Проекты

Щербакова Людмила Владимировна

Творческие проекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Родничок» г.Сухиничи Калужской области

Проект на тему:

«По страницам Красной книги Калужской области»

Воспитатели: Пискарева Н.В.

 Щербакова Л.В.

2020 г.

«Охранять природу - значит охранять Родину!»

М. Пришвин

Паспорт проекта

I.Актуальность темы: 

Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой- всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Сегодня как никогда важно формирование экологического воспитания подрастающего поколения, поэтому важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что её нужно беречь и охранять. Ведь находясь на природе, мало кто остаётся равнодушным и не испытывает никаких чувств.

В прошлом году мы реализовали проект «Любовь к природе родного края» в его продолжение взята тема нового проекта «По страницам Красной книги Калужской области» чтобы воспитанники больше узнали о флоре и фауне нашего региона, о животных и растениях занесенных в Красную книгу.

Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться. На территории нашего края находится много редких видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу.

II. Цель проекта: Знакомство детей с Красной Книгой Калужской области.

III. Задачи проекта:

  1. Пополнить и расширить методическую копилку по данной теме;
  2. Дать детям представление об основных причинах вымирания животных и растений, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир;
  3. Воспитывать патриотические чувства, чувства сопереживания и сопричастия у детей;
  4. Включить родителей в совместную деятельность с детьми по проекту.

Классификация проекта:

  • по количеству участников: групповой;
  • по продолжительности: среднесрочный (сентябрь-декабрь);
  • по содержанию: интегративный;
  • по характеру доминирующей деятельности: творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители старшей группы «Берёзка».

Методы осуществления проекта:  

  • наблюдения;
  • рассматривание наглядного материала;
  • тематические рассказывания;
  • ответы на вопросы детей;
  • игровые;
  • практические;
  • чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

Дети знают, что такое Красная книга, для чего она создана; знают правила поведения в природе; знают о некоторых видах животных и растений, которые занесены в Красную книгу Калужской области. У детей заложены основы бережного отношения ко всему живому и осознания того, что каждый несет ответственность за богатство и разнообразие животного и растительного мира.

Родители - участие в пополнении предметно – развивающей среды в группе; выставке детских рисунков «Животные и растения Красной книги Калужской области». Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.

Воспитатели пополнится методическая копилка конспектами занятий; картотеками; информационными материалами для родителей и педагогов по теме проекта.

Этапы осуществления проекта

I этап –подготовительный:

  • определение проблемы и актуальности проекта;
  • постановка цели и задач проекта;
  • составление плана мероприятий;
  • подбор информации, литературы, наглядного материала, дидактических игр и пособий;
  • обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией проекта;
  • создание комфортной предметно-развивающей среды.

II этап – основной:

  • проведение образовательной деятельности:
  • «Путешествие по страницам Красной книги КО» (ознакомление с окружающим) (Пр. №3);
  • «Бурый медведь» (рисование) (Пр. №2);
  • «Лось» (лепка) (Пр. №1);
  •  «Пищевые цепи» (ознакомление с ок.м.) (Пр. №4);
  • «Мы защитники природы» (ознакомление с ок.м) (Пр. №5).
  • чтение художественной литературы:

Н.А. Рыжова «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке», «Жила- была Река», «Серая Шапочка и Красный Волк», «История одного пруда», «Как люди речку обидели», «Кот Маклай и дерево Кверкус»,

«Рассказы о природе» Паустовский К., Скребицкий Г.,

«Охотничьи истории» Снегирев Г.,  Рассказы про зверей и птиц Чарушин Е.

  • разучивание и закрепление подвижных игр:

«Что я за зверь?», «Филин и Пташки», «Лягушки и цапли» и др.(Прил. №7);

  • Создание картотек:
  •  Стихов о Красной книге (Прил. №9);
  • Загадок о краснокнижных животных (Прил. №12);
  • Стихов о бережном отношении к природе (Прил. №11);
  • Стихов о животных леса (Прил. №10);
  • Рассказов и сказок о природе (Прил. №8);
  • Раскрашивание раскрасок;
  • Рассматривание иллюстраций и фото по теме проекта;
  • Прослушивание аудиозаписей;
  • Беседы: «Знакомство с Красной книгой» «Правила поведения в природе», «Как люди спасают редких животных», «Что такое природа?», «Почему исчезают животные на Земле?», «Редкие растения», «Что мы узнали о КК КО»;
  • Дидактические игры: «Можно - нельзя», «Плохо- хорошо» «Опиши, а мы отгадаем», «Найди по описанию», «Составь пищевую цепь», «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково»;
  • Сюжетно-ролевая игра: «Поможем животным КК КО»;
  • Консультации для родителей: «Красная книга нашей области», «В союзе с природой», «Берегите природу»,

III этап – заключительный:

  • выставка детских рисунков «Животные и растения Красной книги Калужской области»;
  • Создание альбома «Красная книга Калужской области»;
  • Итоговое мероприятие: Квест «По страницам Красной книги» (Прил. №6);
  • Оформление портфолио проекта.

План реализации проекта:

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

ОД «Путешествие по страницам Красной книги КО» (ознакомление с окружающим);    

Беседы: «Знакомство с Красной книгой» «Правила поведения в природе»;

Консультация для родителей: «Красная книга нашей области»

Разрезные картинки «Животные и растения»;

Сентябрь

Пискарева Н.В., дети

 

Щербакова Л.В.,

Пискарева Н.В.,

дети

Пискарева Н.В., 

Щербакова Л.В.,  дети

ЧХЛ: чтение рассказов и сказок о природе (используя картотеку);

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»; Животные и растения КК КО»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях(используя картотеку);

Дидактические игры: «Можно - нельзя», «Плохо- хорошо» «Опиши, а мы отгадаем», «Найди по описанию»; «Составь пищевую цепь», «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково»;

Раскрашивание раскрасок по теме проекта;

Подвижные игры «Что я за зверь?», «Филин и Пташки», «Лягушки и цапли» и др. (используя картотеку);

 Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Рассматривание и чтение энциклопедий о природе «Животные России», «Подводный мир», «Насекомые», «Птицы»;

На протяжении проекта

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

ОД «Пищевые цепи»;

Сюжетно-ролевая игра: «Поможем животным КК КО»;

Консультация для родителей: «В союзе с природой»

Беседа «Как люди спасают редких животных», «Что такое природа?»;

Октябрь

Щербакова Л.В.

дети

Пискарева Н.В.,  дети

Пискарева Н.В.

Пискарева Н.В.,

Щербакова Л.В., дети

ОД «Лось» (лепка);

ОД «Мы защитники природы»;

Беседа: «Почему исчезают животные на Земле?», «Редкие растения»;

Слушание песни Д. Тухманова «Красная книга»

Консультации «Берегите природу»;

Ноябрь

Щербакова Л.В.,

Пискарева Н.В.,

дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В.,

ОД «Бурый медведь» (рисование);

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Конкурс рисунков «Животные и растения Красной книги Калужской области»

Беседа: «Что мы узнали о КК КО»

декабрь

Щербакова Л.В., Пискарева Н.В.,

дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети, родители

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Заключение

Проект «По страницам Красной книги Калужской области» способствовал проявлению познавательного интереса к миру природы у детей; дети узнали, что такое Красная книга КО, для чего она нужна, знали об основных причинах вымирания животных и растений, понимают, почему нужно охранять животный и растительный мир.

Методическая копилка пополнилась картотеками загадок о животных, стихами о Красной книге, рассказами, подвижными играми и др.. Изготовлен альбом «Красная книга Калужской области», альбом «Животный и растительный мир области», НПИ «Пищевые цепочки», разрезные картинки «Животные и растения Красной книги».

Удалось активно включить родителей в совместную деятельность с детьми по проекту. Состоялась выставка рисунков «Животные и растения Красной книги Калужской области».

Перспективы

В дальнейшей деятельности планируется создание серии презентаций по теме «Красная книга Калужской области», которые помогут нам и другим педагогам в доступной форме знакомить детей с животными и растениями, которые нуждаются в нашей защите. Также мы планируем дополнить альбом «Красная книга Калужской области», пополнить его исчезающими растениями и животными.


Библиографический список:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М.ЭлизеТрейдинг; ЦГЛ, 2016. – 128с.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до колы. Основная образовательная программа дошкольного образования. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368с.
  3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 96с.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа – М.: «Карапуз»,2016г.
  5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 96с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Родничок» г.Сухиничи Калужской области

Проект на тему:

Воспитатели: Пискарева Н.В.

 Щербакова Л.В.

2019 г.

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В.А. Сухомлинский

Паспорт проекта

I.Актуальность темы

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей, в лесу остаются не затушенные костры,  мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. 

Поэтому тема проекта «Любовь к природе родного края» выбрана нами не случайно, так как леса занимают большую часть территории Сухиничского района, окружают наш город со всех сторон. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Нам не безразлична судьба нашей малой Родины.

          II.Цель проекта:

Формирование у детей знаний о природе родного края.

III.Задачи проекта:

  • Расширять и систематизировать знания о растительном мире родного края;
  • Развивать любознательность, культуру поведения в природе;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края, эмоциональную отзывчивость на её красоту.

      Классификация проекта:

  • по количеству участников: групповой;
  • по продолжительности: среднесрочный (сентябрь-октябрь);
  • по содержанию: интегративный;
  • по характеру доминирующей деятельности: творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители средней группы «Берёзка», муз. руководитель М.И.Ивашина, инструктор по физической культуре Т.И. Наумова.

Методы осуществления проекта:  

  • наблюдения;
  • рассматривание наглядного материала;
  • тематические рассказывания;
  • ответы на вопросы детей;
  • игровые;
  • практические;
  • чтение художественной литературы.
    Ожидаемые результаты:

Дети: узнают названия деревьев родного края, поймут

необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека, 
узнают о поведении в природном окружении и соблюдении их в практической  деятельности.

Родители - участие в пополнении предметно – развивающей среды в группе; выставке детских рисунков «Краски осени»; акции «Берегите природу». Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях. 

Воспитатели пополнится методическая копилка конспектами занятий; картотеками;  информационными материалами для родителей и педагогов по теме проекта.

Этапы осуществления проекта

I этап –подготовительный:

  • определение проблемы и актуальности проекта;
  • постановка цели и задач проекта;
  • составление плана мероприятий;
  • подбор информации, литературы, наглядного материала, дидактических игр и пособий;
  • обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией проекта;
  • создание комфортной предметно-развивающей среды.

II этап – основной:

  • проведение образовательной деятельности:

«Деревья нашего края» (ознакомление с окружающим);

«Осенний лес» (нетрадиционное рисование);

«Осеннее дерево» (рисование);

«Веточка рябины» (лепка);

 «Составление описательного рассказа о берёзе» ( развитие речи);

прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

коллаж «Смешанный лес» (аппликация + рисование + печатание).

  • чтение художественной литературы: Н. Сладков «Лесные тайнички»; Ю. Дмитриев «Лесные загадки»; Д. Мамин Сибиряк «Сказка про зайца – длинны уши, косые глаза, короткий хвост»; М. Пришвин «Беличья память»; В. Морозов «Рассказы о русском лесе»; Л.Н. Толстой«Дуб и орешник»; Соколов-Микитов «Осень в лесу»; Е. Трутнева «По лесным тропинкам»; Н. Сладков «Осень на пороге».
  • разучивание и закрепление подвижных игр: «Найди пару», «Листопад», «У медведя во бору», «Хитрая лиса»,«Солнышко и дождик»,«Раз, два, три – к дереву беги»,  эстафета «Собери мусор», «Осенний букет»,«Кто быстрее возьмет листочек».
  • Создание картотек:

- пальчиковых игр,

- загадок о лесе,

- физкультминуток,

- пословицы и поговорки  /лес/,

- дидактических игр,

-  игры на развитие дыхания,

- игровые упражнения,

- наблюдения за сезонными изменениями деревьев,
- труд в природе: уборка мусора, сбор веточек, уборка листвы,сбор природного материала для поделок;

  • разучивание хороводной игры «Берёзка»;
  • раскрашивание осенних листьев;
  • рассматривание иллюстраций и фото по теме проекта;
  • прослушивание аудиозаписей «Шумы леса»;
  • беседы: «Деревья, какие они?»,  «Растения нашего участка» (деревья и кусты), «Правила поведения в природе» (оформление альбома),«Что такое природа?», «Деревья нашего края»,«Лес и наше здоровье»;
  • музыкально - дидактическая игра «Покажи кто это?»;
  • н/п.игры: «От какой ветки детки?», «В гостях у лешего», разрезные картинки«Кто быстрее соберет дерево»;
  • сюжетно-ролевая игра: «Мы идём в поход в лес»;
  • рассматривание репродукций картин В.Грачева;
  • консультации для родителей: «В союзе с природой», «Воспитание любви к природе родного края».

III этап – заключительный:

  • изготовление коллажа: «Смешанный лес» на тему проекта;
  • выставка детских рисунков «Краски осени»;
  • изготовление фотоальбома «Деревья и рощи родного края»;
  • акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми);
  • итоговое мероприятие: развлечение «Друзья природы»;
  • оформление портфолио проекта.

План реализации проекта:

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

НОД «Осеннее дерево» (рисование);

НОД «Составление описательного рассказа о берёзе» ( развитие речи);    

Беседы: «Деревья, какие они?»,  «Растения нашего участка» (деревья и кусты), «Правила поведения в природе»;

Музыкально - дидактическая игра «Покажи кто это?»;

Прослушивание аудиозаписей «Шумы леса»;

Консультация для родителей: «Воспитание любви к природе родного края».

Сентябрь

Пискарева Н.В., дети

Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В.,  дети, муз.руководитель Ивашина М. И.

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В.,  дети

Пискарева Н.В.

 ЧХЛ: чтение на протяжении проекта рассказов и сказок о природе; отгадывание загадок о деревьях (используя картотеку); пословицы и поговорки (используя картотеку);

н/п.игры: «От какой ветки детки?», «В гостях у лешего»,

разрезные картинки «Кто быстрее соберет дерево»;

Дидактические игры: «Какой лист?»,            «С какого дерева лист?», «Хвойное -лиственное», «Можно - нельзя», «Опиши, а мыотгадаем», «Найди по описанию»;

раскрашивание осенних листьев;

Рассматривание репродукций, фото природы

Пальчиковые игры (используя картотеку)

Физминутки (используя картотеку)

Дыхательная гимнастика: «Чей листок раньше улетит?», «Сдуй листок»;

Подвижные игры: «Найди пару», «Листопад».

На протяжении проекта

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети, родители

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети, родители

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети, инструктор по физ. Культуре Наумова Т.И.

НОД  «Деревья нашего края» (ознакомление с окружающим);

НОД  «Осенний лес» (нетрадиционное рисование);

НОД «Веточка рябины» (лепка);

Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»;

Беседы: «Что такое природа?», «Деревья нашего края», «Лес и наше здоровье»;

Сюжетно-ролевая игра: «Мы идём в поход в лес»;

Консультация для родителей: «В союзе с природой»;

Коллаж «Смешанный лес» (аппликация + рисование + печатание);

Акция: «Берегите природу»

Развлечение «Друзья природы»

Октябрь

Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., дети

Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Щербакова Л.В.,

Пискарева Н.В., дети

Родители, дети

Пискарева Н.В., Щербакова Л.В., дети

Заключение

В заключении хотим сказать, что работая над проектом, мы увидели, что у детей повысился уровень знаний о родной природе,  они овладели некоторыми правилами поведения в природе.

Дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы. С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.

Дети научились отражать свои впечатления о родной природе в играх, рассказах, рисунках и т.д.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Привлечение родителей способствовало созданию предметно-развивающей среды. Оформили фотоальбом «Леса и рощи родного края», приняли участие в акции «Берегите природу», в выставке рисунков. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаем, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят,  больше задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.

Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

В результате можно сказать, что поставленные задачи нами были выполнены.

В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Библиографический список

  1. Аджи А.В., Кудинова Н.П. Открытые мероприятия для детей средней группы. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 256с.
  2. . Александрова Г.С., Холодова И.А. Комплект тематических карт Осень. Средняя группа. Издательство «Учитель»
  3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М.ЭлизеТрейдинг; ЦГЛ, 2003. – 128с.
  4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до колы. Основная образовательная программа дошкольного образования. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368с.
  5. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 96с.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «Карапуз»,2010г.
  7. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 176с.
  8. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 96с