно стать профессионально успешным в жизни.



Предварительный просмотр:

Методика

Дифференциально – диагностический опросник

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

1 а

Ухаживать за животными

или

1 б

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2 а

Помогать больным

или

2 б

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3 а

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

или

3 б

Следить за состоянием, развитием растений

4 а

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.д.)

или

4 б

Доводить товары для потребителя, рекламировать, продавать

5 а

Обсуждать научно – популярные книги, статьи

или

5 б

Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6 а

Выращивать молодняк (животных какой – либо породы)

или

6 б

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких – либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7 а

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7 б

Управлять каким – либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8 а

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.п.)

или

8 б

Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9 а

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9 б

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10 а

Лечить животных

или

10 б

Выполнять вычисления, расчеты

11 а

Выводить новые сорта растений

или

11 б

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12 а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

или

12 б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13 а

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13 б

Наблюдать, изучать жизнь микробов

14 а

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14 б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15 а

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

или

15 б

Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16 а

Делать лабораторные анализы в больнице

или

16 б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17 а

Красить или расписывать  стены помещений, поверхность изделий

или

17 б

Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18 а

Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18 б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19 а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19 б

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20 а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20 б

Работать на клавишных машинах (пищущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов

природа

техника

человек

Знак

Худ. образ

1 а

1 б

2 а

2 б

3 а

3 б

4 а

4 б

5 а

5 б

6 а

6 б

7 а

7 б

8 а

8 б

9 а

9 б

10 а

10 б

11 а

11 б

12 а

12 б

13 а

13 б

14 а

14 б

15 а

15 б

16 а

16 б

17 а

17 б

18 а

18 б

19 а

19 б

20 а

20 б

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

  1. «человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  2. «человек – техника» - все технические профессии;
  3. «человек – человек»все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  4. «человек – знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  5. «человек – художественный образ» - все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20 – 30 минут.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.


Ф.И. __________________________________________________

Класс_____________________________

Дата______________________________

Лист ответов ДДО

П

Т

Ч

З

Х.О.

1 а

1 б

2 а

2 б

3 а

3 б

4 а

4 б

5 а

5 б

6 а

6 б

7 а

7 б

8 а

8 б

9 а

9 б

10 а

10 б

11 а

11 б

12 а

12 б

13 а

13 б

14 а

14 б

15 а

15 б

16 а

16 б

17 а

17 б

18 а

18 б

19 а

19 б

20 а

20 б

Ф.И. __________________________________________________

Класс_____________________________

Дата______________________________

Лист ответов ДДО

П

Т

Ч

З

Х.О.

1 а

1 б

2 а

2 б

3 а

3 б

4 а

4 б

5 а

5 б

6 а

6 б

7 а

7 б

8 а

8 б

9 а

9 б

10 а

10 б

11 а

11 б

12 а

12 б

13 а

13 б

14 а

14 б

15 а

15 б

16 а

16 б

17 а

17 б

18 а

18 б

19 а

19 б

20 а

20 б

Ф.И. __________________________________________________

Класс_____________________________

Дата______________________________

Лист ответов ДДО

П

Т

Ч

З

Х.О.

1 а

1 б

2 а

2 б

3 а

3 б

4 а

4 б

5 а

5 б

6 а

6 б

7 а

7 б

8 а

8 б

9 а

9 б

10 а

10 б

11 а

11 б

12 а

12 б

13 а

13 б

14 а

14 б

15 а

15 б

16 а

16 б

17 а

17 б

18 а

18 б

19 а

19 б

20 а

20 б


«Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь,

то ни один ветер не будет для тебя попутным».

Сенека

        Профессиональная ориентация – выбор из множества профессий тех, которые наиболее соответствуют интересам и возможностям человека, а также пользуются спросом на рынке труда.

Почему нужно тщательно выбирать себе профессию?

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией, сформулировали три главных требования, которым она должна удовлетворять:

  • профессия должна быть интересной,
  • профессия должна быть такой, чтобы можно было найти работу по специальности,
  • профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержания труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Он будет крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет гораздо меньше поводов для его увольнения.

Другой крайне важной причиной необходимости тщательного выбора профессии является возможность трудоустройства; наличие рабочих мест по выбранной профессии. Когда человек выбирает в первый раз, он, к сожалению, не всегда задумывается, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу по этой специальности. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, так ни дня не проработав по этой специальности. Наша экономика стала рыночной, и гарантировать трудоустройство может только спрос на представителей выбранной профессии со стороны работодателей. А этот спрос может и измениться. К сожалению, невозможно абсолютно точно сказать, как измениться спрос на профессии через 5 – 10 лет. Но можно точно узнать, какие специалисты требуются, а какие не требуются на сегодняшний день. И можно предположить, представители, каких профессий окажутся нужными в будущем.

И, наконец, последняя, но не менее веская причина необходимости тщательно и разумно выбирать профессию – это ваши профессиональные возможности. Странно, но собственные профессиональные возможности редко осознаются человеком при выборе профессии. А ведь профессиональная пригодность – это один из трех важных моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора.

Любая профессия предъявляет к человеку определенные требования. Это могут быть требования к его состоянию здоровья, требования к его профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности человека являются его профессионально важными качествами. В том случае, если имеющийся у человека уровень развития профессионально важных качеств превосходит тот, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Если же уровень развития, какого – нибудь профессионально важного качества не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека.

Что значит “выбрать профессию”?

Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества являются наиболее профессионально важными? Благодаря чему человек может достигать успехов в профессиональной деятельности, делая это без особых усилий и напряжения и к тому же получая от этого удовлетворение? Психологам известно, что наибольшее значение в процессе профессионального выбора имеют склонности и способности человека.

        Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности условно обозначаются выражением “Я хочу”.  

 Способности – это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления профессиональной деятельности. Способности мы можем выразить словами “Я могу”.

        Профессиональные склонности и способности являются наиболее важными психологическими качествами человека, которые являются необходимыми условиями правильного выбора профессии, успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит, прежде всего, от его склонностей и способностей.

        Однако достаточно ли этого, чтобы правильно выбрать профессию?

Приведем шуточный пример. Представим себе, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он действительно хочет этого и, к тому же, он обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в России и следовательно, наш молодой человек не найдет себе применения в качестве сборщика кокосов.

        Таким образом, помимо “Хочу” и “Могу” есть еще и третья составляющая, которая называется словом  “Надо” - потребности рынка труда. И если человек действительно хочет найти себе интересную, посильную, да и просто выгодную профессию, он должен искать ее там, где сходятся “Хочу”, “Могу” и “Надо”.

        

Самый надежный способ выбора профессии

Последовательность действий при выборе, которая станет любимой и единственной на всю жизнь, состоит в следующем.

        Прежде всего, следует опереться на то, что мы назвали словом “Хочу”. Следующим шагом будет сравнение своих “Хочу” со своими профессиональными возможностями, т.е. тем, что называется “Могу”.

Понятно, что “Хочу” и “Могу” не всегда совпадают. Например, молодой человек хочет быть профессиональным летчиком. Однако если он носит очки, то ему следует забыть о своем желании, поскольку возможности быть летчиком у него нет. Следовательно, искать свою профессию надо там, где “Хочу” и “Могу” соответствуют друг другу – совпадают. Далее следует изучить действительные возможности и потребности рынка труда, т.е. сориентироваться в “Надо” и попробовать найти соответствие между этими тремя компонентами: “Хочу”, “Могу” и “Надо”. 

        Итак, самый надежный способ выбора профессии состоит в следующем.

        Во-первых, определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности.

        Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность и возможности.

        В-третьих, узнать, какие профессии пользуются способом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу.

        В том случае, если вы сумеете совместить “ХОЧУ”, “МОГУ” и “НАДО”,

то ваш профессиональный выбор будет удачным.

ХОЧУ                                МОГУ

                                       

                   НАДО

Хочу – профессиональные

 склонности и интересы

Могу – 1) Состояние здоровья.

2) Профессиональная квалификация.

3) Профессиональные способности.

Надо -  Спрос на рынке труда

и возможность трудоустройства

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

(лекция для родителей)

Подготовила

Педагог-психолог сош № 1

Девятых С.Ф.

Проведено: 14.11.03.

 

Советы родителям:

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим полготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага  и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы по подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка методикой полготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно посмотреть ключевые моменты, уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
  • Пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл;
  • Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
  • И помните: Самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить походящие условия для занятий.

УДАЧИ!

Уважаемые родители, внимание!!!

В школе работает горячая линия по подготовке и проведению ЕГЭ.

Обращаться к зам. директора по УВР Чайлорьян С.В. и

Психологу школы Девятых С.Ф.



Предварительный просмотр:

В ногу со временем

гибкое мышление - успешность жизни

Ход занятия

Приветствие

Введение

Успешность и качество нашей жизни напрямую зависят от "работы" нашего мыслительного аппарата, уровня развития мышления, степени сформированности мыслительных операций.

Настоящее положение вещей таково, что человеку постоянно приходится приспосабливаться к часто меняющимся условиям действительности, решать очень многие противоречия,

например: люди должны жестко конкурировать друг с другом в условиях рыночной экономики, но, в то же самое время, помогать, поддерживать друг друга, чтобы выжить в этом современном мире. Приходится находить необычные приемы для решения подобных проблемных ситуаций, поставленных задач, изобретать какие-то новые способы не только выживания, но и благополучного существования. Для этого необходимо иметь гибкое, нестандартное мышление, использовать различные, невидимые на первый взгляд, возможности нашего мышления.  
        Вам предлагаются интересные упражнения для тренировки активности и гибкости мышления.  Приятного вам времяпровождения.

 Для начала упражнение на концентрацию внимания.
Инструкция.  
Один раз очень внимательно прочитайте условие этой задачки и, не глядя на предыдущие фразы, попробуйте сразу же ответить на вопрос.
1.
На конечной остановке в троллейбус сели десять мужчин и четыре женщины. На первой остановке сошли трое мужчин, и вошла одна женщина. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только двое). Еще на следующей вышла женщина. Проехав с полкилометра, автобус остановился, и в него вошел мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса?
2. В костюмерной имеются желтые и серые блузки, а также синие, белые и красные юбки. Сколько из них можно составить различных костюмов?


3. В один кувшин, три кружки и три стакана вмещается столько же воды, сколько в два кувшина и шесть стаканов или в один кувшин и четыре кружки. Сколько стаканов воды вмещается в кружку и сколько в кувшин?


4. Сколько существует вариантов меню при выборе обеда, если к любому из вторых блюд - мясу, котлете или рыбе - можно взять третье блюдо: сок, чай или кофе.


5. Три брата жили в одной комнате. Каждый из них имел свой висячий замок и ключ, подходивший только к этому замку. Как братья должны были запирать дверь своей комнаты, чтобы каждый из них мог войти к себе, имея только свой ключ?


6. Две волейбольные команды играют матч до трех побед. Сколько может быть вариантов окончания поединка, если в волейболе ничьих не бывает.
7. В очень давние времена две торговки принесли на базар яблоки и решили, сложив их вместе, торговать сообща. У каждой из них было по 30 яблок. Первая собиралась продавать за копейку пару яблок, вторая — за копейку 3 яблока. Первая рассчитывала выручить от продажи 15 копеек, вторая — 10 копеек, а обе вместе — 25 копеек. Сложив яблоки в одну корзину, они решили продать 5 яблок за 2 копейки, рассуждая, что если одна продаст на копейку 2 яблока, а другая на копейку 3 яблока, то это все равно, что продать на две копейки 5 яблок. Распродав яблоки по две копейки за пяток, торговки стали подсчитывать выручку. Они очень удивились, когда насчитали всего 24 копейки. Торговки стали проверять яблоки по пяткам и насчитали всего 12 пятков (т.е. 5 х 12 = 60 (яблок), как и было). Сосчитали 12 раз по 2 копейки. «Куда же девалась копейка?» — подумали они. Помогите найти недостающую копейку.

8. Можно ли с помощью сита принести воду, ничем предварительно не закрывая его дырочки?


9. Существует мнение, что стол на трех ногах никогда не качается, даже если его ножки неравной длины. Верно ли это?


10. Можно ли зажечь спичку под водой?


11. Рота состоит из трех офицеров, шести сержантов и шестидесяти рядовых. Сколькими способами можно выделить из них отряд, состоящий из офицера, двух сержантов и двадцати рядовых?



Предварительный просмотр:

Используй или потеряешь

Развитие умственных способностей

Ход занятия

Приветствие

Введение

 В детстве каждый из нас получил великий дар. Только благодаря ему слабый и беззащитный человек воцарился на этой планете. Представьте себе саблезубого тигра с мозгами хотя бы современного ребенка. Кто бы тогда правил на Земле? И где были бы люди?
И вот этот мозг, венец творения природы, мы используем, как микроскоп некий плотник, которому тот по чистой случайности попался в руки: вот сидит он и этим микроскопом заколачивает гвозди.
Так и многие из нас. Ничуть не жалея наш микроскоп-мозг, не понимая его ценности, заколачиваем им свои "гвозди": захламляем и отупляем наш мозг чтением низкопробных книжонок, регулярным просмотром тележвачки, бесполезным времяпровождением и многим-многим другим.
Большинство из нас даже не подозревает, что
мозг сродни мышцам и требует неустанных тренировок. Не упражняясь, он дряхлеет и приходит в полную негодность гораздо быстрее, чем это можно себе представить.
И этот великолепный инструмент, лучший из придуманных природой, "покрывается ржавчиной". Как нож, изъеденный ржавчиной, невозможно сделать острым, так же и мозг, разрушенный бездельем, обрекает своего хозяина на бессмысленное, ограниченное, примитивное существование.
Если постоянно не напрягать мышцы, они со временем истощаются и атрофируются. Все, что не задействовано, со временем отмирает. Становится страшно, если всерьез об этом задуматься.

2. Какие же упражнения тренируют мыслительные способности? А это, как правило, те, которые направлены на концентрацию внимания, выделение существенного, установление закономерностей, причины события, поиск оптимальных вариантов решения проблемных ситуаций и др.

Часто ли вам, например, приходится решать нестандартные задачи, которые заставляют мозг

 работать на "полную катушку"?
Умеете ли вы вникнуть в ситуацию, чтобы не заблуждаться, чтобы понапрасну не растрачивать свои силы и время, чтобы не попасть впросак и т.п.?

Чтобы вы, к примеру, сделали, ознакомившись с условием этой задачки?

Дан ромб. Диагонали ромба пересекаются под углом 80 градусов. Найти меньший угол между соседними сторонами ромба.

А как бы вы без уравнения (только с помощью действий, как в раннем возрасте) решили такую задачу?
В зоопарке имеются тридцать голов и сто ног. Сколько зверей и сколько птиц живут в зоопарке?

Понятно, что  для решения многих проблемных ситуаций необходимо обладать способностью рассматривать проблему под другим углом зрения, выходить за установленные нами же самими рамки, за пределы системы.

Давайте еще раз вернемся к очень показательному примеру: задаче с девятью точками, которые нужно соединить четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки.

Головоломка 1


Пытаясь решить эту задачу, как и многие другие, похожие на нее, мы сразу ставим себе несколько условий, которые ограничивают область возможных решений. Одно из наиболее распространенных ограничений состоит в том, что линии нельзя продолжать за пределы воображаемого квадрата. Если отбросить это ограничение, решить задачу можно очень легко.
Отбросив следующие ограничения, можно найти еще несколько вариантов решения, например:

Головоломка 2

Большинство задач легко решается, если мыслить вне некоторых общепринятых допущений и преодолевать стремление мозга создавать шаблоны, «двигаться в прежнем направлении», применяя привычные, стереотипные способы решения.

Попробуйте из шести спичек, имея стандартное мышление, не разрушая распространенных ограничений, построить четыре равносторонних треугольника.
А теперь, если выйти в другую плоскость и в прямом, и в переносном смысле?

Вот задача, которую решают, в основном, одним способом, и не самым лучшим.
Трое рабочих выполняют работу за шесть часов. Сколько времени потребуется на выполнение этой работы двумя рабочими?

Вероятно, рациональный вариант решения этой задачи - с помощью коэффициента пропорциональности (3/2), нежели в случае, когда всю работу принимают за единицу или другую величину.
Число рабочих и время выполнения работы - обратно пропорциональные величины. Поэтому, если число рабочих уменьшается в полтора раза (3 : 2 = 1,5), то время работы увеличивается во столько же раз (6 х 1,5 = 9).

Как же выработать в себе способность выходить за пределы системы, в другое измерение?  В этом может помочь, например, решение логических задач, в том числе задач на обнаружение закономерностей в последовательностях. Такая работа  не только формирует умение правильно оценивать ситуацию и находить верные решения, не только развивает гибкость мышления, но и расширяет творческий потенциал.

Вот примеры таких заданий.

1. Начнем с поиска закономерностей.

3

5

10

В

Д

?

7

45

654

О

Д

?

Жук

Человек

Лошадь

6

2

?

Белый

Нос

Пришел

П

С

?

I 6 9 I    I 0 0 I   ?   I I I I    I 9 6 I



2. Сосчитайте общее количество треугольников в этой фигуре.

Головоломка 3



3. А здесь необходимо этих пингвинов расставить так, чтобы сумма проставленных чисел в горизонтальных и вертикальных рядах, а также по диагоналям составляла 12.

Головоломка 4

. Сумма и произведение четырех целых чисел равны 8. Что это за числа?

5. На трех жестяных банках с печеньем перепутаны этикетки “Овсяное печенье”, “Шоколадное печенье” и “Миндальное печенье”. Банки закрыты, так что вы не можете заглянуть внутрь. Вы можете взять только одно печенье из одной банки, а затем правильно расположить этикетки. Из какой банки нужно взять печенье?

А как насчет такого умозаключения?
Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.
Железная логика?

Для решения этой непростой задачи надо запастись терпением.

Головоломка 6
Здесь каждой букве соответствует своя цифра, причем одинаковым буквам - одинаковые цифры.


А вот задача, которую придумал Эйнштейн в прошлом веке, заметив, что 98% жителей Земли не в состоянии ее решить.
Принадлежите ли вы к 2% самых умных людей планеты?
(Здесь нет никакого фокуса, только чистая логика).
Есть 5 домов, все разного цвета. В каждом доме живет по одному человеку отличной друг от друга национальности. Каждый жилец пьет только один определенный напиток, курит определенную марку сигарет и держит определенное животное.

Известно следующее:
Англичанин живет в красном доме.
Швед держит собаку.
Датчанин пьет чай.
Зеленый дом стоит рядом с белым, но слева от него.
Жилец зеленого дома пьет кофе.
Человек, который курит Pall Mall, держит птицу.
Жилец из среднего дома пьет молоко.
Жилец из желтого дома курит Dunhill.
Норвежец живет в первом доме.
Курильщик Marlboro живет около того, кто держит кошку.
Человек, который содержит лошадь, живет около того, кто курит Dunhill.
Курильщик сигарет Winfield пьет пиво.
Норвежец живет около голубого дома.
Немец курит Rothmans.
Курильщик Marlboro живет по соседству с человеком, который пьет воду.
Вопрос: кому принадлежит рыба?

Для решения следующей задачи представьте себя на месте героя.
Наверху скалы высотой в 100 метров находится человек. Ровно посередине скалы (на высоте 50-ти метров) растет дерево. У человека есть веревка длиной 75 метров и нож, которым он может отрезать веревку. Как ему спуститься со скалы?

Головоломка 5

Удачи!



Предварительный просмотр:

Занятие с девятиклассниками "Я объявляю своим делом..."

Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.

К. Гельвецкий, французский философ

Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение представлений о мире профессий и их особенностях; выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям, развитие групповой сплочённости.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Постарайтесь одновременно сказать: “Здравствуйте!”. Когда будете произносить “те” - разомкните руки и хлопните в ладоши.

2. Разминка.

Сейчас вы будете перебрасывать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, должен назвать имя, кому он бросает мяч, и назвать профессию, начинающуюся с первой буквы имени (например, Алёна – архитектор).

3. Работа по теме занятия.

Слово психолога.

Очень скоро каждый из вас столкнётся с проблемой выбора профессии, и сегодня на занятии мы коснёмся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями – возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор. Большая часть нашего занятия будет проходить в форме игры. Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении дальше обучаться. Лучше ещё раз перепроверить свой выбор, действительно ли выбранная профессия подходит тебе. Ну а тем, кто ещё не определился в профессиональном выборе, тема нашего разговора будет более актуальна. Итак, что означает слово “профессия”? (сначала учащиеся дают свои ответы, затем психолог уточняет). Слово “профессия” от латинского слова profetereu (профетерий) – “Я объявляю своим делом…”

Какими делами занимались наши предки? Ответ: охотой, рыболовством, земледелием, шитьём и т.д.

Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Вам нужно выбрать одну профессию, которая будет отвечать вашим интересам и способностям. Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете?

Есть несколько классификаций профессий, наиболее известная из них основывается на предмет труда, с которым имеет дело человек. По этому принципу профессии делятся на 5 групп: человек-человек; человек - знаковая система; человек-природа; человек-техника; человек -художественный образ. Как видите, весьма важно знать к какой группе труда у вас проявляется интерес, чтобы правильно выбрать соответствующую профессиональную среду.

Анкетирование по опроснику Климова “ДДО”. Обсуждение результатов.

Профориентационная игра “Имидж и твоя профессия”

В течение одной минуты подумайте и назовите свои ассоциации, связанные с этим словом. А теперь разделитесь на 5 групп (каждой группе раздаются листочки с записанной группой профессий). Уже сегодня вам необходимо подготовиться к выбору будущей профессии. Придумайте и представьте в виде коллажа, рисунка, проекта, сценки имидж профессионала той сферы, к которой относится данная группа. Затем все знакомят со своими рисунками.

Профориентационная игра “Самая – самая”.

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую профессию ученик получает кружок. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

  • самая зелёная профессия (садовник, лесник)
  • самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
  • самая волосатая (парикмахер)
  • самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
  • самая неприличная (проститутка)
  • самая смешная (клоун)
  • самая общительная (учитель, журналист)
  • самая серьёзная (атомщик)
  • самая умная (учёный, профессор)
  • самая белая (врач)
  • самая зубастая (стоматолог)

Подсчитываются кружки. Выигрывает участник, у которого наибольшее количество кружков.

Слово психолога.

Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу? По результатам проведённого опроса выпускников прошлого года выяснилось, что профессиями 21 века считаются: компьютерщика – 50%; бизнесмена – 25%; банкира – 12%; социолога – 12%; гувернантки – 10%; эколога – 5%; хакера – 21%. Профессии можно охарактеризовать как:

  • устаревшие - колхозник, служанка, модистка, извозчик, трубочист, кузнец, печник;
  • массовые или сквозные - слесарь, сварщик, бухгалтер, инженер;
  • редкие - океанолог, востоковед;
  • свободные - артист, художник, писатель. У таких людей нет чёткого рабочего графика. Эти специалисты работают по вдохновению, живут на гонорары;
  • доходные (с высокой зарплатой) – банкир, экономист, дизайнер, фотомодель;
  • востребованные (в данное время и на ближайшее будущее, пользуются спросом) – торговый представитель, менеджер по продажам, программист, маркетолог, специалист по рекламе, системный администратор, аудитор, артдиректор;
  • новые – аудитор, радиолог, геронтолог.

Прочитайте в словаре профессий, что они обозначают.

Словарь новых профессий (лежит на каждой парте)

  1. Аудитор. Человек, который контролирует не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учётной и отчётной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.
  2. Геронтолог. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебницы и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И поэтому профессия сестры-геронтолога всё больше получает призвание в обществе.
  3. Радиолог. Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путём специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования, рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся всё более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объём информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.

Групповая экспертная оценка с элементами игры “Кто есть кто?”

Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нём думают другие люди? Какими они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере.

Сейчас у вас есть возможность узнать, какими видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведём опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определённое мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: “Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?

 

Иванова Анастасия

Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?

Фамилия, имя участника группы

Рекомендуемая профессия

Учебное заведение или место работы после школы

1.

Сидорова Анна

воспитатель

Детский сад, педагогический колледж

2.

 

 

 

3.

 

 

 

После заполнения листов они возвращаются тому, чья фамилия написана вверху листа. Далее предлагается определить, какие призвания пришлись по душе, а какие совсем не понравились. Для этого в бланке опроса отметить знаком “+” первые и знаком “ - “ вторые. А теперь поблагодарите тех, кто хорошо понял ваше призвание, и скажите, с чьим мнением не согласны.

Профориентационная игра “День из жизни”

Участники делятся на 4 группы.

Представьте, что сейчас уже 200… год. Вы уже взрослые, осуществили свою мечту, получили профессию, стали тем, кем хотели быть. И вот вы приходите к своей учительнице и её ученикам. Что бы вы рассказали о своей работе? Напишите об этом. Затем каждая группа представляет свой рассказ.

Получился целостный рассказ или нет? (путанный, сумбурный)

Насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Заключительное слово.

Сегодня вы познакомились со многими профессиями, постарались узнать о том, к какой из них каждый из вас склонен. Вам стоит задуматься, нравится ли та группа профессий, к которой у вас определились склонности. Пусть каждый оценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе профессии. А как получить желаемую профессию?

  • поставить перед собой цель и стремиться её достичь;
  • необходимо получить хорошие знания;
  • поступить и успешно окончить техникум, институт;
  • предварительно попробовать себя в избранной профессии;
  • нужно любить эту профессию.

И в заключении русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”. Давайте вспомним слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

Обратная связь.

Участникам предлагается по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения:

  1. Я узнал, что моя будущая профессия…
  2. Я думаю, что после сегодняшнего разговора…
  3. Я надеюсь, что в будущем…

Ритуал прощания.

Все становятся в круг. Одновременно произносят слово “До свидания”. Вместо “я” говорят “мы”, при этом соединённые руки поднимают вверх.



Предварительный просмотр:

Рис. 4. Два городских жителя пожимают руки.



Предварительный просмотр:

Игра «Цыганка-гадалка»

Игра рассчитана на старших подростков. Количество участников — 20–25 человек. Желательно (но не обязательно) участие ассистента, им может быть классный руководитель, учитель, воспитатель. Игра не требуют специально оборудованного помещения, главное — возможность разместить участников на стульях по кругу.

Цели и задачи игры: развитие способности наблюдать и понимать своеобразие других людей, интерпретировать и прогнозировать их поведение; формирование умения убеждать собеседника, занимать активную, конструктивную позицию в общении; формирование умения противостоять давлению группы, выявлять манипуляторов; расширение сферы самопознания.

Продолжительность игры: 40 мин.; 20 мин. — организационный момент, 5–7 мин. — инструктаж участников, 15 мин. — обсуждение результатов (рефлексия).

Материал и оборудование. Игровые жетоны для распределения ролей: желтые (4 шт.) — продавцы; зеленый (1 шт.) — цыганка; синие (2 шт.) — люди «Х», красные (13–18 шт.) — покупатели. Инструкция ведущего для покупателей, карточки-инструкции для продавцов, цыганки, людей «Х», текст «гадания» для цыганки, бонусы (денежная единица), «товары», надписи для торговых отделов: «парфюмерия», «продукты», «одежда (обувь)», «бытовая техника» или др., бумага, фломастеры.

Для игры потребуется 4 стола (торговые лотки), для этапа обсуждения — стулья по числу участников.

Участники получают жетоны: продавцов — 4 чел., цыганки — 1 чел., людей «Х» — 2 чел.; покупателей — остальные участники.

Ведущий просит участников не разглашать без указания доставшуюся роль и сам не называет ролей, оперирует только названием цвета. Сначала он просит подойти тех, кому достались жетоны желтые, синие и зеленые. «Желтым» выдаются фломастеры, бумага, надписи с названиями отделов, «товары» (можно использовать рисунки из рекламных журналов), инструкции, предлагается выбрать место в помещении. Затем выдается инструкция владельцам зеленого и синих жетонов.

Затем ведущий раздает условные деньги (бонусы) владельцам красных жетонов. К этому времени обычно продавцы заканчивают оборудование рабочих мест.

Инструкция для покупателей

Итак, мы начинаем игру. Представьте себе городской рынок. Кроме продавцов и покупателей там могут быть и служители порядка, и зеваки, и гости города, и люди, пришедшие с какими-то своими целями. У кого есть деньги — тот может купить, у кого нет — просто посмотреть, прицениться.

Задача покупателей (это все, кто получил условные деньги) — уйти с рынка с покупкой. Не торопитесь сразу покупать товар. Денег у вас хватит на одну покупку (любую). Присмотритесь, выберите то, что вам больше понравится. Решив купить, вы говорите слово «беру» и уже не можете изменить решение.

Инструкция для продавцов (4 шт.)

Оборудовать рабочее место — лоток, разложить товар, разместить вывеску, рекламу товара (использовать фломастеры, бумагу, готовые надписи), убедить покупателя купить именно ваш товар. Заработать как можно больше денег. Продать все товары. Только вы знаете цену товара — 3 бонуса. Бонусы со знаком «+» поддельные, их не принимать. Цену покупателю сообщать только после окончательного решения о покупке, сопровождаемого словом «беру». Товар отдавать только после проверки бонусов.

Инструкция для цыганки

Склонить покупателя к гаданию любым способом до принятия им решения о покупке, пока у него есть деньги. Убедить, что вы можете дать что-то гораздо более важное, чем покупка. Выманивать деньги в процессе гадания. Действовать можно по следующей схеме:

— мотивировать клиента любым способом; деньги за гадание вначале можно не просить;

— выбрать способ гадания: карты, линия руки, форма ушей, цвет глаз и т.д.;

— прочитать текст гадания.

В процессе общения выманить у клиента минимум один бонус, поставить на нем знак «+».

Приблизительный текст гадания

Ты — человек добрый и отзывчивый, но не всегда другие оценивают это должным образом. Ты стремишься к свободе и независимости, но тебе иногда ставят препятствия на пути. В последнее время ты испытываешь какое-то напряжение (ощущаешь, что потерял(а) что-то важное). Но наберись сил. Следующая неделя принесет тебе долгожданную удачу, которая приблизит исполнение твоего желания.

Но опасайся человека с голубыми глазами, имеющего черную шнуровку. Он где-то рядом... Есть способ его обезоружить... Для этого положи белую бумажку на свою ладошку. Пусть в нее войдет проклятье. Это проклятье я сейчас сниму. (Нарисовать ручкой знак «+» на бонусе. С этого момента он ваш. Можете вернуть бонус владельцу.)

Инструкция для людей «Х» (2 шт.)

Ваша задача — под благовидным предлогом вынудить владельца денег сделать добровольное пожертвование в пользу «организации», которую вы рекламируете, представляете. Проявите максимум изобретательности. Вы можете предлагать даже участки на Луне или на другой планете. Вы можете организовать фонд поиска Атлантиды и ее несметных богатств или фонд защиты тушканчиков. Вы можете действовать в одиночку или объединиться. Можете искать себе союзников среди покупателей. Пожертвованные деньги можно не забирать, достаточно пометить их знаком «+».

Ход игры

После инструктажа продавцы занимают свои места. Игра начинается. Она идет спонтанно. Как только у кого-либо из продавцов будет реализована половина товара, можно начать обсуждение.

Игра заканчивается этапом обсуждения. Вначале предоставляется слово продавцам (по очереди), затем покупателям, цыганке, людям «Х». Опыт игры показывает, что если на явного вымогателя (обманщика) — цыганку у многих есть «иммунитет», то относительно людей «Х» картина несколько меняется. Здесь можно выйти на различные проблемы молодежи. Обсуждение дает участникам информацию о себе, ценный опыт независимо от итога (успеха–неуспеха) каждого игрока. Ведущий направляет обсуждение таким образом, чтобы каждый участник говорил о своих впечатлениях, чувствах, открытиях, избегая оценочных суждений относительно других участников.



Предварительный просмотр:

Игры, упражнения, этюды

«Три криминалиста». Шерлок Холмс, Джеймс Бонд и майор Пронин поспорили: кто из них быстрее без фонаря поймает грабителя, который безлунной ночью должен был проникнуть в неосвещенный королевский сад. В ожидании 12 часов криминалисты занимались каждый своим делом: Шерлок Холмс читал. Бонд смотрел телевизор, а Пронин отправился в соседнюю комнату, выключил свет и о чем-то задумался. В 12 часов грабитель проник в сад, криминалисты выбежали на улицу, и майор Пронин первым схватил его. Почему он был первым?

Правильный ответ: его глаза быстрее адаптировались к ночной темноте, так как до этого он находился в темной комнате.

Примечание. Персонажи могут быть иными.

«Аукцион идей». Учащимся предлагается высказать свое мнение на заданную тему, ответить на конкретный вопрос, но при этом на высказывание дается ограниченное время (3—5 секунд). При затянувшейся паузе учитель может начать счет вслух: «Раз! Два! Три! Время!».

«Консилиум» (Кардашина О. В.). Учащиеся ;

становятся участниками консилиума по стрессу. Первая группа — специалисты по стрессам, связанным с учебой; вторая — по стрессам, не связанным с учебой. Задача — рассказать о наиболее типичных для ваших пациентов стрессовых ситуациях, особенностях их реакций, способах помощи.

Способы, быстрого снятия стресса

1. Физические упражнения.

2. Глубокое дыхание.

3. Расслабление.

4. Отрыв от повседневности.

5. Массаж.

6. Пересмотр жизненных позиций.

Глубокое дыхание для снятия стресса

1. Примите удобную позу. Закройте глаза. Если вы сидите, то держите спину прямо, чтобы можно было свободно дышать.

2. Медленно и глубоко вдохните через нос. Дышите грудью и диафрагмой одновременно (живот должен выпячиваться, а не втягиваться).

Медленно и полностью выдохните через рот. Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя: «Я», а при выдохе: «Расслабляюсь».

Повторите упражнение несколько раз (сколько будет удобно).

В течение нескольких последующих минут посидите (полежите) спокойно и подышите нормально, радуясь ощущению полного расслабления.