Учитель будущего.

А как вы думаете, каким должен быть учитель будущего? Многие люди задают себе такой вопрос? Я считаю, что нет, но всё-таки задуматься над этим стоит. В идеальном сознании образ учителя - это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, одной из главных задач учителя становится не научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, анализа и грамотного использования

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1.        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 9 класса составлена в соответствии с Законом  Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным  государственным  образовательным  стандартом   основного  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897,  Основной общеобразовательной программой основного  общего образования МБОУ Лицей № 25.
  2. Рабочая программа рассчитана на 31 часа, из расчёта 1 час в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

     

       Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Текст как словесное произведение. Смысловая цельность текста. Текст и его характерные признаки. Содержание и композиция текста, сюжет. Грамматическая связность текста. Виды грамматической связи предложений в тексте. Грамматическая связность – важнейший признак текста. Презентация «Грамматика текста»

     Виды деятельности: Теория. Практическое занятие

     

      Структура текста. Абзац. Межфразовые связи. Синтаксические особенности абзаца. Виды абзацев: повествовательные, описательные. Номинативные абзацы. Средства выражения межфразовых связей. Теория с элементами практики. Видовременная форма глаголов как грамматическое средство межфразовой связи. Предупреждение ошибок при использовании видовременной формы глаголов как средства межфразовой связи.

        Виды деятельности:  Теория с элементами практики. Практическое занятие: «Межфразовые связи».

       

        Средства художественной выразительности. Тропы. Тропы и фигуры речи. Тропы: виды, назначение. Языковые средства выразительности (тропы). Синтаксические средства выразительности (фигуры речи). Фигуры речи: виды, назначение. Теория с элементами практики.

          Виды деятельности:  презентация «Как слово становится художественным образом». Теория с элементами практики. Практическое занятие.

     

        Функциональные стили речи. Их основные особенности. Функционально-стилевая дифференциация языка. Стилистическая окраска лексики. Разговорный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. Цель стиля, адресат, жанры. Языковые и стилистические особенности. Работа с текстами разговорного стиля. Создание текстов разговорного стиля. Научный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. Цель стиля, адресат, жанры. Языковые и стилистические особенности. Работа с текстами научного стиля. Создание текстов научного стиля.  Художественный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. Цель стиля, адресат, жанры. Языковые и стилистические особенности.  Публицистический стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования. Цель стиля, адресат, жанры. Языковые и стилистические особенности.

       Виды деятельности: работа с текстами художественного стиля. Создание текстов художественного стиля. Практическое занятие. Работа с текстами публицистического стиля. Создание текстов публицистического стиля. Практическое занятие.

    Типы речи. Описание. Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи. Описание с точки зрения объекта речи. Описание в текстах различных стилей речи. Повествование. Повествование как тип речи. Повествование в текстах различных стилей речи. Рассуждение. Рассуждение как тип речи. Рассуждение в текстах различных стилей речи.

       Виды деятельности: Работа с текстами-описаниями. Практическое занятие Работа с текстами-повествованиями. Практическое занятие.

Работа с текстами-рассуждениями. Практическое занятие.

      Как написать сочинение-рассуждение? Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли. Схема рассуждения. Приёмы логического разворачивания основной мысли. Презентация «Как написать сочинение-рассуждение». Теория. Практическое занятие.

Содержательная стройность сочинения. Речевые клише. Понятие «клише». Коллективное составление таблицы «Речевые клише» под руководством учителя. Вступление к сочинению. Виды вступлений. Типичные цели вступления. Работа с текстами. Аргументы. Особенности композиции основной части текста. Смена микротем. Оформление аргументов. Работа с текстами. Практическое занятие Заключительная часть. Вывод. Особенности заключения в авторском тексте. Функции заключений.

     Виды деятельности: Создание вступлений к текстам. Практическое занятие Работа с текстами. Практическое занятие.

     Виды деятельности: Практикум «Грамматические ошибки. Причины грамматических ошибок. Способы их устранения» Практическое занятие. Практикум «Речевые ошибки. Причины речевых ошибок. Способы их устранения».

      Виды деятельности: Практикум «Отработка отдельных орфограмм и пунктограмм». Самопроверка и взаимопроверка написанного.

     Виды деятельности: Практикум «Орфографические и пунктуационные ошибки. Трудные случаи. Работа с текстами. Отработка отдельных орфограмм и пунктограмм». Самопроверка и взаимопроверка написанного.

      Формы организации деятельности

•        практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

•        анализ и просмотр текстов;

•        самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Работа учащихся на занятиях предполагает практическую поисковую деятельность, выполнение заданий исследовательского характера.

         В каждом занятии прослеживаются три части:

•        игровая;

•        теоретическая;

•        практическая.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Виды деятельности учащихся

Количество часов

1

Текст как словесное произведение. Смысловая цельность текста.

Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями.

1

2

Грамматическая связность текста. Виды грамматической связи предложений в тексте.

Выделяют ключевые слова в текстах.

Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова.

Определяют названия литературных произведений по ключевым словам.

Систематизируют основные признаки текста.

1

3

 Виды грамматической связи. Цепная связь. Параллельная связь. Смешанная связь.

Определяют виды грамматической связи.Работа с текстами.

1

4

 Итоговое занятие. «Виды грамматической связи предложений в тексте».

Работа в группах.

1

5

Структура текста. Абзац. Межфразовые связи.

Определяют основную мысль в текстах, выделяют микротемы. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями.

1

6

Видовременная форма глаголов как грамматическое средство.

Выделяют микротемы. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями.

1

7

Практическое занятие. «Межфразовые связи».

Практическое занятие

1

8

Средства художественной выразительности. Тропы.

Исследовательская  работа с художественными текстами,

1

9

Языковые средства выразительности (тропы).

Исследовательская  работа с художественными текстами,

1

10

Синтаксические средства выразительности (фигуры речи).

Работа с художественными текстами, презентации

1

11

Функциональные стили речи. Их основные особенности

Заполняют схему о стилях литературного языка. Определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений.

1

12

Разговорный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования.

Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов. Узнают особенности текстов.

1

13

Научный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования.

Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов. Узнают особенности текстов.

1

14

Художественный стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования.

Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений.

1

15

Публицистический стиль. Особенности. Назначение. Сфера использования

Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов. Узнают особенности текстов.

1

16

Типы речи. Описание

Выявляют особенности  типов  речи. Определяют  типы  речи текстов. Узнают особенности текстов.

1

17

Повествование.

Выявляют особенности  типов  речи. Определяют  типы  речи текстов. Узнают особенности текстов.

1

18

Рассуждение.

Выявляют особенности  типов  речи. Определяют  типы  речи текстов. Узнают особенности текстов.

1

19

Как написать сочинение-рассуждение? Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли.

Изучение теории, Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли.

1

20

Содержательная стройность сочинения. Речевые клише

Написание клеше.

1

21

Вступление к сочинению.

Пишут вступление к сочинению.

1

22

Аргументы.

Работа с художественными текстами, подбор аргументов.

1

23

Заключительная часть. Вывод.

Пишут заключительную часть в сочинении.

1

24

Контрольное занятие. «Пишем сочинение-рассуждение публицистического стиля».

Пишут сочинение-рассуждение публицистического стиля

1

25

«Врага надо знать в лицо». Классификация ошибок.

Исследовательская работа с текстами, исправление ошибок, работа со справочной литературой.

1

26

Грамматические ошибки.

Исследовательская работа с текстами, исправление ошибок, работа со справочной литературой.

1

27

Речевые ошибки.

Исследовательская работа с текстами, исправление ошибок, работа со справочной литературой.

1

28

Орфографические и пунктуационные ошибки. Трудные случаи.

Работа по теории, исправление ошибок

1

29

«Сам себе эксперт». Знакомство с критериями оценивания сочинения.

Знакомятся с критериями оценивания сочинения.

1

30

Контрольное занятие. «Приобретаем уверенность в себе».

Написание сочинения – рассуждения.

1

31

Итоговое занятие. «Чему я научился?» Чтение и обсуждение творческих работ учащихся.

Чтение и обсуждение творческих работ учащихся.

1



Предварительный просмотр:

                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Рабочая  программа  по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с Законом  Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным  государственным  образовательным  стандартом   основного  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897,  Основной общеобразовательной программой основного  общего образования МБОУ Лицей № 25, на основе Примерной программы по предмету «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразовательном . учреждений / М. : Просвещение, 2014.

       

          Рабочая программа ориентирована на УМК: Русский язык. 8 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений. / ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014г.

  Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год из расчета  3 часа в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ Лицей № 25.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Личностные результаты

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии  интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

   Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно

- определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

      Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

 Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

3.Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

4 .Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и

других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

         Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

- препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной

перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы,

- подготовленные/отобранные под руководством учителя;

2.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)

Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

        Предметные результаты:

Обучающийся научится:

•        использовать различные виды монолога и диалога;

•        оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения  коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;

•        обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

•        соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;

•        различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

•        находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;

•        различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;

•        использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;

•        производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;

•        соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;

•        строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);

Обучающийся получит возможность научиться:

•        участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;

•        понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;

•        понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;

•        извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);

•        создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;

•        публично защищать проект;

•        анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;

•        различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;

•        характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;

•        выразительно читать поэтические и прозаические тексты;

•        демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Разделы, темы

8 класс

Распределение часов

Примерная программа

Рабочая программа

Количество контрольных

(в том числе)

Развитие речи

(в том числе)

1

Функции русского языка в современном мире

2

2

Повторение пройденного в 5-7 классах

10

5ч + 2ч

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

12

1

Словосочетание

7

5 ч

4

Простое предложение

5

2ч + 1 ч

1

5

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения

30

10

16ч

6ч + 2ч

1

Второстепенные члены предложения

20

6ч + 2ч

1

6

Простые односоставные предложения

20

9ч + 2ч

1

7

Простое осложнённое предложение

Неполные предложения

57

2

35ч.

1

Однородные члены предложения

25

12ч + 2ч

1

2

Обособленные члены предложения

 Определения.  Приложения. Обстоятельства. Уточнения.

30

18ч + 2ч

1

1

8

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

27

18ч

Обращение

4

4ч.

1

Вводные и вставные конструкции, вводные слова и междометия

10

1

Чужая речь. Прямая и косвенная речь

13

4ч + 1ч

1

1

9

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

12

4ч + 1ч

1

                                                       ИТОГО

175

102

10

6

Функции русского языка в современном мире

Повторение пройденного в 5 - 7 классах (5 + 2 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (8ч)

Словосочетание (4 ч.+1)

Повторение пройденного о словосочетании в V  классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (2+1 ч)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в  предложении, выразительно читать предложения.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6+2ч)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6+2ч) 

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (9 +2ч) 

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

      Простое осложнённое предложение (35 ч)

Неполные предложения (1 ч)

Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (12+2ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

 Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (18+2ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (17+1ч)

Обращение, вводные слова и междометия

 Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Прямая и косвенная речь (4+1ч) 
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.   Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (4+1ч) 
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ  ТЕМЫ

Название раздела/ темы

Количество часов

1. Русский язык в современном мире (1ч.)

1

Русский язык в современном мире

1

2.  Повторение изученного в 5-7 классах (7 часов)

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания. Знаки завершения, разделения, выделения

1

3

Знаки препинания в сложном предложении

1

4

Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий  и наречий

1

5

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

1

6

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

1

7

Входной контроль

1

8

Анализ работ

1

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (8ч.)

9

Основные единицы синтаксиса.

1

10

Текст как единица синтаксиса

1

11

Предложение как единица синтаксиса

1

12

Словосочетание как единица синтаксиса

1

13

Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях

1

14

Синтаксический разбор словосочетаний

1

15

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

16

Анализ работ

1

4. Простое предложение (3ч.)

17

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении

1

18

Интонация

1

19

Р.Р. Описание памятника культуры

1

5. Двусоставные предложения (16ч.)

5.1. Главные члены предложения (8ч.)

20

Подлежащее

1

21

Сказуемое

1

22

Простое глагольное сказуемое

1

23

Составное глагольное сказуемое

1

24

Составное именное сказуемое

1

25

Тире между подлежащим и сказуемым

1

26

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием

1

27

Анализ работ

1

5.2.  Второстепенные члены предложения (8ч.)

28

Роль второстепенных членов предложения

1

29

Дополнение

1

30

Определение

1

31

Определения прямые и косвенные

1

32

Приложение. Знаки препинания при нём

1

33

Обстоятельство

1

34

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

35

Р.Р.Характеристика человека

1

6. Односоставные предложения (11ч.)

36

Главный член односоставного предложения

1

37

Назывные предложения

1

38

Определённо-личные предложения

1

39

Неопределённо-личные предложения

1

40

Инструкция

1

41

Безличные предложения

1

42

Рассуждение

1

43

Неполные предложения

1

44

Синтаксический разбор предложения

1

45

Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения»

1

46

Анализ работ

1

7. Простое осложнённое предложение (35ч.)

7.1. Понятие об осложнённом предложении (1ч.)

47

Понятие об осложнённом предложении

1

7.2. Однородные члены предложения (14ч.)

1

48

Понятие об однородных членах предложения

1

49

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1

50

Однородные и неоднородные определения

1

51

Р.Р. Изложение с грамматическим заданием

1

52

Анализ работ

1

53

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

54

Р.Р. Сочинение по картине

1

55

Анализ работ

1

56

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

57

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

1

58

Пунктуационный  разбор предложения с однородными членами

1

59

Повторение

1

60

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием

1

61

Анализ работ

1

7.3. Обособленные члены предложения (20 ч)

62

Понятие об обособленности

1

63

Обособленные определения. Выделительные  знаки препинания при них

1

64

Обособленные определения. Выделительные  знаки препинания при них

1

65

Обособленные определения. Выделительные  знаки препинания при них

1

66

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему

1

67

Обособленные приложения. Выделительные  знаки препинания при них

1

68

Обособленные приложения. Выделительные  знаки препинания при них

1

69

Обособленные приложения. Выделительные  знаки препинания при них

1

70

Обособленные обстоятельства. Выделительные  знаки препинания при них

1

71

Обособленные приложения. Выделительные  знаки препинания при них

1

72

Обособленные приложения. Выделительные  знаки препинания при них

1

73

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

1

74

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

1

75

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

1

76

Синтаксический

разбор предложения с обособленными членами предложения

1

77

Синтаксический

разбор предложения с обособленными членами предложения

1

78

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

79

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

80

Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием

1

81

Анализ работ

1

8. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10 ч)

8.1. Обращения (4 ч)

82

Назначение обращения. Распространённые обращения

1

83

Выделительные знаки препинания при обращении

1

84

Контрольное тестирование № 2 по теме «Обращение»

1

85

Анализ работ

1

8.2. Вводные и вставные конструкции (7 ч)

86

Вводные конструкции

1

87

Группы вводных  слов и сочетаний слов по значению

1

88

Выделительные знаки препинания при вводных словах, сочетаниях,предложениях

1

89

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

90

Междометия в предложении

1

91

Контрольное тестирование № 3 по теме «Вводные и вставные конструкции»

1

92

Анализ работ

1

8.3.Чужая речь (5ч)

93

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть

1

94

Косвенная речь

1

Прямая  речь

1

95

Диалог Р.Р. Рассказ. Цитата

1

1

96

Контрольное тестирование № 4  по теме «Чужая речь»

1

97

Анализ работ

1

9. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5 ч)

98

Синтаксис и морфология

1

99

Синтаксис и пунктуация

1

100

Синтаксис и культура речи

1

101

Синтаксис и орфография

1

102

Итоговое тестирование

1