Методическая копилка

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Одной из целей изучения русского языка и литературы  на ступени основного общего образования является развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Формирование этих качеств возможно при вовлечении обучающихся в исследовательскую деятельность. С целью подготовки обучающихся к выступлению на городских конкурсах по защите исследовательских работ включаю в график работы проведение предметных научных недель. Такие мероприятия помогают детям закрепить навык выступления перед аудиторией, формируют умения отвечать на поставленные по содержанию работы вопросы, способствуют формированию ораторского искусства. В течение недели до выступления на городском уровне провожу мероприятия по защите исследовательских работ сначала на уровне класса, затем на уровне школы.

План проведения научной недели на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Название мероприятия

1.

Индивидуальные консультации с участниками научно-практических конференций по корректировке содержания исследовательской работы.

2.

Индивидуальные консультации по оформлению тезисов выступлений.

3.

Индивидуальные консультации по  оформлению презентаций, используемых во время защиты исследовательской работы.

4

Предзащита исследовательской работы в классе.

5.

Школьная научно-практическая конференция «Наука и жизнь»

6.

Участие в городских конференциях по защите исследовательских работ.



Предварительный просмотр:

Современная система образования призвана способствовать реализации основных задач социально–экономического и культурного развития общества.  Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В ФГОС ООО  сделан акцент на организацию проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Такой подход требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Примерные темы для индивидуальных проектов по русскому языку

для обучающихся 10 классов

  1. Особенности языка советского кино.
  2. Языковые особенности современного кино.
  3. Неологизмы в  современных интернет-изданиях.
  4. Какие ошибки допускают авторы современных популярных песен.
  5. Коммуникативная компетентность: определение понятия.
  6. Влияние компьютера и компьютерных игр на язык общения школьников.
  7. Рекламный текст: основные функции, назначение.
  8. Основные понятия культуры речи.
  9. Языковые новообразования в речи современного молодого человека.
  10. Языковые нормы культуры речи.
  11. Связь русского языка с историей и культурой русской нации.
  12. Особенности языка современной рекламы.
  13. Культура деловой речи.
  14. Виды и жанры публичной речи.
  15. Названия современных профессий.
  16. Иноязычная лексика – засорение или обогащение современного русского языка.
  17. Имя собственное в русском языке.
  18. Современная лингвистическая терминология: теория и практика.
  19. Метафоричность языка в прозе современных поэтов-песенников.
  20. Стендовая реклама: функции и назначение.
  21. Проблема огрубления русского языка.

Примерные темы для индивидуальных проектов по литературе

для обучающихся 10 классов

  1. Литература на экране (экранная жизнь произведений русской литературы XIX века).
  2. Современная жизнь русского романса (стихи поэтов XIX века).
  3. Жизнь и быт россиян в  конце XIX века (на примерах произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого).
  4. Быт пушкинской поры.
  5. Театр А.Н. Островского: особенности репертуара.
  6. Пословица в творчестве А.Н. Островского.
  7. Литература и музыка: пьеса Островского "Гроза" и одноименная опера Кашперова.
  8. «Их университеты» – занятия русских литераторов XIX века.
  9. Что читают герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"?
  10. Образ Петербурга в произведениях XIX века.
  11. Вооружение русской и французской армии в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
  12. Библейские мотивы в русской поэзии.
  13. Сказ и его воплощение в повестях и рассказах.
  14. Реализация концепта «путь» в русской литературе XIX века.
  15. Реализация концепта «письменный стол» в лирике поэтов Серебряного века.
  16. Реализация концепта «разлука» в творчестве писателей-эмигрантов.
  17. Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание".
  18.  Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  19. Читательский портрет моего одноклассника.
  20. Библиотека современного школьника.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с электронным журналом, вайбером .