ФЭМП

Махеева Туяна Васильевна

Конспекты занятий в средней группе по ФЭМП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет и отсчет предметов в пределах 5 по образцу. Цилиндр. Отличия шара и куба»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

Задачи:

• Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу

• Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

• Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб. цилиндр.

• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность.

Материалы: пять  мишек, пять мячиков; геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб;  картинки с изображением частей суток.

Ход занятия

       Мишки в гости к нам пришли

       И в подарок принесли

       Разноцветные мячи

       Для веселой детворы.

- Ребята, давайте сосчитаем, сколько мишек к нам пришли? (1, 2, 3, 4, 5)

- Теперь сосчитаем, сколько мячиков они принесли? (1, 2, 3, 4)

- Чего больше, мишек или мячей?

-Чего меньше? ( Мишек больше, мячей меньше)

-Как сделать так, чтобы мишек и мячей было поровну? (надо добавить один мяч)

- Сосчитайте, сколько теперь мячей? (5, стало поровну)

-Ребята, давайте мы с вами посмотрим на цифры и их назовем (1, 2, 3, 4, 5)

- Какое число следующие? (пять)

-Число пять обозначается цифрой пять (показать цифру пять, поставить ее в числовой ряд)

Игра «Назови цифру»

Воспитатель показывает детям цифру. Ребенок должен  назвать то число, которое ему показали, и следующие за ним ( или предыдущее)

Физкультминутка 
Медвежата в чаще жили 
Головой своей крутили 
Вот так, вот так, (круговые движения головой) 
Головой своей крутили 
Медвежата мед искали 
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так, 
Дружно дерево качали, 
А потом они ходили (ходьба по медвежьи) 
И из речки воду пили 
Вот так, вот так 
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед) 
А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо) 
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху) 
Вот так, вот так, 
Лапы выше поднимали!

Игра «найди свой домик»

В группе размещены геометрические фигуры. У детей такие же фигуры, но других цветов. Дети превращаются в пчелок, которые собирают для мишек мед. Днем пчелки летают, трудятся. По сигналу «ночь» дети занимают свое место у соответствующего  по форме домика. Игра повторяется 2-3 раза.

Д/и «Когда это бывает?»

 ( сюжетные картинки на мольберте)

-Первая загадка: Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток? (Утро)

- Подберите картинку для этого времени суток.

- Почему ты выбрал эту картинку?

-Вторая загадка:

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)

- Какая же картинка подходит для этого времени суток?

-Третья загадка:

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный. (вечер)

- Какая же картинка подходит для этого времени суток?

-Четвертая загадка:

На дворе темным-темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спят в кроватках сын и дочка —

Значит, наступила. (ночка)

- Давайте поставим картинки по порядку (утро, день, вечер, ночь)

Итог занятия:

- Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости?

- Сколько их было?

-С какой цифрой мы сегодня познакомились на занятии?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей средней группы на тему «В гостях у Буратино».

Цель: Закрепить с детьми умение считать в пределах 3.
Задачи:
• Познакомить детей с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?»;
• Упражнять детей в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.
• Познакомить детей с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.
Дидактический наглядный материал: картинка Буратино, Мальвина, медвежонок, зайчик, ежик, бант, веревочки разной дины, ленточки разной ширины, пирамидки разной высоты,  квадрат, прямоугольник.
Раздаточный материал: плоскостные изображения бантиков  (по 3 шт. на каждого ребенка): красный, синий, зеленый.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам сходить в гости к одному сказочному герою. А чтобы угадать к кому мы пойдем, послушайте внимательно мою загадку:

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/1/4596_ec7edf9466b3f1928aae76e05629e83d.jpg


Дети: Буратино!
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и на месте, кто это нас встречает?
Дети: Буратино!
Воспитатель: Конечно же, это Буратино!
Буратино: Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Это я – Буратино! Как же я вас ждал! Я приготовил для вас много интересных и занимательных заданий. Если вы выполните все мои задания, то узнаете, кто мой лучший друг! За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать часть фотографии с изображением моего лучшего друга. Вы сможете собрать целую фотографию, только если выполните все мои задания! Ну что, готовы?
Дети: Да!
Буратино: Тогда начнем! Я принес с собой свои любимые игрушки, помогите мне их посчитать. Какие игрушки я принес?

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/1/4596_19cfb721b7ac1c2d7b18ec21513cda6c.jpghttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/1/4596_9354a94e69b1b5d0614501aa7bfd8ca5.jpghttps://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/1/1_64e9fba1ae967fd3cf916f6a9422fcf3.jpg


Дети: Мишку, зайчика и ежика.
Буратино: Верно, а как узнать, сколько у меня игрушек?
Дети: Игрушки нужно посчитать!
Воспитатель: Правильно! Рома, посчитай, сколько игрушек у Буратино? (опросить 3-4 ребенка).
Дети: 3 игрушки!
Воспитатель: Ну что, Буратино, справились мы с твоим первым заданием?
Буратино: Да ребята, вы молодцы!  А как вы справитесь с моим вторым заданием? Вы умеете считать предметы по порядку?
Воспитатель: А вот сейчас и научимся. Ребята, когда мы хотим узнать, которая по счету игрушка, то должны считать по-другому: первый, второй, третий. Давайте попробуем посчитать! Первый мишка, а дальше?
Дети: Второй заяц, третий ежик.
Воспитатель: А теперь я называю вам игрушку, а вы мне называете ее порядковый номер. Заяц!
Дети: Второй.
Воспитатель: Ежик?
Дети: Третий.
Воспитатель: Мишка?
Дети: Первый.
Буратино: Молодцы! Вы заработали первую часть фотографии. Вы знаете, ребята, я очень люблю играть бантиками, и следующее мое задание для вас.
Посмотрите, как я расположил бантики разных цветов для вас. Вы должны расположить свои бантики по моему образцу. (у каждого ребенка по три разноцветных бантика). Сколько у меня бантиков? Какого они цвета? Посчитайте бантики по порядку. Какой по счету красный бантик? Какого цвета бантик на третьем месте?
Буратино: Как здорово у нас получается! Вы заработали третью часть фотографии. А теперь давайте-ка немножко отдохнем!
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!
Буратино: Вы заработали следующую часть фотографии. Ребята, посмотрите, что я вас принес? Какие фигуры?

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/1/4596_8f1af1cffa79d278af99b848a97aae42.jpg


Дети: Квадрат
Буратино: Что есть у квадрата? Сколько у него сторон? Сколько углов?
Дети: 4 стороны, 4 угла.
Буратино: А кто знает эту фигуру? Как она называется?

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/1/4596_4a499bd2a90c6253d05fa86472beb48e.jpg


Дети: Прямоугольник.
Буратино: Что есть у прямоугольника? Сколько у него сторон? Сколько углов? Чем похожи квадрат и прямоугольник?
Дети: И у квадрата и у прямоугольника по 4 стороны и 4 угла.
Буратино: Чем прямоугольник отличается от квадрата?
Дети: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника нет.
Буратино: Молодцы! А как вы думаете, какая фигура длиннее? Прямоугольник или квадрат? Каким способом можно это проверить?
Дети: Способом наложения.
Буратино: Правильно, ребята! Давайте наложим квадрат на прямоугольник. Что вы можете сказать?
Дети: Прямоугольник длиннее квадрата.

Воспитатель: посмотрите, что это (веревочки разной длины и ленты разной ширины). Какая веревочка длиннее? Какая короче?  Лента какая широкая, а какая узкая? (дать понятие уже, шире, короче, длиннее). Каким способом можно проверить ?

Дети: так же способом наложения.

Воспитатель: Молодцы ребята.
Буратино: Здорово, за это вы получаете еще одну часть фотографии. А это мое последнее на сегодня для вас задание. Посмотрите, здесь есть разные предметы, разные по длине, ширине и высоте.(2 пирамидки, 2 лестницы, 2 ленты). Я хочу, чтобы вы назвали мне пары предметов, сравнили их и обозначили признаки предметов словами: длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий. Например, узкая лестница – широкая лестница.
Дети выполняют задание.
Буратино: Какие же вы, ребята молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! И за это вы получаете последнюю часть фотографии. Кто же это?

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/1/4596_447e3a27bc2b0616cd60fa4622de329f.jpg


Дети: Мальвина.
Буратино: Правильно! Мальвина – мой самый лучший друг! Ребята, вам понравилось у меня в гостях?
Дети: Да!
Буратино: А что вам больше всего понравилось? Какая игра запомнилась? Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Буратино, и ты молодец, как много интересных задания приготовил для ребят, ты очень постарался, но сейчас нам пора возвращаться. До новых встреч!
Буратино: До свидания ребята, приходите еще!
Дети: До свидания!