Использование современных технологий

Методика "Игры с тенями"

Центр "Воды и песка"

Набор методических материалов «Сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_voda_-_pesok.docx21.21 КБ
Файл metodika_igry_s_tenyami.docx19.4 КБ
Файл skazki.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность. Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий развития ребенка. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно – исследовательской ребенок – дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами – примериванием и зрительной ориентировкой.

У детей с умственной отсталостью  с самого рождения отмечается слабый познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, без специально организованных условий воспитания их ориентировочно – исследовательская деятельность развивается недостаточно активно. При этом она не проходит тех этапов развития, некоторые отмечены у детей в норме. Если   обучение детей с умственной отсталостью не восполняет пробелы онтогенетического становления способов ориентировки, то такое обучение приводит к механическому усвоению конкретных знаний. А это, в свою очередь, является основанием для формирования безразличного отношения детей к окружающему миру, пассивной позиции при его восприятии. На этом фоне усугубляются проявления неадекватного поведения детей, их немотивированного отношения с людьми. Детям с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает.

Важнейшее значение для развития детей с умственной отсталостью имеет практическая деятельность. В Центре «Особый ребенок» был создан центр песка и воды для развития исследовательской деятельности детей с умственной отсталостью. «Центр воды и песка» помогает психологу организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, психолог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогает им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладывает основы для обучения конструированию.

Занятия в центре помогают:

• развивать у детей с умственной отсталостью навыки общения, пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор детей;
• разнообразить способы сотрудничества;
• развивать трудовые навыки;
• обучать правилам безопасного использования песка и воды в процессе игр и экспериментирования
.

Оборудование: игровой стол «Центр песка и воды»,  кинестический песок «Живой песок», формочки, ведерки, тематические игрушки

Адресат: дети с умственной отсталостью от 2 лет

Срок реализации: 1 год

Рекомендации по проведению упражнений:

- Психолог  является непосредственными участником упражнения - заряжает детей положительными эмоциями, желанием действовать с предметами, задает образцы выполнения игровых действий.

- Психологу  не стоит настаивать на активном участии детей в играх и упражнениях, но стремиться к их заинтересованности.

- Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного действия или ответа, поощрять проявление собственных спонтанных, живых реакций.

- Допустимо внесение изменений и дополнений в планировании в соответствии с потребностями, возрастом, особенностями детей.

 - Психолог рекомендует родителям в домашних условиях проводить упражнения – игры по развитию исследовательской деятельности.

Планирование деятельности в центре песок – вода

Вид деятельности

Формы работы

Содержание

Исследовательская деятельность с песком

Опыт №1 «Сухой песок может сыпаться».

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком?

Опыт№2 Мокрый песок принимает любую нужную форму».

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком?  Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется?. Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки?

Опыт №3 На мокром песке остаются следы, отпечатки

Психолог предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Психолог смачивает песок, перемешивает его, равняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились

Опыт№4 «Песок – это множество песчинок».

 Что у меня в стаканчике? .Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листике бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. Психолог насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?

Опыт №5 «Волшебный материал».

Дети лепят фигурки из влажного песка и глины; выясняют, из какого материала лепить лучше и почему (глина более пластична). За определённое время, когда фигурки подсохли, видят, что глиняные фигурки твердеют, а песчаные рассыпаются

Игры, упражнения для развития исследовательской деятельности

Игра №1 «Дождик»

 Цель: установление эмоционального контакта.

 Оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»
Ход: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки. После «дождя»дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра №2 «Кораблики»

Цель: налаживание игрового и речевого взаимодействия, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»

Ход: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги , подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра №3 «Поплывем или утонем»

Цель: формирование у детей понятие о свойствах предметов

 Оборудование: таз, различные мелкие предметы, центр «Песок-вода»

Ход: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы(пуговицы ,камушки ,лоскуты ткани ,мелкие игрушки, теннисный мяч)и.т.д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

Игра №4 «Необыкновенные следы»

Цель: развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.

Оборудование: Центр «Песок-вода»,лейка, песок.

Ход: Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью ,кулачками, кончиками пальцев).Проговариваем действия ребёнка .Показываем ребёнку ,что при прикосновении к влажному песку остаются следы.

Игра №5 «Прыгающий шарик»

Цель: развитие зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между психологом и ребёнком.

Оборудование: пластмассовый шарик для тенниса

Ход: Открыть воду в кране и бросить шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

Игра №6 Взбивание пены

Цель: развитие  познавательного интереса, мелкой моторики рук

Оборудование: таз с водой ,венчик, жидкое мыло, центр «Песок-вода»,зайчик

 Ход: Приходит в гости зайчик он хочет показать ребятам как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену, затем наблюдает за взбитой пеной.

Игра№7  Дорожки

 Цель:  формирование представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки;

Оборудование: разноцветные камушки, центр «песок-вода»,влажный песок, лошадка

Ход: Детям предлагают нарисовать пальчиками дорожки, а затем они выкладывают разноцветные камушки(украшают дорожки).Далее предлагаем взять в руки лошадку и «погулять» по дорожкам(проговариваем цок-цок-цок) .

Игра№8

Поливаем цветы

Цель: развитие представлений детей о разнообразии окружающего мира, свойствах воды

Оборудование: детская лейка, игрушка-кошка

Ход: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок:

Лейку, леечку возьмем

И воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра №9 «Давайте

дружить»

Цель: формирование  навыка практического экспериментирования, учим способам обследования материала.

Оборудование: Центр «Песок-вода»,лейка, песок, вода.

Ход: Ребенку предлагается потрогать сухой песок(сделать в песке пальчиковую гимнастику),затем взять лейку и вместе с ребенком полить сухой песок(проговаривать свои действия),песок стал влажным. Показываем ребенку, что из влажного песка можно лепить куличи.

Игра №10 «Спрячь игрушки»

Цель: формирование умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Оборудование: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или природный материал (каштаны, орехи, ракушки).
Ход игры:. Психолог говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).

 



Предварительный просмотр:

Актуальность Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ними в процессе решения практических и творческих задач

Пространственное мышление выполняет специфическую функцию в познании и обучении. Оно позволяет вычленять из реальных объектов, теоретических (графических) моделей пространственные свойства и отношения, делать их объектом анализа и преобразования. Пространственное мышление обеспечивает ориентацию в пространстве, в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение, преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их форм, величины, взаимного положения частей

Под пространственными отношениями понимаются отношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т.п.

Характеристика пространственного мышления включает в себя несколько этапов, имеющих ряд специфических особенностей:

  • Анализ – разделение объекта или задачи на составляющие его части.
  • Синтез – обратный анализу процесс – соединение объекта или задачи в единое целое.
  • Абстрагирование – определение нескольких этапов задания, которые должны быть в нем. На этом этапе происходит формирование понятий.
  • Обобщение – определение и выделение значимых частей объекта или предмета, которые нужно сравнить между собой.
  • Конкретизация – обратный процесс обобщения – выделение характерных заданию этапов, не связанных с этапами решений.

Пространственное мышление формируется и проявляется при решении задач, которые требуют оперирования пространственными образами. Механизмом решения таких задач является мысленное включение воспринимаемого объекта или созданного на его основе образа в различные связи и отношения: это обеспечивает возможность вычленения все новых и новых предметно-пространственных характеристик объекта, а также реконструирования исходных образом в ходе решения задач.

Овладение знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями. Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности. Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности.

Ориентировка в пространстве  складывается как особая целостная сенсорно-перцептивная способность и основывается на овладении  способами восприятия, воспроизведения (моделирования) и  преобразования пространственных отношений. На ранних этапах развития ее становление связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. При этом формируются  представления о взаимоотношении внешних объектов по отношению к собственному телу (о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения предмета); представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.

Особое значение овладение пространственными представлениями и навыками ориентировки в пространстве имеет для  детей с интеллектуальными нарушениями, так как значительно осложнен процесс формирования этих представлений и навыков.

Нарушение пространственной  ориентировки  детей с интеллектуальными нарушениями отмечают многие исследователи (О.П. Гаврилушкина, Т.Н.Головина, В.Г. Петрова и др.), считая основными причинами этого бедность практического опыта ориентировки и слабость ее мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза.

Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью нарушено  по всем направлениям. Дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности. По сравнению с нормотипичными  детьми,  школьники у умственной отсталостью испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане, не могут выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и неадекватным употреблением пространственных обозначений. У детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями наблюдается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речевых и мыслительных процессов.

Методика по развитию пространственного мышления «Игры с тенями» представляет собой комплекс коррекционно-развивающих игр, реализуемых с помощью специально разработанного дидактического набора, которые направлены на развитие пространственного мышления и коррекцию его недостаточности

Содержание методики соответствует современным требованиям ФГОС дошкольного и начального школьного образования. В частности, способствует решению задачи обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей ребенка, а также преемственности образования ребенка.

Методика «Игры с тенями» предполагает построение конструкций из геометрических форм и создание их проекций, а также моделирование конструкций в соответствии с их плоскостными, фронтальными и боковыми проекциями. Этот вид конструктивной деятельности способствует эффективному формированию у детей гибких динамических пространственных представлений, а также умения представлять объемное тело, основываясь на его плоскостном изображении, что составляет основу графического моделирования конструкций.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Применение

Методика «Игры с тенями» может быть использована с детьми от 5 лет и старше, как в индивидуальной, так и в групповой работе. В результате совместного выполнения заданий несколькими детьми с распределением функций между ними, происходит ее превращение из индивидуальной в совместно-распределенную. Модельно-конструктивная деятельность создает благоприятные условия для такого объединения детей и, может быть специально использована в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия. Эти возможности методики необходимо активно использовать при работе с детьми, имеющими нарушения коммуникативной сферы. Стимульный материал весьма обширен, что позволяет сформировать задачи как очень простого, так и очень сложного уровня.

Планируемые результаты

«Игры с тенями» направлены на развитие регулятивного компонента интеллектуальной деятельности в целом. Занятия способствуют усвоению сложных пространственных сенсорных эталонов, оказывают положительное влияние на развитие:

  • Способности к пространственному анализу
  • Пространственного мышления
  • Общего умственного развития
  • Образного мышления
  • Воображения
  • Психомоторики

Применение методики развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями» значительно повышает подготовленность детей к успешной учебной деятельности.

 

Основное содержание работы:

Первый этап работы: рассматривание геометрических тел, рассматривание их проекций на плоскость, вид спереди, с боку, сверху. Рассматривание: куб, шар, призму, пирамиду, конус. На данном этапе работа с карточками, нахождение похожих тел в строительном конструкторе. Дети получают представления о геометрических телах, геометрических фигурах.

Второй этап упражнения непосредственно с дидактическим пособием. Ребенку предлагается нанизать на стержень один или два предмета и рассмотреть их изображение на представленных заданиях.

Третий этап ребенку предлагается рассмотреть изображения, нанизать на стержень предметы согласно предъявляемому заданию



Предварительный просмотр:

Актуальность. В раннем детском возрасте формируются основные способности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. И поэтому именно в дошкольном возрасте могут начаться проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах.

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка. Сенсорное  развитие  ребенка – это развитие его  восприятия  и формирование  представлений  о  внешних  свойствах  предметов:  их  цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие  представляет  собой  развитие  ощущений  и  восприятий, представлений  о  предметах,  объектах  и  явлениях  окружающего  мира.

Сенсорная  система  -  это  датчик восприятия  окружающего  мира.  Это  система,  которая  считывает информацию  извне,  опираясь  на  ранее  сформированные  сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности  органов  чувств  и  накопления представлений  об  окружающем мире.

Сенсорному  развитию  детей  с  различными  нарушениями  в  развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи,  как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др.  В настоящее время эта проблема освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А.  Боровской,  Т.В.  Лисовской.  Все они сходятся в том,  что фундамент сенсорного  развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для  полноценного  развития  мозгу  необходимо  постоянное поступление сенсорной информации.  Чем больше  информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.

Одной  из  причин  сенсорной  депривации  может  быть  недостаток сенсорных  (тактильных,  зрительных,  слуховых и др.) стимулов. И, как результат,  недостаточность  сенсорного  анализа,  что  ведет  к  нарушению процесса  осмысления  построения  двигательного  действия.  Своеобразие сенсорной  интеграции  детей  со  сложными  и  множественными психофизическими  нарушениями  заключается  в  недоразвитии  у  них способности к приему,  переработке  и  хранению  информации, недостаточности  словесного опосредования, а так же в возникновении различного рода  функциональных  перестроек.  Для  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья   характерны  более  поздние  сроки становления сенсорных функций.

Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согласованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями диагноза - задержка психоречевого развития. Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Опыт мировой и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Поэтому на сегодняшний день остается актуальной проблема сенсорного развития у детей.

Основной целью в работе педагога-психолога является целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную сферу детей.

Коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию осуществляется по следующим направлениям:

1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:

а) формирование представлений о цвете предметов;

б) формирование представлений о форме предметов;

в) формирование представлений о величине предметов;

г) формирование и коррекция пространственных представлений;

д) формирование временных представлений.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

Основными задачами сенсорного воспитания дошкольников являются:

  • Развитие всех видов восприятия.
  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
  • Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
  • Развитие сенсорной культуры ребенка.
  • Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и коррекция их нарушений.

Для реализации поставленных задач в центре «Особый ребенок» была создана специальная предметная среда, которая включает в себя большой спектр сенсорного оборудования и дидактических пособий.

 Одно из дидактических пособий это - Набор методических материалов «Сказки» предназначен для формирования умений воспринимать сказку, отличать сказку от других литературных форм (рассказов, стихотворений и пр.), анализировать содержание сказки.
Игры с использованием набора позволяют совершенствовать восприятие иллюстраций к сказкам, формировать умение целостно воспринимать сюжетную картинку, анализировать ее содержание, устанавливать причинно-следственные связи. В ходе предложенных дидактических игр расширяется, уточняется и активизируется словарный запас ребенка (за счет усвоения слов-названий животных, некоторых глагольных форм, специфической лексики - фразеологических оборотов, устаревших, диалектных и др. слов), совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь (проводится подготовка к пересказу сказки), а также происходит развитие вербальной и зрительной памяти.

Методическое руководство к набору содержит описание 5 игр, каждую из которых можно проводить в различных вариантах. Разнообразие игровых материалов набора дает возможность организации интересных познавательных занятий, как групповых (2-6 детей), так и индивидуальных

12 наборов карточек с иллюстрациями к основным эпизодам сказок:
1. Курочка ряба
2. Колобок
3. Теремок
4. Три медведя
5. Заюшкина избушка
6. Машенька и медведь
7. Кот, петух и лиса
8. Волк и семеро козлят
9. Гуси-лебеди
10. Соломенный бычок - смоляной бочок (украинская народная сказка)
11. Волк и лиса
12. Красная шапочка

Использование методического набора обеспечивает:
• развитие умений воспринимать сказку
• формирование элементарных умений анализа содержания сказки
• закрепление сенсорных эталонов цвета.
• закрепление умения распознавать эмоциональные состояния
• формирование целостного восприятия сюжетной картинки
• расширение и уточнение словаря
• совершенствование грамматического строя речи

Педагог – психолог Решетова Т.А.