Организационно-педагогическая деятельность педагога

Тетюшева Екатерина Михайловна

1. Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и эстетического восприятия.

Дошкольный возраст – это период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является успешной.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.

Цели моей работы:

1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;

2. Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования:

•Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.

С детьми младшего дошкольного возрастарекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

•тычок жесткой полусухой кистью.

•печать поролоном;

•печать пробками;

•восковые мелки + гуашь

•свеча + акварель;

•отпечатки листьев;

•рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

•волшебные веревочки;

•монотипия предметная

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование солью, песком, манкой;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

•кляксография с трубочкой;

•монотипия пейзажная;

•печать по трафарету;

•кляксография обычная;

•пластилинография

•граттаж.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.

При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисованиивозраст дошкольников.

Задачи уголка творчестваразвитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Предметно-развивающаясреда по изобразительной деятельности в группе детского сада должна содержать:

Уголок красоты:

• Репродукции произведениями живописи, скульптура малых форм, произведения графики, книги с красивыми иллюстрациями, подлинные изделия мастеров народно-прикладного искусства; детские энциклопедии по изобразительной деятельности; диски с красивой спокойной мелодией, классической музыкой, магнитофон.

Таким образом, художественная предметно-развивающая среда должна обеспечивать принцип доступности и максимально комфортное состояние дошкольников в группе.

В деятельности по художественному творчеству необходимо предоставлять детям свободу выбора изобразительных материалов.Необходимо использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, творчество.

Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.

Успех в развитии интереса к нетрадиционной техники рисования во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционной техники рисования происходит поэтапно:

• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

• от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

• от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционной техники - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее,смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: "В творчестве не существует не правильный путь, есть только свой собственный путь"

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:

• игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая, которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их.

•сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

•просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

•создание проблемной ситуации;

•музыкальное сопровождение.

Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь).При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционной техники рисования способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Художественное творчество очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.Тема+ краткое описание

2. Работа с родителями

Перспективный план работы с родителями (законными представителями) в первой младшей группе № 1 «Петушок» на 2020-2021 учебный год

 

Сентябрь

1. Книжка - передвижка: "Адаптация ребёнка в детском саду". Цель: Познакомить родителей с особенностями протекания адаптации детей в группе, программой, годовыми задачами. Выборы родительского комитета.

2. Наглядная информация: "Режим дня" , "Регламент непрерывной образовательной деятельности", Памятка родителям" Консультация " Адаптация ребёнка", Консультация "Играем пальчиками дома", Меры профилактики заболеваемости", Питание детей осенью", "Объявления".

Цель: Приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.

3.Совместная подготовка к учебному году: беседы, обновление учебного и игрового инвентаря, участка.

4. Групповые консультации: «Ваш ребёнок поступает в детский сад».  Анкетирование «Давайте познакомимся»

5. Индивидуальные консультации на темы: «Нужно ли готовить ребёнка к поступлению в детский сад». Индивидуальные беседы: с вновь поступившими, знакомство с документами дошкольного блока, получение первоначальных сведений о семье.

Цель: заключение родительских договоров, оформление тетради "Сведения о родителях".

6. Семейный конкурс «Лучший осенний букет»

 

Октябрь

1. Родительское собрание: По первой годовой задаче. Советы психолога. Выбор родительского комитета.

Цель: Вовлечь родителей в жизнь в воспитательный процесс ДС

2. Консультация: "Как научить ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться"

" Как приучить ребёнка убирать за собой игрушки"

3. Папка-передвижка «Одежда ребёнка в группе и на прогулке».

4.Выставка поделок.

5. Консультация «Использование ИКТ в работе воспитателя с родителями».

6. Консультация «Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников» Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ.

 

Ноябрь

1. Индивидуальные беседы, консультации: «Активный отдых в выходные дни», «Профилактика простудных заболеваний», «Двигательная активность – неотъемлемая часть жизни ребёнка в детском саду и дома».

2. Памятки для родителей: «Оздоровление часто болеющих детей», «Игры со всей семьёй (на эмоциональную разгрузку детей)».

3. Консультация: "Воспитание культурно-гигиенических навыков. " Игры дома по развитию речи детей"

4.К Дню матери: Выставка портретов "Мамочка любимая"

Цель: Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

 

Декабрь

1.Родительское собрание: Готовимся к празднику "Новый год". Привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника. Групповой конкурс «Новогодняя игрушка».

Цель: Активизировать творческую деятельность родителей и детей.

2. Папка - передвижка: "Прогулки с детьми в зимний период".

Цель: дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимний период года.

3. Рекомендация: Питание детей в зимний период

4 .Выставка поделок: "Мастерская Деда Мороза"

Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

5. Новогодний утренник.

Цель: Получить от праздника много положительных эмоций.

 

Январь

1. Консультация: "Начинаем утро с зарядки"

Цель: Довести до сознания родителей важности утренней гимнастики и необходимость не опаздывать на утреннюю зарядку в группе.

2. Беседа: "Стихи и потешки для развития мелкой моторики"

 Консультация для родителей «Кризис трёх лет, как его преодолеть»

Цель: помочь родителям в правильном подборе материала.

           

Февраль

1. Консультация: " Как провести выходной день с детьми"

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

2. Выпуск стенгазеты: " Мой папа самый лучший"

Цель: Развитие творческого взаимодействия отцов и детей.

3. Родительское собрание по второй годовой задаче «Развитие детей через театрализованную деятельность», «Чем хороши театрализованные игры

4. Папка-передвижка для родителей «Играем в кукольный театр».

Изготовление вязаных игрушек родителями для кукольного настольного театра «Колобок».

5. Консультация: «Изготовление пальчикового театра со своим ребенком в домашних условиях». Цель: Привлечь родителей к совместной театрализованной  деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

 

 

Март

1.Консультация: " Как правильно общаться с детьми", " Какие сказки можно читать детям"

Цель: обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и в Детском саду. Побуждать к чтению дома художественной литературы.

2. Выставка поделок: "Фоторамочка для портрета мамочки"

Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

3. Праздник: " 8 Марта- мамин праздник"

Цель: получить эмоции от праздника.

4. Папка - передвижка: "Этикет для малышей"

Цель: привлечение внимания родителей к вопросам воспитания культуры поведения. Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания.

5. Рекомендация: "Ребёнок на прогулке весной"

Цель: дать родителям практические советы по проведению наблюдений с детьми в весенний период.

6. Мастер- класс: Игротека "Путешествие в страну Сенсорику"

Цель: обогащение практических знаний о сенсорном развитии детей 2-3 лет.

 

Апрель

1. Консультация: " Осторожно, весна!"

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

2. Беседа: "Ребёнок на улице"

Цель: предупреждение детского травматизма.

 3.Участие в конкурсе ДОУ «Сделаем скворечник своими руками».

4.Участие родителей в групповом конкурсе «Пасхальный сувенир»

5. Совместная деятельность по проекту «Театрализованная деятельность в детском саду».

6. Совместно с  родителями изготовить декорации к  сказке «Репка».

7. Показ кукольного театра «Репка» с привлечением родителей. Анкетирование «Насколько театрален ваш ребенок»

 

Цель: Вовлечение родителей в педагогическую деятельность в данном направлении.

8. Консультация «Изготовление поделок для театрализованной деятельности». Цель: Воспитывать желание проявлять творчество, активность.

9.Выставка поделок.

 

 

Май

1. Консультация: "Наказание и поощрение", " Согласие между родителями - это важно"

Цель: воспитывать желание мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций в группе.

2. Родительское собрание: "Чему мы научились за год"

Цель: подвести итоги совместной деятельности воспитателей и родителей за прошедший год.

3. Консультация: "Оздоровление детей в летом"

Цель: ознакомить с правилами безопасности детей на отдыхе в летний период.

4. Субботник: " Наш участок"

Цель: привлечение родителей воспитанников к работе по улучшению состояния участка.

 

4. Публиккации:

В мае 2021 года опубликовала 1 свою работу на сайте  и получила " Свидетельство о публикации".

Название материала: 

Конспект открытого занятия в 1 младшей группе по сюжету сказки " Колобок". 

 

5. Способы распространения обощенного и представленного в портфолио опыта работы:

Группа в ВК

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon публикация209.15 КБ

Предварительный просмотр: