Классное руководство

Татьяна  Рабдано

Ребята 8 а класса - 26 учеников. 26 личностей со своими взглядами, интересами.

Все такие разные, все такие классные.

Многое умеющие, знающие и понимающие.

Талантов не перечесть: спортсмены и компьютерщики, фотографы и художники. 

Найдут, чем увлечься, в чем зарядиться, где примениться.

В этом году взяла руководство в 8 классе. И в моей школьной жизни добавилось  скорости, драйва. Цель - сплоченный коллектив, где ценности каждого не противоречат друг другу, а рождают многообразие индивидуальностей. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект мастер-класса

Тема: «Учимся жить вместе»

Педагог-мастер: Рабдано Т.Ч.

Дата проведения: 20 апреля

Место проведения: школа №10 г. Байкальск

Продолжительность мастер-класса: 20 минут

Цель мастер-класса: профессиональное самосовершенствование педагогов на тему «Инклюзия: создание комфортной среды для детей с ограниченными возможностями»

Задачи:

обучающие: передача опыта путем прямого и комментированного показа методов и приемов педагогической деятельности;

развивающие: совместная отработка методических подходов учителя – мастера и приёмов решения поставленной программе мастер – класса проблемы, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса;

воспитательные: формирование индивидуальной программы самообразования и саморазвития.

Оборудование: проектор, компьютер.

Раздаточный материал: таблицы «Азбука Брайля для слепых и слабовидящих», «Язык жестов».

Пояснение: данное занятие было проведено с учащимися на тему «Общение с детьми с ограниченными возможностями». На мастер-классе будет показан опыт погружения в данную тему.

1.- Добрый день, ребята. Сегодня у нас занятие. Каков формат и какова тема – вы пока не знаете. Но предположите все-таки, что мы будем делать, чем заниматься? Ваш прогноз?  

-Верно, будем беседовать, узнавать что-то новое…Одним словом…Да, общаться. Кто из вас любит общаться?  Кто из вас считает, что он умеет общаться? И что значит, уметь общаться? Быть уверенным, находить с людьми общий язык, развивать искренние, глубокие отношения. Это какие-то специальные умения? С ними рождаются или их можно развить в себе? То есть стать профессионалами общения. Занятие наше посвящено теме общения.

Мы будем учиться общаться. Мастер-класс «Учимся жить вместе». Это не просто, согласитесь.

-Скажите, ребята, вот уже почти 6 лет вы знаете друг друга. Посмотрите внимательнее друг на друга. Все вы разные, согласитесь. Ксюша шатенка, Люба брюнетка. Гэрэл бурятка, Вика русская. Леша высокий. Денис пониже ростом. Варя спокойная, Оля заводная. У Ксюши есть собака, а у Сони кот.  Как думаете, много можно найти отличий? Да, найти отличия легко. Почему? Они лежат на поверхности.

2. -А теперь давайте поищем общее. Будем передавать соседу клубок, называя какие-то общие с ним (с соседом) черты.

Что оказалось сложнее? Почему? Общность относится больше к внутренним качествам. Что больше сплачивает? Бывает такое: недостатки видим, а достоинства не всегда?

Вывод можем сделать? Чтобы качественно общаться, важно замечать достоинства.

2. На доске открывается высказывание.

-Как думаете, кто мог сказать такие слова?

Нас не видят

Нас не слышат

О нас не говорят

Думают, что нас нет

- О каких людях может здесь идти речь? Ваши предположения?

3. Давайте посмотрим фрагмент фильма «Чудо».

(Август Пулман никогда не ходил в обычную школу - с первого класса с ним дома

занималась мама. Он перенес 27  операций. Из-за очень редкой, но иногда

встречающейся генетической ошибки у Августа нет лица. И вот такой мальчик

должен пойти в школу. В первый раз. К обычным детям).

         -Да, речь сегодня на уроке пойдет о детях с ограниченными возможностями, или по-

         другому, инвалидах. С чем пришлось столкнуться герою фильма? Да, с

         равнодушием, черствостью, жестокостью, насмешками, пренебрежением. (запишем

         на доске). Такие  дети чаще обучаются на дому. Плохо видящие, плохо слышащие, с заболеваниями  опорно-двигательного аппарата.

   

         -Как думаете, где лучше обучаться таким детям: дома или в школе?

- Кто считает, что это лучший вариант обучаться дома? – поднимите руки. Почему?

Конечно, дома – привычная среда. А еще есть интернаты. Но ведь изоляция, отсутствие полноценного общения не позволит такому ребенку полноценно развиваться, обрекает на одиночество.

          - Но вот такой ребенок, особый,  приходит учиться в обычную школу и сталкивается

          с агрессией или равнодушием.

         - А можете объяснить причину? Отсутствие знаний на эту тему, непонимание, что

          чувствует человек с ограниченными возможностями, рождают страхи,

          отторжение.

4. Тренинг.

         - Каково жить человеку с ограниченными возможностями? прошу выйти двух    

         человек. Один из вас с закрытыми глазами нарисует дом, дерево и забор. Другой

         оденет на руки прихватки и попробует вдеть нитку в иголку. (обсуждение

          результатов эксперимента).

Незрячие дети тоже обучаются. Они могут слушать, а еще читать. Давайте познакомимся с азбукой Брайля. Это рельефно-точечный тактильный шрифт. Нарисуйте несколько квадратиков. И в каждом квадратике по точке, надавливая, чтобы стала выпуклой. А теперь переверните лист и попробуйте пальцами, тактильно их почувствовать. Сложно читать, но можно научиться?

-А если у человека нет слуха? Не музыкального, а вообще нет? И вдобавок он еще и немой. Как он может общаться и с кем? Для этого существует язык жестов. (показываю на языке жестов слово)

-Определите по таблице, какую фразу я произнесла? Самостоятельно составьте любое слово.

5. Для чего мы сейчас выполняли эти упражнения? Чтобы почувствовать, понять, каково быть ограниченным в чем-то, что воспринимаем как само собой разумеющееся. Послушайте стихотворение Антона. Ему 12 лет,и он инвалид-колясочник.

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.

Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,

Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.

Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.

Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.

Ступени на моем пути в библиотеку,

И я не могу прочесть книгу.

Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,

Обеспокоенным и болезненным,

Испуганным и нервным.

Ступени – это мрачный сумрак.

О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,

Все эти ступеньки!

          6. Давайте я на доске, а вы  у себя в тетради нарисуем лестницу, о которой пишет

          Антон. (внизу лестницы рисунок-изображение инвалидной коляски). Поможем

      Антону вкатить коляску на верх лестницы. Для этого на каждой ступеньке напишем  

      что-то, что поможет ему подняться по лестнице.

      7. Досмотрим фильм «Чудо».

Дискуссия

- Почему изменились взаимоотношения мальчика и одноклассников? Да, ребята увидели, с мальчиком интересно общаться. Им раскрылся его внутренний мир. Почему фильм называется «Чудо»?

- Значит, преодолению отчуждения может помочь интерес к самому человеку? Не его внешнему содержанию, а внутреннему.

      8. Рассказ о Соне Шаталовой: А теперь прочитайте афоризмы девочки с заболеванием аутизм, что значит «погруженный в себя». Соня Шаталова с детства не умела разговаривать, могла совершать только монотонно-однообразные движения, во время общения с ней никак не реагировала. Врачи выносили диагноз: "Глубокая умственная отсталость". Так было до тех пор, пока у семилетней Сони не оказалась ручка, а мама не прикоснулась в этот момент к Сониной руке. И Соня начала писать. Да, оказалось, что Соня умеет читать и писать, у неё абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимые познания о нашем мире.

      Сейчас Соня студентка Московского вуза. Отлично учится. Значит, эти люди что-то могут в своей жизни преобразить. А вы знаете такие примеры? Что люди с ограниченными возможностями добились успеха. И несмотря ни на что, стали счастливыми людьми.

       Примеров привести можно много. Девочка-даун стала известной моделью, демонстрируя одежду известной марки. Другая – создала группу «Танцующие колеса».

        Но ведь нам и далеко ходить не надо. Варя Ворончихина – горнолыжница, 12-кратная чемпионка России, выступающая на супер-слаломах в разных стран мира и побеждающая на них, мастер спорта. Скоро будет выступать на Кубке мира. И ученица нашей школы.

9.От чего зависит качество жизни человека с ограниченными возможностями?

Давайте посмотрим небольшое видео о Нике Вуйчиче, человек-инвалиде, которого знает весь мир, на встречи с которым собираются тысячи людей.

10. И в заключение напишите несколько строк о том, было ли занятие для вас полезным, научились ли чему-то, поняли ли что-то.

АФОРИЗМЫ СОНИ ШАТАЛОВОЙ: 

БАБОЧКА - главная примета летнего счастья. 

ВЕТЕР - воздух, который не любит покоя. . 

ДЕТСТВО - восход судьбы в человеческой жизни. 


ЖИЗНЬ - дуновение щедрости Божией на сотворённую Им природу. 

ЗНАКОМСТВО - встреча разных пониманий мира,или даже разных миров. 

КНИГА - вещь,в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени,способ разговора со многими людьми сквозь время. 

ЛОШАДЬ - большое тёплое четырёхкопытное счастье. 

МУДРОСТЬ - мера между "мало" и "много". 

МУЗЕЙ - консервы времени.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://vk.com/video363332964_456239018



Предварительный просмотр:

Классные часы

Классные часы являются основным компонентом работы классного руководителя

Они проводятся с различными воспитательными целями.

Классному часу определяется место в учебном расписании.

У классного часа может быть своя очень важная роль.

Проведение классного часа должно быть потребностью, гармонично вплетаться в систему школы. Кто-то решит, что на классном часе надо прежде всего решать, так называемые, организационные вопросы, кто-то станет проводить созидательные беседы. Правил в организации классных часов нет, куратор исходит из особенностей своей группы.

Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Какой уровень их воспитанности? То есть свой план воспитательной работы с группой на учебный год, определяет куратор в нем и роль классных часов.

Но не только куратор может проводить классный час. Решение подскажет класс и те задачи, которые ставит педагог: возможно в группе появятся традиции, с чего начинать эту еженедельную встречу, как ее заканчивать.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и школьникам.

На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своей группы.

А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творчество.

Чем разнообразнее виды деятельности, в которые вовлекает педагог своих воспитанников, тем интереснее жизнь в коллективе, тем активнее идет развитие.

Беседа на тему:

Познавая себя, человек становится сильнее.

Одно из самых молодых направлений в психологии – психодиагностика. Ее главные принципы таковы: неспособных людей нет, а есть занятые не своим делом. Если у человека что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше. Пусть каждый ищет свое дело.

Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным, ибо завтра он будет уже чуточку другим.

Учеными выделено четыре классических типа темпераментов. Они сем известны – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Напомним, что темпераментом называют врожденные особенности человека, определяющие характер психики – степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует пугать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Характер проявляется в поведении человека, его отношении к себе и миру вокруг. Доброта и жестокость, трудолюбие и леность, аккуратность и неряшливость – все это черты характера. В его основе лежит темперамент.

Обычно в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие – слабее. Поэтому правильнее говорить не о темпераменте, а о нашей темпераментной структуре, которая включает в себя особенности всех типов.

Никакое сочетание черт разных темпераментов нельзя считать заведомо плохим или хорошим. Эти бытовые понятия тут не годятся. Стендаль, очевидно, поторопился с категоричными утверждениями, что большинство меланхоликов прославились своими писаниями, холерик – это тип великих людей, а флегматик – избавленная от печалей посредственность. Флегматиками были, например, баснописец Крылов и полководец Кутузов. Поэтому правильнее говорить лишь о том, насколько темперамент соответствует тому делу, которым человек намерен заниматься.

Задатки сангвиника полезны всюду, где нужны мобильность, умение быстро переключаться на другие дела. Они сопутствуют успеху в сфере организации и управления.

Руководителю высокого ранга, принимающему важные стратегические решения – директору заводу, полководцу – в первую очередь необходимы черты флегматика (это, конечно не закон, а скорее правило, допускающее немало исключений: Суворов, к примеру, был сангвиником). Ему противопоказаны как поспешность, так и долгие колебания в ответственный момент, неоправданный оптимизм или преувеличение трудностей.

Человек с преобладающими чертами меланхолического темперамента мало приспособлен для самостоятельной, управленческой работы. Ему больше подходит работа точная, пусть и кропотливая, но зато не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными. Однако среди меланхоликов нередко встречаются и неплохие управленцы. В таком случае им приходится за это платить своим здоровьем.

Преобладание черт холерика сулит успех в работе, где необходимы напор и безудержность. Особенно хорошие результаты достигаются в том случае, если эта неуемная активность сбалансирована основательностью и невозмутимостью флегматика.

Тем не менее диапазон предпочтительных сфер деятельности для всех без исключения темпераментных структур очень широк.

В каждом из основных типов темперамента можно найти немало привлекательных черт. К тому же, например, явно выраженный меланхолик может вести себя и как флегматик. Но если это продлится слишком долго, то возможна психологическая перегрузка с небезобидными последствиями.

Долгое время психологи считали, что темперамент неизменен в течение жизни. Последние исследования показали, что он ожжет меняться, хотя и медленно. Восточные психологи даже считают, что в результате определенных упражнений может произойти полная перестройка темперамента. Темперамент меняется прежде всего потому, что меняется сам организм, его физические возможности. Подвижный холерик с годами может стать внешне неотличим от флегматика, а меланхолик приобрести черты сильного типа. Во всяком случае, данные говорят о том, что между 46 и 56 годами у некоторых мужчин такие меланхолические черты, как тревожность, мнительность, трудность выбора, начинают уступать место чертам, свойственным сангвинику или флегматику.

Зная свои возможности, особенности темперамента, человеку нетрудно определить, в какой области у него успешнее пойдут дела. Опираясь на свои сильные стороны и развивая слабые, он может быстрее добиться успеха.

Характер человека в быту обычно определяют по одной-двум наиболее ярким чертам. Причем зачастую эти черты берутся произвольно, и характеристика получается довольно однобокой – вдумчивый, вспыльчивый, тщеславный и т. п. психологи поставили это дело на научную основу. Они систематизировали особенности мышления людей, эмоциональных проявлений и мотивы поведения. В результате получили несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Мы познакомим вас с одной из них – на наш взгляд, достаточно полной. Она включает восемь основных психологических типов: лидер, или доминирующий, логик, эстет, боец, пассивный, надежный, мечтатель, спринтер.

Лидер. Умеет управлять собой и другими и благодаря этому доминирует над ними. Может подчинять, без особого труда вовлекать людей в какие-либо дела. Любую работу стремится сделать как можно лучше. Это соответствует его стремлению заслужить уважение и высокую репутация. Предпочитает решать практические задачи. Его ум настроен на поиск трудностей, их преодоление увеличивает его самоуважение.

У лидера, как правило, преобладает хорошее настроение, он незаменим в компании, где так и сыплет анекдотами веселыми историями. Любит участвовать в различных собраниях, обычно в качестве ведущего.

Быстро приспосабливается в новой обстановке и новым людям. Благодаря своему миролюбию и предупредительности легко – сходится с ними, готов представлять и защищать их интересы. Люди охотно идут за ним.

Лидер честолюбив, но обидчив. В отличии от других более благоразумен и смел, снисходителен к чужим слабостям. Он хороший оратор, его слова звучат убедительно, потому что идут от сердца. Довольно часто произносит речи экспромтом. Однако если вопрос серьезен, все тщательно продумывает заранее. Лидер наслаждается, если занимает высокое общественное положение. Активно действует, чтобы добиться возвышения и ревниво относится к тем, кто посягает на его авторитет и власть.

Любит удобства, окружает себя предметами искусства. Деньги для него не самоцель а скорее средство для достижения успеха.

Лидер умеет быстро психологически перестраиваться. Его нелегко вывести из себя. Правда, эта способность исчезает, если на его место претендует другой лидер.

Логик. Его главная особенность – строго логический подход к любому делу. Логику легко даются науки, требующие точности. Он увлекается разработкой различных умозрительных систем, не заботясь о том, насколько они соответствуют действительности.

Склонен к длительным размышлениям, ничего не предпринимает без тщательного обдумывания. Эрудирован, благоразумен, способен к длительной монотонной работе. Однако бывает настолько непоколебим в своих решениях, что заставляет сомневаться в его достоинствах.

Логик – раб принятых обязательств, особенно перед самим собой. В то же время скуп на обещания, склонен взвешивать каждое свое слово. Зато часто доводит до конца такие дела, которые кажутся безнадежными.

Охотно критикует, умело подмечает ошибки противников. Правда, его нередко больше волнует нелогичность материала, чем существо дела.

Он суров, независим и одновременно способен подчиняться самой строгой дисциплине. Как правило, живет одиноко и глубоко убежден, что люди не заслуживают доверия. В любых событиях склонен видеть прежде всего дурное. Возможно, с его пессимизмом как-то связаны и темные тона одежды, которые он предпочитает.

Долго помнит обиды, прощает их неохотно, да и то лишь в силу обстоятельств.

Его не назовешь говоруном, хотя говорить умеет. Однако речь практически лишена интонаций.

Логик полезен для работы, требующей систематизации. Благодаря своей въедливости очень полезен при оценке предложений «горячих голов». Но полностью погалаться на его оценки было бы рискованно. Отсутствие оптимизма и скептическая критика полезных начинаний могут быть настолько охладить даже трезвых энтузиастов, что нужное дело будет погублено.

Перестраивается очень трудно, зачастую делая это с большим опозданием. Избегая конфликтов, а также всего, что может нарушить привычный ход жизни.

Эстет. Его постоянно тянет к прекрасному, он избегает всего, что расходится с его вкусов. Собственное мнение о себе значит для него больше чем мнение других. Не хвастлив, потому что и так знает, что близок к совершенству. В крайнем своем выражении напоминает человек, о котором сатирик заметил: «Любит себя, пользуется взаимностью и соперников в этой любви не имеет».

Для эстета характерны артистические склонности, любовь к литературе. Предпочитает серьезную музыку. Обладает хорошим воображением, что делает его неплохим прогнозистом.

Он нервный человек, но держит себя так, что люди принимают его за спокойного, а порой даже флегматичного. Стремление быть выше «грубой жизни» определяет и соответствующее поведение: плавную речь, красивые жесты и походку. Но в экстремальной ситуации может впасть в истерию, и тогда от восхищающей всех выдержанности не остается и следа.

Он часто капризен, насмешлив, правда, без желания унизить человека. Его уважают, им иногда восхищаются. Людям нравятся его внутренние старания, которые многим напоминают об их собственных, нереализованных возможностях.

У него довольно много областей деятельности. Это и искусство, и дизайн, и психология. Он очень чувствителен к неблагоприятным внешним условиям, и замаскировать это ему удается ценой больших усилий. Достаточно быстро перестраивается лишь при условии, когда новые требования приемлемы для него. В стрессовых ситуациях нуждается в поддержке и ободрении.

Боец. Такой человек готов мгновенно вступить в борьбу и активно действует, если чувствует хоть какие-то помехи в осуществлении своих планов. Его действия стремительны, отношение к людям – без хитростей и дипломатии, вера фанатична.

То, что для другого – лишь повод обсудить ситуацию для него – сигнал к бою. Таким сигналом может стать что угодно. Боец сам в себе носит «взрыватель», который часто срабатывает. Такой человек легко «заводится», и его реакция может быть совершенно непредсказуемой.

Человека этого типа многие предпочитают иметь в качестве товарища, спутника жизни или даже руководителя, потому что он открыт, не способен к интригам, не умеет скрывать своих намерений, одинаково относится к людям независимо от их положения. Готов рисковать ради спасения чужой жизни, великодушен. Живет, подчиняет скорее чувствам, чем разуму; радуется вовсю, если радостно, печалится искренне, если на то есть причины, говорит громко, хохочет заразительно. Ненароком может и обидеть, а потом столь же непосредственно будет искать примирения. Это о нем А. К. Толстой с такой симпатией написал:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так с горяча,

Коль рубнуть, так уж с плеча.

Необходимость подчинения переносит с трудом, но воинской службой не тяготится, потому что она помогает ему реализовать свои бойцовские возможности.

Любит внимание к себе. Сфера его успешной деятельности – все, что требует борьбы, преодоления, больших, но недолгих усилий. Он незаменим, если нужны быстрая реакция и скорость. Но длительная однообразная работа ему не по плечу. Если же он с ней все-таки справится, то ценой собственных нервов.

Играть чужие роли для него мучительно, а то и невозможно, и потому легко перестраивается он лишь в пределах своего типа. То, что другого может надолго выбить из колеи, для бойца – необходимое условие. Умеренный образ жизни ему противопоказан.

Пассивный. Общителен, приятен. У него дивой ум, к сложным делам не склонен, даже интересные книги навевают на него скуку. Как правило, сентиментален, доверчив, привязчив. Имеет мирный характер, избегает споров, борьбы, беспокойства. Из-за беспечности и нежелания огорчить человека часто обещает больше, чем может. Любопытен (не путать с любознательностью). Легко запоминает информацию, но так же часто ее забывает.

В дружбе верен и даже склонен к нежности. Преклоняется перед чужим мнением. Практически все, что видит, склонен рассматривать в розовом свете. Собственные ошибки ничему не учат его.

Говоря о приемлемых для него видах деятельности, следует исходить не столько из того, что он может сделать, сколько из того, что он заведомо делать не станет. Например, испортить отношения с кем-либо такой человек может разве что в исключительных обстоятельствах, и потому на него можно положиться в дипломатических мероприятиях. Полезен при улаживании конфликтов, в разрешении которых форма поведения важнее существа дела. Его доброжелательность – сильный тормоз для чужой враждебности.

Пластичная психика предоставляет ему большие возможности для перестройки, но только в пределах с «мирными» доминантами (лидер, эстет, спринтер). Такая адаптация позволяет ему оставаться самим собой.

Способен избегать стрессовых ситуаций. Тонко чувствует признаки угрозы своему спокойствию и здоровью и вовремя нейтрализует их путем соглашательского примирения со всеми.

Надежный. Это упорный труженик. Он больше делает, чем говорит, стремится точно выполнять обещания. Тверд и суров, прежде всего с самим собой. В работе стремится к солидным, хорошим результатам. Отсюда и его неприязнь к тем, кого он считает неспособным к добросовестной работе. Когда сталкивается с недобросовестностью, то в суждениях прямо неделикатен. Да и вообще далек от светских приличий. Даже в избранном кругу не очень заботится о том, чтобы лучше выглядеть. К тому же начисто лишен артистизма.

В своих идеалах опирается на факты, а в действиях руководствуется исключительно здравым смыслом.

Стимул его упорного и нелегкого труда (предпочитает тяжелую физическую работу) – выгода. Склонен копить деньги на «всякий случай», но почти никогда не успевает ими воспользоваться. Похоже что работа ради выгоды привлекает его и самим процессом.

С людьми предпочитает простые, ясные отношения. Обиды прощает с большим трудом. Переубедить его очень нелегко.

Домосед его идеал – жизнь в привычной обстановке. Стоек и последователен в действиях, несмотря на препятствия. Успехов добивается там, где нужны терпение, умение переносить тяжелые нагрузки, доводить дело до конца.

Плохо перестраивается на такую работу, которая требует мобильности и к тому же не обещает хорошего заработка.

Мечтатель. Нехватка веры в собственные силы обрекают его на постоянные колебания. Он пассивен и обычно примиряется с обстоятельствами. Легко подается чужому влиянию, готов отказаться от своего мнения без достаточных оснований. Часто беспокоится по разным поводам, но без серьезных причин.

Наделен хорошим воображением, но не умеет и не стремится реализовывать свои мечты. Зато находит удовольствие в бесплодных мечтаниях. Искренне верит в свои вымыслы, азартно отстаивает их, а потом, забыв, доказывает обратное. О нем можно сказать, что он живет в выдуманном мире.

У него живой, блестящий ум. Вечная неудовлетворенность рождает все новые и новые планы, оторые так и остаются невыполненными. Склонен доверять предчувствиям, снам, которые нередко, по его словам, сбываются. Хорошо развитая интуиция порой дает основания для подобных утверждений. Неустойчив в своих намерениях. Меняет цели по влиянием эмоций, без какого-либо анализа. Хочет, как правило не того, что имеет.

Романтик. Его любовь нередко сосредотачивается на выдуманном идеале. Непостоянен в своих увлечениях, потому что безудержное воображение быстро меняет идеал. Любит живопись фантастическими сюжетами.

Доверчив, за что порой приходится расплачиваться. Очень общителен. Не может переносить длительных материальных затруднений, боится борьбы, больших усилий, утомления.

Любит путешествия, прогулки, природу. Может многого достичь в художественном творчестве и вообще всюду, где требуется неординарная фантазия. Трудность состоит в том, чтобы побудить его к творческой деятельности: его воображение почти не работает по заказу.

Успешно справляется с не очень утомительным обслуживающим трудом. Например, в роли секретаря-машинистки, оператора ЭВМ. При этом успехи зависят от точности инструкций и своевременного поощрения, поддержки.

Перестраивается под влиянием сильной личности, которой доверяет. Но жить по чужим правилам для человека такого типа очень тяжело, и он упорно сохраняет свою способность уходить от реальности в мир фантазий.

Плохо переносит стрессовые ситуации.

Спринтер. Это мобильный тип личности. Быстро находит выход из тупиковой ситуации, остроумен, дает ответ на неожиданный выпад так, как будто готовился заранее, говорит быстро, легко и свободно, переходя с одного предмета к другому. Способен осуществить такие планы, которые даже их авторам трудно реализовать.

Удивительная критическая способность позволяет подмечать слабые места практически в любом деле. Его проницательность заслуживает всяческих похвал. Стремясь к познанию и исследованию, он скорее угадывает суть вещей, чем постигает их умом. Любознателен. Способен связывать между собой явления, на первый взгляд, не имеющие ничего общего.

 Противник догм, пытается ломать границы привычных истин. Никогда ничего не принимает на веру. Великолепный оратор, умеет говорить с людьми об интересах одновременно с позиций руководителя и товарища.

Независим, умеет без серьезных конфликтов противостоять чужому диктанту или получить право на особый режим работы. Постоянно ищет пути к самосовершенствованию, прогрессивен и деловит. Однако победы в жизненной борьбе могут развить у него и такие черты, как эгоизм, амбициозность.

Области успешной деятельности человека этого типа широки: управление, исследовательская работа, различные виды спорта, художественное творчество… Единственное, что ему противопоказано, - это спокойная несложная работа.

Легко и быстро перестраивается на поведение любого типа. Но удержаться в новых рамках ему тем труднее, чем меньше активности и изобретательности от него требуется. Однако способен сам менять обстановку по своему вкусу. Стрессы для него не страшны.

Кто виноват, когда не везет? Этот вопрос, между прочим, принципиальный. Речь идет о соотношении воли и гибкости в вашем характере, умении подчинять себе обстоятельства и подчинять им. Кто вы – корабль со своим курсом или плывущий по течению листок? Иными словами, активный уверенный в себе человек, полагающий, что желанные перемены в жизни зависят от его собственных усилий, или предпочитающий надеяться на удачу и естественный ход событий? Штольц или Обломов?

Оценивая людей с этой точки зрения, ученые установили такие четыре типа людей: фаталист, авантюрист, рационалист, инфант.

Фаталист. Склонен верить только в счастливый случай, в везение. Лучший способ избавиться от этого – активные действия, то поможет такому человек поверить в свои силы. Но задачи, которые при этом ставятся, должны быть реальны и выполнимы.

Авантюрист. Любит действовать на авось, частенько переоценивая себя, не думает о последствиях. Излишняя самоуверенность нередко приводит его к неудачам.

Рационалист. Таков знакомый нам Штольц. Он преуспевает в жизни, потому что хорошо понимает, что именно зависит от него, а что – от других, и действует в зависимости от расстановки сил.

Инфант- это человек не способный самостоятельно думать, принимать решения, совершать самостоятельные поступки.

Известный немецкий психиатр К. Леонгард утверждал, что примерно у 20-50 % людей некоторые черты характера заострены (акцентированы), и порой это приводит к конфликтам и нервным срывам. Акцентуация – не болезнь, она проявляется только в определенных ситуациях.

Каждому типу акцентуации присущи свои особенности общения. Их приводит в своей книге «Барьеры общения, конфликты, стресс…» врач невропатолог Я. Лупьян.

Гипертимический тип. Высокая контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция. Изредка бывает инициатором конфликтов. Огорчается по поводу замечаний окружающих.

Привлекательные черты – энергичность, жажда деятельности, инициативность, оптимизм. Отталкивающие – легкомыслие, раздражительность в кругу близких друзей, прожектерство.

Конфликтен в условиях жесткой дисциплины, монотонной деятельности, вынужденного одиночества.

Область интересов: работа, связанная с постоянным общением, организаторская деятельность. Склонен к смене профессии, места работы.

Дистимический тип. Низкая контактность, немногословность, пессимизм. Тяготится шумным обществом, в конфликты вступает редко. Ценит друзей и склонен им подчиняться.

Серьезен, добросовестен, справедлив. В то же время ему присущи пассивность, замедленность мышления, обособленность от коллектива. Конфликт возможен при необходимости бурной деятельности, смене привычного образа жизни.

Предпочтительна работа, не требующая широкого круга общения.

Циклоидный тип. Контактность переодически меняется – высокая при хорошем настроении и наоборот. В веселой компании оживлен, в серьезной – молчалив.

В период подъема настроения ведет себя как гипертимический тип, в период спада как дистимический.

Интересы зависят от настроения. Склонен к разочарованиям, нередко меняет место работы.

Возбудимый тип. Низкая контактность, в беседе занудлив, угрюм, но может быть льстив и услужлив. Склонен к постоянным конфликтам, в коллективе неуживчив.

В спокойном состоянии добросовестен и аккуратен, любит детей и животных. В возбужденном – раздражителен и вспыльчив вплоть до рукоприкладства, жесток. Склонен к конфликтам по незначительным поводам.

Предпочитает физический труд, атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняет место работы.

Застревающий тип. Средняя контактность; склонен к нравоучениям, несговорчив.

Участник затяжных склок, в конфликтах чаще бывает активной стороной.

Стремится быть первым в любом деле. Требователен к себе, ценит справедливость. Но обидчив и мстителен, честолюбие сочетается с самонадеянностью, справедливость раздута до фанатизма, требования к окружающим непомерны.

Задетое самолюбие, несправедливая обида, сопротивление непомерно высоким требованиям могут привести к конфликту.

Предпочтительная работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя.

Педантичный тип. Средняя контактность; в беседе досаждает скучными подробностями. В конфликты вступает редко, ведет себя пассивно. Способен замучить окружающих формальными требованиями и чрезмерной аккуратностью.

Добросовестен, аккуратен, надежен в делах и чувствах. Но склонен к формализму, стремится переложить принятие решения на других.

Возможен конфликт в ситуациях, где требуется личная ответственность за важное дело или недооцениваются его заслуги.

Выбирает профессию, не связанную с большой ответственностью, предпочитает работу с бумагами и не склонен её менять.

Тревожный тип. Низкая контактность из-за робости, неуверенности в себе. Краснеет от смущения, в конфликты вступает редко. Дружелюбен, самокритичен, исполнителен. Но беззащитность делает порой делает его объектом шуток, «козлом отпущения».

На конфликт может пойти от страха или из-за угрозы наказания, постоянных насмешек, несправедливых обвинений.

Предпочитает работу, не требующую широкого круга общения, не связанную с риском и ответственностью.

Эмотивный тип. Контактность ниже среднего уровня, узкий круг друзей. Редко конфликтует, обиды хранит в себе.

Альтруистичен, сострадателен, умеет радоваться чужим удачам. Чувство долга дополняется исполнительностью. Однако крайняя чувствительность граничит со слезливостью. Это может провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей.

Конфликт с близким человеком, несправедливость или грубость окружающих могут привести к нервному срыву.

Сфера интересов – искусство, медицина, биология.

Демонстративный тип. Легко устанавливает контакты, стремится к лидерству, нуждается во внимании и похвалах. При этом раздражает окружающих высокими притязаниями. Систематически провоцирует конфликты, склонен к интригам, не смотря на внешнюю мягкость.

Неординарен, упорен, способен увлечь за собой других. Обходительность сочетается с актерскими задатками. При этом в нем уживаются также эгоизм, лживость, хвастовство.  Не прочь избежать работы, «заболевая» в самый ответственный момент.

С трудом переносит ситуации, когда ущемляют его интересы, недооценивают заслуги.

Предпочитает сферу обслуживания, искусство, организаторскую и руководящую деятельность. Часто меняет работу.

Экзальтированный тип. Высокая контактность, словоохотлив и патетичен. Часто спорит на темы искусства, но до конфликтов дело доходит редко.  Привязан и внимателен в друзьям и близким. Альтруизм и сострадание соседствуют с художественным вкусом, яркостью и искренностью чувств. В то же время чрезмерная впечатлительность может привести к отчаянию, а то и паникерству. Плохо переносит неудачи, горестные события.

Склонен к поэзии, музыке. Предпочитает художественные виды спорта, а профессии – связанные с близостью к природе.

Экстравертированный тип. Словоохотливый, общительный оптимист любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам. Не хозяин своего слова. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать свои эмоции и чувства. У него масса друзей и знакомых. Редко вступает в конфликты.

Всегда готов выслушать чужую исповедь. Подвержен чужому влиянию. Человек «без царя в голове». Легковерен, не всегда обдумывает свои поступки, склонен посплетничать.

Вынужденное одиночество для него – наказание. Стремится к новым впечатлениям, путешествиям, увлекательному чтению и зрелищам. Легко приспосабливается к новой работе.

Интровертированный тип. С трудом вступает в контакт. В компании способен на всех нагнать тоску. Сдержан, застенчив, пессимистичен, общению предпочитает книги. Эмоционально холоден, слабо привязан к близким. В конфликты вступает редко.

Принципиален, поступает обдуманно, имеет твердые убеждения. Его точка зрения на многие вещи отличается от общепринятой.

Не терпит вторжения в свой внутренний мир. Болезненно реагирует на потерю любимой работы.

Ближе всего ему профессии, не требующие широкого круга общения. Предпочитает теоретические науки, музыку, любит шахматы. Увлекается научной фантастикой.

Учитывая эти психологические особенности – свои и чужие, можно избежать многих неприятных неожиданностей в общении. Но при этом не следует забывать главного: успех в конечном счете зависит не столько от знания психологии, сколько от обыкновенной доброжелательности и такта.


Беседа на тему:

Выбирая профессию.

Многие думают, что им достаточно выбрать одну-единственную профессию, и она – на всю жизнь. Но мир человеческих дел очень изменчив. В современных отраслях производства только за одну жизнь иная профессия, бывает, изменяется три-четыре раза. Выучился, допустим, на токаря. Но вот ввели линию токарных полуавтоматов. Ты уже оператор этой линии. Внедрили на заводе станки с числовым программным управление – ты уже оператор станков с ЧПУ. Придут на смену им роботы – опять надо пересматривать профессию: либо в корне переучиваться, либо, если не под силу, менять работу.

Степень потребности страны в тех или иных занятиях и профессиях регулируются моральными и материальными льготами, рекламой, системой профориентации. Некоторые тяжелые или неприятные работы (допустим, ассенизатора) оплачиваются выше среднего, чтобы компенсировать негативные стороны труда.

Система профориентации в школе пока достаточно однобока. Нет, общий ассортимент предлагаемых учебно-производственными комбинатами профессий расширился до 120. Обязательным для старшеклассников многих школ стал и современный курс «Основы информатики и вычислительной техники». Но дисплейными кабинетами оборудованы, мягко говоря, далеко не все школы. И для конкретной производственной практики ребятам по-прежнему предлагают чаще три-четыре не самые престижные профессии.

В моей школе, например, трудовой выбор ограничивался возможностью пойти в слесари (для мальчиков), в чертежники (для тех, у кого не ниже четверки по алгебре, геометрии и черчению) или в воспитатели детского сада. То есть, скажем, для меня, имеющей хилые тройки по математике, выбора вообще не было. Тогда я была этим сильно угнетена. Я мечтала о театре и не видела проку для своей будущей профессии в вытирании детских носов. С тоской я принялась знакомиться с азами педагогики и психологии, не ведая, насколько это поможет мне в будущей журналистской теме социальной педагогики и молодежного досуга, и в тренерской работе с подростками, и в роли мамы своего сына, и в должности начальника службы социальной помощи…

Поэтому от души советую не переживать от кажущейся «бесцельности» школьной практики. Конечно, любое общество испытывает большую потребность в массовых профессиях (строительных, рабочих специальностях), их в первую очередь и предлагает выпускникам. Но разве помешает в жизни уметь хорошо делать несколько дел? Сшить себе платье, выстроить летний домик, починить мебель, красиво накрыть на стол и вкусно приготовить… кроме полезных жизненных навыков, это прибавляет и уверенности в себе. Антон Чехов и Андрей Платонов признавались, что ничуть не жалели о том, что до писательского творчества испытали себя в качестве врача и мелиоратора. Это прибавило им жизненного опыта и материала для произведений.

Умение, навыки, науки и специальности в современном мире настолько пересекаются и переплетаются, что, ухватив за кончик одной профессии, не знаешь, куда и выйдешь, размотав весь жизненный клубок.

Уметь делать несколько дел, и делать их хорошо, - тоже примета нашего времени. Между всеми отраслями науки, промышленности, сельского хозяйства идет обмен идеями. Это плодотворный процесс. Это типичный для НТР процесс. Токарь по дереву помогает конструктору детских игрушек. Архитектор мелиоратор сооружают невиданной красоты фонтаны. Специалист оборонной промышленности берется помочь автоматизировать переработку сельскохозяйственных продуктов. Терапевт и радиотехник разрабатывают новый диагностический прибор…

Кружковцы со станции юных техников при Дворце культуры им. 40-летия октября в г. Николаеве тоже работали над ортопедическим аппаратом для областной больницы. А до этого выполняли специальные заказы на стыке технических и эстетических интересов – собирали телевизоры в своих лабораториях, электромеханическую оснастку для кукольного трио веселых музыкантов в рост человека, которые «играли» на главной новогодней елки города.

Однако не надо делать поспешный вывод, что подобной гармонии «физики» и «лирики» можно добиться по заказу. Начинать нужно с непривычного сочетания разных направлений творчества, чтобы постепенно сформировались широкий взгляд на мир и нестандартное мышление. Вообще разнообразие идей, их «суверенитет», свободное развитие и свободная приверженность к тем или иным идеям и их практическим воплощениям – залог здорового развития и общества, и человека. Здесь проблема: умеет человек увидеть эти идеи и дела в окружающей действительности то и «заказ», и призыв общества будут восприниматься не «из-под палки», а как естественный выход творческого начала.

Весь прогресс человечества, собственно, и основан на изобретениях и открытиях – на том, что является результатом творческого мышления. Гений, будь то Леонардо да Винчи, Ломоносов, Эдисон или Попов, создавал творение, которое использовало человечество, и каждое гениальное творение было шагом вперед на пути прогресса. Чтобы продлить день, человек изобрел освещение, чтобы ускорить передвижение – придумал автомобиль, поезд, самолет. Чем больше человек пытался разгрузить свои руки, ног и другие мышцы, тем большее число людей испытывали потребность в творческом мышлении. Но спор о том, кто же все-таки может изобретать или совершать открытия: гении или каждый из нас – до сих пор остается открытым. Между тем совершенно точно установлено, что способность творить – врожденная, свойственная любому ребенку. Видный американский этолог (этология – наука о врожденный формах поведения) Д.Моррис писал: «Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослого… если бы процессы, с которыми они связаны, - чувство удивления и любопытства, тягу к пробам и находкам – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было бы добиться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество».

Почему же мы, как правило, проигрываем в этом сражении?

Скорее всего, потому, что по мере приобретения знаний, навыков и умений (да еще всего по одной специальности) все шаблоннее и инертнее становится наше мышление.

Вот что думает по этому поводу молодой специалист Сергей Иванов, закончивший в 1986 г. Московский институт химического машиностроения и работающий в НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам им. А. Я. Самойлова:

- Мы все умны задним умом – сейчас я бы иначе учил математику, химию. Не хватает знания этих предметов, приходится добирать их «в процессе». Мы ведь не знали в институте, что пригодится в работе, а что нет. И вообще, мне кажется, что наша система высшего образования не ориентирует даже на элементарное творчество. В институте подчас выгоднее чисто, красиво «содрать» проект, недели по-настоящему вникнуть во что-то и постараться что-то придумать. Если бы в институтской скамьи нас учили самостоятельно мыслить, а не только добросовестно учиться, хороших специалистов было бы больше. «Отлично» за дипломный проект нужно ставить, на мой взгляд, не за механическую, пусть добросовестную работу, а за попытку подумать и сделать что-то самостоятельно. Иначе получаются лишь исполнители, а не «генераторы идей»…

Действительно, перенимание чужого опыта (родителей, учителей, наставников) как бы блокирует, забивает, как сорняки, наше собственное творчество. Что можно сделать, чтобы этого не произошло?

Лучшие педагоги увидели оптимальный путь в создании специализированных классов и даже целых школ – с компьютерным, биологическим, театральным, физическим, литературным уклоном, где школьники сами познают мир техники, мир искусства, мир науки в малых группах – через общие интересы, через атмосферу любимого дела. Сегодня различные центры подготовки программистов и операторов ЭВМ, гимназии и лицеи появляются не только в столичных и крупных областных городах, но и самых отдаленных уголках нашей страны.

Но как быть, если кому-то не повезло учиться в физико-математической или иной специализированной школе, если он сам еще не настолько определил свои пристрастия, чтобы записаться в одну из них? Можно ли самостоятельно или в компании сверстников развить творческое мышление?

Давайте попробуем. Умение найти яркий образ, сочную метафору предмету, вещи, явлению – один из важнейших творческих навыков. Начать можно с игры «на что это похоже?» устраиваются соревнования на поиск наиболее удачного сходства какой-либо вещи, животного или растения между собой или с другим явлением, предметом. Кстати, по этому принципу придумывают карикатуры. Художник подмечает крошечное сходство человека, допустим, с гусем или зайцем и заостряет это сходство в рисунке.

Итак, «Что общего между карандашом и… ботинком?» - спрашивает ведущий. И, видя замешательство других, поясняет: «И то и другое оставляет след».

Новая игровая ситуация. Выбирают водящего, которого просят выйти. Оставшиеся договариваются, кого из них будут описывать. Зовут входящего, который может задавать любые вопросы, крое прямых (можно заранее оговорить число вопросов). Например, водящий спрашивает: «Если сравнить этого человека с мебелью, то, что это?» Ему отвечают, исходя из представлений о характере и внешности того, на кого загадали: «Шкаф», «Кресло», «Матрас». Следующий вопрос: «Если это домашнее животное, то какое?» Ответы: «Буйвол», «Вол», «Ручной слон». «Если это растение, то какое?» Ответы: «Пальма», «Кустарник», «Баобаб». Водящий просит подняться приятеля, который и впрямь объемист, добродушен, нетороплив, в движениях. Угадал!

Возможна и игра, распространенная среди писателей-фантастов: придумать новое назначение известной вещи. Допустим, бумага – не только писчая, но и в качестве термоса для кастрюли с только что сваренной картошкой; кирпич не только для строительства, но и для метания; свеча – не только для освещения, но и для вощения дратвы…

Уровень ассоциативности прямо соответствует творческим способностям. Причем наиболее простым считается так называемое звездное ассоциирование, когда понятия подбираются по родовому сходству, все вокруг заданного слова. К «стулу» испытуемый добавляет «стол», «кровать», «секретер». «Цепное» ассоциирование – более сложное, творческое, потому что уводит как бы по цепочке все дальше от начального понятия, добавляя новые, несовпадающие признаки к каждому последующему понятию до тех пор, пока не надоест или не иссякнет воображение. Например: земля, цветок, дерево, бумага, роман, фантазия, космос, звезда, офицер, мир, рождение… это упражнение лучше дать, не объясняя заранее, какого типа ассоциации от испытуемых ждут. А по результатам судят об уровне творческих способностей.

Чем дальше по смыслу начальное слово цепочки от конечного, тем больше объем творческих способностей. Допустим, «рождение» ближе к земле, чем, скажем, «железобетон» или «кибернетика».

Бывает и так, что далекие уму и сердцу слова не вызывают никаких ассоциаций, а затронь волнующую человека тему, и из него прорвется фонтан ассоциаций – только записывай. Это говорит об избирательности творческих способностей, о склонности этого человека к творчеству в некоторых излюбленных им сферах деятельности. Кстати, и сам подбор ассоциаций указывает на определенные склонности. Обилие технических терминов – человеку ближе техническое творчество, возвышенно-романтических – почти наверняка человек пробует (или пробовал) себя в поэзии.

Тренировкой творческого мышления может быть и поиск объединяющего, серьезного или шуточного понятия для нескольких. Пример: конфеты, колбаса, вкуснота, объеденье – дефицит.

Такой же сплав из разных качеств предмета или явления можно получить, если пытаться придумывать свои названия картинам, фильмам, вещам. Не случайно в свое время Корней Чуковский подметил, что незаштампованный малыш занимается чудесным словотворчеством, называя молоток «колотком» (он же колотит!), жука – «ползуком», а глагол «стреляют» переиначивает в «пуляют» (от пули). А можно, наоборот, произнести название только метафорическое, а не фактическое), допустим, «Радость», «Тишина», «Печаль» и попросить приятелей отгадать, к какой из расставленных произведений прикладного искусства оно относится. Желательно обосновывать свои предположения.

После таких занятий можно смело переходить к более сложным, проверяющем «чувство стиля».

1. Надо отобрать 4-5 репродукций картин одного художника из десятка разложенных на столе.

Чем ближе темпы и манера письма художников, тем, понятно, сложнее отбор.

2. К четырем анонимным репродукциям предлагается пятая, чей автор называется. Определи, какая из анонимных репродукций изображает картину кисти того же художника.

3. Звучит начало фрагмента музыкального произведения определенного направления (джазового, симфонического, фольклорного).

Затем предлагается ребятам нескольких мнимых и одно подлинное продолжение. Задача слушающих – угадать настоящее.

4. Предлагается подобрать детали обстановки (мебель, светильники) к интерьеру определенной эпохи (барокко, рококо, ампир).

Все эти творческие игры полезней заканчивать выбором лучшего решения и обсуждением его достоинств. Преимущество игр в том, что они доступны всем, а не только тем, кто обладает способностями к художественному творчеству. Подросток может не петь, не рисовать, не лепить, не фотографировать, но после таких тренировок он раскрепостит свое мышление, начнет творчески воспринимать произведения искусства и мир, который они отражают.

Недостаток этой методики в том, что она в первую очередь привлекает натур художественного склада и может надоесть, скажем, юному изобретателю и полиглоту. Но если компания пестра, то лучше перемежать эти задания с играми универсальными. Толчком, поводом к универсальным играм может стать любая неоднозначная ситуация: бытовая, учебная, техническая или даже психологическая.

Открытия и изобретения, как и тысячи лет назад, свершаются все тем же способом проб и ошибок. Разве что порой гениальное прозрение позволяет сразу «перескочить» через сотню-другую лишних вариантов. Но должны же существовать какие-то научные методы ускорения перебора всевозможных вариантов в нашем мозгу?!


Беседа на тему:

Этические диалоги со старшеклассниками.

Стремление к счастью – закон жизни. Мы рождаемся и живем со множеством стремлений и потребностей, - говорил известный русский философ В. Соловьев. Давайте на сегодняшнем занятии мы поговорим сами с собой. Признайтесь сами себе, что вы любите и что вы не любите. Вычлените наиболее существенное и запишите в 2 колонки, с одной стороны то, что любите, а с другой – что не любите.

- А теперь посмотрим, на что в основном направлены ваши ответы: на действия (разговаривать, гулять, общаться, танцевать), состояния (мечтать, думать),отношения (дружить), материальные блага (наряды, украшения, деньги), деятельность (строгать, вышивать), результат самовыражения (успех, достижение),привычки (порядок аккуратность), чувства (радоваться, любить),качества (справедливость, честность)? От чего зависят эти направленности?

- Какую роль здесь играет образ жизни человека?

- попробуем, как говорил Т. Манн, «честно вжиться в людской обиход». Подумайте над таким простеньким примером, который описан в романе Кима Смирнова «Фауст против Мефистофеля»: «Старого английского моряка спросили, что он купит, если у него будет очень много денег. Он ответил: «Ром и табак» - А еще? – «Ром и табак». – А еще? – «Ром и табак». Ну, а если весь он ром и табак на всем земном шаре купит, и еще деньги останутся? Он долго думал, а потом сказал: «Еще рому и табаку». Что вы можете сказать о потребностях этого моряка?

- Как отличить, примитивные или не примитивные потребности у человека?

- Какое отношение к ним имеет образ его жизни?

- да, от того, что он впитал в себя с молоком матери, от основ семейного быта, социальной сферы и духовного окружения. Это формирует его образ мышления и отношение к окружающей жизни. В этом «люблю» и «не люблю» так или иначе выразится его образ мысли и жизненные стремления. Попытайтесь охарактеризовать их с этических позиций.

 - Тот же В. соловьев считал, что мы рождаемся и живем со множеством влечений и потребностей. В этом множестве мы сегодня попытались выделись личностное. А теперь постараемся вычленить общее. Какие потребности мы обозначим?

- Выделим главное: потребность в общении, понимании; Родине, семье, близком друге; материальном и физическом благополучии; любви, счастье.

- Что считаете необходимым добавить?

- Как разобраться в этом множестве?

- Как вы думаете, должны ли потребности соизмеряться с нравственными основами жизни человеческой?

Каково это соизмерение? Как бы вы определили его для себя?

- Если суммировать сказанное, то основой соизмерения может послужить принцип «не навреди другому», так? Вникнем в жизненные ситуации и подумаем, как можно опереться на данный принцип? Вот, например, одна из них.

Юноша любит девушку. Его естественная потребность постоянно видеть ее, оказывать ей внимание, проявлять заботу, радоваться отклику ее души. эту же девушку любит его друг. Предложите варианты развития ситуации и поведения юноши, девушки, друга.

(Класс делится на 3 группы, каждая из которых рассматривает развитие ситуации с позиции юноши, девушки, друга. Диалог ведется между группами. Можно предложить другие ситуации.)

 - Видите, как непросто решать жизненные проблемы, особенно ,если они затрагивают самую глубинную потребность человека – стремление к счастью. Каковы же критерии направленности потребностей?

- Значит, мы исходим из того, что потребности у человека всегда были, есть и будут. Но чрезвычайно важно, каков их характер, на какие ценности они сориентированы. Вот и мы вышли с вами к проблеме ценностей, логике их взаимосвязи с потребностями, т.е. мы обратились к внутреннему миру человека. Какие ценности востребованы вашим внутренним миром?

- Какое место занимают в нем духовные ценности и соответствующие им потребности?

 - Может ли человек утвердиться как личность, реализуя себя в духовных потребностях?

- замечательный философ XVI в. М. Монтель признавался: «Мое истинное  призвание – общаться с людьми и созидать. Весь я обращен к внешнему миру, весь на виду и рожден для общества и дружбы». Какие потребности реализовал он, осуществляя желаемое?

- а вот еще одно его признание: «Мы обладаем душой, способной общаться с собой; она в состоянии составить себе компанию; у нее есть, на что нападать и от чего защищаться, что получать и чего дарить. Нам нечего опасаться, что в этом уединении мы будем коснеть в томительной праздности». Какую истину мы черпаем здесь?

- Следовательно, мир потребностей – плод и средство проявления нашей души. в богатстве ее мира – способность находить пути рождения и удовлетворения своих потребностей. И выбор здесь делает душа. Обратимся же к своей душе – на какие потребности она нацеливает вас? Какие ценности ей свойственны?

- здесь важно помнить, что «человек есть мера всех вещей». Это высказывание древнегреческого «учителя мудрости» Протагора является одним из тех изречений, которое никогда не потеряет своей актуальности. Оно перекликается с тем, что сказали Ж.-Ж. Руссо и И. Кант более чем через 2 тысячи лет после мудрого грека: «Человек должен посвятить себя самому человеку, людям, человечеству, как высочайшей цели и величайшей ценности».

Цель всех человеческих стремлений.

Продолжим мысль, которой мы закончили предыдущее занятие: человек должен посвятить себя самому человеку. Углубимся в нее. Постараемся эту мысль как бы «прожить» в себе. И начнем это проживание с того, что попытаемся доказать себе, что попытаемся доказать себе, что это не так. Чему же может посвятить себя человек?

( из высказываний учеников можно выбрать  главное и вокруг этого построить дискуссию; например, сосредоточить диалог на следующих аспектах посвящения себя делу, родине, получению удовольствий.

Учащиеся делятся на 3 группы в соответствии с выбором по этим 3 параметрам. Работая в группе, они устраивают обоснование выбранной позиции.

Процесс аргументации позиций становится канвой диалога между группами и отдельными ораторами этих групп. Педагог лишь стремится выдержать логику диалога, попросить иногда уточнить что-либо или выдвинуть альтернативные высказывания, изречения или примеры.

Логика диалога выдержана примерно в такой канве: посвящение себя делу связано с чем? С кем? Во имя чего? Во имя кого? От чего зависит?).

- Следовательно, чтобы мы ни ставили своей целью, во имя чего бы ни старались, мы сопричастны с человеком, другой личностью, другими людьми, окружающим миром людей, и эта сопричастность является той обратной связью, которая обращена уже к нам и дает нам в свою очередь осмыслить себя, чувство, мысль, осознание этих чувств и мыслей в себе.

- Значит, все наши Я так или иначе сопряжено с неким ты, т.е. с человеком. Так?

-  Но во имя чего же человек служит делу? Во имя своей значимости для людей, человечества, самого человека, будущего лучшего? Или просто стремится к удовольствию? А может, он холчет доставить радость себе, другим, многим или посвятить себя родине во имя ее процветания, лучшей жизни людей, красоты родной природы, умножению богатств своей страны?

- Все это происходит, конечно же, с помощью или при участии других, другого, т.е. в человеческом окружении, так?

- Еще древние философы пытались через человека и посредством человека характеризовать мир в целом. Формула для них «человек есть мера всех вещей» зиждется на том, что человек содержит в самом себе измерение всего окружающего мира. И, следовательно, все с ним, человеком, соизмеримо. А вы как считаете?

- Что же получает человек, удовлетворяя свою потребность в служении Родине, делу, получении удовольствия? Радость, признание, гамму чувств.

- Эти чувства всегда с положительным знаком?

- А к какому чувству стремится человек?

- Радости, наслаждения, всех оттенков этих чувств. Как вы считаете, это естественно?

- В этике есть целое направление – гедонизм, которое утверждает стремление человека к удовольствию, наслаждению. Его представители считают, что цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений. Как вы думаете, далеки ли они от истины?

- Можно ли примирить, объединив понятия «наслаждения» и «нравственность?

- Греческий философ Эпикур основал школу мудрости, которая называлась «Сад Эпикура». На вратах ее было написано: «странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо - наслаждение». Что при этом понимал Эпикур под наслаждением?

- Прежде всего, отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Он считал, что погоня за чувственным наслаждением будоражит ум, беспокоит душу, в конечном счете, приводит к страданию. «Не пиры и праздники, не наслаждение пищей или любовью делают жизнь прекрасной, но трезвый ум, отвергающий вздорные мечтания, порождающие смятение души

Наискромнейшие удовольствия – круг друзей и цветы в саду могут быть высочайшим наслаждением».

Девиз Эпикура – «Живи незаметно», т.е. умерь свои желания, будь добродетелен и разумен. Что бы вы сказали Эпикуру сегодня?

 - Подумайте, а исток счастья не берет ли свое начало в наслаждении?

 - Как же соотнести такие истины: «Ничто человеческое человеку не чуждо» и «Не навреди»?

- Благо для одного не должно стать злом для другого? Это возможно?

- Какие ориентиры может здесь дать этика человеку? Например, те, которые заключены в образе знаменитого Дон Кихота. Однажды, отмечая достоинства реального человека, Ф.М. Достоевский сравнил его с героем романа Сервантеса и сказал: «Я выше похвалы не знаю». Как вы думаете, почему? Русо призывал людей: «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг». Своевременен ли этот призыв сегодня?

Стремление к счастью – это стремление стремлений.

(Л. Фейербах).

- Каково самое главное стремление человека?

 - Стремление к счастью. Л. Фейербах считал его стремлением стремлений. Что же такое счастье?

 - счастье происходит от слов «часть», «участие». Это можно понимать как часть жизни, мое место, моя доля в ней, мое участие в жизни. Именно мое и ничье другое. Довольны ли вы своей долей в жизни?

 - Что мешает быть довольным?

 - Стремитесь ли вы это преодолеть?

 - Во имя чего?

 - Что же значит – стремиться к счастью?

 - Найти смысл своей жизни, объяснение ей – не кажется ли вам, что в этом и есть наше главное стремление?

- Задумывались ли вы о смысле жизни?

- попытайтесь обозначить его, определив для себя главный девиз собственной жизни. Куда бы вы поместили его в данной таблице, в какую рубрику.




Предварительный просмотр:

Блокада Ленинграда: вот как это было

Задачи мероприятия:

– сформировать у школьников историческую эмпатию – способность сопереживать людям, жившим задолго до нас;

– создать условия, чтобы ученики самостоятельно осмыслили и проанализировали события 40-х годов ХХ века;

– воспитать личную ответственность учеников за себя, близких, сограждан.

Материалы и оборудование: презентации «Дети блокадного Ленинграда», «Памятные места блокады», карточки с художественными фильмами для раздачи ученикам.

Предварительная подготовка: за две недели до классного часа проведите анкетирование, чтобы узнать отношение учеников к теме блокады Ленинграда. Предложите школьникам подготовить чтение отрывков из дневников, которые вели дети во время блокады, а также сообщения о памятных местах, посвященных блокаде Ленинграда, – составьте список заранее и распределите между учениками. Рекомендуйте им «Детскую книгу войны. Дневники 1941–1945 гг.», которую выпустили к 70-летию Победы. Она доступна в интернете. В книге собрали 37 дневников детей, половина из них публикуется впервые. Еще рекомендуйте для подготовки к классному часу курс № 51 «Блокада Ленинграда» просветительского проекта «Арзамас» на сайте arzamas.academy.

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя

Расскажите, какую дату в нашей стране отмечают 27 января – День воинской славы – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Спросите у школьников, что они знают о блокаде, какие смотрели фильмы, читали книги, были ли в Санкт-Петербурге.

Обратите внимание учеников на то, что блокада Ленинграда – крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века. Это не природное бедствие, подобное землетрясению или цунами. Ее спланировали и реализовали люди.

Приведите цифры (например, выпишите на доске):

8 сентября 1941 года – начало блокады; 18 января 1943 года – прорыв блокады; 27 января 1944 года – окончание блокады; 872 дня длилась блокада.

16 747 человек погибли при артобстрелах и бомбардировках.

632 253 человека погибли от голода.

848 067 детей от младенческого возраста до 16 с половиной лет проживало в Ленинграде на момент начала войны. От 127 568 до 159 095 – столько ребят погибло при одной только эвакуации. Учитывая то, что дети составляли примерно пятую часть населения взятого в кольцо города, число погибших может доходить до 200 тысяч и даже превышать его.

Расскажите о Тане Савичевой и ее дневнике. Перейдите таким образом к следующей части классного часа чтению дневников, которые писали дети блокадного Ленинграда.

2. Сообщения учеников «Вот как это было: читаем дневники детей блокады»

Примерный план сообщения:

1) Краткая информация о герое: имя, фамилия, дата рождения, как сложилась дальнейшая судьба.

2) Чтение отрывка из дневника.

3) Рассказ о том, чем привлек внимание именно этот отрывок, чем поразил, о чем заставил задуматься.

3. Сообщения учеников «Памятники и памятные места»

Если есть карта Санкт-Петербурга и Ленинградской области, отметьте на ней флажками все памятники и памятные места, о которых рассказали школьники.

4. Итоги классного часа

Попросите учеников поделиться мыслями и эмоциями о блокаде Ленинграда. Попросите их ответить на вопросы:

– Что нового вы узнали о блокаде Ленинграда?

– Надо ли помнить о таких событиях и зачем нам нужна эта память?

Подводя итог сказанному, процитируйте строки из стихотворения поэта-блокадника Юрия Воронова:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

В конце классного часа рекомендуйте школьникам посмотреть художественные фильмы.



Предварительный просмотр:

Классный час «Блокада Ленинграда»

Ответь, пожалуйста, на вопросы анкеты. Они помогут определить тему для нашего разговора на классном часе, посвященном блокаде Ленинграда.

1. Представь, что учитель предлагает твоему классу подготовить сообщение о блокаде Ленинграда. Как бы ты поступил? (Обведи один ответ.)

А. Вызвался делать сообщение, так как тема блокады мне интересна.

Б. Согласился делать сообщение о блокаде, так как вряд ли кто-то из моего класса захотел бы сделать это.

В. Взялся делать сообщение о блокаде, если бы меня об этом попросил лично учитель.

Г. Не стал вызываться сам, мне тема блокады Ленинграда не очень интересна.

Д. Не стал делать сообщение о блокаде Ленинграда, так как по этой теме я уже все знаю и подобные доклады я уже делал не раз.

2. Представь, что к тебе приезжает друг из другой страны. Он просит тебя кратко рассказать о блокаде Ленинграда. Что бы ты ему рассказал?

Напиши от 3 до 10 предложений.

                                                                                                                
                                                                                                                

3. Представь, что друг из другой страны просит тебя показать какое-то место в Санкт-Петербурге или рассказать о памятниках и музеях, связанных с блокадой. Что бы ты ему показал? О чем рассказал?

Перечисли несколько памятных мест.

                                                                                                                                                                                                                                

4. Откуда ты знаешь о блокаде Ленинграда? Какие источники помогли тебе составить представление о ней? (Выбери и обведи от 1 до 3 ответов или допиши свой.)

А. Я изучал это в школе на уроках.

Б. Я узнал об этом из экскурсий в музеи, которые мы совершали всем классом.

В. Я читал об этом в книгах.

Г. Я смотрел телепередачи и фильмы о блокаде.

Д. Я узнал об этом из классных часов и бесед с классным руководителем.

Е. Я бывал на экскурсиях по блокадным местам Петербурга.

Ж. Мне рассказывали об этом родители, бабушки и дедушки.

Твой вариант ответа                                                                                                                                                                                                         .



Предварительный просмотр:

C:\Users\СырБор\Desktop\esli provalilsya pod led.jpg

C:\Users\СырБор\Desktop\esli pozhar proizoshel doma.jpg