Домашнее задание для подготовительной группы комбинированного вида детей сТНР

Судолова Людмила Геннадьевна

Методические разработки по лексическим тмеам и по обучению грамоте

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте детей в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «звук и буква я» Задачи: Коррекционно-образовательные : Познакомить детей с буквой Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков. Учить читать слоги и слова, предложения с буквой Я. Упражнять детей в составлении схем предложения; Развивать умение делить слова на слоги; Закрепить свои знания об ударении. Продолжать учить составлять слова, печатать под диктовку. Коррекционно-развивающие: Развивать слуховую память и внимание, мышление. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у детей навык контроля за правильным звукопроизношением.

Слайд 2

(– в зависимости от уровня развития детей и в зависимости от основной программы ДОО можно показать или не показывать ребятам, что буква Я обозначает 2 звука, если стоит в начале слова или после гласного. По Коноваленко и по Филичевой, Чиркиной – это не изучается. Просто говориться, что буква Я – гласная, она смягчает согласные звуки, которые стоят после нее. А вот по программе Развитие (если садик по ней работает) – это изучается, хотя не уверена, что нужно это давать в логопедической группе. )

Слайд 3

БИ БЁ КИ КЕ ВИ ВЕ ХИ ХЕ ГИ ГЕ ПИ ПЕ ДИ ДЁ СИ СЕ МИ МЕ ЗИ ЗЕ НИ НЕ ЛИ ЛЕ ИБ ЕБ ЁБ ЕК ЁК ИК ЕД ЁД 2. Ситуативная беседа. - Что происходит с согласными перед гласными И, Е, Ё? - И, Е, Ё – смягчают согласные звуки, которые стоят перед ними. - Сегодня мы выучим еще одну букву и звук, который смягчает предыдущие согласные , а какую – вы узнаете посмотрев сказку («Сказка про букву Я») . 1. Организационный момент. Чтение слогов по таблице:

Слайд 4

Какие слова с буквой Я встретились в игре? – ПЯТЬ, КОТЯТА, ГУСЯТА

Слайд 5

3. Знакомство со звуком Я. Г ласный звук, поэтому в середине слова обозначается красной фишкой. ( звуко-буквенный анализ слов, где Е стоит в начале слова лучше не проводить). –Звук Я обозначается буквой Я. Этой буквой обозначается мягкость согласных. Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук Я. Я

Слайд 6

4. Знакомство с буквой Я: - На что по вашему похожа буква Я? (ответы детей). Стихи про букву Я: Буква Я Всегда была Всем и каждому мила, Но советуем, друзья, Помнить место Буквы Я! Сколько Ягод! Сколько Яблок! Ясно всё! Приплыл кораблик. Мы приехали, друзьЯ , Нас встречает буква Я.

Слайд 7

Б А – Б Я В А – В Я М А - М Я Г А - Г Я Н А - Н Я Д А - Д Я П А - П Я З А – З Я С А - С Я К А – К Я Т А – Т Я Уточняем мягкое звучание согласных. Можно для сравнения прочитать твердо и мягко : Б Э – Б Е В Э – В Е Г Э – Г Е Д Э - Д Е 5. Чтение слогов:

Слайд 8

6. Прочитай предложение . Назови первое слово, второе, третье, четвертое. Нарисуй схему предложения.

Слайд 9

7. Игра «Раздели на слоги».

Слайд 10

8 . Упражнение «Узнай ритмический рисунок». Послушай и запомни 5-6 предметов при постукивании о них карандашом. Не глядя определи, что звучит. Ритмический рисунок (X — хлопок) Развитие слухового внимания и памяти.

Слайд 11

9. Выделение буквы Я – игра «Поймай звук» Звук я произносить коротко, не тянуть. Слушаем рассказ и замечаем, как часто попадается в рассказе буква Я. Дети были в саду. Яша копал ямы . Зоя и Рая сажали яблони. Яша их поливал. - Во всех словах нам встретилась буква Я? Поднимаем карточку, когда услышим букву Я Яша, сад, ямы, копал, Зоя, Рая, яблони, поливал. Я

Слайд 12

10. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»: а) ба-бя ка-кя ва-вя ха-хя мать – мять га-гя па-пя да-дя са-ся мал – мял ма-мя за-зя на-ня ла-ля масса – мясо 11. Игра «Попугай» - запомни и повтори. БА-БА-БЯ ВА-ВЯ-ВА ГА-ГЯ-ГЯ СЯ-СЯ-СА ЛА-ЛЯ-ЛЯ и др.

Слайд 13

12. Физкультминутка. Дети, читая стихи вместе с воспитателем, пока­зывают, как падает снежок, как улеглись снежинки, как ветер кружит их. На поляну, на лужок Тихо падает снежок. Улеглись снежинки, Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок. Закружился снежок, Пляшут все пушинки, Белые снежинки. Какие слова с буквой Я вы услышали? – ПОЛЯНКА, ПЛЯШУТ.

Слайд 14

13. Рассматривание карточки с буквой Я , выкладывание слогов и слов ня – няня – Таня ля – Поля – поляна мя – мята ся – Ася – Вася дя – дядя – Надя тя – Катя – котята Печатание: а) буквы Я; б) слогов МЯ, БЯ, СЯ, ТЯ и др. в) слов: няня, мята, дядя, мясо, Таня, Надя, Оля, Поля, Катя г) предложений: КОТЯТА ЕДЯТ МЯСО. КОТЯТА СИДЯТ. КОТЯТА СПЯТ.

Слайд 15

14. Звуковой анализ слов самостоятельно: мята няня, мята, дядя, мясо, Таня, Надя, Оля, Поля, Катя М Я Т А

Слайд 16

15. Выделение ударения – игра «Эхо» в кругу: Котята – тя играть – рать утята - тя Пляски – пляс гусята – ся десять – де Земляника – ни десятка – сят лягушка – гуш

Слайд 17

16. Итоговая беседа. - с какой буквой познакомились? - какие еще гласные звуки знаете, которые смягчают согласные?



Предварительный просмотр:

«Моя Родина. Защитники Отечества»

Родина – это место, где родился человек. Родина – это родной дом и родители. Родина – это наши родные и близкие. Это наша улица, двор. Это детский сад, куда мы каждый день приходим. Это наш город, где мы родились и живем. Это природа, которая нас окружает.
Одна у человека – мама, одна и Родина. Наша большая Родина называется…?
- Всё может родная земля: накормить нас хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может.
- Кто защищает Родину? Отечество?
Защита Отечества – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Российские воины всегда славились мужеством и отвагой. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками нашей Родины.

  1. Назови военные профессии:
    - В артиллерии служат (кто?) — артиллеристы, - В пехоте — ... (пехотинцы), - В танковых войсках — ... (танкисты), - В море несут службу — ... (моряки), - В воздухе охраняют Родину — ... (летчики), - На границе — ... (пограничники), - В ракетных войсках — ... (ракетчики) и т.д.
  2. Игра «Скажи наоборот»  
    Война – мир
    Безобразный – красивый
    Злой – добрый
    Громко – тихо
    Низко – высоко
    Далеко – близко
    Чужбина – родина
    Зима – лето
    Плохо – хорошо
    Старый – молодой
    Глупый – умный
    Ненавидеть – любить

У многих у вас папы служили в армии, они защищали нашу Родину. У многих у вас дедушки воевали на войне, они тоже защищали нашу Родину.
Родина – мать, умей за нее постоять.
3.  Давайте прочитаем другие пословицы о Родине и запомним.
«Где не жить – родине служить»
«За край родной иди бесстрашно в бой»
«Службу твою видят в родном краю»
«Один в поле не воин»
«Тот герой, что за Родину горой».

4. Беседа по картинкам.

- Как вы думаете, когда случилась эта история? (Во время войны.)

- Что случилось с солдатом?

- Куда он был ранен?

- Кто пришел на помощь солдату?

- Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?
- Почему собака оставила солдата?
- Кого она привела с собой?
- Что сделали санитары?
- Как вы думаете, что будет с солдатом?
- Кого он должен благодарить?
\- Посмотрите еще раз на картинки и скажите, кем солдат был на войне? (Пехотинцем.)
- Как   можно   сказать   о   солдате,   какой   он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)
- Как можно сказать по-другому: солдат ... (боец).


Конспект НОД. Тема: Пересказ рассказа "Собака-санитар" |  План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): | Образовательная  социальная сетьКонспект НОД. Тема: Пересказ рассказа "Собака-санитар" |  План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа): | Образовательная  социальная сеть

Сайт учителя-логопеда Поповой Раисы Георгиевны для детей, родителей и  педагогов: День Победы

Примерный рассказ.

Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.



Предварительный просмотр:

Тема: «Прощание с Зимой»

Задание 1. Вспомнить совместно с ребенком  названия зимних месяцев.

Задание 2. Дидактическая игра «До - между - после». Какой месяц перед январем, после января ... .

Задание 3. Объяснить ребенку пословицы:

  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • В феврале зима с весной встречаются.

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери родственные слова».

Снег - снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .

Мороз - морозный, морозить, замораживать ... .

Лед - ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .

Задание 5.Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»): солнце (какое?) - ..., лед (какой?) - ..., мороз (какой?) - ....

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»: снежный - ком ..., снежная - ..., снежные - заносы ..., снежное - поле ... .

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Коньки, скакалка, лыжи, санки. Ворона, голубь, воробей, ласточка. Лиса, волк, медведь, жираф. Шуба, шапка, купальник, шарф.

Задание 8. Составить рассказ о зиме по плану.

Как ты заметил наступление зимы?

Назови ее первые приметы в природе.

Зимние месяцы.

Признаки зимы.

Повадки зверей и птиц зимой.

Зимующие птицы.

Зимние забавы и развлечения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте детей в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Звуки с-ц » Задачи: уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С-Ц]. Учить детей различать звуки с опорой на осознанный контроль органов артикуляции. Совершенствовать фонематические процессы (звукобуквенный анализ, позиционный анализ звуков). Совершенствовать грамматический строй речи: словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их занятиям и качествам, с суффиксами – иц -, -ниц-, подборе родственных слов. Р азвивать слуховую память и внимание, мышление. Формировать навыки контроля в учебно-практической деятельности.

Слайд 2

С Ц Организационный момент. Встанем дружно мы в кружок, За руки возьмемся, А теперь мои друзья, Друг другу улыбнемся - Припоминание картинок на С (девочки), на Ц (мальчики). - Игра «Доскажи словечко» с мячом . Ле …, огуре …, ква …, молоде …, скворе …., пё …, песе …, птене …., коло… и др.

Слайд 3

2. Отгадывание по характеристике, произнесение и сравнение звуков С – Ц. Сообщение темы. С лушаем, как свистит насос [С_С_С] и каблучки цокают [Ц_Ц_Ц] . «Свистелка» и « Цоколка » С_____________ Ц__ Ц__ Ц__

Слайд 4

С СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, СВИСТЯЩИЙ Ц СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, СВИСТЯЩИЙ

Слайд 5

3. «Найди место звука С, Ц в слове»

Слайд 6

Цапля и лиса . Около леса было болото. На болоте жила Цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица, вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за лягушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльям. Лисица, убежала. Цапля успокоила своих птенцов . Вопросы : Кто жил на болоте? Кто был у цапли? Как устроилась лисица? Что делала цапля? Что делала в это время лисица? Чем закончилась эта история? Перескажите рассказ. 4 . Различение звуков [С] – [Ц] в тексте (без зрительной опоры) 2 команды: мальчики запоминают слова со звуком [С], а девочки со звуком [Ц].

Слайд 7

7. Физкультминутка. Мы по лесу шли-шли-шли Звуков много мы нашли, (шагают) Их мы в слоги собирали Долго с ними мы играли. (наклоны вниз) Из слогов, ты будь готов, Получилось много слов: (наклоны вправо-влево) Вот лисица, вот куница, Вот Алёнушка-сестрица , (машут руками наверху) Спица, птица и синица, Солнце, платьице из ситца. (приседают) Звуки С и Ц - друзья Это знаем ты и я! (прыгают на месте) Физминутка « Веснянка » (Координация речи с движением ) Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх) Золотое донышко. Гори, гори ясно (хлопают) Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, ( «бегут» ) Прилетели сто грачей, ( «летят» ) А сугробы тают, тают, (медленно приседают) А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)

Слайд 8

АС – АЦ КВАС – МАТРАЦ ЕС – ЕЦ ВЕС – ПЕВЕЦ ЯС – ЯЦ ПОЯС – ЗАЯЦ АСА – АЦА КУРИЦА – ЛИСА АСО – АЦО ПЕСОК – ЛИЦО АСЫ – АЦЫ УСЫ – ПТИЦЫ СА – ЦА САЛЮТ – ЦАРАПИНА СЫ – ЦЫ СЫРНИК – ЦЫГАНЕ СЕ – ЦЕ СЕКРЕТ – ЦЕЛЫЙ 8. Чтение

Слайд 9

9. Упражнение «Найди схему к слову». - Почему не подходит? Деление слов на слоги, выделение ударного гласного.

Слайд 10

12. Д/и «Подбери «слова – родственники» Обогащение лексики родственными словами. Веснянка (р-н кукла, веснушки, веснушечки, веснушчатая, вешние воды, по-весеннему, весенняя капель, весеннее солнце, весенние проталины ВЕСНА

Слайд 11

14. Домашнее задание: Выучить скороговорки на С и Ц: - Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь. - Две разноцветные курицы бегают по улице. - Скворцы и синицы - веселые птицы. Стоит воз овса, возле воза - овца. 15. Итог занятия: - произнесение и сопоставление звуков; - припоминание слов, картинок на [С], [Ц].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте детей в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «звук и буква ц » Задачи: Закрепить правильное произношение звука и познакомиться с буквой Ц. Тренироваться в образовании существительных среднего рода с уменьшительно- ласкательным значением при помощи суффиксов – ец -, - иц -, - ц -; Составлять схемы слов со стечением согласных типа цветы, птенцы. Тренироваться в составлении предложений с данным словом. Делить их на слова. Развивать умение подбирать родственные слова к слову цветы. Читать и печатать слова с буквой Ц. Развивать мышление, память , воображение.

Слайд 2

Организационный момент. – Рассмотрите картинку и назовите слова со звуком Ц.

Слайд 3

2. Сообщение темы. Сегодня мы знакомимся с новым звуком. Достаем картинку - каблучки слушаем звук, [Ц_Ц_Ц] . Наш звук « Цоколка » короткий, взрывной, глухой, услышишь его непросто.

Слайд 4

3. Характеристика звука Ц: Ц СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, СВИСТЯЩИЙ

Слайд 5

4. Выбираем помощника , который познакомит нас с этим звуком поближе: совёнок, цыплёнок , рысёнок. Вот и слушаем историю про цыплёнка, и обрати внимание, как часто в этой истории встречается наш звук « Цоколка ». Цыплёнок Два Цыплёнка гуляли у забора. Вдруг, они заметили волосатую гусеницу. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а другого конца гусеницы не видно. Тут поняли цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы. Испугались цыплята и бросились бежать к своей маме курице. Во всех словах нам встретился звук [Ц]? Поднимаем карточку, когда услышим звук [Ц]: цыплята, гуляли, заметили, гусеница, тянуть, конец, испугались, курица.

Слайд 6

5 . Упражнение «Зажги свет в окошке» Индивидуальная рбота . Слушаем звук в разных словах и определяем место звука Ц в слове : Перец, огурец, колодец, цыплёнок, цапля, цветы, пуговица, улица, мотоцикл.

Слайд 7

6. Сейчас будем считать звук [Ц] (« Цоколку »). Курица и цыплята – 2 пальчика; Цели тся [ ц а] в центр цели – 4 пальчика; На крыльце блюдце – 2 пальчика; На улице цветёт акация - 3 пальчика;

Слайд 8

7. Игра «Помоги лягушке перейти через болото» Цапля ходит по болоту. Будто ищет там кого-то. Ой, боюсь, что эта цапля Лягушонка хочет сцапать. Назовите слова со звуком Ц: С тол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, место, птенец. кольцо, колесо, пылесос, акция, цифры

Слайд 9

9. Обогащение лексики родственными словами : цветы – цвет, цветок, цветник, цветик, цветочек, цвести, цветение, цветущий, цветовод, цветочница, цветной, разноцветный, первоцвет, цветочный, пустоцвет, соцветие, цветоножка, семицветик .

Слайд 10

12. Звуко-буквенный анализ и синтез. - У Насти-девицы что-то упало, покатилось и пропало. Составьте слово из первых звуков, взятых из слов куница, ослица, лисица, цапля, овцы — и вы узнаете, что упало. Составьте это слово из первых букв тех же слов на наборном полотне. к, о, л, ц , о. Какой буквы не хватает в слове? (Буквы ь .) Буквы выставляются одним ребенком в нужной последовательности, слово прочитывается хором.

Слайд 11

13. Индивидуальная работа в кассах. Выкладывание слов: ЦЫП, ЦАПЛЯ, ЦИРК, ЦВЕТЫ У Л И Ц А Как называется ряд домов, стоящих вдоль дороги? Откуда пришёл в квартиру маленький котёнок? Что надо было переходить первокласснику? Куда выбежал лающий пёс? Откуда после болезни вернулся дедушка? Куда каждое утро отправляются на работу врачи? Как называется место, где лечат больных людей? ( улиЦА ) (с улиЦЫ ) ( улиЦУ ) (на улиЦУ ) (из больниЦЫ ) (в болъниЦУ ) ( больниЦА )

Слайд 12

14. Распутай перепутанные слова

Слайд 13

15. Итог занятия. - какой звук повторяли? - какую букву выучили? - дайте характеристику этому звуку? - припомните картинки на Ц? - какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« звук и буква ч»

Слайд 2

1. Организационный момент. Встанем дружно мы в кружок, За руки возьмемся, А теперь мои друзья, Друг другу улыбнемся Повторение изученного. Вопросы. Что обозначают буквы? (Звуки) Какие бывают звуки? (Гласные и согласные) Произнесите гласные звуки. Произнесите согласные. Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу) Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)

Слайд 3

2 . Сообщение темы занятия. «Скажи наоборот» Назовите слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные) Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми) Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто) Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя Вы уже догадались с каким звуком мы сегодня познакомимся? Какие слова со звуком Ч вы здесь услышали?

Слайд 4

3. Символ звука Ч. Достаем карточку паровозика. Послушайте, как чухает паровозик [Ч_Ч_Ч] . Сегодня мы знакомимся со звуком чухающего паровозика. Давайте послушаем [Ч_Ч_Ч]. Звук резкий, короткий его нельзя долго произносить. Ч_Ч_Ч

Слайд 5

Ч 4. Артикуляционный уклад и характеристика звука Ч. Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образуют щель. Воздушная струя встречает преграду, голос не дрожит. - Какой звук Ч? – СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА МЯГКИЙ, ШИПЯЩИЙ.

Слайд 6

5. Выбираем помощника. Кто поможет познакомиться со звуком [Ч_Ч_Ч] : лосёнок, черепашка, цыплёнок. Выделение слов на [Ч] из стихотворения. Вот и слушаем стишок про черепашку и обращаем внимание как часто встречается звук [Ч_Ч_Ч] в этом стихотворении: Черепашка Черепашку учит мальчик. Перепрыгни через пальчик. Черепашка отвечает: Черепанцырь мне мешает! Вот сниму его легко Прыгну очень высоко. - Во всех словах нам встретился звук [Ч]? Поднимаем карточку, когда услышим звук [Ч_Ч_Ч]: Черепашка , учит , прыгни, через , мальчик , отвечает , высоко, прыгну, очень , сниму, легко, пальчик . «Будь внимателен и не зевай, нужное слово услышишь, карточку поднимай».

Слайд 7

6. Упражнение «Зажги свет в окошке» Индивидуальная работа. Слушаем звук в разных словах и определяем место звука Ч в слове: Червяк, чашка, очки, удочка, грач, кирпич

Слайд 8

7. Знакомство с буквой Ч Рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы Ч в разрезной азбуке. На что похожа печатная буква Ч? на цифру «4» Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя. Н а солдатика с поднятой рукой Буква «Ч» сказала: «Есть!» Отдала кому-то честь

Слайд 9

8 . Физкультминутка. Встаньте в круг. Я предлагаю вам поиграть. Сейчас будет звучать музыка. Вы в это время будете передавать букву Ч друг другу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках буква должен будет назвать животных и птиц ласково, так, чтобы появился звук Ч. Проговори слова парами (белка — белочка). Придумай предложения с ласковыми словами. Белка, заяц, лиса, курица, жук, паук, собака, кошка, овца, синица, бык, коза… Физминутка Чок-чок-чок , ручки на бочок, Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Ножками топочут, Весело хохочут. Дети сопровождают стихи имитацией всех действий.

Слайд 10

9. Звуко -слоговой анализ слов. - Найдите предметы по первому и последнему звуку. Угадайте, какое слово я задумала, если в нем первый звук ч, последний — ы? С лово , в котором первый звук к, последний — ч? А в этом слове первый звук ч, последний — а, первый звук о, последний – и.

Слайд 12

12. Чтение слов Отгадайте, какие буквы закрыты, и прочитайте слова. чай часы чашка чайник Запомните правило: ЧА пиши с буквой А, ЧУ пиши с буквой У

Слайд 13

Прочитать внимательно, запомнить имена детей и названия игрушек. Девочки играли во дворе. У Ниночки мяч. У Леночки обруч. У Анечки палочка. Назовите имена девочек. Назовите игрушки.

Слайд 14

Й А Ч К О НС Е Ч И КЧ И ПС А Ч А Д А Ч У Т А КЧ А Т И КЧ О А КЧ О Д Ж И Ч Ч А КТ А ТЧ О П И Ч Е П А КШ А Ч А ТЧ А М А КЧ О Т Прочти слова - перевёртыши

Слайд 15

Часовщик который час чинит часики для нас 13. Развитие просодии . Дети повторяют скороговорку с вопросительной, утвердительной и восклицательной интонацией от лица мамы, дедушки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« дифференциация звуков ч-ть »

Слайд 2

1. Организационный момент Сядет тот, кто четко произнесет потешку : «Течет речка, печет печка». У четырех черепах по четыре черепашонка . На скамейке пять котят, все котята пить хотят. Игра «Повтори, не ошибись» Мяч - мять, печь - петь, честно – тесно, чёлка – тёлка, чётко – тётка, Печка- Петька, речка – редька, вечер – ветер, зачем – затем . . Сообщение темы занятия.

Слайд 3

Ч Ть Весь язык несколько продвигается вперед при разрыве смычки. 2. Сравнение звуков ч, т' по артикуляционным и акустическим признакам согласные, глухие, мягкие. Отличаются ли звуки «Ч», «ТЬ» в звучании и артикуляции..

Слайд 4

3. Различение звуков [Ч] – [ Ть ] - а) в слогах: тя , ча , очь , уть , ти , ич , чи , ить …; б) в словах: пять, тёрка, чиж, тень, чернила, петь, театр, печь, ночь, тёмная, чёрная…; в ) преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»: ча-тя мять-мяч сеть-сечь чу-тю бить-бич ткать-ткач чи-ти тёлка- чёлка тесать-чесать оч-оть петь-печь медь-меч юч-ють Петька-печка редька-ре ка ечь-еть тявкать-чавкать тётка-чётко г ) Вычленение звуков ч и ть из слов: качели, хотели, картина, бочонок, плетеный, печеный, тётка, телка, печь, четко

Слайд 5

4. Игра «Путешественники» Разложи предметы, которые действительно можно взять с собой в путешествие на поезде следующим образом: предметы , содержащие «Ч» - в рюкзачок, а «ТЬ» - в пакетик .

Слайд 6

5. Узнавание слов по звуко-слоговым схемам. - Какое из имен длиннее Катя или Буратино?

Слайд 7

7. Звуко - буквенный анализ и синтез Игра: «Построй пирамиду» - Назовите самое короткое слово: чиж, часы, лютик, калачи . Сколько звуков в слове чиж ? Сколько звуков в слове часы ? Значит, какое слово самое короткое? (Щи.) Поставьте картинки на пирамидку.

Слайд 9

6. Игра «Поломка слов». Индивидуальная работа . Составить слова из перепутанных слогов. Если получается верное слово, дети получают соответствующую картинку . ЧИ – СВЕ (свечи), ЧИК – МЯ (мячик), ЛЕ – ФОН – ТЕ (телефон), МЕТР – ТЕР – МО (термометр), ГУ – СНЕ – ЧКА – РО (снегурочка), ЛО – КОЛЬ – КО – ЧИК (колокольчик). 7. Игра «Буква потерялась» Детям предлагаются карточки с пропущенными буквами в словах: Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка. Дети вставляют пропущенные буквы)

Слайд 10

9. Подбор родственных слов к слову грач – грачиха , грачонок (грачата), грачиные. Грач – это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

Слайд 11

10.Образование приставочных глаголов. Сейчас вы изображали движения птиц. Покажите кистями рук, как двигается птица, назовите это действие. - летает. Сейчас мы с вами будем играть со словом «летать». Это действие и слово мы обозначим стрелкой. Посмотрите на эту схему. Как вы думаете, как изменится слово «летать»? В какое оно превратиться слово? Что сделала птичка? Слово «летать» превратилось в слово «перелетать». Аналогично со схемами прорабатываются глаголы: прилетать, улетать, влетать, вылетать, подлетать, отлетать, слетать. Давайте повторим. Я буду показывать схему, а вы называете действие. Дети по предъявлению схемы хором называют глагол. Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

Слайд 12

11. Назовите слова-действия. Обратите внимание на слова-действия: Птицы могут летать высоко, Пролетать над озерами синими, Улетать из гнезда далеко, Ввысь взлетать над горами красивыми. Облетать они могут лес, Залетать за башни высокие, Подлетать под низкий навес И слетать с крыш в ямы глубокие. - Выложить схемы нескольких приставочных глаголов; внимание в этом случае акцентируется на приставках.

Слайд 13

12. Составление предложений о грачах с приставочными глаголами ( у лететь, при лететь, с лететься , пере лететь, до лететь, вы лететь, за лететь, в лететь, под лететь, об лететь, от лететь , по лететь…). Грачи прилетели. Сергей Аксаков Прибавились значительно дни. Ярче, прямее стали солнечные лучи, и сильно пригревает в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега, и почернели дороги. Вода показалась на улицах… Прилетная птица начинает понемногу показываться. Грачи, губители высоких старых дерев, красоты садов и парков, прилетели первые и заняли свои обыкновенные летние квартиры, самые лучшие березовые и осиновые рощи. Уже начали заботливые хозяева оправлять свои старые гнезда новыми материалами, ломая для того крепкими беловатыми носами верхние побеги древесных ветвей. Далеко слышен их громкий, докучный крик, когда ввечеру, после дневных трудов, рассядутся они всем собором, всегда попарно, и как будто начнут совещаться о будущем житье-бытье.

Слайд 14

14. Итог занятия: - произнесение и сопоставление звуков; - припоминание слов, картинок на [Ч], [ Ть ].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« как щенок имя искал». «звук и буква щ »

Слайд 2

Щ_Щ_Щ 3. Артикуляционная и акустическая характеристика [Щ] . Дети рассматривают карточку спустившейся шины. - Послушайте, как спускается шина [Щ_Щ_Щ_Щ] . Сегодня мы знакомимся со звуком лопнувшего колеса. Давайте послушаем [ Щ_Щ_Щ]. Звук тихий, глухой. Этот звук мы будем слушать.

Слайд 3

Щ Ребенок описывает артикуляционный уклад звука по профилю. Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образуют щель. Воздушная струя встречает преграду, голос не работает. – Какой [Щ] ? – согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий . [ Щ] является первым в имени щенка. Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.

Слайд 4

4. Знакомство с буквой Щ. На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну, что же? Е. Тарлапан - На какую букву она похожа? На букву Ш , только у нее крючок внизу . - Мы узнали первый звук, это [Щ], давайте поиграем с ним.

Слайд 5

5. Упражнение «Зажги свет в окошке » Определение позиции [Щ] в слове . Индивидуальная работа. -Ребята, в деревне Щепкино темно, давайте зажжем свет в окошках домиков. - Слушаем звук в разных словах и определяем место [Щ] в слове: Щит, щавель; Где слышится звук? – в начале слов. Овощи, ящик; Где слышится звук? – в середине слов. Плащ, борщ; Где слышится звук? – в конце слов . - Ребята, вы справились, второй звук в имени щенка находится у Никиты - [И].

Слайд 6

«Будь внимателен и не зевай, нужное слово услышишь, карточку поднимай». 6. Выделение слов со [Щ] из рассказа . Слушаем историю про щенка и обращаем внимание как часто встречается звук [Щ_Щ_Щ] . ЩЕНОК. Утащил щенок Бимка косточку под вешалку, а тут с вешалки на него свалился плащ. Испугался щенок, потом рассердился. Тащит щенок плащ подальше от косточки, кусает его. Никому не отдаст щенок Бимка свою любимую косточку. - Во всех словах нам встретился звук [Щ ]? Поднимаем карточку, когда услышим звук [Щ_Щ_Щ] Утащил, Бимка , косточка, щенок, вешалка, свалился, плащ, испугался, рассердился, тащит, кусает. - Верно и следующий звук для щенка находится у Мухаммеда (первый звук в имени) Звук [М].

Слайд 7

7. Физкультминутка. - Встаньте в круг. Я предлагаю вам поиграть. Сейчас будет звучать музыка. Вы в это время будете передавать букву «Щ» друг другу. Как только музыка остановиться, тот, у кого в руках буква должен будет заменить первый звук в слове на звук Щ. Кепка-… река-… Мука-… венок-… Кит- … тучка-… Мель-… детина-…

Слайд 8

8 . Звуко - буквенный анализ и синтез (на интерактивной доске или индивидуально) Игра : «Построй пирамиду» - Назовите самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука. Сколько звуков в слове щи? (Два звука.) Какой звук появился в слове щит? Сколько звуков в слове щука? (Четыре звука.) Значит , какое слово самое короткое? (Щи.) Поставьте картинки на пирамидку. Картинки выставляются. Проверяется правильность выполнения задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« звуки ч-Щ»

Слайд 2

Загадки Перед вами необычные конверты, чтобы угадать, что лежит в конверте, нужно отгадать загадку. На лесной цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочка) С ветки на травинку, с травки на былинку прыгает пружинка - зелененькая спинка. (Кузнечик) Полосатая хозяйка пролетела над лужайкой, покружилась над цветком – он поделится медком. (Пчела) На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик) Организационный момент. Какое слово лишнее?

Слайд 3

Щ Ч 2. Характеристика звуков: Щ – согласный, мягкий, глухой, шипящий. Ч –согласный, мягкий, глухой, шипящий . Артикуляция звуков Щ-Ч. Попеременное произнесение логопедом, детьми, хором, громко, тихо, индивидуально.

Слайд 4

У знай букву.

Слайд 5

3. Игра «Сигнальщики» - Проверим, различаете ли вы звуки щ-ч . Вы станете радистами и просигналите звуки. На звук Ч -поднимите руку, на звук Щ - хлопните в ладоши: - в звуковом ряду : ч-ч-щ-ч-щ; - различение в слогах : ча , ща, ич , ищ , ущ , уч , че, ещ , ще , ач ; ча , ич , ща, ищ , ущ , уч , ще , че, ещ , ще , еч - дифференциация в словах : вечер, вчера, прищепка, щебень, прищурился, чертить, обещать, трещотка. вечер, вечера, прищепка, щебень, прищурился, чертить, черепаха

Слайд 6

4. Игра «Что возьмем в дорогу?»

Слайд 7

6. Динамическая пауза (слайд 8 «Щетки»). Упражнение на координацию с движением «Щетки» Этой щеткой чищу зубы. (имитация чистки зубов) Этой щеткой - башмаки. (наклон) Этой щеткой чищу вещи. (наклоны в стороны) Все три щетки мне нужны.

Слайд 8

8. Определите место звука Щ в словах. щенок лещ ящик

Слайд 9

Определите место звука Ч в словах. мяч девочка чашка перчатки

Слайд 10

Чтение наоборот ЙАЧ АКУЩ АКЧОД АТЧОП ИЩЕВ АКПЕЩ ИКЧО УЩОГУ АБОЩАЧ

Слайд 11

Чтение. Блещут молнии всё ярче, Тучи гуще, гуще. Капли чаще, чаще, чаще, Дождик пуще, пуще!

Слайд 12

Прочитайте потешку , вставляя пропущенные буквы Ч или Щ. _ ука в ре_ке жила, _ ёткой воду мела. _ и варила для гостей, Пригласила трёх ле _ ей. Говорили всем ле _ и: _ и у _ уки хороши! Щ ч Щ Щ щ щ Щ щ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« звук и буква р»

Слайд 2

4 . Характеристика и артикуляция звука Р – СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ. - губки растянуты в улыбку; -зубки разомкнуты; - язычок на бугорках за верхними зубками; - язычок дрожит. Л

Слайд 3

5. Выбираем помощника . Как ты думаешь, для того чтобы познакомится со звуком [Р_Р_Р_Р_] , кто нам поможет: Козлёнок, Мышонок, Воробей? Вот и слушаем сказку про воробья. Обращаем внимание как часто нам встретится звук « Рычалка » звук [Р_Р_Р_Р_] .

Слайд 4

6. Воробей. На крыше дома сидел воробышек и смотрел во двор. Там добрая старушка кормила птиц. Из прозрачного пакета она ссыпала крупу, зёрна, и хлебные крошки. Сначала, прилетела стая воробьёв, но скоро две крупные вороны налетели на воробьёв и прогнали их от корма. Маленький воробышек рассердился. Он распушил пёрышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, когда я вырасту, то обязательно стану вороной!». -Во всех словах этой сказки нам встретился звук [Р_Р_Р_Р_] ? Давай возьмём карточку и будем поднимать её только тогда, когда услышим в слове звук [Р_Р_Р_Р_] : Крыша, дом, сидел, двор, добрая, старушка, птицы, прозрачный, пакет, крупа, зёрна, крошки, стайка, распушил, обязательно, вырасту, ворона .

Слайд 5

7. - А сейчас готовим пальчики, будем искать звуки « Рычалки » в моих словах ( без зрительной опоры) : в огороде помидоры – 2 огромная квартира – 3 раскрасить картину – 3 Рома развернул подарок – 4

Слайд 6

9 . Раздели слова на слоги

Слайд 7

10. Упражнение «Зажги свет в окошке» У детей на столах звуковые домики (индивидуальная работа)

Слайд 8

12. Чтение слогов Р А Р О Р У Р Е Р Ё Р Я А Р О Р У Р Е Р Ё Р Я Р РАК РОСТ РУКА СОРТ ИРИС

Слайд 9

17. Итог занятия. - какой звук повторяли? - какую букву выучили? - дайте характеристику этому звуку? - какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« звук рь . буква р »

Слайд 2

Организационный момент. «Назови профессию» В аптеке работает... аптекарь. В колокола звонит... звонарь. Траву косит... кос а рь. Землю пашет... пахарь. Хлеб печет... пекарь. Директору помогает... секретарь. В каких словах встречается два звука [Р']? Где он стоит в слове? К акой одинаковый последний звук во всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь?

Слайд 3

2. Сегодня мы знакомимся с новым звуком. Достаем карточку вентилятора, слушаем, как он работает [РЬ_РЬ_РЬ] , обрати внимание, он не такой, как у самолета [Р_Р_Р] . У «вентилятора» звук более, ласковый, более мягкий.

Слайд 4

3. Характеристика звука Рь по артикуляционным и акустическим признакам. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами. Спинка языка приподнята. Боковые края прижаты к коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором воздуха кончик языка дрожит. – согласный, звонкий, мягкий Рь

Слайд 5

4. Выбираем помощника: лосёнок, цыпленок, тигрёнок . Слушай сказку о тигрёнке. Обрати внимание, как часто встречается звук [РЬ]. Тигрёнок. Маленький тигрёнок шагал по берегу моря. Вдруг видит под деревом лежит большущий камень. Решил тигрёнок присесть, передохнуть на камушке, но, ни тут - то было, камень чихнул, задвигался, а потом ещё и сказал: «Какая не вежливая теперь молодёжь!». Тут тигрёнок понял, что это вовсе не камень, а огромная морская черепаха. - Во всех словах нам встретился звук? [РЬ]. Тигрёнок, маленький, море, берег, шагал, дерево, передохнуть, присесть, камень, чихнул, сказал, теперь, морская , черепаха.

Слайд 6

5. Сейчас будем считать звук [РЬ]: Берег моря – 2 пальчика; Горькая рябина – 2 пальчика; Варим варенье из абрикосов – 3 пальчика; У туриста крепкая верёвка – 3 пальчика. 6. Повторить слово, где нет звука [РЬ]. Называю деревья: берёза, рябина, сосна , черёмуха. Называю имена девочек: Арина, Наташа , Марина, Рита. Называю овощи: редиска, огурец, свёкла , репка. Называю месяцы: январь, апрель, август , сентябрь.

Слайд 7

7. Расставь продукты на столы Р-Рь .

Слайд 8

14. Придумай предложения из 4-х слов по картинкам. Сосчитай слова в каждом предложении . Назови слова со звуком Рь . Девочка режет бумагу ножницами. Мальчик рисует самолет карандашом. Дети наряжают ёлку игрушками. Рыбак ловит рыбу удочкой.

Слайд 9

15 . Составь предложение. Уточнение грамматических представлений Послушай отдельные слова и составь из них предложения, четко выделяя звук РЬ. Рябчик, сидеть, черемуха. Рита, нарезать, редиска, тарелка. Моряк, сходить, пристань. Баба Варя, варить, варенье, абрикосы. Гриша, рвать, черешня, дерево. Черепашка, смотреть, черепашата . Скворечник, прикрепить, береза. Скрипач, играть, скрипка. Марина, сорвать, огурец, грядка. Турист, рюкзаки, прийти, берег реки. Парикмахер, стрижка, прическа. Ребята, играть, двор, прятки

Слайд 10

16 . Итог занятия. - какой звук повторяли? - какую букву выучили? - дайте характеристику этому звуку? - какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?