Методическая копилка

Антюх Любовь Анфировна

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в процессе преподавания истории и обществознания

«Лишь тот, кто храня тепло древности, открывает новое, способен быть учителем».
                                      (Конфуций).

Национальный проект «Образование» позволил расширить  информационное пространство образовательных учреждений. Сейчас каждая школа имеет новейшее компьютерное оборудование, выход в Интернет. Таким образом, арсенал методов обучения, используемый в современной школе, разнообразен: от традиционных педагогических до современных компьютерных.                                                                              

Основная задача школы во все времена - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умение применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий. Использование современных средств обучения дает множество преимуществ как учителю, так и ученику, но и повышает степень ответственности  педагога за свою деятельность, за подготовку будущего студента и специалиста, поэтому модернизация системы образования предъявляет сегодня повышенные требования к уровню профессиональной компетенции учителя.  

Одной из главных задач использования компьютерных технологий в современной школе является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер-средство связи ученика с учителем, другими учениками.

Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках обществоведческого цикла, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.  Что может найти выражение в  ………

Как и многие педагоги, применяющие сегодня ИКТ на своих уроках – я самоучка. Единственные курсы, которые расширили мои знания в области информационных технологий - программа Intel «Обучение для будущего» при МОИПКРО в 2005 году, где приобрела первоначальные знания о проектировании, создании мультимедийных презентаций и  методике их применения в преподавании.

Первым шагом к использованию компьютера в своей работе стала систематизация  уже имеющиеся методических разработок, перевод их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования стало легко обновлять, тиражировать при изменениях в учебных программах, учебниках.

     В практику моей работы было включено составление тестов, создание презентаций, использование обучающих компьютерных программ, а затем  стали приносить пользу и  Интернет-ресурсы. Используя персональный компьютер,  сегодня я постоянно пополняю копилку дидактических материалов, что позволяет применять  на уроках дифференцированный подход к обучению детей.

В 2006-20087учебном году я начала работать над методической темой «Использование ИКТ в на уроках обществоведческого цикла». В этом же году  представилась возможность быть руководителем городской проектной группы учителей истории, участники которой работали над темой «Использование ИКТ в ходе повторительно-обобщающих уроков по курсу «История Древнего Мира» в 5 классе.».  Цель проекта: овладение методикой использования новых информационных технологий в преподавании курса «История Древнего Мира» в 5 классе и применение полученных в процессе работы над проектом знаний и навыков в практической деятельности Задачи данного проекта: создание картотеки электронных пособий и видеофильмов по курсу «История Древнего Мира», разработка тематического планирования по курсу «История Древнего Мира» с учетом использования на уроках имеющихся электронных пособий и видеофильмов, создание методических разработок повторительно-обобщающих уроков с использованием ИКТ  в поддержку преподавания курса: «История Древнего Мира» (5 класс), создание поурочных пакетов презентаций в поддержку преподавания курсов: «История Древнего Мира» (5 класс) с использованием программы Power Point.

В результате работы над проектом был изучен опыт учителей области и города  по использованию информационно - коммуникационных технологий  на уроках истории, проанализирована литература по данной теме и как итог - разработаны повторительно-обобщающие уроки с использованием мультимедийных презентаций и электронных учебников по истории Древнего мира в 5 классе. В ходе городских педагогических чтений в мае 2007 года защищала данный проект.

Таким образом, основным результатом работы над данным проектом стало  накопление методических материалов, которые мы, участники проекта,  используем  в своей работе.

Современному школьнику уже недостаточно учебников и учебных пособий.  Жизнь требует развития новых способов образования. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, например – проектной.

      В последние два года на уроках истории и обществознания мною  активно используется технология проектного обучения. В 2007-2008 и 2008-2009 учебном году ученики 9–х классов подготовили серию проектов на тему «Страны Западной и Восточной Европы в 50-е -2000-е гг. Пути развития и проблемы». (Приложение 1)

Проекты детей носили как обучающий, так и исследовательский характер. Работы выполнялись в группах. Защита проходила на повторительно – обобщающем уроке по всеобщей истории. Данная работа позволила ученикам самостоятельно проанализировать и обобщить материал о политическом, экономическом, социальном и культурном развитии европейских держав. Обучающимися были созданы мультимедийные презентации, которые иллюстрировали их выступления в процессе защиты проектов.  В проектах были  затронуты  вопросы, которые остались за страницами учебника. В ходе защиты проектов остальные обучающиеся заполняли оценочную таблицу и участвовали в обсуждении результатов работы.

Данный вид обучения способствует расширению кругозора, повышению интеллектуального уровня детей, дает возможность развития творческих способностей, повышает уровень самооценки обучающихся и степень их самореализации.

     Проектная работа возможна только при тесном и плодотворном взаимодействии ученика и учителя. В ходе подготовки проектов обязательно проводятся консультации, где обучающиеся получают необходимую информацию о методике создания проекта, о поиске материала в сети Интернет и знакомятся с работой в Power Point.   Необходимую информацию обучающиеся имеют возможность получить в сети Интернет,  в кабинетах «свободного доступа» в  МОУ СОШ №4.

Практикую в своей работе использование в ходе уроков-семинаров, уроков-дискуссий презентаций, подготовленных обучающимися. Так в текущем учебном году ученики 10-х классов создали ряд презентаций к семинарскому занятию «Культура Древней Руси IX-XIII вв.».(Приложение 2)

При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

    Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории и обществознания, способствует повышению уровня восприятия информации.

Данный вид учебной деятельности  позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт выступлений перед аудиторией, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как  умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

 Таким образом,  использование мультимедийных презентаций делает учебную деятельность более интересной и полезной.

Несколько лет в практике преподавания истории мною используется компьютерный курс "Обществознание". Это мультимедийная образовательная программа по одноименному школьному курсу 8-11 классов общеобразовательной средней школы. Она разработана на основе учебно-методического комплекса: учебники "Введение в обществознание", "Человек и общество" и  создана сотрудниками Академии образования РФ.

Элементы курса я использую в преподавании обществознания, на факультативных занятиях по предмету, при подготовке обучающихся к экзаменам и олимпиадам. Учебное пособие хорошо иллюстрировано, содержит большую коллекцию документов и отрывков из произведений ученых, по каждой теме имеются проверочные тесты.  

В 2007-2008 учебном году работа с мультимедийным курсом «Обществознание» в рамках подготовки обучающихся 9 классов к итоговой аттестации осуществлялась в кабинете информатики. Каждый ученик на занятиях работал с программой на персональном компьютере, что давало возможность проследить за его результатами на каждом занятии и работать индивидуально с каждым обучающимся. Результатом этой систематической работы можно считать успешно сданный экзамен по обществознанию учениками, посещавшими данный факультативный курс, что видно из приведенной ниже таблицы:

Класс

Экзамен

Качество знаний

обществознание

100%

обществознание

100%

Всего экзамен сдавали          ученика. Все дети, сдававшие экзамен выбрали для дальнейшего обучения социально-экономический профиль старшей школы.

Повышенный уровень исторического образования может быть реализован с помощью современных энциклопедий. Например, мультимедийное справочное издание - энциклопедия «Кругосвет» содержит  самую разнообразную информацию из всех сфер жизни. На диске представлено 600 подробных исторических карт, 6 000 биографий известных людей, 9 000 красочных иллюстраций. Или «Энциклопедия Истории России 862-1917гг.» Информация на диске представлена в четырех основных разделах: «Правители», «Современники», «События», «Памятники культуры». Энциклопедия содержит видеофрагменты и анимационные карты важнейших сражений. Материалы этих энциклопедий использую при подготовке к урокам, при создании обучающих мультимедийных презентаций, элементы видео и анимационных карт применяю непосредственно в ходе урока.

  Большую помощь оказывают мне при создании электронных ресурсов к урокам диски издательства «Мир знаний»: «История России в документах», «Русская историческая классика» и «История России IX-XVI веков». Данные пособия предназначены для создания презентаций и дидактического материала для практикумов по истории. Они содержат произведения выдающихся историков, документы к изучаемым темам по истории России, таблицы, схемы, иллюстрации, характеристики исторических личностей.  

Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Сегодня помимо презентаций созданных самостоятельно, использую готовые презентации других педагогов, которые широко представлены на образовательных сайтах «Компьютер на уроках истории, обществознания и права» (http://lesson-history.narod.ru/), «В помощь учителю» (http://som.fio.ru/),  «Банк методических разработок» (http://art.ioso.ru/bank_metod.htm), «Интернет-сообщество учителей истории и обществознания» (http://www.it-n.ru/communities.).  Данные Интернет-ресурсы дают возможность сэкономить время при подготовке урока с использованием ИКТ, внедрять  опыт лучших учителей страны. Однако, не все ресурсы соответствуют учебникам и тематическому планированию, поэтому требуют доработки.  

На протяжении последних трех лет активно использую ИКТ при подготовке обучающихся к научно-практическим конференциям различного уровня. Ученики с энтузиазмом отбирают материал и создают презентации, иллюстрирующие их научные работы. Бесспорно, это влияет на результативность данной работы, что видно из приведенной ниже таблицы.

Год

Название мероприятия

Участники

Класс

Результат

Презентация

1.

2005-2006

Городская научно-практическая конференция: «Россия – новое тысячелетие»

Хацук Мария

Рекомендована для участия в областном конкурсе «Берег России»

Приложение 2

2.

2005-2006

Городская научно-практическая конференция: «Россия – новое тысячелетие»

Тютюнникова Анастасия

Рекомендована для участия в областном конкурсе: «Человек в истории России.

 XX век.»

Приложение 3


3.

2005-2006

Конкурс «Берег России»

Хацук Мария

Награждена поездкой в Варзугу

Приложение 3

4.

2006-2007

Конкурс исследовательских работ «Оленегорск – молодым!»

Атавин Илья

II место

Приложение 4

5.

2007-2008

Городской конкурс: «Оленегорск – молодым»

Трофимова Яна

I место

Приложение 5

6.

2007-2008

Городской конкурс: «Оленегорск – молодым»

Самарский Денис

10В

I место

Приложение 6

     Опыт работы показывает, что применение информационных технологий на уроках обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения.

В этом учебном году я получила возможность использовать в работе новое учебное оборудование - Интерактивную доску. Два месяца – небольшой срок, но уже за это время я увидела очевидные достоинства данного новшества в своей работе.

Интерактивная доска является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. Технически она является большим экраном, с диагональю до 2 метров, на который выводится изображение созданное компьютером, однако в отличии от обычного экрана интерактивная доска имеет обратную связь с компьютером – с помощью специального маркера или даже просто пальца на ее поверхности можно оставлять электронные следы. При желании она может использоваться как обычная, не интерактивная, доска. И в этом случае она имеет преимущества, которые могут быть использованы учителем – все тексты, рисунки, чертежи нарисованные на поверхности доски в течении урока могут быть сохранены в память компьютера для последующего анализа или повторного использования.

Интерактивная доска, с помощью специального маркера, позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии, тексты. Копировать их, вращать, изменять их размер и форму. С помощью маркера Интерактивной доски можно не только рисовать на ее поверхности, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.

Благодаря привычной и более наглядной форме, дети быстро осваивают Интерактивную доску, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером. На уроках с использованием Интерактивной доски даже отстающие учащиеся изменяют свое поведение – с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы тоже выйти к доске и выполнить задание. Наблюдается повышение мотивации к обучению учащихся.

Работая с интерактивной доской можно повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой, тактильной. В процессе урока можно использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости можно одним движением руки увеличить тот или иной элемент нарисованный на поверхности доски.

В течение всего урока не возникает необходимости тратить время на технические паузы для смены плакатов, карт, других наглядных материалов. Или очистки доски и ручного переноса на ее поверхность новых заданий и упражнений. Все эти действия можно выполнить не отходя от доски, в течении секунды, одним движение руки, т.к. все необходимые материалы и задания загружаются в память компьютера, подсоединенного к доске, еще при подготовке к уроку. В результате заметно увеличивается время, которое можно потратить на непосредственное изучение нового материала. Всё это увеличивает эффективность усвоение учебного материала школьниками.

Методы и приёмы использования компьютерных технологий различны и в настоящее время являются предметом многочисленных исследований. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в уже известные методы обучения  специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Лучший ИКТ-урок»

Тема урока:

«Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол»

Автор работы:

Антюх Любовь Анфировна,

учитель истории

и обществознания

МОУ СОШ №4

г. Оленегорск

2011г.

Предмет: история Росси, урок изучения нового материала.

Класс: 10

Тема: «Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол» 

Продолжительность: 45 минут

Технологии:  урок сопровождается презентацией, используются материалы электронного учебника «История Отечества» (мультимедийный учебно-методический комплекс – супертьютор), электронного пособия « Русская историческая классика», материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/),

Оборудование урока: персональные компьютеры, интерактивная доска Smart, презентация, учебник А.Н. Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времён до конца XVII  века», тесты, документы.

Аннотация.  Данная тема рассматривается в курсе истории России в 10 профильном классе при изучении главы «Россия в XVII веке». Важность в курсе истории России данной темы очевидна. Она помогает обучающимся получить полное представление о «бунташном веке» в правление Алексея Михайловича  Романова.

Практическая реализация: урок можно использовать в преподавании истории в профильной школе в 10 классе при изучении темы, посвящённой церковному расколу в русской православной церкви, в ходе элективного курса «Религии мира: история и современность». Материалы урока могут стать основой для классного часа (в форме беседы) в ходе предметной недели.

Конспект урока

Цель урока:

1. Сформировать у обучающихся  представление о мотивах, содержании, результатах и методах церковной реформы XVII в;  охарактеризовать степень взаимодействия духовной и светской власти, а также основных участников событий,  показать положительные и отрицательные стороны последствий раскола в духовной сфере общества.

2. Продолжить работу по формированию следующих умений и навыков:

  1. анализ содержания исторического источника
  2. выявление причинно-следственных связей исторических событий
  3. характеристика исторической личности

3. Способствовать воспитанию патриотизма у обучающихся,  повышению интереса к предмету, терпимости к другим религиям и религиозным течениям, уважения к традициям русского народа. 

План урока:

  1. Церковь в России в 17 веке:

а) русская церковь в 15-17 веках

б) кружок "Ревнителей древнего благочестия"

в) обрядность в русской православной церкви

  1. Церковная реформа и раскол православной церкви

а) причины и содержание реформы

б) старообрядцы.

в) патриарх Никон и протопоп Аввакум

Ход урока:

I. Изучение нового материала.

1. На слайде (Слайд №1): картина Сурикова «Боярыня Морозова».

Учитель: - Взгляните на эту картину, перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одеждах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи. С гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.

В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Изображен момент, когда боярыню Феодосию Прокопиевну Морозову, благословляющую толпу старообрядческим двуперстием, провозят по Москве к месту заточения в Пафнутьев-Боровский монастырь. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

- Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?

- Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, тема которого «Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол». (Слайд №2).

Проблемное задание:  Можно ли было избежать раскола в российском обществе в 17 веке, который был вызван церковной реформой? (слайд №3)

  1. Церковь в России в 17 веке:

Учитель:  ( Рассказ сопровождается показом слайдов 4,5)

 В XV – XVI вв. одновременно с образованием единого Российского государства развивался процесс обретения автокефалии (независимости) Русской православной церкви. Юридическое оформление автокефалии завершилось в конце XVI в. учреждением в России патриаршества. Первым патриархом Московским и всея Руси в январе 1589 г. был поставлен рязанский митрополит Иов.

В середине XVI в. церковь реформирует многие стороны свое внутренней жизни. Решения Стоглавого Собора 1551 г. унифицировали церковные обряды и стали основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия на протяжении полутора столетий.

С падением Константинополя в 1453 году  Великое княжество Московское осталось единственным крупным независимым православным государством в мире. Церковно-философская мысль начала XVI в. рождает теорию о России как единственной наследнице Рима и Византии, формируя идеологию самодержавного государства и подчеркивая особое место в нем церкви. В XVI – XVII вв. выросло могущество Русской православной церкви и прежде всего монастырей. Концентрация в них материальных средств быстро и ярко проявила культурно-образовательную функцию монастырей, в которых находились центры книгописания, иконописные школы и мастерские. Одновременно церковь осуществляла миссионерскую деятельность в ходе колонизации восточных районов, обращая в православие народы Поволжья и Сибири и расширяя свои епархии.

Таким образом, в  XVII веке  Россия стала собирательницей разрозненных и плененных «неверными» православных земель, что было бы невозможно без согласования обрядов и книг с нормами других православных церквей, без унификации обрядовой практики и исправления церковно-богослужебных книг.

Сообщение обучающегося:  Кружок «Ревнителей древнего благочестия".

(слайды 6 ,7,8)

«Кружок ревнителей благочестия», кружок духовных и светских лиц, группировавшихся в конце 40 - начале 50-х гг. 17 в. вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева. В него входили: Ф. М. Ртищев, новоспасский архимандрит Никон (позднее - патриарх), настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил.

Члены «Кружок ревнителей благочестия» выделялись своей образованностью. Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на народные массы. «Кружок ревнителей благочестия» ставил своей целью борьбу с недостатками и пороками среди духовенства, возрождение церковных проповедей и др. средств воздействия на массы, а так же разработка  программы церковной реформы.

 Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего духовника, «Кружок ревнителей благочестия» сделался фактически правителем русской церкви. Со вступлением Никона на патриарший престол (1652) кружок распался. Многие его члены стали активными деятелями раскола.

  1. Церковная реформа и раскол Православной церкви

Задание обучающимся: стр. 274 – 275 (учебник А.Н. Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времён до конца XVII  века»)

 Подготовить ответ на вопросы: 

  1. Каковы были обряды и традиции в Русской Православной церкви в 17 веке до реформы?
  2. Каковы причины церковной реформы?

Ответы обучающихся  (фронтально, устно), обсуждение и запись причин в тетрадь.

Причины реформы (слайд №9): 

(Обучающиеся записывают в тетрадь)

  1. В период феодальной раздробленности  в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов шло собственным путем.
  2. Необходимость переписи священных книг т.к.  они переписывали от руки и при переписывании совершались ошибки, искажался первоначальный смысл, из-за этого возникли разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения.

Учитель:  

-Таким образом, к  середине 17 века явно назревают предпосылки к проведению церковной реформы. В 1651 году, по предложению  царя  Алексея  Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу. В 1653 г. патриарх Московский и всея Руси Никон приступил к реформе богослужения по греческому образцу. Реформа положила начало расколу Русской православной церкви.

 Новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской  и,  по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».

Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.

 - Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?

   (обсуждение)

- А теперь обратимся к учебнику стр.277 – 278 и проверим наши предположения.

  Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.

Противником проведения реформы и ярым защитником старой веры стал протопоп Аввакум. Он возглавил движение старообрядцев.

Рассказ о старообрядцах.  Рассказ обучающегося - опережающее задание, рассказ сопровождается демонстрацией слайдов 13, 14, 15.  (Приложение 5, 6).

Для выполнения следующего задания класс делится на 4 группы.

Задание: Подготовить характеристики Аввакума и Никона (устно).

Задание по группам: 3 группы  изучают документы (приложение 1, 2, 4), а одна группа работает в сети Интернет по ссылке (http://school-collection.edu.ru/)

Выступление представителей от групп и заполнение сравнительной таблицы (сетка таблицы на интерактивной доске, один обучающийся заполняет её):

Различия

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Общее

1.

2.

3.

Проверка таблицы, обсуждение. (Слайды 11, 12)

II. Закрепление изученного материала (фронтально, устно):

  1. Каковы причины церковного раскола 17 века в России?
  2. Почему в рядах противников реформы оказались люди, принадлежавшие к противоположным по имущественному положению слоям населения?  
  3. Объясните суть конфликта между царем и церковью?

Задание на интерактивной доске. (Приложение 3)

1. Религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу Никона (Церковный раскол)

2. Последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона (Староверы)

3. Огненное крещение, коллективное самосожжение (Гарь)

4. Поселения староверов в глухих местах (Скит)

 После работы с понятиями и терминами, они записываются обучающимися в тетради .(Слайд 10)

Тест. ( Приложение 7)

Ответ на проблемное задание: Можно ли было избежать раскола в российском обществе в 17 веке, который был вызван церковной реформой? 

Подведение итогов урока.

Сегодня мы часто слышим такое слово как толерантность, т.е. терпимость. Терпимое отношение к людям других национальностей, других верований, других взглядов. В 17 веке в России у приверженцев нововведений в Православной церкви были другие взгляды и методы борьбы со староверами. На несколько столетий старообрядцы были отлучены от церкви и оторваны от социальной и политической жизни в Российском государстве. Лишь в 1971 году гонения на старообрядцев были признаны ошибочными. (Слайд16).

« Для человека  главное жить по совести, лекарства   смогут продлить наш срок  на несколько лет, а праведность и терпимость подарят жизнь вечную".

                                                                              Митрополит Кирилл

III. Домашнее задание: §33, даты, понятия, персоналии, таблица.

Литература:

1. Кириллов В.В. История России. М. Высшее образование. 2009г.

2. Ключевский В.О.  Полное собрание сочинений, т.3  М. Мысль 1988г.

  3. Костомаров Н.И. Российская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

М. 1991г.

4. Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века.  М. 1983г.

5. Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времён до конца XVII  века». М. Просвещение. 2009г.

Источники:

  1. http://www.historicus.ru/raskol/
  2. http://his95.narod.ru/lec8_7.htm
  3. http://www.lants.tellur.ru:8100/history/referat/raskol.htm
  4. http://library.ispu.ru:8001/history/1/05tema5/slovar5.html
  5. http://school-collection.edu.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Раскол в русской православной це ркви «Священство и царство»

Слайд 3

Проблемное задание Можно ли было избежать раскола в российском обществе в 17 веке, который был вызван церковной реформой?

Слайд 6

Ревнители древнего благочестия Стефан Вонифатьев Иоанн Неронов протопоп Аввакум Федор Ртищев архимандрит Никон Задачи: Стремление поднять авторитет церковнослужителей Искоренение языческих игрищ и суеверий в народе Устранение многогласия Подготовка реформы церкви (40е - начало 50-х гг. 17 в.)

Слайд 7

«Ревнители благочестия» планировали изменение церковных книг Протопоп Аввакум На основе древнерусских книг, которые не подвергались изменениям после падения Византии Архимандрит Никон На основе греческих оригинаов, которые содержат наиболее точное толкование христианских догматов

Слайд 8

Победила точка зрения Никона

Слайд 9

Причины реформы - В период феодальной раздробленности в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов шло собственным путем. - Необходимость переписи священных книг т.к. они переписывали от руки и при переписывании совершались ошибки, искажался первоначальный смысл, из-за этого возникли разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения.

Слайд 10

Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона. Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

Слайд 11

Протопоп Аввакум Патриарх Никон

Слайд 12

Лишение Никона на Соборе 1666-1667 гг. Патриаршего сана Сожжение протопопа Аввакума (1 682 г. по указу царя Федора Алексеевича)

Слайд 13

Черты старообрядчества: Двоеперстие Отказ подчиняться государству и выполнять повинности в пользу официальной церкви Фанатическая преданность старине Неприятие нового

Слайд 14

Черты старообрядчества: Сохранение древних текстов и икон (созданных до раскола) Отказ от общения с никонианами и представителями власти Особая личная гигиена

Слайд 15

Черты старообрядчества: Враждебное отношение к иноземному и светскому Уверенность в воцарении Антихриста Идеи о конце света и огненном крещении – самосожжения – «гари» - (Соловецкое восстание 1667 – 1676) Массовые «запощевания» (голодная смерть)

Слайд 16

В 1971 году гонения на старообрядцев были признаны церковью ошибочными

Слайд 17

Проблемное задание Можно ли было избежать раскола в российском обществе в 17 веке, который был вызван церковной реформой?

Слайд 18

Домашнее задание: §33, даты, понятия, персоналии, таблица.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

Рассмотрена на заседании МС МОУ СОШ №4

протокол от 31.09.2023. №1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

курсу внеурочной деятельности

«Край мой морошковый»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1год

Автор программы: Антюх Любовь Анфировна,

учитель истории и обществознания

 МБОУ СОШ №4


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования(утв.Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
  • Основной образовательной программой среднего общего образования МОУ СОШ №4.

Одной из главных ступенейдуховно-нравственного развития школьников, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является«осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области,края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащенияучащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданскихпозиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном,эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеноммежду учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает устойчивыеметапредметные связи. Программа имеет общекультурную направленность.

Цель программы:

- расширитьимеющиеся представления об истории родного края, полученные науроках истории, географии, литературы;

- воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родному краю.

Задачи:

- формирование у школьников интереса к истории Кольского края, общечеловеческим ценностям; создание условий для развития исторического сознания, предпосылок для восприятия целостной картины окружающего мира в прошлом и настоящем, активной гражданской позиции;

- развивать самостоятельность, логическое мышление, коммуникабельность, толерантность, умение работать в группах;

Данная программа предназначена для обучающихся 11х классов и рассчитана на 1год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

Прогнозируемые результаты:

Личностные УУД:

Формирование:

  • Основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; умения устанавливать взаимосвязи между общественными событиями.
  • Гражданского патриотизма,  любви к малой Родине.
  • Уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
  • Уважения к другим народам России и мира, межэтнической толерантности, готовности к сотрудничеству.
  • Умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
  • Устойчивого познавательный интереса к истории родного края.
  • Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • Целеполаганию
  • Планировать пути достижения целей
  • Устанавливать целевые приоритеты
  • Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения;
  • Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора;
  • Работать в группе;
  • Основам коммуникативной рефлексии;

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников;
  • Осуществлять сравнение, систематизацию и классификацию самостоятельно выбирая основания;
  • Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей;
  • Структурировать тексты.

Формирование ИКТ компетентности

  • Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • Осуществлять поиск информации, используя различные базы данных, в том числе электронные каталоги.
  • Выступать с аудио и видео поддержкой;

Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Ученик научится:

  • Планировать и выполнять исследование и проект;
  • Выбирать и использовать методы соответствующие рассматриваемой проблеме;
  • Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных, описание и интерпретации фактов;
  • Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Основные направления работы:

1. Лекционная

2. Исследовательская работа

3. Агитационно-массовая работа

4. Поисково-краеведческая работа

Основные формы работы:

  1. Работа лектория: выступления с докладами перед членами клуба и учащимися школы
  2. Создание творческих проектов
  3. Сотрудничество с ЦГБ, проведение совместных мероприятий
  4. Встречи с представителями коренных народов Мурманской области, с ветеранами боевых действий в Афганистане.
  5. Организация тематических мероприятий
  6. Экскурсии в музеи города и области.


Содержание программы:

Великая Отечественная война в Заполярье (19ч).

Мурманская область накануне Великой Отечественной войны: население, экономика, культура.Укрепление обороноспособности Заполярья перед  Великой Отечественной войной.Советско-финская война в Заполярье. Военный парад 1 мая 1940 года в Мурманске.Планы фашистов по захвату Мурманской области. Оборонительные бои 1941 года.Подвиг 6-й батареи 143 артиллерийского полка.Полярная дивизия.Долина смерти. Бои у ЗападнойЛицы.Северный флот в боях за Заполярье.Подвиг советских лётчиков. Б. Сафонов, А. Хлобыстов. Герои – подводники.Юнги Северного флота.Подвиг мирного населения Мурманской области в годы  Великой Отечественной войны.Канатная дорога на Мурмане в годы  Великой Отечественной войны.Оленно - транспортные батальоны. Коренные народы Мурманской области в годы войны.Партизанская война в Заполярье.Союзные конвои.Петсамо-Киркинесская операция.Восстановление Мурманска после  Великой Отечественной войны.

Тема 2. Память о героях Великой Отечественной войны (15ч).

Улицы Мурманска и Мурманской области, названные в честь героев  Великой Отечественной войны.Долина Славы.Памятник «Алёше».Памятник Анатолию Бредову.Произведения о мурманчанах-героях  Великой Отечественной войны.Песня «Прощайте скалистые горы».Иван Бочков - летчик-истребитель, Герое Советского Союза, который защищал станцию Оленья в годы Великой Отечественной войны.Памятник Неизвестному солдату в городе Оленегорске.Дети войны.


Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Тема 1.Великая Отечественная война в Заполярье (19ч).

Мурманская область накануне Великой Отечественной войны: население, экономика, культура.

1ч.

Укрепление обороноспособности Заполярья перед Великой Отечественной войной.

1ч.

Советско-финская война в Заполярье. Военный парад 1 мая 1940 года в Мурманске.

1ч.

Планы фашистов по захвату Мурманской области.

1ч.

Оборонительные бои 1941 года.

1ч.

Подвиг 6-й батареи 143 артиллерийского полка.

1ч.

Полярная дивизия.

1ч.

Долина смерти. Бои у ЗападнойЛицы.

Северный флот в боях за Заполярье.

1ч.

Подвиг советских лётчиков. Б. Сафонов, А. Хлобыстов.

1ч.

Герои – подводники.

1ч.

Юнги Северного флота.

1ч.

Подвиг мирного населения Мурманской области в годы Великой Отечественной войны.

1ч.

Канатная дорога на Мурмане в годы  Великой Отечественной войны.

1ч.

Оленно - транспортные батальоны. Коренные народы Мурманской области в годы войны.

1ч.

Партизанская война в Заполярье.

1ч.

Союзные конвои.

1ч.

Петсамо-Киркинесская операция.

1ч.

Восстановление Мурманска после Великой Отечественной войны.

1ч.

Тема 2. Память о героях Великой Отечественной войны (15ч).

Улицы Мурманска и Мурманской области, названные в честь героев  Великой Отечественной войны.

1ч.

Долина Славы.

1ч.

Памятник «Алёше».

1ч.

Памятник Анатолию Бредову.

1ч.

Произведения о мурманчанах-героях  Великой Отечественной войны.

1ч.

Песня «Прощайте скалистые горы».

1ч.

Иван Бочков - летчик-истребитель, Герое Советского Союза, который защищал станцию Оленья в годы Великой Отечественной войны.

1ч.

Памятник Неизвестному солдату в городе Оленегорске.

Дети войны.

1ч.

Создание картотеки детей войны г. Оленегорска.

1ч.

Встреча с детьми войны  г. Оленегорска.

1ч.

Участие в создании книги Памяти «В сердце маленьком горе бездонное».

1ч.

Викторина « Памятники военной истории Мурманской области »

1ч.

Заочная экскурсия по памятным местам Мурманской области, связанным с Великой Отечественной войной.

Итоговая конференция «Великая Отечественная война в Заполярье». Представление проектов и выставка творческих работ учащихся.

1ч.

Итого:

34ч.



Предварительный просмотр:

Тема: Расцвет Древней Руси. Ярослав Мудрый.

Цели урока:

  1. Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить, почему правление этого князя характеризуется как расцвет Древнерусского государства:
  2. Продолжить формирование умения создавать проекты и  решать проблемные задания;
  3. Способствовать пробуждению интереса учащихся к истории и культуре своего народа.

  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Средства обучения: - карта « Киевская Русь в IX-XII вв.», презентация.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Народ даёт правителям разные прозвища, иногда смешные, иногда достойные, иногда обидные. Великий князь Ярослав Владимирович, о котором мы будем говорить сегодня, получил прозвище «Мудрый».

Он оказался единственным русским государственным деятелем, удостоенным такого эпитета. Ярослав  первый правитель Руси, которого современники назвали царем.

Не менее прославленный в отечественной истории внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, в глубокой старости начал свое автобиографическое сочинение — «Житие» — признанием, что он горд «дедом своим Ярославом, благословенным, славным».

 Древняя Русь в период правления Ярослава Мудрого переживала расцвет.

  1. Вопрос: Что такое расцвет государства?
  • Учитель:

Историки связывают расцвет Руси с правлением Ярослава Мудрого.

Но! Велик вклад и других князей в развитие Руси.

  • Учитель:

Сегодня в ходе урока  вам нужно выполнить 2  задания:

Задание 1. 

Докажите, что в период правления Ярослава Мудрого Древняя Русь переживала расцвет.

Задание 2.

 Найдите аргументы за и против к данному высказыванию:

«Расцвет Древнерусского государства – заслуга  Ярослава Мудрого».

Задание 3.         Охарактеризуйте историческую  эпоху с 1019 по 1054годы по следующему плану:

-Учитель: Вам было задано домашнее задание: мини-проекты на заданную тему.

1.Как же Ярослав стал киевским князем? Почему он победил в борьбе за великий престол? 

- мнение историков

2. При Ярославе появляется первый свод законов Руси – «Русская правда». Почему в процессе развития государства возникает потребность в разработке  и письменном оформлении законов? 

Отношения между разными группами настолько усложнились, что их потребовалось регулировать с помощью письменных законов. Законы  сокращали сферу действия родоплеменных норм, регулировали споры между людьми. Законодательство стало опорой государственной власти.

- мнение историков

Учитель: Внешняя политика русского государства в древний период была очень непростой.  Князья боролись с  набегами степняков, воевали с грозной Византией. Вспомните походы Олега и Святослава, Игоря и Владимира.

3.Почему Ярославу удалось избавиться от набегов печенегов  и наладить отношения с соседями?   

4. Историки шутят: «Ярослав – «тесть Европы». Только ли путём завоеваний и переговоров решался вопрос мира с другими государствами того времени?

Учитель:  Если с первыми князьями правители Европы не хотели родниться, то теперь считали за честь  родство с киевским князем. Интересно письмо Анны к отцу, написанное по прибытии в Париж: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». В сравнении с Францией Русь выигрывала).

5. Период правления Ярослава Мудрого называют «золотым веком культуры» древности.

Каковы же его заслуги в культурном развитии Древнерусского государства?  

6.  Учитель: Ещё один штрих к портрету. Личность Ярослава

Закрепление материала:

А теперь проверим задания, данные вам в начале урока.

Задание 1. 

Докажите, что в период правления Ярослава Мудрого Древняя Русь переживала расцвет.

  • Внешнеполитические успехи (победа над печенегами, международный авторитет);  
  • Наведение порядка в управлении (создание законодательства);
  • Расцвет культуры.
  • Развитие ремесла и торговли.

Задание 2.

 Найдите аргументы за и против к данному высказыванию:

«Расцвет Древнерусского государства – заслуга  Ярослава Мудрого».

Аргументы за:

  • Ярослав окончательно разгромил печенегов, что позволило развивать хозяйство и культуру.
  • Появилось первое письменное законодательство, которое упорядочило отношения в государстве.
  • Продолжалось активная христианизация населения, что способствовало распространению культуры (грамотности, строительства, ремесла).
  • Повысился международный авторитет  Руси, так как она стала христианской державой и развивалась в хозяйственном и культурном отношении.

Аргументы против:

  • Победа над печенегами была подготовлена князем Владимиром, т.к. он создал оборонительную систему на юге страны.
  • Владимир провёл успешную религиозную реформу, что усилило власть князя и повысило международный авторитет Руси.
  • Княгиня Ольга провела налоговую реформу, тем самым сделала первый шаг к упорядочению сбора дани и жизни в государстве.
  • Князь Владимир положил начало династическим бракам – был женат на византийской принцессе Анне.

Таким образом, можно сделать вывод:

Расцвет Древнерусского государства, несомненно, заслуга Ярослава Мудрого, но без участия первых русских князей он вряд ли был возможен.

Домашнее задание:

1) «Можно ли считать, что современная Россия переживает расцвет?»                                  

2)Охарактеризуйте историческую  эпоху с 1019 по 1054годы по плану, который у вас на столе.             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Борьба Руси с иноземными нашествиями

Слайд 2

Цели урока: Образовательная: Формирование представления о причинах и последствиях иноземного вторжения на Русь в XIII веке. Развивающая: Развитие у обучающихся образного представления о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики; о походах Батыя на Русь. Воспитательная: Воспитание у обучающихся уважения к историческому прошлому нашего народа, чувства гражданского долга, патриотизма.

Слайд 3

Чингисхан (около 1155 - 1227). Монгольский хан, основатель Монгольской империи. Выдающийся полководец Целеустремленный Жестокий

Слайд 4

1206 год Образование монгольского военно-кочевого государства во главе с Чингисханом Агрессия Захват чужих территорий

Слайд 5

Первое столкновение Руси с монгольским войском 1223год Битва на реке Калке Коалиция Половецких ханов Русских князей

Слайд 7

Поражение русских войск Причины: Отсутствие единства в русском стане и несогласованость во время боевых действий

Слайд 9

Походы Батыя на Русь 1237 год

Слайд 10

Вооружение монголов

Слайд 11

Взятие Владимира

Слайд 12

1243 год – образование на юго-восточных границах Руси нового государства – Золотая Орда

Слайд 13

Каковы причины поражения Руси в борьбе с монголами ? Раздробленность и отсутствие единства в русских землях Высокое мастерство монгольского войска Столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации общества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый».

Слайд 2

Цель урока: Показать роль Ярослава Мудрого в развитии Древнерусского государства.

Слайд 3

План урока: 1. Ярослав в борьбе за престол. 2. Первый письменный свод законов. 3. Внешняя политика. 4. Развитие культуры. 5. Личность Ярослава.

Слайд 4

Задание 1. Докажите , что в период правления Ярослава Мудрого Древняя Русь переживала расцвет. Задание 2. Найдите аргументы «за» и «против» к данному высказыванию: «Расцвет Древнерусского государства – заслуга Ярослава Мудрого».

Слайд 5

Докажите, что в период правления Ярослава Мудрого Древняя Русь переживала расцвет. Внешнеполитические успехи (победа над печенегами, династические браки); Наведение порядка в управлении государством (создание письменного законодательства ); Самостоятельность русской православной церкви ( назначение митрополитом русского монаха Иллариона); Активное каменное строительство, открытие школ, развитие литературы; Развитие ремесла и торговли.

Слайд 6

Найдите аргументы «за»и «против» к данному высказыванию: «Расцвет Древнерусского государства – заслуга Ярослава Мудрого».

Слайд 7

Аргументы «за»: Ярослав окончательно разгромил печенегов, что позволило развивать хозяйство и культуру. Появилось первое письменное законодательство, которое упорядочило отношения в государстве. Продолжалось активная христианизация населения, что способствовало распространению культуры (грамотности, строительства, ремесла). Повысился международный авторитет Руси, так как она стала христианской державой и развивалась в хозяйственном и культурном отношении.

Слайд 8

Аргументы «против": Победа над печенегами была подготовлена князем Владимиром, т.к. он создал оборонительную систему на юге страны . Владимир Святой провёл успешную религиозную реформу, что усилило власть князя и повысило международный авторитет Руси . Княгиня Ольга провела налоговую реформу, тем самым сделала первый шаг к упорядочению жизни в государстве . Князь Владимир положил начало династическим бракам – был женат на византийской принцессе Анне.

Слайд 9

Что же стало причиной культурного взлёта в 1019-1054г.г.? Личностные качества Ярослава Мудрого. Широкое распространение христианства. Удачи во внешней политике.

Слайд 10

Домашнее задание: 1. Охарактеризуйте историческую эпоху с 1019 по 1054годы по плану, который у вас на столе . 2.Можно ли считать, что современная Россия переживает расцвет?

Слайд 11

В чём проявил мудрость князь Ярослав в годы правления ?



Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция как один из компонентов духовно-нравственного и патриотического воспитания старших школьников.

Антюх Л.А. (г. Оленегорск, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», учитель истории, обществознания и права, lubov_anfir@mail.ru)

Проблема духовного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Одной из глобальных проблем человечества становится падение нравственности людей, живущих на земле. Важнейшими становятся материальные блага и их приумножение. Мы часто сталкиваемся с тем, что о духовных ценностях подрастающее поколение едва знает. Любовь, добро, сочувствие, патриотизм часто осмеяны и низведены с пьедестала. Как научить подростка радоваться успехам товарищей, чувствовать чужую боль, быть бескорыстным и отзывчивым, честно признавать свои ошибки, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней?

Ценностные ориентиры личности закладываются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание происходит в школе. Очевидно, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные основы нельзя рационально усвоить только посредством науки, никакая сумма знаний сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. В словарях есть много определений духовности, но больше всего мне понравилось это:  « Духовность — это глубочайшая человечность»[1]. Как помочь ребёнку стать человечным?   Что же можем мы, учителя, попытаться сделать для духовного роста учеников во внеурочное время?

Для себя я определила несколько приоритетных направлений.

1) Исследовательская деятельность обучающихся, благодаря которой у старших школьников формируется способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для нового.

2) Школьный интеллектуальный клуб для старшеклассников «Что? Где? Когда?»,  Тема клуба: «Край мой морошковый». Команды учащихся 10-х и 11-х классов состязаются в знании истории, географии, литературы Кольской земли.  Заседания клуба проходят два раза в год.

3)Постановка и проведение литературно-музыкальных композиций к важным памятным историческим датам.

Литературно-музыкальная композиция[2] - один из видов современного театрализованного представления, где  в союзе выступают музыка и слово. Это сочетание помогает взволновать ум и чувства зрителя.

Впервые к идее подготовки литературно-музыкальной композиции я пришла в 2007 году. Приближался День Победы, в школе проводили анкету о героях Великой Отечественной войны. Проанализировав результаты, мы выяснили, что дети не знают ни героев «Молодой гвардии», не слышали о Зое Космодемьянской и Александре Матросове. Было горько.

Тогда появилась литературно-музыкальная композиция «С войны не пришедшая юность». Ставили её на сцене школьного актового зала, пригласили по параллелям всех учеников с 5 по 11 класс. В композиции звучали песни военных лет, классические музыкальные произведения, проза с информацией о молодых героях, стихи. Фрагмент из повести Вячеслава Кондратьева «Красный цветок», рассказывающий о любви в письмах медсестры Нины и солдата Юры Ведерникова, мы инсценировали.

 Это было незабываемое, волнующее представление, дети уходили потрясённые. Они прикоснулись к прекрасному и узнали много важного для себя о юношах и девушках военной поры от своих ровесников.

Подготовка композиции заняла много времени — это сложный процесс, который выстраивается на основе какой-то пронизывающей идеи. Важную роль играет отбор материала.

Главным же открытием были дети - невзрачные девчонки и драчливые мальчишки - девятиклассники. Трансформация произошла на репетициях, когда равнодушие превратилось в заинтересованность. Они незаметно разбудили в себе лучшие черты: собранность, надёжность, ответственность перед товарищами – ведь тема важная, нельзя подвести. В них рождалась уверенность, что они делают что-то очень важное. Многие раскрылись в творчестве, и это сыграло роль в их дальнейшей судьбе. Вера Тарасова читала стихотворение Маргариты Алигер «Зоя». Она неожиданно для нас вышла на сцену в чёрном платье и босиком. Её голос проникал в самые потаённые уголки сердца. После окончания школы Вера поступила в театральное училище им. Щукина, теперь она актриса. Настя Новикова исполняла роль медсестры Нины, увлеклась исторической наукой, получила специальность «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в СПБгу.

 Дети постепенно становились другими: они с радостью поздравляли друг друга с Днём Победы, их не нужно было загонять на праздничный парад – они пошли туда сами. Они ждали новых выступлений, приводили с собой друзей, хотели участвовать в подготовке композиции пусть даже за кулисами. История перестала быть для них формальной и неинтересной.

«Дорогами Афганистана», «Война и цветы», «Мы помним, мы гордимся», «На перекрёстках памяти», «Защитники Заполярья» - это неполный перечень тех композиций, которые были поставлены за последние десять лет. Наши зрители узнали о том, как выстоял блокадный Ленинград, почему Долина Славы в годы войны называлась Долиной смерти, как  и благодаря кому, мы победили в войне с фашизмом, кто такие воины-интернационалисты.

 Когда начинаем подготовку к новой композиции, всегда терзают сомнения, смогут ли дети сделать её не хуже прежних, и всегда их ответом становится новое выступление, ещё более проникновенное и яркое.

Бывшие ученики приходят в школу и всегда вспоминают как было интересно готовить эти мероприятия, ощущение важности того, что они делали не забылось.

 «Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что «подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости». Нужно, чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая человеческая личность. И, наконец, нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым»[3]. Яркими «человеческими личностями» для моих учеников стали герои наших композиций.

Детство и юность всегда с надеждой обращены в будущее.  Наши ученики ждут, чтобы мы, взрослые, показали путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету и Добру, человеколюбию или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Литература и источники:

  1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. /Сост.О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.
  2. http://studopedia.su/18_178730_chto-takoe-duhovnost.html

[1] http://studopedia.su/18_178730_chto-takoe-duhovnost.html

[2]  лат. composito – составление, связывание.

[3] Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие /Сост.О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.