Главные вкладки
Проектная деятельность
Сегодня государством поставлена задача - воспитать новое поколение: активное, творческое, любознательное.. По мнению Е.С. Евдокимовой, Н.А. Виноградовой, И.В. Штанько и др. проектирование - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни, являющаяся для дошкольников инновационной в рамках ФГОС. Метод проектов - один из методов обучения, который способствует развитию творческих способностей, самостоятельности мышления, помогает ребенку сформировать уверенность в своих силах. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей. Ребенок выступает не как объект педагогического воздействия, а полноправный субъект общего творческого процесса. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.А так же способствуют социализации детей с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.5 КБ | |
| 2.39 МБ | |
| 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Калининградской области
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребёнок»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
«Календарь открытий»
Руководитель: Слюсарь Ирина Викторовна, учитель-дефектолог
Калининград
2021
Характеристика проекта
Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, творческий, коллективный, долгосрочный.
Исполнители - учитель, социальный педагог, учитель-дефектолог.
Целевая группа - подростки и молодые инвалиды с умеренной и глубокой умственной отсталостью в возрасте от 15 лет и старше, родители воспитанников.
Характер проекта – творческая работа.
Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок изготавливает свой календарь, принимает участие в изготовлении общего календаря открытий, дидактических игр.
Структура – блок теоретических знаний, практическая деятельность, опытно-экспериментальная работа, экскурсии, творческая работа.
Доминирующая деятельность в проекте – игровая, творческая.
Метод проектов целесообразно было применить, так как:
- он направлен на решение значимых для детей проблем (расширение кругозора, социализация, интеграция знаний, получение практического опыта);
- способствует получению значимого результата (теоретического и практического);
- стимулирует самостоятельную деятельность воспитанников (допрофессиональная подготовка: полиграфия, приготовление пищи);
- подразумевает поэтапность действий, что является необходимым условием усвоения знаний воспитанниками;
- направлен на результат (материальный продукты: брошюра, календарь, макет «Набережная кораблей», поделки детей, выставка детских работ, изготовление дидактических игр и создание мини-музея).
Актуальность.
Особое значение для развития личности детей с ОВЗ имеет фактор социализации, расширение круга общения, формирование представлений об окружающем мире. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка. Существенную роль в этом направлении играет музейная педагогика. В процессе посещения музеев дети приобретают навыки общения, получают новые знания, личный практический опыт. Во время экскурсий ребята расширяют свой кругозор, учатся ценить прекрасное в окружающем мире, познавать его многообразие. Музейная педагогика способствует усвоению опыта общественной жизни и отношений. Насыщенная событиями и безопасная деятельность детей-инвалидов в музее, тесное взаимодействие взрослых и детей – все это способствует благоприятной социализации детей с ОВЗ.
Особое значение данная работа приобретает в среде детей-инвалидов с нарушением интеллекта. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Баряева Л.Б., Белопольская Н.Л.). Осмысленный и посильный труд является мощным средством реабилитации, дающим молодым людям уверенность в себе и осознание ценности своей жизни.
Современное полиграфическое оборудование и программное обеспечение позволяют выпускать качественную продукцию и при этом большинство операций не требуют высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с нарушением интеллекта.
А возможность реализовать свою практическую деятельность в материально значимом продукте значительно повышает социальную адаптацию и личностный рост лиц с ОВЗ.
Цели проекта:
- расширение кругозора и социальных контактов детей инвалидов через тесное сотрудничество с Музеем Мирового океана;
- социально-средовая адаптация;
- обучение доступным операциям по изготовлению иллюстрированных календарей;
Достижение целей требует решения следующих задач:
- формирование представлений о том, что Калининград морской город;
- знакомство с кораблями «Исторической набережной» Музея Мирового океана, историей создания водных видов транспорта, морскими профессиями;
- расширение знаний о правилах безопасного поведения на воде, корабле, формирование умений адекватно вести себя в незнакомом окружении;
- обучение выполнению допечатных видов деятельности (выбирать и фотографировать объекты; отбирать удачные и неудачные снимки для дальнейшей работы; выполнять доступные операции на ПК и сканере);
- обучение выполнению печатных видов работ (копировальные работы);
- обучение выполнению послепечатных видов работ (ламинирование; обрезание на резаке; брошюровка);
- формирование навыков приготовления пищи.
Степень новизны.
В данном проекте предлагается серия целевых экскурсий в тесном контакте с родителями. Местом проведения является как специально организованная среда (группа), так и объекты культуры (Музей Мирового океана). Воспитанники совместно с учителем создают дидактическое обеспечения проекта, материальный продукт (календарь).
Можно выделить пять этапов развития проекта:
- Подготовительный этап
Включает в себя организационную, материально-техническую, психологическую, воспитательную, образовательную (предварительное обсуждение тем занятий) и научно-методическую (отбор параметров для отслеживания динамики) подготовку.
- Вводный этап
Проводится на базе музея и включает различные формы работы по разработанным темам. Выбор формы занятий зависит от возрастных и психологических особенностей детей. Также учитывается возможность опоры на различные анализаторы, которые определяют вид деятельности детей: наблюдение, рассматривание, рисование, конструирование.
Согласно предложениям музея и плану проекта «Календарь открытий» были разработаны следующие темы экскурсий: «Город-крепость Калининград-Кенинсберг», «Наш город у моря. Старый порт», «Ладейный двор», «Мой первый парус», «Ловись рыбка большая и маленькая», «Школа боцмана», «Покорение глубин», «Космическая одиссея», «Звёздное небо».
- Основной этап
Основная часть этого этапа проходит в центре в специально отведенные часы на занятиях дефектолога, учителя, социального педагога. На данном этапе занятия строятся с учетом развития и расширения объёма памяти, внимания, восприятия, активного и пассивного словаря. Стимулируются и развиваются основные функции мышления, которые наиболее страдают у детей с нарушением интеллекта: анализ (наблюдая за объектами, воспитанники рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различия разных видов водного транспорта), умение устанавливать взаимосвязи (крепости нужны, чтобы защищать город; парус - чтобы плыть), обобщение (дети учатся объединять транспорт на основе выделения существенных признаков).
На этом этапе также используется большое количество разнообразных видов деятельности: рисование по образцу, различные виды аппликаций, коллективные коллажи, конструирование, изготовление брошюры и календаря, создание дидактических игр, приготовление пищи.
- Итоговый этап
Этот этап представляет собой творческий отчет по итогам работы за год. Результаты деятельности детей находят своё отражение в создании календаря, мини-музея «Музей открытий», выставок детских работ, изготовлении дидактических игр с сотрудниками центра, проведении игры «Найди клад», посещении родителями «Мини-музея».
- Аналитический этап
Основное содержание данного этапа - аналитическая, научно-методическая работа. Проводится изучение динамики в развитии ребенка, и определение наиболее продуктивных методов и форм и корректировка занятий с сотрудниками музея.
Технология
Работу по проекту следует выстраивать по следующей схеме:
1. Работа с детьми (предварительная работа; совместная деятельность; подведение итогов).
2. Работа с педагогами (презентация темы; методическая работа; практический этап; аналитический этап).
3. Работа с родителями (презентация темы; обучение родителей; организация совместной деятельности; организация свободного времени с детьми; подведение итогов).
Используемая и рекомендуемая литература
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом». - М., Сфера, 2005.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., Сфера. 2006.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., Владос, 2004.
- Коль М. «Глина и тесто». - М., Астрель. 2004.
- Курочкина Н.А.Знакомим с пейзажной живописью. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.
- Куликовская И.Э.Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.-М,2005.
- Лыкова А.И. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Карапуз,2007.
- Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Ярославль. Академия развития,2000.
- Морозова А.Н. Музейная педагогика. - М., Сфера. 2006.
- Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада.».-М.,Обруч.2010.
- Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии».- М., 2001.
- Е.Скоробогатова «Волшебные игры с детьми».-М.,2008.
- Шарыгина Т.А. Беседы о воде в природе. - М., Сфера. 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возраст: младший Тип проекта: творческий Продолжительность проекта: краткосрочный Проблема: отсутствие речевой и познавательной активности.
Цель:Познакомить детей с разными видами деятельности через сказку «Колобок». Задачи: Формировать и активизировать активный словарь детей по теме «Дикие животные» Развивать интерес к чтению сказок, театрализо-ванной деятельности. Развивать продуктивные виды деятельности.
Чтение сказки по сюжетным картинкам
Конструирование
Настольный театр
Лепка «Колобок»
Аппликация
Работа в индивидуальных татрадях
Выпуск книжки «Колобок»
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребёнок»
Проект по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ
2024-2025г.г
«Я – часть России»
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия, ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в родной стране.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач ,требует реализации основных направлениях воспитательной работы:
– ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
– организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
– формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Деятельность педагогов направлена на:
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование представлений о дружбе, равенстве, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам;
- развитие правовой культуры детей;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
На уровне группы и занятий учителя-дефектолога:
Экскурсия, в том числе виртуальная
Беседа
Социальная акция
День добрых дел
Игра (сюжетно-ролевая игра, дидактическая)
Мини-музей
Литературная гостиная
Детский досуг
Просмотр мультипликационных фильмов и видеороликов
Театральная гостиная
Музыкальная гостиная
Индивидуальная деятельность
Игры
Беседы
Перспективный план работы по реализации проекта:
I Блок сентябрь
«Я- человек, мои права и обязанности»
Беседы: «Права ребенка», «Мое имя», «Мы все разные»
Дидактические игры: «Мои права»
Художественное слово: Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», Дж. Родари «Приключения Чиполино», Катаев В. «Цветик – семицветик», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Татаринкова Л.Ю. «Права маленького гражданина»
Художественное творчество: рисование «Мы имеем право на отдых и досуг»
Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Мои права», «Мои документы»
Мультимедийные презентации, видеоролики: «Права и обязанности», «Права детей в мультфильмах», «Конвенция прав ребенка»
Работа с родителями: папка – передвижка «Мои права», видеоролик «Мы против насилия в семье»
Пополнение среды: альбом «Мои документы», дидактические игры: «Мои права»
II Блок октябрь
«Моя семья»
Беседы: «Традиции моей семьи», «Я горжусь трудом своих родителей»
Дидактические игры: «Кто главный?»
Художественное слово: Татаринкова Л.Ю. «Я и моя семья», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога»
Художественное творчество: конструирование «Дом, в котором я живу», рисование «Мое древо»
Рассматривание альбомов, иллюстраций: альбом с семейными фотографиями, рисунки детей «Мое генеалогическое древо»
Мультимедийные презентации, видеоролики: «Традиции семьи»
Пальчиковый театр: «Красная Шапочка»
Работа с родителями: анкетирование «Патриотическое воспитание»
Пополнение среды: дидактическая игра «Кто главный?», атрибуты для инсценировки сказки Ш. Перро «Красная шапочка»
III Блок ноябрь
«Мой Центр»
Беседы: «Профессии в Центре», рассказывание «Что мне нравится »
Дидактические игры: дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Художественное слово: Е. Пермяк «Мамина работа», Н. Найденова «Ольга Павловна»
Художественное творчество: аппликация «Подарок»
Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Я в детском саду», «Профессии детского сада», «Правила поведения в детском саду»
Мультимедийные презентации, видеоролики: «Профессии работников Центра»
Работа с родителями: «Безопасный маршрут» - дорога от дома до Центра
Пополнение среды: альбом «Правила поведения в Центре»
IV Блок декабрь
«Моя малая Родина»
Беседы: «Мой город Калининград», «Знакомство с символами города»
Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Достопримечательности Калининграда»
Мультимедийные презентации, видеоролики:
Работа с родителями: «Истрия названия моей улицы»
Пополнение среды: оформление настольной игры «Прогулка по Калининграду»
V Блок январь
«Россия – Родина моя»
Беседы: «Государственные символы РФ»
Дидактические игры: «Богатства России»
Художественное слово: Русские народные сказки «Крошечка - хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Художественное творчество: ручной труд «Флаг России»
Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Карта РФ», «Москва – столица нашей Родины»
Мультимедийные презентации, видеоролики:
Работа с родителями: создание мини-музея на магнитах «Города России»
Пополнение среды: объемный макет – панорама «Народы России»
VI Блок февраль
«Народные промыслы»
Хороводные игры: «Бабушка Маланья»
Подвижные игры: «Гори ясно», «Ручеек»
Дидактические игры: «Найди лишнее», «Это что за завиток?»
Художественное слово: загадки, история, интересные факты
Художественное творчество: лепка из глины «Городецкая матрешка»
Рассматривание альбомов, иллюстраций: «Русский народный костюм», «Народные промыслы: хохлома, гжель, городецкая роспись, дымка»
Мультимедийные презентации, видеоролики: «Волшебство народных промыслов»
Работа с родителями: оформить уголок с предметами посуды в стиле хохломы, гжели, городецкой росписи.
Пополнение среды: элементы домашней утвари в стиле хохломы, гжели, городецкой росписи.
VII Блок март
«Земля – наш общий дом»
Беседы: «Первый космонавт»
СРИ: «Космонавты»
Художественное слово: чтение отрывков из книг В. Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука»
Художественное творчество: аппликация «Земной шар» (техника обрывания бумаги)
Рассматривание альбомов, иллюстраций: глобус, «Энциклопедия космоса»
Мультимедийные презентации, видеоролики:
Работа с родителями: консультация «Детям о Космосе»
Пополнение среды: атрибуты к СРИ, оформление стенда «Планеты солнечной системы»
X Блок апрель
Итог
Заключительный этап (анализ результатов проекта):
Участие в конкурсе детских рисунков
«Символ России»
Развлечение с родителями «Россия – большой дом».
Танцевальный флеш-моб «Будущее страны»
