Мои Публикации

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Адаптация детей раннего возраста через игровую деятельность» Презентацию подготовила Воспитатель младшей группы МАДОУ №51 «Зоренька» Устрицкая Юлия Степановна

Слайд 2

Ежегодно в наш детский сад поступает около 20 малышей в возрасте от 2 до 3 лет. Я представляю опыт работы детского сада по вопросам адаптации детей раннего возраста.

Слайд 3

Своё выступление мне хочется начать словами Сухомлинского В.А. Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Слайд 4

ДЕТСКИЙ САД - новый период в жизни ребенка. При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источником стрессовых ситуаций. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни, отрыв от дома и близких могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят через адаптационный период .

Слайд 5

Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Очень важно чтобы этот переход для малышей был плавным, мягким, бестравматичным. Поэтому поступление детей раннего и младшего дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания и от родителей и от всего персонала дошкольного учреждения.

Слайд 6

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ: составление графика комплектования группы; знакомство с родителями; заключение договоров с родителями; ознакомление родителей с режимом дошкольного учреждения; методист, воспитатели, специалисты планируют воспитательную, развивающую работу с детьми, создают игровое пространство группы. С целью получения дополнительной информации о ребенке воспитатели используют различные анкеты и просто беседуют с родителями. Стараются узнать как можно больше о его привычках и по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, спеть знакомую песенку, предложить знакомую игрушку). Проводят беседы с родителями о предварительной подготовке ребенка к детскому саду.

Слайд 7

Чтобы ребёнок справился с изменениями в жизни, взрослым необходимо подготовить его. Как родители могут помочь своему ребёнку ? - Прежде всего, важно знать, что условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима. Поэтому нужно максимально приблизить домашний режим к распорядку дня детского сада. -По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего. -Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру. -Приучать к элементарным гигиенически навыкам, самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Слайд 8

На втором этапе: ведется непосредственная работа по оптимизации адаптационного периода. Цель этой работы - социализация детей раннего возраста, нормализация поведения в период адаптации .

Слайд 9

Педагогический и медицинский персонал определили следующие направления деятельности во время адаптационного периода у детей: - Индивидуальный подход; - Сохранение, укрепление здоровья ребенка путем создания соответствующих условий; - Создание предметно-развивающей среды; - Организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок взрослый» и «ребенок - ребенок».

Слайд 10

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется за счет: Постепенного заполнение групп. В неделю принимается не более 2-3 малышей. Т.к персоналу легче уделить больше внимания новичку. Гибкого режима пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей. В первые дни оставляем ребенка на 1,5 -2 ч, увеличивая время пребывания вначале до сна, затем оставляем на сон, и до вечера. Сохранения в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек, потому что резкое разрушение любых привычек (будь то соска, бутылочка, памперсы) осложнит приспособление к новым условиям. Один из способов смягчения разлуки с мамой заключается в том, что мы просим приносить с собой ребёнку из дома какую-либо игрушку, которую он, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Таким образом у малыша часть домашней привычной обстановки переносится в детский сад, что способствует более быстрой адаптации ребёнка.

Слайд 11

Сохранение и укрепление здоровья: В первое время пребывания малыша в яслях часто осложняется поведенческая реакция, нарушается сон, питание, коммуникативность (ребенок плохо идет на контакт с взрослыми и ровесниками), что в конечном счете отрицательно сказывается на его состоянии здоровья.

Слайд 12

- Медицинский работник, ведет усиленный контроль за физическим состоянием детей (следит за сном, аппетитом, температурой, стулом), проводит в группах совместно с воспитателями дополнительные профилактические мероприятия (ежедневный приём, осмотр, беседы с родителями, витаминизация, ведёт паспорта здоровья детей). - Педиатр районной поликлиники еженедельно проводит профилактические осмотры детей группы раннего возраста. - Стараясь избежать изнеженности, перегревания, постепенно приучая детский организм переносить те климатические условия, в которых мы живем, создавая атмосферу здорового образа жизни, воспитатели проводят закаливание, используя как природные факторы (солнце, воздух, вода), так и специально организованные мероприятия, игры.

Слайд 13

При проведении закаливающих процедур педагоги не стремятся к специальным методикам, но проводят их регулярно и в игровой форме. Поддерживается оптимальный температурный режим группе, одежда детей в группе и во время пребывания на прогулке соответствует погодным условиям и температуре. Умывание в течение дня, постепенное обучение полосканию рта, питье прохладной воды. Воспитатели организуют хождение босиком по ковру, тактильным коврикам, ребристой дорожке. Используют элементы контрастных воздушных ванн при подготовке ко сну. Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры.

Слайд 14

В организации работы в адаптационный период большое значение имеет развивающая предметно-развивающая среда. Развивающая предметно-развивающая среда мотивирует деятельность детей. Она мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей, игрушки доступны для самостоятельного пользования, площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей.

Слайд 15

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому в группе имеется полочка «Моя семья». Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, рассматривание которых всегда поднимают настроение загрустившему малышу. - Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра. - В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. Кроме того, монотонные движения руками или сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции. Для этой цели оборудован сенсомоторный уголок, в котором находятся пирамидки, вкладыши с геометрическими формами , крупные детали строительного материала и конструктора.

Слайд 16

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В группе есть уголок «Дом»,где дети могут, играя повторять действия родителей (варить кушать, кормить гостей, что-то отремонтировать), тем самым как бы приближая к себе своих близких, что не только успокаивает малышей, но и учит их общению друг с другом. Рядом с уголком размещается живые цветы, мы считаем, что растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека и конечно же на маленького ребёнка.

Слайд 17

- Полочка с домашними вещами и игрушками способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у ребенка чувства уверенности в себе. - Главным же расслабляющим средством для детей является игра. Основная задача игр в этот период формирование эмоционального контакта между ребенком и воспитателем, ребенком и другими детьми. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, но и действий. В ходе Такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное – новые способы действия с предметами .

Слайд 18

Организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, педагог воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениями. Игры и психологические минутки проводятся с детьми каждый день. Работа начинается с утреннего приема детей, это речевые настройки, психологические игры, утренняя гимнастика, повышающие эмоциональный настрой детей.

Слайд 19

- Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила.

Слайд 20

- Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она не только развлекает малышей, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире, развивает речь, тренирует память, умение соотносить свои движения с текстом, развивает мелкой моторики моторику пальцев.

Слайд 21

- Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Поэтому используются игрушки-забавы, игры-инсценировки, куклы Бибабо, приглашаются необычные гости – зайчики, собачки, лисички .

Слайд 22

- особую значимость в адаптации ребенка имеет музыкальное воспитание. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. Вначале музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия с внесением в группу и обыгрыванием детских музыкальных инструментов: колокольчики, погремушки и др. Затем приглашает детей в музыкальный зал.

Слайд 23

-Наличие магнитофона в группе позволяет слушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы», а иногда и современные популярные мелодии. Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и потанцевать. Во время укладывания спать могут звучать колыбельные песни или спокойная музыка, это снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх.

Слайд 24

- Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, побуждает познавательную активность. Известно, что элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни.

Слайд 25

Маленькие песенки – потешки помогают в проведении режимных моментов. Процессы умывания, одевания, раздевания, принятия пищи, приборки игрушек воспитатель сопровождает стишками.

Слайд 26

В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как: - элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях); - релаксационные игры.

Слайд 27

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовываем на улице. Для того, чтобы сформировать эмоциональные контакты между ребенком и воспитателем, ребенком и другими детьми мы используем игровые приемы, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, на освоение окружающей среды ребенком, что приносит очень неплохие результаты.( Пузырь, Зайка, Найди игрушку)

Слайд 28

- Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным необходимы согласованность действий родителей и воспитателей. С целью создания доверия и информированности в раздевалке организована фотовыставка «А у нас в детском саду». Здесь же сосредоточена настенная и настольная наглядная информация по темам « Советы специалиста», «Адаптация», « Мы растём» и др. Проводятся родительские собрания. консультации для родителей. Ежедневное информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребёнка в индивидуальной беседе.

Слайд 29

Третий этап: - Совещание по итогам адаптационного периода, родительское собрание. - Совещание по итогам адаптации. - Анкетирование родителей. - Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка: - Индивидуальные беседы; - Родительское собрание. Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.

Слайд 30

Использование представленной технологии приводит к адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к условиям дошкольного учреждения: они быстрее входят в жизнь группы, проявляют самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками. Наблюдается положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях, сенсорных представлениях, речевом общении. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Слайд 31

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста

к условиям ДОУ

«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он общается, играет, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!»

Жан-Жак Руссо.

Участники проекта: заведующий ДОУ; методист ДОУ, медицинский работник; воспитатели группы раннего возраста №4 «Колокольчики»; музыкальный руководитель; родители детей группы №4 «Колокольчики»

Целевая группа: Дети группы раннего возраста и их родители.

Сроки реализации: Проект рассчитан на пять месяцев

Цель проекта – выявление степени подготовленности дошкольников к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, помощь дошкольникам в адаптационный период к условиям дошкольного образовательного учреждения.

  Задачи:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение тревоги, агрессии;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие игровых навыков.

Актуальность проекта

Момент поступления ребенка в детский сад, как правило, сопровождается адаптационным стрессом. Степень его проявления может быть различной у разных детей. Поскольку адаптивные возможности каждого малыша ограничены, то длительное пребывание в стрессовом состоянии, вызванном условиями новой социальной среды, может спровоцировать эмоциональные нарушения. Очень важно обеспечить дошкольникам своевременную помощь в преодолении стресса поступления в дошкольное образовательное учреждение и успешно адаптироваться в детском саду. Разработка и внедрение проекта обеспечит возможность адаптации детей к детскому саду посредством их привычной деятельности – игры. Адаптация имеет огромное значение в формировании личности. Процесс перехода с одной ступени личностного роста и развития на другой преодолевается каждым человеком по – разному. И умение адаптироваться к новым условиям играет важную роль, а в жизни маленького ребенка дошкольного возраста тем более. Переход в дошкольное учреждение является психологически сложным моментом для ребенка. В период развития дошкольникам сложно самостоятельно адаптироваться к новой обстановке. От того, как он вольется в пока неизвестный для него мир социума зависят и следующие переходные этапы его жизни.  

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.

Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него   страх, отрицательные эмоции. Большинство детей еще склонны к боязни просить помощи у взрослого при необходимости, не научились правильно выражать свои эмоции.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты ДОУ: медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели группы раннего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

  • Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально- психологического.
  • Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.
  • Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери.
  • Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

Этапы проекта:

Реализация проекта предполагает три стадии.

Первый этап – организационный.

1. Организационный этап:

  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстрационных материалов, игр;
  • Разработка конспектов адаптационных занятий с использованием игровых технологий, совместных мероприятий с родителями, а также консультаций для родителей;
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы раннего возраста;
  • Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта;
  • Разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.

2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • Анализ проведенной работы;
  • Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • Презентация проекта для педагогов и родителей;
  • Публикация проекта на интернет-сайте.

Задачи работы с родителями:

  • Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.
  • Снижение эмоционального напряжения и тревоги.
  • Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование- диагностика психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в адаптационный период.
  • Консультации – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в адаптационный период.
  • Информирование – помощь родителям в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми, предупреждение возможных проблем в системе родители – дети.
  • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросам адаптации детей к ДОУ.
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Задачи работы с педагогами:

  • Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей.
  • Развивать профессиональные компетенции, профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

Формы работы с педагогами:

  • Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.
  • Проведение семинаров - повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ.
  • Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
  • Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.
  • Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста:

В группах имеются центры развития:

  • Центр сюжетно-ролевых игр;
  • Центр театрализованной деятельности;
  •  Центр книги;
  •  Центр «Зона уединения»;
  • Центр художественно-эстетического развития и центр творчества (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.)
  • Центр развивающих игр;
  • Центр природы (наблюдений за природой);
  • Центр физической активности;
  • Центр сенсорного развития;
  • Центр конструирования;
  • Центр экспериментирования;
  • Центр патриотического воспитания;
  • Центр безопасности;
  • Центр музыки.

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

 

План проекта

Период

Содержание

Ответственные

Август

Юридическое оформление ребенка в ДОУ: заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;

Организационное родительское собрание;

 

 

 

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

Памятка для родителей «Первые дни пребывания ребенка в детском саду»;

 

Занятие «Как ходит и поет Петушок»

Занятие «Идет коза рогатая»

Занятие «Как бегает и лает Собачка»

Занятие «Как мяукает и ходит Кошечка»

Занятие «Зайка-попрыгайка»

Занятие «Птичка летает»

Занятие «Чудесный мешочек»

Занятие «Кто в домике живет»

Занятие «Рыбка плавает в воде»

 

Игровая деятельность:

Потешки «Киска, киска, киска, брысь!..»

«Как у нашего кота…»

«Пошел кот под мосток…»

Игра «Иди ко мне»

Игра «Пришел Петушок и Собачка»

Упражнение «Выдувание мыльных пузырей»

Музыкальная игра «Хоровод»

Игра «Покружимся»

Игра «Солнышко и дождик»

Игра «Поезд»

Упражнение «Ласковое имя»

Потешка «Ладушки, ладушки!..»

Потешка «Петушок, петушок…»

Поэзия. З. Александрова. «Прятки»

В. Берестов. «Курица с цыплятами»

Релаксация

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

 

Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста (перечень)

заведующий ДОУ

 

 

 

медицинский работник

 

воспитатели  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

муз. руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 администрация

Сентябрь

Юридическое оформление поступающих детей в ДОУ: заключение договора с родителями

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями

 

Консультация «Как адаптировать ребенка к детскому саду?»

 

Занятие «Укладывает куклу Машу спать»

Занятие «Кормление куклы Маши»

Занятие «Купание куклы Маши»

Занятие «Катание куклы Маши на машине»

Занятие «Кукла Маша идет в гости»

Занятие «Оденем куклу на прогулку»

Занятие «Кукла Маша поет и пляшет»

Занятие «Спектакль для куклы Маши»

 

Игровая деятельность:

Потешки «Большие ноги…»

«Водичка, водичка…»

«Баю-бай, баю-бай…»

Игра «Топ-топ»

Игра «Дождик и солнышко»

Потешка «По ровненькой дорожке»

Игра «Хоровод с куклой»

Игра «Солнечные зайчики»

Потешка «Тук, тук, кулачок»

Музыкальная игра «Вот так хорошо»

Музыкальное упражнение «Погремушка, играй»

Потешки для новичков

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадка»

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок»

Пальчиковая игра «Пальчики»

Релаксация

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

заведующий ДОУ

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 воспитатели

 

 

 

 

 

 

муз. руководитель

 

 

 

 

 

 воспитатели

Октябрь

Юридическое оформление поступающих детей в ДОУ: заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;

 

Консультация «Питание детей раннего возраста в ДОУ»;

Консультация «Поиграй со мною, мама»

Консультация «Почему дети кусаются?»

 

Занятие «Идет бычок…»

Занятие «Наша Таня громко плачет…»

Занятие «Слон»

Занятие «Уронили Мишку на пол… »

Занятие «Зайку бросила хозяйка…»

Занятие «Идет коза рогатая…»

Занятие «Сорока-ворона»

Занятие «Петушок, петушок»

 

Сказка «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Поэзия. З. Александрова. «Прятки»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);

Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился».

 

Игровая деятельность:

Игра «Поймай пузырь».

Песенка «Ладушки - ладошки»

Игра «Надувайся пузырь»

Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

Игра «Достань колечко»

Игра «Звени колокольчик»

Муз. игра «Хоровод с Мишкой»

Игра «Догонялки»

Игра «Мишка по лесу гулял»

Релаксация «Пузырьки»

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

заведующий ДОУ

 

 

 

 

мед. работник

 воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 муз. руководитель

 

 

Ноябрь

Консультация «Почему дети капризничают и проявляют упрямство?»

Групповое родительское собрание «Успехи адаптации...»

 

Занятие «Мишка косолапый»

Занятие «Зайка, серенький…»

Занятие «Кисонька, мурысонька…»

Занятие «Лошадка»

Занятие «Цыпленок»

Занятие «Матрешка»

Занятие «Неваляшка»

Занятие «Построим башенку»

 

Игровая деятельность

Потешка «Зайка серенький сидит»

Игра «Лиса и зайцы»

Игра «Найди листочек»

Потешка «Пальчики у нас попляшут»

Потешка «Прыгай, прыгай веселей»

Муз. игра «Погремушечка, играй»

 

 

Звучащие игры «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки»

Потешки «Котя, котенька, коток…»

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадки»

Игра «Кошка и цыплята»

Игра «Автомобили»

Русские народные сказки «Колобок»;

«Репка» (обр. К. Ушинского);

А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»)

Пальчиковая игра «Твои пальчики»

Релаксация «Пузырьки»

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

воспитатели

 

 

воспитатели

 

 воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

  муз. руководитель

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 воспитатели

Декабрь

Консультация: «Что собой представляет Ваш малыш? Возрастные особенности детей раннего возраста от 2 – 3 лет»

 

Занятие «Снег, снежок…»

Занятие «Покатаемся на лошадке»

Занятие «Собираем игрушки»

Занятие «Угощение для игрушек»

Занятие «Построй пирамидку»

Занятие «Вкладыши»

Занятие «Лото»

Занятие «Чудесный мешочек»

 

В. Жуковский. «Птичка»;

Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;

С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);

И. Токмакова. «Баиньки».

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;

Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);

К. Чуковский. «Цыпленок».

 

Игровая деятельность

Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

Потешка «Зайка серенький сидит»

Игра «Лиса и зайцы»

Игра «Найди, где звенит?»

Игра «Заморожу»

Звучащие игры «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки»

Потешки «Котя, котенька, коток…»

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадки»

Игра «Кошка и цыплята»

Игра «Автомобили»

Игра «Догони мяч»,

Игра «Передай мяч»,

Игра «Доползи до погремушки»,

Игра «Догони собачку»,

Игра «Маленькие и большие»,

Игра «Поймай снежинку»,

Игра «Где пищит мышонок?»

 

Новогодний праздник «Подарки под елкой»

 

Как измерить успешную адаптацию? (итоги адаптации)

Индивидуальные консультации и беседы с родителями

воспитатели

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муз. руководитель

воспитатели

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2 -3лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

                                                             

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта, приняли участие в играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания, ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем ДОУ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад комбинированного вида

№51 «Зоренька»

Памятки для родителей

в адаптационный период

ребенка дошкольника.

                                                                 Из опыта работы

                                                                воспитателя

                                                                Устрицкой Ю.С.

В ДЕТСКИЙ САД  - КАК НА ПРАЗДНИК.

 Впервые  отдавая  ребенка  в детский сад, многие родители  переживают, как малыш воспримет  расставание. У кого-то  этот процесс  проходит  спокойно,  а в некоторых  семьях  по утрам  разыгрывается целая  драма. Как же  сделать, чтобы первые шаги  сына  или дочери в детском коллективе  были связаны с радостью, а не со стрессом?

 Когда альтернативы нет. Дети очень тонко чувствуют настроение  родителей, поэтому ваши сомнения, отдавать или не отдавать  любимое чадо в сад , не останутся  незамеченными,  что даст  ребенку  надеяться  - а вдруг  можно  все  оставить , как есть? Если  для вас , как и для большинства  современных родителей  , детсад – единственный выход , попытайтесь  донести  эту  мысль  до  малыша . Когда  он поймет , что в сад  ходить  придется  несмотря  ни на что, ему  будет легче  с эти примириться.

Медленно, но  верно. Если у вас есть, еще месяца два -  до начала  посещения детсада, прогуливайтесь почаще  около него  вместе с ребенком,  познакомитесь  с детьми, воспитателями. Пример того, как другие  дети вместе играют, лучше  всяких слов  объяснит, что и в садике может быть хорошо.

Авторитет отца.  Как правило, при папе  дети ведут себя  более сдержано. Попробуйте  водить ребенка  в сад  по очереди с мужем, наверняка  слез будет  меньше.

 Обязанность  в радость. Попросите  воспитателя  найти  какое-нибудь  занятие в группе. Шефство над попугайчиком или рыбками  добавит  заинтересованности.

 Устраняем негативы. Малышу  трудно  вставать по утрам? Включайте  ему музыку или мультики, и подъем уже не будет столь мучительным.

    Позвольте ребенку  привыкать  к детсадовской  кухне постепенно. Договоритесь, чтобы  поначалу  малыша не заставляли  доедать  всю порции, если он не хочет. Можно  давать ему  с собой  фрукты, но не сладости. Глядя  на других  детей,  ваш ребенок начнет есть за компании.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ.

  • Если  Вы привели  ребенка после начала  какого-либо  режимного момента, пожалуйста , разденьте  его  и подождите  вместе  с ним  до ближайшего перерыва.

  • Педагоги   готовы  беседовать с Вами  о вашем ребенке  утром  до 8 часов 15 минут  и вечером   после 17 часов. В другое время  педагог  обязан  работать  с группой детей и отвлекать его нельзя.

  • К  педагогам группы  независимо от их возраста, необходимо обраться на «Вы», по имени, отчеству.

  • Спорные  и конфликтные  ситуации (вопросы)  нужно разрешать в отсутствие детей.

  • Если вы не смогли решить какой-нибудь вопрос с педагогом, обратитесь к методисту.

  • Помните, что в детском саду  работает  психологическая служба, куда Вы можете  обратиться за консультацией  и индивидуальной  помощью  по всем интересующим  Вас вопросам относительно воспитания ребенка.

  • Просим  Вас проследить, чтобы в карманах ребенка  не было острых, режущих и колющих предметов.

  • Просим не  давать в  детский сад   жевательную резинку.

  •  Если вы считаете  необходимым давать  ребенку  с собой   какие-то  лакомства , то, пожалуйста, ограничитесь нескольким карамельками в фантиках.

  •  В группах  детям  не разрешается бить и обижать  друг друга; брать  без  разрешения  личные вещи , в том числе и принесенные  из дома игрушки других детей  ,  портить  и ломать  результаты  труда других детей.

  •  Детям  не разрешается « давать  сдачи» , также как нападать  друг на друга.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Для того,  что бы ваш ребенок  быстро  и легко  привыкли  к новому  образу жизни, который  предлагает  детский сад, чувствовал себя в группе  уверенно  и комфортно, мы просим вас о сотрудничестве  в период его адаптации к новым условиям.

 В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

- К новым взрослым людям,  которые будят, о нем заботятся;

- К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;

-  Обществу своих сверстников;

- Новой  пище  и условиям еды;

- Новой  обстановке для сна.

 Вашему ребенку  будет  проще  привыкнуть  ко  всему постепенно. Поэтому мы просим  вас прийти с ребенком  в то время, когда в группе  не будет других детей,  и воспитатель  сможет  познакомиться с вашим малышом, а он – изучить  нового для него взрослого человека. Ребенок  будет  чувствовать  себя уверенно, если вы будете   на первых порах  рядом с ним.

 Первую  неделю мы просим  вас приходить  в период с 9.00 до 12 .00,   накормив ребенка  дома завтраком, и  оставаться  с нами  в группе  до обеда.

 Вторую неделю  мы предложим  ребенку   обедать в группе и, возможно в конце  недели  - спать.

 Третью   и четвертую  неделю    просим  забирать  ребенка  после  дневного  сна.

 Дома в  адаптационный период  нужно относиться  к малышу более терпимо  и внимательно. Если  что-либо  волнует  вас  в связи  с детским  садом , не обсуждайте это при  ребенке, но обязательно  поделитесь всеми опасениями с сотрудниками   нашего  детского сада. Просим Вас рассказать  психологу и  воспитателям  о ребенке  как можно больше, все, что вы считаете особенно важным. Мы готовы  прислушаться  ко всем вашим пожеланиям.

 

РЕБЕНОК  СОБИРАЕТСЯ  В ДЕТСКИЙ САД.

  1. Воспитатели  родители  устанавливают  контакт  до прихода  ребенка  в группу, беседуют  об особенностях  развития ребенка, его привычках, сообщают  ласкательное имя ребенка, к которому он привык.

  1. Не  изменяйте  резко   привычный   уклад  жизни  детей. Домашний   режим  желательно   приблизить к садовскому,  не позднее, чем за месяц.

  1. Желательно  отучить ребенок  от вредных привычек:  кормления с книжкой, засыпания  с укачиванием,  присутствие  взрослого  у  кровати  во время  сна, абсолютная   тишина и темнота.

  1.  Старайтесь  соблюдать  возрастной   режим:  длительное  (не менее4 часов зимой)  пребывание на воздухе;  массаж, гимнастика, закаливающие процедуры. При пониженном аппетите не кормите насильно. Соблюдайте питьевой режим.

  1.  Упражняйте (не заставляйте) ребенка  в  самостоятельности: есть ложкой, пить из чашки, играть игрушками.

  1. Развивайте  у ребенка  навыки  общения  со сверстниками, доброжелательное  к ним отношение.

РЕБЕНОК НАЧАЛ ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД.

  1. В первые  дни приводить ребенка  только на прогулку  или в вечернее время,  чтобы  ребенок видел ,как родители  приходят за детьми.

  1. Сократите  время пребывания детей  в группе  на первых порах  до минимума. Не более  трех часов. Дома уделить  внимания  режиму, приблизив  его к садовскому.

  1. Родители могут пройти в группу, рассмотреть  игрушки, поиграть с детьми.

  1. Взятая с собой из дома  игрушка  напомнит о семье, снимет напряжение у ребенка.

  1. Обстановка  в семье  должна быть спокойная, обращение с малышом ласковое и  участливое.

  1.  На время ограничите  для ребенка новые  впечатления – не кормите новыми блюдами, не покупайте новых игрушек, не принимайте гостей  и не ходить в гости самим.

  1.  В период адаптации старайтесь не наказывать малыша, лучше переключайте внимание    ребенка  на что-нибудь интересное.

  1.   В выходные  дни  следуйте  садовскому режиму.

  1.  Как  правило , все  дети , поступающие в ясли , на 5-й    - 7 –й день заболевают ОРВИ. Поэтому  желателен  перерыв  в посещении  с 4-го  по 9-й ,10-й день.

  1.  Родителям  необходимо  набраться  терпения  и оптимизма -поменьше тревожиться.

Помните: Ваша тревожность передается детям.

 В детском саду работают люди  безгранично преданные  детям  и своему труду. Доверяйте  им , не забывайте  с ними  советоваться.