Пространственно-развивающая среда

Баева Екатерина Геннадьевна

Центры:

1. Образовательный центр. Здесь предполагается проведение непрерывной образовательной деятельности.

Оборудование:

- многофункциональная магнитная доска с комплектом цветных магнитов (20 шт.);

- тематический планшет с кармашками; 

- указка (она же призвана превращаться в "волшебную палочку");

- один  учебный стол и шесть стульчиков стульчиков;

-фланелеграф;

-учебно-методические пособия;

-настольные игры, игрушки.

2. Центр методического, дидактического и игрового сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

Оборудование:

- справочная литература по коррекционной педагогике, специальной  психологии, логопедии;

- материалы по обследованию психического развития и речи детей;

- методическая литература по коррекции познавательной деятельности и  звукопроизношения;

- учебно-методическая литература по обучению грамоте;

- календарно-тематические планы с учетом ФГОС ДО;

- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);

- занимательное игровое обеспечение коррекционных  занятий (настольные игры – лото, игрушки и т.п.);

-пособия для развития речевого дыхания;

- пособия для  развития мелкой моторики;

-пособия и дидактические материалы по формированию элементарных математических представлений.

3. Информативный центр для педагогов и родителей

Оборудование:

- планшеты (папки) с популярными сведениями о развитии и коррекции познавательной деятельности и речи детей.

13.2. Учебно-методические пособия и комплекты для диагностики

Познавательной деятельности

Речи

1.Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.- 144с.

2.Стребелева Е.А. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2007.-164с.

3.Набор учебно-диагностического материала для психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста. Автор доктор пед. наук Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 2004.

4.Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. /ред.-сост. Г.Н. Лаврова, В.Я. Салахова. Челябинск: Издательство ИИУМЦ «Образование» , 2007.- 329с.

5.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 2009.- 96с.

 

 

 

1.Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики.- СПбю.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.- 144с.

2.Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР.-М.: ГНОМ, 2005.-80с.

3.Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. /ред.-сост. Г.Н. Лаврова, В.Я. Салахова. Челябинск: Издательство ИИУМЦ «Образование» , 2007.- 329с.

4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа, 2009.- 96с.

 

Коррекция познавательной деятельности

Коррекция речи

Развитие элементарных математических представлений

- счетная лесенка с тремя (двумя) ступеньками;

- наборное полотно с тремя (двумя) карманами;

А) Количество и счет

Демонстрационный материал:

  • пособие  «Веселые соседи»;
  •  пособие  «Запомни и повтори»;
  •  пособие  «Подбери цифру»;
  •  пособие  «Считаем до 10»;
  •  пособие  «Запомни и повтори»;
  •  пособие «Числовые пирамидки»
  • (от 1до 9; от 1до5)
  • карточки с изображением предметов

 (1 – 10);

  • карточки с цифрами;

Раздаточный материал:

  • объемные мелкие игрушки (матрешки, елочки, зайчики, бочонки, желуди, грибочки, орешки);
  • плоские карточки с  предметы  (яблоки, груши, грибы и т.д.)
  • плоские геометрические фигуры;
  • наборы цифр (1 – 10);
  • карточки с изображением предметов

(1 – 10);

  • счетные палочки;
  •  прищепки;
  •  математические пеналы

Б) Величина

  • наборы полосок, возрастающей длины (10);
  • наборы полосок, возрастающей ширины (10);
  • предметы, возрастающей высоты;
  • палочки разной толщины;
  • геометрические фигуры разных размеров;

В) Форма

  • крупные геометрические фигуры разного цвета двух размеров;
  • мелкие геометрические фигуры разного цвета двух размеров;
  • наборы картинок с изображением предметов разной формы.

Г) Временные представления

  • песочные часы;
  • тематические картины о частях суток;
  • тематические картины о временах года.

 

 

Формирование грамматического строя речи

- пособия на все падежные формы существительных единственного и множественного числа;

- пособия на все согласования

- пособия для формирования фразы

Формирование лексической стороны речи

-предметные картинки по темам: овощи,  фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы,  дикие животные и птицы, цветы, деревья, профессии, посуда,  транспорт,  водный мир.

-пособия для формирования навыков словообразования:  суффиксальное, перфиксальное,  относительные и притяжательные прилагательные,  однокоренные слова.

-предметные картинки на подбор антонимов.

-картинки для расширения глагольного словаря.

Формирование фонематического восприятия и звукового анализа

- символы звуков,

- сигнальные кружки на дифференциацию звуков,

- схемы на звуко-слоговой анализ слов;

- предметные картинки на дифференциацию звуков,

- пособия для определения позиции звука в слова,

Коррекция звукопроизносительной стороны речи

- артикуляционные упражнения;

- набор пособий для работы над речевым дыханием;

- предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;

- игры на автоматизацию поставленных звуков;

- пособия для формирования слоговой структуры слова;

- тексты на автоматизацию поставленных звуков.

 Обучение Грамоте

- подвижная азбука

- схемы анализа предложений;

- наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

Совершенствование навыков связной речи

- серии сюжетных картинок,  сюжетные картинки,  наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов,  наборы текстов для пересказов и пособия, облегчающие этот процесс.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

  • предметные картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, транспорт, овощи, фрукты и т.д.);
  • сюжетные картинки: (простой сюжет с одним действующим лицом; многоплановые сюжетные картинки; серии из 3 – 4 картинок, объединенных общим сюжетом; юмористические картинки; пейзажные картинки);
  • серии картин («Дикие животные», «Домашние животные», «Мы играем», «Детям о профессиях» и т.п.);
  • иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный игровой опыт детей;
  • иллюстрации разных времен года и частей суток;

Сенсорное развитие

  • разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки;
  • коробки форм (разного вида);
  • разнообразные матрешки;
  • пирамидки и разного размера и разной конструкции и цвета;
  • игрушки сюжетные: кошечка, зайчик, медвежонок, лошадка и т.д.;
  • набор муляжей овощей, фруктов, грибов;
  •  стаканчики для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;
  • лото-вкладки;
  • коробки-вкладыши разных размеров;
  • трафареты;
  • мелкие игрушки животных и их детенышей;
  • наборы сыпучих материалов (горох, чечевица, речной песок, крупа и т.д.);
  • настольно-печатные игры.

Формирование мышления, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

  • сюжетные игрушки;
  • наборы игрушек, имитирующих орудия труда: молоток, гаечный ключ, отвертка;
  • тазы;
  • пластмассовые игрушки (шарики, уточки, рыбки);
  • сюжетные и предметные иллюстрации;
  • книги, содержащие художественные произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления;
  • настольно-печатные игры
  • настольные конструкторы и схемы образцов построек.

Развитие мелкой моторики

  • пособия с разными видами застежек;
  • шнуровки;
  • семена, крупа, горох и т.д.;
  • мозаики;
  • картинки для штриховок;

-  книги-раскраски.

Документация  учителя-дефектолога

1.Папка с нормативными документами

2. Рабочая программа по педагогической коррекции

3. Карты индивидуального сопровождения развития ребёнка (протоколы психолого-педагогической диагностики, перспективный и месячные планы по педагогической коррекции)

4. Комплексно-тематический план

5. Аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения детей группы за учебный год

6. Циклограмма

7. Список детей группы

8. Журнал посещаемости детей

9. План методической работы учителя-дефектолога

10. Персонифицированная программа повышения квалификации

 

Документация учителя-логопеда:

1.Папка с нормативными документами

2. Рабочая программа по логопедической  коррекции

3. Речевые карты  (Протоколы по логопедической диагностике)

4. Перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы на каждого ребенка

5. Комплексно-тематический план

6.Журнал посещаемости

7. План методической работы учителя-логопеда

8. Аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения детей группы за учебный год

9. Циклограмма

10. Персонифицированная программа повышения квалификации