Для педагогов

Быкова Екатерина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по теме "Непроизносимые согласные" (2–4-е классы)

Беседа о непроизносимых согласных.

Не все согласные в словах произносятся, некоторые из них исчезают, как, например, звук [т] в слове лестница. Скрываются и другие звуки: [л] в слове солнце, [д] в слове поздно и др.

Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить — следует запомнить его написание.

А почему все-таки исчезают отдельные звуки?

Дело в том, что три согласные подряд бывает очень трудно произнести, и мы упрощаем таким образом их произношение.

Дидактическая игра.

Всем играющим, кроме ведущего, раздаются поровну 24 большие карточки.

Каждая из карточек разделена на З прямоугольника, в которых написаны слова или словосочетания: их надо заменить словами-синонимами с непроизносимыми согласными.

Правила игры.

Ведущий вынимает из коробки маленькую карточку и читает вслух написанное на ней слово. Участник игры, которому данное слово нужно для замены слова или словосочетания, берет маленькую карточку и закрывает ею соответствующий прямоугольник на большой карточке.

При этом он должен объяснить правописание слова на маленькой карточке (см. контрольный лист).

Выигрывает тот, кто первым закроет все прямоугольники на своих больших карточках и объяснит правописание слов на маленьких.

Слова и словосочетания для больших карточек.

  1. Большая морская птица. Нечестный. Сверкнуть.
  2. Молчать. Честный. Приятный на вкус.
  3. Висящий на стене. Любящий повелевать. Образовавшийся из дерева.
  4. Занимающий много места. Огромный. Находящийся в запасе.
  5. Печальный. Смелый. Вызывающий интерес.
  6. Унылый. Постоянно завидующий. Умелый.
  7. Имеющий отношение к звездам. Приветствие при встрече. Неподвижный, отсталый.
  8. Знаменитый. Белая бабочка. Имеющий отношение к колесу.
  9. Относящийся к кости. Закрепощенный. Имеющий отношение к лесу.
  10. Похвальный. Извещающая о чем-либо. Нестерпимый.
  11. Здешний. Всадник. Неземной.
  12. Окружающее пространство. Относящийся к области. Способный причинить вред.
  13. Не быть в данном месте. Отвратительный. Отложить на некоторое время.
  14. Очаровательный. Служащий для проезда. Пропустить срок.
  15. Запоздалый. Путешествие. Ударить.
  16. Пища. Похвастать. Соответственно.
  17. Обращаться к приветствием. Веселый. Выраженный словами.
  18. Центральный орган кровообращения. Справедливый. Имеющий отношение к телу человека. ХIХ. Небесное светило. Радостный. Страшный.
  19. Водяное растение. Произносимый. Принимать участие.
  20. Отдельный. Добросовестный. Чудный.
  21. Ощущать. Быть шефом. Идти. ХХIII. Ясно. Гневный. Еда.
  22. Трудный. Затрещать. Люди одинакового возраста.

Слова для маленьких карточек

  1. Буревестник. Бессовестный. Блеснуть.
  2. Безмолвствовать. Бескорыстный. Вкусный. III. Навесной. Властный. Древесный.
  3. Громоздкий. Гигантский. Запасной.
  4. Горестный. Доблестный. Интересный.
  5. Грустный. Завистливый. Искусный. УII. Звездный. Здравствуй. Косный.
  6. Известный. Капустница. Колесный. IХ. Костный. Крепостной. Лесной.
  7. Лестный. Вестница. Несносный.
  8. Местный. Наездник. Небесный. ХII. Окрестный. Областной. Опасный.
  9. Отсутствовать. Пакостный. Отсрочить. ХIУ. Прелестный. Проездной. Просрочить.
  10. Поздний. Поездка. Хлестнуть.
  11. Съестное. Прихвастнуть. Согласно. ХУII. Приветствовать. Радостный. Словесный.
  12. Сердце. Совестливый. Телесный. ХIХ. Солнце. Счастливый. Ужасный.
  13. Тростник. Устный. Участвовать. ХХI. Частный. Честный. Чудесный.
  14. Чувствовать. Шефствовать. Шествовать. ХХIII. Явственно. Яростный. Яства.
  15. Тягостный. Хрустнуть. Сверстники.

Контрольный лист

Примечание. Римские цифры показывают номера больших карточек.

  1. Буревестник — весть. Бессовестный — совесть. Блеснуть — блеск.
  2. Безмолвствовать — молва. Бескорыстный — корысть. Вкусный — вкус.
  3. Навесной — навес, навесить. Властный — власть. Древесный — дерево, древесина.
  4. Громоздкий — громоздить. Гигантский — гигант. Запасной — запас.
  5. Горестный — горесть. Доблестный — доблесть. Интересный — интерес.
  6. Грустный — грусть. Завистливый — зависть. Искусный — искусить.
  7. Звездный — звезда. Здравствуй — здоров, здравие. Косный — коснеть.
  8. Известный — известие. Капустница — капуста. Колесный — колесо.
  9. Костный — кость. Крепостной — крепость. Лесной — лес.
  10. Лестный — лесть, Вестница — весть. Несносный — сносить.
  11. Местный — место. Наездник — езда. Небесный — небеса.
  12. Окрестный — окрест. Областной — область. Опасный — опасаться.
  13. Отсутствовать — суть. Пакостный — пакость. Отсрочить — срок.
  14. Прелестный — прелесть. Проездной — езда. Просрочить — срок.
  15. Поздний — опоздать. Поездка — поезд. Хлестнуть — хлестать.
  16. Съестное — съесть. Прихвастнуть — хвастать. Согласно — согласие.
  17. Приветствовать — привет. Радостный — радость. Словесный — слово.
  18. Сердце — сердечный. Совестливый — совесть. Телесный — тело.
  19. Солнце — солнышко. Счастливый — счастье. Ужасный — ужас.
  20. Тростник — тростъ. Устный — уста. Участвовать — участвовать.
  21. Частный — часть. Честный — честь. Чудесный — чудо, чудеса.
  22. Чувствовать — нет. Шефствовать — шеф. Шествовать — шествие.
  23. Явственно — явь, явно. Яростный — ярость. Яства — ясти (старинное).
  24. Тягостный — тягость. Хрустнуть — хруст. Сверстники — верста (когда-то означало возраст).

http://festival.1september.ru/articles/566281/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/566281/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/566281/img3.gif

http://festival.1september.ru/articles/566281/img4.gif



Предварительный просмотр:

Практическое задание 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для повторения: Лекция 3. Профессиональная этика и культура вожатого. Технологии работы вожатого в образовательной организации и детском лагере

Задание 1. Специфика и особенности организации дискуссионных мероприятий. Формы и методы дискуссионных мероприятий. Подготовить конспект дискуссионного мероприятия.

Принятию группового решения предшествует групповая дискуссия. Она может возникать спонтанно, развиваться стихийно или быть организованной. Инициатором обсуждения может стать руководитель (в роли которого может выступать вожатый), который осуществляет, координирует и направляет процесс.

Дискуссия предполагает:

  • активный обмен мнениями между участниками;
  • рассмотрение проблемы с разных позиций;
  • многосторонняя коммуникация;
  • поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.

Как организовать и провести групповую дискуссию? Если вы решили организовать дискуссию, обратите свое внимание на следующие рекомендации.

  • На подготовительном этапе:

1. Позаботьтесь о пространстве, в котором будет проходить дискуссия. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Наиболее подходящими для организации дискуссии формами расположения участников являются «буква П», «прямоугольник», «круг», «дискуссионный клуб». В первых двух формах несколько затруднен контакт между участниками, сидящими на одной линии. Последняя форма может использоваться, если руководитель планирует организовать работу в подгруппах. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется использовать именно этот вариант работы.

«Прием аквариума» предполагает образование участниками внутреннего и внешнего кругов. Если кто-то не хочет участвовать в обсуждении, не готов, плохо себя чувствует и т.д., ему предлагается занять место во внешнем круге и просто понаблюдать за процессом. Активная работа ведется во внутреннем круге — в аквариуме. Отсюда и название данного приема размещение участников.

Хорошо, если в месте проведения есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить наглядную информацию, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Поручите одному из участников роль регистратора.

Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.

2. Определите временные рамки дискуссии. Время проведения должно быть максимально удобным для всех. Дискуссия не должна лишать участников возможности отдыха. Если обсуждение ожидается длительным, запланируйте перерывы и т.д. Тщательно продумайте хронометраж дискуссии.

3. Определите тему дискуссии, сформулируйте цели, подготовьте вопросы или утверждения для совместного обсуждения. Тема должна быть интересной и актуальной для участников дискуссии. Если вы хотите собрать информацию, узнать мнения подопечных, их аргументы, определите ее достаточно широко. Узкая формулировка темы требуется в том случае, если итогом дискуссии должно стать принятие решения по конкретному вопросу.

Целью дискуссии может быть:

  • выяснение мнений по поводу того или иного вопроса;
  • анализ проблемной ситуации;
  • поиск нового варианта решения;
  • оценка предложения.

4. Определите стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализации является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию.

Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки плана, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в управлении процессом обсуждения.

Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь важное значение приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии другим участникам.

  • На этапе проведения дискуссии:

1. Сообщите членам группы тему и цель дискуссии. Раскройте актуальность заявленных вопросов, постарайтесь заинтересовать всех участников. Убедитесь, что тема и цель понимается всеми одинаково.

2. При необходимости распределите роли между участниками: регистратор, координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.

3. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от членов группы относительно их соблюдения.

Нормами работы в группе могут стать следующие правила:

  • не перебивать и выслушивать выступающих до конца;
  • контролировать эмоции;
  • четко аргументировать свою позицию;
  • не переходить в обсуждении на личности;
  • активно участвовать в обсуждении каждого члена группы;
  • конфиденциальность;
  • доверие и открытость; и прочие.

4. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

5. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей сотрудников высказываться.

6. Следите за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без оного:

Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.

Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.

Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.

Если выступление затягивается, обратите внимание человека на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.

Задавайте уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.

Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.

Следите за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.

7. Подведите промежуточные итоги обсуждения.

8. Проведите «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

  • На заключительном этапе:

1. Подведите итоги дискуссии. Предложите выступить участникам, наблюдателям, экспертам.

2. Поблагодарите всех участников за участие в дискуссии.

Методы организации дискуссии разнообразны. В зависимости от целей и задач, а также пространственно-временных и иных ресурсов руководитель дискуссии выбирает способ проведения обсуждения.

Существует несколько форм ведения дискуссий чтения вслух (выбор зависит от целей, аудитории и вида текста):

1. Беседа-дискуссия после чтения

2. Дискуссия в ходе чтения

3. Дискуссия-беседа без подготовки

4. Подиум-дискуссия

Задание 2. Проектная деятельность в детских лагерях. Составить краткий конспект основных этапов проектирования: технология работы над проектом, жизненный цикл проекта, формирование команды проекта, презентация и защита проекта, примеры проектной деятельности в ДОЛ.

Технология работы над проектом:

Этапы работы над проектом Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы Цель проекта Зачем? Целеполагание Задачи проекта Что? Постановка задач Методы и способы Как? Планирование Создание продукта Как лучше? Поиск информации, создание продукта Результат (защита проекта) Что получится? Ожидаемый результат (Продукт, презентация)

Этапы проектной деятельности

1 этап

«Выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап

«Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап

«Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

4 этап

«Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

И.И. Мазур и В.Д. Шапиро выделяют четыре фазы жизненного цикла:

§ этап технико-экономического обоснования;

§ этап планирования и разработки проекта;

§ производственный этап;

§ заключительный этап.

1. Формирование и развитие навыков командной работы (team skills), которые являются основой системы внедрения командного менеджмента. Сюда можно отнести следующие навыки:

  • гармонизация общей цели с целями каждого члена команды;
  • принятие ответственности за результаты работы команды;
  • ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменения стиля в соответствии с особенностями задачи;
  • конструктивное взаимодействие и самоуправление;
  • принятие единого командного решения и его согласование с членами команды.

2. Формирование командного духа (в англоязычной литературе — team spirit), то есть совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения ребят к сверстникам и детскому лагерю в целом. Развитие командного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на:

  • усиление чувства сплочённости, формирование устойчивого чувства "мы";
  • формирование доверия между ребятами, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга, создание мотивации на совместную деятельность;
  • создание опыта высокоэффективных совместных действий;
  • повышение неформального авторитета вожатых;
  • развитие лояльности участников программы по отношению к детской летней программе детского лагеря.

Тим спирит (team spirit) – командный дух, т.е. программы командообразования, направленные на поднятие командного духа. Как правило, такой тренинг или командная игра проходят на позитивных эмоциях, без глубокой проработки полученного опыта, может совмещаться с проведением общелагерного праздника.

Team spirit – программы командообразования, направленные на поднятие командного духа, разрушающие барьеры и развивающие сплочение. Любая нестандартная ситуация заставляет ребят снять маску и стать такими, какие они есть – это даёт хороший результат для последующей работы в команде… Сильные эмоции, испытанные совместно, создают ощущение единства.

3. Формирование команды (teambuilding — создание команды) — механические действия, по подбору, оптимизации структуры команды и функционально-ролевого распределения:

  • эффективное использование сильных сторон состава команды;
  • распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
  • формирование структуры отношений в масштабах всей дружины детского лагеря;
  • создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
  • налаживание горизонтальных связей как внутри коллектива детского отряда, так и между детскими отрядами лагеря.

Пример проектной деятельности в ДОЛ:

Проект «Онлайнгазета»

Цель проекта: создание живой, активно работающей информационной среды

посредством издания газеты.

Задачи проекта:

- оперативно и достоверно освещать события и факты из жизни лагеря;

- совершенствовать умение отстаивать свои права, развивать творческую

свободу, инициативу, самостоятельность;

- развивать коммуникативные качества, готовность к сотрудничеству,

стремление сообща решать возникающие проблемы;

- пропагандировать успехи и достижения, обсуждать трудности и проблемы.

План работы:

1.Введение в проект на общем сборе. Раздача конвертов с заданиями.

2. Работа в отрядах:

- распределение обязанностей: редактор, дизайнер, журналисты,

фотокорреспонденты, корректоры, верстальщики;

- обсуждение названия;

- распределение журналистских заданий;

- поиск информации;

- создание материалов, их редактирование, набор текстов;

- создание макета газеты, обсуждение единого дизайна;

- печать.

3. Чтение газет в отрядах

Условие:

Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-

либо партий, религиозные воззрения. Издание отражает события, явления,

мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра,

толерантности, здорового образа жизни. Недопустимо использование

ненормативной лексики.

Примерное задание:

1-я страница – Взять интервью у любого сотрудника

2-я страница – Написать статью о мероприятии лагеря, в процессе которого

все получили заряд положительной энергии.

3-я страница – Встреча с интересным человеком из отрядов.

4-я страница – Критический материал на любую злободневную тему.

5-я страница – Собрать информацию в рубрику «Завтра в нашем лагере».

6-я страница – Редакции оформляют по своему усмотрению на свободную

тему.

В газете обязательно должна быть реклама!

Результаты проекта:

- публикация газет и передача их в отряды для чтения и обсуждения;

- награждение победителей и участников проекта;

- чтение газет в последующих сменах.


Предварительный просмотр: