Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.

Публикация материалов ко дню снятия Блокады Ленинграда

https://edu-nv.ru/oneday/123-tjoplyj-gorod/5412-ko...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Города Нижневартовска детский сад №32 «Брусничка»

День снятия блокады Ленинграда

Тематическое занятиеhttp://www.forsmi.ru/images/announce_image/image/24/23646_459.jpg

                                                                                         

                            Подготовила воспитатель  Терентьева Л.Б.

                                                                                     

Цель: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ

Задачи:
– формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;

 - расширять знания детей о героической обороне города Ленинграда.

- воспитывать любовь и гордость к Родине, чувство благодарности и уважения к его защитникам.

- активизировать словарь детей: город - герой, добровольцы, монумент, мемориал.

Предварительная работа:

- слушание художественных произведений по теме;

- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;

- слушание песен и музыки военных лет.

Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 – 27 января 1944

(слайд№1)

Ход занятия:

Ребята, кто знает чему посвящено сегодняшнее наше занятие?

27 января исполняется  76 лет со дня снятия блокады города Ленинграда.

Давным-давно, более 300 лет назад, царь Петр 1 заложил на пустынных берегах Невы город. Так появился Петербург. Постепенно он рос, обретая привычный нам облик. Ажурные мосты и блестящая рябь рек и каналов, роскошь дворцов и музеев, свежесть и прохлада парков и садов.

(слайд№2,3)

Петербург несколько раз менял  название. Название Санкт-Петербург он сменил сначала на Петроград, а затем на Ленинград. Именно это имя навсегда останется в памяти людей как символ мужества и патриотизма.

(слайд№4)

В 1941 году началась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом.

(слайд№5)

             

В стране началась мобилизация. Днём и ночью уходили военные эшелоны на фронт. Многие стремились попасть добровольцами, чтобы с оружием в руках защищать любимую Родину.

(слайд№6)

Разом, в одно мгновение,

Все изменилось кругом.

Юноша в майке летней

Смотрит суровым бойцом.

Отцы надели форму.

Взяли с собой автомат,

Смотрят глаза сурово:

Не отдадим Ленинград!

Все на борьбу с врагами,

В грозный и дальний поход.

По небу ходит кругами

Сторож страны – самолет.

              Немецкая армия уничтожала все на своем пути. Враг был очень силен. Он  разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро немецкая армия оказалась рядом с городом Ленинградом. Враг хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Он остался непреступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада.

(слайд№7,8,9,10)

- Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам?

- Кто из вас, ребята, слышал это слово – блокада? Как вы думаете, что оно означает?

(слайд№11)

Рассматривание карты.

Враг окружил Ленинград со всех сторон. 8 сентября 1941 над городом сомкнулось кольцо блокады, длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы.

(слайд№12)

- Кто из вас, ребята, знает, как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осажденного города?

Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. В городе не было воды, отопления, электричества и продуктов питания. Наступила зима – в этот год очень суровая и морозная.

(слайд№13)

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги. Но тепла все равно не хватало. Люди замерзали.

(слайд№14)

   - Ребята, как вы думаете, как дети и подростки помогали взрослым во время блокады?

 За водой приходилось ходить к Неве, к прорубям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. Дети, набрав небольшие чайники мутной грязной воды, спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к Неве.

(слайд№15)

  Дети наравне со взрослыми трудились на заводах и фабриках. Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение.

(слайд№16,17)

    Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба – небольшой (125 граммов) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

(слайд№18)

   Ребята посмотрите на этот  маленький кусочек чёрного хлеба. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере, не возобновляется! Была дороже денег, картин и шедевров искусства. Далеко за кольцом блокады было продовольствие -  мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью и днем. Окна были заклеены полосками бумаги, чтобы осколки стёкол не ранили никого при взрывах.  На окна навесили темные шторы, чтоб лучик света не сверкнул ночью.

   Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев. Поэтому её назвали «Дорогой жизни».

(слайд№19)

Тот город назывался Ленинградом

И шла суровая война

Под вой сирены и разрыв снарядов,

Дорогой жизни – Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под мирным небом жить!

           Не жалея себя шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались, обливали их бензином,  поджигали для того, чтоб их отогреть, ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от холода и голода жителям Ленинграда.

(слайд№20)

Это были самые страшные  900 дней и ночей.

     Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы   освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944г. Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!

(слайд№21,22)

Такого дня не видел Ленинград!

Нет. Радости подобной не бывало!

Казалось, что всё небо грохотало…

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди.

В блокадные дни, под обстрелом в снегу

Не сдался, Не сдался, тот город врагу!

Там гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд!

           Отшумели тяжёлые бои, многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать всё то, что разбомбил враг.

 (слайд№23)

           Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших, в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и  мемориальных комплексах. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».

(слайд№ 24)

          Священное место, для каждого Ленинградца – Пискарёвское мемориальное кладбище.

(слайд№25)

         В честь обороны города создан Зелёный пояс Славы. Один из памятников Зелёного пояса Славы – «Цветок жизни». Он посвящён детям блокадного города, которые жили и боролись за город  вместе со взрослыми.

(слайд№26)

        За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой!

(слайд№27)

ИТОГ.



Предварительный просмотр:

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Подготовила: Терентьева Л.Б.

Цель: знакомство с важной исторической датой.

Задачи: 

  • уточнить и расширить знания детей о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны;
  • развивать интерес к истории Отечества, истории своего родного края, наблюдательность, любознательность;
  • воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.

Оборудование: стихи о войне, запись «Минута молчания».

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный этап.

2. Беседа.

        Воспитатель: - Ребята, сегодня, 2 февраля, у нас необычный день.

В этот день в 1943 году прозвучали последние залпы одной из важнейших битв Великой Отечественной войны – Сталинградской.

(Здесь и далее стихи читают дети)

        Родина, суровая и милая,

        Помнит все жестокие бои,

        Вырастают рощи над могилами,

        Славят жизнь по рощам соловьи.

                Медленно история листается,

                Летописный тяжелеет слог.

                Все стареет,

                Родина не старится,

                Не пускает старость на порог.

        Воспитатель: - Эта битва началась 17 июля 1942 года.  Под городом начались тяжелые кровопролитные бои. Все мужчины ушли на фронт, а дети, женщины и старики помогали в тылу – работали на заводах, шли в партизаны.

        Жди меня, и я вернусь,

        Только очень жди,

        Жди, когда наводят грусть

        Серые дожди.

        Жди, когда снега метут,

        Жди, когда жара,

        Жди, когда других не ждут,

        Позабыв вчера.

        Воспитатель: - Битва за Сталинград была очень тяжелая. Отстоять город было делом чести. Ведь с захватом такого крупного центра промышленности, каким и являлся Сталинград, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и подойти к столице нашей родины – Москве, а также окружить Ленинград. Главнокомандующий советской армии И.В. Сталин издал приказ – «Ни шагу назад».

        От рожденья земля не видала

        Ни осады, ни битвы такой,

        Содрогалась земля,

        И краснели поля,

        Все пылало над Волгой-рекой.

        В зное заводы, дома, вокзал,

        Пыль на крутом берегу.

        Голос Отчизны ему сказал:

        - Город не сдай врагу.

        Верный присяге русский солдат,

        Он защищал  Сталинград.

        Время придет – рассеется дым,

        Смолкнет военный гром,

        Шапку снимая при встрече с ним,

        Скажет народ о нем:

        Это железный русский солдат,

        Он защищал Сталинград.

         Воспитатель: - Советские солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли. 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года.  Тогда в далеком 1942 году немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли.  На дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую половину Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. До наших дней дошел потрясающий снимок легендарного военного фотожурналиста Эммануила Евзерихина – сохранившийся при бомбежках фонтан «Дети» на фоне испепеленного Сталинграда. Официально фотография называется так: «23 августа 1942. После массированного налета гитлеровской авиации».

                Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

                И только не могу себе простить:

                Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

                А как зовут, забыл его спросить.

                Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

                Из тех, что главарями у детей,

                Из тех, что в городишках прифронтовых

                Встречают нас как дорогих гостей.

                Машину обступают на стоянках,

                Таскать им воду вёдрами - не труд,

                Приносят мыло с полотенцем к танку

                И сливы недозрелые суют...

                Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

                Мы прорывались к площади вперёд.

                А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

                И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

                Тут угадай-ка, за каким домишкой

                Он примостился, - столько всяких дыр,

                И вдруг к машине подбежал парнишка:

                - Товарищ командир, товарищ командир!

                Я знаю, где их пушка. Я разведал...

                Я подползал, они вон там, в саду...

                - Да где же, где?.. - А дайте я поеду

                На танке с вами. Прямо приведу.

                Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

                И вот мы катим к месту вчетвером.

                Стоит парнишка - мины, пули свищут,

                И только рубашонка пузырём.

                Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

                Заходим в тыл и полный газ даём.

                И эту пушку, заодно с расчётом,

                Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

                Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

                От дома к дому шёл большой пожар.

                И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

                И руку, как товарищу, пожал...

                Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

                И только не могу себе простить:

                Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

                Но как зовут, забыл его спросить.

        Воспитатель:  - Ценой невероятных усилий наши войска смогли не только отбить наступление гитлеровских войск 19 ноября 1942 года, но и окружить передовые части немецкой армии во главе с генералом-фельдмаршалом Паулюсом - 2 февраля 1943 года.

                Не забывай те грозные года,

                Когда кипела волжская вода,

                Но выдержал железный тот солдат,

                Но выстоял бессмертный Сталинград.

        Воспитатель: - В Сталинградской битве Советская Армия разгромила 5 армий противника, пленила 91 тыс. человек. Но и среди советских солдат было много потерь.

                Ложатся строчки ровные в тетрадь…

                Пусть сотни раз

                Снега сойдут со склонов,

                Все так же сердце будет замирать

                При этой цифре – 20 миллионов.

 

        Воспитатель: - Да, много советских солдат погибло в Сталинградской битве.  Почтим их память минутой молчания. (Минута молчания.)

- За выдающиеся заслуги перед Родиной наш город был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». (Показ изображений наград.)

- В память о Сталинградской битве в городе есть много памятников. А какие памятники Сталинградской битвы знаете вы? (Ответы детей.)

- Одним из самых известных во всем мире памятников Сталинградской битвы является комплекс памятников «Мамаев Курган».

 Воспитатель: Мамаев курган, возвышенность в центральной части Волгограда (севернее Центрального вокзала), господствующая над городом, в районе которой во время Сталинградской битвы 1942—43 происходили упорные бои. В 1963—67 на Мамаевом Кургане в ознаменование победы под Сталинградом создан памятник-ансамбль. В центре ансамбля монумент Матери-Родины (высота 52 м). У подножия кургана монумент «Стоять насмерть», под ним руины двух стен с рельефными композициями, раскрывающими тему героической борьбы.

        - Еще одним памятным местом Сталинградской битвы является Площадь павших борцов.  

         Летом 1942 года площадь Павших борцов стала местом, откуда на защиту города уходили отряды ополчения и регулярные части Красной армии. Когда враг вошел в город, площадь Павших борцов стала ареной ожесточенных боев. В братской могиле, рядом с защитниками красного Царицына, были похоронены более 100 советских солдат. В ознаменование окончания Сталинградской битвы 4 февраля 1943 года на площади Павших борцов состоялся многолюдный митинг воинов-победителей и жителей города. На митинге выступили командующие армиями, показывая на развалины города, сказали: «В боях с ненавистным врагом – немецко-фашистскими захватчиками – наш город превращен в груды развалин. Сегодня мы клянемся нашей Родине, партии и правительству, что мы возродим наш любимый город». И город был возрожден.

         - Люди не жалели себя в этой войне. Бились до последнего, совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Такой подвиг совершил красноармеец Михаил Паникаха, памятник которому находится в Краснооктябрьском районе города Волгограда.

        2 октября 1942 года красноармеец Паникаха пошёл на головной танк с гранатой и бутылками с зажигательной смесью. Когда одна из бутылок была разбита осколком вражеского снаряда, и одежда воспламенилась, Паникаха бросился на танк противника и, разбив о его броню другую бутылку, поджёг его, и сам погиб. Остальные танки повернули вспять. Место подвига Паникахи долгое время было отмечено мемориальным знаком с памятной плитой. Он изображает воина-моряка в момент броска к фашистскому танку.

3. Итог.

        Воспитатель: - Ребята, прошло уже много лет после Сталинградской битвы, но мы чтим память павших, кланяемся живым.

        Поклонимся великим тем годам,

        Всем нашим командирам и бойцам,

        Всем маршалам страны и рядовым,

        Поклонимся и мертвым и живым.

        Всем тем, кого нам забывать нельзя,

        Поклонимся, поклонимся, друзья.

        Всем миром, всем народом, всей землей

        Поклонимся за тот Великий бой.

Коллективный просмотр иллюстрация, фотографий о Сталинградской битве.