Классный руководитель

Иванова Ксенья Станиславовна

С 2018 года являюсь классным руководителем. Каждый из них -  уникален!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта воспитательного мероприятия

«Как слова-паразиты меняют нашу речь»

Актуальность и психолого-педагогическое обоснование проблемы, выносимой на обсуждение в классе: многие дети в классе употребляют слова-паразиты в своей речи, поэтому мы провели воспитательную беседу.

Наименование мероприятия: «Какими словами засоряется наша речь»

Возраст воспитанников: 12-13

Оборудование:ноутбук, проектор, раздаточный материал с заданиями.

Цель мероприятия:показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека, формировать навыки нормированной литературной речи, формировать и развивать навыки культуры речевого общения.

Задачи:

Образовательные: формировать знания о понятиях «общение», «слова-паразиты», «сленг», «брань».

Развивающие: создать условия для развития культуры речи учеников, повысить интерес к предмету «русский язык».

Воспитательные: прививать любовь к русскому языку, соблюдать чистоту речи.

Форма работы: фронтальная, групповая

Технологическая карта воспитательной технологии развития ценностных ориентаций у обучающихся (Р. М. Битянова)

Этап мероприятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

(формируемые действия)

1.Организационый

Приветствует детей:

«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на занятии!»

Здороваются с учителем, настраиваются на внеклассное занятие

2.Мотивационный

Проводит беседу: Спрашивает, что такое общение, и зачем оно нужно,дает задание найти в тексте и убрать слова-паразиты, тем самым подводя к теме классного часа.

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня  ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

Отвечают на вопросы, выполняют задание, называют тему классного часа.

Познавательные: сами называют тему классного часа

Регулятивные:определяют цель занятия,  прогнозируют для чего  и в каких ситуациях это понадобится им в дальнейшем; извлекают необходимую информацию

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время опроса; взаимодействуют друг с другом во время выполнения задания; формулируют свои мысли с учётом речевой ситуации

3.Основная часть

Итак, ребята, сегодняшний классный час, как вы уже поняли, будет посвящен нашей с вами речи. А именно – ее чистоте. Какие категории  нелитературных слов  вы еще знаете? (Сленг, брань, жаргон…)

Дает задание «перевести» эти слова на литературный язык:

1.Я тащусь от этой песни (она мне нравится).

2.Ловлю кайф (получаю удовольствие).

3.Понтово (получаю удовольствие).

4.Выделываться (вести себя вызывающе).

5.Прикол (шутка).

6.Отпад (замечательно)

7.Париться (беспокоиться)

8.Ездить по ушам (обманывать)

А что такое брань?

Далее учитель рассказывает как влияет употребление брани не только на организм человека, но и на растения и даже на воду.

Дети  из своих рассуждений отвечают, что такое сленг,а потом читают со слайда.

Молодежный сленг - это целый ряд выражений и слов, которые свойственны и наиболее часто употребляемые молодыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Жаргон – это особый социолект, возникший из языка коробейников-офеней, который отличается специфической лексикой, фразеологией и экспрессивностью оборотов. Две основные разновидности – это профессиональный жаргон и молодёжный сленг.

Выполняют задание.

Отвечают, что такое брань.

Брань — ругательство, сквернословие.

Слушают учителя.

Личностные:определяют цель задания, осмысляют его

Познавательные:учатся  различать литературные и нелитературные слова, получают новую информацию

Регулятивные:учатсяставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Коммуникативные:формируют умение высказывать свое мнение, слушать друг друга, взаимодействовать друг с другом, с учителем

4.Закрепление материала

Учитель просит одного из учеников

 прочитать стихотворение со слайда:

Как говорим – так и живем

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

Живем то «клево», то в «прикиде»,

Но в основном на жизнь в обиде.

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

Хула, хула, хула.

И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

А коль начнем за языком следить,

Богатство мира можем сохранить.

Ребята, как вы думаете, как нужно бороться с сквернословием?

Если человек употребляет в своей речи

ругательные слова, означает ли это что он плохой?

Попробуйте в группах написать свод правил для борьбы со сквернословием.

Один из учеников читает, другие слушают.

Отвечают на вопросы.

В группах по 4-5 человек составляют свод правил для борьбы со сквернословием

Личностные:осмысляют прочитанное

Познавательные:определяют нужную информацию

Регулятивные:управляют своей деятельностью, проявляют инициативность и самостоятельность  осуществляют контроль и коррекцию

Коммуникативные:умение сформулировать свою мысль и ее высказать

5.Рефлексия

Итак, наш классный час подошёл к концу, что вы сегодня узнали нового, что для вас показалось интересным?

.

Отвечают на вопросы.

Личностные:формируютпотребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию

Познавательные:формулируют понятие чистой и красивой речи

Регулятивные:коррекция,самооценка, оценка друг друга

Коммуникативные: высказывают свое мнение, взаимодействуют с учителем, слушают друг друга

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как слова-паразиты меняют нашу речь

Слайд 2

Что такое общение? Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.

Слайд 3

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь. Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая. Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

Слайд 4

«Голуби» Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Слайд 5

Задание: «переведите» эти слова на литературный язык 1.Я тащусь от этой песни 2.Ловлю кайф 3.Понтово 4.Выделываться 5.Прикол 6.Отпад 7.Не париться 8. Ездить по ушам

Слайд 6

Эксперимент П.Гаряева Он создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности –ДНК. Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению, Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы.

Слайд 7

Эксперимент П.Гаряева Учёный посеял семена растения арабидопсис . В течение нескольких недель регулярно (по три-четыре часа в день) магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли. А выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвел теплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали «срастались», семена ожили и взошли. А в контрольной группе они так и остались мертвыми.

Слайд 8

Влияние слов на воду

Слайд 11

Последствия употребления бранных слов Обидные, колючие замечания глубоко ранят человека. Вспомните, когда вас самих обругали – грубо, грязно (не важно, по поводу или без), начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням.

Слайд 12

хотите долго жить – говорите хорошие слова !

Слайд 13

Как говорим-так и живём Не знаю я, куда мне « бечь », Мы засорили нашу речь. Живем то «клево», то в « прикиде », Но в основном на жизнь в обиде. «Блины» висят на языке, И грубые слова. И без конца из уст летит, Хула, хула, хула. И чтобы жизнь нам изменить, Научиться надо говорить. Очистим нашу речь от скверны, Это поможет душе и нервам. Это излечит наше состоянье, Огромного требует речь вниманья. А коль начнем за языком следить, Богатство мира можем сохранить.

Слайд 14

Как вы думаете, что нужно делать для борьбы со сквернословием?

Слайд 15

Что на занятии вам показалось интересным? Что нового узнали?

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!