технологии

Борисова Наталья Александровна

На этой страницы вы найдете технологии, которые я использую в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии

Эпилог

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Актуальность

Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Цель

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Описание порядка использования

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровье - сберегающие технологии».

Главное их назначение – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья, обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье - сберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ;   коррекционные технологии.                                                                                          

В группе создаются педагогические условия здоровье - сберегающего процесса воспитания и развития детей , основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Педагоги  уделяют особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровье - сберегающего процесса в своей возрастной группе.

   Здоровье - сберегающие образовательные технологии в группе - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье - сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. В процессе организации единого здоровье - сберегающего пространства ДОУ и семьи  используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей;  участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды;   работа с родительским комитетом группы;  тренинги;
 родительские гостиные;  анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровье - сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

.

Результат

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

 

Литература:

1.  В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии».

2.  Э. М. Казин «Основы индивидуального здоровья человека».

3.  Н. К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».

4.  Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
5.  Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
6.  Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
7.  Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
8.  Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
9.  Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.29 – 34. Фомина Н.А.
10.  Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
11.  Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.



Предварительный просмотр:

0004-014-V-kartofele-fri-i-chipsakh-uchenye-obnaruzhili-tselyj-rjad-vrednykh-veschestv.png

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель использования
  4. Структура технологии, порядок использования (применения технологии в практической деятельности)
  5. Результат использования технологии, диаграммы, сравнительный мониторинг
  6. Рефлексия
  7. Используемая литература

Exafmple.gifСочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология  – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

ordenando-juguetes.gif

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять

        широкие возможности для коммуникации.

Наиболее эффективные формы организации работы с

  компьютером в нашей группе –  это подбор

bookinsert.gif      иллюстративного материала к совместной

    образовательной деятельности, оформление стендов,

   группы, кабинета учителя-логопеда.

      Компьютер используем при разработке

       дидактических игр,  сценариев к праздникам и

      другим мероприятиям, для обмена опытом,

    проведении НОД, совместных  родительско – детских

праздников с применением мультимедийных  

                                                                      презентаций.

Я использую в своей практике мультимедийные презентации созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media, программа для интерактивной доски),  в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций: «Насекомые», «Животный мир Подмосковья», «Виды спорта», «Дикие животные», «Детям о воде», «Цветы первоцветы», «Цветы нашей местности» и др.

bookinsert.gifДанные разработки позволяют увеличить восприятие наглядной информации за счет увеличения объема иллюстративного материала,  выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог. Использование мультимедийных презентаций

обеспечивают наглядность, которая

способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала. Одновременно

используется графическая, текстовая,

аудиовизуальная информация, с помощью

которой можно смоделировать такие жизненные

 ситуации, которые нельзя или сложно

показать на занятии либо увидеть в п

овседневной жизни (воспроизведение

звуков животных, природы, работу

транспорта и т. д.).  

48622496.jpgДоносить до детей полноценную информацию в современной, доступной форме.

Эффективно развивать все виды восприятия у детей: зрительное, слуховое. Задействовать во время организованной образовательной деятельности все виды памяти: зрительную, слуховую, образную.

  • Создание единого информационного пространства ДОУ;
  • Эффективное использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
  • Обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом к компьютерной технике, информационным ресурсам;
  • Интеграция ИКТ в процессе воспитания, образования и обучения;
  • Подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ в ДОУ;
  • Создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ по работе с дошкольниками;
  • i.jpgПовышение заинтересованности родителей во взаимодействие их с ДОУ.

 Реализация технологии происходила в несколько этапов.

I этап – подготовительный:

Анализ имеющейся проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

изучение современных программ, методик по развитию дошкольников. Определение научной базы технологии, психолого-педагогических идей, которые заложены в ее фундамент. Определение цели, задач, содержания работы с детьми и родителями: перспективное планирование образовательной деятельности. Изучение различных программ для создания презентаций; пополнение виртуальной копилки презентаций  для занятий, досугов, праздников.

II этап – основной:

 Представление информации для детей с помощью компьютерных программ.

Представление обучающего и развивающего материала для детей в виде системы ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгометрическом порядке.

Реализация технологии с включением семьи в совместно-партнерскую деятельность.  Проведение НОД, экскурсий, досугов, выставок детских работ и др.

Итоговые результаты по работе, диагностика (мониторинг) эффективности реализации технологии за намеченный период.

III этап – итоговый:

Оформление конечных результатов, подведение итогов, корректировка, выводы. Технология представлена на муниципальном, региональном и уровне образовательной организации. Выступление на  муниципальном уровне - ГМО  «В поисках Дюймовочки». На всероссийском конкурсе лепбуков - 1 место занял  лепбук «Голубая планета Земля». Презентации для открытых занятия, досугов, праздников , выпускных представлены на уровне образовательной организации.

Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний детей по познавательному развитию в период использования информационно-коммуникационной технологии

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

 Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Повышена эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Получены знания, которые остались в памяти детей на долгий срок, и легко  восстановятся для применения на практике после краткого повторения.

new_29719.jpgРоль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ  помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

  •  Повысить  эффективность процесса обучения, пополняя каталог развивающих компьютерных программ, игр, презентаций. Активизировать познавательную деятельность детей.
  • Повысить  уровня профессионального мастерства педагогов группы.
  • Выявить уровень заинтересованности  родителей.
  • Раскрыть  личностный потенциал воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.
  • Реализовать личностно- профессиональный  рост педагогов.
  • Активизировать педагогическое  и культурное сознание родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
  • Создать активно действующую, работоспособную систему поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
  • 0008-009-Esli-sboj-daet-mashina-Terpene-vam-neobkhodimo-Ne-byvaet-bez-problem.jpgУчастие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
  • Повысить педагогическую культуру родителей.

Компьютер не ставится для ДОУ как первоочередная задача, - главное гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.

1005435917.jpg1. педагогические технологии в дошкольном образовании. Автор Хабарова Т.В.

2052026.jpg1855583.jpg2.  Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

3.  Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.

image.asp.jpg4.  Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». – М.: АРКТИ, 2006. – 192с.

869210.jpg74556.jpg.png
5.  Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей / авт.-сост. З.М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139с.

6.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208с.



Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель использования
  4. Структура технологии, порядок использования (применения технологии в практической деятельности)
  5. Результат использования технологии, диаграммы, сравнительный мониторинг
  6. Рефлексия
  7. Используемая литература

Пояснительная записка:

"... Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания".

А.С. Макаренко

Проект – это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, при котором он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее презентацию перед сверстниками. Работа по направлению познавательной деятельности выполняется преподавателем. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом. Суть технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают какие-либо данные, участвуют в мероприятиях творческого плана.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

"Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу проектной деятельности заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Типы проектов:

- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

- По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

- По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

- По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

- По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный

Актуальность:

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проектная деятельность как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Основное предназначение технологии проектной деятельности – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектной деятельности:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.

Цель использования:

Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами для реализации разных проектов детей.

Задачи:

  • создать условия для реализации разных проектов, которые отражают решение той или иной проблемы;
  • обучать разным способам находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности;
  • формировать самостоятельность, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
  • способствовать повышению самооценки ребенка;
  • создать эмоционально благоприятную психологическую обстановку, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности;
  • помочь детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и поэтому лучше усвоить материал любой сложности;
  • способствовать подготовке дошкольников к важнейшим социальным ролям, которые дети смогут «примерить» на себя на занятиях, дать возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях;
  • развивать у дошкольников способность активной сознательной мыслительной работы.

Метод проектов используется в моей работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

  • развивает поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивает специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

  • формирует обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивает способность к прогнозированию будущих изменений.

Структура проектной деятельности

I этап аналитический

 «Выбор темы» Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

II этап основной

Реализация проекта. Задача воспитателя - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

III этап заключительный

Важно, чтобы в основу результата были положены полученные знания, имеющие ценность для детей. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

Оформление конечных результатов, подведение итогов, корректировка, выводы. Технология представлена на муниципальном, региональном и уровне образовательной организации. Проекты «Наша армия родная»  и «По дороге к танцам» представлен на муниципальном уровне. На всероссийском конкурсе лепбуков - 1 место занял  лепбук «Голубая планета Земля, как результат проекта «Голубая планета Земля». Проект «Игры со словом» разработан для подготовки детей к  муниципальной интеллектуальной олимпиаде «Умницы и умники». Проекты «Богатыри земли русской», «Удивительный мир растений» и «Светофорик» представлены на уровне образовательной организации.

Результаты использования технологии

Внедрение технологии проектной деятельности на протяжении нескольких лет позволяет сделать следующие выводы:

Технология проектной деятельности успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

Технология проектной деятельности как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, на самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в МДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.

Дети легче усваивают и запоминают материал ООД.

Дети получают удовольствие от проектной деятельности, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

В процессе проектной деятельности дети приобретают специальные знания, умения навыки, повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

 В процессе успешной реализации технологии проектной деятельности в ДОУ было разработано и реализовано 7 проектов по следующим направлениям:

Познавательно – творческие:  «По дороге к танцам…», «Наша Армия родная», «Богатыри земли русской…»

Познавательно-исследовательский-«Удивительный мир растений», «Голубая планета Земля»

Практико –ориентированные: «Светофорик» и  «Игры со словом»

В перспективе планируем продолжать использовать технологию проектной деятельности, в частности нормативные проекты, исследовательские и творческие.

Сравнительная диаграмма уровня сформированности познавательных знаний детей по технологии проектной деятельности

Сравнительная диаграмма уровня активности родителей  в период использования технологии проектной деятельности

Рефлексия

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности. Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике.

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.

4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

5. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с. 6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

        



Предварительный просмотр:

0004-014-V-kartofele-fri-i-chipsakh-uchenye-obnaruzhili-tselyj-rjad-vrednykh-veschestv.png

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель использования
  4. Структура технологии, порядок использования (применения технологии в практической деятельности)
  5. Результат использования технологии, диаграммы, сравнительный мониторинг
  6. Рефлексия
  7. Используемая литература

0_4ee0e_127c76a8_XXXL.jpg.gif

Пояснительная записка:

 Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Естественно, что эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А.Р. Лурия, 1956 и др.) 

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. Нарушения речи в той или иной степени могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации детей. Анализ речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи свидетельствует о значительных трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах.

В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией. По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ТНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи.

Следует отметить, что в логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с ТНР. Однако, специфические приемы, направленные на формирование лексики представлены недостаточно. Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

i.jpg

Актуальность: 

 Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.

Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.

Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.

Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ТНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия.

Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.

Актуальность нашей работы определяется тем, что в настоящее время существует огромное количество современных и традиционных методик по формированию грамматического строя речи старших дошкольников, но при этом они не всегда используются в коррекционной работе из-за недостаточной разработанности конкретизированных моделей их применения в работе с детьми.   Л.Н. Ефименкова предлагает методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.

   Коррекционная работа с детьми с первым уровнем речевого развития предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм.

   Работа над словом с детьми со вторым уровнем речевого развития начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двусоставного нераспространенного предложения к распространенному идет постепенно.

   С детьми с третьим уровнем речевого развития продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением. Основной задачей является формирование связной речи.

Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Таким образом, актуальность данной темы очевидна.

1250944.png

Цель использования:

 Развитие лексико-грамматических компонентов речи путем активизации и обогащения словаря. 
Общее недоразвитие речи – это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

Причинами ОНР может быть как органическое поражение центральной нервной системы, так и задержка речевого развития.

Для детей с ОНР  характерно ограниченность словарного запаса, т.е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено.  Бедность словаря проявлялась в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных птиц, инструментов, профессий. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Поэтому основной коррекционной целью является уточнение, расширение и активизация словаря.

о.jpgФормирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

Структура технологии,

порядок использования (применения технологии в практической деятельности)

 

Технология развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ТНР реализуется поэтапно.

Предварительный этап. Мониторинг  сформированности лексико-грамматических компонентов речи, подбор материала с учётом возрастных особенностей детей, структуры и сложности речевого нарушения. Обследование показывает, что словарный запас детей снижен: отмечается затруднения при подборе прилагательных и наблюдается значительные ограничения глагольной лексики. При обследовании уровня обобщения установлено преобладание низкого уровня выполнения этого задания. Трудным оказываются  задания на подбор антонимов. При обследовании грамматического строя результатом является  затруднения в изменении существительных по числам, в правильном употреблении предложно-падежных конструкций, при словообразовании. Кроме того, у детей недостаточно сформированы этапы внутреннего программирования речи.

Основной этап. Реализация технологии в ходе фронтальных и индивидуальных  занятий по развитию речи и на познавательных занятиях.

Все лексические темы прорабатываются

по следующим направлениям:

-развитие словаря;

-формирование грамматических представлений (словоизменение, словообразование, усвоение и употребление предлогов, составление предложений различной структуры).

В работе используются речевые игры и упражнения по формированию грамматических категорий; игры и упражнения по формированию навыков словообразования; лексико-семантические упражнения.

Созданы различные картотеки и мультимедийные презентации по многим лексическим темам, изучаемым в старшей  и подготовительной логопедической группе согласно календарному плану.

Заключительный этап. Мониторинг оценки качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня сформированности лексико-грамматических компонентов речи.

Результаты использования технологии

В результате использования данной технологии у детей обогащается и активизируется словарь; формируются обобщающие функции слова.

Дети понимают обращённую речь в соответствии с возрастными показателями; быстро ориентируются в условиях общения; умеют

планировать высказывание и находить языковые средства для его передачи;

используют в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий; грамматически правильно оформляют

самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; владеют навыками

словоизменения и словообразования.

У детей активизируются коммуникативные и познавательные процессы;

повышается мотивационная готовность к учебной деятельности. 

В конце обучения проводятся контрольные обследования состояния лексико-грамматического строя речи  наших детей. Несмотря на отдельные проблемы, сохраняющиеся у некоторых детей на конец обучения, в целом можно говорить о том, что проведенная работа была эффективной.

Сравнительная диаграмма уровня развития речи детей в период использования технологии развития лексико-грамматической стороны речи

2016-2018 уч.г.

2018-2020 уч.г.

2020-2021уч.г.

Рефлексия

 В ходе диагностики грамматической стороны речи выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста с ТНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организованна на основе большого количества правил.

      В ходе работы, можно наблюдать значительное улучшение   состояния лексико -  грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.  У детей появился более обширный словарный запас, наличие правильно построенных предложений, меньшее разнообразие фонетических дефектов делают устную речь этих детей более полноценной.  Нет заметных, грубо выраженных лексико-грамматических и фонетических затруднений.

Таким образом, только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно модулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. 

Вместе с тем, пополнение игр и интерактивных  программ по развитию лексико–грамматических сторон речи детей не ограничивается рамками нашей работы. Дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как создание специализированных речевых игр и программ, которые могли бы быть использованы в  работе с детьми, имеющими нарушения речи.

47874756_chitat.jpg

Список литературы:

1015c1b24f7dcc716f57311c289bc438.jpgВеракса Николай Евгеньевич, Веракса Александр Николаевич , Комарова Т. С., Гербова Валентина Викторовна, Зацепина М. Б., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В., Белая Ксения Юрьевна, Борисова Марина Михайловна , Арапова-Пискарева Наталья, Волосовец Татьяна Владимировна, Денисенкова Н. С., Дорофеева Э. М., Евдокимова Е. С., Жигорева М. В., Кутепо: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание). ФГОС

f625869.jpgВасильева, С.А., Соколова, Н.В. Логопедические игры для дошкольников. [Текст] / С.А. Васильева, Н.В. Соколова – М: Школа Пресс, 1999.

efimenkova-1.jpgЕфименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда Уч.-метод.пособие Издательство: Национальный книжный центр 2015

1455107517_339e4.jpgКаше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда

        – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.,

Без названия.jpgЛалаева, Р.Е., Серебрякова, Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. [Текст] / Р.Е. Лалаева, Н.В. Серебрякова – Р-на-Д: Феникс, 2004.