Мои методические разработки

Удалова Яна Анатольевна

1 Алгоритмы трудовой деятельности

2 Дидактическая игра" Гусеница"

3 Интерактивная игра "Вгостях у сказки"

4 Лэпбук" Театр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритмы трудовой деятельности и их использование

в работе с детьми дошкольного возраста

        Удалова Я.А., воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ «ДС № 108 г. Челябинска»

В жизни любого человека начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни встречаются алгоритмы, даже если мы не даем себе отчет о его выполнении. Давайте обратимся к определению понятия алгоритм.

Алгоритм – понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели.

Во все центры можно поместить свои алгоритмы действий. Тем самым сделать среду разнообразной и интересной с алгоритмами, схемами, знаками, чтобы ребенок, изучая их, развивался и включался самостоятельно в любой вид деятельности.

Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников, а также способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память, играют важную роль в формировании трудовых умений и навыков.

Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.

Если рассматривать вопрос алгоритмического мышления детей, то стоит учитывать, что анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показал, что дошкольники второй младшей группы еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны.

В соответствии с этим встает вопрос о том, как сделать алгоритмы понятными для детей. Вспомним цитату К.Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Данная цитаты отлично описывает наши методику обучения детей алгоритмам.

Основная идея методики – показывать алгоритмы на примере понятных детям иллюстраций, идущих в строго определенной последовательности в соответствии с алгоритмом. Например, возьмем простейший алгоритм мытья рук. Данный алгоритм следует поместить на уровне глаз детей в умывальной комнате, и каждый раз обращать их внимание на понятные им картинки. Конечно, перед тем, как использовать на практике такие модели, мы с детьми проговариваем, какой смысл они несут. Для раннего и младшего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша. В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут» его действий, если вдруг не будет рядом взрослого. Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым». Для детей старшего дошкольного возраста данная методика развивается в направлении самостоятельного создания алгоритмов детьми. Таким образом, мы обучаем детей придумывать, конструировать и применять алгоритмы в деятельности.

Данная методика также применима для обучения детей трудовой деятельности. В действительности любую трудовую деятельность, будь то мытье игрушек, уход за растениями или уход за одеждой, можно представить в виде алгоритма. Таким образом мы в понятной и доступной для ребенка форме автоматизируем навыки как трудовой, так и иной деятельности.

        



Предварительный просмотр:

Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста.

В жизни любого человека начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни встречаются алгоритмы, даже если мы не даем себе отчет о его выполнении. Давайте обратимся к определению понятия алгоритм.

Алгоритм – понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели.

Во все центры можно поместить свои алгоритмы действий. Тем самым сделать среду разнообразной и интересной с алгоритмами, схемами, знаками, чтобы ребенок, изучая их, развивался и включался самостоятельно в любой вид деятельности.

Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников, а также способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память, играют важную роль в формировании трудовых умений и навыков.

Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.

Если рассматривать вопрос алгоритмического мышления детей, то стоит учитывать, что анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показал, что дошкольники второй младшей группы еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны.

В соответствии с этим встает вопрос о том, как сделать алгоритмы понятными для детей. Вспомним цитату К.Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Данная цитаты отлично описывает наши методику обучения детей алгоритмам.

Основная идея методики – показывать алгоритмы на примере понятных детям иллюстраций, идущих в строго определенной последовательности в соответствии с алгоритмом. Например, возьмем простейший алгоритм мытья рук (ПЕРЕЙТИ НА СЛАЙД 2). Данный алгоритм следует поместить на уровне глаз детей в умывальной комнате, и каждый раз обращать их внимание на понятные им картинки. Конечно, перед тем, как использовать на практике такие модели, мы с детьми проговариваем, какой смысл они несут. Для раннего и младшего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша. В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут» его действий, если вдруг не будет рядом взрослого. Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым». Для детей старшего дошкольного возраста данная методика развивается в направлении самостоятельного создания алгоритмов детьми. Таким образом, мы обучаем детей придумывать, конструировать и применять алгоритмы в деятельности.

Данная методика также применима для обучения детей трудовой деятельности. В действительности любую трудовую деятельность, будь то мытье игрушек, уход за растениями или уход за одеждой, можно представить в виде алгоритма. Таким образом мы в понятной и доступной для ребенка форме автоматизируем навыки как трудовой, так и иной деятельности.

        

Раннее мы рассматривали пример алгоритма мытья рук. На данном слайде вы можете наблюдать иллюстрированный пример такого алгоритма, который мы используем в наших группах, а также непосредственно фотографии детей и процесса его применения. На следующих слайдах аналогично представлены другие алгоритмы.

Однако кроме трудовой деятельности данная методика применима также и в других видах деятельности. Рассмотрим это на примере сюжетно-ролевой игры, дидактической игры и настольной игры. (ПЕРЕЙТИ НА 9 СЛАЙД)

Примером реализации в сюжетно ролевой игре может служить игра Ресторан, в основе которой лежит алгоритм приготовления овощного салата. Естественно блюдо может быть изменено. ОПИСЫВАЕШЬ ИГРУ.

Примером дидактической игры может служить игра «Что за чем». В её основе лежит алгоритм одевания. ОПИСЫВАЕШЬ ИГРУ.

Примером настольной игры может служить игра «Одень куклу». В её основе также лежит алгоритм одевания, однако здесь присутствует более усложненная вариация данного алгоритма с элементами логики. ОПИСЫВАЕШЬ ИГРУ.

Раннее в докладе мы говорили о развитии данной методики для детей старшего дошкольного возраста. На данном слайде проиллюстрирован процесс изготовления детьми алгоритмов самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическое применение алгоритмов в трудовой деятельности детей в ДОУ Удалова Я.А. МБДОУ «Детский сад № 108»

Слайд 2

Алгоритм мытья рук

Слайд 3

Алгоритм дежурства в уголке природы Дети младшего дошкольного возраста выполняют поручения ,опираясь на алгоритмы.

Слайд 4

Алгоритм одевания

Слайд 5

Алгоритм мытья игрушек

Слайд 6

Алгоритм заправления кроватей

Слайд 7

Алгоритм дежурства по столовой Дети старшего возраста самостоятельно дежурят по столовой

Слайд 8

Применение методики для детей старшего дошкольного возраста В подготовительной группе дети самостоятельно изготавливают алгоритмы

Слайд 9

Книжка помощница «Помогатор» ,изготовленная детьми подготовительной группы в подарок детям младшего возраста

Слайд 10

Применение алгоритмов в других видах деятельности Сюжетно-ролевая игры Дидактические игры Настольные игры И т.п.

Слайд 11

Сюжетно ролевая игра «Ресторан» Дети старшего возраста самостоятельно изготавливают алгоритмы приготовления блюд и атрибуты для игры.

Слайд 12

Дидактическая игра «Что за чем» Дети младшего возраста ,опираясь на алгоритм одевания выстраивают последовательность.

Слайд 13

Настольная игра «Одень куклу» Используя алгоритмы дети одевают куклу на прогулку по сезону.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 108 г. Челябинска» (МБДОУ «ДС № 108 г. Челябинска»)

454128  г. Челябинск, ул. Чичерина, 21-а, тел. 244-38-34, 796-93-95 сайт: http://ds108.ucoz.ru E-mail: mdoukalin108@mail.ru

====================================================================

Дидактическая игра «Речевая гусеница»

воспитатель Удалова Яна Анатольевна

Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Игру можно использовать для организации индивидуальной, подгрупповой работы с детьми и в самостоятельной деятельности (слайд 2).

Цель: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Задачи:

- совершенствовать умения: определять местоположения звука в слове, интонационно выделять звук, подбирать слова с заданным звуком;

- развивать умение определять количество слогов в слове (слайд 3).

Описание игры (слайд 4).

Пособие «Речевая гусеница», представляющее собой изображение гусеницы, изготовленное из подручных материалов (потолочная плитка, картон, ткань, самоклеющаяся пленка, клей), карточки с разноцветными буквами (синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные), схемы нахождения звука в слове, карточки, обозначающие количество слогов, предметные картинки.

Правила игры

Перед началом игры, определите по какому варианту будет проходить игра.

Вариант 1 (слайд 5)

«Определи где находится звук»

На первый круг гусеницы выкладывается буква, обозначающая «мягкий» или «твердый» звук, на остальные выкладываются схемы, обозначающие расположение звука в слове (в начале, середине, конце слова). Детям предлагается из комплекта карточек «слова в картинках» подобрать слова на заданный звук в соответствии со схемой.

Вариант 2 (слайд 6)

«Определи сколько слогов в слове»

На первый круг гусеницы выкладывается карточка, обозначающая букву, на остальные круги карточки с номерами (1,2,3) которые обозначают количество слогов в слове. Детям предлагается подобрать слова на заданную букву, которые состоят из 1 слога, 2 слогов, 3 слогов.

Таким образом в игре дети легче и быстрее запоминают и дифференцируют звуки; развивается память, внимание, усидчивость.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 108 г. Челябинска» Дидактическая игра «Речевая гусеница» Выполнила: воспитатель Удалова Я.А.

Слайд 2

Цель игры: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Задачи: совершенствовать умения: определять местоположения звука в слове, интонационно выделять звук, подбирать слова с заданным звуком; - развивать умение определять количество слогов в слове.

Слайд 3

Содержание игры: изображение гусеницы, изготовленное из подручных материалов, карточки с разноцветными буквами (синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные), схемы нахождения звука в слове, карточки, обозначающие количество слогов, предметные картинки.

Слайд 4

Вариант 1 «Определи где находится звук»

Слайд 5

Вариант 2 «Определи сколько слогов в слове»

Слайд 6

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

с использованием цифровых образовательных ресурсов
в подготовительной к школе группе
«В гостях у сказки»

Удалова Я.А.,

воспитатель МБДОУ

«ДС № 108 г. Челябинска»

Цели:

Расширить знания детей о сказках; развивать речь ,память.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок;
  2. Учить узнавать сказку по заданию;
  3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
  4. Вспомнить порядок появления героев в сказках;

Развивающие задачи: 

  1. Развивать умение действовать согласованно; 
  2. Развивать речь детей как средство общения;
  3. Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику;

Воспитательные задачи: 

  1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству; 
  2. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности; 
  3. Воспитывать эмоциональные чувства; 
  4. Снятие мышечного и нервного напряжения.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкальная.

 

  1. Организационный момент (звучит музыка «В гостях у сказки») дети садятся на стульчики в полукруг. (слайд 2)
  2. Воспитатель: В мире много сказок - грустных и смешных,

                             И нельзя на свете нам прожить без них.

Ребенок  читает стихотворение:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? А почему они вам нравятся? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, ребята, с самого раннего возраста мы слышим сказки. Они сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку,  мы попадаем в мир волшебства и чудес. Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки.

Воспитатель: Ребята, попробуйте разгадать загадку.

Он однажды появился в деревянной мастерской

Папа Карло потрудился над игрушкою смешной. (Ответы детей)

Воспитатель Правильно к нам сегодня пришел в гости Буратино.  Посмотрите, но он какой-то грустный, потому что Карабас Барабас отобрал у него карту и спрятал ее в сундук. И теперь  Буратино не может  вернуться к себе в сказку.

Если мы выполним все задания, то сможем открыть сундук и достать карту,  и тогда Буратино сможет вернуться к себе в сказку. Ребята, поможем Буратино (слайд 3

Воспитатель:  Ребята согласны? тогда пора начинать.

Задание № 1 (слайд 4)

 
- Какими словами обычно начинаются сказки? (ответы детей)

- Какими словами заканчиваются сказки? (ответы детей)

  • В каких сказках жили братья? (слайд 5)

 («Три поросенка», «Конек-Горбунок», «Царевна-лягушка»,
«Два жадных медвежонка»).

  • В каких сказках, заходит часто речь о старой, доброй печи? (слайд 6)
    («По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Золушка»,
    «Гуси-лебеди»).

-  Какому сказочному герою принадлежит предмет (слайд 7)

- Волшебная палочка (Фея)

- Ключик (Буратино)

- Хрустальная туфелька (Золушка)

- Горошинка (Принцесса на горошине)

- Скалочка (Лисичка со скалочкой)

- Скорлупа от грецкого ореха (Дюймовочка)

Задание № 2 «Узнайте сказку» (слайд 8)

Воспитатель: Сказки просят: «А, сейчас, вы, друзья, узнайте нас!». Вам нужно угадать сказку, о которой идет речь.

Вымолвил словечко

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да царевне

И за что, не знаю

Повезло лентяю.

       («По щучьему веленью») - слайд 9

А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

       ("Маша и медведь") - слайд 10

Ах ты, Петя – простота

Сплоховал немножко,

Не послушался кота

Выглянув в окошко.

        ("Кот, петух и лиса") - слайд 11

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет, бедняжка!

         ("Снегурочка") - слайд 12

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку

Посланную ей.

        ("Красная шапочка") - слайд 13

У отца был мальчик странный

Необычный деревянный

       ("Приключения Буратино или Золотой ключик") - слайд 14

Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь-ка

В лесу семь гномов повстречала

Спасется наша ....

       ("белоснежна и семь гномов") - слайд 15

В Простоквашино деревне он живет

И хозяйство сам ведет

Адрес точный я не знаю

Но фамилия морская.

       (Матроскин из сказки "Дядя Федор, пес и кот). - слайд 16

Смышленость этого мальчишки

Спасла его и шесть братишек

Хоть ростом мал он, да удал

Да кто из вас о нем читал?

       ("Мальчик с пальчик") - слайд 17

Девочка по лесу шла

И на домик набрела

Видит, что хозяев нет

На столе стоит обед

В трех постелях полежала.

       ("Три медведя") - слайд 18

Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню эту девочку. Помнишь ли ты?

       (Падчерица "12 месяцев") - слайд 19

Одного мальчишку приютила

И лечила, и учила

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать.

       (Мальвина, "Приключения Буратино") - слайд 20

И для мачехи стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке

А спала у печки.

       ("Золушка") - слайд 21

А однажды из болота

Вытащил он бегемота

Всегда на помощь он спешит

 ("Доктор Айболит") - слайд 22

Задание № 3 (слайд 23)

Физкультминутка.

К сказке в гости мы пришли, (шагаем на месте)

Сундучок с замком нашли. (руки разводим в стороны)

Справа заглянули, (наклон влево)

Слева заглянули, (наклон влево)

И присели, и привстали, (сели, встали)

И зайчонком поскакали. (прыжки на месте)

Ручки наши разомнем, («замочек» раскрываем)

И замочки отопрем! («замочек» раскрываем)

Задание № 4 (слайд 24)

Воспитатель: - Вот еще одна игра, вам понравится она.

          Что ж, ребята, не зевай! Героев сказок отгадай!

  • В какой сказке петушок помогает победить лису? («Заюшкина избушка») слайд - 25

  • Назови героев сказки «Кот и лиса» (волк, медведь, кот, лиса) слайд – 26

  • Найдите отличия. Слайд – 27

Задание №5 (слайд 28)

Был Кощей вчера в гостях. Что наделал, просто, ах! Все картинки перепутал. Сказки все мои он спутал. Пазлы вы должны собрать. Сказку нам должны назвать!

 («Лиса и тетерев», «У страха глаза велики», «петушок и бобовое зернышко»).


Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!

Воспитатель: Молодцы! Вы открыли сундук и вот она карта. (слайд 32)

Держи буратино. Теперь ты сможешь вернуться в свою сказку.

Буратино: Спасибо вам ребята

За ваше умение,

За ум и смекалку,
сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался

Подарки обязательно вручу! (слайд 33,34)

Воспитатель:

Хочу пожелать вам всегда верить в сказку и быть добрыми к друг другу.

Верить в сказку - это счастье.

И тому, кто верит-
Сказка обязательно
отворит все двери!






Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: