Мои публикации

Татьяна Владимировна Неустроева

мои публикации и выступления 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«LEGO – ТЕХНОЛОГИИ» В ШКОЛЕ

Неустроева Т. В.,

учитель технологии МБОУ «Лицей №2»

 

Сегодня все чаще педагоги задаются вопросом, как подготовить человека к полноценной жизни и труду, как сформировать гармоничную личность. Работа с конструктором «Lego»- это один из многочисленных путей к решению этой проблемы. Данная работа должна способствовать формированию ученика, способного: самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и находить пути их решения; четко осознавать, где могут быть применены его знания; творчески мыслить; грамотно работать с информацией; уметь работать сообща; самостоятельно развивать собственный интеллект. Для решения этих задач используется проектная образовательная технология. Эта технология включает в себя творческий процесс, он очень труден. Ребенка необходимо готовить к нему, ведь творец должен трудиться над решением задачи, не зная, сможет ли он его найти. Работа ведется с детьми среднего звена школы в возрасте (11-14 лет). Основной целью является попытка сформировать личность ребенка. В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Трудолюбие, аккуратность, ответственность и другие так называемые "деловые" качества формируются в результате творческой, проектной групповой и индивидуальной деятельности. Очень важной целью работы является формирование мотивации к получению информации, знаний и решению еще более сложных задач. Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности, чему способствует доведение каждого проекта до поставленной цели. Важной целью является воспитание потребности общения детей друг с другом, причем целью этого общения у детей становятся передача и получение знаний о мире, согласование различных действий и др.

Выполнению этих целей и задач должны способствовать методы стимулирования, а именно: соревнование, поощрение, наказание (например, временным отстранением от совместной работы).

Всю эту работу необходимо проводить с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка.

Актуальность такой работы вытекает из ее задач и проблем современного общественного состояния. Облегчить доступ учащимся к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. Для успешных проведений занятий необходимо также взаимодействие специалистов между собой и специалистов с родителями детей. Необходима помощь методистов, обеспечение специальной литературой, поддержка данного направления администрацией. Родителей необходимо привлекать к творчеству детей, т.к. детям необходима их помощь и поддержка.

Основные требования к состоянию здоровья и социальной адаптации детей для успешной работы по данному направлению:

¨​ ребенок должен иметь такие психические функции как самоконтроль и самосознание;

¨​ уметь сосредоточить свое внимание в течение занятий;

¨​ обладать памятью, как совокупностью процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение информации.

Очень важна динамика показателей психофизиологического, психического и психологического здоровья, а именно: улучшение памяти, внимания, развития речи, нормализации поведения, повышение интеллектуального потенциала и др. Успехом занятий с Lego конструктором может считаться тот факт, если у ребенка сформируется следующая жизненная позиция: "Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. Я должен и могу это сделать"

Современные жизненные условия, в которые поставлено общество, в том числе и школа, выдвигают свои требования к новому поколению, вступающему в жизнь: оно должно быть не только знающим основы наук и умелым, но и мыслящим, инициативным, самостоятельным. Поэтому одной из важнейшей задач дополнительного образования в современных условиях является формирование политехнической культуры, информационной, и развитие самоорганизации, что позволит школьнику учиться всю жизнь. Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей у учащегося обусловлена временем, той эпохой, в которой мы живем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает определенная необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих технических способностей.

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. И воспитать ученика-конструктора это задача каждого учителя, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление учащихся, а знания и умения добываются в результате творческого труда.

«Lego-ТЕХНОЛОГИИ» ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технологических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.

На первый план выдвигается развитие основ творческой деятельности, элементов технологического и конструкторского мышления учащихся и приобретение опыта практической деятельности по изготовлению моделей из LEGO – конструктора.

Занятия с «LEGO» позволяют расширить и углубить знания учащихся по конструированию, продолжить развивать пространственное воображение, логическое мышление и совершенствовать умения и навыки при решении конструкторско-технологических задач в практической и проектной работе. Позволяет формировать политехническую культуру, внедрять технологическое образование в процесс обучения учащихся.

 



Предварительный просмотр:

Образовательная робототехника как форма дополнительного образования.

Добрый день. Неустроева ТВ, руководитель лаборатории «Образовательная робототехника», учитель технологии.

Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об обучении детей и молодежи техническому творчеству и изобретательству. Неотъемлемую роль играет техническое творчество в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Важным фактором развития творческих способностей личности выступает современная система дополнительного образования детей, основным компонентом которой является детское техническое творчество.

Робототехника как форма дополнительного образования  в области технического творчества в сочетании с учебными занятиями помогает учащимся приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки в области изобретательства, воспитать трудолюбие, культуру труда, дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Важность развития технической направленности в лицее заключается в том, что в настоящий момент развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. То есть созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.

Рабочий курс по робототехнике в рамках лаборатории «Образовательная робототехника» нацелен на формирование научного мировоззрения, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества.

Реализация программ по робототехнике осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой LEGO для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Программы по робототехнике предполагают использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения учащихся конструированию, моделированию и компьютерному управлению.

Основным средством конструирования являются наборы конструкторов. В настоящее время в распоряжении учителя представлены различные наборы конструкторов , которые лучше использовать во внеурочной деятельности. Работа с конструктором содействует развитию комбинаторики и формированию у учащихся монтажно-сборочных умений на различных этапах обучения. На занятиях использую различные конструкторы:

 в 1 классах- WeDo1, Машины и механизмы;

2 классы -WeDo2, Мосты и другие конструкции;

3 классы -Технология и физика. Широкий спектр применения говорит об универсальности  данного набора и о возможности использовать его на протяжении срока обучения в начальной, основной и средней школе;

4 классы Spike. SPIKE Prime – это совершенно новый формат образовательного решения от LEGO Education. Он создавался для обучающихся с любым уровнем подготовки и воплощает в себе инклюзивный, интуитивный и естественно адаптивный креативный подход к учебе, позволяющий всем ученикам 4 классов с уверенностью включаться в процесс STEAM-обучения с использованием цифровых технологий.( STEAM это новая система обучения, основанная на инновационных технологиях 21 века, основной целью которой является развитие у детей мышления нового типа.)

Использование ЛЕГО-конструкторов в рамках дополнительного образования повышает мотивацию учащихся к обучению, так как занятия выстроены в форме познавательной игры, что позволяет продуктивнее знакомить детей с наукой, ведь именно она является эффективным методом для изучения важных областей технологии и конструирования.

Работа  в рамках лаборатории «Образовательная робототехника» в сочетании с учебными занятиями помогает ребятам,  приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки в области изобретательства, воспитать трудолюбие, культуру труда, дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов: проектирование, конструирование, программирование, испытание и запуск модели робота, должно проходить при непосредственном консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности. Поэтому необходима организация занятий по подгруппам с учётом индивидуальных особенностей детей разных возрастных категорий. Я привлекаю на занятия робототехники  тьюторов из числа старшеклассников, они помогают обучающимся, вызывают интерес к робототехнике, делятся своим опытом, проводят защиту проектов при участии младших лицеистов.

Формы занятий, которые использую в процессе обучения робототехнике:

лекционная - получение учащимися нового материала;

самостоятельная – учащиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия, одного или нескольких занятий;

проектная деятельность - реализация личных мини  проектов;

соревнования - участие детей в разнообразных мероприятиях по LEGO-конструированию.

По окончании изучения курса робототехники учащийся должен:

- знать основы механики, автоматики и программирования в компьютерных средах и на языках программирования роботов;

- уметь собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;

- уметь создавать собственные проекты и при необходимости программировать роботизированные модели.

Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде выставок работ обучающихся, состязаний роботов на итоговом занятии. Соревнования включают в себя проектирование, создание и программирование робота, способного выполнить сложные задания. Результаты контроля фиксируются в протоколах соревнований. В марте проходят конкурсы робототехники в ЦДиЮТТ «Патриот», что дает возможность ребятам показать свои умения и знания общественности и самим познакомиться с работами сверстников.

В заключение хочется сказать, что применение образовательной робототехники и LEGO - технологии обусловливается их высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. Традиционные методы обучения часто ограничивают естественную детскую способность учиться, так как предполагают достижение заранее известного данного решения, двигаясь к нему определёнными типовыми путями. Результат состоит в том, обучающиеся просто воспроизводят знание вместо того, чтобы добиваться его осмысленно. Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕГРАЦИИ И МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ

СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Неустроева Т. В.,

учитель технологии МБОУ «Лицей №2»

 

Сегодня метапредметный подход приобрел особую популярность и заложен в основу стандартов. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин.

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? 

Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Достижение желаемых метапредметных результатов происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности (на занятиях факультативов, элективных курсов и предметных кружков).

Одной из форм организации внеурочной деятельности является метод проектов. Проект на уроке технологии – это результат работы учащегося или группы учащихся – это метапредметный результат.

Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.

Перечисленные достоинства проектов и будут способствовать овладением определенными способностями, которые можно применять в разных областях жизнедеятельности.

«Что же в этом нового?» – возразите вы. А как же межпредметные связи, интеграция предметов? Ведь всё это мы уже проходили.   А значит, эта пресловутая метапредметность – новое хорошо забытое старое? Так, да не совсем.

Если интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом), т.е. элементарное сложение ЗУН, то метапредметный подход ориентирован на получение нового знания более высокого уровня. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребёнку, выступают культурные техники и способы мышления и деятельности. Это не  ассоциативное наталкивание материала одного предмета на другой по типу соединения пения с чтением, а освоение универсальных принципов и стратегии познания.

В лицее уроки технологии конструирования в 5,6 и 7 классах изучаются по программе «Лего – технологии» и «Робототехника». В 5 классе в рамках учебного информационно-технологического модуля тема: «Башни как архитектурное сооружение в жизни человека» изучается на нескольких уроках, где основой является системно – деятельностный подход, а результатом его применения - развитие личности ребенка на основе УУД. В рамках модуля на занятиях ИЗО дети выполняют эскизы башен и изображают их в различных видах и из разных строительных материалов. Цель уроков по ИЗО: знакомство с различными архитектурными строениями, строительными материалами, умение в рисунке передать увиденное. На занятиях истории изучают башни Ассирийской державы, Индии, Китая с целью ознакомления с мировой культурой, а так же - башни как военное сооружение. На уроках музыки изучают песню «Бьют часы на Спасской башне». Формируется музыкальный вкус у детей, развиваются вокальные навыки. На уроке технологии конструирования в течение 4 занятий обучающиеся строят с помощью конструктора известной фирмы Lego различные конструкции башен, проводят исследования, на основе полученных знаний в группе работают над проектами. Проект является результатом работы. Это дает детям возможность применять знания, полученные на уроках на практике. На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности.

В системе преподавания школьных предметов Лего – это урок, где развивается успешность ребенка, где он может соотнести свои знания и умения с реальным результатом, где дети могут явно оценить себя – реальная самооценка. На уроке с конструктором Лего развиваются и формируются универсальные учебные действия.

Общеобразовательные программы опираются сегодня на научные достижения более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования.

Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но примысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.  



Предварительный просмотр: