Учитель будущего.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.5 КБ | |
| 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 9 класса составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ Лицей № 25.
- Рабочая программа рассчитана на 31 часа, из расчёта 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Текст как словесное произведение. Смысловая цельность текста. Текст и его характерные признаки. Содержание и композиция текста, сюжет. Грамматическая связность текста. Виды грамматической связи предложений в тексте. Грамматическая связность – важнейший признак текста. Презентация «Грамматика текста»
Виды деятельности: Теория. Практическое занятие
Структура текста. Абзац. Межфразовые связи. Синтаксические особенности абзаца. Виды абзацев: повествовательные, описательные. Номинативные абзацы. Средства выражения межфразовых связей. Теория с элементами практики. Видовременная форма глаголов как грамматическое средство межфразовой связи. Предупреждение ошибок при использовании видовременной формы глаголов как средства межфразовой связи.
Виды деятельности: Теория с элементами практики. Практическое занятие: «Межфразовые связи».
Средства художественной выразительности. Тропы. Тропы и фигуры речи. Тропы: виды, назначение. Языковые средства выразительности (тропы). Синтаксические средства выразительности (фигуры речи). Фигуры речи: виды, назначение. Теория с элементами практики.
Виды деятельности: презентация «Как слово становится художественным образом». Теория с элементами практики. Практическое занятие.
Функциональные стили речи. Их основные особенности. Функционально-стилевая дифференциация языка. Стилистическая окраска лексики. Разговорный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. Цель стиля, адресат, жанры. Языковые и стилистические особенности. Работа с текстами разговорного стиля. Создание текстов разговорного стиля. Научный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. Цель стиля, адресат, жанры. Языковые и стилистические особенности. Работа с текстами научного стиля. Создание текстов научного стиля. Художественный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. Цель стиля, адресат, жанры. Языковые и стилистические особенности. Публицистический стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. Цель стиля, адресат, жанры. Языковые и стилистические особенности.
Виды деятельности: работа с текстами художественного стиля. Создание текстов художественного стиля. Практическое занятие. Работа с текстами публицистического стиля. Создание текстов публицистического стиля. Практическое занятие.
Типы речи. Описание. Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи. Описание с точки зрения объекта речи. Описание в текстах различных стилей речи. Повествование. Повествование как тип речи. Повествование в текстах различных стилей речи. Рассуждение. Рассуждение как тип речи. Рассуждение в текстах различных стилей речи.
Виды деятельности: Работа с текстами-описаниями. Практическое занятие Работа с текстами-повествованиями. Практическое занятие.
Работа с текстами-рассуждениями. Практическое занятие.
Как написать сочинение-рассуждение? Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли. Схема рассуждения. Приёмы логического разворачивания основной мысли. Презентация «Как написать сочинение-рассуждение». Теория. Практическое занятие.
Содержательная стройность сочинения. Речевые клише. Понятие «клише». Коллективное составление таблицы «Речевые клише» под руководством учителя. Вступление к сочинению. Виды вступлений. Типичные цели вступления. Работа с текстами. Аргументы. Особенности композиции основной части текста. Смена микротем. Оформление аргументов. Работа с текстами. Практическое занятие Заключительная часть. Вывод. Особенности заключения в авторском тексте. Функции заключений.
Виды деятельности: Создание вступлений к текстам. Практическое занятие Работа с текстами. Практическое занятие.
Виды деятельности: Практикум «Грамматические ошибки. Причины грамматических ошибок. Способы их устранения» Практическое занятие. Практикум «Речевые ошибки. Причины речевых ошибок. Способы их устранения».
Виды деятельности: Практикум «Отработка отдельных орфограмм и пунктограмм». Самопроверка и взаимопроверка написанного.
Виды деятельности: Практикум «Орфографические и пунктуационные ошибки. Трудные случаи. Работа с текстами. Отработка отдельных орфограмм и пунктограмм». Самопроверка и взаимопроверка написанного.
Формы организации деятельности
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Работа учащихся на занятиях предполагает практическую поисковую деятельность, выполнение заданий исследовательского характера.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Виды деятельности учащихся | Количество часов |
1 | Текст как словесное произведение. Смысловая цельность текста. | Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. | 1 |
2 | Грамматическая связность текста. Виды грамматической связи предложений в тексте. | Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Определяют названия литературных произведений по ключевым словам. Систематизируют основные признаки текста. | 1 |
3 | Виды грамматической связи. Цепная связь. Параллельная связь. Смешанная связь. | Определяют виды грамматической связи.Работа с текстами. | 1 |
4 | Итоговое занятие. «Виды грамматической связи предложений в тексте». | Работа в группах. | 1 |
5 | Структура текста. Абзац. Межфразовые связи. | Определяют основную мысль в текстах, выделяют микротемы. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. | 1 |
6 | Видовременная форма глаголов как грамматическое средство. | Выделяют микротемы. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. | 1 |
7 | Практическое занятие. «Межфразовые связи». | Практическое занятие | 1 |
8 | Средства художественной выразительности. Тропы. | Исследовательская работа с художественными текстами, | 1 |
9 | Языковые средства выразительности (тропы). | Исследовательская работа с художественными текстами, | 1 |
10 | Синтаксические средства выразительности (фигуры речи). | Работа с художественными текстами, презентации | 1 |
11 | Функциональные стили речи. Их основные особенности | Заполняют схему о стилях литературного языка. Определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений. | 1 |
12 | Разговорный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. | Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов. Узнают особенности текстов. | 1 |
13 | Научный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. | Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов. Узнают особенности текстов. | 1 |
14 | Художественный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. | Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений. | 1 |
15 | Публицистический стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования | Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов. Узнают особенности текстов. | 1 |
16 | Типы речи. Описание | Выявляют особенности типов речи. Определяют типы речи текстов. Узнают особенности текстов. | 1 |
17 | Повествование. | Выявляют особенности типов речи. Определяют типы речи текстов. Узнают особенности текстов. | 1 |
18 | Рассуждение. | Выявляют особенности типов речи. Определяют типы речи текстов. Узнают особенности текстов. | 1 |
19 | Как написать сочинение-рассуждение? Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли. | Изучение теории, Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли. | 1 |
20 | Содержательная стройность сочинения. Речевые клише | Написание клеше. | 1 |
21 | Вступление к сочинению. | Пишут вступление к сочинению. | 1 |
22 | Аргументы. | Работа с художественными текстами, подбор аргументов. | 1 |
23 | Заключительная часть. Вывод. | Пишут заключительную часть в сочинении. | 1 |
24 | Контрольное занятие. «Пишем сочинение-рассуждение публицистического стиля». | Пишут сочинение-рассуждение публицистического стиля | 1 |
25 | «Врага надо знать в лицо». Классификация ошибок. | Исследовательская работа с текстами, исправление ошибок, работа со справочной литературой. | 1 |
26 | Грамматические ошибки. | Исследовательская работа с текстами, исправление ошибок, работа со справочной литературой. | 1 |
27 | Речевые ошибки. | Исследовательская работа с текстами, исправление ошибок, работа со справочной литературой. | 1 |
28 | Орфографические и пунктуационные ошибки. Трудные случаи. | Работа по теории, исправление ошибок | 1 |
29 | «Сам себе эксперт». Знакомство с критериями оценивания сочинения. | Знакомятся с критериями оценивания сочинения. | 1 |
30 | Контрольное занятие. «Приобретаем уверенность в себе». | Написание сочинения – рассуждения. | 1 |
31 | Итоговое занятие. «Чему я научился?» Чтение и обсуждение творческих работ учащихся. | Чтение и обсуждение творческих работ учащихся. | 1 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ Лицей № 25, на основе Примерной программы по предмету «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразовательном . учреждений / М. : Просвещение, 2014.
Рабочая программа ориентирована на УМК: Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год из расчета 3 часа в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ Лицей № 25.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
- определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
3.Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
4 .Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
- препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы,
- подготовленные/отобранные под руководством учителя;
2.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• использовать различные виды монолога и диалога;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;
• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;
• различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
• находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
• различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
• использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
• производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
• соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
• строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);
Обучающийся получит возможность научиться:
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);
• создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;
• публично защищать проект;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;
• различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;
• выразительно читать поэтические и прозаические тексты;
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Разделы, темы 8 класс | Распределение часов | |||
Примерная программа | Рабочая программа | Количество контрольных (в том числе) | Развитие речи (в том числе) | ||
1 | Функции русского языка в современном мире | 2 | 1ч | ||
2 | Повторение пройденного в 5-7 классах | 10 | 5ч + 2ч | 1 | |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 12 | 8ч | 1 | |
Словосочетание | 7 | 5 ч | |||
4 | Простое предложение | 5 | 2ч + 1 ч | 1 | |
5 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения | 30 10 | 16ч 6ч + 2ч | 1 | |
Второстепенные члены предложения | 20 | 6ч + 2ч | 1 | ||
6 | Простые односоставные предложения | 20 | 9ч + 2ч | 1 | |
7 | Простое осложнённое предложение Неполные предложения | 57 2 | 35ч. 1 | ||
Однородные члены предложения | 25 | 12ч + 2ч | 1 | 2 | |
Обособленные члены предложения Определения. Приложения. Обстоятельства. Уточнения. | 30 | 18ч + 2ч | 1 | 1 | |
8 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 27 | 18ч | ||
Обращение | 4 | 4ч. | 1 | ||
Вводные и вставные конструкции, вводные слова и междометия | 10 | 7ч | 1 | ||
Чужая речь. Прямая и косвенная речь | 13 | 4ч + 1ч | 1 | 1 | |
9 | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 12 | 4ч + 1ч | 1 | |
ИТОГО | 175 | 102 | 10 | 6 | |
Функции русского языка в современном мире
Повторение пройденного в 5 - 7 классах (5 + 2 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (8ч)
Словосочетание (4 ч.+1)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (2+1 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6+2ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6+2ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (9 +2ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Простое осложнённое предложение (35 ч)
Неполные предложения (1 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (12+2ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (18+2ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (17+1ч)
Обращение, вводные слова и междометия
Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (4+1ч)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (4+1ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Название раздела/ темы | Количество часов |
1. Русский язык в современном мире (1ч.) | ||
1 | Русский язык в современном мире | 1 |
2. Повторение изученного в 5-7 классах (7 часов) | ||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания. Знаки завершения, разделения, выделения | 1 |
3 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 |
4 | Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 |
5 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 1 |
6 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 1 |
7 | Входной контроль | 1 |
8 | Анализ работ | 1 |
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (8ч.) | ||
9 | Основные единицы синтаксиса. | 1 |
10 | Текст как единица синтаксиса | 1 |
11 | Предложение как единица синтаксиса | 1 |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса | 1 |
13 | Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях | 1 |
14 | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 |
15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
16 | Анализ работ | 1 |
4. Простое предложение (3ч.) | ||
17 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении | 1 |
18 | Интонация | 1 |
19 | Р.Р. Описание памятника культуры | 1 |
5. Двусоставные предложения (16ч.) 5.1. Главные члены предложения (8ч.) | ||
20 | Подлежащее | 1 |
21 | Сказуемое | 1 |
22 | Простое глагольное сказуемое | 1 |
23 | Составное глагольное сказуемое | 1 |
24 | Составное именное сказуемое | 1 |
25 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
26 | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием | 1 |
27 | Анализ работ | 1 |
5.2. Второстепенные члены предложения (8ч.) | ||
28 | Роль второстепенных членов предложения | 1 |
29 | Дополнение | 1 |
30 | Определение | 1 |
31 | Определения прямые и косвенные | 1 |
32 | Приложение. Знаки препинания при нём | 1 |
33 | Обстоятельство | 1 |
34 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 |
35 | Р.Р.Характеристика человека | 1 |
6. Односоставные предложения (11ч.) | ||
36 | Главный член односоставного предложения | 1 |
37 | Назывные предложения | 1 |
38 | Определённо-личные предложения | 1 |
39 | Неопределённо-личные предложения | 1 |
40 | Инструкция | 1 |
41 | Безличные предложения | 1 |
42 | Рассуждение | 1 |
43 | Неполные предложения | 1 |
44 | Синтаксический разбор предложения | 1 |
45 | Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения» | 1 |
46 | Анализ работ | 1 |
7. Простое осложнённое предложение (35ч.) 7.1. Понятие об осложнённом предложении (1ч.) | ||
47 | Понятие об осложнённом предложении | 1 |
7.2. Однородные члены предложения (14ч.) | 1 | |
48 | Понятие об однородных членах предложения | 1 |
49 | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 |
50 | Однородные и неоднородные определения | 1 |
51 | Р.Р. Изложение с грамматическим заданием | 1 |
52 | Анализ работ | 1 |
53 | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 |
54 | Р.Р. Сочинение по картине | 1 |
55 | Анализ работ | 1 |
56 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 |
57 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 |
58 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 |
59 | Повторение | 1 |
60 | Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием | 1 |
61 | Анализ работ | 1 |
7.3. Обособленные члены предложения (20 ч) | ||
62 | Понятие об обособленности | 1 |
63 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
64 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
65 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
66 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему | 1 |
67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
68 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
69 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
70 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
71 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
72 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
73 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 |
74 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 |
75 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 |
76 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами предложения | 1 |
77 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами предложения | 1 |
78 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 |
79 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 |
80 | Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием | 1 |
81 | Анализ работ | 1 |
8. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10 ч) 8.1. Обращения (4 ч) | ||
82 | Назначение обращения. Распространённые обращения | 1 |
83 | Выделительные знаки препинания при обращении | 1 |
84 | Контрольное тестирование № 2 по теме «Обращение» | 1 |
85 | Анализ работ | 1 |
8.2. Вводные и вставные конструкции (7 ч) | ||
86 | Вводные конструкции | 1 |
87 | Группы вводных слов и сочетаний слов по значению | 1 |
88 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, сочетаниях,предложениях | 1 |
89 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 1 |
90 | Междометия в предложении | 1 |
91 | Контрольное тестирование № 3 по теме «Вводные и вставные конструкции» | 1 |
92 | Анализ работ | 1 |
8.3.Чужая речь (5ч) | ||
93 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть | 1 |
94 | Косвенная речь | 1 |
Прямая речь | 1 | |
95 | Диалог Р.Р. Рассказ. Цитата | 1 |
1 | ||
96 | Контрольное тестирование № 4 по теме «Чужая речь» | 1 |
97 | Анализ работ | 1 |
9. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5 ч) | ||
98 | Синтаксис и морфология | 1 |
99 | Синтаксис и пунктуация | 1 |
100 | Синтаксис и культура речи | 1 |
101 | Синтаксис и орфография | 1 |
102 | Итоговое тестирование | 1 |