Уроки технологии

Крутелёва Наталья Анатольевна

Современные достижения науки и техники стали возможны благодаря упорному труду и творческому поиску многих поколений людей. Технологии эволюционировали от ручных, механических до электронных и информационных. Не все ручные технологии потеряли актуальность в современном мире – индивидуальные, штучные, творческие предметы создаются по-прежнему руками (картины, скульптуры, вышитые, связанные крючком изделия, произведения искусства из дерева и металла и т.д.). Да и в случае природных катаклизмов, сбоя в подаче электроэнергии владение традиционными ручными технологиями самообслуживания становиться всё более актуальным. Мы не производим дома ткань, не вяжем чулки-носки для повседневной носки, не изготавливаем себе обувь, но мы должны быть в состоянии приготовить себе еду в походных условиях, привести в порядок одежду, украсить свой дом, сэкономить на ателье и подшить брюки, шторы или простыню, рационально расходовать свой бюджет, то есть владеть технологиями самообслуживания. Чем большими технологиями преобразования вещества, энергии и информации владеет человек, тем шире его возможности в профессиональной деятельности, тем легче ему приспособиться к различным условиям жизни в обществе – стабильным и кризисным, финансово благополучными и требующим введения режима экономии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок 8 класс, 30.10.2013г.281 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА    30 октября 2013 года


Предмет: технология

Класс: 8

Урок №  8

Тема урока: Трудовые отношения в семье. Конфликт и его разрешение.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Вид урока: смешанный

Формы изучения нового материала на уроке: - объяснение учителя с привлечением

                                                                                учащихся к обсуждению отдельных  

                                                                                вопросов (диалог);

                                                                               - самостоятельная работа с текстом

Организация учебной деятельности учащихся на уроке: - фронтальная

                                                                                                 -  групповая ( работа с текстом по

                                                                                                    способам решения конфликта      

Цель: овладение знаниями по теме и отработка практического навыка решения конфликта            

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

1.      Организационный момент (1-2 минуты)

 

2.     

А      А  Актуализация знаний (4-5 минут).  Проверка ранее усвоенных знаний

 

 

 

3.    

        Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

 

4.     

 «    Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)(7-8 минут)

 

5.     

       

Е    

  Е  Первичное закрепление

(4-5 минут)

 

6.     

       

         

       

       Самостоятельная работа с текстами. Самоанализ и самоконтроль.  Включение нового  

знания в систему знаний и повторение.   (11-15 минут)     

Рефлексия деятельности.

9.      (Итог урока 2-3 минуты)

 

 

 Приветствие учащихся, проверка   насколько комфортно  уч-ся себя чувствуют. Мотивация учебной деятельности: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа  с раздаточным материалом.

Работа  с раздаточным материалом.

Вступительная речь, диалог: В процессе труда люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в определенные социальные отношения - трудовые отношения. Дети-члены семьи, и они должны быть, разумеется, в соответствии с их возрастными особенностями, причастны к ее жизни, к труду и отдыху, к повседневному общению. И от детей, тем более, когда их возраст приближается к пяти-шести годам,  требуется определенная отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству, в уходе за огородом, садом, домашними животными. Их можно и нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру (что хотят купить, смастерить), о ком из членов семьи и как надо позаботиться, куда поехать вместе отдыхать. Конфликт- способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия. Обращаясь к жизненному опыту учащихся, спросить - Можно ли прожить без конфликтов? Почему?

Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы

Ситуация№1: Сегодня звонили из школы и мне сказали, что ты не был(а) там уже неделю.

Ситуация№2:Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании.

Ситуация№3: В песочнице играют трехлетний мальчик и его сверстница. В какой-то момент мальчик нападает на девочку, чтобы отнять у нее игрушку.

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум-выполнение задания, работая в группах с текстами

Предлагает подвести итоги урока.

 включение в деятельность на личностно-значимом уровне

Предлагают варианты ответов. Вывод:

Записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

Предлагают варианты ответов. Вывод: конфликт – это столкновение  противоположных интересов, взглядов, стремлений и целей. Типы конфликтов:

1.  Внутриличностный.

2.  Межличностный.

3.  Конфликт между личностью и группой.

4.  Межгрупповой конфликт

Выясняют причины возникновения конфликта и способы разрешения. Предлагают варианты ответов.

Используя

Правила разрешения конфликта:

I.

  • Выявить предмет, источник причину конфликта(Что случилось? В чём проблема?);
  • Не заменять предмет конфликта (не переходить на личности, не делать проблемой человека);
  • Надо предположить, как будет развиваться конфликт, если… (разработать план, программу действий, стадии. Пошаговая система поведения в конфликте). Необходимо внимательное отношение к обеим сторонам конфликта. Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта, какова его цель – деловые самоутверждение, амбиции и т.д;
  • Нужна правильная оценка стиля поведения обеих сторон. В конфликте не должно быть победителей, чтобы он не развился дальше (оценка этой программы);
  • Сохранить связи.Нельзя переоценивать или недооценивать заслуги и личность участников, чтобы не ущемить одну из сторон.

II.Решать вовремя и там где он произошел.

III.Не расширять конфликт

IV.Нельзя давать совета

дают ответы.

Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала

Выполняют задание в группах

Проверяют и оценивают

Анализируют работу на уроке через самооценку. Записывают домашнее задание Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Самоопределение, смыслообразование, целеполагание планирование учебного сотрудничества

Анализ объектов с целью выделения признаков, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; само-регуляция в ситуации затруднения, учёт разных мнений,

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; целеполагание

Поиск и выделение информации, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений, синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений, контроль, коррекция, оценка

Выдвижение гипотез и их обоснование,

оценивание содержания для ознакомления и усвоения

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения

 

        

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1    РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Тема: «Трудовые отношения в семье. Конфликт и его разрешение»

ЖЕЛАЕМ, ХОТИМ                                                                                ДЕЛАЕМ, ТВОРИМ

Правила разрешения конфликта:

I.

  • Выявить предмет, источник причину конфликта(Что случилось? В чём проблема?);
  • Не заменять предмет конфликта (не переходить на личности, не делать проблемой человека);
  • Надо предположить, как будет развиваться конфликт, если… (разработать план, программу действий, стадии. Пошаговая система поведения в конфликте). Необходимо внимательное отношение к обеим сторонам конфликта. Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта, какова его цель – деловые самоутверждение, амбиции и т.д;
  • Нужна правильная оценка стиля поведения обеих сторон. В конфликте не должно быть победителей, чтобы он не развился дальше (оценка этой программы);
  • Сохранить связи.Нельзя переоценивать или недооценивать заслуги и личность участников, чтобы не ущемить одну из сторон.

II.Решать вовремя и там где он произошел.

III.Не расширять конфликт

IV.Нельзя давать совета

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2          ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

ВОСЕМЬ ЛЕПЕШЕК

 Шёл по дороге юноша и увидел двух людей, которые закусывали, расположившись под деревом.

У одного было три лепешки, а у другого – пять. Увидели они юношу и предложили закусить вместе с ними. Юноша с радостью согласился. Когда они съели все лепешки, юноша поблагодарил этих людей, дал им восемь рупий и удалился.

  Начали тут люди делить деньги, а поделить никак не могут. Один говорит:

- Мне причитается пять рупий, потому что я дал пять лепешек.

- Нет, - отвечает  второй. – Надо все разделить поровну.

Спорили они так, спорили  и до того доспорились, что пошли  к судье.  Тот выслушал их и сказал:

- Ты возьми себе пять рупий, а ты – три.- Я не согласен! – возразил тот, у кого было три лепешки. – Пусть он возьмет себе четыре, и я – четыре.

- А если так, - рассердился судья, тогда тебе вообще полагается…………

Ответ:

КАК ТРОЕ ПОТОПИЛИ ЛОДКУ

Как-то раз три  приятеля упросили купца подвезти их на лодке. Когда лодка отчалила от берега, один из приятелей взял палку и давай  напевать и пальцами перебирать, будто в руках у него садиеву оказалось. Услыхал веселую песню другой приятель. Принялся  хлопать в ладоши в такт музыке. А третий не выдержал, вскочил и начал отплясывать – уж больно лихо у них получалось. Перевернулась лодка, и все товары купца потонули. Стали приятели вину друг на друга сваливать. Один говорит другому:

- Дернула тебя нелегкая вскочить и заплясать. Вот лодка и перевернулась. Тебе и расплачиваться.

А плясун в ответ:

- Ну нет, лодка перевернулась потому, что он стал хлопать  в ладоши. Если бы не он, я бы и не подумал плясать.

Тот, кто хлопал в ладоши, говорит:

- Как же так? Ведь я хлопал в ладоши потому, что он напевал, игре на садиеву подражал. Если бы не он, не стал бы я хлопать в ладоши. Он кругом виноват. Пустьплатит за товары.

Спорили они, спорили и пошли к судье. Стали перед судьей друг друга обвинять. Судья сам ни к какому решению прийти не смог и повел всех к королю. Король выслушал их и сказал:

- Тот, кто подражал игре на садиеву, уплатит …….. Тот, кто хлопал в ладоши, - …….

Тот, кто плясал, - …….

Приятели согласились с этим мудрым решением, успокоились и перестали ссориться.

Ответ:

СЛЕПОЙ И БЕЗНОГИЙ

Дело было не у нас и не с нами, а совсем в других краях. Жили в одной хижине слепой и безногий. Время было голодное, и оба бедствовали вместе со всеми. Однажды из своей хижины безногий увидел стаю обезьян. Он сразу представил себе тушеное мясо, облизнул губы и тяжело вздохнул.

  - Ты что вздыхаешь? – спросил его слепой.- Тебе нездоровится?

  - Здоров-то я здоров, - ответил безногий, - только очень есть хочется. Надо бы сейчас подстрелить хоть одну обезьяну. Я бы приготовил отличное мясо.

  Слепой засмеялся:

  - Я смеюсь, чтоб не закричать от голода,- сказал он. – Мой живот пуст, как пусты заросли вокруг. В них совсем не осталось дичи. Охотники из нашей деревни каждый день возвращаются  ни с чем. Где ты найдешь обезьяну?

  - Совсем рядом с нашей хижиной,- ответил безногий. –Если ты ничего не видишь , не думай, что и все слепы. Мне  бы только добраться до них. Тут слепой поверил ему.

  - Забирайся на мои плечи, - сказал он, - и говори мне, куда идти и где остановиться. Я поднесу тебя вместе с ружьем? А ты подстрелишь обезьяну.

  Так они и сделали. Безногий сел на плечи слепого, сказал ему, куда идти, и они приблизились к обезьянам на расстояниевыстрела. «Бум!» - громыхнуло ружье. Одна обезьяна свалилась с дерева, а остальные разбежались.

  Они принесли добычу в хижину, безногий развел огонь и стал варить мясо. Он помешивал мясо в горшке, а слепой то и дело спрашивал:

  - Еще не готово?

  - Нет, не готово,- ответил безногий.

  Он все помешивал мясо да помешивал и то и дело брал кусочек на пробу – так он был голоден. Каждый раз, когда слепой спрашивал: «Не готово еще?» - безногий поскорей проглатывал очередной кусок, чтобы ответить своему товарищу. Скоро в горшке ничего не осталось, только кости да слабый навар.

  - Готово? – опять спросил в это время слепой.

  - Да, теперь готово, - ответил безногий  и протянул ему миску с костями и жидкостью. Слепой попробовал эту еду и закричал:

  - Что ты мне даешь? Тут одни кости! Ах ты, негодный товарищ! Ты  воспользовался моей слепотой и съел один все мясо! Разве нам не полагалось разделить добычу поровну. Разве я не  вправе был съесть столько же мяса, как и ты? Ведь если бы не мои ноги, ты не смог бы убить эту обезьяну!

Безногий отвечал ему:

  - Я увидел дичь. Я подстрелил ее. Я ее сварил. Это большая часть дела, поэтому мне следует получить большую часть еды. От тебя потребовалось только физическое усилие. А от меня – и острота взгляда, и мастерство охотника, и поварской талант. Это намного больше! Если бы я первым не увидел обезьян, в нашем горшке вообще бы ничего не было.

  Так они спорили долго и все больше злились друг на друга. Слепой вышел из хижины на дорогу и стал просить каждого встречного рассудить их и наказать безногого. Безногий же из хижины продолжал кричать свое и требовал, чтобы правым признали его.

  Но никто из встречных не знал, как их рассудить. А по-вашему – кто из них прав?

Ответ: