Конкурс "Педагогический дебют 2021" Элементарное музицирование

Рыбакова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей

«Элементарное музицирование с дошкольниами» по технологии Т.Э. Тютюнниковой

Игры со звучащими жестами

1. «По коленочкам» (музыка – «Ах, вы сени» - сл. М. А. Давыдовой)

По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко

Тра - та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.

По коленям локотками постучим теперь мы с вами.

Тра – та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой

Тра – та – та – та, тра – та – та та,

Мы похлопаем с тобой.

2. «Тюшки – тютюшки» (музыка – «Ах ты, берёза» – р.н.м.)

Тюшки – тютюшки, сделай топотушки! – 2 раза пропеть, дети под музыку топают

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – 2 раза пропеть, хлопают в ладоши

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – 2 раза пропеть, шлёпают по плечам, щёчкам,

животику и т. д.

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки! – щёлкают

Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.

3.«Дождик накрапывает» В. Степанов (игра с использованием звучащих

жестов)

Мелкий дождик моросит: кап- кап- кап - кап! (удары пальчиками по ладошке)

В листьях сада шелестит: кап – кап - кап- кап! (шуршим «ладошками»)

Мокнет мячик у ворот: кап- кап- кап- кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород: кап-кап-кап-кап!

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращать внимание

детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков

дождя.

4.«Коза» Сл. рус. народные, музыка Е. Попляновой

1.Шла коза на каблуках. (шагают палочками-клавесами)

Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах .

Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок,

Чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок.  Ох! (кладут одну палочку)

2.Вот коза на одной ножке (шагают одной палочкой)

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакала по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок,

Чок,чок, чок, чок .

Вновь сломала каблучок.  Ох! (кладут на пол вторую палочку, разводят руками)

З.Вот коза сняла сапожки, (по коленкам ладошками шлепают)

Так-так, так-так.

Побежала по дорожке.

Так-так, так-так.

Стала прыгать высоко. (по коленкам ладошками прыгают высоко)

Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко!   Их-вох! Их-вох! (ручки высоко поднимают над головой)

Подготовила: Музыкальный руководитель, Рыбакова Т.В.

Памятка для воспитателей

«Элементарное музицирование с дошкольниами» по технологии Т.Э. Тютюнниковой

Игры со звучащими жестами

1.«Коза» Сл. рус. народные, музыка Е. Попляновой

1.Шла коза на каблуках. (шагают палочками-клавесами)

Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах .

Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок,

Чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок.  Ох! (кладут одну палочку)

2.Вот коза на одной ножке (шагают одной палочкой)

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакала по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок,

Чок,чок, чок, чок .

Вновь сломала каблучок.  Ох! (кладут на пол вторую палочку, разводят руками)

З.Вот коза сняла сапожки, (по коленкам ладошками шлепают)

Так-так, так-так.

Побежала по дорожке.

Так-так, так-так.

Стала прыгать высоко. (по коленкам ладошками прыгают высоко)

Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко!   Их-вох! Их-вох! (ручки высоко поднимают над головой)

2.Музыкально- ритмическая разминка «Топ-хлоп А. Буренина, Т. Сауко – Разминка»

Слова и музыка Е. Макшанцевой

Данное упражнение развивает мелкую моторику, чувство ритма, внимание. Выполняется сидя на стульчиках или на коврике.

1. Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки (ритм)

Похлопаем в ладошки — очень хорошо! перед грудью (пульс)
(2 раза все)

2. И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, Вращая кистями,
И пальчики попляшут! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх 
А девочки и мальчики все ровненько сидят,
постепенно опускают вниз их до уровня груди.

3.Тук-тук молотком. Стучат кулачками  друг о друга (четверти).
Мы построим птичкам дом. Тук-тук молотком —
поселяйтесь, птички, в нем. (все 2 раза)

3. «Веселые ладошки»

Хлоп, раз, еще раз, (хлопают в ладоши медленно)

Мы похлопаем сейчас.

А теперь скорей, скорей, (хлопают в ладоши быстро)

Хлопай, хлопай веселей.

4. «Прилетели гули»

Прилетели гули, Гули-голубочки. (махать руками, как крылышками)

Сели на головку, На головку дочке. (положить руки на голову)

Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. (помахать ладошкой)

Кыш, кыш, кыш. (махать кистями рук, «прогоняя гулю»)

Подготовила: Музыкальный руководитель, Рыбакова Т.В.

Памятка для воспитателей

«Элементарное музицирование с дошкольниами» по технологии Т.Э. Тютюнниковой

Игры со звучащими жестами

1.Музыкально- ритмическая разминка «Топ-хлоп А. Буренина, Т. Сауко – Разминка»

Слова и музыка Е. Макшанцевой

Данное упражнение развивает мелкую моторику, чувство ритма, внимание. Выполняется сидя на стульчиках или на коврике.

1. Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки (ритм)

Похлопаем в ладошки — очень хорошо! перед грудью (пульс)
(2 раза все)

2. И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, Вращая кистями,
И пальчики попляшут! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх 
А девочки и мальчики все ровненько сидят,
постепенно опускают вниз их до уровня груди.

3. Тук-тук молотком. Стучат кулачками  друг о друга (четверти).
Мы построим птичкам дом. Тук-тук молотком —
поселяйтесь, птички, в нем. (все 2 раза)

4. Бум-бум барабан! Стучат по коленкам указательными пальчиками (или ладошкой).
Что за шум и тарарам? Бум-бум барабан —
просыпайтесь по утрам! (все 2 раза)

5. Ду-ду-ду-ду-ду-ду, вот какая дудка! Перебирают пальчиками обеих рук, имитируя игру на дудочке.
ду-ду-ду-ду-ду-ду, вот такая дудка! (2 раза все)

6.По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку, Медленно попеременно хлопают ладошками по коленками
По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку!
И быстренько, и быстренько. (5-6 раз)
Быстро, весело
хлопают по коленками.

 В конце музыка замедляется и все говорят:
"И при-е-ха-ли!" (хлопают в ладоши)

2. Игра «Эни – Бени» Музыка «Детская полька» Жилинского (считалка)

Эни, бени, раба, Интер, винтер, жаба (стучат пальцем по стаканчику, или кубику)

Эни, бени, рон, Интер, винтер, слон.

А теперь под музыку: на 1 часть музыки ходим, стучим, на 2 часть

показываем нос, ухо, шапочку, меняемся стаканчиками, повторяем ещё раз.

3. «Дождь» (французская песенка - распевка)

Дождь! Дождь! Надо нам  Бегают пальчиками по лицу
расходиться по домам!

Гром! Гром, как из пушек. Барабанят пальчиками по лбу, щекам
Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град! Хлопают в ладоши
Все под крышами сидят,
Изображают руками крышу над головой

Только мой братишка в луже Гладят себя по лицу
Ловит рыбу нам на ужин.
Проводят большими пальцами по крыльям носа

4. Пальчиковая гимнастика «Поросята»

Поросята

В загоне у фермера жили,

И между собою две свинки дружили.

У каждой росло по четыре ребенка-

Четыре веселых смешных поросенка,

И вместе все восемь любили играть,

Плескаться в воде, кувыркаться, плясать.

А вечер настанет - и к маме бегут,

Лягут в загоне и вместе заснут.

Сжать пальцы обеих рук в кулачки,

Большой палец поднять.

Сделать из пальчиков «плетень».

Сложить руки в замочек.

Большой палец прижать к ладони,

Шевелить остальными пальцами.

Выполнять произвольное движение руками.

Пальчики бегут

5. Валеологическое упражнение «Доброе утро!»

1. Доброе утро! (руки на поясе, улыбаемся друг другу)

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)

Будет веселее!

2. Мы погладим лобик, (выполняют движение по тексту)

Носик и щечки.

Будем мы красивыми (фонарики)

Как в саду цветочки!

3. Разотрем ладошки (выполняют движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова. (руки на поясе, улыбаемся друг другу)

Будьте все здоровы!

6. «Тише мыши», Музыка Е. Попляновой (распевка),слова рн.

Тише мыши, кот на крыше,

А котята еще выше.

Кот пошел за молоком,

А котята кувырком.

Тише, тсс! Тсс!

Мыши! Хлопки в ладоши 2 раза

Тише, тсс! Тсс!

Мыши! Хлопки по коленям 2 раза

7. Валеологическая песенка-распевка  «Трямди – песенка».

Дети стоят парами лицом друг к другу.

Маленькие пальчики, трям – трям, трям! (здороваемся кончиками пальцев рук)

Барабанят пальчики: трям, трям, трям!

А теперь ладошки: трям,трям, трям!

Шлепают ладошки, трям,трям, трям!

Кулачками постучим: трям,трям, трям!

По трям-трямски говорим: трям,трям, трям!

Засопели носики: трям,трям, трям!

Носики, насосики, трям,трям, трям! (касаются носиками)

А теперь мы улыбнулись (пружинка и улыбка)

Прыгнули и повернулись. (прыжок и покружились)

Мы в Трям-трямдии живем (хлопки)

Трямди песенки поем! Трям, трям, трям

                        https://b1.culture.ru/c/680917.jpghttp://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkRF4F119r3FpCnTv38hfrq6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Подготовила: Музыкальный руководитель, Рыбакова Т.В



Предварительный просмотр:

Ритмические упражнения с палочками для детей ДОУ

Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были изобретены Карлом Орфом. 


Назначение: упражнения рассчитаны на детей 4-5 лет (средняя группа). Материал может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям. 
Цель: развитие творческих способностей детей
Задачи:
- развивать творческое воображение
- развивать ритмический слух
- развивать и совершенствовать речь дошкольников


Важное значение в музыкальном развитии дошкольников играет чувство ритма. В своей деятельностия уделяю ему большое внимание и стараюсь систематически использовать ритмические упражнения на музыкальных занятиях с детьми.
Развитие чувства ритма происходит в игровой форме на основе детских стихов, потешек. Детям очень нравится выполнять эти упражнения с различными предметами, которые помогают воспроизводить ритмические рисунки. Это могут быть кубики, палочки, ударные музыкальные инструменты (ложки, бубны, барабаны, музыкальные молоточки).
Ритмические упражнения способствуют речевому развитию дошкольников, развивают координацию движений, коммуникативные качества (ребёнок легче идёт на контакт).
Предлагаю вашему вниманию ритмические упражнения
Упражнения с палочками

Зашагали ножки


(сидя на корточках, в каждой руке по палочке)

Зашагали ножки по прямой дорожке, - ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Побежали ножки по прямой дорожке, - быстро ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Поскакали ножки по прямой дорожке, - ударять двумя палочками справа-слева по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.

Заплясали ножки на прямой дорожке,-ударять по очереди разными концами палочек о пол
Вот так, вот так – по прямой дорожке. 

Отдыхают ножки на прямой дорожке, - положить палочки на пол, ручки под щёчки
Больше ножки не стучат, потому что крепко спят.

Зайка

Зайка прыгал по лесочку – стучать поочерёдно быстро палочками по полу
Прыг – скок, прыг – скок. – двумя палочками стучать справа-слева
Зайка спрятался за кочку. – чередовать удары палочкой о палочку перед собой – за спиной
Я его найти не смог. – руки с палочками за спиной, поднять плечи («удивиться»)
Я по лесу похожу, - стучать поочерёдно палочками по полу (шаги)
Я зайчишку отыщу! – приложить палочки к голове – «ушки»

Дождь

Дождь по улице идёт – ударять по очереди палочками по полу
Кап-кап, кап-кап. – стучать палочкой о палочку
Громко песенку поёт: – ударять по очереди палочками по полу
Кап-кап, кап-кап. – стучать палочкой о палочку
Дождик, дождик, подожди, – стучат палочкой справа
Ты в окошко не стучи! – стучать палочкой слева
Ты нас, дождик, не пугай! - ударять по очереди палочками по полу
Пошалил и перестань! – стучать палочкой о палочку
В конце поднять палочки вверх

Солдаты

Аты-баты, аты – баты, – стучать палочкой о палочку на каждый слог
По дороге шли солдаты! – ударять по очереди палочками по полу
Вместе весело шагали , – стучать палочкой о палочку на каждый слог
Дружно ножки поднимали! – ударять по очереди палочками по полу

Козлик

Вышел козлик погулять, – стучать по очереди палочками по полу
Свои рожки поразмять. – приложить палочки к голове
Он копытцами стучит, – стучать палочкой о палочку
По козлячьи говорит: 
Бе-бе-бе, бе-бе-бе, – стучать на каждый слог палочкой о палочку
Очень весело мне! – стучать двумя палочками по полу

Коза  Сл. рус. народные, музыка Е.Попляновой

1.Шла коза на каблуках.

Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах .

Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок,

Чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок.  Ох!

2.Вот коза на одной ножке

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакала по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок,

Чок,чок, чок, чок .

Вновь сломала каблучок.  Ох!

З.Вот коза сняла сапожки,

Так-так, так-так.

Побежала по дорожке.

Так-так, так-так.

Стала прыгать высоко .

Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко!   Их-вох! Их-вох!

Лошадки

Скачут, скачут две лошадки:

но, но, но!

Мчатся, мчатся без оглядки:

но, но, но!

Скачут, скачут в город новый:  

цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы:

цок, цок, цок!

Вы, лошадки, нас возьмите:

да, да, да!

Быстро в город нас домчите:

да, да, да!

Эй, лошадки, на пригорок:

гоп, гоп, гоп!

Вот он город, новый город:

стоп, стоп, стоп!

1. ПИРОЖОК

Мама приходила, (шагаем палочками по полу)

Капусту порубила (как будто играем на барабане)

Тесто месили (катаем по полу)

Пирожок лепили (стучим палочками)

Дети прибегали (шагаем палочками по полу)

Пирожок съедали (крутим палочками перед собой, как мельница)

Раз-два, Раз-два, (стучим палочками)

Вот и нет пирожка (разводим руки с палочками в стороны)

2. ДОЖДИК

Дождик, дождик (стучим палочками)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

На животик (кладем палочки на животик)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

На макушку (кладем палочки на голову)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

И на ушки (кладем палочки на на ушки)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

Дождик, дождик

Поливай! (стучим палочками)

Наш малышка вырастай! (тянем вверх ручки с палочками)

3. УТЯТА

Шли утята на лужок.

Топ-топ, Топ-топ, (шагаем палочками по полу)

На крутой на бережок

Шлеп-шлеп, Шлеп-шлеп, (кладем палочки плоско на пол и стучим)

Под горку свалились (ноги поднимаем горкой и прячем туда клавесы)

В речку укатились (как будто плывем по речке, волнистые движения)

4. ДОРОЖКА (ножки перед собой)

Как под горочкой дорожка (катаем палочки по ножкам)

Кто бежит на тонких ножках? (бежим палочками по полу)

Это мышка ТОП_ТОП_ТОП! (шагаем по полу тихо прикасаясь)

А слоненок ТОП_ТОП_ТОП (шагаем по полу сильно и тяжело ударяя)

А зайчонок прыг-прыг-прыг (скачем двумя палочками)

Жеребенок Брык-брык-брык! (стучим палочками)

5. ПЧЕЛКА

Пчелка полосатая, девочка крылатая (крутим палочками перед собой)

Сядет на ножку (садимся палочками на ножки)

Сядет на дорожку (садимся палочками на пол)

На коленки (садимся палочками на колени,

На ушки (садимся палочками на ушки)

Сядет подружка.

Покружится (кружим палочками перед собой)

Посидит (садимся на любую часть тела)

И обратно улетит (прячем палочки за спину)



Предварительный просмотр:

Детский сад «Чебурашка», филиал Детского сада «Светлячок»

Консультация для родителей

«Элементарное музицирование с дошкольниками»

Что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, бегать с ним и прыгать, при этом что-нибудь приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть «элементарное музицирование» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой. Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации. В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы. Кроме этого, музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей. Особый акцент хочется сделать на элементарном музицировании в старшем дошкольном возрасте так как игра в оркестре дает положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Для полноценной работы по развитию элементарного музицирования в ДОУ должны быть созданы необходимые условия: музыкальные уголки в группах должны быть обеспечены достаточным количеством детских музыкальных инструментов разного вида, игрушек, пособий с учетом возрастных особенностей детей. Детские музыкальные инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными, побуждая детей к самостоятельной деятельности и вызывая интерес к элементарному музицированию.

Музыкально-дидактические игры, с использованием детских музыкальных инструментов

  1. «Заяц с барабаном»

Цель: Развивать ритмический слух детей.

Ход игры: Педагог читает стихотворение: Барабан зайчишка взял, Лапкой звуки издавал. Он по-разному играл, Зайчихе-маме подражал.

 Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку он на барабане отстукивает простой ритмический рисунок, дети повторяют.

  1. «Кто пришел в гости»

Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.

Ход игры: Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют: У зайчонка День рождения, Получил он поздравленья. Кто пришел, отгадай? Вова, быстро называй.

Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (наример, колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата).

  1. «Тихо вокруг»

Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.

Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту: Тихо, тихо все вокруг, Слышен где-то слабый звук. Колокольчик прозвенел, ложки застучали, Бубен песенку пропел – тихо все играли.

  1. «Мышки» 

Ход игры: Дети - «мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом: Мышки, мышки тихо вы сидите! По порядку буду звать. Осторожно выходите, В колокольчик позвените.

«Кошка» - ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.

Музыкальный руководитель:

Рыбакова Татьяна Владимировна



Предварительный просмотр:

Технология обучения детей элементарному музицированию.

(«Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)

Цель: Развивать первоначальные навыки элементарного музицирования 

Алгоритм применения технологии в
практической профессиональной деятельности

1.Разработка тематического планирования по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.        

2.Составление картотеки по теме «Виды музыкальных инструментов», подбор литературного материала.

3.Подготовка атрибутов для творчества, музыкальных инструментов, фонограмм музыкальных пьес для исполнения в детском оркестре.

4.Разучивание музыкального материала с детьми и приемов игры на детских музыкальных инструментах для совместного исполнения музыкальных произведений  в оркестре.

5.Организация выступлений детского оркестра во время праздничных мероприятий, проводимых в ДОУ.

Результат использования образовательной  технологии

Воспитанники:

- проявляют  интерес  к  прослушиванию музыкальных произведений в исполнении различных музыкальных инструментов;

- сравнивают  контрастное звучание музыкальных инструментов различных оркестровых групп;

- отмечают выразительные средства музыки;

-владеют различными способами звукоизвлечения.

Дети стали более раскрепощенными, охотно исполняют в детском оркестре произведения классической и народной музыки

Пояснительная записка.

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.  Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой.

Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

   Данная технология реализуется в образовательной деятельности детей, на детских праздниках, развлечениях. В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить 3 этапа:

  1. прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, какие инструменты будут звучать. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей.
  2. разучивание каждой партии отдельно и по подгруппам, запоминание ритмического рисунка.
  3. освоение детьми техники игры на своих инструментах, исполнение своей партии, объединение в оркестр.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- игровой:

- практический.                                     

 Формы  организации:

- индивидуальная;

- подгрупповая;   

- групповая.

Двумя основными принципами технологии являются: импровизационно-творческая деятельность и игра. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

Основные виды детской деятельности, применяемые в технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений. Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

Рассмотрим, какие инструменты используются в технологии.

«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Игры типа «Послушай себя», «Украсим мелодию, стихотворение» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Здесь объединяются разнообразные комбинации звучащих жестов, кластерное исполнение фонем (З, Ж, Х, Ф, С, Ч, Ш, У, О и т.д.) исполнение которых должно быть разнорегистровым, разнодинамическим, и разновременным.

Используемые варианты звуковых моделей:

*легкие и тихие (не синхронные) удары в раскрытую ладонь одним пальцем, двумя, всеми пальцами с постепенным усилением и уменьшением силы звука (дождь, усиливающийся от порыва ветра);

*быстро потереть ладони (шелест листвы и травы);

*трение внешней стороны рук (шуршание камыша);

*несильные удары по груди (далекие раскаты грома);

*шлепки по коленям (хлопанье крыльев птиц);

*постукивание кулачками по полу (бег табуна лошадей);

*постукивание подушечками пальцев (бег сказочных существ).

Творческие задания для шумового оркестра: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки, (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

В современной музыкальной педагогике исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую пластиковую бутылку. Для подобных игр мной создан дидактический стол «Лаборатория звука», позволяющий детям экспериментировать со звуками, сравнивать их, пробовать создавать простейшие музыкальные инструменты. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:

  • Почему все звучит?
  • Откуда берется голос?
  • Где живет эхо?
  • Как сделать звук громче, тише?

Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах

Значение элементарного музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

Консультация для родителей:

«Музицирование – это возможно»

«Рисуем картину звуками»

«Озвучивание стихов»

Конспекты НОД:

«На бабушкином дворе»

«Гномик Погуляйка»

«Волшебный мир звуков»

. 

Примерный перспективный план по элементарному музицированию в старшей группе.

    

      Сентябрь

Учебное музицирование

Звуки окружающего мира и рисование звуков, создание художественных композиций. Осваивать на слух исполнение новых ритмов и воспроизводить игру на барабане «Как много звуков»

 Слушание музыкальных произведений в аудиозаписи по выбору педагога. Музыкальнодидактическая игра «Два барабана» муз. Е. Тиличеевой «Эхо» - ритмическая игра

 Творческое музицирование На фоне звучащей музыки педагог декламирует слова, дети, выбрав по желанию инструменты, «Вальс» муз. В. Ребикова «По коленочкам» («Ах, вы сени» обр. М. А. Давыдовой)

спонтанно сопровождают подходящими звуками эту композицию

Концертное музицирование

Инсценирование игры, дети делятся на 2 группы «музыканты» и «танцоры» выполнение движений в метре музыки, предложить детям придумать движения

«Чей кружочек быстрее соберётся» р. н. мелодия

 

                 Октябрь

Учебное музицирование

Учить детей ориентироваться в звукоряде ксилофона, дать представление об общем направлении звуковысотной линии: вверх- вниз, показ рукой. Учить определять на слух, исполнять ритмический рисунок упражнения

«Дождик» р. н. попевка «Кулачки и ладошки» муз. Е. Тиличеевой, МДИ, «Осень» -  декламация, применение музыкальных инструментов

 

Творческое музицирование

Муз. рук. аккомпанирует детям на ф-но, дети делятся на 2 группы танцующих и играющих, используют «звучащие жесты», можно использовать сопровождение: бубны, маракасы, деревянные палочки, ксилофон

«Тюшки-тютюшки» (Ах ты, берёза) р. н. мелодия; «Ноги и ножки»; «Палочкискакалочки»

Концертное музицирование

Инсценирование песни, сопровождается игрой на муз. инструментах и пением

«Савка и Гришка» бел. н. мелодия

 

               Ноябрь

Учебное музицирование

Учить детей сочинять вопросы и ответы, обращать внимание на мелодичность и напевность, выразительность. Учить детей различать тембровую окраску голосов детей, пропевать свои имена

«Комары и мошки»; «Пропой своё имя» «Догадайся кто поёт?» МДИ Г. Левкодимова

Творческое музицирование

Играть звуками детских музыкальных инструментов, выполнять динамические оттенки, прислушиваться к общему звучанию, не пропускать время своего вступления

«Едем на лошадке»; «Звери» р.н.потешки

 

Концертное музицирование

Инсценирование песни - выбрать ребёнка дирижёром, учить эмоциональному исполнению, дать детям возможность почувствовать себя создателями в музыкальной композиции

«Весёлые гуси» у. н. мелодия.

 

                Декабрь

Учебное музицирование

На заданный текст сочинить колыбельную песню, играть на металлофоне, дать детям представление о графической записи звуков, об общем направлении мелодического движения.  Познакомить с понятием «нотный стан», «скрипичный ключ», «ноты».

 Музыкальные импровизации с опорой на рисунок, подбор музыкальных инструментов

«У кота – воркота» р. н. потешка «Спой песенку» МДИ, Г. Левкодимова

 

Творческое музицирование

Речевая игра с движениями, учить детей правильной артикуляции

«Мороз» р. н. потешка

 

Концертное музицирование

Исполнение ансамблем, приобщение детей к художественной музыке в форме коллективного соучастия вместе с педагогом, учить детей выдержке, развивать природные способности ребёнка

«Колыбельная» муз.В.Моцарта

 

                    Январь

Учебное музицирование

Учить детей сочинять несложную мелодию, сопровождать игрой на металлофоне. Учить проговаривать текст, декламируя его в разных интонациях, темпах, тембрах, размерах

«Зайка, зайка, где бывал?» муз. М.Скребковой «Бубен и погремушка» МДИ Е.Тиличеевой

 

Творческое музицирование

Пение под шумовой аккомпанемент, выполнение движений по тексту песни

«Солнышко» р.н. попевка

 

Концертное музицирование

Исполнение ансамблем, приобщение детей к художественной музыке в форме коллективного соучастия вместе с педагогом, учить детей выдержке, развивать природные способности ребёнка

«Полька» муз.С.Майкапара

 

            Февраль

Учебное музицирование

Упражнять детей исполнять попевку со «звучащими жестами», сочинение детьми простейшего аккомпанемента. Учить детей различать мелодические рисунки по ритму, динамике, темпу

«Ладушки» р.н. потешка «Музыкальное лото»  Е. Тиличеева

 

Творческое музицирование

Интонационно - ритмическая игра, с аккомпанементом «звучащих жестов», спонтанная игра на бубне и трещотке

«Скок-скок» р. н. потешка

Концертное музицирование

Исполнение ансамблем, приобщение детей к художественной музыке в форме коллективного соучастия вместе с педагогом, учить детей выдержке, развивать природные способности ребёнка

«Детская полька»  муз. А. Жилинского

 

           Март

Учебное музицирование

Использовать графический способ моделирования ритма в колыбельной и марше, выбор инструмента по желанию детей, развивать фантазию и воображение в игре звуками, предварительно проиграть характерные произведения. Развивать у детей ритмический слух, использовать графическую запись, «звучащие жесты»

«Походный марш» муз. Д. Кабалевского. «Вечерняя песенка» муз. В. Герчик. «Петушок, курица, цыплёнок» МДИ Г. Левкодимова

Творческое музицирование

Фонопедическое упражнение, каждый исполняет свой звук в фальцетном регистре, используя различные звуки природы

Весенние голоса

Концертное музицирование

Инсценирование песни с использованием музыкальных инструментов, на каждый куплет исполняет разная группа: колокольчики, ксилофон, треугольник и т.д.

«А я по лугу» р. н. песня

 

            Апрель

Учебное музицирование

Импровизационно - двигательная игра с элементами движений, с декламацией. Учить детей различать тембровую окраску инструментов, спонтанно играть под аккомпанемент музыкального руководителя

«Чудеса в решете»; «Угадай, на чем играю?» МДИ Г. Левкодомова

Творческое музицирование

Игровая песня со «звучащими жестами», использование самодельных игрушек: пучки нарезанного целлофана, связки крупных пуговиц, ключи, стаканчики с водой

«Солнышко-колоколнышко» р. н. закличка

 

Концертное музицирование

Импровизационно - двигательное задание на движение и создание коллективного звукового аккомпанемента, лёгкость и выразительность исполнения

«Дудочка»  муз. М. Парцхаладзе

 

          Май

Учебное музицирование

Графическое моделирование ритмического рисунка, исполнение по нему на металлофоне. Усвоение детьми динамических оттенков: пиано, форте, пение со «звучащими жестами»

«Гори-гори, ясно» р. н. потешка «Тихо - громко запоем» МДИ Е. Тиличеевой

Творческое музицирование

Игровая песня с элементами театрализации. Пение с инструментальным сопровождением

«Ворон» - р. н. игра

Концертное музицирование

Учить детей языку звуков инструментов, передавать муз. образы, передавать в жестах, мимике, пластике

«Необычный концерт» муз. В. Дементьева, сл. И. Векшегоновой

Примерный перспективный план по элементарному музицированию в подготовительной группе.

       Сентябрь

 Учебное музицирование

 Импровизировать голосом разную степень ветра: лёгкий, сильный, шторм. Использование аутотренинга под соответствующую музыку, развивать у детей хорошую артикуляцию, мимику Какой ветер прилетел? «Грустно - весело» МДИ

 

Творческое музицирование

 Импровизационно - творческое задание на движение и создание коллективного звукового аккомпанемента. «Осенний день»  муз. Р. Леденева

 

 Концертное музицирование

 Совершенствовать музыкальный слух, играть спонтанно на инструментах, подбирать инструменты характерные маршу «Муз.  сказка о марше» муз. Э. Ерашасова

 

        Октябрь

 Учебное музицирование

 Использовать шумовые инструменты и игрушки в различных ритмических рисунках, составлять графическую запись

. Познакомить детей с записью высоты звуков, используя песенки – попевки из 2-3 звуков пентатонического звукоряда, дать понятие о гамме, трезвучие Много шума из ничего. «Бубенчики»  муз. Е. Тиличеевой

 

 Творческое музицирование

 Речевое упражнение, сопровождаемое «звучащими жестами», под музыку для релаксации со звуками дождя «Осенний дождик» муз. М. Парцхаладзе

 

 Концертное музицирование

 Импровизировать ритмические аккомпанементы к песне, дать возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя «Ой, вставала я ранёшенько» р. н. песня

 

             Ноябрь

Учебное музицирование

 Музыкальные импровизации на тему «Здравствуйте, дети». Предложить детям придумать продолжение песенки. Ориентироваться в звукоряде металлофона и ксилофона, различать звуковысотное направление: вверх- вниз.

Петь с простейшим аккомпанементом в пентатонике «Здравствуйте, дети»; «Музыкальные лесенки»;  «Бубенчики» муз. Е Тиличеевой

 

 Творческое музицирование Придумывать партитуру для самых обычных предметов: для кубиков, карандашей, коробочек и т.д. Играть остинато, сопровождать фонемами. «Звуки осени»  муз. Г. Боровик

 

 Концертное музицирование

Инсценирование русской народной песни, дети сами выбирают инструменты и придумывают собственную партитуру и графические символы для записи звуков. «Млада» р. н. песня

 

       Декабрь

Учебное музицирование

Игра - распевка исполняется аккомпанементом «звучащих жестов»; предложить детям придумать свой мелодический рисунок попевки. Воспитывать у детей слуховую ориентацию и умение повторять голосом певческие интонации «Василёк» р. н. попевка «Эхо» ритмическая игра муз. Е. Тиличеевой

 

Творческое музицирование

Учить детей петь и одновременно выполнять движения, сопровождать спонтанной игрой на инструментах

«Зима» р. н. календарная песня

 

Концертное музицирование

Учить детей играть по графическим записям звукоинструментов, придумывать свои партитуры, менять партии инструментов, играть вместе с муз. руководителем, внимательно следить за указаниями дирижёра -ребёнка

«Новогодняя полька»  А. Александрова

 

            Январь

Учебное музицирование

Учить детей сочинять песенный мотив на темы: «маленькая звездочка», «солнечный зайчик», «падающий снег». Использование выразительных средств при игре на музыкальных инструментах: динамику, темп, тембр, ритм. Познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием, обратить внимание на характерные особенности строения, звукоизвлечения

«Муз. инструменты» Г. Левкодимова, МДИ

 

Творческое музицирование

Детям предложить спонтанное сопровождение на инструментах вместе с фортепианным сопровождением, подчеркнув при этом, что он должен «украсить» музыку, подходить к ней по звучанию, а не заглушать её.

«Зимний вечер»  муз. К. Сорокина

 

Концертное музицирование

Вместе с детьми распределить партии, играть ритмично, чувствовать смену остинато, метрическую пульсацию, играть коллективно, знать особый знак – игры всем вместе - тутти

«Вальс шутка»  Д. Шостакович

 

            Февраль

Учебное музицирование

Придумывать свой аккомпанемент для знакомых песен, играть на любых знакомых инструментах. Различать динамические оттенки: громко - форте, пиано - тихо; громко - умеренно, умеренно - тихо

Спой песенку. «Громко - тихо» МДИ муз. Г. Левкодимова.

 

Творческое музицирование

Озвучивание текста по графическим знакам, спонтанная импровизация на инструментах

«Дед Мороз»  стихи М. Клоковой

 

Концертное музицирование

Исполнение ансамблем детей, созданной ими музыки; развитие навыков общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения.

«Латвийская полька»

Март

Учебное музицирование

Импровизация голосом, интонацией голосов животных. Предложить детям послушать окружающие нас в жизни звуки, дать почувствовать тембровую окраску

Путаница Где прячутся звуки?

 

Творческое музицирование

Звукоподражательная игра и пение, сопровождаемая игрой на треугольнике, металлофоне, колокольчике; составление графической партитуры

«Шаловливые сосульки»

 

Концертное музицирование

Учить детей слушать и вовремя начинать свою партию, выкладывать графически партитуру, приучать детей к естественности, раскованности

Полька «Аннушка» ч..п.

 

              Апрель

Учебное музицирование

Выкладывание попевки на фланелеграфе, игра на металлофоне, тактирование её, выделение сильной доли (акцента), освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счёта, на долю такта.

 

Слушание музыкальной картинки, определение каких животных она

«Петушок» рус нар попевка «Во поле берёза стояла» рус. нар. песня Карнавал животных «Весёлые путешественники»  муз. Компанейца

изображает, домашнее задание – рисование сюжетов про животных

 

Творческое музицирование

Импровизационная песня для ансамбля, спонтанная игра на треугольнике и стаканчиках с водой, металлофонах

«Капельки» муз Майкопара

 

Концертное музицирование

Игра оркестром. Синхронное выполнение, пение в лёгком темпе, использование звукоподражания

«Вальс петушков»  муз.  И. Стрибогга

 

      Май

 

Учебное музицирование

Ровная метрическая игра на инструментах, чередовать динамические оттенки. Играть по показу дирижёра. Дети играют самостоятельно мелодии знакомых попевок

«Игра с дирижёром» «Угадай мелодию» МДИ

 

Творческое музицирование

Исполнение песни с сопровождением музыкальных инструментов, знать каждому музыканту своё остинато

«Пение птиц» польская детская песня

Концертное музицирование

Коллективное исполнение детьми, знание своих партий, умение слушать и слышать своих партнёров.

«Оркестровые шутки»   муз.В Моцарта