Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 или 4 класса на тему"Люби и знай свой край"(Подмосковье).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._po_v.d.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Люби и знай родной край»

для 4 класса

на 2020-2021 учебный год

                                                                                                                     Учителя: Букус Л.М.

                                                                                                                                      Гайворонская И. А.

               

г. Пушкино

Программа внеурочной деятельности

«Люби и знай родной край»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой город», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «Мой город» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

        Общая характеристика программы:

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям города Пушкино, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления  об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к    историческим, культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города.

Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие  работы;

- работа с картой России, Подмосковья, родного города Пушкино;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры;

        В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей  предметно - эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

         

Место программы в структуре ООП:

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ СОШ №8. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.

На изучение данной программы   предусмотрено  в 4 классе по 68 часов (2 час в неделю, 34 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление  обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

          Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

            Программа  (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класса. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

     В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

   

 При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

          При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Содержание программы

4 класс.

Программа четвертого  класса  раскрывает мир родной истории и культуры нашего города. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.

             Тематическое распределение часов в 4 классе.

Тема

Кол-во часов  

1

История и культура

История и культура

9

2

История создания вещей

14

3

Музей-машина времени

23

4

О прошлом говорят

5

5

Памятники Пушкино

4

6

Природа нашего края

5

7

Люби и знай родной край

Рос

РРоссия.

8

Всего

68

                      Программа включает в себя семь разделов.

Первый раздел «История и культура» (9 ч.) знакомит:

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

-с временной последовательностью событий.

        В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.

Второй раздел «История создания вещей» (14 ч.) знакомит:

- с понятиями «вещь», «свойства вещи».      

- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;

-знакомство со старинными   музыкальными народными инструментами;

- предметы быта(  гребень, коромысло, ухват, серп и т.д)

 - знакомство со столярными инструментами.

 -мастер- класс( изготовление деревянных игрушек)

       В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, прививать любовь к прикладному труду.

Третий раздел «Музей – машина времени» (23 ч.) знакомит:

- с видами музеев;

- с профессиями работников музеев;

- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.

       Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес  к изучению памятников старины.

Четвертый раздел «О прошлом говорят» (5 ч.) знакомит:

- с историей возникновения и развития  города Пушкино;

- с памятниками архитектуры и истории.

        Этот раздел развивает у  школьников  интерес к истории возникновения русских православных храмов,  как памятников архитектуры.

Пятый раздел «Памятники Пушкино»(4 ч.) знакомит:

- с памятниками А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Домбровского Б.К, В. В. Маяковского

        В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за  наш народ, нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.

Шестой раздел «Природа нашего края» (5 ч.) знакомит:

-  с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.

         Этот раздел развивает у школьников умения  работать  с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.

Седьмой раздел «Люби и знай родной край» (8 ч.) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

Календарно- тематическое планирование

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

1.

Понятие «культура». Культурное наследие

2

2.

Понятия «дата», «год», «век» Исторические события.

2

3.

Путеводитель в прошлое – картина, фотография.

5

4.

Понятие «Вещь». Старинные вещи

1

5.

Откуда берется название вещей

1

6.

С понятиями «вещь», «свойства вещи»      

1

7.

С информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни

1

8.

Знакомство со старинными   музыкальными народными инструментами

1

9.

Предметы быта (  гребень, коромысло, ухват, серп и т.д)

6

10.

Мастер- класс (изготовление деревянных игрушек)

3

11.

Что такое музей? Виды музеев.

1

12.

Экскурсия в краеведческий музей

2

13.

Экскурсия в информационный центр.

2

14.

Экскурсия в городскую библиотеку

2

15.

 Картинная галерея Арт-Ликор- экскурсия

2

16.

Экскурсия в музей столярных инструментов

3

18.

Музей усадьба Мураново

3

19.

Музей усадьба Абрамцево

3

20.

Дача – музей поэта В.В.Маяковского

2

21.

Музей Жостовской фабрики декоративной живописи

3

22.

История возникновения и развития города Пушкино

1

23.

Прикоснуться к вечности. Церковь Николая Чудотворца.

2

24.

Никольский храм.

2

25.

Памятники.

Пушкина А.С. и И. А.Крылова

1

26.

Памятник поэта В.В. Маяковского.

1

27.

Мемориальный комплекс Скорбящая мать.

1

28.

Памятник Б.К.Домбровского

1

29.

Экскурсия в городской парк  отдыха

3

30.

Травинское озеро

2

31.

Викторина «Знай и люби природу родного края»

2

32.

Конкурс рисунков «Я люблю свой город».

2

33.

Конкурс рисунков на асфальте «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

2

34.

Итоговое занятие.

2

УМК:

  1. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В.-М.:Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В., Степаноов П.В. Программы внеурочной деятельности.

Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2011.

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2011.
  2. Савинов Е.С. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся.- 2 – е изд., перераб.- М., 2011.
  3. Сизова Ю.А. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие.-г.о. Спасск –Дальний, 2009.
  4. Щурова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., Просвещение, 2010.

      8. Города Подмосковья. Кн.3.- М: Московский рабочий, 1981.

Материально – техническое обеспечение:

Технические средства обучения.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Персональный компьютер с принтером, сканером.

Мультимедийный проектор.