Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 или 4 класса на тему"Люби и знай свой край"(Подмосковье).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Люби и знай родной край»
для 4 класса
на 2020-2021 учебный год
Учителя: Букус Л.М.
Гайворонская И. А.
г. Пушкино
Программа внеурочной деятельности
«Люби и знай родной край»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой город», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Ведущей идеей программы «Мой город» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Общая характеристика программы:
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Пушкино, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Подмосковья, родного города Пушкино;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры;
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно - эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
Место программы в структуре ООП:
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ СОШ №8. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение данной программы предусмотрено в 4 классе по 68 часов (2 час в неделю, 34 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:
Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Программа (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класса. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Содержание программы
4 класс.
Программа четвертого класса раскрывает мир родной истории и культуры нашего города. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.
Тематическое распределение часов в 4 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | История и культура История и культура | 9 |
2 | История создания вещей | 14 |
3 | Музей-машина времени | 23 |
4 | О прошлом говорят | 5 |
5 | Памятники Пушкино | 4 |
6 | Природа нашего края | 5 |
7 | Люби и знай родной край Рос РРоссия. | 8 |
Всего | 68 |
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «История и культура» (9 ч.) знакомит:
- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;
- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
-с временной последовательностью событий.
В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.
Второй раздел «История создания вещей» (14 ч.) знакомит:
- с понятиями «вещь», «свойства вещи».
- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;
-знакомство со старинными музыкальными народными инструментами;
- предметы быта( гребень, коромысло, ухват, серп и т.д)
- знакомство со столярными инструментами.
-мастер- класс( изготовление деревянных игрушек)
В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, прививать любовь к прикладному труду.
Третий раздел «Музей – машина времени» (23 ч.) знакомит:
- с видами музеев;
- с профессиями работников музеев;
- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.
Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес к изучению памятников старины.
Четвертый раздел «О прошлом говорят» (5 ч.) знакомит:
- с историей возникновения и развития города Пушкино;
- с памятниками архитектуры и истории.
Этот раздел развивает у школьников интерес к истории возникновения русских православных храмов, как памятников архитектуры.
Пятый раздел «Памятники Пушкино»(4 ч.) знакомит:
- с памятниками А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Домбровского Б.К, В. В. Маяковского
В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за наш народ, нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.
Шестой раздел «Природа нашего края» (5 ч.) знакомит:
- с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.
Этот раздел развивает у школьников умения работать с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.
Седьмой раздел «Люби и знай родной край» (8 ч.) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
Календарно- тематическое планирование
№ | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения |
1. | Понятие «культура». Культурное наследие | 2 | |
2. | Понятия «дата», «год», «век» Исторические события. | 2 | |
3. | Путеводитель в прошлое – картина, фотография. | 5 | |
4. | Понятие «Вещь». Старинные вещи | 1 | |
5. | Откуда берется название вещей | 1 | |
6. | С понятиями «вещь», «свойства вещи» | 1 | |
7. | С информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни | 1 | |
8. | Знакомство со старинными музыкальными народными инструментами | 1 | |
9. | Предметы быта ( гребень, коромысло, ухват, серп и т.д) | 6 | |
10. | Мастер- класс (изготовление деревянных игрушек) | 3 | |
11. | Что такое музей? Виды музеев. | 1 | |
12. | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | |
13. | Экскурсия в информационный центр. | 2 | |
14. | Экскурсия в городскую библиотеку | 2 | |
15. | Картинная галерея Арт-Ликор- экскурсия | 2 | |
16. | Экскурсия в музей столярных инструментов | 3 | |
18. | Музей усадьба Мураново | 3 | |
19. | Музей усадьба Абрамцево | 3 | |
20. | Дача – музей поэта В.В.Маяковского | 2 | |
21. | Музей Жостовской фабрики декоративной живописи | 3 | |
22. | История возникновения и развития города Пушкино | 1 | |
23. | Прикоснуться к вечности. Церковь Николая Чудотворца. | 2 | |
24. | Никольский храм. | 2 | |
25. | Памятники. Пушкина А.С. и И. А.Крылова | 1 | |
26. | Памятник поэта В.В. Маяковского. | 1 | |
27. | Мемориальный комплекс Скорбящая мать. | 1 | |
28. | Памятник Б.К.Домбровского | 1 | |
29. | Экскурсия в городской парк отдыха | 3 | |
30. | Травинское озеро | 2 | |
31. | Викторина «Знай и люби природу родного края» | 2 | |
32. | Конкурс рисунков «Я люблю свой город». | 2 | |
33. | Конкурс рисунков на асфальте «Я, ты, он, она - вместе дружная семья». | 2 | |
34. | Итоговое занятие. | 2 |
УМК:
Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2011.
8. Города Подмосковья. Кн.3.- М: Московский рабочий, 1981. |
Материально – техническое обеспечение: Технические средства обучения. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Персональный компьютер с принтером, сканером. Мультимедийный проектор. |