Для учеников

Быкова Екатерина Сергеевна

Материал для учеников начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад.  Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. 
    Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.  Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

      Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов!



Предварительный просмотр:

Маркова Ольга Петровна

МБОУ «Гимназия №8», учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

Цель: правильно писать слова на данную орфограмму.

Задачи:совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова;

развитие умения подбирать проверочные слова;

формирование орфографических навыков;

развитие речи учащихся, активизация словесно-логического мышления;

воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, к природе.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, в группах.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, пейзаж осенней природы, листы для игры «Пустое кресло», «Поляны цветов», творческого задания, клей, лист с картой достижений,

учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1. - Изд.5-е, перераб.- М.: Баласс ; Издательство Школьный дом, 2012.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный момент (Цель: создать положительные эмоции).

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно -

Это солнце заглянуло, будто руку протянуло,тонкий лучик золотой,

И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

-Что представили? Солнышко-символ нашего класса. Какое чувство появилось? Радостное.

- В каждом человеке есть солнышко. Подарите тепло от своих улыбок гостям, друг другу.

Мотивация. - Для чего нужны уроки русского языка?

2. Актуализация знаний

- Красиво писать мы учимся на минутке чистописания.

дтвл.  Сколько условных параллелей в буквосочетании? 8 параллелей. Соблюдая параллели, пропишите всю строку. (Дети пишут.) Иду любоваться красотой.

Сообщение темы.

- Ответив на вопрос, что объединяет все эти буквы в 1 группу, вы сможете определить тему урока. (Доска)

- Давайте объявим тему урока с душой, весело. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. ором).

Определение цели урока.

- С какой целью мы изучаем эту тему? Чтобы грамотно писать орфограмму.

Работа над определением задач урока. 

- На экране копилка наших задач к урокам русского языка.

- Позвольте мне для изучения новой темы предложить вам выбрать необходимые для урока задачи, чтобы поиграть в игру «Пустое кресло» (на доске).

 

(Цель – найти ответ на вопрос путём обмена мнений)

- Сегодня очередь провести игру у 2 группы.

- Представьте, что вы садитесь на кресло, какое кресло вы выберете. Встают у картинок с креслами, на которых листы с задачами:

  1. уметь подбирать проверочные слова,
  2. правильно писать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»,
  3. знать теоретический материал,
  4.  развивать речь,
  5. повторять написание слов с непроверяемой непроизносимой согласной,
  6. ? ребёнок садится и высказывает свою точку зрения, а остальные обсуждают.

- Я считаю, что надо включить в урок по изучению данной темы задачу…

- Поднимите руку, кто так же считает. (Кто хочет сесть на пустое кресло, озвучьте свои задачи.)

- Задачи определили, давайте будем нарабатывать навык грамотного письма слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

- Возьмите жёлтые листы. Я предлагаю вам карту достижений.

- Попробуйте в ней дать мне  и себе оценку.

- Я предлагаю ряд упражнений, вы оцените галочкой, какое упражнение помогло в достижении цели урока, в строке самооценки пометьте, справились вы с ним или надо ещё тренироваться. 

3. Работа по теме.

Упражнение 1. (на доске)

- Считаю, чтобы грамотно писать слова с орфограммой, надо знать теорию. Прочитайте шифровку.

какие                                                   буквы д, т, в, л и др.

когда            непроизносимый          3 согласных рядом, сн

где                      согласный               в корне слова

как                                                       подобрать такое проверерочное слово, чтобы этот звук     .                                                            оказался перед гласным и стал произносимым

Дети на основе шифровки формулируют ответы на вопросы:

 Проверка. Оцените себя на карте достижений.

Упражнение 2.

- Молодцы, за это я вам дарю осенний ковёр. (Метод «Яркое пятно»)

- Что надо сделать, чтобы правильно написать слова? Проверить орфограмму.

- Придумайте задание. Найди пару и вставь пропущенную букву. Выполните это задание на голубых листочках.  Проверка. Оцените себя на карте достижений.

             

- Какое слово осталось без пары? Почему? Какие ещё слова надо запомнить?

Упражнение 3. 

- Взаимопроверка. Почему букв меньше? Оцените себя на карте достижений.

Умение обозначать орфограмму вам понадобится в следующей работе.

4.Закрепление.

Работа с учебником. Упр.98 с.85.- Прочитайте выразительно текст упражнения.

Прошла поздняя осень. Кончились ненастные дни. Наступила зимняя пора.

Ярко светит холодное солнце. В морозный день снег сияет цветными блёстками. На сердце хорошо и радостно.

- Выпишите слова с непроизносимым согласным в корне, устно проверьте, выделите орфограмму. Проверка (6 слов).

 Оцените себя на карте достижений.

- Умение находить и правильно писать слова с данной орфограммой поможет вам в творческой работе.

Творческая работа

Вступительная беседа. - Какое сейчас время года?- Осень – замечательный поэт и художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в прекрасные, чудесные картины.

Динамическая пауза - А я вас превращу в осенние листочки, изобразите лист из стихотворения. (Дети изображают листья)

- Полюбуйтесь красотой осени.

 (Дети рассматривают картину)

- Непростое задание. Назовите слова  с непроизносимой согласной в корне слова, которые помогут описать картину. Гости тоже могут помочь. Похлопайте гостям.

- Какое чувство, настроение вызывает у вас это время года?

(Дополнительно: если не скажут дети. Я тоже хочу поделиться своими чувствами. У меня осень вызывает грустные чувства. Кому понравилась это предложение?)

Работа в тетради

Осень вызывает грустные чувства.- Давайте запишем это предложение в тетрадь. Комментирует запись предложения…(по очереди).

- Какие слова с непроизносимыми согласными в этом предложении?

Творческое задание 

Работа в 6 группах. У каждой группы на белых листках дано по 1предложению. - Что такое синонимы? Близкие по значению слова.- Вспомним правила работы в группе.

         

Гостям предлагаю послушать произведение Чайковского «Времена года. Октябрь».

(В 2015 г. юбилей композитора - 175 лет) 

- Ораторов прошу выйти к доске. Прочитайте предложения и вывесите работы на доску. Проверка. Оцените себя на карте достижений.

- Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете?

- Что не хватает для нашего текста? Заголовка.- Как можно озаглавить текст? Поздняя осень.

5. Итог урока

1. Домашнее задание. 

- Мы составили рассказ об осени. Можно создать очередную книгу, посвящённую осени. На уроке ИЗО вы нарисуете иллюстрации, а дома приготовьте 1 ряд – загадки, 2 ряд – пословицы и поговорки, 3 ряд – стихи об осени, по возможности учитывая тему урока. Желаю творческих успехов!

2. Рефлексия. Сели в позу слушателя. Покажите свои ощущения сигналами:

                 – мне было легко, у меня всё получилось.

                 – не очень легко, затруднялся в некоторых вопросах.

                  – было трудно, нужна помощь!

-Проранжируйте задания на карте достижений по степени полезности для вас.

- Осенний ветер сорвал все листья, давайте нарядим дерево.

жёлтые листья - кто со всеми заданиями справился, кому было легко,

красные – правильно выполнил 3-4 задания, было не очень легко,

зелёные – правильно выполнил 1-2 задания, было трудно.

- Прокомментируйте свой выбор, пользуясь картой достижений.

- Как вы думаете, решили мы задачи урока? А как вы себе можете помочь?

- Спасибо за интересную совместную работу.