Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по истории
Мини-копилка материалов, необходимых для учителя и учащихся при подготовке к экзамену по истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерный перечень исторических деятелей
I. Русь в IX – начале XII в.
1. Рюрик (862-879 гг.)
2. Олег (879-912 гг.)
3. Игорь (912-945 гг.)
4. княгиня Ольга (945-969 гг.)
5. Святослав Игоревич (964-972 гг.)
6. Владимир Святославович (980-1015 гг.)
7. Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.)
8. Владимир Мономах (1113-1125 гг.)
9. Мстислав Великий (1125-1132 гг.)
II. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
1. Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.)
2. Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.)
3. Всеволод III Большое Гнездо (1176-1212 гг.)
4. хан Батый (монгольский полководец и государственный деятель, военный руководитель похода на Запад в 1236-1242 гг., правитель Золотой Орды)
5. Александр Невский (1252-1263 гг.)
6. Даниил Александрович(1276-1303 гг.)
7. Юрий Данилович (1303-1325 гг.)
8. Иван Данилович Калита (1325-1340 гг.)
9. Семен Гордый (1340-1353 гг.)
10. Иван II Красный (1353-1359 гг.)
11. Дмитрий Донской (1359-1389 гг.)
12. Василий I Дмитриевич (1389-1425 гг.)
13. Василий II Темный (1425-1462 гг.)
14. Феофан Грек (иконописец, вторая половина XIV – начало XV вв.)
15. Андрей Рублев (иконописец, деятельность в первой четверти XV в.)
16. Сергий Радонежский (монах, представитель Русской православной церкви XIV в.)
III. Российское государство во второй половине XV – XVI вв.
1. Иван III (1462-1505 гг.)
2. Василий III (1505-1533 гг.)
3. Елена Глинская (1533-1538 гг.)
4. Иван IV Грозный (1533-1584 гг.)
5. Федор Иванович (1584-1598 гг.)
6. А.Ф. Адашев (член Избранной рады; 1548-1560 гг.)
7. Дионисий (иконописец второй половины XV в.)
8. Иосиф Волоцкий (представитель Русской православной церкви второй половины XV – начала XVI вв.)
IV. Россия в конце XVI – XVII вв.
1. Борис Годунов (1598-1605 гг.)
2. Лжедмитрий I (1605-1606 гг.)
3. Василий Шуйский (1606-1610 гг.)
4. Лжедмитрий II («тушинский вор», деятельность в 1606-1610 гг.)
5. Иван Болотников (лидер восстания 1606-1607 гг.)
6. Д.М. Пожарский (руководитель II ополчения в период Смуты)
7. К.М. Минин (руководитель II ополчения в период Смуты)
8. Михаил Федорович Романов (1613-1645 гг.)
9. Алексей Михайлович (1645-1676 гг.)
10. Федор Алексеевич (1676-1682 гг.)
11. царевна Софья (регент в 1682-1689 гг.)
12. патриарх Никон (проведение церковной реформы в 1650-1660-е гг.)
13. А.Л. Ордин-Нащокин (государственный деятель при Алексее Михайловиче)
14. С.Т. Разин (лидер восстания 1667-1671 гг.)
15. В.В. Голицын (фаворит царевны Софьи)
16. Симон Ушаков (иконописец XVII в.)
17. Симеон Полоцкий (деятель культуры XVII в.)
V. Россия в конце XVII – XVIII вв.
1. Петр I (1682-1725 гг.)
2. Екатерина I (1725-1727 гг.)
3. Петр II (1727-1730 гг.)
4. Анна Иоанновна (1730-1740 гг.)
5. Елизавета Петровна (1741-1761 гг.)
6. Петр III (1761-1762 гг.)
7. Екатерина II (1762-1796 гг.)
8. Павел I (1796-1801 гг.)
9. А.Д. Меншиков (государственный деятель 1700-1720-х гг.)
10. Э.И. Бирон (фаворит Анны Иоанновны)
11. А.В. Суворов (военачальник второй половины XVIII в.)
12. Е.И. Пугачев (предводитель Крестьянской войны 1773-1775 гг.)
13. М.В. Ломоносов (деятель культуры XVII в.)
VI. Россия в первой половине XIX в.
1. Александр I (1801-1825 гг.)
2. Николай I (1825-1855 гг.)
3. М.М. Сперанский (государственный деятель при Александре I и Николае I)
4. А.А. Аракчеев (государственный деятель при Александре I)
5. М.И. Кутузов (военачальник второй половины XVIII – начало XIX вв.)
6. М.Б. Барклай де Толли (военачальник второй половины XVIII – начало XIX вв.)
7. Н.М. Муравьев (один из главных идеологов движения декабристов)
8. П.И. Пестель (руководитель Южного общества декабристов)
9. А.Х. Бенкендорф (глава III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии при Николае I)
10. Е.Ф. Канкрин (министр финансов в 1820-1840-е гг.)
11. П.Д. Киселев (государственный деятель 1830-1840-х гг.)
12. А.С. Пушкин (поэт первой трети XIX в.)
13. А.С. Грибоедов (деятель культуры первой трети XIX в.)
VII. Россия во второй половине XIX в.
1. Александр II (1855-1881 гг.)
2. Александр III (1881-1894 гг.)
3. Д.А. Милютин (государственный деятель, военный министр в 1861-1881 гг.)
4. А.М. Горчаков (министром иностранных дел в 1856-1882 гг.)
5. М.Т. Лорис-Меликов (государственный деятель при Александре II)
6. К.П. Победоносцев (государственный деятель, Обер-прокурора Святейшего Синода в 1880-1905 гг.)
7. Н.Х. Бунге (министр финансов при Александре III)
8. А.И. Герцен (общественный деятель XIX в.)
9. М.А. Бакунин (идеолог народничества)
10. Н.Г. Чернышевский (общественный деятель XIX в.)
VIII. Россия в первой половине XX в.
1. Николай II (1894-1917 гг.)
2. С.Ю. Витте (государственный деятель, министр финансов в 1890-1900-е гг.)
3. П.А. Столыпин (государственный деятель, министр внутренних дел, председатель Совета министров в 1906-1910-е гг.)
4. А.А. Брусилов (военачальник, участник I Мировой войны)
5. А.Ф. Керенский (российский политический и общественный деятель, министр-председатель Временного правительства в 1917 г.)
6. Г.В. Плеханов (теоретик марксизма, деятель российского и международного социалистического движения)
7. В.И. Ленин (политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), председатель СНК 1917-1924 гг.)
8. Л.Д. Троцкий (теоретик марксизма, один из лидеров РСДРП(б), нарком по военным и морским делам и председатель Революционного военного совета в 1918-1925 гг., лидер внутрипартийной левой оппозиции)
9. И.В. Сталин (Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), лидер СССР с конца 1920-х гг. до 1953 г.)
10. А.И. Деникин (один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны)
11. А.В. Колчак (один из главных руководителей Белого движения, Верховный правитель России в 1918-1920 гг.)
12. М.Н. Тухачевский (советский военный деятель, военачальник РККА в период Гражданской войны)
13. Н.И. Бухарин (экономист, советский политический, государственный и партийный деятель)
14. В.М. Молотов (советский политический и государственный деятель, Председатель СНК в 1930-1941 гг., нарком, а затем министр иностранных дел в 1939-1949 и 1953-1956 гг.)
15. Л.П. Берия (советский государственный и политический деятель, руководитель органов государственной безопасности в 1938-1953 гг.)
16. Г.К. Жуков (советский военачальник, участник Великой Отечественной войны, министр обороны СССР в 1955-1957 гг.)
17. К.К. Рокоссовский (советский военачальник, участник Великой Отечественной войны)
18. Л.Н. Толстой (писатель и мыслитель второй половины XIX – начало XX вв.)
19. М. Горький (писатель конца XIX – первой трети XX вв.)
20. А.А. Ахматова (поэтесса начала XX в. – 1960-х гг.)
IX. Россия во второй половине XX – начале XXI вв.
1. Н.С. Хрущев (Первый секретарь ЦК КПСС в 1953-1964 гг., Председатель Совета Министров СССР в 1958-1964 гг.)
2. Л.И. Брежнев (руководитель СССР в 1964-1982 гг.)
3. Ю.В. Андропов (советский государственный и политический деятель, Председатель КГБ СССР в 1967-1982 гг., Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1982-1984 гг.)
4. М.С. Горбачев (руководитель СССР в 1985-1991 гг.)
5. Б.Н. Ельцин (Президент России в 1991-1999 гг.)
6. В.В. Путин (Президент России в 2000-2008 гг., Председатель Правительства РФ с 2008 г.)
7. Д.А. Медведев (Президент России с 2008 г.)
8. Г.В. Маленков (советский государственный и партийный деятель, Председатель Совета Министров СССР в 1953-1955 гг.)
9. А.Н. Косыгин (советский государственный и партийный деятель, Председатель Совета Министров СССР в 1964-1980 гг., инициатор проведения экономических реформ)
10. А.А. Громыко (крупный дипломат и государственный деятель СССР, министр иностранных дел СССР в 1957-1985 гг.)
11. А.Д. Сахаров (советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы)
12. А.И. Солженицын (писатель, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г., диссидент)
13. Е.Т. Гайдар (российский государственный и политический деятель, экономист, идеолог и руководитель экономических реформ начала 1990-х гг.)
14. В.С. Черномырдин (государственный деятель, Председатель Правительства РФ в 1993-1998 гг., посол России на Украине в 2001-2009 гг.)
Предварительный просмотр:
Работа с картами и схемами. Задания В8-В11.
Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11.
В 8. Напишите имя правителя, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
Ответ: Иван IV Грозный
В 9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: Казань.
В 10. Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода существовало кочевое государство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды, а фактически с 1557г. она добровольно вошла в сферу влияния (политического и экономического) Русского централизованного государства.
Ответ: 2 Ногайская Орда
В 11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) для завоевания столицы ханства была предпринята серия военных походов: первые два из них не увенчались успехом;
2) в 1559 году московский царь в третий раз осадил столицу ханства;
3) после взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, город был взят штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел;
4) в результате событий, обозначенных на схеме, ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России, в итоге возникли предпосылки для освоения русскими переселенцами Поволжья, дальнейшего продвижения на Урал и в Сибирь
5) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Золотой Орды;
6) в память о взятии столицы и победе над ханством был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Ответ: верно 1, 3, 4,6.
5. Карта №5 «Восточная политика Ивана Грозного»
1. Казанские походы
После того, как в Казанском ханстве воцарился хан Сафа-Герай, враждебно настроенный к Московской Руси, Иван IV Васильевич решил устранить угрозу и совершил 3 похода на Казань:
поход 1547-1548 годов был неудачным, был прерван, так как на Волге под лед ушла вся осадная артиллерия и часть войска;
поход 1549-1550 годов – Казань не взята, но при отходе русского войска неподалеку от Казани, поставили крепость Свияжск, которая послужила опорным пунктом для русского войска во время следующего похода в 1552 г.;
поход 1552 года (июнь – октябрь) – взятие Казани штурмом.
2. Астраханские походы
Астраханское ханство в нач. 1550-х годов являлось союзником крымского хана.
Для подчинения Астраханского ханства было совершено несколько походов в 1554, 1556 годах. Позже Крымский хан Девлет I Герай совершал попытки отвоевать Астрахань.
В 1550-е годы в зависимость от царя Иоанна Грозно также попали сибирский хан Едигер и Большие Ногаи.
3. Войны с Крымским ханством
Войска Крымского ханства устраивали регулярные набеги на южные территории Московской Руси с начала XVI века (набеги 1507, 1517, 1521 годов). Их целью было ограбление русских городов и пленение населения. В царствование Ивана IV набеги продолжились.
В 1541, 1555, 1558, 1559 гг. крымский хан Сахиб I Герай потерпел поражения от русских войск. После захвата Иваном Грозным Астраханского и Казанского ханств Девлет I Герай поклялся вернуть их. В 1563 и 1569 гг. вместе с турецкими войсками он вновь потерпел поражение при нападении на Астрахань.
Однако вскоре совершил еще 3 похода в московские земли:
1570 г. – разорительный набег на Рязань;
1571г. – поход на Москву, ее сожжение;
1572 г. – последний поход крымского хана в царствование Ивана IV Грозного, закончился поражением крымско-турецких войск в битве при Молодях.
Предварительный просмотр:
Монархические партии.
Наиболее крупные и известные — «Союз русского народа» (1905 г., лидеры: А. И. Дубровин, Н. Е. Марков) и «Союз Михаила Архангела» (1907 г., лидер — В. М. Пуришкевич).
Социальный состав был очень пестрым, в основном преобладали представители мелкой буржуазии — лавочники, ремесленники, кустари, извозчики и т. д., но среди монархистов встречались и дворяне, крестьяне, рабочие. Максимальная численность — 100 тыс. человек в 1907г., однако фиксированного членства не было. Программные цели: сохранение самодержавия, борьба с революцией. В качестве методов их достижения допускали насилие и террор, погромы. Обвиняли во всех бедах инородцев, и прежде всего евреев, выдвигали крайне националистические, антисемитские лозунги: «Россия для русских», «Бей жидов — спасай Россию». В этих лозунгах — сущность этих партий, опиравшихся на низменные инстинкты толпы.
Большое влияние монархические партии имели в III и отчасти в IV Государственной думе. К 1917 г. они фактически распались на более мелкие политические образования, после Февраля 1917 г. прекратили существование.
Либеральные партии.
Их можно разделить на два крыла — умеренно-консервативное и либерально-демократическое.
Умеренно-консервативное кры-л о возглавляла партия октябристов («Союз 17 октября»). Она образовалась в ноябре 1905 г., названа в честь Манифеста 17 октября. Лидер — А. И. Гучков. Социальный состав: крупные предприниматели, интеллигенция. Максимальная численность — 60 тыс. человек в 1907 г. Программные цели: дальнейшее развитие политических свобод, дарованных Манифестом 17 октября, идеал — ограниченная конституционная монархия. Методы борьбы — только парламентские. Выступали за свободу предпринимательства, отказ от мелочной опеки со стороны государства, против введения 8-часового рабочего дня. Поддержали столыпинскую аграрную реформу. Особым влиянием партия пользовалась в III Думе. После 1917 г. прекратила существование.
Другие партии: Торгово-промышленная (братья Рябушинские), Прогрессивная экономическая партия.
Самой крупной партией либерально-демократического крыла были кадеты (Конституционно-демократическая партия, или Партия народной свободы). Лидер —П. Н. Милюков. Партия образовалась в октябре 1905 г. на основе объединения «Союза освобождения» и левого крыла «Союза земцев-конституционалистов». Социальный состав: интеллигенция. Максимальная численность — 100 тыс. в 1907 г. Программные цели: установление конституционного строя, введение демократических свобод — слова, совести, собраний, равенство перед законом и т. д., наделение крестьян землей за счет отчуждения за плату частновладельческих земель, отмена выкупных платежей, введение 8-часового рабочего дня, свобода стачек, союзов, собраний, культурная автономия всех народов России. Методы борьбы — парламентские, допускали гражданское неповиновение. Особым влиянием кадеты пользовались в I и II Государственной думе, затем их влияние несколько упало, численность партии снизилась. Вновь активизировались в IV Думе: инициаторы создания «Прогрессивного блока». В марте — апреле 1917 г. — партия власти. Кадетская партия прекратила существование в начале 1920-х гг.
Другие партии: Прогрессивная партия, Партия демократических реформ.
Социалистические партии. Их объединяло негативное отношение к капиталистическому строю. Идеал — общество без эксплуатации человека человеком, т. е. социализм. Выступали за радикальные преобразования социального и политического строя — свержение самодержавия и установление демократической республики. Расходились в путях и методах достижения целей. Наиболее крупные и влиятельные — Партия социалистов-революционеров (эсеры) и РСДРП (социал-демократы).
Социалистические партии также можно разделить на два крыла — умеренное и радикальное.
Умеренное крыло представляли меньшевики и энесы.
Создание РСДРП было провозглашено на I съезде партии в 1898 г. В 1903 г. на II съезде произошел раскол на большевиков и меньшевиков. Лидеры меньшевиков: Г. В. Плеханов, Ф. И. Дан, Л. Мартов. Социальный состав: интеллигенция, рабочие. По численности почти всегда превосходили большевиков (так, в 1907 г. насчитывалось порядка 100 тыс. меньшевиков и 50—60 тыс. большевиков). Программные цели: расходились с большевиками по поводу перспектив построения социализма в России — считали, что в России нет для этого экономических предпосылок и необходим длительный путь капиталистического развития, поэтому во время революции 1905—1907 гг. выступали за союз с буржуазными партиями, против самостоятельной роли социал-демократов. Методы борьбы: сочетание легальных и нелегальных с преобладанием первых. Партия прекратила существовать к середине 1920-х гг.
Партия эсеров образовалась в 1901 г. на основе народнических кружков. Народные социалисты {энесы)выделились из нее в 1905 г. Лидер — А. В. Пешехонов. В отличие от эсеров не признавали террор, упор делали на легальные методы борьбы. Наибольшим влиянием пользовались в I и II Государственной думе, где их программу взяли на вооружение крестьянские депутаты — трудовики.
Радикальное крыло социалистов было представлено эсерами и большевиками.
Лидерами партии эсеров были В. М. Чернов и М. А. Спиридонова. Социальный состав: интеллигенция, крестьяне, рабочие. Максимальная численность — 60 тыс. в 1905 г. и до 500 тыс. в 1917 г. Программные цели: считали себя выразителями интересов крестьян, поэтому основной упор делали на аграрную программу (так называемая социализация земли). Методы борьбы — насильственные, прежде всего индивидуальный террор, как у народников.
Большевики название получили из-за того, что сторонники В. И. Ленина получили большинство голосов на выборах в руководящие органы партии на II съезде. Лидер — В. И. Ленин. Социальный состав: интеллигенция, рабочие. Программные цели: программа-минимум —
буржуазно-демократическая революция и свержение царизма, установление демократической республики, программа-максимум — социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. Считали, что, хотя в России и нет экономических предпосылок для перехода к социализму, их можно искусственно создать. Для этого социал-демократы должны выступить как самостоятельная сила, захватить власть и, установив диктатуру пролетариата, провести «сверху» необходимые преобразования. Этим объясняется их бойкот выборов в I Думу, отказ от поддержки буржуазных партий. Выступали за 8-часовой рабочий день, рабочий контроль и т. д. Методы борьбы — насильственные, вооруженное восстание. С октября 1917 г. — партия власти.
Вывод: в России в начале XX в. существовал широкий спектр политических партий. Особенностью является то, что их деятельность всячески тормозилась самодержавным политическим режимом. Это предопределило оппозиционный характер большинства партий, слабость политического центра, тенденцию к все большей поляризации и радикализации общественно-политических сил.
Предварительный просмотр:
Как сравнивать.
Сравнивать – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.
1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений:
— выделите сопоставимые признаки, отбросив несущественные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений;
— установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака.
2. Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.
3. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.
Как выделять главное.
Помни, что главное – это мысль, которая выражает содержание текста.
1.Внимательно прочитайте весь текст.
2.Разделите текст на логические части.
3.Выделите в каждой части главную мысль, предложение.
4.Опираясь на свои записи, сформулируйте главную мысль своего текста.
Как составить план.
1.Прочитайте внимательно текст, выясните значение непонятных слов.
2.Раздели его на крупные смысловые части, выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте каждую часть: заголовок должен быть кратким и оригинальным.
4.В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль. Запишите пункты плана.
5.Посмотрите, все ли основные идеи, заключённые в тексте, нашли отражение в плане.
6.Проверьте, нет ли тавтологии, речевых ошибок, правильно ли оформлен план.
Алгоритм комментирования политического высказывания.
1.Изложить высказывание своими словами.
2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
3. Дополнить высказывание, если это необходимо.
4. Оценить высказывание с моральной точки зрения.
5. Сделать вывод.
Как рассказать о культурном развитии страны.
1.На каком этапе исторического развития находится государство (общество).
2.Морально-нравственные нормы. Роль и место религии.
3.Правовое положение личности.
4.Система образования.
5.Развитие искусства.
6.Роль науки.
7.Общественные идеи.
8.Политика государства в области культуры.
Характеристика революции.
1. Причины и задачи революции.
2. Движущие силы революции (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
З. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам данной революции, а также по составу движущих сил).
4. Ход революции, ее этапы (краткая характеристика).
5. Итоги и значение революции (внутреннее, международное).
Характеристика крестьянских восстаний.
1. Причины восстания.
2. Как началось восстание:
А) Что послужило поводом к нему?
Б) Кто был его предводителем?
В) Движущие силы восстания.
3. Ход восстания:
А) Действия восставших
Б) Цели, требования восставших программа).
В) Основные этапы (краткая характеристика).
4. Как было подавлено восстание? Выясните причины его поражения.
5. Итоги восстания и его значение.
Изучение государственного устройства.
1. Интересы, какого класса защищало государство? Каковы были его задачи?
2. Какой была форма правления?
3. Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах.
4. Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?
Изучение отношений между классами.
1. Положение класса эксплуататоров:
а) Какой собственностью владели?
б) Чем занимались?
в) Кого и каким образом эксплуатировали?
2. Положение класса эксплуатируемых:
а) Чем владели или пользовались?
б) В какой мере были свободны?
в) На кого работали?
3. Какие способы эксплуатации были главными?
План описания жизни и деятельности исторической личности
1. Годы жизни или (и) правления.
2. Этапы жизни и деятельности (кратная биография).
З. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
4. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.
5. Историческое значение данной личности.
Изучение материала о войнах.
1. Причина и характер войны:
а) основные противоречия, приведшие к войне;
б) подготовка к войне, соотношение сил;
в) планы сторон;
2. Ход войны (основные этапы):
а) повод к войне и ее начало;
б) основные этапы и главные сражения;
в) окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны (экономическое, политическое, социальное и другие последствия войны).
Как подготовить эссе (сочинение рассуждение).
В отличие от реферата эссе не имеет четкого плана, внутренняя структура текста произвольна. Это не научная работа, поэтому не требуется обоснование каждого положения или вывода, а перечисление доказательств может предшествовать формулировке проблемы. Эссе более субъективно, эмоционально: в этом жанре часто используются парадоксы и неожиданные литературные приемы. Оценивание эссе – достаточно сложная работа, так как часто мнение и восприятие автора не совпадают с мнением и восприятием проверяющего.
Критерии оценки эссе.
1. Автор должен привести наиболее яркие, выразительные факты для подтверждения своего мнения; аргументы должны соответствовать проблеме.
2. многословие не является показателем качества, поэтому мысли должны быть изложены четко, с соблюдением норм русского языка.
3. литературная сторона не должна превалировать над исторической тематикой.
Как организовать работу над эссе.
1. Если тема сформулирована в виде понятия (например: «Революция», «Деспотизм», «Свобода»), посмотрите его значение в разных словарях. Политический, философский, толковый словари наверняка дадут дополняющие друг друга определения, что поможет вам начать работу.
2. Подумайте, какие периоды, события, деятели истории могут послужить достойными иллюстрациями (или выразителями) этих понятий.
3. Обратитесь к словарю афоризмов: здесь вы найдете высказывания известных личностей по ключевым философским проблемам. Как правило, цитаты в таких словарях подбираются по ключевым словам.
4. Посмотрите эссе известных писателей, обратите внимание на структуру текста. Попробуйте написать короткое размышление в таком же стиле.
5. Когда собран материал, продумана структура – приступайте к написанию основного текста.
6. Эссе в отличие от реферата в большей степени выражает эмоции и точку зрения автора. Поэтому вводите такие обороты, как «по моему мнению», «я считаю», «я одобряю» и т.п.
Анализ памятника архитектуры.
1. Как называется и где находится памятник.
2. К какому периоду относится его создание.
3. Назначение сооружения.
4. План сооружения.
5. Описание архитектурных деталей, указание стиля памятника.
6. Какое впечатление он производит (ваше отношение к нему)?
Анализ статистических данных.
1. Изучите представленные статистические данные.
2. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отраженных в статистическом материале (динамика, уровень, удельный вес, роль данного явления).
3. Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объясните их важнейшие причины, закономерности, возможные последствия, перспективы, значение.
Анализ идейных течений (общественной мысли).
1. Определите предпосылки возникновения общественных настроений, идей.
2. Охарактеризуйте идеологов, представителей идейного течения: чьи интересы они выражали, что подвергали критике; какой положительный идеал стремились утвердить; какие предлагали средства достижения цели.
3. Обобщите и оцените значение данного идейного течения в жизни общества, его истории.
Изучение общественных движений
(политических, социальных, национальных).
1. Определите масштабы движения, проанализируйте социальный состав его участников.
2. Раскройте причины и цели общественного движения: против чего или кого оно было направлено.
3. Определите цели и требования (экономические и политические) участников общественного движения, средства и методы их достижения (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.п.).
4. Степень организованности движения.
5. Его итоги и последствия: раскройте причины успеха или неудач данного движения.
6. Обобщите и оцените историческое значение движения.
Характеристика и анализ произведения изобразительного искусства.
1. Ознакомьтесь с произведением искусства: определите автора, время и место его создания (исторический период, век).
2. Проанализируйте его содержание:
• сюжет произведения, кто и что в нем изображено: передний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т.п.;
• основная идея произведения;
• степень достоверности изображенного (если в этом есть необходимость).
Анализ политических событий и явлений.
1. Каковы причины события или явления?
2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении.
3. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
4. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
6. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
7. Способствует ли данное событие развитию свободы и демократии?
8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?
Как рассказать о внешней политике.
1. Геополитическое положение страны и проблемы, связанные с ним.
2. Организация внешнеполитических ведомств.
3. Основные направления внешней политики государства:
- влияние политических группировок на внешнюю политику;
- мирные договоры;
- военные конфликты;
- участие страны в международных организациях.
4. Итоги внешнеполитического курса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как подготовиться психологически Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие Если трудно собраться с мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления
Режим дня Спи не менее 8 часов. Есть желание – сделай тихий час после обеда Подготовка к экзаменам – 8 часов в день Занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе – 8 часов
Питание Питание должно быть 3-4-х разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй : Грецкие орехи Молочные продукты Рыбу Мясо Овощи Фрукты Шоколад
Планирование В плане на каждый день определите, что именно сегодня необходимо изучить Определите в какое время Вы наиболее работоспособны, и в зависимости от этого, загружайте утренние или вечерние часы
Условия поддержания работоспособности Чередовать умственный и физический труд В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на голове Так как усиливается приток крови к клеткам мозга Минимум телевизионных передач Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут
Некоторые закономерности запоминания Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение Запоминается то, что понятно Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу Лучше тратить время на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего
НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА … Один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом
НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА … Можно представить ситуацию экзамена во всех красках, со всеми чувствами, переживаниями, страшными мыслями, так как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче экзамена
НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА Если очень страшно, можно использовать прием «доведение до абсурда», где представляются все самые страшные и немыслимые подробности и ужасающие последствия Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться , в сущности, нечего
НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА Перед сном хорошо совершить прогулку Утром, перед экзаменом не вредно просто перелистать учебник