Классные часы
Наши классные часы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.1 КБ | |
| 505 КБ | |
| 2.05 МБ | |
| 22.97 КБ | |
| 66 КБ | |
| 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход мероприятия
«Люди мира на минуту встаньте»
(Ю. Левитан, начало войны)
Здравствуйте! Мы начинаем наше мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы. Этот день – призыв всем людям к мирной жизни, к жизни без войн и междоусобиц. Сколько раз люди брались за оружие. Поэтому давайте в этот день обязательно вспоминать, как это страшно – война.
(Звучит песня в исполнении Анны Бичевской.)
«Рисуют мальчики войну»
Рисуют мальчики войну.
Рисуют танки и “катюши”.
Висят во всю листа длину
Снаряды желтые, как груши.
Рисуют мальчики войну…
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы.
И берегут они свои
Огнем кричащие альбомы.
Рисуют мальчики войну…
Да будет светлой жизнь детей.
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну…
Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.
Рисуют мальчики войну…
Ведущий 1: Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами ее ужасов, и даже те, кто еще не родился сейчас. Потому что она была и осталась. Одна на всех. На весь мир. На всех людей. Одна на всех, но каждому своя.
Ведущий 2: Июнь 41-го был теплый, солнечный, мирный…
Степан Щипачев
22 ИЮНЯ 1941 ГОДА
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.
(Звучит песня “Священная война”)
Ведущий 2: Не звонкими кострами, а горькими испепеляющими пожарами вспыхнула земля на июньском рассвете 41–го. Всем сейчас 12–15 лет. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите, как строят новые дома и не дай Бог вам увидеть, как легко они разрушаются под градом бомб и снарядов.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям!
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
(Александр Трифонович Твардовский)
Ведущий 1: (…) лет со дня Победы над фашизмом…Но…не все еще победители ушли из жизни, не все вдовы последовали за ними в “светлый мир Вселенной”, они все еще живы, они помнят, они не забыли…
Ведущий 2: Война длилась 1418 дней, каждые 6 секунд уносили 1 жизнь. Каждую минуту – 10 человек, каждый час погибало 588 соотечественников. Каждый день мы теряли 14104 человека. И это, еще не совсем точные цифры. Но и при этом подсчете с отдалением времени они только увеличиваются.
И вот уже лежу десятилетья
В чужой земле – я к этому привык.
И слышу: надо мной играют дети,
Но я не понимаю их язык.
(Александр Дольский, «Баллада о без вести пропавшем»)
Ведущий 2: Продолжить это хочется словами от лица погибших:
Бессильна смерть!
Кровавый росчерк пули
Не зачеркнул героев имена.
У их могил в почетном карауле
Стоит сегодня вся моя страна!
Что гибель нам,
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд.
И пусть не думают,
Что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Сцена:
Глухо начинается допрос: «Отвечай!»
«Я ничего не знаю, вот и все, и это мой конец!»
«Не конец, еще придется круто».
«Это все враги, а я боец».
Вот и наступила та минута.
«Отвечай, не то тебе капут!»
Он подходит к ней развалкой пьяной.
«Кто ты есть, и как тебя зовут, отвечай!»
«Меня зовут Татьяна».
Стала ты под пыткою Татьяна,
Онемела, замерла без слез.
Босиком, в одной рубашке рваной,
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
Шла она под окриком врага.
Тень ее, очерченная четко,
Падала на лунные снега.
Это было все на самом деле,
И она была одна, без нас…
Где ж мы были? В комнате сидели?
Как могли дышать мы в этот час?
На одной земле, под тем же светом,
По другую сторону черты
Что-то есть чудовищное в этом.
«Зоя, это ты или не ты?»
Снегом запорошенные прядки,
Коротко остриженных волос.
«Это я, не бойтесь, все в порядке.
Я молчала, кончился допрос.
Только б не упасть ценой любою»,
Смотрят люди, есть еще слова.
«Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите
Я умру, но правда победит!»
Ведущий 1: Подвиг Зои Космодемьянской продолжили сотни юных. Александр Матросов своей грудью закрыл амбразуру вражеского дзота. Виктор Талалихин и Николай Гастелло протаранили своими самолетами вражеские скопления, жертвуя жизнью, уничтожили сотни фашистов; бросился под танк с зажженной бутылкой на поясе Михаил Паникаха. Помнили мы 28 панфиловцев, которыми руководил майор Клочков Василий Георгиевич, произнесший перед подвигом слова: “Отступать некуда – позади Москва!” И не сдали фашистам ни Москвы, ни Ленинграда, ни Сталинграда…
Ведущий 2: Каждый год в местах боев проходит ВАХТА ПАМЯТИ, десятки поисковых отрядов в России со всех концов страны едут на места былых боев, где до сих пор лежат не захороненные, считающиеся пропавшими без вести, защитники Отечества. Но романтики здесь нет. Школьники, возвращаясь из леса, несут целлофановые мешки с человеческими костями. Сгнили гимнастерки, поржавели винтовки и гранаты. Остались кости и черепа. Место для костра проверяют миноискателем, чтобы не взлететь на воздух вместе с котелком. А сколько еще таких мест осталось?!
(Звучит Реквием. На фоне мелодии ведущий продолжает.)
Ведущий 1: Вот только перечень областей, где лежат не захороненные: Московская, Мурманская, Калининградская, Гомельская, Киевская, Запорожская, Псковская, Смоленская, Калужская, Волгоградская, Брянская, Витебская, Орловская, Полтавская, Тульская, Курская, Днепропетровская, Харьковская, Крымская, Одесская, Белгородская, Ленинградская… Сколько их, этих захороненных безвинных людей на нашей земле?!
Нет! Об этом нельзя словами…
Тут надо рычать! Рыдать!
7 тысяч расстрелянных в мерзлой яме
Заржавленной, как руда!
Кто эти люди? Бойцы? Нисколько.
Может быть, партизаны? Нет.
Вот лежит лопоухий Колька –
Ему 11 лет.
…Рядом истерзанная еврейка.
При ней ребенок. Совсем, как во сне.
С какой заботой детская шейка
Повязана маминым серым кашне…
Матери сердцу не изменили!
Идя на расстрел, под пулю идя,
За час, за полчаса до могилы
Мать от простуды спасала дитя.
Но даже и смерть для них не разлука:
Не властны теперь над ними враги –
И рыжая струйка из детского уха
Стекает в горсть материнской руки…
Илья Львович Сельвинский
(Звучит “Бухенвальский набат”)
Ведущий 1: …Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Война обрушилась на детей так же безжалостно, как и на взрослых – бомбами, разлуками, холодом и голодом. На выезде из Ленинграда /ныне Санкт-Петербург/, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник – “Цветок жизни”. На его каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”. Этот памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей!
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…» Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
Ведущий 2: Видя всю жестокость войны, нам нужно научиться ценить наступившее утро, весенний дождь, шум деревьев, каждое прожитое мгновение, ценить и беречь это.
И если у вас сегодня хоть раз защемило сердце, то я уверена, что с вами никогда не произойдет такого:
– Ты почему без очереди, дед?
– Я инвалид войны. Имею право.
А кто в броню бездушия одет.
– Поразвелось вас.
Прете! Слева, справа ! –
И в очереди шум – кто за кого.
В лице у инвалида лишь усталость.
Все силы отдал фронту –
Ничего
Для спора и отпора не осталось.
Ведущий 1: Мы, дети и взрослые, в нашей повседневной жизни должны помнить о том, что они рядом с нами. Постараемся не обидеть их ни словом, ни поступком; всем нам по силам помочь им, охватить их заботой и вниманием.
«Нет войне»
Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово “война”.
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то
Чтоб горели огнем города,
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.
Я хочу, чтоб сияло солнце,
Но не только над нашей страной,
Чтобы дети на всей планете
Улыбались вместе со мной,
Чтобы утром они просыпались,
И увидели солнце в окне,
А не черный дым пожарищ,
Проползающий по земле.
Пусть во сне не приснится такое,
А приснится лишь мама моя
Или солнышко золотое,
День весенний, родные края.
(Игорь Кириллов, Минута молчания)
Светом благодарной памяти, светом любви нашей, светом скорби нашей пусть озарятся имена павших…
Вспомним...
3 года, 10 месяцев и ещё 18 дней…
26 миллионов 452 тысячи жизней унесла Великая Отечественная война…
Вспомним…
Вспомним тех, кто бился с врагом на фронте, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу... Вспомним тех, кто дошел до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами... Вспомним о деревнях, сожженных дотла, о поселках, стертых с лица Земли... Вспомним о сотнях городов, разрушенных, но непокоренных! Каждую улицу вспомним, каждый дом!
Солдат Великой Отечественной! Ты насмерть стоял под Москвой и Сталинградом, вез хлеб в блокадный Ленинград, горел в танке под Прохоровкой... Погибая, ты спасал миллионы жизней. Ты, потерявший родных и близких в сталинских лагерях, принес свободу узникам Освенцима, Бухенвальда, Дахау… Ты не вторгался в чужие пределы, не искал славы. Ты защищал Отчизну! Защищал свою семью. Вспомним всех, кто положил свою жизнь на алтарь Победы… Поклонимся им низко.
Проходят годы, десятилетия… Сменяются поколения… Но разве можно предать забвению подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание Человека, который хотел растоптать фашизм…
В день Великой Победы мы склоняем головы перед светлой памятью не вернувшихся с войны сыновей, дочерей, отцов, матерей, дедов, мужей, жен, братьев, сестер, однополчан, родных, друзей…
Наступает Минута Молчания…
[бой курантов Кремля]
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Вечная Память жертвам Великой Отечественной войны!
Вечная Слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Сергеевич Пушкин 06.06.1799 – 29.01.1837
1 роман 12 поэм 7 сказок 15 художественных прозаических произведений 8 драматических произведений 783 стихотворения 2 исторических произведения Письма Публицистика
Музеи Болдино Царское село Санкт-Петербург Москва Михайловское
Оперы Романсы Вальс Балет Мюзикл
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взаимопонимание Взаимный = -друг другу равно отвечающий; отплатный; о боюдный. Понимать = -постигать умом; -познавать; -разуметь.
Коллектив – это … место, где тебя понимают. где у тебя есть друзья. где ты чувствуешь себя хорошо .
Мы разные, но мы - ВМЕСТЕ!
Стадии формирования коллектива : Песчаная россыпь Мерцающий маяк Мягкая глина Алый парус Горящий факел
1. Избегание или уклонение (« черепаха »). 2. К омпромисс («лиса »). 3. Соперничество или противоборство («акула »). 4. Сотрудничество («сова »). 5. Уступка («плюшевый мишка »). Стили поведения в конфликте
Мальчик отобрал игрушку силой Соперничество или противоборство («акула »).
Родители отобрали у них игрушку Избегание или уклонение (« черепаха »).
Мальчик стал играть с одной частью игрушки, девочка – с другой Компромисс («лиса »).
Мальчик отдал девочке игрушку Уступка («плюшевый мишка »).
Ребята договорились, как играить вместе Сотрудничество («сова »).
+ - юмор уступка компромисс сотрудничество осознание позиций другого угрозы насилие грубость унижение переход на личности уход от решения проблем Разрешение конфликта
Мы разные, но мы ВМЕСТЕ!
Предварительный просмотр:
Классный час
«Мы разные,
но мы ВМЕСТЕ!»
Учитель английского языка: Морева О.В.
Участники: обучающиеся 5 класса
Классный час разработан
в рамках реализации
программы воспитательной системы класса
«Думай. Чувствуй. Твори.»
Классный час «Мы разные, но мы вместе!»
Цель: создание условий для реализации программы воспитательной системы класса по духовно-нравственному направлению (создание классного коллектива).
Задачи:
- формировать понятие «индивид», «характеристики индивида»;
- формировать понятие «коллектив»;
- формировать позитивное отношение к личности;
- формировать навыки позитивного общения в коллективе.
Форма: нравственный классный час.
Ход классного часа
(Слайд 1)
Ученики показывают сценку: встретились 2 старых знакомых, которые давно не виделись. Им есть о чем поговорить, но каждый говорит о своих новостях и не хочет слушать другого. Через минуту они разбегаются, сославшись на дела и оставшись недовольными.
Как вы думаете, о чём эта сценка? чему она учит?
(Слайд 2) Сценка учит людей слушать и слышать друг друга, а это умение ведёт к ВЗАИМОПОНИМАНИЮ (взаимный = друг другу равно отвечающий, отплатный, обоюдный; понимать = постигать умом, познавать, разуметь). Именно взаимопонимание будет так нам необходимо на протяжении тех 5 лет, которые мы проведём с вами рука об руку. Сейчас мы в 5-м классе, это самое начало нашего пути, где могут возникнуть самые разные ситуации. И очень важно уметь выйти из них с достоинством.
Нас с вами 29 (28 детей + 1 учитель)! Ученик - частичка единого механизма, в котором, если один из шурупчиков сломается, то сломается весь механизм.
Как называется этот механизм? КОЛЛЕКТИВ
(Слайд 3) Что такое КОЛЛЕКТИВ? Это место, где ….
Тема нашего классного часа «Мы разные, но мы вместе!».
Правильно ли я выбрала личное местоимение «Мы». Может быть, нужно было сказать «Я - уникальный»? «Я – единственный»? «Мне никто не нужен»?
Давайте вместе подумаем над этим вопросом. Каждый из нас особенный, неповторимый, в каждом из нас есть что-то такое, чего нет у другого, своя «изюминка» . (За несколько дней до классного часа ребятам было предложено охарактеризовать каждого своего одноклассника). Вот анкеты, в которых вы выделили сами все качества одноклассников, нашли у каждого его «изюминку».
(Также за несколько дней ребятам было предложено заполнить анкеты):
1) Чем любишь заниматься в свободное время?
2) Твой любимый мультфильм?
3) Твой любимый цвет?
4) Твоё любимое блюдо?
5) Твой любимый школьный предмет?
6) Твоя любимая книга?
7) Твоё любимое число?
8) Твоя любимая музыка?
9) Твой любимый вид спорта?
10) Твоё любимое животное?
11) Твой любимый цветок?
12) Твоя мечта?
13) Твоя будущая профессия?
14) На кого ты хочешь быть похожим?
15) Твоё хобби?
16) Какое положительное качество характера ты ценишь больше всего в человеке?
17) Какое отрицательное качество характера тебе не нравится в человеке?
Каждый из нас особенный, но у нас есть и общие интересы, есть желание быть вместе, а значит, мы едины! (Слайд 4)
Давайте подумаем, являемся ли мы коллективом? Какой у нас коллектив?
Стадии развития коллектива: (Слайд 5)
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требование старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус»
Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
К какому типу мы относимся? стремимся?
При организации коллектива можно ли избежать конфликтов? Безусловно нет! Конфликт – это нормальная ситуация! Нужно только уметь разрешать их! Существует несколько типов поведения в конфликтных ситуациях:
1. Избегание или уклонение («черепаха»).
2. Компромисс («лиса»).
3. Соперничество или противоборство («акула»).
4. Сотрудничество («сова»).
5. Уступка («плюшевый мишка»).
Давайте проанализируем несколько ситуаций и определим стиль поведения. (Слайды 7-11)
1. Мальчик отобрал игрушку у девочки (соперничество).
2. Родители отняли игрушку у детей (избегание).
3. Мальчик стал играть с одной частью игрушки, девочка – с другой (компромисс).
4. Мальчик отдал девочке игрушку (уступка).
5. Ребята договорились, как играть вместе (сотрудничество).
Что мы можем сделать, чтобы разрешить конфликт?
Что мы не должны делать? (Слайд 12)
Значит, коллектив – это друзья?
Давайте станем настоящими друзьями!
Мы разные, но мы вместе!
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Поезд толерантности»
Цели:
- познакомить с понятиями «толерантность» и «интолерантность», их критериями и признаками, дать возможность сравнить представления о себе с портретом толерантной личности, формировать у актива позитивное отношение к толерантному поведению.
- научить осмысливать слабые и сильные стороны своей личности, стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о толерантности;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: Занятие проводится как виртуальная экскурсия на поезде толерантности.
Продолжительность: 60 минут
Добрый день, ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Наш локомотив уже подошёл к платформе, а нам необходимо проверить все ли пассажиры на месте, в роли которых мы с вами выступим, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим по кругу легкое пожатие.
Но так как путь у нас с вами будет долгим, я предлагаю вам провести небольшое психологическое упражнение, которое называется «поезд доверия».
Нам необходимо встать друг за другом – паровозиком, закрыть глаза, и проследовать по маршруту от пункта «А» до пункта «В», при этом у машиниста (первого человека), который ведёт «состав», глаза будут открыты.
(Вожатый указывает путь машинисту «поезда»)
И так мы с уверенностью можем сказать: «Поехали!».
(участники делятся на 3 группы)
- Ребята у каждого из вас на столах лежат карточки с буквами, из которых вам необходимо составить 1 слово, у вас есть 3 минуты, поэтому не будем терять времени и начнём.
(у участников разрезанные по буквам слова: понимание, милосердие, сострадание)
- Ребята вы отлично справились с данным заданием, а знаете ли вы о том что все эти слова объединяются в одном определении - толерантность не для всех, может быть понятен смысл этого слова, поэтому цель нашего путешествия познакомиться с понятием «толерантность», его критериями и признаками, дать возможность сравнить представления о себе с портретом толерантной личности.
Чтобы Вы поняли, по какому маршруту мы отправляемся, я расскажу вам смысл одной из сказок братьев Гримм: Жил был на свете один король, яркий и своеобразный человек, униженный легкомысленной юной принцессой и вознамерившийся доказать ей свою человеческую полноценность, наделен всего лишь одной смешной чертой — у него выступает подбородок. И за это насмешница-принцесса прозвала его «королем-дроздобородом». В сказке нет ничего сказочного и ничего фантастического. Просто униженный человек заставляет строптивую принцессу пройти через все круги ада, чтобы доказать ей, что дело не в подбородке. Сначала он становится нищим музыкантом, взявшим ее в жены, потом деспотичным мужем, далее нахалом-кавалеристом, перебившим ее глиняные горшки на рынке. При этом король по сказке, не деспот, не злодей и не мститель. Он — глубоко страдающая персона, но когда он открывает принцессе свое истинное лицо и берет ее в жены, уже однажды женившись на ней, и произнёс: из любви к тебе я сменил мантию на нищенские лохмотья и провел тебя дорогой унижений, чтобы ты поняла, как горько человеку быть обиженным и осмеянным, чтобы сердце твое смягчилось и стало так же прекрасно, как и лицо.
Принцесса долго думала о необходимости принятия окружающих её людей, всё поняла и стала поистине милосердной, понимающей и дружественной.
Итак, давайте начнём наше путешествие на поезде толерантности.
А первой остановкой нашего состава станет вокзал Понятий
Давайте познакомимся с полным смыслом понятия толерантность.
А толерантность - это терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям и идеям.
С разных языков мира термин толерантность переводится примерно одинаково:
- с французского - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;
- с испанского - способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
- с английского - готовность быть терпимым, снисходительным;
- с китайского - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- с арабского- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
- с русского – способность терпеть, быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.
С терминологией мы познакомились и дальше наш состав отправляется в путь, а следующая наша остановка станция «Сравнительная».
Ребята, давайте посмотрим на экран и узнаем, как ведёт себя толерантный и интолерантный человек в различных ситуациях:
Толерантный | Интолерантный |
Знание самого себя. | |
Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. | Замечают у себя только достоинства, обвиняют в своих недостатках других |
Защищенность | |
Уверен в себе; убежден, что справится со всем | Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу. |
Ответственность | |
Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки | Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят. |
Потребность в определении | |
Сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. | Отодвигают себя на второй план (только не я) |
Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях) | |
Может правильно оценить и себя и интолерантного человека. | Окружающих по своему образу и подобию |
Чувство юмора | |
Способен посмеяться над собой. | Не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен. |
Авторитаризм | |
Предпочитает жить в демократическом, свободном обществе | Предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью |
Ребята, согласны с данными характеристиками? Я думаю вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает и принимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
А теперь, когда мы увидели характеристики толерантного и интолерантного человека, давайте попробуем с вами нарисовать образ толерантного человека, изобразите какие черты и характеристики на ваш взгляд должен иметь такой человек.
(ребята в течение 5 минут изображают образ толерантного человека, затем представляют свою работу перед ребятами и объясняют, этот человек обладает именно этими чертами и характеристиками)
Станция «Сравнительная» уже позади и мы с вами сейчас посетим вагон «Комплиментов и талантов».
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем и укажите один из его талантов. Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг, ты хороший спортсмен. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь, ты хорошо поёшь. Ты здорово помогаешь другим и замечательно рисуешь.
(выборочное зачитывание комплиментов участниками)
Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе.
Ну, а наш состав уже подходит к тоннелю «Характеристик»
- Помните Маугли? И урок, который дал ему медведь Балу: прежде чем что-то сделать, скажи заклинание: «Мы с тобой одной крови, ты и я!» И тогда тебя принимают и понимают, что ты такой же. Давайте подумаем над тем, что нас объединяет.
Упражнение «домино»
- Ребята вам необходимо встать в круг, поочерёдно начнём с _________ по принципу «домино» вам необходимо назвать свою черту, а тот, у кого совпадает данная черта становится с ним рядом и так по аналогии, последние участники должны найти общую черту и замкнуть круг.
Тоннель «характеристик» пройден успешно, и мы с вами отправимся в купе «терпеливости», ребята давайте, выполним тест, который поможет приблизительно определить ваш степень терпимости, уважения к чужому мнению. Тесты у вас на столах, задание прописано: отвечайте быстро, не задумываясь.
Вопросы к тесту «Насколько вы терпеливы?»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да - 0 очков;
б) нет - 2 очка.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет - 0 очков:
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил - 2 очка.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да - 0 очков;
б) нет - 2 очка.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует - 2 очка;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать - 0 очков.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми иных профессий, положений, привычек?
а) мне трудно было бы это сделать - 0 очков;
б) я не обращаю внимания на такие вещи - 2 очка.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники - 0
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере - 2 очка.
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди делают свое дело, «сидя не на своем месте»?
а) да - 0 очков
б) нет - 2 очка.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становятся объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня - 0 очков;
б) я лишь радуюсь за него (нее) - 2 очка.
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом - 2 очка;
б) вступаете в спор - 0 очков.
Подсчитайте баллы и давайте посмотрим результаты на слайде.
От 0 до 5 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим, во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6—13 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
14-18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если вы их не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
Мне бы хотелось, чтобы Вы задумались о результатах данного теста и при необходимости попытались изменить своё отношение с окружающими, покажите окружающим свой внутренний и может нераскрытый потенциал.
Ну а мы завершаем нашу поездку на поезде толерантности. И по традиции, каждый побывавший на поезде должен оставить о себе что-то на память. Я предлагаю вам продолжить фразу, написанную на ваших «билетах» - «Мои впечатления о занятии …».
Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все были преданными друзьями.. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Я благодарна вам за работу, до скорых встреч!
Предварительный просмотр:
Классный час
«Правовой час: мои обязанности и права»
Первым документом, регулирующим права детей, является Декларация о правах ребенка, которая была принята в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию, содержащую 10 фундаментальных принципов обеспечения защиты и благосостояния детей. Декларация 1959 года послужила основой для подготовки очень важного документа, регулирующего защиту прав детей во всем мире, - Конвенции ООН о "Правах ребенка", которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Данная Конвенция - это не список прав ребенка, это перечень тех обязательств, которые государства возложили на себя для защиты данных прав.
Ребята, какие права детей знаете вы? (ответы учащихся.)
(ответы записываем на доске)
Небольшой перечень прав ребенка, признанных Конвенцией:
- Согласно определению, данному в Конвенции,"Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее".
- Каждый ребенок имеет право на жизнь.
-С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.
- Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
- Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.
- Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
- Ребенок имеет право на образование.
- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.
Наше государство подписало этот документ.
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права).
Учитель:
Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
- Обсудите в группах и попробуйте доказать, какие положения не в полном объеме выполняются у нас.
(Осуждение и выступление детей )
Учитель:
Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: "я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя". Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
А теперь давайте рассмотрим с вами небольшую ситуацию из школьной жизни.
Сценка "Чужое письмо"
Нина: А ты не пойдешь на физкультуру?
Ира: Нет, я освобождена.
Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.
Ира: Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.
Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.
Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?
Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?
(Обсуждение в группах)
Учитель: Я предлагаю Вам поработать в группах и написать всем вместе свод прав и обязанностей нашего класса. И повесить его в классный уголок.
(работа в группах)
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Конвенция о правах ребенка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
