Чтение

Марина Ивановна Скворцова

презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.barto_rytsari.pptx2.43 МБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок 6
С. МАРШАК. «СТАРУХА, ДВЕРЬ ЗАКРОЙ!»

Цели: развивать речь, внимание учащихся, умение подробно передавать содержание прочитанного; работать над правильным, выразительным чтением произведений; способствовать формированию нравственных качеств.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Внимательный читатель».

Учитель читает начало предложения из сказки «Кому горшок мыть», а  учащиеся  находят  это  предложение  в  тексте  и  дочитывают  его до конца.

2. Пересказ учащимися сказки «Кому горшок мыть».

3–4 ученика пересказывают, а остальные привлекаются к анализу.

III. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием еще одной народной сказки в обработке С. Я. Маршака, которая называется «Старуха, дверь закрой!». Как вы думаете, о чем может идти речь в сказке с таким названием?

2. Чтение сказки учителем.

– На  какую  русскую  народную  сказку  похоже  это  произведение С. Я. Маршака? В чем сходство этих двух сказок?

3. Чтение сказки учащимися по абзацам.

4. Конкурс «Ты мне – я тебе!».

– Какие вопросы по содержанию этой сказки вы могли бы задать друг другу. Чей вопрос и ответ были лучшими?

5. Подготовка к выразительному чтению сказки (или чтению по ролям).

– Что значит прочитать сказку выразительно?  Как нужно читать: грустно, весело, радостно?

– Каким голосом и с какой интонацией будете читать слова старика? старухи?

6. Выразительное чтение сказки учащимися.

7. Игра «Я – художник!».

– Представьте, что вы – художник учебника «Литературное чтение». Вам необходимо оформить страницы именно там, где помещены тексты русской народной сказки и сказки С. Я. Маршака. Подумайте, что бы вы нарисовали.

Учащиеся выполняют рисунки на альбомных листах каждый индивидуально или можно в парах. По окончании работы проводится выставка работ учеников.

IV. Подведение итогов урока.

– В чем главная мысль сказки С. Я. Маршака? Что он высмеивает в своем произведении?

– С какой целью, по-вашему, эти две сказки были помещены авторами учебника в раздел «Труд человека кормит, а лень портит»?

– Какой выход из сложившейся ситуации могли бы найти герои этих произведений.

Домашнее задание: выучить наизусть любые три столбца сказки «Старуха, дверь закрой!». (Учитель может разделить детей на группы по 4 человека и каждому из этой группы предложить выучить по 3 столбика.

Урок 7
Е. ШВАРЦ. «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

Цели: развивать память, речь учащихся, умение работать с текстом; начать знакомство с содержанием сказки Е. Шварца; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: портрет Е. А. Шварца.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

2–3 группы учащихся читают наизусть сказку С. Я. Маршака (каждый ученик по 3 столбика). Остальные учащиеся привлекаются к анализу.

III. Работа по теме урока.

1. Введение в тему.

– Сегодня на уроке мы с вами начинаем читать сказку Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

На доске портрет Е. А. Шварца (1896–1958).

– Е. А. Шварц более всего известен как драматург-сказочник, продолжатель андерсеновских и народных традиций в нашей литературе.

Справка для учителя: Евгений Львович Шварц (1896–1958).

Родился будущий писатель в семье медиков, художественно одаренных людей. Отец и мать любили театр и участвовали в любительских спектаклях. Отец играл на скрипке, хорошо пел, декламировал. В годы детства Шварца его семья часто переезжала. Эти поездки были праздником для будущего писателя: шум поезда, привычный ему с детства, волновал и радовал его всю жизнь. В годы отрочества писателя семья переехала в Майкоп, небольшой южный город, который Шварц позже назвал «родиной своей души». Здесь он учился читать и писать.

Первой книгой в жизни малолетнего Шварца были сказки в издании Ступина. «Сильное впечатление, – вспоминает Шварц, – произвели обручи, которыми сковал свою грудь верный слуга принца, боясь, что иначе сердце его разорвется с горя».

Навсегда ему запомнилось слово «приплынь» из сказки об Ивасеньке. Эту сказку он заставлял взрослых рассказывать и читать по несколько раз. Внимание к образному языку, чуткость к его звучанию и многозначности у него сохранились на всю жизнь.

Как читатель, он замечал это у других писателей. И сам он позже в собственном творчестве стремился к глубине и выразительности художественного слова.

В детские годы его пугали истории с плохим концом. «Помню, как я решительно отказался дослушать сказку о Дюймовочке. Печальный тон, с которого начиналась сказка, внушил мне непобедимую уверенность, что Дюймовочка обречена на гибель». Возможно, этот страх перед плохим концом и определил его тяготение к жанру сказки, в которой, как известно, добро всегда побеждает зло.

Переехав в Петроград, Шварц работал в редакции детских журналов «Чиж» и «Еж».

Первая сказка Шварца для детей – «Рассказ старой балалайки» – была опубликована в детском журнале «Воробей» в 1924 году.

До 1941 года Шварцем было опубликовано более 30 произведений для детей.

Для героев всего сказочного творчества писателя характерна вера в силу и красоту вечных человеческих чувств – чувства долга, любви, верности, справедливости. Через все творчество проходит мысль о том, что и в самой волшебной сказке побеждает не чудо, а реальная жизнь и что нет силы более реальной, чем разум и сердце человека. Счастье в его сказках не дается даром, не прилетает на ковре-самолете – оно добывается трудом, мужеством, верностью и самоотвержением, выступает наградой за стойкость и благородство души.

2. Чтение сказки. (с. 26–29, заканчивая словами «…как настоящие старики»).

3. Работа по содержанию.

1) Какое настроение создалось у вас, ребята, после прочтения этой части сказки?

2) Кто является главным героем сказки? Какую характеристику вы могли бы ему дать?

3) Что случилось однажды с Петей Зубовым? Как вы думаете, почему волшебники решили заколдовать именно его?

4) Как повел себя Петя Зубов после превращения в старика?

5) Какое  чувство  вы  испытываете  по  отношению  к  главному  герою сказки?

6) Можете ли вы объяснить название этой сказки? Что из событий этой сказки могло бы произойти по-настоящему?

4. Выразительное чтение диалога Пети Зубова и тети Наташи (вопросы 3, 4 учебника, с. 39-40).

5. Творческое задание.

– А сейчас представьте себе, что вы – писатель. И не просто писатель, а сказочник. Вам необходимо продолжить «Сказку о потерянном времени», то есть пофантазировать и предложить свою версию завершения истории.

IV. Подведение итогов урока.

– С творчеством какого писателя познакомились сегодня на уроке? Что отличает сказки Е. А. Шварца от сказок других писателей? В чем особенность его сказок?

Домашнее задание: дочитать «Сказку о потерянном времени» до конца; придумать 2 вопроса по содержанию.