Самообразование
Самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА:
«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Гашицкая Лариса Васильевна
Индивидуальная работа, обеспечивающая реализацию образовательной программы
воспитателя МДОАУ «Детский сад № 104»
Гашицкой Л.В. на 2024-2025 уч.год.
«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста
посредством дидактических игр».
План по самообразованию
на 2024-2025 уч.год.(группа № 2)
«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.
Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.
Содержание и методика словарной работы, осуществляемая в форме дидактических игр, в разных возрастных группах имеет свои особенности.
В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Дети внимательно рассматривали их детали, отмечали их цвет, величину. Наиболее типичны игры – занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз, в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой: встреча новой куклы, день рождения куклы, одевание куклы на прогулку, купание куклы, устройство комнаты для куклы, укладывание куклы спать помогают закрепить в речи детей название частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, еды. При повторении занятий нужно учитывать имеющийся у детей опыт, продумывать какие новые слова будут введены. Например, на занятии «Купание куклы», закрепляются слова-глаголы ( раздеть, снять, надеть,) вводятся названия действий намылить, смыть, обтереть и др.
Игры - занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей. Взаимосвязь словарной работы на занятиях с воздействием на речь детей в быту, игре создаёт условия для выработки у них многочисленных и разных по характеру ассоциативных связей на одно и то же слово.
Я всегда учитываю требования к дидактическому обеспечению личностно-ориентированного процесса. Широко использую дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось» и др. Игры проводятся с разной целью. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель и подбирает игрушки. Обычно используют 2 – 3 игрушки, которые предварительно рассматриваются. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры – его активизация. В игре также сочетаются обучение и занимательность.
На этом возрастном этапе для обогащения словаря и познавательной активности детей я использовала разнообразные формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности; создавала атмосферу заинтересованности, стимулированию к высказыванию без боязни ошибиться; создавала эмоциональные общение, позволяющее проявлению инициативы самостоятельности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что одним из средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Методика проведения словарных дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.
Актуальность темы:
На протяжении многолетней педагогической работы заметила, что дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития по множеству показателям: словарному запасу, выразительности речи, по инициативности вступления в речевые контакты, по умению найти необходимые слова, по употреблению многозначных слов, по использованию точных лексических средств родного языка. Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.
Цель:
Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр.
Задачи:
- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;
- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;
- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.) ; называть части суток (утро, день, вечер, ночь) называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты и т. д. ;
- познакомить с разнообразием словесных и настольно-печатных игр.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ по теме:
Содержание | Период | Содержание работы |
| Сентябрь – май Сентябрь – май | 1. Губанова. Развитие игровой деятельности в детском саду. 1 младшая группа ФГОС. Мозаика – Синтез, 2015г. 2. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: СФЕРА, 2015. 3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2015г. 4. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 4-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. 6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2017г. 5. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 1 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий, 2018 г. 6. Кирьянова, Р. А. « Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении». - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. 7.Эмиргамзаева, Р. С. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Р.С. Эмиргамзаева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 2(9). – С. 130-133. 8.Тетеркина С. П, Журавлева Е. А. Сущность понятия «Дидактических игр» и роль дидактических игр в процессе обучения // Интерактивная найка. – 2022. – № 6 (71) – с. 47-48. 9.Тарасенко Ю.В. Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста // Научный вестник. – 2019. 10.Рычагова Е.Ю. Зарубежная наука о развитии речи дошкольников Е.С. Рычагова, Е.Д. Протасова // Наука и образование: новое имя - 2015. с. 663-665. 24. Сидоренко, А.А. 11.Особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста / А.А. Сидоренко // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 5. - № 2. – С.028-030. 13.Крамаренко, А.С. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста / А.С. Крамаренко, М.Е. Клименко // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. - №11(27). – С. 754-756. 14.Абдуллина, А.Р. Дидактическая игра как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста / А.Р. Абдуллина // Матрица научного познания. – 2020. - №11-1. – с. 252-255. 15.Галушко И.Г. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / И.Г. Галушко, Н.В. Нефф, Е.В. Баталова // Вестник современных исследований. – 2018. - №11.7(26). – С. 80-85. -Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания . - Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет) - Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах) - Изучение программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга» и др.) - Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами) |
2.Работа с детьми. Изготовление и обновление дидактических игр | Сентябрь – – май Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | - Организация предметно - развивающей среды; - Конспекты занятий по развитию речи; - Изготовление дидактических игр. - Оформление центра развития речи детей: - Изготовление альбомов предметных картин (игрушки, транспорт, - Пополнение папки сюжетных картинок (Детский сад, времена года, части суток) Изготовление д/и: «Сюжет - силуэт», «Из какой сказки», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо!». - Оформление дидактических пособий: «Чудо-дерево», «Расскажи сказку», «Кто что ест?», «Кто, где живёт?», «Накорми петушка», «Одень семью медведей», «Сказка на палочке» (Курочка Ряба) -Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (маски). -Печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш? », «Большие и маленькие» и т. д. -Д/игра «Найди такую же! » -Артикуляционная гимнастика («Улыбка- Хоботок») «Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка! А теперь слонёнок я, Видишь, хобот у меня! Мне понравилось играть, Повторю-ка, всё опять!» -Дидактическая игра «Чья тень?», «Чей хвостик?» - Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»(зкр - звук О), «Репка» -Драматизация русской народной сказки «Колобок», с использованием настольного театра - посещение медицинского кабинета, знакомство с профессиями работников в детском саду (медсестра, повар, воспитатель) -Дидактические игры с применением картинок: «Птицы», «Покажи правильно» -Рассматривание альбома «Моя семья» -Разучивание песен к новогоднему празднику -Дидактические игры с применением картинок: «Предметы» -Артикуляционная гимнастика («Воздушный шарик») -Повторение знакомых потешек: «Ладушки», «Водичка», «Сорока»,и др. -д/и «Сложи снеговика», «Найди пару»(варежки) -Беседа «Мой папа» -Рассматривание иллюстраций «Транспорт» -Отгадывание загадок (альбом загадок); - игры с конструктором «Строим гараж»; Лепка «Колёса для автомобиля» -Рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок -Д/и «Найди маму», чтение стих-я А.Барто «Помощница» -Дид. игра «Чудесный мешочек» - Д/и «Назови предмет» -Пальчиковая игра «Моя семья» Пальчиковый театр «Здравствуй, Сказка» Драматизация русской народной сказки с использованием пальчикового театра «Колобок ». Дид. Игра «Кто как кричит?» Пальчиковый театр, театр «на палочке» «Курочка Ряба», Д/и «Кто что ест?», д/и «Накорми петушка и поросёнка», -Пальчиковая игра «Моя семья» Д/и «Волшебный чемоданчик» (многофункциональная сенсорная игра) Лото «Найди такую же картинку» Сказки-шнуровоки «Репка», «Колобок», д/и «Сюжет-силуэт «Кошкин дом», Сложи картинку (пазлы) «Репка». |
3. Работа с родителями | Сентябрь Октябрь Ноябрь-декабрь Январь-февраль Март Апрель Май | - Презентация – консультация «Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ». - Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей. - Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. - Консультации «Какие сказки читать детям?».
- Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. - Проведение совместного праздника для детей «Новый Год к нам идет».
- Консультация «Учим ребёнка общаться». - Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 2-3 лет. Острый слух – правильная речь». - Семинар-практикум для родителей «Ум ребёнка в пальчиках»
- Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поем песни и читаем стихи. - Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка младшего дошкольного возраста «Поговори со мною, мама!», «Поиграй со мной!» - Памятки для родителей.
- Консультация для родителей «Дидактические игры для активизации словаря детей раннего возраста», - Консультация для родителей «Развиваемся играя» - Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей 1-3 лет» |
Предполагаемые результаты:
1. Дети в конце года стали проявлять большую активность, появилась заинтересованность к дидактическим играм.
2. Активный словарь детей расширился и обогатился новыми словами.
3. Дети больше стали использовать в своей речи слова – существительные, слова – прилагательные и слова – глаголы (действия).
Чтобы проверить, как ребёнок умеет:
- называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: "Кто это?", "Что это?";
- обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: "Какой?", "Какая?";
- называть действия (глаголы), связанные с предметом, состоянием, отвечающие на вопросы: "Что делает? Что можно с ним делать?";
предлагаем выполнить задания, взятые из книги "Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О.С. Ушаковой.
Задание № 1 "Кукла".
Показываю ребенку куклу, задаю вопросы в следующей последовательности:
1. Кто это? Как зовут куклу? Придумай ей имя.
1) называет имя в предложении: ( "Я хочу назвать ее Катя") - 3 балла
2) дает имя (одним словом) - 2 балла
3) не дает имя (повторяет слово "кукла") - 1 балл
2. Скажи, какая Катя?
1) называет два слова и более ("красивая, нарядная") - 3 балла
2) называет одно слово ("хорошая") - 2 балла
3) не называет качеств, признаков (повторяет слово "кукла") - 1 балл
3. Что на ней (на Кате) надето?
1) самостоятельно называет более двух предметов одежды ("в синем платье, белых носочках и т.д.") - 3 балла
2) с помощью вопросов воспитателя: "Что это? Покажи?" (Это - носочки, это - платье") - 2 балла
3) показывает предметы одежды, но не называет - 1 балл
4.Что делает Катя? (выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею)
1) ребенок называет все действия - 3 балла
2) называет два действия ("встала, подняла руку") - 2 балла
3) называет одно слово-действие ("стоит" или "сидит") - 1 балл
5. Что можно делать с куклой?
1) более двух слов ("укладывать спать, качать ее, играть") - 3балла
2) называет два действия ("катать в коляске", "кормить куклу") одно слово ("играть") - 2балла
3) одно слово "играть" - 1 балл
Задание № 2 "Мяч".
1. Что это? Какой мяч? (дать мяч ребенку в руки).
1) два признака и более ("круглый, резиновый") - 3 балла
2) называет одно слово - 2 балла
3) не называет качеств, а другое слово ("играть") - 1 балл
2. Что с ним можно делать?
1) называет более двух слов (глаголов), ("подбрасывать, играть в футбол")
- 3 балла
2) два действия ("играть, бросать") - 2 балла
3) одно слово ("играть") - 1 балл
3. Задаю вопрос после действия. Бросаю ребенку мяч и говорю:
- Что я сделала (бросаю мяч, бросила мяч).
- А ты что сделал? - Поймал. - Теперь ты бросай. Что ты сделал? - Бросил.
- А я что сделала? - поймала.
1) называет все глаголы в нужной форме - 3 балла
2) называет 2-3 глагола правильно - 2 балла
3) только одно действие - 1балл
Задание № 3 Игрушка "Кошка".
1. Кто это? (кошка) Какая она?
1) называет игрушку, описывает ее двумя и более словами (Кошка, она маленькая, большая, белая с пятнами. Шерсть у кошки пушистая) - 3 балла
2) называет игрушку, говорит одним словом "красивая" - 2 балла
3) называет просто игрушку - 1 балл
2. Что есть у кошки?
1) называет части тела кошки: голова, туловище, лапы, хвост. У кошки есть уши, а на мордочке глаза, нос, рот - 3 балла
2) называет не все части тела кошки: голова, туловище, лапы и хвост - 2 балла
3) у нее есть хвост и лапы - 1 балл
3. Что умеет делать кошка? Как с ней можно играть?
1) более двух слов - действий: умеет мяукать, лакать молоко, любит играть
с мячиком и с клубками ниток - 3 балла
2) называет два действия: мяукает, бегает - 2 балла
3) только одно действие: играть - 1 балл
ГЛОССАРИЙ
Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и сознательно употребляет в речи
Активизировать детский словарь – значит научить дошкольников осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное.
Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.
Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Они меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей.
Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей – работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной позиции, с привлечением наглядных средств обучения.
Принцип коммуникативно-деятельностного подхода –
предполагает развитие речи у детей как средства коммуникации в процессе общения в разных видах деятельности.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи – освоение ребенком лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, связной речи – это взаимосвязанные части процесса овладения системой языка.
Принцип наглядности – наличие наглядного материала является основой познавательно-речевого развития дошкольников.
Принцип обеспечения активной речевой практики – необходимо создавать условия для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности.
Речь — средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определённой среде, в которой он находится.
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Активизация словаря и развитие связной речи"
Выполни команду
Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета.
Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой группы являются общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек. Например, взрослый говорит:
— Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внимательны. Подойдите ко мне только дети в белых носочках!
— Подпрыгните, дети с синими флажками!
— Покружитесь, девочки с красными флажками!
Скажи какой
Цель: Выделять признаки предметов. I
Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например:
— Это мяч.
— Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он ...
(какой?)».
Кто больше увидит и назовет
Цель: Выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.
Сообщаем детям, что сегодня у них в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят про нее. Сейчас они должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Сами начинаем игру словами «У Оли светлые волосы». Получаем от куклы голубой флажок. Приглашаем детей продолжать. При затруднении напоминаем, о чем еще можно сказать, на-пример: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.
Что напутал Буратино?
Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
Разложи картинки
Цель: Выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.
Кто что умеет делать
Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Детям называют или показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.
Где что можно делать
Цель: Использовать в речи глаголы.
Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.
Игра проводится в форме соревнования.
Скажи, что делает и что будет делать
Цель: Обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.
Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.
Закончи предложение
Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончания действий.
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:
Оля проснулась и ... (стала умываться).
Коля оделся и ... (побежал гулять).
Он замерз и ... (пошел домой).
Зайчик испугался и ... (убежал, спрятался).
Ира обиделась и ... (заплакала).
Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.
Как медвежонок катался на машине
Цель: Выделить глагольный ряд, на основе которого выстроен сюжет.
Рассказываем и показываем:
— Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с — колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше.
После инсценировки просим детей назвать все, что делал медвежонок (решил покататься... сел... поехал... слышит... остановился... вышел... стал накачивать колесо... накачал... поехал).
Назови, что это, и скажи какой
Цель: Выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью.
Из коробки с игрушками дети вынимают по одной игрушке, называют и говорят, какая она, например: «Это мяч. Он круглый».
Объясни Буратино
Цель: Строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу.
Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют, например: «Это репа. Она желтая».
Кто позвал?
Цель: Составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.
У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и 'говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».
Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».
У кого кто?
Цель: Составлять описание игрушки вместе со взрослым или другим ребенком.
Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.
— У меня утенок.
Ребенок называет свою игрушку
— A y меня цыпленок.
— Утенок желтый.
— И цыпленок желтый.
— У утенка большие красные лапы.
— А у цыпленка лапки маленькие... И т. д.
Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.
Встань в круг
Цель: Составлять коллективное описание игрушки.
В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.
Кто знает, пусть продолжает
Цель: Составить рассказ по заданной схеме вместе со взрослым.
Взрослый начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному.
Мама купила Алеше ... Она была ... Алеше захотелось ... Тут пришел ... Они стали ...
На клумбе росли ... Они были ... Таня взяла ... и стала ...
У Светы заболел ... Пришел ... Он ... Света ...
Решил щенок ... Тут пришел ... и спрашивает ... Щенок отвечает ... Тогда котенок сказал ... И стали они ...
Поезд
Цель: Составлять коллективное повествование.
Детям говорят, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.
Взрослый. В лесу жил ...
1-й ребенок. Трусливый зайчик.
2-й ребенок. Один раз он пошел гулять.
3-й ребенок. Вдруг он увидел большую змею.
4-й ребенок. Зайчик испугался и убежал.
В качестве помощи детям взрослый повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если и в этом случае пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Интеллектуальное развитие дошкольников»
Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.
Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.
Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ?
1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
2. От образа жизни мамы в период беременности;
3.От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
5. От социального статуса семьи;
6. От характера и темперамента малыша;
7. От качеств личности родителей.
КОГДА НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА?:
Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:
• Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
• Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
• Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:
1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
2.Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
4. Математика и точные науки;
5. Чтение;
6. Изучение иностранных языков;
7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.
Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности. Если кроха посещает детский сад или центр раннего развития, родители должны приобретенные знания использовать и в повседневной жизни, а не только на занятиях. Именно родители должны рассмотреть в своем малыше ценные задатки, с которыми он родился и стараться максимально их развивать.
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ:
1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
6. Расширяйте круг общения детей;
7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
8.Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;
Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА:
• Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
• Предлагайте ребенку "полезные" игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
• Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
• Используйте многофункциональные игрушки;
• Не перегружайте ребенка;
• Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
• Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
• Подбирая ребенку детский сад,обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
• Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
• Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
• Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.
Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
Тема: Развитие речи. Пальчиковый театр. Инсценирование сказки «Кто сказал мяу?» В.Сутеева
Возрастная группа: 1младшая группа
Форма совместной деятельности: беседа, игра
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Средства:
Наглядные: иллюстрации с персонажами сказки «Кто сказал «Мяу»?
Литературные: чтение потешки «Петушок».
Музыкальные: музыкальное приветствие «Здравствуйте!», песенка «Киска к детям подошла»
Оборудование: игрушки: Петух, курица с цыплёнком, мышка, рыбка, лягушка, корова, кошка, собачка.
Цель: Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки
Задачи:
Обучающие: Активизировать словарь, закреплять правильное звукопроизношение.
Развивающие: Развивать речевую активность детей.
Развивать навыки фразовой речи.
Развивать игровые навыки и произвольность поведения.
Воспитательные: Создать доброжелательную атмосферу, развивать эмоциональность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: Формировать умение выполнять имитирующие движения.
Способствовать повышению выразительности речи и движений.
Ход деятельности
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап. Организационный. | «Здравствуйте, ладошки!..» Ребята! Слышите, «Ав-Ав..».кто-то к нам спешит! (собачка) Щенок: «Я спал дома, на коврике. И, вдруг, кто-то сказал «МЯУ» и разбудил меня!» -Это ты сказал????? Кто же это сказал? Что же делать? (ПОМОЧЬ!) Пойдем искать. | Выполняют движения по тексту (Муз.приветствие) Дети отвечают на вопросы Идут по группе с потешками в поисках… |
2 этап. Основной. | Здравствуй, Петя – Петушок. Петушок, ты говорил : «Мяу»? Нет, я говорю: «Ку-ка-ре-ку» (Как петушок говорит?) Пойдемте дальше искать. Подходят к полянке. А кто же здесь на полянке? (Курочка и цыплята) Спроси у курочки, может она говорила,мяу”. Ребёнок: Курочка, ты говорила, мяу”? А как курочка говорит?) Ко-ко-ко. А цыплятки? Пи-пи-пи. Пойдемте дальше искать. Встречают Лягушку, Мышку, Рыбку, Корову… - Коровушка, ты говоришь, мяу”? -Нет, я говорю ,,Му” ,молока кому? Снова раздаётся: «МЯУ!» Кто же это говорит? Видят Кошку! | Рассматривают петушка (внешний вид). Можно рассказать потешку «Петушок» П/и «Вышла курочка гулять…» Рассматривают корову Дети рассматривают всех персонажей, отвечают на вопросы |
3 этап. Заключительный. | А, вот, кто говорил, «мяу». Она молока просила. С кем мы сегодня повстречались? | Поём песенку «Киска к деткам подошла, молочка просила, МЯУ говорила» |


