Проектная деятельность

Слюсарь Ирина Викторовна

Сегодня   государством поставлена задача - воспитать  новое поколение: активное, творческое, любознательное.. По мнению Е.С. Евдокимовой, Н.А. Виноградовой, И.В. Штанько и др.  проектирование - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни, являющаяся для дошкольников инновационной в рамках ФГОС. Метод проектов - один из методов обучения, который способствует развитию творческих способностей,  самостоятельности мышления, помогает ребенку сформировать уверенность в своих силах. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей. Ребенок выступает не как объект педагогического воздействия, а полноправный субъект общего творческого процесса. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.А так же способствуют социализации детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_proekta.kalendar_otkrytiy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Калининградской области

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребёнок»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ  ДЛЯ  ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ

 «Календарь открытий»

                                 Руководитель: Слюсарь Ирина Викторовна, учитель-дефектолог

       Участники проекта: Свидерская Светлана Петровна, учитель

                                                               

Калининград

2015

Характеристика проекта

Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, творческий, коллективный, долгосрочный.

Исполнители -   учитель, социальный педагог, учитель-дефектолог.

Целевая группа - подростки и молодые инвалиды с умеренной и глубокой умственной отсталостью в возрасте от 15 лет и старше, родители воспитанников.

Характер проекта –  творческая работа.

Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок изготавливает свой календарь, принимает участие в изготовлении общего календаря открытий, дидактических игр.

Структура – блок теоретических знаний, практическая деятельность, опытно-экспериментальная работа, экскурсии, творческая работа.

Доминирующая деятельность в проекте – игровая, творческая.

Метод проектов целесообразно было применить, так как:

- он направлен на решение значимых для детей проблем (расширение кругозора, социализация, интеграция знаний, получение практического опыта);

- способствует получению значимого результата (теоретического и практического);

- стимулирует самостоятельную деятельность воспитанников (допрофессиональная подготовка: полиграфия, приготовление пищи);

- подразумевает поэтапность действий, что является необходимым условием усвоения знаний воспитанниками;

- направлен на результат (материальный продукты: брошюра, календарь, макет «Набережная кораблей», поделки детей, выставка детских работ, изготовление дидактических игр и создание мини-музея).

Актуальность.

Особое значение для развития личности детей с ОВЗ имеет фактор социализации, расширение круга общения, формирование представлений об окружающем мире.      Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка. Существенную роль в этом направлении играет музейная педагогика. В процессе посещения музеев дети приобретают навыки общения, получают новые знания, личный практический опыт. Во время экскурсий ребята расширяют свой кругозор, учатся ценить прекрасное в окружающем мире, познавать его многообразие. Музейная педагогика способствует усвоению опыта общественной жизни и отношений. Насыщенная событиями и безопасная деятельность детей-инвалидов в музее, тесное взаимодействие взрослых и детей – все это способствует благоприятной социализации детей  с ОВЗ.  

Особое значение данная работа приобретает в среде детей-инвалидов с нарушением интеллекта. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Баряева Л.Б., Белопольская Н.Л.).        Осмысленный и посильный труд является мощным средством реабилитации, дающим молодым людям уверенность в себе и осознание ценности своей жизни.  

Современное полиграфическое оборудование и программное обеспечение позволяют выпускать качественную продукцию и при этом большинство операций не требуют высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с нарушением интеллекта.

     А возможность реализовать свою практическую деятельность в материально значимом продукте значительно повышает социальную адаптацию и личностный рост лиц с ОВЗ.

Цели проекта:

- расширение кругозора и социальных контактов детей инвалидов через тесное сотрудничество с Музеем Мирового океана;

- социально-средовая адаптация;

- обучение доступным операциям по изготовлению иллюстрированных календарей;

Достижение целей требует решения следующих задач:

- формирование представлений о том, что Калининград морской город;

- знакомство с кораблями «Исторической набережной» Музея Мирового океана, историей создания водных видов транспорта, морскими профессиями;

- расширение знаний о правилах безопасного поведения на воде, корабле, формирование умений адекватно вести себя в незнакомом окружении;

- обучение выполнению допечатных видов деятельности (выбирать и фотографировать объекты; отбирать удачные и неудачные снимки для дальнейшей работы; выполнять доступные операции на ПК и сканере);

- обучение выполнению печатных видов работ (копировальные работы);

- обучение выполнению послепечатных видов работ (ламинирование; обрезание на резаке; брошюровка);

- формирование навыков приготовления пищи.

Степень новизны.

В данном проекте предлагается серия целевых экскурсий в тесном контакте с родителями. Местом проведения является как специально организованная среда (группа), так и объекты культуры (Музей Мирового океана). Воспитанники совместно с учителем создают дидактическое обеспечения проекта, материальный продукт (календарь).

Можно выделить пять  этапов развития проекта: 

  1. Подготовительный этап

Включает в себя организационную, материально-техническую, психологическую, воспитательную, образовательную (предварительное обсуждение тем занятий) и научно-методическую (отбор параметров для отслеживания динамики) подготовку.

  1. Вводный этап

Проводится на базе музея и включает различные формы работы по разработанным темам. Выбор формы занятий  зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Также учитывается возможность опоры на различные анализаторы, которые определяют вид деятельности детей: наблюдение, рассматривание, рисование, конструирование.

Согласно предложениям музея и плану проекта «Календарь открытий»  были разработаны следующие темы экскурсий: «Город-крепость Калининград-Кенинсберг», «Наш город у моря. Старый порт», «Ладейный двор», «Мой первый парус», «Ловись рыбка большая и маленькая», «Школа боцмана», «Покорение глубин», «Космическая одиссея», «Звёздное небо».

  1. Основной этап

Основная часть этого этапа проходит в центре в специально отведенные часы на занятиях дефектолога, учителя, социального педагога. На данном этапе занятия строятся с учетом развития и расширения объёма памяти, внимания, восприятия, активного и пассивного словаря.  Стимулируются и развиваются основные функции мышления, которые наиболее страдают у детей с нарушением интеллекта: анализ (наблюдая за объектами, воспитанники рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различия разных видов водного транспорта), умение устанавливать взаимосвязи (крепости нужны, чтобы защищать город; парус - чтобы плыть), обобщение (дети учатся объединять транспорт на основе выделения существенных признаков).  

На этом этапе также используется большое количество разнообразных видов деятельности: рисование  по образцу, различные виды  аппликаций, коллективные коллажи, конструирование, изготовление брошюры и календаря, создание дидактических игр, приготовление пищи.

  1. Итоговый этап

Этот этап представляет собой творческий отчет по итогам работы за год. Результаты деятельности детей находят своё отражение в создании календаря, мини-музея «Музей открытий», выставок детских работ,  изготовлении дидактических игр с сотрудниками центра, проведении  игры «Найди клад», посещении родителями «Мини-музея».

  1. Аналитический этап

Основное содержание данного этапа - аналитическая, научно-методическая работа. Проводится изучение динамики в развитии ребенка, и определение наиболее продуктивных методов и форм и корректировка занятий с сотрудниками музея.

Технология

Работу по проекту  следует выстраивать по следующей схеме:

1. Работа с детьми (предварительная работа; совместная деятельность; подведение итогов).                

2. Работа с педагогами (презентация темы; методическая работа; практический этап; аналитический этап).                    

3. Работа с родителями (презентация темы; обучение родителей; организация совместной деятельности; организация свободного времени с детьми; подведение итогов).

Используемая и рекомендуемая литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом». - М., Сфера, 2005.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., Сфера. 2006.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., Владос, 2004.
  5. Коль М. «Глина и тесто». - М., Астрель. 2004.
  6. Курочкина Н.А.Знакомим с пейзажной живописью. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.
  7. Куликовская И.Э.Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.-М,2005.
  8. Лыкова А.И. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Карапуз,2007.
  9. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Ярославль. Академия развития,2000.
  10. Морозова А.Н.  Музейная педагогика. - М., Сфера. 2006.
  11. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада.».-М.,Обруч.2010.
  12. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии».-  М., 2001.
  13. Е.Скоробогатова «Волшебные игры с детьми».-М.,2008.
  14. Шарыгина Т.А. Беседы о воде в природе. - М., Сфера. 2010.