Для Вас, родители!


Предварительный просмотр:

   https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/childrenspicturesregistration/detskiedlyaoformleniya13.jpg

Консультация «Поможем ребенку заговорить…»

За помощью и консультацией к логопеду обращаются семьи с детьми разного возраста. Самые юные посетители – малыши полутора- двух лет вместе со своими мамами.

Очень важно в это время получить точные советы от специалистов, ведь родители – главные учителя своих детей, и от того, насколько правильно они будут взаимодействовать с малышами, развивать их и обучать, зависит, с каким багажом умений дети подойдут к школьному возрасту.

Одна из наиболее частых проблем детей раннего возраста – темповая задержка речевого развития. Что же в такой ситуации посоветовать родителям? Прежде всего, общаясь с ребенком, играя с ним, говорите четко, понятно. 

Помните:

"Повторенье – мать учения", не ленитесь многократно повторять слова, фразы, интонацию, озвучивайте все свои действия.

 Малыш «впитывает» впечатления, накапливает свой пассивный (внутренний) словарь. Заговорив, он будет иметь в своем обиходе тот объем слов, которым вы регулярно оперировали в процессе общения с ребенком.

Стараться произносить слова нужно так, чтобы ребенок не только слышал, но и видел, как их произносят. Пусть малыш видит ваше лицо, пробует повторять вашу мимику, движения губ. Попробуйте поделать это перед зеркалом- пусть малыш попробует вместе с вами погримасничать, показать язык, надуть щеки, похлопать губами. Способность к повторению, копированию действий взрослого- основа обучения.

Случается, что ребенок, прося что-нибудь, обращаясь к взрослому, использует жесты и мимику, а не слово.

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/childrenspicturesregistration/detskiedlyaoformleniya13.jpg

Необходимо как можно чаще побуждать ребенка пользоваться речью, например, создавать некоторые затруднения: "Не понимаю. Объясни. Скажи". Чтобы добиться своего ребенок мобилизует свои умения для выражения того, что ему нужно.

     Важно помнить, что речь тесно связана с яркими переживаниями, новыми впечатлениями. Однообразная жизнь не способствует возникновению желания говорить, сообщать о чем-то. Гамма ярких впечатлений порой бывает лучшим стимулом к появлению речи. В этом смысле много дают прогулки, наблюдения за животными, помещение в иную обстановку, «необычные» игры с предметами домашнего обихода.

Попробуйте предложить ребенку

следующие игры: 

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно для игры использовать тарелки разных цветов. Насыпав в них фасоль, считать – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадить разных животных возле каждой тарелки, причем подбирать их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, так как она тоже зеленая и любит этот цвет и т. д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу и найти там знакомый предмет.

Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Сортируем. Ложки и вилки отдельно. Большие ложки от маленьких.

Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера.

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/childrenspicturesregistration/detskiedlyaoformleniya13.jpg

Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем большим пинцетом поролоновые кусочки и складываем в тарелку.

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только то, что можно кушать, потом всё остальное.

Ну и конечно регулярная обязательная работа с книгой: показ и называние картинок, чтение небольших стихов, потешек – все это обогащает словарный запас малышей и способствует появлению новых слов, развитию памяти.

Говоря с ребенком, обязательно смотрите ему в глаза – это усилит воздействие слов. Пусть ваш малыш ощутит вашу любовь и заботу, и тогда, в скором времени, непременно захочет вам ответить.



Предварительный просмотр:

          Не думайте, что родители каждую минуту должны тратить на рассказы и объяснения. Это не возможно физически, да и карапуз не в состоянии воспринимать информацию безостановочно. Однако готовить его к возрасту почемучки нужно. Чтобы появился правильный почемучка, вполне достаточно каждый день уделять несколько минут тому, чтобы   развить у малыша умение правильно и четко задавать вопросы.

-Забирая ребенка из детского сада, обязательно расспрашивайте, как прошел его день, что он делал, куда ходил, с кем играл, что узнал, что ел на обед, кого видел на прогулке и т.д.

-Старайтесь разнообразить список употребляемых вами вопросов ( что?  зачем? где? откуда?  как долго? для чего? в чем разница?  и  т.д.). В речи, как и во многом другом, ребенок старается копировать взрослых. Он использует в разговоре те слова, которые слышит от родителей.

-По вопросам ребенка можно судить об уровне развития его познавательных интересов и речи. Поэтому, чем сложнее и неожиданней вопросы он изобретает, тем лучше.

- При общении задавайте конкретные вопросы. Подумайте, к чему вы хотите, привлечь внимание ребенка, и спрашивайте:  «Какого цвета мяч?», « Что нарисовано на мяче?», «Каков он на ощупь?», «Какого он размера?» вместо неопределенного «Какой мяч?» В противном случае в дальнейшем ребенок замучает вас множеством упрощенно - сокращенных вопросов из разряда « Какой поезд?», не зная какие слова подобрать, чтобы узнать про его длину. А вам придется бесконечно отвечать, не понимая, что именно имеется в виду - цвет, ширина вагона, место прибытия или что-то еще.

-Задавайте вопросы, предполагающие возможные варианты ответа: « Вода теплая или холодная?», «Машина  едет быстро или медленно?», «Сказка длинная или короткая?».

-Обсуждайте увиденное или прочитанное. После прочтения сказки или просмотра мультфильма задавайте вопросы о героях, о содержании: « Кто жил во дворе?», « С кем котенок дружил?», «Куда щенок спрятался?».

-Используйте любую возможность о чем-нибудь спросить ребенка. Развивайте познавательную активность и мышление ребенка.

-Не задавайте вопросов ответы на которые очевидны или слишком просты. Помните, что ваши вопросы представляют собой не только образец для подражания, но и побуждают ребенка узнавать что- то новое.

84961360.jpg

Разумеется,  малыш не сразу становится почемучкой. Сначала он слушает маму, учится говорить, запоминать слова, усваивает общую информацию об окружающем мире. В полтора - два года он способен называть и описывать несколькими словами то, что видит, уточнять, что делает объект наблюдения: «Большой грузовик едет», «Синяя коляска стоит». Следующий, третий, год  уходит на обогащение словарного запаса, знакомство с признаками назначением предметов вокруг. Внимание ребенка привлекают предметы, находящиеся в зоне видимости. С исчезновением  их из поля зрения интерес пропадает, и вовсе пропадает с появлением чего-то нового. Самые распространенные вопросы детей этого возраста относятся к разряду: « Что она делает?», Куда он поехал?», «Что это?». Ребенок занят сбором и запоминанием информации. А с двух с половиной лет, как будто подводя итоги, малыш становится экзаменатором для самого себя. Он самостоятельно придумывает коротенькие диалоги: «Какого цвета мяч? Красного», Мы что смотрим? Телевизор»- сам себя спрашивает и сам себе отвечает.

                      miksi3.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дорога к обеду ложка или…..»

Хотелось бы спросить у родителей, актуальна ли это выражение в их семье или все-таки дорога к обеду ни ложка, а игрушка, реклама по телевизору, книжка с картинками и наконец, обещанная конфетка за съеденную кашу. Почему малыши так неохотно садятся за стол? Каждый ребенок индивидуален и, поэтому в каждом случае стоит рассматривать причины плохого аппетита отдельно, для каждого. Причиной отказа от пищи чаще всего являются родители. Родители большие паникеры, а нужно всего лишь разобраться, почему ребенок не хочет есть. Существует несколько причин, и из каждой можно найти выход. Стоит лишь приложить немного усилий, а главное, не отступать от правил и каждый день выполнять их, даже если сегодня выходной или пошли в гости и казалось бы можно расслабиться, и дать возможность ребенку самому решать есть ли ему борщ или торт на завтрак, обед и ужин.

Нужно всегда помнить, что здоровье закладывается в раннем возрасте, особенно это касается пищеварительной системы.

1.      При приготовлении пищи не учитываются вкусовые предпочтения ребенка. Порой малыш любит гречку, а мама, придя усталая с работы, приготовила на всю семью борщ, и совсем нет сил готовить еще отдельные блюда. Но на самом деле приготовить что-то отдельно для малыша отнимет не так много времени, а главное доставит истинное удовольствие наблюдать, как любимое чадо уплетает свой ужин за обе щеки.

2.      Ребенок перекусывает между приемами пищи. Отказать малышу очень сложно, если он просит конфету или печенье. Но, итогом проявленной родителями слабости обязательно станет отказ ребенка от пищи.

3.      Плохой аппетит после болезни. Очень важно после болезни не пичкать ребенка насильно едой, пусть он кушает часто, но понемногу, и старайтесь готовить ему любимые блюда.

4.      Ребенка принуждают кушать. Нельзя насильно заставлять ребенка съесть что-то, угрозами невозможно добиться положительного результата, это вызовет лишь отторжение и отвращение от пищи.

5.      Повышенные требования и запрет. Родители пытаются уловками заставить ребенка покушать, предлагают то конфету, то посмотреть мультфильм, то поход в зоопарк. Но, к сожалению, большого эффекта достигнуть, таким образом, тоже не получится. Кушая перед телевизором, ребенок, совершенно не прожевывая пищу, будет ее глотать, да и конфеты и зоопарк также не приведут к желаемому результату.

6.      Влияние времени года на аппетит. Понятно, что в жаркое время года не столько хочется кушать, сколько пить. Поэтому целесообразно будет предложить ребенку не горячее жидкое блюдо, соки и прочее.

Ну и конечно, не малую роль играет оформление детского блюда, но здесь уже нужно опираться на фантазию мамы. Бутерброды в виде заснувшего медвежонка под одеялом, колбаской; смешарик совунья с большими глазами из яичных желтков; вагончики из ломтиков батона с колесиками из морковных кружочков и так далее…

Обязательно привлекайте своего ребенка к приготовлению пищи, пусть оказывает вам посильную помощь: подать тарелочку, полотенце, придержать вместе с мамой блендер. Особенную радость вашему малышу доставит творить сказку из продуктов вместе с мамой, а там, за работой и аппетит разыграется. Внешняя привлекательность блюда, особенно для маленьких детей, имеет большое значение, поэтому родителям необходимо использовать это на сто процентов.

Будьте внимательны к своим детям, любите их, и они обязательно ответят вам отменным аппетитом! И помните, дорога все-таки к обеду ложка, приятного Вам аппетита!

О роли сказок в воспитании детей

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой) 

Сказка всегда присутствует в нашей жизни: мы её слышали в детстве, рассказываем своим детям, внукам. Сколько себя помним, рядом с нами «Колобок», «Репка», «Лиса и волк»… Русские народные, сказки народов мира, авторские: бытовые, волшебные, о животных.

Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времён живёт среди людей. Из истории известно, что у наших предков было принято не наказывать повинившихся, а наставлять на путь истинный посредством сказки, рассказа, поучительной истории. Чтение сказки считается самым древним методом познания и воспитания. Общаясь с нашими детьми через сказку, мы передаём им знания о духовном мире, о предназначении человека в обществе, воспитываем их, развиваем внутренний мир, излечиваем от страхов, переживаний. Сказка даёт знания о жизни, законах бытия, пробуждает творчество, фантазию, воспитывает любовь к Родине, труду, учит уважать старших, защищать слабых, помогать больным и немощным. Однозначно, народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала.

Девочек нацеливает на «красну девицу», которая обязательно рукодельница, и умом, и лицом красавица, для мальчиков - добрый молодец (обязательно отважный, смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, готовый в любую минуту защищать свою Родину). Такое совершенство для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Высшая цель, поставленная в юном возрасте, во многом определит его как личность. Взрослым необходимо знать мечту малыша, чтобы вовремя корректировать и устранять негативные моменты.
Считается хорошим тоном в воспитании читать ребёнку сказку на ночь. При приглушённом свете ночника, мягком звуке родного голоса волшебная история убаюкает малыша, подарит ему добрые здоровые сны. Кроме того, ощущение того, что рядом с ним присутствует близкий человек, положительно влияет на формирование детской психики. Это помогает ему успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Ребёнок чувствует, что его любят, о нём заботятся. Очевидно, что польза сказок перед сном действительно неоспорима.

Учёные уже давно ведут разговор о терапевтической роли сказок, применяя их на психологических тренингах, в виде лечения душевного состояния маленького пациента. К сожалению, современное телевидение загружено в большей степени иностранными мультфильмами, зачастую агрессивными, с жестокими драками, с малопонятными героями, а ведь дети подражают любимым персонажам, перенимают способы их поведения, манеру говорить. Вот почему родителям и педагогам нужно очень строго подходить к выбору сказок, к просмотру мультфильмов.

И научно, и жизнью доказано, что дети разного возраста очень любят слушать сказки и необыкновенные истории, которые расширяют диапазон их знаний и кругозора, помогают получить необходимые знания о человеке, о жизненных проблемах, пути их решения. Дают понятие о том, что кроме реального мира, существует ещё и волшебный, наполненный чудесами и приключениями, что добро всегда торжествует над злом.
Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные» черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке», «Морозко», «Али-баба и сорок разбойников», робким и пугливым, - «О трусливом зайчике», «Трусливый Ваня», непослушным и доверчивым подойдёт «Приключения Буратино», «Снежная Королева».

У каждого из нас была любимая сказка, которую мы слушали, читали невероятное количество раз. В чём секрет этого литературного жанра? Почему наши дети, да и мы, взрослые, так любим сказки, какова их роль, в чём польза?

Вспомним, что в старые, древние времена наши предки не спешили наказывать детей, а рассказывали поучительную историю, чтобы провинившийся смог осмыслить своё поведение, сделать выводы и не повторять ошибок. Сказка - очень хороший метод воспитания и обучения детей. Рассказывая сказки, мы передаем опыт наших предков, дополняя его своим, не менее богатым. Посредством сказки ребенок обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов, получает знания о жизни и ее законах, развивает фантазию и творческое начало, учится сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Житейские истории очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере поведения.

В каждой сказке есть главный герой. Чаще это активный, храбрый, умеющий выживать в трудных ситуациях персонаж. Даже, если вначале он выглядел негативно, то завершается история его исправлением, осмыслением отрицательных сторон характера. Каждая сказка учит тому, что добро побеждает зло, что немаловажно при становлении характера.

Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки начинают знакомство ребёнка с литературой, прививают ему любовь к чтению.

Сказка – это игра, необходимая для развития личности.

Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний прежних поколений. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование мышления ребёнка, впитывая информацию через народное творчество. Посредством сказки легче объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказка - это мощный инструмент обучения малышей и дошколят. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами моделирующими правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка». В них очень ярко показываются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость, успех коллективизма и трудность одиночества. На примере сказочных персонажей дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними трудности и преграды. Уверовав в простую истину, что добро побеждает зло, ребёнок более стойко научится преодолевать жизненные невзгоды. Можно смело сказать с первых минут знакомства со сказкой начинает закаляться характер малыша.

Известный факт, что многие в детстве испытывают чувство страха: врачей, темноты, оставаться одни в комнате. Опять же сказки могут помочь в этой ситуации. Ребёнок со стороны наблюдает, казалось бы, безвыходную ситуацию, и вот находится способ благополучного её решения. Герои счастливы, здоровы, зло побеждено. Зная о положительном исходе дела, малыш постепенно побеждает и свои страхи.
Многие опытные педагоги отмечают, что для детей ХХI века характерны снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная истощённость, неустойчивое настроение. Присутствует заторможенность, или наоборот, - раздражительность, агрессивность. Дети зачастую остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками, замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них свалился шквал информации, причём зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, чрезвычайно актуальна и важна. И главный помощник - это сказка. Ещё К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Помните, армянскую сказку в стихах «Жадный Вартан», которому скорняк пошил из овечьей шкуры целых семь шапок, но ни одну из них нельзя надеть? Мораль: жадность и зависть до добра не доведут. А «Каша из топора»? О находчивости и смекалке русского солдата? Эти поучительные истории - яркий пример народной педагогики.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т. д. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.

Несколько советов молодым родителям и начинающим педагогам: читать сказку,

1. концентрируя на ней внимание ребёнка;

2. с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;

3. чётко проговаривая слова;

4. только одну, для более глубокого осмысления;

5. выбранную ребёнком (даже пусть в сотый раз!);

6. анализируя;

7. попросите пересказать;

8. желательно перед сном.

"Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь".(Ганс Христиан Андерсен)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

6

Консультация для родителей

Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

I:\рамочки и шаблоны презинтации\рамочки для кккартотеки\aec4f2f5.jpg

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств  предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитие ощущений и восприятий.

        Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор  Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

        В первые годы жизни уровень развития восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятие и другими. Развитие восприятие определяется тремя параметрами перцептивными действиями сенсорными эталонами и действиями соотнесения.

       Формирование сенсорного опыта имеет важнейшее значение для развития ребёнка, вопросы рациональных способов овладения общечеловеческим опытом остаются открытыми и сейчас, на современном этапе.

      Изучение вопросов сенсорного развития и воспитания детей педагогами, психологами показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом и овладения способами обследования предметов. Сенсорное восприятие и должно быть направлено на обеспечение этих задач.

      Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

       В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения, воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

      Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. При этом неправильно было бы думать, что любая конструктивная, любая изобразительная деятельность дает нужное направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная направленность и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития, то есть когда мы учим детей рисовать, конструировать и т.д., то нужно

I:\рамочки и шаблоны презинтации\рамочки для кккартотеки\aec4f2f5.jpg

оценивать результаты этого обучения не только по качеству рисунков, построек, но в основном по тому, какой умственный багаж приобрели при этом дети. Например, можно научить ребенка строить из кубиков  красивый дом, но педагогический процесс при этом организуется таким образом, что ребенок ничего не приобретает ни для сенсорного, ни для умственного развития.

Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, требуется специальное обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т.д.

       В связи с этим, продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае дети получают некоторые навыки рисования, лепки, конструирования, но их общее развитие при этом остается фактически на прежнем уровне; в другом случае они наряду с умениями рисовать, конструировать и т.д. получают умения воспринимать, сравнивать, обобщать. И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими, творческими, чем в первом случае.                                                  

       Итак, наибольший эффект для сенсорного развития младших дошкольников может дать продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного развития. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности.

       Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научаются изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более   сложные   конструкции.  

      Расширяются   и   углубляются   их   знания   и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д.

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы - сенсорные, так и более сложные - мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.

      Интерес     ребенка 3-го года жизни    к     игре     во    многом     определяется яркостью, эмоциональностью, новизной игрушек и дидактических пособий. В связи  с  этим   надо  иметь  для   организованных   игр  и   занятий  специальные комплекты игрового материала (по числу детей), которые не находятся в группе в   постоянном   пользовании   детей,   а  хранятся   в   игротеке  детского  сада  (в педагогическом кабинете) и приносятся в день проведения игры. В этом случае даже знакомые игрушки дети воспринимают с интересом (удобно, что этими материалами могут пользоваться и другие группы детского сада).

     В     процессе     сенсорного  развития  важно     учитывать,     что познавательные возможности ребенка трех лет еще не велики, не совершенны. Поэтому   необходимо   осуществлять   ознакомление  с простыми   по   своим свойствам   предметами   и   в   первую   очередь   с   теми,   с   которыми   дети сталкиваются в жизни.

I:\рамочки и шаблоны презинтации\рамочки для кккартотеки\aec4f2f5.jpg

Этому способствуют специальные дидактические игры:

Величина

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.

 Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую,  затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.  

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

  • Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;
  • Покатай матрешку в большой машине;
  • Поставь маленькую собаку возле матрешки;
  • Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;
  • Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
  • Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
  • Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.

Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Та же.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

I:\рамочки и шаблоны презинтации\рамочки для кккартотеки\aec4f2f5.jpg

                   

Форма

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход:  Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».    

Цвет

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.

После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.  

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

I:\рамочки и шаблоны презинтации\рамочки для кккартотеки\aec4f2f5.jpg

Игры и упражнения с предметами

В воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности.

Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.

В процессе деятельности у детей развивается мышление, сообразительность, воспитывается сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом.

Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития ребенка. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. В процессе действий с предметами у детей 2-3 года жизни развиваются качества обучаемости: сосредоточенность взгляда на предмете, заторможенность движений, сохранение определенной позы, эмоциональная настроенность.

Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т.п. Так, исподволь формируется целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора деталей.  Предметные действия развивают координацию и согласованность движений обеих рук ребенка, ведут к образованию связей в работе глаз (часто уха) и рук, обеспечивают овладение пространством.

Цель предложенных ниже игр и упражнений с дидактическими игрушками: развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

СЛОЖИ МАТРЕШКУ

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.

Мы – матрешки, мы – сестрички,               В прятки с нами поиграй,

Все подружки-невелички.                           Нас скорее собирай –

Как начнем плясать и петь,                         Если будешь ошибаться,

Никому не усидеть!                                     Мы не будем закрываться!

                                                                                                  (С. Рещикова)

Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №2

Общеразвивающего вида»

с. Койгородок.

КОНСПЕКТ.

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 1 ГР. РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ТЕМА: «В гости к бабушке».

Тип занятия: итоговое.

Интеграции образовательных областей

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Социально – коммуникативное развитие.

Составила:

Воспитатель

Костина Татьяна Николаевна

с. Койгородок. 2021 г.

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение года.  

Программное содержание:

  • Расширять ориентировку  в окружающем;  учить узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петушок).
  • Учить запоминать общеупотребительные слова,  обозначающие животных и птиц; умению подражать их голосам.
  • Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать их речь словами и строками народных поэтических творений.
  • Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.
  • Воспитывать доброжелательность, общительность.

Используются приемы: пальчиковая гимнастика, вопросы, фольклорные произведения, рекомендуемые по возрасту детей, введение персонажа, внесение игрушек, рисование пальчиками по пшену.

Словарь: звукоподражания – «гав-гав», «мяу-мяу», «ку-ка-ре-ку»; гребешок, бородушка, перышки, лапки, ноги, хвостик, уши, глаза, пушистые, мягкие.

Материал: игрушки – собака, кошка, петух; дом у бабушки, пшено в круглой крышке для петуха, дорожка.

Предварительная работа:

  • «Чтение стихотворения «Собачка» Н.Комисарова.
  • «Чтение» потешек «Как у нашего кота», «Петушок».
  • Наблюдение во время прогулки за птицами, кошками, собаками, их кормление.
  • Рассматривание иллюстраций в книгах.
  • Чтение художественных произведений или рассказ воспитателя о животных и птицах.
  • Загадывание загадок о собаке, кошке, петушке.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте ребята? Посмотрите на меня. Вы меня узнали? Кто я такая?

Дети: Бабушка.

Ребята, посмотрите какой красивый домик.  Ребята, кто может жить в таком красивом домике? Как вы думаете? (Дети отвечают). А бабушка там может жить? Хотите к ней в гости сходить? (Дети отвечают)
- Чтобы нам до бабушки дойти,  надо пройти по дорожке. (Дети идут по дорожке друг за другом).

- Детки давайте поздороваемся с бабушкой.

Игра «Здравствуйте  ладошки»

В: Ребята, вы хотите узнать, кто у бабушки живет?
Дети: Да, хотим.
В : Отгадайте загадку и вы узнаете кто с ней живет:

«Кто гав-гав (лает), чужих в дом не пускает? гав-гав.»  Кто же это?
Дети: собака. 
В: Правильно, собачка! Посмотрите, какая у нее шерстка… Мягкая, пушистая.  Хотите ее погладить? (Дети отвечают). Давайте мы ей придумаем имя…  Мне кажется ей бы подошло имя – «Жучка». Что есть у собачки?

Дети: хвостик, ушки, лапки.

В: Правильно, у собаки есть хвостик. У нашей Жучки  хвостик закорючкой!

Стихотворение «Собачка» Н.Комисарова

(дети договаривают последние слова в строчках)

К нам пришла собачка
Умная собачка,
Хвостиком виляет,
Громко, громко лает:
гав-гав-гав!
В: А что любит собака?
Дети: Косточку.
В: Давайте угостим собаку косточкой (угощаем). Послушайте, что вам говорит собачка: «Спасибо» (Педагог приподносит к уху собачку).
Воспитатель: Мяу-мяу? Ребята, вы слышите, кто это?
Дети: Котик, кошка, киска!
В: А где же она? Давайте поищем (ищут кошечку).

- Вот он где спрятался. На окошке! Посмотрите, какой у бабушки  красивый котик. Погладьте котика. Какая шерстка? Какого цвета?
А что еще есть у котика?

Дети отвечают (глазки, ушки, усы, хвостик, лапки )

- Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

В: Ребятки, отгадайте, что любит котик кушать.

Дети: молоко.

В: Давайте угостим котика молочком. Давайте, скажем, кушай котик молочко. Котик  поел и говорит нам «Спасибо».
В: Ой, а это кто.

- Встает на заре,
Поет на дворе.
На голове гребешок. Кто же это?

Дети: Петушок.
В: Правильно, ребятки, петушок.

Погладьте петушка. Посмотрите, что у петушка есть.
Дети: Гребешок, головушка, бородушка, крылья, хвост красивый разноцветный, ноги, перышки.
В: Давайте прочитаем петушку потешку:

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь.
Деткам спать не даешь?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

В: А что это у петушка?
Дети: клюв.

 В : А что петушок любит клевать?
Дети: Пшено.
В: Посмотрите, сколько я пшена припасла для петушка. Как петушок клюет? Клю-клю (указательным пальчиком показывают как петушок клюет - на ладошке.) А когда петушок голосисто поет?
Дети: Когда солнышко просыпается.
В: Давайте нарисуем петушку солнышко. Я нарисую пальчиком большое-большое, круглое, круглое солнышко и прямой-прямой лучик и вы нарисуете пальчиком прямой-прямой лучик. (Рисуем на пшене солнышко.) Вот какое красивое солнышко у нас получилось. Посмотри, петушок на солнышко. (Петушок кукарекает).
В: Это петушок нам сказал «спасибо за солнышко.

 А наши ребята любят кушать оладушки.

Давайте мы покажем бабушке, как мы умеем печь оладушки.              

Игра: «Ладушки».
Ладони горизонтально. Хлопать в ладоши, меняя их положение: сначала сверху одна, потом другая.

- Ладушки, ладушки!
Где были? У бабушки.
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки.

Левую ладонь держать горизонтально и стучать по ней собранными щепотью пальцами правой руки.

Маслом поливала.

Обе руки вытянуть перед собой.

Деткам давала.
Лене два, Ксюше два,
Даше два, Оле два,
Жене два – всем дала!

Вытянуть руки вперед – в стороны и слегка поклониться.

Хороши оладушки
У нашей бабушки!

В: Молодцы ребятки. Вот мы с вами и  побывали в гостях у бабушки. Кого мы у бабушки видели. Ответы детей. Вам понравилось в гостях у бабушки. Давайте скажем бабушке «Досвидания».



Предварительный просмотр:

«Адаптация детей раннего возраста к  условиям детского сада»

 4KWjIGnZrEQ.jpgrEKvwtcku8Q.jpgh5yKIZz05dE.jpg

1.Понятие об адаптации.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды.

 

2.Основные особенности нормально текущего периода адаптации.

1.Нарушения настроения.

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).

2. Нарушения сна.

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22–23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

3.Нарушения аппетита.

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочнокишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

4. Понижение иммунитета.

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

5. Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).

Широко распространена и другая ситуация – ребенок замечательно ведет себя в детском саду, но, придя домой, начинает проявлять немотивированную агрессию и устраивать беспричинные истерики.

 Отнеситесь ко всем этим явлениям с пониманием. Ребенок ведет себя так не назло вам, а просто потому, что он переживает сильнейший стресс. Родительская любовь и вниманиеспособствуют скорейшей адаптации ребенка в детском саду не меньше, чем грамотные действия педагогов.

 

 3.Фазы адаптационного периода.

В зависимости от длительности  адаптационного периода  различают три степени приспособления  ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня).

При лёгкой адаптации   поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели  налаживается сон. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стой кий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой  медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Также родителям надо знать, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

 

4.Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

 Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

 Наличие у ребенка своеобразных привычек.

 Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

   Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

 

5.Как помочь ребёнку приспособиться к детскому саду.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1—2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

Готовьте ребёнка  к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.

Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть  в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут  ему на них реагировать. Этим Вы уже будете  закладывать основы  общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале в детский, потом в школьный, а затем уже и взрослый.

В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.

 Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).

Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом, Пусть игрушка «ходит в садик» с ним ежедневно и знакомиться там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть  какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов питания, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

 Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что Вы его любите и обязательно придёте за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что Вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить Вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода -  отказ от чувства вины. Если у Вас есть хоть малейшие колебания, ребёнок  их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с Вами.

 По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, Вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если Вам есть что рассказать друг другу.

 Имейте в виду, что проблемы адаптации ребёнка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, болезни. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребёнка в детском саду, либо в  течение какого-то времени по договоренности с  воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

-Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!

-Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать.

-В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребенка.

-  Ежедневно расспрашивайте ребёнка о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребёнка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьёз, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.

-  Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вёл? Спросите: «С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку? Вы сегодня рисовали? На завтрак была каша или яичко?».  И т.д.

- Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста.

- Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

 

Задача родителей в период адаптации ребёнка к детскому саду – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые фразы: «Я по тебе соскучилась», «Мне хорошо с тобой». Обнимайте ребёнка как можно чаще!

kk0typEyVIs.jpgJdSwy-n9UjY.jpgWz72-bu4PKM.jpg



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Формирование здорового образа жизни детей»

  • Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки;
  • Соблюдайте режим дня;
  • Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;
  • Любите своего ребенка – он ваш.
  • Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути;
  • Обнимать ребенка следует не менее 4 раз, а лучше – 8 раз;
  • Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки;
  • Личный пример по ЗОЖ – лучше хорошей морали;
  • Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду;
  • Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;
  • Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.

Семь  советов родителям

Совет 1. Внимательно и систематически наблюдайте за состоянием здоровья ребенка, его физическим, умственным и психическим развитием;

Совет 2. Своевременно обращайтесь к специалистам в случае отклонений в состоянии здоровья, а также для профилактики заболеваний ребенка;

Совет 3. Составьте режим дня с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, а также занятости ребенка и строго соблюдайте основные режимные моменты: сон, труд, отдых, питание;

Совет 4. Помните, что движение – это жизнь. Подберите своему ребенку комплекс утренней гимнастики, совершайте совместные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе вместе с ребенком;

Совет 5. Контролируйте физическое развитие ребенка: рост, вес, формирование костно-мышечной системы, следите за осанкой, исправляйте ее нарушение физическими упражнениями;

Совет 6. Если ребенок раздражен, отвлеките его внимание от «раздражителя», переключите на другой вид деятельности или дайте ему возможность отдохнуть. Главное – не усугублять конфликт;

Совет 7. Читайте научно-популярную литературу по проблемам здоровья детей и его сбережения.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!
На пороге детского сада!


     Поступление в детский сад – это важный этап в жизни не только детей,
но и их родителей. Изменение образа жизни ребёнка приводит к изменению
психофизического состояния малыша. Может быть характерна
эмоциональная напряженность, заторможенность, беспокойство, очень бурно
у ребёнка может протекать реакция на разлуку с родителями.
     Как наиболее эффективно психологически подготовить ребёнка к
поступлению и настроить его на посещение детского сада.
     Поступление в детский сад – очень ответственный период в жизни
каждого ребёнка. Детский сад – это первый общественный социальный
институт после семьи. В саду ребёнок попадает в новую непривычную
обстановку, в новые условия, в новый психологический микроклимат. У
ребёнка, как и у взрослого человека, начинает проходить адаптация, т. е.
процесс приспособления организма к новым окружающим условиям – к
новой группе, к новым взрослым людям, к другим маленьким ребятам.
Детский сад – это первый шаг в общество, поэтому для нас важно сделать
период адаптации ребенка к детскому саду наиболее мягким и сглаженным.
     1. Не обольщайтесь радужными надеждами, что ребёнок легко и
непринужденно, с радостью будет ходить в детский сад каждый день. Не
стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу по
плотному графику. Так бывает только в кино, а в жизни, к сожалению,
будут и слёзы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном».
Иллюзии на этот счёт могут привести лишь к дополнительным стрессам.
      2. Не стоит резко изменять привычный уклад жизни детей, поскольку
особенно тяжело они переносят разлуку с родителями, если их сразу
приводят к 8 утра и оставляют до вечера. Планируйте своё время так,
чтобы в первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была
возможность не оставлять его на целый день в детском саду и всегда
держать телефон поблизости. Постепенно увеличивайте время пребывания
ребёнка в ДОУ: в первые дни (2-5дней) – с 1-2 до 3часов, затем забирать
до тихого часа, потом сразу после тихого часа, в последующем после
полдника.
       3. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и
введите их в режим дня ребенка дома. Режим дня дома должен быть
приблизительно идентичным режиму дня в детском саду: 07.30-08.00 –
постепенный подъём, 08.30 – завтрак, затем игры и прогулка 2-3 часа, к
11.30-12.00 – обед, минимум 2х часовой дневной сон, затем полдник и
вечерние игры и прогулка.

4. Настраивайте малыша как можно положительнее к его поступлению в
детский сад. Очень важен психологический настрой родителей и детей при
подготовке к поступлению в детский сад. Подробно рассказывайте ребёнку
о детском садике, чтобы у него сложилось собственное положительное
представление о нём. Настраивайте ребёнка: «Ты уже большой ребёнок, а
большие дети ходят в садик; теперь и ты будешь ходить в садик, также как
и взрослые ходят на работу». Важно вести себя так, чтобы ребёнок
почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что
может ходить в детский сад
      5. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
      6. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления
ребенка в детский сад.
Как нужно вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые
посещать детский сад:
     
 Собираясь в детский сад, рассказывайте, что интересное ждет ребенка
в новом месте, делитесь с ним своими планами.
     
 Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
     
 По договоренности с воспитателями начните приводить ребенка на
небольшое время – часа на 2 или до прогулки, постепенно увеличивая
время пребывания ребенка в садике.
     
 Расставайтесь с малышом быстро, доверяйте его воспитателям. Ведь
долгие прощания могут вызвать или тревогу у ребенка, или дать
надежду, что маму можно удержать и не отпустить.
     
 Приходя за ребенком, не проявляйте обеспокоенность, не выясняйте у
него, насколько плохо и грустно ему было, много ли плакал (это лучше
выяснить у воспитателя). Похвалите, за то, что он провел время с
ребятами в детском саду, поинтересуйтесь, что успел сделать.
     
 Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в
детском саду медсестре и воспитателям о личностных особенностях
малыша.
     
 Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый
день читайте малышу.
     
 Проследите настроение ребенка, его состояние, когда он начнет
проводить в детском саду целый день. Если он покажется очень
уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше.
     
 Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте,
поглаживайте, называйте ласковыми именами.


Уважаемые родители!

      Помогите своим детям подготовиться к поступлению в детский сад!


Давайте будем добрыми волшебниками, которые знакомят маленьких детей и помогают им в этом мире! Вырастим человека счастливого и умеющего без усилий справляться с жизненными трудностями