Конкурсное задание "Методический семинар"

Фадеев Сергей Дмитриевич

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование: Высшее, АГПИ им. А.П.Гайдара , год 2016 . Специальность: учитель истории Педагогический стаж: 7 лет Категория: Первая с 2016 года. Стаж работы: в МБОУ Пильнинская СОШ №2 им. А.С. Пушкина 7 лет Фадеев С.Д . учитель истории МБОУ Пильнинская СОШ № 2 им. А. С. Пушкина

Слайд 2

Содержание Необходимость использования исследовательского метода в учебной практике. Сущностные характеристики опыта. Цель и задачи моей деятельности. Использование исследовательской деятельности на уроках истории и во внеклассной работе Показатели оценки результативности реализации моего педагогического опыта

Слайд 3

Необходимость использования исследовательского метода в учебной практике. противоречия: высокие требования к качеству знаний выпускников школы и снижение у подростков интереса к получению знаний; необходимость активизировать учебную деятельность школьников и трудности в организации и управлении этим процессом; ориентация образования на самостоятельную познавательную активность, развитие творческих способностей учащихся и применение традиционных методов и форм обучения.

Слайд 4

Необходимость использования исследовательского метода в учебной практике. проблема: Как заинтересовать учащихся предметом, раскрыть их творческий потенциал, научить их универсальным учебным действиям, которые пригодятся им в их повседневной жизни.

Слайд 5

Сущностные характеристики опыта. Основная идея Сущность Новизна Идея изменений Условия реализации изменений Результат изменений

Слайд 6

Цель и задачи моей деятельности Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. Задачи: обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; учить приемам осмысленной исторической деятельности: оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа; подкреплять знания практическими делами, используя специфические для истории методы сбора, анализа и обобщения информации. интереса к получению знаний; необходимость активизировать учебную деятельность школьников.

Слайд 7

Использование исследовательской деятельности на уроках истории Защита мини-проектов по истории России в 7 классах Работа с интерактивными картами в 6 классе Практическая работа в 9 классе

Слайд 8

Использование исследовательской деятельности на уроках истории нетрадиционные формы занятий Урок-конференция в 6 классе, защита проектов Уроки с применением ИКТ Урок с применением элементов игровых технологий Урок-семинар в 6 классе

Слайд 10

Участие в интернет- олимпиадах, интернет-викторинах

Слайд 11

Участие в научно-практической конференции НОУ «Академия стремления»

Слайд 12

Публикации

Слайд 13

Количество участников олимпиад и исследовательских работ .

Слайд 14

Использование исследовательской деятельности во внеклассной работе Работа над проектом : «Имена выдающихся людей Пильнинского района». Исследовательская деятельность в школьном музее Работа над проектом

Слайд 15

Диссеминация моего педагогического опыта на школьном уровне Выступления на школьных заседаниях МО и педагогических советах: Тема: «Особенности преподавания истории в коррекционном классе» Тема: «Эффективность использования ИКТ в преподавании истории». Тема: «Технология личностно-ориентированного обучения». Тема: «Использование исследовательского метода в изучении истории на уроках и внеурочное время».



Предварительный просмотр:

                                       Методический семинар  на тему:

«Развитие познавательных интересов , интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность при обучении истории»

С.Д. Фадеев, учитель истории и обществознания первой категории МБОУ Пильнинская                               СОШ  №2 им. А.С.Пушкина.

                                                                                              «Воспитание – это, прежде всего человековедение. Без знаний ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания»

В.А.Сухомлинский

Изучение истории   начинается в 5 классе. И только учитель может вызвать   интерес у детей к данному предмету, от него зависит, чтобы их ожидания оправдались, опасение сменилось не просто облегчением , а радостью от встречи с  уроком и учителем.  И только, тогда все контрольные работы, тесты, экзамены, которые  предстоит выполнять учащимся, не будут вызывать у них больших опасений, тревоги. Задача  учителя – научить детей учиться , мотивировать их к обучению!

Фундаментом современного образования является системно-деятельностный подход – обучение через деятельность с творческой активностью и высокой долей самостоятельности в добывании знаний, информации и умении презентовать ее.

    В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.

В школе я работаю сравнительно недавно, но даже за это время в нашей жизни произошли большие изменения

  Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания  учителя и повторяющий учебник.  Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Поэтому я стараюсь развивать у учащихся познавательные интересы , интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности через исследовательскую деятельность при обучении истории

 Мне удалось заметить, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

Поэтому, считаю правильным,  для поддержания интереса к изучению истории у детей     использование в практике преподавания развивающих технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, стимулирование их творческих способностей через организацию на уроках проблемных ситуаций, требующих от учеников креативного мышления, поиска решения, проведения небольшого исследования в рамках определенной темы, раздела. Для этого я специально подбираю и систематизирую учебный материал, адаптирую его содержание к способностям каждого ученика, использую схемные и знаковые модели учебного материала. Особое внимание уделяю самостоятельным и практическим работам (работа с географической картой, наглядными пособиями, статистическим материалом, историческими датами, дополнительной литературой), выполнение которых способствует более осознанному овладению учащимися знаниями, умениями и навыками.  История- один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Новизна состоит в том, что она даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.

        В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемно- диалогического  обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности.

          Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощенно и комфортно. В дружественной, понимающей атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

         «Диалог на уроке – это тот мостик, на котором и учитель, и ученик встречаются как равноправные участники педагогического процесса, учебный диалог ставит ученика перед необходимостью мыслить творчески, ставить и решать проблемы, исследовать и находить нужные решения.

    Возможны разные виды учебного диалога в системе:

учитель – ученики;

учитель – ученик;

ученик – ученик;

ученик – ученики.

Для уроков истории наиболее характерной является   ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?»

Например, на уроке истории в 7 классе по теме «Реформы Избранной рады»,учитель может начать с двух противоречивых мнений  об Иване Грозном - «Ни один князь в христианском мире не внушает большего ужаса, чем он» (Энтони  Дженкинсон) и «Отчизны славный сын» (Евгений Широков),ребятам задается вопрос –Что вас удивило? (дети отвечают- противоположные оценки одного и того же исторического деятеля. Учитель подводит учащихся к теме урока. При работе над темой «Реформы Петра Великого» можно начать  с такой фразы -«Реформы Петра Великого- шаг к цивилизации или насилие?».Таким образом, в самом начале урока дети испытывают удивление, это побуждает их к активной учебной деятельности на уроке, к поиску новых знаний, для того чтобы понять почему реформы Петра I имеют разную оценку в истории.

Урок истории 7 класс

Тема урока  «Реформы Избранной рады »

                Анализ

            учитель

             Ученик

Предъявление противоречивых мнений

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме урока

-Прочитайте на доске две оценки одного и того же исторического деятеля

-Что вас удивило? Какое

противоречие?

-Как вы думаете, о ком идет речь?

Какая будет тема урока?

Тему урока учитель фиксирует на доске.

«Ни один князь в христианском мире не внушает большего ужаса, чем он» (Энтони  Дженкинсон)

«Отчизны славный сын» (Евгений Широков)

Даны противоположные оценки одного и того же исторического деятеля (осознание противоречия)

Наверное, «Иван Грозный»

 

Урок истории 7 класс

Тема урока  «Реформы Петра Великого»

Анализ

Учитель

Ученик

Предъявление противоречивых мнений

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме урока

«Реформы Петра Великого- шаг к цивилизации или насилие?»

Что вас удивляет?

Какое противоречие налицо?

А какая оценка является верной?

А что нам надо сделать?

А какой возникает вопрос?

Так какая тема урока?

Разные оценки реформ Петра

Реформы оценены прогрессивно и реформы не дали России ничего.

Мы не знаем.

Надо познакомиться с реформами  Петра Первого.

Прогрессивны или не прогрессивны реформы

Реформы Петра Первого.

     

Идея изменений в моей профессиональной практике связана с внедрением в образовательный процесс новых технологий и гуманистической образовательной среды. Педагогическая поддержка ученика, выраженная установкой на успех и создание условий, способствующих развитию коммуникативных качеств личности. Воспитание любви к Родине, формирование гражданской позиции, через огромные возможности исторической деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах.

Источник изменений связан с общими противоречиями общества:

- потребностью общества в выявлении и развитии учащихся в процессе обучения в школе и неразработанностью в традиционной школе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

- необходимостью развития креативности мышления и формирования исследовательской культуры в образовательном процессе и ограниченностью ее развития в рамках традиционного обучения в школе.

Условия реализации изменений  - непрерывное повышение профессионального мастерства учителя. Переосмысление организации учебного процесса с позиций стимулирования активности учащихся на уроках: отбор наиболее продуктивных форм и методов организации учебного процесса с целью активизации деятельности учащихся. Развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса, для обучающихся возможность выбора дальнейшего жизненного пути.

Результат изменений.  Использование исследовательского метода на уроках и внеурочной деятельности позволило:

-создать среду обучения, воспитывающую, развивающую, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности:

-побуждать к самостоятельному поиску и решению проблемных задач;

-повысить качество знаний учащихся по предмету.

На уроках «История Нижегородского края» я стараюсь

  развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся через исследовательскую деятельность.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:

  1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
  2. учить приемам осмысленной  исторической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
  3. помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
  4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для  истории методы сбора, анализа и обобщения информации.

Использование исследовательской деятельности на уроках  истории и во внеклассной работе.

     С чего начинается исследование? С удивления.

    Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

  Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.                                                                                                                                            На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью, поэтому расскажу о собственном опыте и поделюсь некоторыми соображениями по созданию исследовательских работ.

    Познавательную деятельность учащихся организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению  истории. Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение элементов исследовательского метода обучения-постановка и решение проблемных вопросов, поиск и отбор нужной информации, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно - практические конференции, учебные проекты.

Применяя исследовательский метод обучения, у обучающихся развиваются  навыки исследовательской деятельности и формируется  положительная мотивация к урокам  истории.

 К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

 Учебная дискуссия  также призвана развивать у учащихся мыслительные, коммуникативные способности, культуру общения, умение аргументировать, владеть терминологией по предмету. Данная форма организации урока не только не  потеряла своей актуальности на уроках истории, но и стала значительно многообразнее. В своей практике элементы дискуссии  я начинаю применять в 5- 6-х классах, а в 7-х классах используются такие формы дискуссии как «Дебаты», «Круглый стол», «Диспут».  

      Вопросы – Что вас удивило? Что интересного  заметили? Какие факты налицо? – Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему так получилось? Чего мы не знаем? – Вы сначала как думали? А как на самом деле? – Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Выбрать подходящее: – Какой возникает вопрос? – Какая будет тема урока? (такие вопросы  у меня на уроке постоянно).

        Уроки, построенные на технологии  диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся:

· способствуют самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;

·развивают самостоятельность в поиске учебного материала;

· развивают мышление обучающихся;

· способствуют высказывать и аргументировать свою позицию;

· способствуют работе в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию, что в полной мере отражает требования стандарта.

Для успешного усвоения учебного материала по истории и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. По многим темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений,   работа с интернет-ресурсами.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий:

  • Уроки - практикумы
  • Уроки с применением интерактивных технологий
  • Урок – деловая игра
  • Урок - семинары
  • Урок – путешествие

Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы:

  • Мультимедийная презентация (чаще всего на уроках);
  • Сочинение-эссе;
  • Слайд-шоу;
  • Фотоальбом;
  • Письменный отчёт;
  • Серия иллюстраций;
  • Мультимедийная публикация;
  • Рекламный проспект;
  • Картограмма;
  • Таблица;
  • Схема; 

 В своей работе я постоянно использую компьютерные технологии, которые позволяют сделать учебный процесс более эффективным; дают возможность учащимся самостоятельно изучать предметный материал, создают условия для творческого самовыражения учащихся и учителя. Мультимедийная презентация или слайд-шоу позволяет отказаться от остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока. Привлечение учащихся к созданию презентации стимулирует их познавательную активность, предоставляет большое поле деятельности для творчества.

    Одно из достоинств исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. 

Показателями оценки результативности   моего педагогического опыта являются:

1.Качество знаний по предмету

Качество знаний по предмету . Количество участников олимпиад и

исследовательских работ

2.Творческая активность учащихся

  • Победители и призеры олимпиад школьного и муниципального уровней.
  • Победители школьной научно-практической конференции НОУ «Академия стремлений».
  • Победители и призеры интернет-олимпиады «Росконкурс».
  • Участники в Всероссийской интернет – викторине
  • Победители и призеры интернет-олимпиады

3.Моя активная жизненная позиция.

  • Выступления на школьных заседаниях МО и педагогических советах:

Тема: «Особенности преподавания истории  в коррекционном классе»

Тема: «Эффективность использования ИКТ в преподавании истории».

Тема: «Технология личностно-ориентированного обучения».

Тема: «Использование исследовательского метода в изучении истории на уроках и внеурочное время».

  Таким образом, опыт работы по данной теме показывает, что применение  исследовательской  деятельности дает положительные результаты повышения уровня мотивации обучающихся  на уроках истории и обществознания.  Способствует повышению познавательной и социальной деятельности обучающихся, развитию активизации мыслительной деятельности, заинтересованности в обучении, расширению кругозора, возможности осознанно получать знания и использовать их. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность,  смелость, трудолюбие.