3.4. Материал к урокам русского языка

Дамбаа Чодураа Вадимовна

Необходимый материал для работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные буквы:

На дорог…, ш…в на плать…, знач…к, доверч…вый, син…м плам…нем, о хорош…м человеке, в зимни… сумерки, город разв…вается, косы разв…ваются, свободно дыш…тся, качели покач…ваются, пойти влев…, изредк… посматр…вать, (н…)кто иной, (н…)кто (не)известный, (в)течени…, (в)отличи…

Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):

Как только я кивну, сразу опускай занавес. Карандаш – не краски, так выразительно не получится. Ты успеешь написать сочинение до конца недели? Светает. Не бойся, она не кусается. Аккуратно! Это наша семейная реликвия, очень древняя флейта, моему прадедушке её подарил индеец во время экспедиции. Появился и исчез. Я буду ждать тебя у нашего шалаша около полудня, хорошо?

Расставьте знаки препинания при однородных членах:

Я ему всё готовлю: и каши и супы и котлеты и гарниры всевозможные, а он ничего не ест! Вчера в дельфинарии были, а там при входе можно сфотографироваться с лягушками ящерицами всякими даже крокодилы есть. Учительница сказала, что нужно восемь тетрадей в линейку три в клетку цветные карандаши и циркуль. Выбирай: я или он. Либо ты сейчас начинаешь собираться либо мы никуда не идём.

Расставьте знаки препинания при обращениях:

 Мама ну сколько можно!? Спокойствие Павлуша спокойствие. Знаете Марфа Никитична это непозволительно! А вы что думаете Андрей? Оглянитесь дети что вы видите? Река-река не выходи за берега!

Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:

Сервиз разбился потому что я пытался показать фокус со скатертью. У Олега и Натальи было много детей старший только-только окончил 9 класс а младшей скоро 2 года. Если бы я знал что вы хотите приехать то сам бы обязательно поторопился и кто знает может мы бы наконец встретились. Она играла на пианино а он то и дело порывался взяться за скрипку но не мог сдвинуться с места. Кошка ли уронила вазу или это сделала собака а может и Петя – это останется тайной.

Расставьте знаки препинания при прямой речи: 

Привет крикнула Анна едва увидев подол платья в дверном проёме. Простите вмешался Андрей мы давно прошли эту главу, сейчас изучаем законы Ньютона. Каждый в комнате хотел рассказать правду, но все боялись, через две минуты Катя сдалась я знаю!

Впиши пропущенные буквы:                                                                                                      Снежная к...р...лева, л...хматая с...б...чонка, т...пленое м...локо, тр…пическая ж...ра.

Вставьте пропущенные буквы: 

Он был свеж…, ч…рный, ноч…, печ…нка, нож…, горяч…, медвеж…нок, ж…лтый, ж…лудь, девч…нка, ц…плёнок, стаж…р, ш…колад, ож…г, замуж…, ш…рох лж…ш…, решишь…, жж…т, сгущ…нка, руч…нка, теч…т, дириж…р, наш…, ноч…вка, ц…кл, на улице было свеж…

Вставьте пропущенные гласные, подберите проверочные слова: 

Увл…кательная, прим…рить соперников, бл…жайшая, нав…вает, прим…рять платье, разр…дить батарейку, пос…деть к старости, ум…лять простить, пос…деть на дорожку, ум…лять значение.

Вставьте пропущенные гласные, объясните, какими правилами вы руководствовались, найдите слова, к которым неприменимо правило чередования: Бл…стеть, выж…гать, см…нать, з…ренька, накл…н, нат…реть, зам…рать, изл…жение, з…рево, выр…с ,ск…кать, соб…рать, выж…чь, см…ть, над…решь, покл…н, прокл…нать, предл…гаю, соб…решь, кас…ешься, оз…рить, прим…рить(платье), з…рница, обд…рать, пост…лешь, зап…раешь, р…стишь, прим…рить(двух друзей), разг…р, п…нать, выск…чить, зам…рить, начн…шь, ч…тать, подг…релый, нат…рать, зар…сли, к…сательная, к…снёшься, нач…нать, бл…стать, г…рели, заг…р, р…ща, г…ры, зан…мать, к…сишь, проск…чу, зап…реть, з…ри, ст…лешь, нед…росль, р…ст, обт…рать, зан…ть, к…сой, сл…гаемое, ск…чешь, кл…няться(в ноги), переч…тать, водор…сли, запр…шь, соч…тание, пн…шь, г…рница, расст…лать, выч…тать, предл…жи, прекл…няться(перед идолом), выч…т, сж…ть, сж…мать.

Вставьте пропущенные буквы: 

Пр…смотреть, пр…бывать(в хорошем настроении), …даёшь, бе…сердечный, …доровье, во…главить, …десь, во…создать, …низойти, и…сушить, ни…падать, в…помнить, пр…клеить, пр…увеличить, и…пепелить, и…гнать, и…возчик, пр…школьный, ра…смотришь, ра…крученный, бе…головый, ра…задорить, пр…открыть, ни…вергать, во…омнить, бе…смертный, ра…делаешь, пр…бывать(на место встречи), пр…дирчивый, и…пить, пр…красный, и…писать, в…лететь, …дание, ра…сердить, и…носить, …дача, пр…нести, пр…нарядить.\

Подбери антонимы к словам. Соедини их 
Вверх — отгадка

Белизна — вниз
Загадка — чернота
Выздороветь — заболеть

1. В конце предложения ставится знаки завершения …, …, ….
2. Подчеркни основу предложения.
Радос...ные дети прыгали вокруг елк….
3. Составь и запиши вопросительное предложение.
……………………………………………………………………….



Предварительный просмотр:

Вопросы-помощники:

1. Как называется прочитанный рассказ?

2. Понравился или не понравился прочитанный рассказ? Какой он (интересный, увлекательный, завораживающий, произвёл большое впечатлении и т.д.)

3. Какова его тема (о чём в нём говорится)?

4. Кто главный герой(и) рассказа? Понравился ли он или нет? Почему?

5. Какова основная мысль рассказа (с какой целью автор написал его)?

6. Кому вы советуете прочитать этот рассказ?

Л. Н. Толстой «Слива»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.



Предварительный просмотр:

Загадки для начала урока

1) Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью.)

2) Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

3) В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Зерно.)

4) Весь из золота отлит,

На соломинке стоит. (Колос.)

5) Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Семь плугов тащит. (Трактор.)

6) Что за машина?

Шея, как у гуся,

Сила, как у слона. (Подъемный кран.)

7) Птичка-невеличка,

Носик стальной,

А хвостик льняной. (Иголка с ниткой.)

8) Повернулось к солнцу

Золотое донце. (Подсолнух.)

9) Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине — огонь да вода. (Самовар.)

10) На лесной полянке

Красуется Татьянка —

Алый сарафан, белые крапинки. (Мухомор.)

11) Эй, звоночки, синий цвет, —

С язычком, а звону нет. (Колокольчик луговой.)

12) Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

13) Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, —

Такое тёплое, живое,

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)

14) Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная. (Коньки.)

15) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива.)

16) Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

17) Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (Электричка.)



Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 5-7 классов

1. Игра «НАЙДИ ПАРУ!»

Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].

2. Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить. Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка от добавить).

Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?

3. Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?

1). Длинный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

 2). Два брюшка,

Четыре ушка.

 3). Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

 4). На ложке сидит Митрошка,

Свесив ножки.

 5). Вся дорожка

Усеяна горошком.

 6). Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет – тот заплачет.

4. Вспрюшкин – такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?

5. Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг.

– Ишь ты! – сказал Бутузов с любопытством. – Видно иностранец писал.

Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:

– А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это – Вова Бут?

Вова взглянул и руками всплеснул.

Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.

6. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю)

7. Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение) и слово с тремя «е»  на конце (длинношеее).

8. Игра «ПРОСТОЕ – СЛОЖНОЕ».

Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).

Вместо слова полотенце – ......................, ключ – ..........................., кнопка – ................... .

9. Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух», т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)               

10. Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)

11. Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т – ты – местоимение

Р – разве – частица

У – удивляться – глагол

Д – десять – числительное

О – ох – междометие

Л – легко – наречие

Ю – юла – существительное

Б – без – предлог

И – или – союз

Е – еловый – прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», – но не подсказывать, где ошибка.

12. Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».

В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото – только единственное; щипцы, шахматы – только во множественном.

Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая – существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

 Слова для диктовки: часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.

После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая – первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.

13. Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником  игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например: Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

 Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?

15. Игра «КТО БОЛЬШЕ»Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.

16. Ответьте на шуточные вопросы:

– какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

– какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он – но)

– какую букву надо спрятать за местоимение,чтобы получить название животного?(За/ я/ц



Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.

Вставьте пропущенные окончания.

Над диван____ висит картин____. На балкон___ стоят цвет___. По телевизор___ показывают документальн___ фильм.



Предварительный просмотр:

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник

В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Шалун, тихоня, озорник



Предварительный просмотр:

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

Определить омофоны и омоформы в данных предложениях.

1) Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В. Даль.) 2) Кому таланта не хватает, тот у талантливых хватает. (Э. Кроткий.)  3) Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то! (А. Островский.) 4) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (К. Прутков.) 5) Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.



Предварительный просмотр:

Порядок действий

Второстепенные члены предложения

1. Установить, от какого слова зависит

2. Выяснить, что обозначает

3. Найти, на какой вопрос отвечает

4. Определить, какой частью речи выражен

Порядок действий

Второстепенные члены предложения

1. Установить, от какого слова зависит

2. Выяснить, что обозначает

3. Найти, на какой вопрос отвечает

4. Определить, какой частью речи выражен



Предварительный просмотр:

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.



Предварительный просмотр:

Закончите предложения, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни ... .

2. При нагревании вода ... .

3. Там, где прошёл лыжник, снег ... .

4. Ближе к устью река ... .

5. Человек, который занимается спортом, ... .

Закончите предложения, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни ... .

2. При нагревании вода ... .

3. Там, где прошёл лыжник, снег ... .

4. Ближе к устью река ... .

5. Человек, который занимается спортом, ... .

Закончите предложения, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни ... .

2. При нагревании вода ... .

3. Там, где прошёл лыжник, снег ... .

4. Ближе к устью река ... .

5. Человек, который занимается спортом, ... .



Предварительный просмотр:

Определи разряд местоимения

               1 вариант

Унесли ее детенышей___________

Она нашла____________________

Увидел себя___________________

Твоего великана_______________

Наш цветок___________________

Который час?_________________

Нечего делать_________________

Нашел кое – что________________

Свой человек__________________

Всего мира___________________

____________________________

Определи разряд местоимения

               1 вариант

Унесли ее детенышей___________

Она нашла____________________

Увидел себя___________________

Твоего великана_______________

Наш цветок___________________

Который час?_________________

Нечего делать_________________

Нашел кое – что________________

Свой человек__________________

Всего мира___________________

Определи разряд местоимения

                 2 вариант

Унесли их_____________________

Был тот день__________________

За несколько минут____________

Все относились________________

Другое измерение_____________

Что видишь?___________________

Любовался собой_______________

Не нужно ничего________________

Моими достижениями__________

Рад любой_____________________

______________________________

Определи разряд местоимения

                 2 вариант

Унесли их_____________________

Был тот день__________________

За несколько минут____________

Все относились________________

Другое измерение_____________

Что видишь?___________________

Любовался собой_______________

Не нужно ничего________________

Моими достижениями__________

Рад любой_____________________



Предварительный просмотр:

Билет №1

  1. Понятие о причастии: общее грам. значение, морфологические и синтаксические признаки.

Найти причастие среди записанных слов: усмехаясь, смешливый, чарующий, видимый, рассказанный, напрасно, одетый, малюсенький, красующийся, удержан.

  1. Вставить пропущенные буквы(суффиксы: -ущ(ющ-), -ащ,ящ -или --ем,им.)

Стел..щий, упрека…мый, вид…ый, плач..щий, стро..щийся, мет…щий, меч..щийся, колебл..мый, ненавид..мый.

Билет №2

  1. Разряды причастий: их образование, суффиксы.

Определить разряд причастий.

Укушенный, спросивший, открытый, разбивающий, купленный, раненый, насмехавшийся, отправлены, потраченный, сделавший.

  1.  Вставить пропущенные буквы

Ране…ый в руку, побеле…ый потолок, накраше..а сильно, консервирова…ый плод, жаре..ая картошка, невеста с прида..ым, смышле…ый товарищ, огорче…ый поступком, не написа..о, туше..ая капуста.

Билет №3

  1. Правописание Н и НН в причастиях.

Вставить пропущенные буквы.

Построе…ый дом, ране…ый в Испании, жаре…ый недавно, не краше..а, смышле…ый пацан, приехал нежда…ый- негада…ый, беле..ые стены, недавно определе..ый, маринова…ый огурец.

2.  Вставить пропущенные буквы

Бре..щий, утвержда…мый, вид…мый, плач..щий, стро..щийся, мет…щий, меч..щийся, колебл..мый, слыш..мый.

Билет №4

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

  1. Раскрыть скобки. Слитно или раздельно?

(Не)выученный урок, (не)забытая обида, (не)дочитанная книга, (не)решенная вчера задача, (не)прочитан, (не)успевший уехать, (не)доумевающийдолго, (не)стираные вещи, (не)открытая мною.

  1. Вставить пропущенные буквы

Ране…ый в руку, побеле…ый потолок, накраше..а сильно, консервирова…ый плод, жаре..ая картошка, невеста с прида..ым, смышле…ый товарищ, огорче…ый поступком, не написа..о, туше..ая капуста.

Билет №5

  1. Причастный оборот. Обособленные и необособленные определения, выраженные причастным оборотом. Обозначить причастные обороты. Поставить запятые, где нужно.

Дым застилавший долину стал рассеиваться.

Уставшие от длинного перехода мы ждали привала.

Письмо полученное вчера меня не обрадовало.

У стола лежали брошенные нами вещи.

  1. Вставить пропущенные буквы

Закраш..нная поверхность, напис..нное недавно, закле…нный конверт, раста…вшая масса, груж…ная баржа, вооруж…нный человек, посе…нная рожь, закле..вший книгу, отрез…нный ломоть.№6

Билет №6

  1. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. 

Вставить пропущенные буквы(суффиксы: -ущ(ющ-), -ащ,ящ -или --ем,им.)

Стел..щий, упрека…мый, вид…ый, плач..щий, стро..щийся, мет…щий, меч..щийся, колебл..мый, ненавид..мый.

  1. Поставить ударение

Прибывший, умерший, могущий,звонящий, начавшийся, балованный, каталог,договор, квартал,христианин.

Билет № 7

  1. Гласные после щипящих в суффиксах причастий и прилагательных.

Груж..ный автомобиль, грош…вые заработки, сгущ…ное молоко, деш..вая одежда, вооруж…нный человек, кипяч…ная вода, груш..вое повидло, заряж…нное ружье.

  1. Вставить пропущенные буквы

(Не) приготовлен урок, (не)прощенный поступок, (не)дочитанная книга, (не) законченное вчера дело, (не)прочитан, (не)успевший уснуть, (не)доумевающий долго, (не)стираные вещи, ( не)навидящий взгляд.

Зачет по теме "Причастие" Карточка 1

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания. Произвести морфологический разбор.

Цветы убаюканные ветром уснули. 

Парящий3 над полем орёл был красив.

Зачет по теме "Причастие" Карточка 2

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания. Произвести морфологический разбор.

Земля политая3 дождём дала всходы.

Выученный вчера стих был трудным. 

Зачет по теме "Причастие" Карточка 3

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания. Произвести морфологический разбор.

Спящий около кресла кот тихо посапывал. 

Пирог поставленный3 в духовку подгорел. 

Зачет по теме "Причастие" Карточка 4

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания. Произвести морфологический разбор.

Еда приготовленная мамой была вкусная. 

Внезапно налетевший3 ветер сорвал с головы шляпу.

Зачет по теме "Причастие" Карточка 5

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания. Произвести морфологический разбор.

Прочитанная мной книга лежит на столе.

Корабль показавшийся3 на горизонте приближался.

Зачет по теме "Причастие" Карточка 6

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания. Произвести морфологический разбор.

Сгибаемые ветром сосны трещат.

Трава ожидавшая3 влаги засохла.

Зачет по теме "Причастие" Карточка 7

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания. Произвести морфологический разбор.

Роща залитая3 солнцем казалась сказочной.

Вытащенные на берег лодки сушились на солнце.

2. Вставить буквы и объяснить:

а) О спящ... царевне, заросш… кустарником побережье

б) Бор_щийся, мысл_щий, ненавид_мый

в) Взлеле_нный, закле_нный, стро_вший

г) Глаже…ая, краше_ая вчера, разреза…ые, маскирова...ый

д) (не) навидимый человек; суп (не) сварен; (не) запертая на ключ дверь;

(не) связанная, а сшитая кофта; (не) испечённый пирог

2. Вставить буквы и объяснить:

а) Пахло тающ... снегом, к разливш…ся во время дождей речке

б) Вид_мый, крас_щий, та_щий

в) Задерж_нный, застрел_нный, леле_вший

г) Выглаже…ая, краше…ая, варе…ый мамой, организова…ая

д) (не) доумевающий вид; пирог (не) испечен; (не) запертый, а открытый шкаф; (не) сваренный еще суп; (не) пойманная птица

        

2. Вставить буквы и объяснить:

а) В потемневш... хвое, проверяем... ударением гласные.

б) Щебеч_щий, завис_щий, колебл_мый

в) Назнач_нный, потер_нный, слыш_вший

г) Балова...ый, ткан..ая золотом, жаре…ый, оторва_ый

д) (не) годующий человек; письмо (не) отправлено; (не) указанный на карте город; (не) срезанные, а сорванные цветы; (не) прожаренные котлеты

2. Вставить буквы и объяснить:

а) В распахнут... ворота, в колеблем... ветром траве.

б) Ве_щий, вид_щий, реша_мый

в) Посе_нный, потрач_нный, почу_вший

г) Броше...ый, суше…ые, сильно рва_ая, бракова…ые

д) молоко (не) выпито; (не) годующий голос; (не) освещенное солнцем окно; (не) начатый, а законченный разговор; (не) сваренный суп

2. Вставить буквы и объяснить:

а) О спящ... царевне, по разъезженн... машинами дороге.

б) Ищ_щий, караул_щий, слыш_мый

в) Размеш_нный, разруш_нный, зате_вший

г) Вяза…ая, писа…ый художником, раскроше_ый, военизирова…ый

д) разговор (не) закончен; (не) доумевающий вид; (не) испечённый в духовке пирог; (не) выпитое, а пролитое молоко; (не) отправленное письмо

2. Вставить буквы и объяснить:

а) С нарастающ... силой, за плывущ... по небу облаками.

б) Ре_щий, кле_щий, наруша_мый

в) Удосто_нный, выдерж_нный, нахмур_вший

г) Сорва…ые, стира…ая, жаре…ые в масле, травмирова_ый

д) (не) связанная мамой кофта; (не) навидимый человек; ошибка (не) отмечена; (не) спящий, а бодрствующий кот; (не) закрытая дверь

2. Вставить буквы и объяснить:

а) В надвигающ...ся сумерках, за строящ...ся рядом домом.

б) Кол_щий, слыш_щий, обтека_мый

в) Расстрел_нный, улаж_нный, раста_вший

г) Поджаре…ая, груж...ая дровами, ноше…ая, асфальтирова...ая

д) (не) связанная кофта; (не) навидимый человек; песня (не) написана; (не) закрытая мною дверь; (не) уставшая, а отдохнувшая.

Карточка 8

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания.

Цветы убаюканные ветром уснули. Выученный вчера стих был трудным. 

Произвести морфологический разбор. Пирог поставленный3 в духовку подгорел. 

2. Вставить буквы и объяснить:

а) В распахнут... ворота, в колеблем... ветром траве.

б) Ищ_щий, караул_щий, слыш_мый

в) Удосто_нный, выдерж_нный, нахмур_вший

г) Порва…ые, копче…ая, жаре…ые бабушкой, гофрирова_ый

д) (не) связанная кофта; (не) навидимый человек; песня (не) написана; (не) закрытая мною дверь; (не) уставшая, а отдохнувшая

Карточка 8

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания.

Цветы убаюканные ветром уснули. Выученный вчера стих был трудным. 

Произвести морфологический разбор. Пирог поставленный3 в духовку подгорел. 

2. Вставить буквы и объяснить:

а) В распахнут... ворота, в колеблем... ветром траве.

б) Ищ_щий, караул_щий, слыш_мый

в) Удосто_нный, выдерж_нный, нахмур_вший

г) Порва…ые, копче…ая, жаре…ые бабушкой, гофрирова_ый

д) (не) связанная кофта; (не) навидимый человек; песня (не) написана; (не) закрытая мною дверь; (не) уставшая, а отдохнувшая

Карточка 8

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания.

Цветы убаюканные ветром уснули. Выученный вчера стих был трудным. 

Произвести морфологический разбор. Пирог поставленный3 в духовку подгорел. 

2. Вставить буквы и объяснить:

а) В распахнут... ворота, в колеблем... ветром траве.

б) Ищ_щий, караул_щий, слыш_мый

в) Удосто_нный, выдерж_нный, нахмур_вший

г) Порва…ые, копче…ая, жаре…ые бабушкой, гофрирова_ый

д) (не) связанная кофта; (не) навидимый человек; песня (не) написана; (не) закрытая мною дверь; (не) уставшая, а отдохнувшая

Карточка 8

1. Выделить причастный оборот. Расставить, если нужно, знаки препинания.

Цветы убаюканные ветром уснули. Выученный вчера стих был трудным. 

Произвести морфологический разбор. Пирог поставленный3 в духовку подгорел. 

2. Вставить буквы и объяснить:

а) В распахнут... ворота, в колеблем... ветром траве.

б) Ищ_щий, караул_щий, слыш_мый

в) Удосто_нный, выдерж_нный, нахмур_вший

г) Порва…ые, копче…ая, жаре…ые бабушкой, гофрирова_ый

д) (не) связанная кофта; (не) навидимый человек; песня (не) написана; (не) закрытая мною дверь; (не) уставшая, а отдохнувшая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КВЕСТ Частица НИ СОЮЗ НИ… НИ ПРИСТАВКА НИ-

Слайд 2

С казка о трех НИ

Слайд 3

Подберите ключ к сундукам

Слайд 5

Исправьте текст, чтобы войти в замок Мудрости

Слайд 6

« Ни с кем не буду драться, никого не обижу, ни о чём плохом не заговорю, ни дня без любезности! ».

Слайд 7

Составить диктант на правописание частицы ни, приставки ни, союза ни-ни Упражнение 450 .



Предварительный просмотр:

приближа…щийся

бор…щийся

стел…щийся

колыш…щийся

разреза…щий

звон…щий

люб…щий

хмур…щийся

меркн…щий

проезжа…щий

зацвета…щий

шелест…щий

дурман…щий

вис…щий

держ…щий

сбрива…щий

движ…щийся

завис…щий

увяда…щий

клон…щийся

смотр…щий

раскачива…щий

холоде…щий

убира…щий

трепеш…щий

звон…щий

мес…щий

стро…щий

дыш…щий

уход…щий

гор…щий

труд…щийся

плыв…щий

пада…щий

леж…щий

скач…щий

ненавид…щий

чист…щий

кле…щий

надвига…щийся

свиса…щий

держ…щий

бушу…щий

отража…щий

искр…щийся

открыва…щийся

терп…щий

реша…щий

зубр…щий

вид…щий

мер…щий

та…щий

корм…щий

враща…щийся

крас…щийся

улыба…щийся

се…щий

верт…щийся

але…щий

сме…щийся

служ…щий

таратор…щий

хмур…щийся

тороп…щийся

пен…щийся

леч…щий

щебеч…щий

гас…щий

дума…щий

шепч…щий

дыш…щий

по…щий

крас…щийся

улыба…щийся

се…щий

верт…щийся

але…щий

сме…щийся

служ…щий

таратор…щий

хмур…щийся

открыва…щийся

терп…щий

реша…щий

зубр…щий

вид…щий

мер…щий

та…щий

корм…щий

враща…щийся