Проектная деятельность

Слюсарь Ирина Викторовна

Сегодня   государством поставлена задача - воспитать  новое поколение: активное, творческое, любознательное.. По мнению Е.С. Евдокимовой, Н.А. Виноградовой, И.В. Штанько и др.  проектирование - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни, являющаяся для дошкольников инновационной в рамках ФГОС. Метод проектов - один из методов обучения, который способствует развитию творческих способностей,  самостоятельности мышления, помогает ребенку сформировать уверенность в своих силах. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей. Ребенок выступает не как объект педагогического воздействия, а полноправный субъект общего творческого процесса. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.А так же способствуют социализации детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_proekta.kalendar_otkrytiy.doc49.5 КБ
Файл skazka_kp.pptx2.39 МБ
Microsoft Office document icon prekt_._ya-chast_rossii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Калининградской области

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребёнок»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ  ДЛЯ  ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ

 «Календарь открытий»

                                 Руководитель: Слюсарь Ирина Викторовна, учитель-дефектолог

     

                                                               

Калининград

2021

Характеристика проекта

Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, творческий, коллективный, долгосрочный.

Исполнители -   учитель, социальный педагог, учитель-дефектолог.

Целевая группа - подростки и молодые инвалиды с умеренной и глубокой умственной отсталостью в возрасте от 15 лет и старше, родители воспитанников.

Характер проекта –  творческая работа.

Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок изготавливает свой календарь, принимает участие в изготовлении общего календаря открытий, дидактических игр.

Структура – блок теоретических знаний, практическая деятельность, опытно-экспериментальная работа, экскурсии, творческая работа.

Доминирующая деятельность в проекте – игровая, творческая.

Метод проектов целесообразно было применить, так как:

- он направлен на решение значимых для детей проблем (расширение кругозора, социализация, интеграция знаний, получение практического опыта);

- способствует получению значимого результата (теоретического и практического);

- стимулирует самостоятельную деятельность воспитанников (допрофессиональная подготовка: полиграфия, приготовление пищи);

- подразумевает поэтапность действий, что является необходимым условием усвоения знаний воспитанниками;

- направлен на результат (материальный продукты: брошюра, календарь, макет «Набережная кораблей», поделки детей, выставка детских работ, изготовление дидактических игр и создание мини-музея).

Актуальность.

Особое значение для развития личности детей с ОВЗ имеет фактор социализации, расширение круга общения, формирование представлений об окружающем мире.      Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка. Существенную роль в этом направлении играет музейная педагогика. В процессе посещения музеев дети приобретают навыки общения, получают новые знания, личный практический опыт. Во время экскурсий ребята расширяют свой кругозор, учатся ценить прекрасное в окружающем мире, познавать его многообразие. Музейная педагогика способствует усвоению опыта общественной жизни и отношений. Насыщенная событиями и безопасная деятельность детей-инвалидов в музее, тесное взаимодействие взрослых и детей – все это способствует благоприятной социализации детей  с ОВЗ.  

Особое значение данная работа приобретает в среде детей-инвалидов с нарушением интеллекта. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Баряева Л.Б., Белопольская Н.Л.).        Осмысленный и посильный труд является мощным средством реабилитации, дающим молодым людям уверенность в себе и осознание ценности своей жизни.  

Современное полиграфическое оборудование и программное обеспечение позволяют выпускать качественную продукцию и при этом большинство операций не требуют высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с нарушением интеллекта.

     А возможность реализовать свою практическую деятельность в материально значимом продукте значительно повышает социальную адаптацию и личностный рост лиц с ОВЗ.

Цели проекта:

- расширение кругозора и социальных контактов детей инвалидов через тесное сотрудничество с Музеем Мирового океана;

- социально-средовая адаптация;

- обучение доступным операциям по изготовлению иллюстрированных календарей;

Достижение целей требует решения следующих задач:

- формирование представлений о том, что Калининград морской город;

- знакомство с кораблями «Исторической набережной» Музея Мирового океана, историей создания водных видов транспорта, морскими профессиями;

- расширение знаний о правилах безопасного поведения на воде, корабле, формирование умений адекватно вести себя в незнакомом окружении;

- обучение выполнению допечатных видов деятельности (выбирать и фотографировать объекты; отбирать удачные и неудачные снимки для дальнейшей работы; выполнять доступные операции на ПК и сканере);

- обучение выполнению печатных видов работ (копировальные работы);

- обучение выполнению послепечатных видов работ (ламинирование; обрезание на резаке; брошюровка);

- формирование навыков приготовления пищи.

Степень новизны.

В данном проекте предлагается серия целевых экскурсий в тесном контакте с родителями. Местом проведения является как специально организованная среда (группа), так и объекты культуры (Музей Мирового океана). Воспитанники совместно с учителем создают дидактическое обеспечения проекта, материальный продукт (календарь).

Можно выделить пять  этапов развития проекта: 

  1. Подготовительный этап

Включает в себя организационную, материально-техническую, психологическую, воспитательную, образовательную (предварительное обсуждение тем занятий) и научно-методическую (отбор параметров для отслеживания динамики) подготовку.

  1. Вводный этап

Проводится на базе музея и включает различные формы работы по разработанным темам. Выбор формы занятий  зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Также учитывается возможность опоры на различные анализаторы, которые определяют вид деятельности детей: наблюдение, рассматривание, рисование, конструирование.

Согласно предложениям музея и плану проекта «Календарь открытий»  были разработаны следующие темы экскурсий: «Город-крепость Калининград-Кенинсберг», «Наш город у моря. Старый порт», «Ладейный двор», «Мой первый парус», «Ловись рыбка большая и маленькая», «Школа боцмана», «Покорение глубин», «Космическая одиссея», «Звёздное небо».

  1. Основной этап

Основная часть этого этапа проходит в центре в специально отведенные часы на занятиях дефектолога, учителя, социального педагога. На данном этапе занятия строятся с учетом развития и расширения объёма памяти, внимания, восприятия, активного и пассивного словаря.  Стимулируются и развиваются основные функции мышления, которые наиболее страдают у детей с нарушением интеллекта: анализ (наблюдая за объектами, воспитанники рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различия разных видов водного транспорта), умение устанавливать взаимосвязи (крепости нужны, чтобы защищать город; парус - чтобы плыть), обобщение (дети учатся объединять транспорт на основе выделения существенных признаков).  

На этом этапе также используется большое количество разнообразных видов деятельности: рисование  по образцу, различные виды  аппликаций, коллективные коллажи, конструирование, изготовление брошюры и календаря, создание дидактических игр, приготовление пищи.

  1. Итоговый этап

Этот этап представляет собой творческий отчет по итогам работы за год. Результаты деятельности детей находят своё отражение в создании календаря, мини-музея «Музей открытий», выставок детских работ,  изготовлении дидактических игр с сотрудниками центра, проведении  игры «Найди клад», посещении родителями «Мини-музея».

  1. Аналитический этап

Основное содержание данного этапа - аналитическая, научно-методическая работа. Проводится изучение динамики в развитии ребенка, и определение наиболее продуктивных методов и форм и корректировка занятий с сотрудниками музея.

Технология

Работу по проекту  следует выстраивать по следующей схеме:

1. Работа с детьми (предварительная работа; совместная деятельность; подведение итогов).                

2. Работа с педагогами (презентация темы; методическая работа; практический этап; аналитический этап).                    

3. Работа с родителями (презентация темы; обучение родителей; организация совместной деятельности; организация свободного времени с детьми; подведение итогов).

Используемая и рекомендуемая литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом». - М., Сфера, 2005.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., Сфера. 2006.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., Владос, 2004.
  5. Коль М. «Глина и тесто». - М., Астрель. 2004.
  6. Курочкина Н.А.Знакомим с пейзажной живописью. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.
  7. Куликовская И.Э.Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.-М,2005.
  8. Лыкова А.И. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Карапуз,2007.
  9. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Ярославль. Академия развития,2000.
  10. Морозова А.Н.  Музейная педагогика. - М., Сфера. 2006.
  11. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада.».-М.,Обруч.2010.
  12. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии».-  М., 2001.
  13. Е.Скоробогатова «Волшебные игры с детьми».-М.,2008.
  14. Шарыгина Т.А. Беседы о воде в природе. - М., Сфера. 2010.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини проект : «Колобок» Разработан Учителем-дефектологом Слюсарь И.В .

Слайд 2

Возраст: младший Тип проекта: творческий Продолжительность проекта: краткосрочный Проблема: отсутствие речевой и познавательной активности.

Слайд 3

Цель:Познакомить детей с разными видами деятельности через сказку «Колобок». Задачи: Формировать и активизировать активный словарь детей по теме «Дикие животные» Развивать интерес к чтению сказок, театрализо-ванной деятельности. Развивать продуктивные виды деятельности.

Слайд 5

Чтение сказки по сюжетным картинкам

Слайд 6

Конструирование

Слайд 7

Настольный театр

Слайд 8

Лепка «Колобок»

Слайд 9

Аппликация

Слайд 10

Работа в индивидуальных татрадях

Слайд 11

Выпуск книжки «Колобок»



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребёнок»

Проект по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ

2024-2025г.г

«Я – часть России»

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия, ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в родной стране.

       Задачи патриотического воспитания:

1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3) воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач ,требует реализации основных направлениях воспитательной работы:

– ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

– организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

– формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Деятельность педагогов направлена на:

- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

- развитие культуры межнационального общения;

- формирование представлений о дружбе, равенстве, взаимопомощи народов;

- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам;

- развитие правовой культуры детей;

-  формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

На уровне группы и занятий учителя-дефектолога:

Экскурсия, в том числе виртуальная

Беседа

Социальная акция

День добрых дел

Игра (сюжетно-ролевая игра, дидактическая)

Мини-музей

Литературная гостиная

Детский досуг

Просмотр мультипликационных фильмов и видеороликов

Театральная гостиная

Музыкальная гостиная

Индивидуальная  деятельность

Игры

Беседы

Перспективный план работы по реализации проекта:

I Блок сентябрь

«Я- человек, мои права и обязанности»

Беседы: «Права ребенка», «Мое имя», «Мы все разные»

Дидактические игры: «Мои права»

Художественное слово: Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», Дж. Родари «Приключения Чиполино», Катаев В. «Цветик – семицветик», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Татаринкова Л.Ю. «Права маленького гражданина»

Художественное творчество: рисование «Мы имеем право на отдых и досуг»

Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Мои права», «Мои документы»

Мультимедийные презентации, видеоролики: «Права и обязанности», «Права детей в мультфильмах», «Конвенция прав ребенка»

Работа с родителями: папка – передвижка «Мои права», видеоролик «Мы против насилия в семье»

Пополнение среды: альбом «Мои документы», дидактические игры: «Мои права»

II Блок октябрь

 «Моя семья»

Беседы: «Традиции моей семьи», «Я горжусь трудом своих родителей»

Дидактические игры: «Кто главный?»

Художественное слово: Татаринкова Л.Ю. «Я и моя семья», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога»

Художественное творчество: конструирование «Дом, в котором я живу», рисование «Мое древо»

Рассматривание альбомов, иллюстраций: альбом с семейными фотографиями, рисунки детей «Мое генеалогическое древо»

Мультимедийные презентации, видеоролики: «Традиции семьи»

Пальчиковый театр: «Красная Шапочка»

Работа с родителями: анкетирование «Патриотическое воспитание»

Пополнение среды: дидактическая игра «Кто главный?», атрибуты для инсценировки сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

III Блок ноябрь

 «Мой Центр»

Беседы: «Профессии в Центре», рассказывание «Что мне нравится »

Дидактические игры: дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Художественное слово: Е. Пермяк «Мамина работа», Н. Найденова «Ольга Павловна»

Художественное творчество: аппликация «Подарок»

Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Я в детском саду», «Профессии детского сада», «Правила поведения в детском саду»

Мультимедийные презентации, видеоролики: «Профессии работников Центра»

Работа с родителями: «Безопасный маршрут» - дорога от дома до Центра

Пополнение среды: альбом «Правила поведения в Центре»

IV Блок декабрь

 «Моя малая Родина»

Беседы: «Мой город Калининград», «Знакомство с символами города»

Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Достопримечательности Калининграда»

Мультимедийные презентации, видеоролики:

Работа с родителями: «Истрия названия моей улицы»

Пополнение среды: оформление настольной игры «Прогулка по Калининграду»

V Блок январь

«Россия – Родина моя»

Беседы: «Государственные символы РФ»

Дидактические игры: «Богатства России»

Художественное слово: Русские народные сказки «Крошечка - хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России

Художественное творчество: ручной труд «Флаг России»

Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Карта РФ», «Москва – столица нашей Родины»

Мультимедийные презентации, видеоролики:

Работа с родителями: создание мини-музея на магнитах «Города России»

Пополнение среды: объемный макет – панорама «Народы России»

VI Блок февраль

«Народные промыслы»

Хороводные игры: «Бабушка Маланья»

Подвижные игры: «Гори ясно», «Ручеек»

Дидактические игры: «Найди лишнее», «Это что за завиток?»

Художественное слово: загадки, история, интересные факты

Художественное творчество: лепка из глины «Городецкая матрешка»

Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Русский народный костюм», «Народные промыслы: хохлома, гжель, городецкая роспись, дымка»

Мультимедийные презентации, видеоролики: «Волшебство народных промыслов»

Работа с родителями: оформить уголок с предметами посуды в  стиле хохломы, гжели, городецкой росписи.

Пополнение среды: элементы домашней утвари в стиле хохломы, гжели, городецкой росписи.

VII Блок март

«Земля – наш общий дом»

Беседы: «Первый космонавт»

СРИ: «Космонавты»

Художественное слово: чтение отрывков из книг В. Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука»

Художественное творчество: аппликация «Земной шар» (техника обрывания бумаги)        

Рассматривание альбомов, иллюстраций: глобус, «Энциклопедия космоса»

Мультимедийные презентации, видеоролики:

Работа с родителями: консультация «Детям о Космосе»

Пополнение среды: атрибуты к СРИ, оформление стенда «Планеты солнечной системы»

X Блок апрель

Итог

Заключительный этап (анализ результатов проекта):

Участие в конкурсе детских рисунков

«Символ России»

Развлечение с родителями «Россия – большой дом».

Танцевальный флеш-моб «Будущее страны»