Презентации

Колкова Елена Геннадьевна

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_rod.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родственные слова. Игры и упражнения.

Слайд 2

ЦЕЛЬ: показать богатство родного языка и его выразительных средств, привлечь детей к активному участию в процессе словообразования

Слайд 3

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их качественное и количественное обогащение лексики, практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу) обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления

Слайд 4

р’одственный , - ая , - ое ; -вен, - венна - близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам (Толковый словарь Ушакова)

Слайд 5

ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания Дошкольный возраст: Школьный возраст: с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии; не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме Р ечевые недочеты

Слайд 6

Основные методы обучения

Слайд 7

Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»

Слайд 8

Первый этап. Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Цель: - знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей - Знакомство с понятием «Родственные слова» Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Слайд 9

Игры Игры и игровые упражнения « Какое слово длиннее? » Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку

Слайд 10

Игры « Лото » Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить « лишнее » слово

Слайд 11

Игры « Запомни, повтори » Цель: увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5-ти единиц.

Слайд 12

Игры

Слайд 13

Второй этап. Первый год обучения (декабрь - май) Цель – формирование навыков образования производных слов Приёмы работы: - выделение родственных слов из контекста - подбор родственных слов по вопросам группировка слов в разные родственные группы «семьи» - нахождение «лишнего слова» (не однокоренного) из ряда родственных слов - определение общей части родственных слов

Слайд 15

«Найди лишнюю картинку» Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя

Слайд 16

Третий этап. Второй год обучения (сентябрь – май) Цель - закрепление навыков осознанного образования производных слов. Задачи: - закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям; закрепление навыков применения словообразовательных правил Формы работы: индивидуальные занятия в малых подгруппах (2 – 3 человека), подгрупповые занятия (5-6 человек – 10 -12 человек)

Слайд 17

Игры и игровые упражнения «Родственники» Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам Оборудование. Схемы слов 1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение 2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом главное слово - сложное слово - слово-предмет - множественное число (не главное) - слово-действие - слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом - слово – признак - слово, образующееся от - слово, образованное с взаимодействия человека с суффиксом увеличения с главным словом

Слайд 18

«Ребусы» Цель: учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление ( Дождь) ( Задождить) «Какое слово спряталось?» «Прочти по первым звукам»

Слайд 19

Игры Игры и игровые упражнения Прочитайте слово (запишите), располагая буквы в соответствии с цифрами. В О Д О С А Д 5 4 3 6 1 2 7 Прочитайте слово (запишите), расположив буквы по высоте. Д А С Ы

Слайд 20

Игры Отгадайте ребус , ОЗ РЫ

Слайд 21

Игры Отгадайте загадки. Запишите ответы в кроссворд. Прочитайте ключевое слово. Ц В Е Т Ы Ц Т О Е В Ч Е К Ц В Е Т В О О Д Ц В Е Т Н И К 1 2 3 4

Слайд 22

Игры Отгадайте слово. Цель : развивать у детей фонематический слух, определять место звука в слове. А Ц И Д О В

Слайд 23

Игры Упражнение: «Перескажи рассказ». Цель: учить находить в тексте родственные слова. Продолжать закреплять навыки пересказа связного текста.

Слайд 24

Информационные ресурсы Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2009 Ипатьева И.В. Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словам http :// www . sadsuper . ru /? action = article & p =1& id =2 Формы работы детского сада с родителями http://www.detskiysad.ru/

Слайд 25

Спасибо за внимание!