Методическая папка

Вампилова Туяна Цыбик-Доржиевна

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

     Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему мне позволяет технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО).

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

     В театре есть традиция - с особым блеском, настроем играть юбилейные спектакли: сотый, пятисотый, тысячный... У школьного учителя - премьеры каждый день, а "юбилейные" уроки проходят без особой торжественности - никто ведь их всерьез не считает. И все же уроки - главная учительская работа. Ее надо делать хорошо или очень хорошо.  

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    В этом разделе речь пойдет об образовательных здоровьесберегающих технологиях, под которыми понимают совокупность приемов, форм и методов организации качественного обучения, развития и воспитания учащихся без ущерба для их здоровья и здоровья педагогов. Современные способы профилактики перегрузок и переутомлений в школе уже доступны любому педагогу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.74 МБ
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx37.33 КБ
Microsoft Office document icon chtenie.doc126 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг . Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Слайд 2

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Слайд 3

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться . При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности . Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Слайд 4

Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Слайд 5

Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами. Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка. Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников. Третья – усложнение учебного материала. На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

Слайд 6

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую . Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий , которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.

Слайд 7

Цели урока Планируемые результаты Воспитывающая Личностные результаты Развивающая Метапредметные результаты Обучающая Предметные результаты

Слайд 8

Тема Планируемые результаты : Этап урока Содержа-ние Деятель-ность учителя Деятель-ность учащихся ПР

Слайд 9

Новые подходы к образованию ЗУНовский Компетентностный Системно - деятельностный

Слайд 10

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход (СДП) ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы. Среди зарубежных ученых – Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу и др. Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.

Слайд 11

Концепция СДП базируется на тезисах 2 3 1 Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД.

Слайд 12

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Слайд 13

РО с позиции концепции СДП развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируются: теоретическое мышление и творческие способности

Слайд 14

Сравнительная таблица успешности РО – ТО Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение 1 Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития 2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД 3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 15

Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения

Слайд 16

Критерии оценки сформированности УУД: Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

Слайд 17

Практическая работа Упражнение. Интересно (смотрю) соревнования пловцов. Летом мы решили (хожу) в походы. Пора (делаю) уроки. Брат помогал мне (решаю) задачу. Надо (вскипячу) воду в чайнике. Товарищ обещал (принесу) мне интересную книгу. Книги надо (беречь).

Слайд 18

Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС н.п. парадигма ЗУН ТО 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)

Слайд 19

Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС парадигма ЗУН 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно

Слайд 20

Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС парадигма ЗУН 10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие Личностное воздействие не реализуется

Слайд 21

Как научить учиться? СДП развитие личности формирование гражданской идентичности Ценностные ориентиры УУД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Слайд 22

Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение Как сформировать у ребенка умение переходить через дорогу? Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Приобретение знаний о способе выполнения действия Представление о действии. первичный опыт и мотивация

Слайд 23

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ? Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС. 1-й этап формирования УУД

Слайд 24

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ? 1 где 1 − действие, в котором возникло затруднение; 2 − фиксирование затруднения; 3 − анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование − И); 4 − определение причины затруднения (критика − К); 5 − постановка цели и проектирование (П); 6 − реализация проекта. 2 6 3 И 4 К 5 П Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация »

Слайд 25

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Технология деятельностного метода (ТДМ)

Слайд 26

УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Требования к этапу УУД, выполняемые учащимися На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель , выбирают способ , строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки , согласовывают тему урока. – формулирование цели учения ( Р ); – выбор способов решения задач ( Р ); – планирование ( Р ); – проектирование ( Р ); – осознанное построение речевого высказывания ( П ); – аргументация своего мнения ( К ); – учет разных мнений ( К ); – смыслообразование ( Л) .

Слайд 27

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика. Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения .

Слайд 28

Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования по показателям : придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

Слайд 29

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 30

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Слайд 31

Продуктивные задания – главное средство Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Почему корабли сделанные из железа не тонут? Перечисли основные свойства воды. = Личностные результаты Познавательные УУД

Слайд 32

Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем ( ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л.Мельникова Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 33

Технология критического мышления Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни Характерные особенности : оценочность; открытость новым идеям; собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Слайд 34

Другие педагогические технологии Информационная технология Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах Игровые технологии Проблемно-развивающая технология Рейтинговая технология Технология модульного обучения Технология коллективного способа обучения (авторская) Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология

Слайд 35

ФГОС: СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Вампилова Т.Ц-Д

Предметная область: русский язык

Класс: 4 класс

Автор УМК: Русский язык 4 класс («Школа России»), автор: В.П.Канакина

Тип урока:   урок построения системы знаний.

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»; познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4.  Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5.  Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,

2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,

3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,

3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже.

Средства (оборудование):

1)учебник по русскому языку;

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер

4) таблица  самооценки.

Содержание взаимодействия с учащимися

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мотивация.

Чистописание.

Работа со словарем.

Актуализация опорных знаний, целеполагание.

Открытие нового знания

Физминутка

Закрепление нового знания.

Творческое задание (разноуровневое)

Игра «Узнай падеж»

Итог. Рефлексия

Домашнее задание.

—Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много работать, поэтому нужно собраться, быть очень внимательными, активными. Готовы? Ну, тогда, начнем.

О  оло ело лоя

Охарактеризуйте звук

Работа со скороговоркой

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

—Разгадайте ребус. В нем зашифровано слово из словарика.

    Глаз = ?   ,,                ,,,,

—Запишите слово в тетрадь, подчеркнув непроверяемые орфограммы, поставив ударение.

  1. Знакомство с этимологией слова

—Слово «Около» - предлог. Образовалось оно путем присоединения предлога окформе винительного падежа единственного числа существительного «коло» (что означало «круг»). С давнего времени этот предлог употреблялся в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».

От устаревшего слова «коло» образовалось немало других слов: колесо, кольцо, колея, околыш. Теперь вы знаете, почему в слове «около» и других словах, которые мы назвали, нужно писать букву о.

Запись и объяснение фразеологизмов с новыми словами.

—Ребята, отгадайте, что это?

Уклоняться от существа дела, вопроса, говорить намеками.

Ходить вокруг да около. Запишите в тетрадь.

—Около – это предлог какого падежа? (родительного)

—Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

Беседа по вопросам.

— А с какими еще предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

— На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

—Каким членом предложения может быть существительное в форме родительного падежа?

-Какую цель вы поставите для себя?

Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.?

Задание: Прочитайте им. сущ. Определите склонение. Поставьте в род.падеж. Выделите окончания. (1 ребёнок у доски, остальные на местах или с комментированием, любые варианты)

1 скл. земля, сестра

Р.п. земли, сестры

2 скл. окно, конь

Р.п. окна, коня

3 скл. ложь, рожь

Р.п. лжи, ржи

- Выделите окончания в именах существительных в родительном падеже. Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже? 2-го склонения? 3-го склонения?

Вывод: Заполняем таблицу:

1 скл. - -и, -ы

2 скл. - -а, -я

3 скл. - -и

Почему нам удалось легко определить окончания им. сущ. в родительном падеже?

В каком случае в окончании возникает орфограмма и его надо проверять?

Каким алгоритмом надо воспользоваться, что написать правильно окончание?

(Алгоритм составляем устно с опорой на вопросы, которые поставили на уроке.)

Алгоритм:

1. задать вопрос, посмотреть на предлог;

2. определить падеж;

3. поставить сущ. в начальную форму определить склонение;

4. вспомнить и написать окончание.

Запишите словосочетания  с существительным в родительном падеже.

Ходил около палатк…, стучал по крыш…, подъехал к избушк…, достал из печ…, искал брат…, полил масл…, придвинулся к парт…, связали из шерст…, вернулся излагер…, обрадовался гост…, испарился с поверхност…, сварил из клубник…, пришел из лес…,добежал до Кам… .

-Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже?

—Какие окончания у существительных 2-го склонения?

—А в 3-ем склонении какие окончания?

1 уровень: поставьте имена существительные в форму родительного падежа и запишите в 3 столбика;

мудрость, олень, пустыня, грач, рожь, дрозд, дятел, повар

2 уровень: напиши существительные в три столбика, допиши в каждый столбик по одному своему существительному:

мудрости, оленя, пустыни, грача, ржи, дрозда, дятла, повара

3 уровень: замени в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из, или без предлога в форме родительного падежа: деревянный дом – дом из …, кожаные сапоги – сапоги …, малиновое варенье – варенье …, школьный двор – двор …

—Я называю вопросы или вспомогательное слово, или предлоги, вы должны определить падеж и записать схематически.

Кому? (Д.п.)

На, за, под, через, про, в. (В.п.)

Нет (Р.п.)

«Щедрый падеж» (Д.п.)

Без предлога не употребляется. (П.п.)

Подлежащее. (И.п.)

«Падеж-работяга» (Т.п.)

О, об. (П.п.)

Ответ: ДВРДПИТП

Посмотрите на свой лист самооценки и оцените свою работу на уроке. Как думаете, достигли мы поставленной цели? Аргументируйте.

Д\з: составить 3 предложения с именами существительными 1, 2, 3 склонения в родительном падеже.

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Выделяют звук, дают характеристику

Дети высказывают свои предположения.записывают соединения букв

Учащиеся сравнивают с эталоном

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки.

Вспоминают правила посадки при письме.

Работа со словарем

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки

Высказывают свои предположения Высказывают свои мысли.

Дети самостоятельно работают.

Проверяют исправляют ошибки, объясняют сами или обращаются за помощью к классу.

(Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки)

(Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже)

(от, до, из, без, у, для, около, с)

(кого? чего?)

Дополнением, обстоятельством

Научиться правильно писать окончания существительных в родительном падеже

(подобрать им. сущ. с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)

Записывают в род. падеже, выделяют окончания, заполняют таблицу.

ударные

безударная (слабая) позиция

Ученики работают в парах, повторяют правила работы в парах, работая по инструкции.

-и, -ы

-а, -я

Задания выполняют по выбору

Взаимопроверка по образцу

Определяют падеж, записывают, по начальным буквам.(шифровка)

Оценивают свою работу

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

Регулятивные: анализ, синтез звука

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметьоформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные: постановка темы и цели урока

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признакам. Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные: умение сделать выбор в соответствии с уровнем собственных знаний.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.




Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Республики Бурятия

Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа - интернат»

( конспект открытого урока  для 4 класса )

               Составила:

                                              Вампилова Туяна Цыбик-Доржиевна,

                                             учитель начальных классов

2021 год

Конспект открытого урока

 ФИО: Вампилова Т.Ц-Д

Место работы: ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа - интернат»

Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»

Тип урока: закрепление пройденного

Используемые технологии: 

- технология использования в обучении игровых методов;

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения:     фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:   учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

Цель урока: 

создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Задачи:

Образовательные

-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.

Развивающие

- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

- Продолжить работу по развитию общего и литературного.

- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные

- Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.
  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные

- находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-называть основные события сказочного текста;

-знать основные особенности народной волшебной сказки;

-сравнивать народную и литературные сказки.

Метапредметные

-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные

-проявлять интерес к чтению литературных и народных  сказок;

-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 37- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

Ход урока.

1. Организационный момент .

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся).

- Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

Flash-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip 

Слайд1

Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

Сегодня мы:

1. Определим тип и вид сказки.

2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.

3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель: Для работы  в  роли  исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.

Вид сказки

Главный герой

2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

Вид сказки

События

3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Вид сказки

Завершение

события

Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:

*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют.

*Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

*У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

*Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.

Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).

Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте  первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).

Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?

Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

Слайд2

Учитель: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

Обучающиеся зачитывают часть сказки

Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

Слайд3

С появлением какого животного все начинается в сказке?

С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»

Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.

Слайд4

- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана?

Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.

Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

Слайд5

В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.

Учитель: Это кульминация.

Слайд6

В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.

Учитель: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки?

Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл  ).

5. Первичное применение нового знания : 

Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа.

1. Как звали старшего брата?

А) Иван     Б) Данила   В) Гаврила

2. Что взял с собой в караул Иван?

А) Краюшку хлеба    Б) Вилы и топор  В) воду

3. Кого поймал Иван во время своего караула?

А) дьявола   Б) кобылицу   В) Конька – горбунка

4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?

А)  за хвост      Б) за гриву     В) за поводья

5. Какого роста был конёк – горбунок?

А) 4 вершка    Б) 3 вершка    В) 2 вершка

6. Сколько коней было у Ивана?

А) 5     Б) 2    В) 3

7. Сколько конюхов вели коней к царю?

А) 8     Б)  10     В) 6

8. На какую должность взял царь Ивана?

А) стрелком   Б)  воеводой    В) конюхом 

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)

Группа 1

Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия

Группа 2

Составьте коллективное панно «Сказочная поляна»

Группа 3

Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться?

Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

7. Домашнее задание.

Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html

Выполните тест по мультфильму

http://www.myltya.com/view_test.php 

8. Рефлексия

Учитель: 

-Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали?

-Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет?

-Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова?

-Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Прикрепите пожалуйста в http://learningapps.org  к виртуальному цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета.

Спасибо за урок!

Учебно- методическая литература:

  1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе  в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013 УМК «Школа России».
  2. С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению

для 4 класса. М./Вако-2012

Интернет-ресурсы:

  1. Flash-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip.
  2. Мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html.

  1. Тест по мультфильму http://www.myltya.com/view_test.php .

  1. Виртуальный цветок http://learningapps.org.