Для Вас педагоги!

Рекомендации, консультации брошюры и игры для развития речи дошкольников!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Речевая среда и дети

Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения»

                                                     Л.В. Успенский.

         Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В раннем детстве при еще не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются слова, их значение, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.

Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье, в детском саду.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4-5 летнего возраста. Полезно общение детей разного возраста. Однако его положительного воздействия на развитие речи дошкольников можно достичь лишь под руководством взрослого.

Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и общее психическое развитие дошкольников.

Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых.

Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.

                       Язык есть исповедь народа,

                       В нем слышится его природа,

                       Его душа и быт родной...

Прежде, чем приступить к развитию речи ребенка, следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи.

Педагоги предлагают культурные и методические требования к речи родителей, педагогов.

  1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывая ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь взрослого должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая культура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
  4. Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.
  5. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.  
  6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
  7. Следует регулировать силу голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
  8. Речь взрослого должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна, отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.

Культура речи включает в себя, во-первых, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т.д.), во-вторых, выразительность речи ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения.

К сожалению, в нашем обществе наблюдается снижение языковой культуры. В последние годы распространились в речи некоторых людей в несметном количестве неуместные присловья типа «как бы», «это самое». Они искажают смысл речи, делают ее смешной и уродливой.

 Поэтому, нам взрослым нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.

   



Предварительный просмотр:

Ярмарка Сибирских пословиц и поговорок

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей через организацию различных видов деятельности. Приобщать детей к истокам Сибирской народной культуры.

Звучит русская народная музыка.

Ведущий. Здравствуйте дети, здравствуйте гости дорогие и желанные. С давних пор на Руси был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжался народ из разных деревень и городов. Чем там только не торговали: расписной посудой и сладостями, тканями и вкусными плодами! Здесь можно было купить коня доброго  и балалайку звонкую. Ярмарка – это настоящий праздник. Здесь люди веселятся, поют,  пляшут, шутят, да на разных каруселях катаются, продают различные предметы.

Ведущий. Вот и мы сегодня с вами отправимся на ярмарку. Но ярмарка не простая – сегодня у нас Ярмарка  русских Сибирских  пословиц и поговорок.

Эй, народ честной,

Старый, средний, молодой!

Покупай и продавай!

Денег нет – тогда меняй!

Звучит музыка. В зал входит коробейник. В руках у него разнос с хлебом, разные булочки; на шее бусы с сушек.

Коробейник. Здравствуйте ребята, дамы и господа! Все, все, все на праздник! Ярмарку  начинаем,  гостей приглашаем! Кому баранок связочку, кому песню или сказочку!? Проходите, примечайте – обменяйте или покупайте.

Ведущий: Здравствуй, здравствуй! Что за шум? У нас сегодня праздник!? И кто ты вообще?

Коробейник: Я – коробейник, от слова КОРОБКА. Вот она… а проще – торговец! Я по рынку хожу – и свое добро с весельем быстро обмениваю или продаю.  А вы вообще знаете, что такое ярмарка?

Ведущий. Ребята, что такое ярмарка?

Ребенок. Ярмарка – настоящий праздник. Здесь люди веселятся, поют, пляшут, шутят, да на разных каруселях катаются, продают или обмениваются различными предметами.

Ведущий. (обращаюсь к коробейнику). Но у нас сегодня необычная ярмарка, а путешествие в старину. Мы с ребятами приготовили пословицы и поговорки которые родились у нас на Сибирской земле. И хотим ими поделиться с ребятами и с тобой.

Коробейник. А что такое пословица?

Ведущий. Ребята, вы знаете?

Ребенок: На каждый случай жизни у Сибирского народа есть мудрая  мысль – пословица или поговорка. Они учат смелости, трудолюбию, верности, дружбе. Из них мы узнаем, как жили люди в старину, чему учили своих детей, о чем мечтали.

Коробейник. Ох!  Ну тогда я попал куда и хотел, наша ярмарка открыта!

Что же говорили  наши старики  о самом главном в жизни, без чего не проживет ни один человек на земле? О хлебе? Люди говорили так: Хлеб – батюшка, а вода – матушка! Это то, что необходимо беречь, ценить.Ребята, расскажите. Пословицы о хлебе.

Дети:

Хлеб всему голова. Хлеб – кормилец.

Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

Там и рай, где хлеба край.

Без хлеба  сыт не будешь.

Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Ведущий. Спасибо ребята, это действительно так. Хлебом нужно дорожить, ценить, не бросать его, а лучше отдать собачке.  Где с хлебом обращаются небрежно – туда со временем приходит беда.

(Коробейник уходит.)

Ребята, а вы знаете много пословиц? Сейчас мы попробуем отгадать пословицу-загадку по картинке.

Включаются на экране картинки, а дети должны отгадать название пословицы.

(Входит коробейник, а в коробке у него сапожек или валенок)

(Звучит фоном музыка.) Ребята, но я же вам уже говорил, что ярмарка не бывает без игр и плясок… предлагаю поиграть в сапожок! Вставайте все в круг.

Игра «Сапожок».

В центре круга лежат музыкальные инструменты. (гармонь, балалайка, металлофон, барабан). Пока звучит музыка – сапожек передается по кругу. Когда музыка остановится – в середину выходит ребенок и под музыку играет на любом инструменте, а остальные дети подплясывают.

Дети присаживаются на места.

Коробейник. Берет с выставки различные предметы, которая оформлена в зале и показывает платок, расписную игрушку, ложки деревянные. (Комментируя предметы)

Вот для матушки платок,

Посередочке – цветок.

Ему – каждый будет рад!

Ведущий. В старину наша Русь славилась умельцами. Каждый умел мастерить что-то полезное, интересное. Мы знаем много пословиц о труде. Ребята, приглашаю вас рассказать пословицы о труде!

Дети рассказывают пословицы о труде.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда

Как  потрудился, то и поел.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Труд человека  кормит, а лень портит.

Без труда нет добра.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Делу время, потехе час.

Кончил дело – гуляй смело.

Кто любит труд, того люди чтут.

Коробейник. Наш русский народ славился дружбой народов! Матушка Русь непобедима потому, что дружба у народа велика. Расскажите поговорки о Дружбе.

Пословицы и поговорки о дружбе.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не мил и свет, когда друга нет.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется.

Дружбу помни, а зло забывай.

Верный друг лучше сотни слуг.

Ведущий. Ах, дети, во все времена ярмарка не могла состояться без коробейника. Спасибо тебе, за то, что ты пришел на наш праздник, за то, что ты показал нам красивые старинные  вещи, игрушки.

Коробейник.

Ребята, русскому народу всегда хотелось посмотреть, как же создаются игрушки, поэтому на ярмарках народные умельцы показывали, как они это делают, как их расписывают, делились опытом с другими. Поэтому сегодня я предлагаю каждому из вас превратиться в мастера и слепить вот такую игрушку.

А теперь пора прощаться,

Хоть и жалко расставаться,

Приходите чаще к нам,

Рады мы всегда гостям.

Спасибо за путешествие в старинную Русь, за пословицы! Храните дружбу с молоду!

Ведущий. Коробейник, спасибо тебе, за то, что ты нас посетил. Ребята, ну а для нас пришло время повеселиться, а затем превратиться в мастеров.

Звучит веселая народная музыка. Дети веселятся под музыку.

Спускаемся в группу и лепим игрушку.