План работы по самообразованию «Культура поведения. Этикет»

 Родькина Оксана Борисовна
Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она наиболее актуальна на сегодняшний день для наших детей.
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры, но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком.
Опыт работы в детском саду показал: дети правила поведения отлично усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Как сделать так, чтобы общение на самом деле было приятным и полезным, а поведение не вызывало у окружающих отрицательных эмоций?

 
В первую очередь для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.
2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
3. Работать в тесном контакте с родителями.
 
Выбрав эту тему, я поставила перед собой цель: поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития ребенка среднего возраста в системе работы по формированию и обучению навыков культурно – гигиенических и культуры поведения. А для выполнения цели я определила следующие задачи, которые помогут детям в освоенными этикета.
 
Задачи:
1. Формировать навыки опрятности и гигиены.
2. Совершенствовать умение пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой.
3. Расширять знания о сервировки стола.
4. Развивать умение чувствовать и понимать другого.
5. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
6. Воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.
7. Способствовать сплочению детского коллектива.
 
Далее, я приступила к отбору методической литературы.
 
Это программа дошкольного образования «От рождения до школы», журналы дошкольного воспитания, Азбука общения, книга «Развитие и воспитание детей среднего возраста», «Веселый этикет» и т. д. И после того, как я отобрала необходимую литературу,мной был составлен годичный план, проведения с детьми занятий, опирались прежде всего на программу «От рождения до школы».

Настольной книгой для меня были книги:
1. «Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета под редакцией О. И. Бочкаревой.
2. Е. А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей».
Благодаря полученным знаниям из этих книг, я подготовила достаточно много консультаций и рекомендаций для родителей, занятий для детей.
   
Основные направления работы с детьми:
1. Цикл занятий по воспитанию культурно - гигиенических навыков.
(Уроки «Мойдодыра» «Поможем Федоре» «Умейка» и т. д.);
2. Цикл по воспитанию культуры поведения («Как вести себя за
столом?» «Путешествие в страну доброты, вежливости» «Мои друзья» и т. д.);
3. Уроки этикета (обучение детей правилам столового этикета; заучивание стихов, пословиц. «Я приду к тебе в гости»);
4. Изучение книг, статей в дошкольном воспитании.
 
На что будут направлены мои усилия на первых этапах работы? Сейчас я учусь наблюдать, анализировать, оценивать поступки детей. В своей работе буду искать новые приемы воздействия на детей.
Сейчас Многие дети (в самом начале года) здороваются и прощаются лишь по напоминанию родителей, воспитателей, не называют по имени – отчеству, редко любят убирать игрушки на место, тянут полотенца, некоторые дети были абсолютно неприветливы, недружелюбны, едят неаккуратно. 
И так, какие приемы и методы будут использованы в моей работе? Первостепенно - это личный пример. Не дожидаясь, пока ребенок поздоровается, первой здороваюсь, я нахожу и буду находить то, о чем спросить ребенка, о чем поговорить. В наработке различных правил поведения будут использованы игрушки-гости. На примере будем показывать, как нужно входить в группу: мальчики должны пропускать девочек, вежливо пропускать друг - друга. Приучая детей к культуре общения,за основу взяли четыре
правила: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые», «Если тебе трудно – обратись за помощью», «Каждой вещи свое место», «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». А также перкодическая проверка того, как дети усвоили правила.

Самым проблематичным моментом в своей работе я нахожу то, что между детьми нет дружеских взаимоотношений, из-за чего часто начинаются конфликты. Обычно это происходит  из-за игрушек, нежелания уступить место, принятие в игру сверстника. Очень огорчает порой меня недоброжелательный тон некоторых детей. Чтобы получить ответы на эти вопросы, мною были подготовлены тестовые задания для родителей и анкеты, а также проведены индивидуальные беседы с ними, и дополнительно - диагностика детей. Также я наблюдала за поведением детей в игровой деятельности и в повседневной жизни.
 
Предварительная работа показала: вопросам культуры общения необходимо посвятить специально организованные занятия, научить правилам вежливости и приучить к большей самостоятельности. В занятия будет включено: чтение сказок, рассказов, беседы на заданную тему, разрешение педагогических ситуаций, рассматривание картин, иллюстраций, проведение дидактических игр. Надеемся, что наша работа будет продуктивной и плодотворной, и приведёт нас к намеченным целям.