Подготовка к ОГЭ

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический анализ Прочитайте текст . (1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни . ( 5)Ландыш представляется мне символом леса. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) Кольца наклонились вниз (предложение 1 ) 2) Мастер придал (предложение 2 ) 3) Превратятся в бусики (предложение 3) 4) Камни попали (предложение 4) 5 ) Ландыш представляется символом (предложение 5)

Слайд 2

Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Казалось(1 ) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.

Слайд 3

Синтаксический анализ Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 4

Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1 ) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая . 2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н- . 3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем . 4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется . 5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.

Слайд 5

Ответы 1) 45|54 2) 145 3) приняли с неохотой 4) 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический анализ Прочитайте текст . (1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах . (2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) Виды рябины встречаются (предложение 1) 2 ) Которая растёт (предложение 2 ) 3) Плоды сравнимы (предложение 3 ) 4) Они обретают окраску (предложение 4 ) 5) Приближаются (предложение 5)

Слайд 2

Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом.

Слайд 3

Синтаксический анализ Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 4

Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С . 2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного . 3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения . 4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется . 5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Слайд 5

Ответы 1) 23|32 2) 2345 3) жужжание шмеля 4) 15|51


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический анализ Прочитайте текст . (1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение . Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) Мы бродили (предложение 1 ) 2) Закат хорош (предложение 2 ) 3) Мгла начинает надвигаться (предложение 3 ) 4) Держит шорох (предложение 4 ) 5) Будит воображение (предложение 5)

Слайд 2

Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры.

Слайд 3

Синтаксический анализ Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 4

Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ЗДРАВСТВУЙТЕ — Приставка неизменяемая . 2) КУРИНЫЙ (суп) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н- . 3) ГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем . 4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ — на конце наречий после шипящего буква Ь не пишется . 5) (подойти к) КОМУ-ЛИБО — неопределённое местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -ЛИБО- слова пишутся через дефис.

Слайд 5

Ответы 1) 23 2) 124567 3) отцов друг 4) 25


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический анализ Прочитайте текст . (1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов . 1) Он бродил (предложение 1 ) 2) Рыба уплывала (предложение 2 ) 3) Он радовался (предложение 3 ) 4) Ихтиандр нес её (предложение 4 ) 5) Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Слайд 2

Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.

Слайд 3

Синтаксический анализ Замените словосочетание « шмелиное жужжание », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание .

Слайд 4

Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) БЕСПОЛЕЗНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С . 2) ПОКРАШЕННЫЙ (забор) — в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН- . 3) ВЫРАСТИТЬ (урожай) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения . 4) (охватывает) ДРОЖЬ — в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется . 5) (съел) ПОЛ-ЯГОДКИ — слова с ПОЛ- всегда пишутся через дефис.

Слайд 5

Анализ средств выразительности Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка , повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься . 2) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку , она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе ... 3) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку . 4) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом . 5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

Слайд 6

Ответы 1) 23 2) 1345678 3 ) ж ужжание шмеля 4) 14 5) 25


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический анализ Прочитайте текст . (1) Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (4)Вот «побежал» катерок, поплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда... (5)Я могу бесконечно любоваться родной рекой . Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов . 1) Не перечислишь (предложение 1 ) 2) Можем взять (предложение 2 ) 3) Ничем не измерить (предложение 3 ) 4) Катерок побежал, поплыл (предложение 4 ) 5) Могу любоваться (предложение 5)

Слайд 2

Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. К счастью(1) окраины ледяных полей были сильно поломаны(2) айсберги отсутствовали(3) и только иногда(4) гряды мелкого льда(5) нагроможденные местами(6) на полях(7) представляли серьезную опасность.

Слайд 3

Синтаксический анализ Замените словосочетание « отцовская несуразность », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 4

Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РАСТРУБИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С . 2) ОДОБРЕНА (заявка) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного . 3) ПРИКОСНОВЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения . 4) (дорога вдоль) ДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется . 5) (заговорил) ПО-РУССКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Слайд 5

Анализ средств выразительности Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет . 1) Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу . 2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома . 3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу ... 4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя . 5) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.

Слайд 6

Ответы 1) 12|21 2) 12357 3 ) несуразность отца 4) 15|51 5 ) 35


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический анализ Прочитайте текст . (1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды . Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов . 1) Матрос пришёл (предложение 1 ) 2) Он поспешил скинуть (предложение 2 ) 3) Стянул в три приема (предложение 3 ) 4) Пиджак плыл (предложение 4 ) 5) Он услышал (предложение 5)

Слайд 2

Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место.

Слайд 3

Синтаксический анализ Замените словосочетание « гордо стоять », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 4

Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ВСПОМНИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С . 2) НАСТРОЕННЫЙ (на радиоволну) — в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН- . 3) УЛОЖИТЬ (спать) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения . 4) (русская) ПЕЧЬ — в существительных 3 склонения после шипящего буква Ь пишется . 5) (осталось) ПОЛЧАСА — слова с ПОЛ- всегда пишутся слитно.

Слайд 5

Анализ средств выразительности Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1 ) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал . 2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню . 3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям . 4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника ... 5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине

Слайд 6

Ответы 1) 24 2) 1245 3) стоять с гордостью 4 ) 14|41 5) 15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический анализ Прочитайте текст . (1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза — это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство — и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое . Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов . 1) Русская береза (предложение 1 ) 2) Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2 ) 3) Берёза — дерево (предложение 3 ) 4) Вспоминаешь (предложение 4 ) 5) Обнимаешь дерево (предложение 5)

Слайд 2

Пунктуационный анализ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Слышалось иногда(1) как густым басом(2) гудит(3) пролетая где-то очень близко(4) невидимый жук(5) и как он(6) сухо шлепнувшись(7) о какое-то препятствие(8) сразу замолкает.

Слайд 3

Синтаксический анализ Замените словосочетание « палуба корабля », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 4

Орфографический анализ Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРЕОДОЛЕТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ- . 2) РАНО (встать) — в суффиксах наречий пишется -Н- . 3) (с) ЗАМИРАНИЕМ (сердца) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса . 4) (детский) ПЛАЧ — в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется . 5) (работать) НЕ БУДУ — с приставкой НЕ- глаголы всегда пишутся раздельно.

Слайд 5

Анализ средств выразительности Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю . 2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами . 3) Его охватила холодная, как вода, тьма . 4) Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза . 5) Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.

Слайд 6

Ответы 1) 34 2) 13468 3 ) Корабельная палуба 4) 13|31 5) 35



Предварительный просмотр:

Экзамен  в 9 классе – первая серьёзная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя, результат кропотливого труда педагога и ученика.

С целью качественной подготовки девятиклассников  к ОГЭ по русскому языку выработала свою систему работы. В прошлом учебном году апробировала форму работы, которую назвала «Пятиминутки к ОГЭ». Суть заключается в том, что в начале каждого урока русского языка, обучающиеся решают избранные задания тестовой части. Выполняют работу сначала самостоятельно, потом  совместно со мной комментируют выполнение заданий. Такая форма подготовки не отнимает много времени на уроке, но позволяет работать системно, целенаправленно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грамматическая основа предложения Кирякина Татьяна Николаевна Задание 2

Слайд 2

(1)Мадагаскар отделился от Африки 120 000 000 лет назад и с тех пор пошёл по своему эволюционному пути развития. (2)В результате этого животные и растения, которых вы не встретите больше нигде в мире, успешно выжили и процветают на этом острове — четвёртом по величине в мире. (З)Например, лемуры, которые уже давно исчезли в Европе и Северной Америке. (4)Первые люди появились на Мадагаскаре только две тысячи лет назад — своего рода эволюционный ход, позволивший проследить на примере острова, как влияет человек на природу. (5)Команда Кусто исследовала остров и собрала огромный материал об этом удивительном заповеднике уникальных жизненных форм, не упустив из виду ни его внутренние территории, ни побережье. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) Мадагаскар отделился (и) пошёл (предложение 1) 2) животные выжили (и) процветают (предложение 2) 3) которые исчезли (предложение 3) 4) лемуры исчезли (предложение 3) 5) команда исследовала (и) собрала (предложение 5)

Слайд 3

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого

Слайд 4

Трудности при определении подлежащего 1. Подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является слово цвет, так как он совершает действие ); 2 . В придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга , которая лежала на столе, была открыта. ( в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра .

Слайд 5

Трудности при определении подлежащего 3. Подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг . Около тысячи предложений поступило в газету от читателей. 4. Подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись .

Слайд 6

Трудности при определении подлежащего 5. Подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила ): Мы с Тамарой ходим парой. 6. Подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.

Слайд 7

Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что Сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое ? Сказуемое может быть простым или составным.

Слайд 8

Трудности при определении сказуемого Простое глагольное сказуемое может быть выражено: Глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую . Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй . Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала . Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, НЕ, БЫ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова; Фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал ); Глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.

Слайд 9

Трудности при определении сказуемого Составное глагольное сказуемое может быть выражено: 1. Вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню. Он начал переживать по поводу экзамена. М ы с братом закончили писать письмо. 2. Вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом : Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться . 3. Вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать . Родственники рассчитывали приехать в гости.

Слайд 10

Трудности при определении сказуемого Составное глагольное сказуемое может быть выражено : 4. Ккратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию. 5.Словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться .

Слайд 11

Трудности при определении сказуемого Составное именное сказуемое 1. Глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом. 2. Глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным . Солнце казалось красным . 3. Глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая . Собака лежала успокоенная .

Слайд 12

Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например: Друзья, прекрасен наш союз! ( Друзья - обращение, союз прекрасен - грамматическая основа)

Слайд 13

В безличном предложении сказуемое может быть выражено одним словом - НЕТ. У меня нет времени. (Нет - это сказуемое, подлежащее отсутствует)

Слайд 14

Алгоритм выполнения задания №8 Внимательно прочитайте предложение. Подумайте, что в нём главное, какая основная мысль, без чего предложение не будет точным и полным? Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в предложении? (это подлежащее) и что сказано о подлежащем? ( это сказуемое.) Помните, что главные члены могут состоять не только из одного слова, но и из нескольких. Будьте внимательны со словом БЫТЬ. Данное слово может быть подлежащим только в значении «находиться» (Он был здесь, то есть находился).В остальных случаях глагол является частью составного именного сказуемого ( Она была педагогом). Запомните, что слова- предложения НЕТ и ДА ( утверждение)- это сказуемые безличных предложений, это уже основа. Сложно бывает определить, входит инфинитив в составное сказуемое или нет. Запомните: инфинитив является частью сказуемого, если оба действия совершает подлежащее (Он решил прочитать эту книгу). Если же действие, выраженное инфинитивом, будут совершать другие, то это не сказуемое. (Он предложил записаться в кружок. Здесь он предложил - это основа, предложил ЧТО? записаться, это дополнение, ведь записываться будут уже другие).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы связи в словосочетании Кирякина татьяна Николаевна ЗАДАНИЕ 7

Слайд 2

Типы связей слов в словосочетаниях . Тип словосочетания Способ выражения зависимого слова Согласование Зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным местоимением причастием порядковым числительным Управление Зависимое слово может быть выражено: именем существительным местоимением Примыкание Зависимое слово может быть выражено: наречием деепричастием начальной формой глагола (инфинитивом)

Слайд 3

Формулировка задания 7 «Замените словосочетание …, построенное на основе согласования (управления, примыкания), синонимичным словосочетание со связью управление (согласование, примыкание). Напишите получившееся словосочетание.»

Слайд 4

Алгоритм выполнения задания 1. Читаем словосочетание. Определяем, какое слово в нём является главным, а какое зависимым. Главное слово – то, от которого задаём вопрос, зависимое – то, к которому задаём вопрос. 2. Главное слово оставляем без изменений и выписываем его на черновик. 3. Меняем часть речи зависимого слова и тоже записываем его.

Слайд 5

ПРИМЕР Замените словосочетание «собачья душа», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . д уша собаки

Слайд 6

Потренируемся Замените словосочетание «монеты из золота», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «бабушкины пирожки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 7

Потренируемся Замените словосочетание «радостно встретил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «внимательно слушает», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 8

Потренируемся Замените словосочетание «глядеть с тревогой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «полковая разведка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 9

Потренируемся Замените словосочетание «соломенная крыша», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «трудился с усердием», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 10

Потренируемся Замените словосочетание «пистолет деда», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «шарф из кружева», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 11

Потренируемся Замените словосочетание «клетчатый шарф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «вопрос по литературе», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 12

Потренируемся Замените словосочетание «беззаботно жил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «плакала без звука», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 13

Потренируемся Замените словосочетание «парень с рыжими волосами», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «шестилетний ребенок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 14

Потренируемся Замените словосочетание «бездушно пел», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «слова мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 15

Потренируемся Замените словосочетание «бездомная жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «бетонная стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 16

Потренируемся Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «юношеское сердце », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 17

Потренируемся Замените словосочетание «пшеничные зёрна », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «железный гребешок », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 18

Потренируемся Замените словосочетание «театральный двор », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «собачьего языка », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 19

Потренируемся Замените словосочетание «книжный магазин », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Замените словосочетание «человеческая вера », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 20

Потренируемся Замените словосочетание «человеческая жизнь », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «дощатый сарай », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 21

Потренируемся Замените словосочетание «стая гусей », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «деревянные сиденья », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 22

Потренируемся Замените словосочетание «гудок парохода », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «железный рычаг », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 23

Потренируемся Замените словосочетание «утренняя пробежка », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание «бессонных ночей », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 24

Потренируемся Замените словосочетание «в детском лагере », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание « глебовская власть », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 25

Потренируемся Замените словосочетание «бессонные ночи », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание МИР ПОЭЗИИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 26

Потренируемся Замените словосочетание ПАПИН НАЧАЛЬНИК, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание КНИЖНЫЕ ПОЛКИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 27

Потренируемся Замените словосочетание СКАЗАЛ СО СТРАДАНИЕМ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание . Замените словосочетание НРАВИТСЯ ЧИТАТЬ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 7 Кирякина Татьяна Николаевна

Слайд 2

Задание 7 Не забывайте, что в этом задании вы должны найти слово в переносном значении!!! Эпитет – образное определение предмета ( прилагательное ) Холодное сердце, золотое сердце, пустой взгляд Олицетворение – наделение неживых предметов качествами живых существ По дому бродил сквозняк; Утешится безмолвная печаль , И резвая задумается радость ...

Слайд 3

Задание 7 Сравнение - сопоставление двух предметов Да, есть слова, что жгут, как пламя . Метафора - употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами . Сонное озеро города, сугробов белые телята, костер рябины красной

Слайд 4

Задание 7 Гипербола - художественное преувеличение шаровары шириною с Чёрное море Фразеологизм - называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа : «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.

Слайд 5

Интернет - ресурсы Картинка для создания фона и рамки

Слайд 6

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЭ -2021 Сжатое изложение (задание 1) Кирякина Татьяна Николаевна

Слайд 2

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. Работая над сжатым изложением , необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Слайд 3

Сжатое изложение Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Слайд 4

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: Исключение Обобщение Упрощение Внимание! В экзаменационной работе ученик должен продемонстрировать умение владеть всеми способами сжатия текста!

Слайд 5

Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Слайд 6

При исключении необходимо: Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.

Слайд 7

ПРИМЕР Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во всем (5 слов)

Слайд 8

Обобщение или объединение парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений

Слайд 9

При объединении необходимо: Найти в тексте мелкие, единичные факты. Найти в них общее. Объединить эти факты на основе общего. Сформулировать получившееся предложение.

Слайд 10

ПРИМЕР Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Слайд 11

Упрощение( замена) однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.

Слайд 12

При упрощении необходимо: Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.

Слайд 13

ПРИМЕР Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Сказки любят все. (3 слова )

Слайд 14

Что нельзя удалять из текста? основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Слайд 15

Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении: 1. Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. 2. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). 3. Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. 4.Запомните последовательность событий, рассуждений. 5. Определите количество абзацев, ключевые слова. 6.Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. 7. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Слайд 16

Памятка «Как работать над сжатым изложением» После второго чтения 1. Разделите текст на смысловые части. 2. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания. 3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. 4. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. 5. Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение 9.3 Кирякина Татьяна Николаевна

Слайд 2

Самовоспитание Воспитание самого себя. Формирование своей личности в соответствии с поставленными целями. Аргументы : Жизнь М.В. Ломоносова Жизнь Л.Н. Толстого Жизнь Демосфена

Слайд 3

Добро Добро - бескорыстное и искреннее стремление помочь. Добро, как правило, ассоциируется с милосердием, великодушием и любовью не только по отношению к человеку, но и ко всему живому. Аргументы: М.Шолохов «Судьба человека» А. Платонов «Юшка» В. Распутин «Уроки французского» А.И. Солженицын «Матрёнин двор» Благотворительные организации

Слайд 4

Человечность Человечность – совокупность черт, которая определяет человека как личность и отличает от зверя. Слово схоже с такими понятиями, как доброта, сочувствие, искренность. Аргументы: М.Шолохов «Судьба человека» А. Платонов «Юшка» Благотворительные организации А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Слайд 5

Сострадание Сострадание – это способность человека страдать вместе с другим, сочувствовать своему ближнему в его несчастье. Это чувство часто направляет нас на помощь тому, кто в ней нуждается. Аргумент: М.Шолохов «Судьба человека» А. Платонов «Юшка» В. Распутин «Уроки французского» Благотворительные организации, фонды, волонтёры

Слайд 6

Душевные силы, сила духа Душевные силы – это то, что позволяет человеку проявлять упорство и целеустремленность в любой, даже трудной, жизненной ситуации. Аргументы: М.Шолохов «Судьба человека» Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба» В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Жизнь людей во время Великой Отечественной войны

Слайд 7

Сильный человек Сильный человек-это тот, кто обладает большой физической силой, мощный. Другое значение слова - это человек твердой воли, стойкий и, думаю, умный. Какого человека можно считать сильным? В моём понимании, сильный человек – это тот, кто не обидит слабого, кто не опускает руки, даже если ситуация кажется безвыходной. Аргументы: Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» М.Шолохов «Судьба человека» Жизнь людей во время Великой Отечественной войны

Слайд 8

Любовь Чувство сердечной привязанности к другому человеку. Любовь — это чувство тепла, нежности к другому человеку или живому существу, безусловное приятие, симпатия к нему. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А. Куприн «Куст сирени» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Муму» Поэзия С.А.Есенина, А.С. Пушкина

Слайд 9

Природа Природа – это естественная среда обитания человека, окружающий его мир во всем многообразии проявлений. Аргументы: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Поэзия С. Есенина

Слайд 10

Красота Красота – это все то прекрасное, что нас окружает и что живет в нас. Это и природа, и музыка, и животные, и люди. Во всем есть красота, если не внешняя, так внутренняя. Надо только уметь ее увидеть и понять. Аргументы: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.И. Солженицын «Матрёнин двор» Художники-пейзажисты (Иван Шишкин, Иван Айвазовский)

Слайд 11

Учитель Это человек, который не только занимается преподаванием какого-либо предмета, но и оказывает влияние на нравственное развитие своих учеников, формирование их характеров. Аргументы: В. Распутин «Учитель французского»

Слайд 12

Дружба Это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Аргументы: Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Дружба А.С. Пушкина и И. Пущина А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 13

ВЫБОР Это осознанно принятое человеком решение из предложенного множества вариантов. Аргументы: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.А. Шолохов «Судьба человека» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Слайд 14

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР Это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?" Пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Слайд 15

ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ Это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности.

Слайд 16

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. Аргументы: М.А. Шолохов «Судьба человека» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» А.И. Солженицын «Матрёнин двор» Жизнь людей во время ВОВ

Слайд 17

НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО Это искусство, которое пробуждает в человеке сильные чувства и эмоции, заставляет задуматься о серьезных жизненных вопросах и способствует духовному обогащению. Аргументы: Классическая музыка, литература, изобразительное искусство, архитектура.

Слайд 18

НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ Это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. Аргументы: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Слайд 19

ВЗАИМОВЫРУЧКА Это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. Аргументы: А.И. Куприн «Куст сирени» М.А. Шолохов «Судьба человека»

Слайд 20

СЧАСТЬЕ Это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Аргументы: М.А. Шолохов «Судьба человека» А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

Слайд 21

Совесть Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Аргументы: М.А. Шолохов «Судьба человека» А. Платонов «Юшка»

Слайд 22

Мужество Это чувство души, когда человек, забывая о себе, думает о спасении жизни других Аргументы: М.А. Шолохов «Судьба человека» Люди героических профессий (спасатели, полицейские и т.д.)

Слайд 23

Внутренний мир человека Это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. Аргументы: М.А. Шолохов «Судьба человека» А.И. Солженицын «Матрёнин двор» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Слайд 24

Преданность Преданность является одним из основных положительных человеческих качеств. Она характеризуется верностью, которая основана на любви и имеет свойство проявлять себя даже в сложных жизненных ситуациях. Аргументы: М.А. Шолохов «Судьба человека» А.И. Солженицын «Матрёнин двор» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.П. Чехов «Каштанка»

Слайд 25

Подвиг Подвиг – это самоотверженный поступок, который человек совершает ради других людей. При этом человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Аргументы: М.А. Шолохов «Судьба человека» Герои ВОВ Люди героических профессий либо обычные люди, совершившие подвиги в мирной жизни.

Слайд 26

Сильный характер - способность человека проявлять свою силу: настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы. Аргументы: М.А. Шолохов «Судьба человека» Герои ВОВ Люди героических профессий либо обычные люди, совершившие подвиги в мирной жизни

Слайд 27

Смелость - решительность в поступках, самоуверенность и способность человека преодолевать чувство страха и растерянности. Аргументы: М.А. Шолохов «Судьба человека» Герои ВОВ Люди героических профессий либо обычные люди, совершившие подвиги в мирной жизни.

Слайд 28

Мечта - желания и стремления человека, которые он считает самыми важными в своей жизни. Мечта - это высшая цель, к которой все стремятся, а осуществление мечты помогает людям стать счастливыми. Аргументы: А. Грин «Алые паруса» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Слайд 29

Воображение - способность, которая дарит человеку возможность жить в выдуманном мире и быть тем, кем хочется. Счастлив тот, кто наделён талантом воображения. Аргументы: Воображение писателей, которое помогает им создавать художественные произведения А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Антуанан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Слайд 30

Любознательность - это желание постигать мир, узнавать новую информацию самостоятельно или с помощью доступных источников. Именно любознательность помогает людям накапливать знания, делать открытия. Аргументы: Жизнь М.В. Ломоносова. Жизнь Л.Н. Толстого.

Слайд 31

Раскаяние - чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. Признание своей вины в чём-либо, обычно с просьбой о прощении. Аргументы: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Слайд 32

Преданность - это способность оставаться верным близким даже в самые трудные времена, это проявление любви и заботы вне зависимости от обстоятельств. Преданность близких позволяет человеку чувствовать себя защищенным, дает силы справляться с разными невзгодами. Аргументы: Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» М.А. Шолохов «Судьба человека»

Слайд 33

Великодушие - это способность человека проявлять доброту, отзывчивость, бескорыстие, умение прощать обиды. Умение прощать позволяет человеку не держать злобы в себе, не накапливать ее. Проявление великодушия является примером для людей. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А. Платонов «Юшка» М. Горький “Старуха Изергиль”

Слайд 34

Целеустремлённость - это важное качество сильной личности, которое проявляется в стремлении достичь поставленной цели несмотря на все препятствия. Целеустремленность одного человека иногда может стать причиной больших изменений в обществе и природе. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 2. М.А. Шолохов «Судьба человека» 3. А.С. Грибоедов «Горе от ума» 4. М. Горький “Старуха Изергиль”

Слайд 35

Душевность - это неравнодушное отношение к людям, стремление помогать другим и заботиться о тех, кто рядом. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Савельич) А. Платонов «Юшка»

Слайд 36

Решительность - это способность в критической ситуации взять на себя ответственность и выбрать правильное решение. Она особенно нужна тогда, когда от человека зависит жизнь: своя или тех, кто рядом. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» М.А. Шолохов «Судьба человека» А.С. Грибоедов «Горе от ума» М. Горький “Старуха Изергиль”

Слайд 37

Взросление - процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от надежды, что за тебя все сделают - к личной ответственности. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Валентин Распутин «Уроки французского»

Слайд 38

Жизненный опыт - это тот багаж мудрости, знаний, навыков и умений, который человек приумножает всю свою жизнь. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.А. Шолохов «Судьба человека»

Слайд 39

Сознательность - это одно из нравственных свойств личности, для которого характерна ответственность за всё, что делает человек: за слова, действия. Поступать сознательно – это значит разумно, в соответствии с нормами, установленным в обществе Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.А. Шолохов «Судьба человека»

Слайд 40

Тщеславие - стремление прекрасно выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Швабрин) А.С. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (Грушницкий)

Слайд 41

Жестокость - проявление грубого (в том числе неумелого) отношения и обращения с другими живыми существами, которое может сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений. Аргументы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.И. Солженицын «Матрёнин двор» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 42

Не забываем! Объём сочинения и изложения – не менее 70 слов (в сумме – не менее 140) Стараться выполнять все задания теста Внимательно переносить варианты ответа в бланк ответов Работа не проверяется, если в ней отсутствует хоть один вид работы: изложение, тест, сочинение Разумно распределяем время Пользуемся орфографическими словарями

Слайд 43

Интернет - ресурсы Картинка для создания фона и рамки

Слайд 44

Автор шаблона презентации : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/