Самообразование
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
«Формирование представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста»
Цель и задачи
Целью работы над темой стало повышение уровня собственной компетентности по вопросу организации формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели был поставлен ряд частных задач:
- проанализировать теоретические аспекты по проблеме формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста;
- оценить эффективность систематической работы по формированию представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста;
- наладить продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста.
Этапы работы по самообразованию:
Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года. Создание условия для формирования представлений о профессиях у детей по алгоритму
1) название профессии, что делает работник на рабочем месте;
2) где работает, описать место труда;
3) если есть спецодежда или форма, описать ее;
4) рассказать каким оборудованием или инструментами пользуется работник;
5) описать какие действия делает представитель профессии;
6) описать результат и место труда в социуме;
7) выявить ценность и востребованность той или иной профессии через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и совместную деятельность взрослого с детьми.
Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
Представление опыта работы по теме: май
Ожидаемые результаты для детей:
- у детей повышается интерес к профессиям «Повар», «Кондитер», «Хлебопекарь»;
- у детей появляются вопросы познавательного характера на темы о профессиях;
- дети отображают полученные знания в самостоятельной игровой деятельности.
Ожидаемые результаты для родителей:
- удалось установить доверительные отношения с родителями, заручиться их поддержкой,
- повысить компетентность родителей по вопросам формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста.
- повысить желание принимать активное участие в совместной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- проанализированы теоретические аспекты по проблеме формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста;
- налажено продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста;
- оформлен опыт по вопросу формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста.
Организация детской деятельности.
- Образовательная деятельность
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов:
Оценка эффективности проводится на основе:
- данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь - май).
- Работы с родителями (консультации, совместные занятия);
- отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете
Срок реализации: 1 год
План работы с детьми
месяц | Образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей |
Сентябрь | Цикл бесед посвящаются теме о происхождении профессии: Когда и почему появились на Земле разные профессии? Появляются ли новые профессии и почему?; Почему люди выбирают для себя ту или иную профессию?; Что нужно делать, если хочешь стать (поваром, хлебопекарем, кондитером)? | дидактические игры по формированию первичных представлений о труде (повар, хлебопекарь, кондитер) | с/р игра «Семья» |
Октябрь | «Я и моя семья» В.Осеева «Волшебное слово» -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; -развитие умений делать выводы; -воспитание чувства гордости за свои поступки | Д/и «Угадай профессию», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), | с/р игра «Семья», рисование, аппликация, лепка |
Ноябрь | «Родная земля – кормилица – хлеб» Сказка «Колосок»; А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом» -ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции; -способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью. -воспитание желания трудиться | Д/и «Угадай профессию», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), | с/р игра «Семья», рисование, аппликация, лепка |
Декабрь | - беседа -мультфильм о данной профессии | д/и «Верно – неверно?» | с/р игра «В пекарне», рисование, аппликация, лепка |
Январь | - беседа - лепка из пластилина (хлеб, булочки) | д/и «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?» | с/р игра «В пекарне», рисование, аппликация, лепка |
Февраль | - беседа -мультфильм о данной профессии | д/и «Верно – неверно?», «Подбери слово», | с/р игра «В кондитерской», рисование, аппликация, лепка |
март | - беседа - лепка из пластилина (пирожные, кексы) | д/и «Кто больше назовет предметов», «Путешествие по кондитерской» | с/р игра «В кондитерской», рисование, аппликация, лепка |
Апрель | - беседа - лепка из пластилина | д/и «Знаешь ли ты?» д/и «Кто больше назовет предметов» | с/р игра «В столовой», рисование, аппликация, лепка |
май | Осознать общественную значимость труда ребенку помогают также беседы и дидактические игры такие, как «Чей труд важнее», «Все для всех», «Профессия моих родителей» | д/и «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?» | с/р игра «В столовой», рисование, аппликация, лепка |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский Сад №31 «Медвежонок»
Отчет по самообразованию на тему:
«Формирование представлений о профессии у детей младшего дошкольного возраста»
на 2023-2024 год
(2 младшая группа)
Нижневартовск
Актуальность
Социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в ФГОС ДО и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что ознакомление дошкольников с трудом взрослых и профессиями необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью.
Дошкольный возраст – это важный эмоциональный яркий этап развития ребенка. Современный ребенок привык, что все за него сделают взрослые. Необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.
В этом году мы более внимательно изучили вопрос семейных взаимоотношений, познакомились с семейными ценностями и традициями. Нами было установлено, что общей чертой всех семей является включение детей в процесс приготовления пищи. Процесс приготовления пищи является одним из самых эмоционально насыщенных.
Углубленное изучение данной темы нашло свое отражение в самообразовании.
Цель и задачи
Целью работы над темой стало повышение уровня собственной компетентности по вопросу организации формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели был поставлен ряд частных задач:
- проанализировать теоретические аспекты по проблеме формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста;
- оценить эффективность систематической работы по формированию представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста;
- наладить продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста.
Организация работы над темой
В ходе работы над темой продолжили изучение теоретических аспектов формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста, углубляясь в изучение нормативно-правовой документации (ФГОС ДО, ФОП ДО и др.). Кроме того, упор был осуществлен на опыт коллег – практиков, специализирующихся на трудовом воспитании детей.
Входящий мониторинг детей был основан на наблюдениях за ними в разных видах деятельности.
Увидев имеющиеся пробелы в представлениях, умениях и навыках детей, мы продолжили углубленную работ у в тех же направлениях:
- Блок «Повар».
- Блок «Хлебопекарь».
- Блок «Кондитер».
Кроме того, мы активно знакомились с профессиями пищеблока в детском саду (повар, хлебопекарь, кондитер), разучивали стихи, проводили экскурсии на пищеблок детского сада и экскурсия в пиццерию. Нам был показан мастер–класс по приготовлению пиццы.
Продумывая деятельность с детьми, мы старались сделать ее как можно насыщеннее, интереснее и разнообразнее, чтобы полученные эмоции упрочнили в памяти все сопутствующие знания. Дошкольники с удовольствием сделали аппликацию «Яичница для папы». Дети самостоятельно приготовили печенье. Особенно понравилось к светлому празднику Пасхи, собрали рецепты разных пасхальных куличей. Воспитатели с детьми пекли куличи и красили яйца.
Продолжилось тесное взаимодействие с семьями воспитанников:
- даны рекомендации по формированию представлений о профессии у детей младшего дошкольного возраста;
Детям давали практическое задание сделать дома. Ребята с родителями готовили свои любимые блюда.
В ходе работы над самообразованием:
- оформлен проект «Поварята», в ходе которого дети познакомились с профессиями повар, хлебопекарь, кондитер;
- оформлена папка – передвижка «Профессия повар»;
- оформлена Выставка книг кулинарных рецептов для детей;
- оформлены дидактические пособия и игры: «Свет и тень», «Кондитер БУБА», ЛОТО-половинки, «МЭМО», маски-ободки «Веселый огород», Дидактическое пособие «Алгоритм по приготовлению блюд»;
- оформлены картотеки в рамках проекта «Поварята» (дидактические игры на тему «Кулинария», пальчиковая гимнастик на тему «Кулинария», стихи о профессии Повар;
- организовано родительское собрание: «Роль семьи в формировании представлений о профессии у детей младшего дошкольного возраста».
В течение года родители активно принимали участие в организации экскурсий по родному городу.
Опыт работы над темой был передан коллегам в форме консультации на тему «Формирование представлений о профессии «Повар» у детей младшего дошкольного возраста»
В конце года был представлен фоторепортаж из опыта работы.
Результаты
Результат активной работы позволил убедиться в ее эффективности.
уровень | Начало года (исходный срез) | Конец года (итоговый срез) |
Высокий | 56% | 74% |
Средний | 39% | 26% |
низкий | 5% | 0% |
Подводя итоги, хочется отметить высокую результативность проделанной работы, а именно:
- у детей повысился интерес к профессии «Повар»;
- у детей начали появляться вопросы познавательного характера на темы о профессиях;
- дети стали отображать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;
- у родителей появилось желание принимать активное участие в совместной деятельности с детьми.
Что касается личных достижений, то:
- удалось повысить уровень теоретических знаний по вопросу формирования представлений о профессии у детей младшего дошкольного возраста;
- удалось подготовить объемную методическую базу для дальнейшего применения на практике;
- удалось установить доверительные отношения с родителями, заручиться их поддержкой, повысить их компетентность по вопросам формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста.
Выводы
В заключение хочется отметить: безусловно, радостно, что современная педагогика обладает огромным разнообразием методических приёмов, игр, форм работы с детьми по данному направлению. На практике мы убедились, что наилучший эффект достигается за счет их комплексного использования. Данная проектная деятельность помогла: сформировать знания детей о профессиях в области кулинарии (повара, кондитера, хлебопекарь). Понять значимость этих профессий. В процессе работы над проектом дети приобрели возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или дома с родителями.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Поиграем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. В 2-х книгах. Книга 1. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2018. - 128 с.
- Афонина Н. Детям о профессиях: интерактивные задания SMART Table // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 12-15.
- Дидович А.Н., Задорожная Е.А., Макаренко С.В. Методические рекомендации по реализации программы ранней профориентации детей дошкольного возраста. - Новороссийск: Издательство ГБПОУ КК «Новороссийский социально-педагогический колледж», 2018. - 58 с. Варламова Е.В. Вхождение в профессию: из опыта работы по формированию у старших дошкольников представлений о профессиях // Поволжский педагогический вестник. - 2020 - С.64-68.
- Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 64с.
- Сазонова Н.А. Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» // Социальная сеть работников образования Режим доступа:
- Сосновский Е.А. Знакомим с профессиями: стихи, наклейки, активити-задания. - М.: Робинс, 2017. - 62 с.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 145 с.
