Ученикам

Татьяна  Рабдано

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русское речевое общение Урок №1. 10 класс Критерии оценивания экзаменационного сочинения

Слайд 2

К1. Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 1 балл *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

Слайд 3

К1. Формулировка проблем исходного текста Проблема – это вопрос, который решает автор текста Речевые клише: В предложенном нашему (моему) вниманию тексте автор (фамилия) поднимает проблему (чего?) совести. (Далее идёт серия риторических вопросов, но их надо составить с опорой на текст) Что такое совесть? Как она проявляется в жизни? Такой круг проблем решает автор текста.

Слайд 4

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста , важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет - 3 балла Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста , важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет - 2 балла Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста – 1 балл Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст – 0 баллов

Слайд 5

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Комментарий – это по сути анализ текста. Вы идёте как бы по пути автора. Он поставил проблему (вопрос). А как он решает этот вопрос? Какие примеры приводит? На какие авторитеты ссылается? Кого цитирует? Какие аспекты проблемы рассматривает? Чтобы получить максимум 3 балла по этому критерию, надо привести 2 примера (цитаты) из текста, при этом не сбиться на пересказ.

Слайд 6

К3. Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет - 1 балл

Слайд 7

К3. Отражение позиции автора исходного текста Если проблема – вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос. Речевые клише: Автор считает… Авторская позиция мне ясна: (Цитата) Автор приходит к выводу: Я согласен с позицией автора в том, что …

Слайд 8

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его ( привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) - 3 балла

Слайд 9

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его ( привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт ), или привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы – 2 балла

Слайд 10

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт – 1 балл

Слайд 11

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Аргумент = микро-тезис + пример + микро-вывод Например: (Т) Я согласен с позицией автора, что люди должны быть совестливыми. Совесть – это внутренний судья каждого человека. ( Микро-тезис=довод ) Если бы её не было, то каждый поступал бы так, как диктует ему его эгоизм. (П)Так, например, в комедии Д. И. Фонвизина Митрофанушка не знает, что такое совесть: он пользуется плодами труда крепостных, по-хамски к ним относится, не ценит и не уважает свою мать, предаёт её в финале произведения. При этом никаких мук совести он не испытывает. (микро-вывод) Только хорошо воспитанный и духовно развитый человек может быть совестливым.

Слайд 12

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла

Слайд 13

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 балл

Слайд 14

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения План сочинения Проблема Комментарий Авторская позиция + собственная позиция 1 аргумент 2 аргумент Вывод Можно объединить в один абзац

Слайд 15

К6. Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 – 2 балла

Слайд 16

К6. Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли – 1 балл

Слайд 17

К7. Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка) – 3 балла допущено не более двух ошибок - 2 балла допущено три-четыре ошибки – 1 балла допущено более четырёх ошибок – 0 баллов

Слайд 18

К8. Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) - 3 балла допущено одна – три ошибки – 2 балла допущено четыре-пять ошибок – 1 балл допущено более пяти ошибок – 0 баллов

Слайд 19

К9. Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет – 2 балла допущено одна-две ошибки – 1 балл допущено более двух ошибок - 0 баллов

Слайд 20

К10. Соблюдение речевых норм допущено не более одной речевой ошибки – 2 балла допущено две-три ошибки – 1 балл допущено более трёх ошибок – 0 баллов

Слайд 21

К11. Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют – 1 балл допущены этические ошибки (одна и более) – 0 баллов Этическая ошибка – это грубое отношение и высказывания в адрес автора текста, демонстрация негативного мировосприятия Например: «Я не знаю, кто такая Токарева. Что это за писательница? Почему я должен её знать? Неужели разработчики ЕГЭ не могли подобрать для анализа тексты Толстого, Достоевского? Или они думаю, что тогда мы всё спишем из Интернета?»

Слайд 22

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют – 1 балл допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале – 0 баллов Фоновый материал – это тот материал, на котором вы строите свою аргументацию. Фактическая ошибка – это искажение факта. Например: «В романе Достоевского «Война и мир»…

Слайд 23

Домашнее задание Выучить записи



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по  литературе для учащихся 8 а и б классов

                   

1 вариант

 

1. К жанру Устного народного творчества не относится:
              А) рассказ
              Б) частушка
              В) предание
              Г) сказка


2. Повесть «О житии и о храбрости благородного и великого князя Александра  

    Невского»  мы отнесем к 
              А)  русской литературе XIX века
              Б)  древнерусской литературе
             В)  современной литературе

3.  Произведение «Наталья, боярская дочь» написал
              А)  А.С.Пушкин
              Б)   М.Ю.Лермонтов
              В)  Н.М.Карамзин


4. Произведение «Смерть Ермака» - это
            А)  поэма
            Б)  повесть
            В)  дума


5. А.С.Пушкин писал о:
           А)  восстании Степана Разина
           Б)  о восстании Емельяна Пугачева
           В)  о Гражданской войне 


6. « Слово о полку Игореве» написал:
          А) протопоп Аввакум

 Б) неизвестный автор

 В) А.С. Пушкин

7.Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

        А) роман

        Б) историческая повесть

        В) семейно-бытовая хроника

        Г) мемуары

8. Какова основная проблематика «Капитанской дочки»:

        А) проблема любви

           Б) проблема чести, долга и милосердия

        В) проблема роли народа в развитии общества

9. В лирике М.Ю.Лермонтова более 30 мотивов, в них основной:

        А) одиночество

        Б) любовь

        В) дружба

10. В строке «Но в нас горит ещё желанье» использовано такое средство художественной    выразительности, как . . .

        А) метонимия

        Б) метафора

        В) олицетворение

11. Кому из героев произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова «Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

        А) Пугачёв

        Б) Гринёв – отец

        В) капитан Миронов

12. Когда герой Пушкина Гринёв был записан в полк?

 А) когда ему исполнилось 16 лет

 Б) когда ему исполнилось 10 лет

 В)  ещё до рождения

 Г) сразу после рождения

13. Тема поэмы «Мцыри»?

            А) Показ прошлого Грузии

            Б) Рассказ о жизни в монастыре

            В) Красота человека, готового умереть за свободу

14. Для речи Хлестакова из комедии «Ревизор» характерна:

            А) Логичность

            Б) Юмор

            В) Бессмыслица

 

15. «Береги честь смолоду». Данный эпиграф взят из:

            А) «Ревизор»

            Б) «Мцыри»

            В) «Капитанская дочка»

16. Что такое лирика?

        А) Жанр литературного произведения

           Б)  состояния человека

           В)  род литературы

17. Маша Миронова , чтобы спасти Петрушу Гринева, пошла просить помощи у
           А).Екатерины II
           Б)  царя Александра I
           В). Петра I

18.  О ком это сказано? Указать произведение.

         а) Он был, казалось, лет шести;

            Как серна гор, пуглив и дик,

            И слаб, и гибок, как тростник

         б) «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком,  
            извергом, злодеем для всех, кроме  одного меня…»

а)        /

б)        /

19. О каком из героев идёт речь? Указать произведение.

а)Герой едет со своим слугой домой, проигрывает деньги и вынужден остановиться в маленьком городке.

б)Герой убегает, чтобы добиться своей мечты. Через три дня он возвращается, чтобы умереть.

   

 

а)        /

б)        /

20. Кому из героев принадлежат слова? Указать произведение.

а) «Не приведи бог, видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

б) «Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…»

а)        /

б)        /

                                                           2 вариант

1. К жанру Устного народного творчества относится:
              А) рассказ
              Б) частушка
              В) повесть  
              Г) поэма


2. Произведение «Наталья, боярская дочь» написал
             А)  А.С.Пушкин
             Б)   М.Ю.Лермонтов
             В)  Н.М.Карамзин


3. Произведение «Смерть Ермака» - это
            А) дума
            Б)  повесть
            В) поэма


4. А Повесть «О житии и о храбрости благородного и великого князя Александра  

    Невского»  мы отнесем к 
              А)  русской литературе XIX века
              Б)  древнерусской литературе
             В)  современной литературе


5.С.Пушкин писал о:
           А) о восстании Емельяна Пугачева
           Б)  восстании Степана Разина
           В)  о Гражданской войне 


6. « Слово о полку Игореве» написал:
            А)  М. Ломоносов

             Б) А.С. Пушкин

             В) неизвестный автор

7.Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

        А) мемуары

        Б) семейно-бытовая хроника

        В) историческая повесть

        Г) роман

8. Какова основная проблематика «Капитанской дочки»:

        А) проблема любви

            Б) проблема чести, долга и милосердия

        В) проблема роли народа в развитии общества

9.  Каков основной мотив в лирике М.Ю. Лермонтова ?

        А) дружба

            Б) одиночество

        В) любовь

 

10. В строке «Но в нас горит ещё желанье» использовано такое средство художественной    выразительности, как . . .

        А) сравнение

        Б) олицетворение

        В) метафора

11. Кому из героев произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова «Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

        А) капитан Миронов       Б) Гринёв – отец        В) Пугачёв

12. Когда герой Пушкина Гринёв был записан в полк?

 А) ещё до рождения

 Б) когда ему исполнилось 7 лет

 В)  когда ему исполнилось 12 лет

 Г) сразу после рождения

13. Для речи Хлестакова из комедии «Ревизор» характерна:

            А) Логичность

            Б) Юмор

            В) Бессмыслица

 

14.  Какова тема поэмы «Мцыри»?

            А) Показ прошлого Грузии

            Б) Рассказ о жизни в монастыре

            В) Красота человека, готового умереть за свободу

15. Эпиграф «Береги честь смолоду» взят из произведения:

             А) «Капитанская дочка»

             Б) «Мцыри»

             В)  «Ревизор»                        

16. Чтобы спасти Петрушу Гринева, Маша Миронова попросила помощи у
           А)  царя Александра I
           Б)  Екатерины II

           В)  Петра I

 17. Что такое лирика?

        А) Жанр литературного произведения

           Б)  состояния человека

           В)  род литературы


18.  О ком это сказано? Указать произведение.

         а)  «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком,  
              извергом, злодеем для всех, кроме  одного меня…»

         б) « Он страшно бледен был и худ

        И слаб, как будто долгий труд,

        Болезнь иль голод испытал»

а)        /

б)        /

19. Кому из героев принадлежат слова? Указать произведение.

а) «Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…»

б)  «Не приведи бог, видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

а)        /

б)        /

 20. О каком из героев идёт речь? Указать произведение.

а)Герой убегает, чтобы добиться своей мечты. Через три дня он возвращается, чтобы умереть.

б)Герой едет со своим слугой домой, проигрывает деньги и вынужден остановиться в маленьком городке.

 

а)        /

б)        /



Предварительный просмотр:

Контрольная работа 7 класс  

по теме «Грамматика: морфология и синтаксис».

Цель: проверка навыков  правильного написания  частей речи и разграничение частей речи и членов предложения, умения правильно писать части речи и разграничивать части речи и члены предложения.

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

А) ход…т, бре…тся, мечта…те;
Б) улыба…тся, завис…шь, стро…те;
В) гон…шь, муч…тся, смотр…те

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

А) стреля…те, зажига…т, стел…шь;
Б) прыга…шь, дыш…те, сверка...м;
В) верт…м, вер…м, дума…м

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А (Я)?

А) кле…т, стел…т, исследу…т;
Б) вар...т, разруб…т, леч…т;
В) сдвин…т, порт…т, служ…т

4. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?

А) Твоя красота разгорает (?) ся только сильней.
Б) Твоя красота будет разгорат (?) ся только сильней.
В) Ты идёш (?) по земле молодой – зеленеет трава за тобой.
Г) Необходимо береч (?) и охранять нашу природу.

5. В каких примерах на месте пропусков пишется И?

А) Встретившиеся в океане корабли приветств…вали друг друга продолжительными гудками.
Б) Небольшие стаи чаек след…вали за кораблём.
В) Мы выпил…вали фигурки для тира.
Г) Друзья внимательно рассматр…вали чертежи.

6. В каких рядах на месте пропусков пишется А?

А) Тебя это не к…сается.
Б) Нам предл…гают пойти в поход.
В) Тебя это не к…снётся.
Г) Нам предл…жили пойти в поход.

7. В каком примере НЕ с глаголом пишется слитно?

А) Мне (не) хотелось от вас уезжать.
Б) Я другой такой страны (не) знаю.
В) Я (не) навижу сплетен в виде версий.

8. Укажите примеры с ошибкой в употреблении глагола.

А) Мои родители ложат деньги в банк.
Б) Мои родители кладут деньги в банк.
В) Сестра надевает брата.
Г) Сестра одевает брата.

9. В каких примерах допущена ошибка в употреблении прилагательного?

А) Эта девушка более стройная.
Б) Байкал – самое глубочайшее озеро в мире.
В) Более громкая песня зазвучала впереди.

10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?

А) алыч…вый, камыш…вый;
Б) груш…вый, ситц…вый;
В) холщ…вый, свинц…вый.

11. Какое прилагательное нельзя просклонять?

А) сильный;
Б) мрачный;
В) умна.

12. В каких словах пишется Н?

А) песча…ый;
Б) деревя…ый;
В) хозяйстве…ый;
Г) ветре…ый.

3. В каких словах пишется НН?

А) воробьи…ый;
Б) оловя...ый;
В) были…ый;
Г) кожа…ый.

14. В каких словах пишется – К - ?

А) низ…ий;
Б) францу…ий;
В) грец…ий.

15. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый;
Б) (не) здоровый; (не) глубокий;
В) (не) весел; (не) высокий, а низкий.

16. В каком ряду все прилагательные пишутся слитно?

А) русско (немецкий), народно (хозяйственный);
Б) тёмно (зелёный, древне (русский);
В) восточно (европейский), дальне (восточный) .

17. В каком ряду во всех числительных в середине пишется Ь?

А) пят (?) сот, шест (?) десят, восем (?) надцать;
Б) сем (?) десят, девят (?) сот, восем (?) десят.

18. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?

А) с двадцатью девятью машинами;
Б) около семиста килограммов;
В) к тридцать шестому километру.

19.  В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

А) кое (с) кем, кое (кого), кто (нибудь);
Б) кое (как), кем (то), когда (либо) .

20. В каких предложениях на месте пропуска пишется Е?

А) Мне н…кого винить.
Б) Я н…кого не виню.
В) Здесь н…когда был сад.
Г) Здесь н…когда не было сада.

21. В каком ряду НЕ-НИ с местоимениями пишется раздельно?

А) (не) кому, ни (к) кому;
Б) кое (у) кого, ни (с) кем.

22. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?

А) Ихние тетради не проверили.
Б) Я надел евоные коньки.
В) Их тетради не проверили.
Г) Я надел его коньки.

23. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Группа пробиралась через болота и леса.

А) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, невозвратный, стоит в прошедшем времени, 1-ом лице, ед.числе, муж. роде;
Б) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, жен. роде.

24. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Мне интересно наблюдать за играющими животными.

А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;
Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

25.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между   судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

а) 1, 3 –выделяется причастный оборот

б) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот

в) 1, 2 – выделяется причастный оборот

г) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот

26. Укажите правильное объяснение пунктуации  в предложении:

Луга пахли необъяснимо хорошо ( ) и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка со снежных вершин.

а) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

б) Простое предложение  с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

в) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна

запятая.

27. Каким членом предложения является прилагательное «красивая»

А) Красивая и смелая дорогу перешла.                     1.определение

Б) Моя мама была красивая.                                       2.сказуемое

В) На стуле висела красивая спортивная куртка.    3. подлежащее

Эталон ответа:

1-в, 2-а, 3-б, 4-а, 5-в,г, 6-а,б, 7-в, 8-а,в, 9-а,б, 10-б, 11-в, 12- а, г, 13- б, в,

14- а, в, 15- б, 16- в, 17- б, 18- б, 19- б, 20- а, в, 21- б, 22-а,в, 23- б, 24- б,

25- г, 26- в, 27- а3, б2,в1.

Контрольная работа 7 класс

по теме «Наречие. Разряды наречий»

Цель: проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся

1. Какое утверждение является неверным?

1) В предложении наречия обычно бывают  обстоятельствами.

2) Наречие в предложении может быть определением.

3) Наречие всегда сочетается с глаголом.

4) С существительными наречия не сочетаются.

2. Выберите правильный ответ.

Неизменяемая самостоятельная часть речи —

    1) глагол   2) причастие  3) наречие  4) прилагательное

3. В каком словосочетании наречие сочетается с причастием?

1) по-прежнему красивый   2) где-то далеко  3) уходящий вдаль   4) кофе по-турецки

4. Укажите словосочетание с наречием, обозначающим цель действия.

1) закричать сгоряча  2) сделать назло  3) поступить правильно  4) работать дружно

5. В каком из выделенных слов о не является окончанием?

1) платье красиво  2) написал красиво  3) сделано отцом  4) солнце село

6.Прочитайте текст и выполните к нему задания 1—2.

В связной речи наречие чаще всего сочетается с глаголом, деепричастием, причастием, реже — с существительным, прилагательным или с другим наречием.

Если попытаться определить происхождение слова наречие, то придётся выделить корень -реч-. Слово речь имело в древнерусском языке различные значения, в том числе и «говорить». Глаголить означало «говорить, вести речь». Это значение сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие, и отражает его связь с глаголом. И древние римляне называли наречие словом, которое в буквальном переводе означает приглаголие.

Таким образом, уже в далёком прошлом главное назначение наречия видели в том, что оно находится при глаголе или «накладывается» на глагол — наречие.

1). Определите стиль речи.

  1. художественный  2) официально-деловой  3) публицистический  3) научно-популярный

2). Укажите тип речи.

1) повествование   3) описание

2) рассуждение     4) повествование с элементами рассуждения

7. В каком словосочетании наречие сочетается с другим наречием?

1) благополучно добрались    3) увидев вдали

2) слишком быстро                   4) очень глубокое озеро

8. В каком предложении наречие выступает как средство выразительности языка?

1) Приближалась довольно скучная пора.

2) Снега пронзительно блестят и по-стеклянному хрустят.

3) Вечером вся степь совершенно переменилась.

4) Чуть-чуть облака розовеют над тишиною вечерних берёз.

9. В каком предложении наречие содержит элемент сравнения?

1) Где-то поблизости низвергался водопад.

2) Бабушка досыта накормила ребят.

3) По-кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы.

4) Они дотемна бродили по лесу.

10. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

1) Ваш рассказ интереснее моего.

2) Дуб выше берёзы.

3) Больше всего я привязан душой к нашей средней полосе.

4) Утром поляна стала ярче.

11. В каком предложении наречие употреблено для обозначения места действия?

1) Внезапно машина остановилась.

2) В горах темнеет быстро.

3) За дюнами привольно расположилась мелководная бухта.

4) Там мы собрались устроить привал.

12.В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

1) Металл твёрже стекла.

2) Живой цветок привлекательнее искусственного.

3) Сегодня солнце светит ярче.

4) Самые сильные впечатления остались у меня от поездки на Байкал.

13. Найдите ошибку в употреблении наречия.

1) Всё кудрявей берёзовый лес зеленеет.

2) Еле слышно жужжание пчёл.

3) Туча неторопливо уплывала к горизонту.

4) Вперёд надо усвоить правило, а потом выполнять упражнение.

14. В состав какого фразеологизма входит наречие?

1) время от времени             2) комар носа не подточит

Эталон ответа:

1-4, 2-3, 3-3, 4-2, 5-2, 6: 1)-3, 2)-2, 7-2, 8-2, 9-3, 10-3, 11-4, 12-3, 13-4,14-1.

Контрольная работа 7 класс

по теме «Правописание наречий» Диктант.

Цель работы — проверить усвоение правописания наречий, а также усвоение правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в синтаксических конструкциях с однородными членами, с причастным и деепричастным оборотом.

      Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.

      Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал из-за  непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показалось, что, увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое...

       Человек шел теперь совсем медленно... Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности... Когда их разделяло всего несколько шагов, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек ее и быстро пошел прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся.. Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись... (А. Чаковский)

Дополнительные   задания

1. Найдите три наречия разных разрядов. Выпишите их в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его морфемный состав, а также каким членом предложения оно является.

2. Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.

Контрольное изложение 7класс

«Поговорим о бабушках».

Цель: проверить умение  сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Вовсе вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, Когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе “ жизнь отдает”. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни .Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.

Контрольная работа     по теме «Наречие»

Цель: проверить уровень усвоения изученной темы.

1.Прочитайте текст и выполните к нему задания 1—3.

Деревья по-разному уходят на зимний покой. Неистово кричит, весь полыхая жёлтым пламенем, могучий дуб. Кровавится осина. Гордо, не желая расставаться с зеленью, принимает смертный час жгучий тополь. Никнет, дугой вытягивается под тяжестью ягод рябина.

Лишь берёзка тихо, по-русски, как должное, покорно принимает свою судьбу. Она и в кончине излучает свет и радость людям. (Ф. Абрамов.)

1). Определите стиль речи.

1) научно-популярный  2) разговорный  3) публицистический  4) художественный

2). Укажите тип речи.

1) рассуждение с элементами повествования

2) повествование с элементами описания

3) рассуждение с элементами описания

4) описание

3). Какие средства выразительности речи не использованы в тексте?

1) олицетворения  2) эпитеты  3) сравнения  4) синонимы

2. В каком словосочетании наречие сочетается с прилагательным?

1) вёл себя странно                        2) странно улыбался

3) весьма странное поведение      4) взгляд исподлобья

3.Какой фразеологический оборот не синонимичен указанному наречию?

1) не за горами — скоро                          2) кот наплакал — очень мало

3) в час по чайной ложке — медленно    4) один на один — вместе

4. В каком случае не с наречием пишется раздельно?

1) устал (не) много                    2) нисколько (не)трудно это сделать

3) (не)допустимо резкий тон   4) отвечал (не)уверенно

5. В каком предложении в слове на месте пропуска пишется одна буква н?

1) Мама нечая...о уронила ключ.   2) Машина беше...о неслась по дороге.

3) В лесу было торжестве…о, тихо. 4) Со...о плескалась вода о берег.

6. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) задолго  2) наотмашь  3) сослепу  4) балуясь

7. В каком предложении нет ошибки в употреблении наречия?

1) Утром он обратно пришёл к омуту.

2) Мальчишки очень увлекательно играли в футбол.

3) Ребята были очень сильно огорчены, узнав, что они не поедут в горы.

4) Когда мы шли обратно, у всех было хорошее настроение.

8. В каком случае неправильное объяснение выбора н или нн ведёт к орфографической ошибке?

1) утро туманно — в кратном прилагательном пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано,— туманный

2) держал себя сковано — в наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано,— кованый — словарное слово

одна буква н

9.В каком наречии на конце пишется буква о?

1) жгуч.. палит  2) хорош.. читал  3) вёл себя вызывающ..

4) прорычал угрожающ..

10.В каком наречии на конце пишется буква о?

1) снов.. повторил  2) начать сначал.. 3) поесть досыт.. 4) повторить занов..

11.В каком предложении слово пишется через дефис?

1) Дом он строил (по)своему проекту.

2) В саду было (по)настоящему сумеречно.

3) (По)весеннему звону капели было ясно: весна не уйдёт.

4) (Во)вторых рядах сидели дети постарше.

12.В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) сделать (по)своему, одеты (по)праздничному, (по)дальше

2) разойтись (по)хорошему, говорил (по)русски, (кого)либо

3) свежий (по)весеннему, (по)летнему наряду, (по)старинке

4) идти куда(то), (по)одаль, бок(о)бок

Эталон ответа:   1: 1-4, 2-2, 3-3, 2-3, 3-4, 5-2, 6-3, 7-1, 8-2, 9-2, 10-4, 11-2, 12-2.

Контрольная работа   по теме «Союз. Предлог»

Цель: проверить усвоение материала о предлогах и союзах, навыки правописания    предлогов и союзов

1.Союз- служебная часть речи, которая:

А) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;

Б) вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола;

В) Выражает зависимость одних слов от других в предложении и словосочетании.

2.Укажите простые союзы:

А) но  б)когда  в) не только…но и г)как будто

3.Найдите предложения с подчинительными союзами:

А) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Б) Он знал, что в лесу лежат росистые тени.

В) Пока я шёл, край неба заалел.

Г) Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле вьюга намела большие сугробы.

4.Укажите предложения, в которых перед союзом И ставится запятая (знаки не расставлены)

А) Смех и песни сливались в нестройную музыку.

Б) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В) Туча на севере росла и захватывала запад и восток.

г) Необыкновенно тихо было в доме и во дворе.

5. Найдите предложения с противительными союзами:

А) Умен, пригож, да на дело не гож.

Б) Ученье да труд к славе ведут.

В) Мал цветник, зато красив.

Г) Войска все шли и шли, хотя спустилась ночь.

6.В каком предложении  ЖЕ надо писать раздельно?

А).Я то(же) это сделаю.

Б).Была та(же) странная тишина.

В). Я за вами на коне поскакал бы то(же).

7. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы.

А) Что(бы) мне спеть?

Б) Он мал, за(то) удал.

В) Было холодно, при(том) моросил дождь.

8.Выберите правильный ответ.

                                               а)   б)   в)   г)  

ма..а                                       сс   с    сс   с

кро..                                       с     с    сс   сс

кла..ик                                   с    сс   сс    с

арти..ерия                             л     л    лл   лл

9. Укажите производный предлог:

а) благодаря

б) не смотря

в) безусловно

г) потому что

10.. Укажите непроизводный предлог:

а) вследствие

б) через

в) вроде

г) наподобие

11. Какое слово не может быть производным предлогом?

а) напротив

б) наперекор

в) навзничь

г) навстречу

12. В каком предложении выделенное слово является производным предлогом?

а) Полоса леса серовато чернела ВДАЛИ. (И.Бунин)

б) НАВСТРЕЧУ летели, покачиваясь, белые космы тумана. (А.Иванов)

в) Остроухов, прижавшись в угол, следил машинально за всем, что происходило ВОКРУГ него.(В.Некрасов)

г) От орудийной стрельбы гудело все ВОКРУГ, вздрагивала земля от взрывов.(А.Толстой)

13. В каком предложении выделенное слово является производным предлогом?

а) Петр быстро шагал знакомой тропой, Шарик бежал ВПЕРЕДИ. (В.Шишков)

б) Директор с профессором Дубровским стояли ПОСРЕДИ поляны.(Ю.Домбровский)

в) Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, и прослезился.(Л.Толстой)

г) Анна даже не заметила этого и с трудом поняла, о чем заговорили ВОКРУГ.(Л.Толстой)

14. В каком предложении выделенное слово не является производным предлогом?

а) (НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская)

б) Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков)

в) Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков)

г) К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров. (В.Богомолов)

Эталон ответа:

1-а, 2-а,б, 3-б,в, 4-б, 5-а, в, 6-б, 7- б, в, 8-в, 9-а, 10-б, 11-в, 12-в, 13-б, 14-г.

Контрольная работа    по теме «Частица»

Цель: проверить усвоение изученного о частицах.

1.Укажите предложения, в которых выделенные слова частицы:

А) Бабушка говорила убедительно и просто.

Б) Я просто ослеп от весеннего солнца.

В) В лесу и поле душно.

Г) И в беде человек крепнет.

2. Найдите предложения с модальными частицами.

А) Пусть грубость исчезнет,  исчезнет навеки.

Б) «Что за диковина!» - приятель отвечал.

В) Неужели ты мне не веришь?

Г)  Он, не говоря ни слова, вышел.

3.Укажите, в каких предложениях БЫ – частица.

А) Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперед.

Б) Трудности существуют, что(бы) их одолеть.

В) Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик.

Г) Я решил во что(бы) то ни стало разыскать его.

4.В каких предложениях частица НЕ придает положительный смысл.

А) Ветер не утихал.

Б) Я не мог не ответить на это письмо

В) Где он только не бывал!

Г) Где он не бывал, так это на Кавказе.

5. В каких предложениях частица НИ служит для утверждения.

А). Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б) Как волка ни корми, он все в лес смотрит.

В) Дождь не прекращался ни на час.

Г) В воздухе ни звуков, ни движения.

6.Где писать НЕ, где НИ в этих предложениях.

Н..(1) один воин н..(2) ушёл с поля боя. От него н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.

Выберите правильный ответ:

А НИ – 4,5; НЕ -1,2,3.

Б НИ – 1; НЕ – 2,3,4,5.

В НИ – 1,4,5; НЕ – 2,3.

Г НИ – 1,2,4.5; НЕ -3.

7. В каких предложениях НЕ – частица.

А) Трава не скошена.

Б) Это было (не) прочитанное письмо.

В) Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г) Дневник (не)был заполнен.

8.Чем является ТО в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?

1.Мы повернули за(то) здание. 2. Лодки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся. 3. Кто(то) постучал в дверь. 4 а мы(то) старались!

Выберите правильный ответ:

А) 1 – союз, 2 – частица, 3 – местоимение, 4 – местоимение.

Б)  1 - союз, 2 - союз, 3 - частица, 4 – частица.

В)  1 – местоимение, 2 - союз, 3- суффикс, 4 - частица.

Г)  1 - суффикс, 2 - союз, 3 - частица, 4 – частица.

9.Найдите правильный ответ:

                                                А    Б    В    Г

Предв..рительный                 о     а     о    а

Ст..рательно                          а     о     о    а

..риентация                            а     а     о    о

К..рикатура                            а     о    о     а

Эталон ответа:

1-б,г, 2-б,в, 3-а,г, 4- б, в, 5- а, б, 6- в, 7- а, г, 8-в,9-г.

Контрольная работа  

Итоговая тестовая работа по всему курсу русского языка в 7 классе.  

Цель:

I. Речь

1. Найдите ошибку в характеристике текста.

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно развивается  в  нескольких предложениях.  Эти предложения объединяются в абзац.

1. Стиль речи — научный.

2.Тип речи — рассуждение-объяснение,

3. Способ связи предложений — параллельный.

4. Средства связи — лексический повтор, местоимение.

2. Определите, в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы они составили текст.

1) Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.

2) Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.

3)Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.

4) Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.

1). 1,3, 2,4;

2). 4, 2,1,3;

3). 1,2,4,3;

4). 4,1,3, 2.

3. Найдите ошибку в стилистическом разборе фрагмента текста.

Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью.

1. Стиль речи — художественный.

2. Плыло небо — метафора.

3. Яркие иглистые (звезды) — эпитеты.

4. Темное — слово употреблено в переносном значении.

II. Язык

4. В каких предложениях выделенные слова наречия?

1) Вблизи вырыли пруд.

2) Навстречу автобусу мчался мотоциклист.

3) Вблизи дома росла сосна.

4) Говорить пришлось (в) пустую.

5) Навстречу дул порывистый ветер.

6) Гости вошли (в) пустую комнату.

7) Мы долго ходили вокруг озера.

8) Вокруг расстилались поля.

5. В каких предложениях выделенные слова союзы?

1) Вслед за другими мы то (же) пошли по дороге.

2) Ничто не изменилось: так (же) светило яркое солнце, так (же) шелестели листья.

3) Наш новый знакомый так (же) оказался веселым человеком.

4) За (то) как дружно мы жили!

5) Это было то (же) здание, которое мы видели вчера.

6. В каких предложениях выделенные слова предлоги?

1) (В) следствие  усталости путники вынуждены были сделать большой привал.

2) (В) виду болезни пришлось отложить все намеченные дела.

3) (В) следствие вмешалась городская прокуратура.

4) Работа завершена (в) течение месяца.

7. Укажите, какой частью речи является слово что в данном предложении.

Что, дремучий лес, призадумался? (А Кольцов)

1) местоимение

2) наречие

3) частица

4) союз

8. Укажите, в каком примере слово едва является союзом.

1) Алексей едва мог вспомнить, что случилось минуту назад.

2) Едва ли я могу помочь вам.

3) Едва Владимир выехал в поле, поднялся ветер.

4) Он шел, едва волоча ноги.

9. Найдите верно построенное предложение.

1)Прочитав повесть «Дубровский», мною овладела жалость к главному герою.

2) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

3) Загримированный актер ждал своего выхода.

4) Изумительно красив был возвышающий холм, утопающий в зелени.

10.Укажите, состав каких слов соответствует схеме:        

1) горелый

2) спелый

3) беглый

4) светлый

11. Укажите слово, пропущенное в словообразовательной цепочке:

один — ... — одиночка

12. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом.

1) назавтра

2) досуха

3) по-русски

4) издалека

5) роскошно

6) немного

13. Укажите, где допущены  ошибки в характеристике звуков.

1) [а]   — гласный, безударный

2) [в'] — согласная, звонкая, мягкая

3) [j'] — согласный, глухой, твердый

4) [щ'] — согласный, глухой, мягкий

14. Укажите слова с правильно поставленным ударением.

1) баловаться

2) начата

3) создав

4) повторит

5) дефис

6) донизу

15. Укажите слова с ошибками в обозначении произношения.

1.           ску[ч’]но

2.           ч[а]стица

3.           се[в]одня

4.           к сож[а]лению

5.           наро[ш]но

6.           [j’иэ]да (еда)

16. На месте каких цифр пишется И?

Я тебе н1..чего н2.. скажу,

И тебя н3.. встревожу н4..чуть,

И о том, что я молча твержу,

 Н5.. решусь н6.. за что намекнуть.

17. Отметьте случаи слитного написания.

1) (За) тем лесом озеро.

2) (По) тому не делаю, что не могу.

3) Сначала ты иди, (за) тем я.

4) Встань (на) конец доски.

5) Иди (по) тому мостику.

6) (На) конец занавес поднялся.

7) Самолет круто взмыл (в) верх.

18. В каких случаях следует писать одну букву н?

1) стекля..ая дверь

2) разброса..ые вещи

3) глиня..ая кружка

4) дли..а отрезка

5) комари..ый писк

6) ю..ое поколение

7) авиацио..ый завод

19. Какие слова не пишутся через дефис?

1) строго (настрого)

2) (пол) лимона

3) глубоко (водный)

4) ярко (голубой)

5) (по) прежнему пути

6)  (пол) страны

Эталон ответа:

1-3, 2-4, 3-4

4- 1,4,5,8

5-1,3,4

6-1,2,4

7-3, 8-3, 9-3

10- 2,3,4

11-одинокий

12-2,4

13-2,3

14-1,4,5

15-1,4

16-1,4,6

17-2,3,6

18-3,4,5,6

19-3,5,6



Предварительный просмотр:

Зачёт №1 по теме «Синтаксис»

  1. Синтаксис
  2. Пунктуация
  3. Словосочетание
  4. Именное словосочетание
  5. Глагольное словосочетание
  6. Наречное словосочетание
  7. Зависимое слово в словосочетании
  8. Главное слово в словосочетании
  9. Побудительное предложение
  10. Повествовательное предложение
  11. Вопросительное предложение
  12. Восклицательное предложение
  13. Грамматическая основа предложения
  14. Подлежащее
  15. Сказуемое
  16. Простое предложение
  17. Сложное предложение
  18. Односоставное предложение
  19. Двусоставное предложение
  20. Распространённое предложение
  21. Нераспространённое предложение
  22. Дополнение
  23. Определение
  24. Обстоятельство
  25. Однородные члены предложения
  26. Обращение
  27. Прямая речь
  28. Диалог 


Предварительный просмотр:

Зачет по теме «Лексика» 5 класс

1.Что изучает лексика?

2.Что такое лексикология?

3.Какие два значения имеет слово?

4.Что такое грамматическое значение?

5.Что такое лексическое значение слова?

6.Как узнать лексическое значение?

7.Какие слова называются однозначными?

8.Какие слова называются многозначными?

9.Какое значение слова называется переносным?

10.Что такое омонимы?

11.Что такое синонимы?

12.Какие синонимы называются контекстными?

13.Что такое антонимы?

14.Какие антонимы называются контекстными?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: