Ученикам

Белоголовцева Мария Владимировна

Собраны материалы для закрепления, повторения, самостоятельного изучения. Используя данный материал, учащиеся сознательно могут достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения заданий, с анализом результатов работы. В процессе  самостоятельной работы учащихся  приобретают  и закрепляют знания, умения и навыки.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр:

Звуко-буквенный анализ слова.(1)

Согласные звуки

Звонкие, парные  

б в  д  г з  ж

Глухие, парные

п ф т к с ш

Твёрдые, парные

б п в ф  д т  з с  г к  

Мягкие, парные

б, в,  д,  г, з,  п, ф,  т,  к, с,   

Всегда звонкие, непарные

л м н й р

Всегда глухие, непарные

ч щ ц х

Всегда твёрдые, непарные

ш ж ц

Всегда мягкие, непарные

й, ч, щ, 

Глас ные буквы (звуки)

Перед гласными  

а о у ы э - согласные всегда твёрдые  

Перед гласными   

я ю и е ё -согласные всегда мягкие

я ю е ё обозначают два звука если:

стоят в начале слова-яма [йа],  ел[йэ]; ;

стоят после гласной -пою[йу];

стоят после ъ или ь –пьёт [йо];

                                  ∕

Например:             Яма -2слога, я-ма

я [й]-согл., зв., непарн., мягк., непарн.,

[а]-гласн., уд.,

м[м]-согл., зв., непарн., тв., парн.,

а [а]- гласн., безуд.,

3б., 4зв.,

а

о

у

ы

э

б

в

д

г

з

ж

л

м

н

р

й

ъ

я

ё

ю

и

е

п

ф

т

к

с

ш

ч

щ

ц

х

ь

Звуко-буквенный анализ слова.(1)

                               

                                 ∕

Согласные звуки

Звонкие, парные  

б в  д  г з  ж

Глухие, парные

п ф т к с ш

Твёрдые, парные

б п в ф  д т  з с  г к  

Мягкие, парные

б, в,  д,  г, з,  п, ф,  т,  к, с,   

Всегда звонкие, непарные

л м н й р

Всегда глухие, непарные

ч щ ц х

Всегда твёрдые, непарные

ш ж ц

Всегда мягкие, непарные

й, ч, щ, 

Глас ные буквы (звуки)

Перед гласными  

а о у ы э - согласные всегда твёрдые  

Перед гласными   

я ю и е ё -согласные всегда мягкие

я ю е ё обозначают два звука если:

стоят в начале слова-яма [йа],  ел[йэ]; ;

стоят после гласной -пою[йу];

стоят после ъ или ь –пьёт [йо];

   Например:          Яма -2слога, я-ма

я[й]-согл., зв., непарн., мягк., непарн.,

   [а]-гласн., уд.,

м[м]-согл., зв., непарн., тв., парн.,

а [а]- гласн., безуд.,  

3б., 4зв.,

а

о

у

ы

э

б

в

д

г

з

ж

л

м

н

р

й

ъ

я

ё

ю

и

е

п

ф

т

к

с

ш

ч

щ

ц

х

ь



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор имени прилагательного (3)

I.Часть речи.

II.Начальная форма  (ед.ч., м.р., им.п.).

Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

III.Роль в предложении.

Например:        Я    вышел    из   душной    комнаты.

I.Из душной  (комнаты)  -  (из какой?)  -  прилаг., обозначает признак предмета

II. Н.ф. (какой?)-душный;

  непос.: в  ед.ч., в  ж.р., в Р.п.  

III. Второстеп. член.

Морфологический разбор имени прилагательного (3)

I.Часть речи.

II.Начальная форма  (ед.ч., м.р., им.п.).

Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

III.Роль в предложении.

Например:        Я    вышел    из   душной    комнаты.

I.Из душной  (комнаты)  -  (из какой?)  -  прилаг., обозначает признак предмета

II. Н.ф. (какой?)-душный;

  непос.: в  ед.ч., в  ж.р., в Р.п.  

III. Второстеп. член.



Предварительный просмотр:

Уравнения.

Компоненты  действия  сложения:

1 слагаемое + 2 слагаемое = сумма
Чтобы  найти  неизвестное  слагаемое,  надо из суммы вычесть известное слагаемое.
   х + 59 = 84                           37 + у = 82
  х = 84 – 59                           у = 82 - 37
 
х = 25                                   у = 45
  25 + 59 = 84                          37 + 45 = 82
         84 = 84                                   82 = 82

Компоненты действия вычитания:

уменьшаемое – вычитаемое = разность

Чтобы  найти  уменьшаемое,  надо к вычитаемому  прибавить  разность.
  g – 43 = 29
 g = 43 + 29
 
g = 72
  72 – 43 = 29
         29 = 29

Чтобы  найти вычитаемое,  надо из  уменьшаемого  вычесть  разность.
 92 – d = 58
d =  92 – 58
d = 34
92 – 34 = 58
       58 = 58

Уравнения.

Компоненты действия  умножения:

1 множитель · 2 множитель = произведение.

Чтобы  найти  неизвестный множитель,  надо произведение разделить на известный множитель.
k · 8 = 72                                      9 · r = 54
k = 72 : 8                                      r = 54 : 9
k = 9                                             r = 6
9 · 8 = 72                                      9 · 6 = 54
  72 = 72                                         54 = 54

Компоненты действия деления:        

 делимое : делитель = частное

Чтобы  найти  делимое,  надо  делитель  умножить  на  частное.
b : 7 = 5
b = 7 · 5
b = 35
35 : 7 = 5
      5 = 5

Чтобы  найти  делитель,  надо  делимое  разделить  на  частное.
63 : p = 9
p = 63 : 9
p = 7
63 : 7 = 9
      9 = 9

Правила умножения и деления

Умножение  на 0.

Запомни!!! При  умножении  любого  числа  на  нуль  получается  нуль.

7 · 0 = 0

Деление нуля.

Запомни!!!  При  делении  нуля  на  любое  другое  число  получается  нуль.

  1. : 5 = 0

Запомни!!!  На нуль делить нельзя.

6  : 0


Периметр прямоугольника,

треугольника, квадрата.


Периметр – это сумма длин всех сторон геометрической фигуры.

Нахождение периметра  прямоугольника (когда известны все стороны).
а = 12см
b = 5см
Р  =? см
1) Р      = а + b + а + b = (а + b) · 2 = (12+5) · 2 = 34 (см)
Ответ : Р      = 34 см.

Нахождение периметра  треугольника (когда известны все стороны).

а = 7 см
b = 6 см
с = 9 см
Р    = ? см

Р    =
а + b + с = 7 + 6 + 9 = 22 (см)
Ответ: Р = 22 см.

Нахождение периметра  квадрата.
а = 9 см
Р     = ? см
Р    =
а + а + а + а = а · 4 =9 ·  9 ·  9 ·  9 = 9 · 4 = 36 (см)
Ответ: Р   = 36см.

                            Задачи  (I вид)
1) В одном шкафу 27 чашек, а во втором шкафу на 19 чашек больше. Сколько чашек во втором шкафу?
   В одном ш.    – 27 ч.
  Во втором ш. -   ? на 19 ч.
б.
  27 + 19 = 46 (ч.)-во втором шкафу.
  Ответ: во втором шкафу 46 чашек.

2) В парке росло 38 дубов и тополей. Дубов росло 16 деревьев. Сколько росло тополей?
    Дубов     - 16 д.
                                38д.
  Тополей -  
? д.
  38 – 16 = 22 (д.)
  Ответ: тополей 22 дерева.
3) В магазин привезли 35 коробок с печеньем. За день продали 18 коробок. Сколько коробок осталось продать?
   
Привезли – 35 к.
   Продали  -  18 к.
   Осталось -    
? к.
   35 – 18 = 17 (к.)
   Ответ: осталось 17 коробок.
4) В вагоне ехало несколько человек. Когда из вагона вышло 24 человека, то в нём осталось 17 человек. Сколько человек ехало в вагоне?
   
Ехали      - ? ч.
   Вышли    - 24 ч.
   Осталось – 17 ч.
   24 + 17 = 41 (ч.)
   Ответ: ехали 41 человек.
5) В детский сад привезли 64 книги со сказками. Когда несколько книг отдали в  группы, то осталось 28 книг. Сколько книг отдали в группы?
     Привезли – 64 к.
    Отдали     -  
?к.
    Отдали     -  28 к.
    64 – 28 = 36 (к.)
    Ответ: отдали 36 книг.

Задачи  (II вид)

1) Бабушка испекла 39 пирожков с мясом, а с капустой на 15          меньше. Сколько  всего пирожков испекла бабушка?
     С мясом        - 39 п.      
                                                        ? п.
    С капустой  -   ? на 15 п.
м.
     1) 39 + 15 = 54 (п.) - с капустой
    2) 39 + 54 = 88 (п.)- всего
    Ответ: всего 88 пирожков.  

2) На обед в столовой  нарезали 58 кусков хлеба. За обедом съели
12 кусков чёрного и  29 кусков белого хлеба. Сколько кусков хлеба осталось?
     Нарезали – 58 к.
    Съели      -   12 к.  и  29 к.
    Осталось -
? к.
    1) 12 + 29 = 41 (к.)-съели
   2) 58 – 41 = 17(к.)-осталось
    Ответ: остался 41 кусок.  
3) Бабушка испекла несколько блинов. Когда папа съел 19 блинов, а мама -8, то блинов осталось 37. Сколько блинов испекла бабушка?
      Испекла   - ? б. 
      Съели      - 19 б. и 8 б.
     Осталось – 37 б.
     1) 19 + 8 = 27 (б.)- съели
     2) 27 + 37 = 64 (б.)-испекла  

      Ответ: испекла 64 блина.
4)В магазине было 68 красных и чёрных машин. Когда продали несколько машин, то в магазине осталось 15 красных  и 27 чёрных машин. Сколько продали машин?
       Было      - 68 м.
      Продали –
? м.
      Осталось – 15м. + 27 м.
      1) 15 + 27 = 42 (м)- осталось
      2) 68 – 42 = 26 (м.)-продали
      Ответ: продали 26 машин.

Задачи  (III вид)  

1) В саду 37 кустов красной смородины и 16 кустов чёрной смородины.  На сколько больше кустов красной, чем кустов чёрной смородины?
   
Красной см. – 37 к.
                                       
на ? б.
  Чёрной см.   – 16 к.
   37 – 16 = 21 (к)
   Ответ: на 21 куст больше.

2) У нашей Мурки 3 белых котёнка и 4 котёнка в полосочку. На сколько белых котят меньше, чем полосатых?

Белых - 3 к

                                        на ? м.
В полосочку- 4 к

4-3=1(к) 

Ответ: на  1 котёнка меньше.

ЗАПОМНИ!!!

Чтобы найти на сколько одно число меньше или больше другого нужно из большего вычесть меньшее.

Задачи  (IV вид)

1) В магазин привезли 72 кг зефира. В 9 пакетов разложили по 2 кг зефира в каждый. Сколько кг зефира осталось разложить?
   
   Привезли    - 72 кг
      Разложили – 9 п. по 2 кг
      Осталось    -
? кг 
      1) 2 · 9 = 18 (кг)-разложили
      2) 72 – 18 = 54 (кг)-осталось
      Ответ: осталось 54 кг.
2) Бабушка сварила на зиму 15 банок клубничного варенья по 2 кг в каждой. За зиму съели 18 кг варенья. Сколько кг варенья осталось?
   
  Сварила  -  15 б. по 2 кг
      Съели      - 18 кг
      Осталось -
 ? кг  
     
1) 2 · 15 = 30 (кг)- сварила
      2) 30 – 18 = 12 (кг)-осталось
       Ответ: осталось 12 кг варенья.
 

3) В магазин привезли киви. После того как продали 6 ящиков по 8 кг в каждом, то осталось продать 29 кг. Сколько кг киви привезли в магазин?
     
Привезли – 6 ящ. по 8 кг
     Продали   - 29 кг
     Осталось  -
? кг
      1) 8 · 6 = 48 (кг)- привезли
     2) 48 – 29 = 19 (кг)-осталось
     Ответ: осталось 19 кг.

4) В столовой на 3 столах стоит по 4 тарелки с супом и на 6 столах по 7 тарелок с   кашей. Сколько всего тарелок с супом и кашей  стоит на столах?
     
С супом   -3 ст. по 4 т.
                                                          ? т.
     С кашей  -6 ст. по 7 т.
      1) 4 · 3 = 12 (т.)- с супом  
     2) 7 · 6 = 42 (т.)-с кашей
     3) 12 + 42 = 54 (т.)- всего
     Ответ: всего 54 тарелки.
 

5) В зоомагазине в 5 клетках сидит по 4 попугая и 6 клетках по 7 канареек. На сколько больше сидит канареек, чем попугаев?
       Попугаи     - 5 к.  по 4 шт.
                                                                 на ? к. б.
      Канарейки – 6 к.  по 7 шт.
      1) 4 · 5 = 20 (шт.) попугаи
      2) 7 · 6 = 42 (шт.) канарейки
      3) 42 – 20 = 22 (шт.)
      Ответ: на 22 канарейки больше.



Предварительный просмотр:

                          Правила  по  русскому  языку.

 1) Речь.

       С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят.

Устная речь- это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной.

Письменная речь- это речь написанная. Для письма используют буквы.

 2) Звуки.

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы  пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.

Звуки бывают гласные и согласные. 

При произношении гласных звуков  воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

При произношении согласных звуков  воздух во рту встречает прегра -ду: губы, зубы, язык. Они произносятся  с шумом и голосом или только шумом.   

а  о  у  ы  э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.

я ё  ю  и  е -  обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы. 

н  м  л  р  й' -     непарные звонкие согласные 

х  ц  ч'  щ'    -    непарные глухие  согласные 

б   в   г  д   ж  з – парные  звонкие согласные

п  ф  к  т  ш  с -  парные глухие согласные  

ч'  щ'  -      всегда мягкие шипящие согласные  и   й'

ж  ш  ц –   всегда твёрдые шипящие согласные   

ь – показатель мягкости согласных.  

Например: письмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает, как и  твёрдый знак.

 Лента букв.

                              Всегда                                        Всегда

                                Согласный, звонкий,                              Согласный, звонкий,        

                                мягкий, непарный,                                 твёрдый, парный

Гласные буквы,          

обозначающие          

твёрдость, рядом           Согласные звонкие           Согласные звонкие

стоящей согласной        непарные                            парные

                     

                           

     

а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й'

б

в

г

д

ж

з

ъ

я

ё

ю

и

е

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч'

щ'

ь

Гласные буквы, обоз-                                             Согласные глухие            Согласные  глухие                          

начающие мягкость,                                              парные                                непарные

рядом стоящей

согласной

       Всегда                   Всегда                        Всегда                  Всегда

Согласный, глухой,       Согласный, глухой,      Согласный, глухой,          Согласный, глухой

твердый, парный           твердый, непарный      мягкий, непарный            мягкий, непарный

 3) «Волшебные  буквы - е  ё  ю я ».

Гласные буквы  е  ё  ю  я  называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.

Один звук  обозначают, когда стоят после согласных.

Например:

                мячик –мяик -2сл.                        люди – лю–ди -2сл.,  

                     м-[м']согл.,зв.,мягк.,непарн.      л-[л']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                     я- [а]глас.,уд.                               ю-[у]глас.,уд.

                     ч-[ч']согл.,гл.,мягк.,непарн.       д-[д']согл.,зв.,мягк.,парн.

                     и-[и]глас.,безуд.                          и-[и]глас.,безуд.

                     к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.                4б.4з.

                    5б.5з            

Два звука  обозначают, когда стоят:

1. в начале слова 

                           юбка – юб – ка – 2сл.               ямка – ям – ка – 2сл.

                        ю –[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.  я –[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                             \[у]глас.,уд.                              \[а]глас.,уд.

                        б – [п]согл.,глух.,тв., парн.     м- [м]согл., зв.,тв., непарн.

                         к –[к]согл., глух., тв., парн.    к -[к]согл., глух., тв., парн.

                         а –[а]глас.,безуд.                     а –[а]глас.,безуд.

                        4б.5зв.                                        4б.5зв.        

         2.после гласных:      

                       моет – моет–2сл.                      поют – поют–2сл.          

                       м –[м]согл.,зв.,тв.,непар            п –[п]согл.,глух.,тв., парн.        

                       о - [о]глас.,уд.                             о– [а]глас.,безуд.            

                       е - [й']согл.,зв.,мягк.,непарн      ю-[й'] согл.,зв.,мягк.,непар.      

                          \ [э]глас.,безуд.                            \[у]глас.,уд.          

                       т – [т]согл.,гл.,тв.,парн.              т –[т] согл.,гл.,тв.,парн.            

                      4б.5зв.                                           4б.5зв.                                                                                            

3. после  ь знака: 

                Марья  - Марь–я-2сл.                 вьюга – вью–га-2сл.

                 М–[М]согл.,зв.,мягк.,непарн    в–[в']согл.,зв.,мягк.,парн.

                  а -[а ]глас.,уд.                            ь -[-]звука не обозначает

                  р–[р']согл.,зв.,мягк.,непарн.    ю-[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                  ь –[- ]звука не обозначает           \[у]глас.,уд.

                  я–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.     г–[г]согл.,зв.,тв.,парн.

                     \[а ]глас.,безуд.                       а–[а]глас.,безуд.

                 5б.5зв.                                         5б.5зв.              

4. после ъ знака:

                  Подъезд -под–езд-2сл.             съёжился – съё–жил–ся–3сл.

                   п–[п]согл.,гл.,тв.,парн.             с-[с]согл.,гл.,тв.,парн.

                   о–[а]глас.,безуд.                        ъ-[-]звука не обозначает

                   д–[д]согл., тв.,зв.,парн.             ё-[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.

                   ъ–[-]звука не обозначает             [о]глас.,уд.

                   е–[й']согл.,зв.,мягк.,непарн.    ж-[ж]согл.,зв.,тв.,парн.

                     \[э ] глас.,уд.                            и-[ы]глас.,безуд.

                   з–[с]согл.,гл.,тв.,парн.              л-[л]согл.,зв.,тв.,непарн.

                   д–[т] согл.,гл.,тв.,парн.             с-[с']согл.,гл.,тв.,парн.

                  7б.7зв.                                         я-[а]глас.,безуд.

                                                                       8б. 8зв.  

4.Перенос слов.

1. Слово переносится по слогам.

Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.

    Слово, состоящее из одного слога, не переносится.

Например: день,  шью, вьёт.

 2. Одну букву нельзя оставлять на строчке и переносить на другую. Например: идут,  стою,  Юлия, язык.

3. Буквы  ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.

Например: пись – мо, конь – ки,  строй – ка,  май – ка,  подъ – езд.

4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например: кас – са,  хок – кей,  кол – лекция.

5.Большая буква .

1. Имена, отчества и фамилии - это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

 Например: Коля Никитин,  Нина  Васильева,  Ирина  Петровна,  Соколова  Екатерина  Ивановна.

2. Клички животных – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например: кот  Пушок, собака  Шарик,  корова Чернушка, коза  Белка.

3. Названия улиц, сёл, деревень, городов и рек – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например: деревня Каменка,   село Сосновка,  город Саратов,  страна Россия.

К именам собственным относятся фамилии, имена, отчества людей, названия стран, городов, сел, улиц, названия книг, газет, клички животных. Все остальные существительные – нарицательные.

6.Члены предложения.

1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое  - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

Предложение-  это   слово или несколько слов, связанных по смыслу.

7.Части речи.

I.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что? 

Например: стол, парта, костюм, дождик, холод, утренник, экскурсия. На вопрос  кто? отвечают одушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол,  стул,  клён, берёза, праздник.       

II.Имя  прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос  какой?  какая?  какое?  какие? Например: серый, красный, большой, снежная, холодная.

Имена прилагательные делают нашу речь красивой, яркой, интересной, точной и выразительной.  

III.Глагол  - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делают? что делал?                что делали?

Например: читает,  пишет,  рисует,  прыгает,  смотрит,  сидит.

8. Правописание   парных  звонких или глухих согласных.

Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкий согласный «н». 

Например:    мороз – морозы, морозит, заморозил

                      город – города, за городом, загородил

                      снег – снега, снеговик, за снегом

Проверочными словами парных согласных могут быть:

1.Прилагательные: мёд – медовый,

2.Глаголы: рыбка – рыбачить,

3.Уменьшительно – ласкательные: кошка-кошечка,

4.Употребление слова «нет»: морковь – нет моркови,

5.Множественное число: гриб – грибы,

6.Звонкий согласный «н»: хлеб – хлебный, мороз – морозный.

Живут себе два брата –
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.

Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!

Если слышишь парный звук,                                                                                                                                   Будь внимательным, мой друг!                                                                                                                                Парный сразу проверяй,
Рядом гласный подставляй!

9. Правописание   безударных   гласных.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо слово    изменить так, чтобы  безударная гласная стала ударной (если слово стоит в единственном числе, для проверки его нужно поставить во множественное и наоборот, если слово стоит во множественном числе, для проверки его нужно поставить в единственное число).

          Например:   соснá - сÓсны

                               веснá - вёсны

                               мосты- мÓст

                               моря -   мÓре                              

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение!

11. Состав слова.

1. Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.

Например:  летать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт.

                   зима,  зимушка, зимовать, зимовщик,  перезимовать.

 Следует различать однокоренные  или родственные слова и форму одного и того же слова:

 Например:  лес

                     лесной                                    

                     лесник

                     лесничий

                     лесовичок – это родственные слова.

               

                    лес

                     леса           

                    лесом  

                 о лесе

                 в лесу это форма одного и того же слова.

 3. Суффикс -  это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

              Например:   берёза, берёзка, берёзовая (роща)

Существительные имеют такие суффиксы как: 


-ик-   -ок-   -ек-   -ёк-    -к-    -ник-    
-чк-    -очк-    -ечк-    
-ушк-    -юшк-     -ышк-
-н-     -ник-    -ниц-    -оньк-    -еньк-    
-чик-       -щик-
     

4. Приставка -  часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

              Например:  ходит,  подходит, переходит, заходит.        

Приставки: о-    об-    обо-   из-  ис-     рас-      раз-      от-     ото-    до-     про-


                      под-   подо-    без-     бес-    на-    над-     с-    за-     в-    при-     пре-
                     

12. Мягкий знак – показатель  мягкости.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

          Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки.

14.Разделительный твёрдый  знак.

Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с согласных Е Ё Ю Я.

             Например:  подъезд    съёмка    объявление  

15. Правописание  сочетаний жи-ши; ча-ща; чу-щу.

16.Правописание сочетаний ЧК; ЧН; НЩ; НЧ- без  Ь.