Фомина Елена Владимировна

Фомина Елена Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание № 4 Как помочь ребёнку полюбить чтение

Слайд 2

Эпиграф Никогда не поздно устроить себе счастливое детство. Глория Стайнен

Слайд 3

Как приучить ребёнка читать? Ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка что-либо делать; Помните: дети, склонные к ридингфобии , с трудом усваивают печатный текст; Не паниковать самим и успокоить ребёнка; Внимательно и дружелюбно выслушивайте, не торопитесь его экзаменовать; Не жалейте похвал, но и не торопитесь хвастаться перед гостями успехами своих чад.

Слайд 4

Цель литературного образования Формирование и развитие культуры читательского восприятия и понимания литературного произведения как явления словесного искусства

Слайд 5

Урок литературы - это… ………………………. . ………………………. Изучение авторских образов и создание своих. (С. Агафонов) Урок, на который надо настраиваться. (М. Головкина) Встреча с писателем, произведение которого может отпечататься в памяти на всю жизнь. (Т. Вдовина)

Слайд 6

Что такое литературное чтение? Особый способ познания мира (через художест – венные образы ) Творческая деятельность (созидание читателя и автора в самом себе )

Слайд 7

Основные содержательные линии программы Круг чтения и опыт читательской деятельности; Техника чтения; Первоначальное литературное образование; Формирование умений читательской деятельности; Виды речевой деятельности

Слайд 8

Техника чтения определяет основное содержание формирования процесса чтения: способ чтения; правильность; скорость; осознанность; выразительность



Предварительный просмотр:

 

 Ваш ребенок - ученик!

Младший школьный возраст, так же как и младший подростковый все еще характеризуется сильной зависимостью от взрослых и прохождение этапа адаптации к школе дальнейшее нормальное психическое и физическое состояние ребенка во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослыми. Хотелось бы напомнить, что психическое и физическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно взять и не изменяя "приложить" к своему ребенку. Однако можно дать некоторые рекомендации, отнестись к которым по-своему - право каждого родителя.                 - Наблюдайте за здоровьем ребенка, чтобы вовремя увидеть проблемы, связанные  со школьной  дозаптацией (нарушение сна и аппетита, вялость, капризность, нарушения зрения, энурез).                                                  - Стремитесь соблюдать режим дня, наблюдайте за чередованием труда и отдыха. Особое внимание уделяйте питанию.
          - Не ждите приглашения в школу, сами чаще интересуйтесь с учителем как обстоят дела у вашего ребенка, узнайте, с кем он успел подружиться, как устанавливает контакты с остальными детьми.
          - Проявляйте постоянный интерес к жизни ребенка, причем делайте так, чтобы ребенок почувствовал, что вы его поддерживаете, понимаете, придайте ему, если это необходимо, уверенности в своих делах. Важно, чтобы ребенок понимал, что оценка - не самое главное
в жизни, а понимание - не мерило ценности ребенка. Чаще обсуждайте с ним то, что в человеке множество других качеств, таких как доброта, трудолюбие, искренность, чувство юмора,  которые  не менее важны, но в наше время, к сожалению, встречаются гораздо реже.
           - Не перебивайте, не останавливайте его, когда он хочет рассказать вам о своих проблемах, идеях, увлечениях, дайте ребенку подробно рассказать об услышанном на уроке, о том, что его заинтересовало.
         - Приучайте ребенка к систематическим занятиям дома, это поможет в дальнейшем избегать неуспеваемости и отставания по предметам.
        - Помогите ребенку в организации его труда, приучайте к порядку на своем рабочем месте.                                                                                                                         - Старайтесь воспитывать интерес к чтению, выбирайте книги для домашнего чтения, обсуждайте  прочитанное  вместе с ребенком.

- Способствуйте формированию адекватной самооценки ребенка, хвалите ребенка справедливо, стимулируя к учебной деятельности. Когда ребенок знает, что его понимают и любят какая, какой он есть, нет нужды в ложных похвалах или попытках приукрасить факты.
       - Осуждайте поступок, а не личность ребенка. (Не "Ты плохой, скверный...", а "Ты сделал плохо, неверно и т.д."). Категорически неприемлема тактика сравнительной оценки вашего ребенка и других детей.
      - Ребенок не должен боятся рассказать вам о каком-то плохом поступке, низкой оценке, полученной в школе. Это помогает избежать вранья и стремления ребенком постоянно оправдываться, а также способствует налаживанию доверительных отношений дома.
      - Чаще вспоминайте себя в детском возрасте, свои проблемы, переживания, ожидания. Всегда ли вы могли заметить свои ошибки, всегда ли вы понимали, что от вас хотят взрослые, всегда ли вы сначала думали, а потом - делали, было ли вам обидно от несправедливости?
     - Поверьте в уникальность своего ребенка, в то что Ваш ребенок - единственный в своем роде, непохож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.
     - Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.                                                         - Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
       - Чаще смотрите в глаза ребенку, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.                                                                                - В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.                                                                -                                 Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного - лишь самые основные, на Ваш взгляд) и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.                                                                                 - Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально (т.е. словами) выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.
       Такое, простое на первый взгляд, умение как умение поддержать своего ребенка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями.                                 Родительская поддержка - это процесс:                                                        - В  ходе  которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки.                                                        - Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности.
        - Который помогает ребенку избежать ошибок.                                        - Который поддерживает ребенка при неудачах.

Поддержка может выражаться в помощи ребенку достичь уверенности в себе. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка.       Примерами такого оценивания являются выражения типа: "Когда у тебя была собака, ты забывала ее кормить, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели,  так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами". Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования, он может для себя решить: "Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим". Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:                                                         - забыть о прошлых неудачах:                                                                - помочь ребенку обрести уверенность, что он справится с данной задачей:
         - позволить ребенку начать "с нуля", опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха:                                                         - помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
        Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от родителей некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит.                              Например, на семейном совете родитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ребенка чувства адекватности и самооценки. В этой ситуации нужно помочь ребенку выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения родителя, способен справиться, но затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех в семье. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у родителя.
      Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1.Опираться на сильные стороны ребенка.                                        2.Избегать подчеркивания промахов ребенка.                                3.Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.                                4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.                                5. Уметь помочь ребенку разбить большие здания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.                                                                6.Проводить больше времени с ребенком.                                                7.Внести юмора во взаимоотношения с ребенком.                                        8.Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.                        9.Уметь взаимодействовать с ребенком.                                                10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.        11.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.                                12.Принимать индивидуальность ребенка.                                                13.Проявлять симпатию и веру в Вашего ребенка.                                        14.Демонстрировать оптимизм. Существуют слова, которые разрушают веру в себя.

Слова поддержки:                                                                                        - Зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо.                                        - Ты делаешь это хорошо.                                                                        - У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
       - Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:                                                                                        - Зная тебя и твои возможности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.                                                                                                - Ты мог бы сделать это намного лучше.                                                        - Эта идея никогда не может быть реализована.                                        - Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.                Поддерживать можно посредством:                                                        - отдельных слов ("красиво", "аккуратно", "здорово", "вперед", "продолжай"):
        - высказываний ("Я горжусь тобой", "Мне нравится, как ты работаешь", "Я рад твоей помощи", "Все идет прекрасно", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось совсем не так, как ты ожидал"):
      - прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его).
     - совместные действия, физическое соучастие (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его...):
    - выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех...).

     Надеемся, что наши советы помогут Вам и вашему ребенку.
   Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

«» «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»»

                                                (1-а класс)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Рисунок15abc.gifKNIGH040dd36efffaaedCASTLMAN

Михеева В. М.

19. 03. 2010.



Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ
(собрание рецептов)

Цели: привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф), памятки для родителей.

Предварительная подготовка: анкетирование детей.

Ход собрания

Никогда не поздно устроить себе

счастливое детство.

Глория Стайнен

Учитель. Добрый день, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы. Я прочитаю сейчас фрагмент газетной статьи, прослушав который, уверена, вы сами согласитесь с важностью и необходимостью сегодняшней встречи.

«…Странное у меня сегодня настроение: какая-то мрачная меланхолия и хандра. Смотрю по сторонам и замечаю сплошное несовершенство в окружающем мире, необъяснимые несоответствия… Кажется, причина тому – очередное знакомство с положением дел сына в школе. Неясно только одно: почему? что мы делаем не так? чего не хватает нашему способному, но безнадежно ленивому мальчику?

Школьный уголок оборудован, книг изобилие, папа с мамой грамотные, ребенок под неусыпным контролем... Все как положено, только результат нулевой.

– Мама! Я читаю уже восьмую страницу! Осталось две! – сообщает сын из соседней комнаты, чем лишает меня остатков сил и терпения; процесс чтения у нас протекает «из-под палки»: непотопляемые ежедневные десять страниц требуют большого вложения моих нервов…» (Газета «Рио-пресс» от 15.11.2004.)

Думаю, многие из вас испытывали то же самое настроение, что героиня этой истории.

Как приучить ребенка читать? Как подружить его с книгой? – таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому – у нас вновь не просто родительское собрание, а собрание рецептов.

Один рецепт у нас уже есть. Это эпиграф нашего разговора. «Никогда не поздно устроить себе счастливое детство», – сказала английская писательница о книгах и процессе чтения. «Никогда не поздно создать для ребенка счастливое детство и научить его жить там», – хочется добавить мне. Не будем медлить… Начнем.

Приучение ребенка к чтению – длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получится толк, если действовать бессистемно, «наскоками». И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка, уровень сформированности его читательских умений. У каждого ребенка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания нужно применять очень избирательно.

Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребенка?

Предлагаю выявить это путем нехитрого теста.

Тест «Читательские умения ребенка»

№ п/п

Вопрос

Выбрать

вариант ответа

Да

Нет

1

Любит ли ваш ребенок слушать сказки и рассказы?

2

Способен ли их пересказать?

3

Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?

4

Вашего ребенка больше интересует содержание, чем картинки в книге?

5

Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

6

Интересуют ли его книги познавательного характера
(о животных, кораблях, странах)?

7

Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги?

8

Внимателен ли ваш ребенок (в течение 20–40 минут) во время вашего чтения ему?

9

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

10

Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

11

Он понимает смысл большинства сложных слов?

12

Чтение для него приносит удовольствие?

13

В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями?

14

Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своем темпе)?

15

Ваш ребенок с радостью учится читать?

16

Ваш ребенок знает много стихов и песен?

Итого:

Обработка результатов.

Если больше «Да»

Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный) период к обучению. Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше «Нет»

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится – сейчас есть много интересных, а главное – комплексных методик для обучения ребенка чтению. Сделайте все правильно – сначала проконсультируйтесь со школьным психологом того учебного заведения, где учится ребенок, поговорите с педагогами – они, скорее всего, могут дать квалифицированную консультацию по вашей работе – что и как надо делать. Обязательно побывайте у логопеда – даже если у ребенка все замечательно, то вам подскажут, как именно ставить речь и обучать произношению звуков.

Относительно ребенка – заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.

Учитель. Почему так важно знать, какой читательский уровень соответствует вашему ребенку? Прибегнем к советам психолога и его ценным рецептам.

Примерные положения сообщения психолога.

В кабинете психолога в последние годы часто можно стать свидетелями ситуаций, когда родители жалуются на тревожные факты: они замечают, что ребенка невозможно усадить за книжку. На предложение почитать вслух малыш заявляет, что у него болит горло, кружится голова и т. д.

Специалисты в таких случаях могут  поставить малышу диагноз «ридингфобия» – то есть навязчивый страх перед чтением.

 «Почему так случилось? – теряются в догадках родители. – Ведь мы делаем все, чтобы приучить ребенка к чтению! Покупаем новые книжки, регулярно заставляем читать вслух...» Вот в этом-то и заключается родительская ошибка.

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений. В противном случае самое увлекательное и интересное занятие может превратиться для них в унылую обязаловку.

Очень часто нежелание детей читать вызвано неумелыми действиями взрослых. Их ошибка в том, что они с малых лет нацеливают ребенка на конкретный результат. Требуют читать быстро, четко, правильно расставляя ударения, отчетливо выговаривая все буквы. Если же малышам что-то не удается, их нередко подстегивают обидными замечаниями, сравнивая с более удачливыми ровесниками. Следует учитывать и то, что от природы мы воспринимаем книжный текст по-разному. Например, дети, склонные к ридингфобии, могут иметь хорошую память, неплохо успевать по точным наукам, но при этом с трудом усваивают печатный текст. Обычно буквы и слова такие дети запоминают легко, а вот с предложениями начинаются сложности – им не всегда удается уловить смысл прочитанного. Например, при чтении короткого отрывка ребенок не помнит, что было в начале абзаца или в первой главе. Он не понимает содержания, не всегда может пересказать текст и ответить на вопросы о прочитанном. Естественно, при таких проблемах с чтением происходит нарушение процесса познания. И если родители начинают концентрировать внимание на его недостатках, всячески демонстрировать свою озабоченность, ругать его, то проблема лишь усугубляется. Ребенок боится сделать что-то неправильно, подвести родителей, что еще более тормозит восприятие информации зрительным аппаратом. Такая ситуация нередко приводит к тому, что малыш начинает испытывать страх перед печатным текстом, и отказывается читать. А порой он просто переносит свою ненависть на книгу, видя в ней источник всех своих бед.

К сожалению, многие родители считают ридингфобию всего лишь детским капризом и пытаются бороться с ней силовыми методами: усаживают малыша за книжку, заставляют читать вслух, а если отказывается – лишают прогулок, сладкого и т. д. Но подобные меры не помогают, наоборот, они лишь усугубляют ситуацию. Следует понять, что ридингфобия – отнюдь не каприз, а серьезная психологическая проблема. Она возникает вопреки желанию ребенка, и самостоятельно он с ней справиться не может. Как ни старается, процесс чтения не приносит никакого удовольствия и даже доставляет страдания. Нередко у ребенка возникает чувство неполноценности. Как же быть?

Прежде всего, не паниковать самим и успокоить ребенка.

Ни в коем случае нельзя давить на ребенка! Следует вспомнить, что чтение – это увлекательное и приятное занятие, которое должно доставлять ему радость, пробуждать воображение. Подберите литературу, которая ему нравится: например, сказки, приключения, фантастику. Интересный сюжет, яркие картинки помогают малышу легче усваивать прочитанное. Очень часто дети отказываются читать вслух, опасаясь критических замечаний взрослых. В этом случае не настаивайте, пусть ребенок читает про себя. Главное, чтобы процесс ему нравился. Понаблюдайте за малышом издали – блестят ли у него глаза, заинтересован ли он содержанием. После окончания чтения не торопитесь его экзаменовать: не предлагайте ему сразу же обдумать прочитанное, не заставляйте пересказывать текст. Вполне возможно, вскоре он сам поделится с вами впечатлениями от прочитанного. Внимательно и дружелюбно выслушайте его. И если вы видите, что он охотно идет на контакт, задайте ему несколько простых вопросов из недавно прочитанного текста. Занятия должны проходить спокойно, доброжелательно, без критики. При первых же успехах не жалейте похвал – это способствует формированию уверенности в себе, помогает ему преодолеть страх перед печатным текстом. Повторяйте такие занятия как можно чаще, но только так, чтобы не ухудшать состояние ребенка, чтобы чтение было ему в радость. И не торопитесь хвастаться перед гостями успехами своих чад. Излишнее внимание взрослых может привести к обратному результату. Учите детей науке чтения, вместе с ними постигайте ее.  Используйте советы специалистов. (Родителям предлагаются памятки.)

Учитель. Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли. (Родителям предлагается вытянуть из конверта вопрос для обсуждения. В случае затруднения учитель может выступить со своим советом. Варианты таких советов предлагаются после каждого вопроса.)

Вопросы для дискуссии.

1) Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

(Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остается все меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием все время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на английский, то они на каток, то они еще куда-нибудь.)

2) Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?

(Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте детям вслух. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…».)

3) Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?

(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что…  делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научаются читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствием школьным требованиям родители частенько забывает о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой и неосторожно обрывают их.)

4) Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес.  Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.)

5) Важно ли читать с детьми вслух?

(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй…)

6) Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

(Никто не даст однозначного ответа.  Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.)

7) Как нужно относиться к комиксам?

(Есть совершенно замечательные комиксы, и в этом случае комиксы – гениальный способ познания. Особенно это касается детей, нуждающихся в наличии визуального ряда. Комикс для него в этом случае – хорошее подспорье в восприятии текста.)

Учитель. Возможно, не все будет просто… Но все должно получиться. Об этом сказка Леонардо да Винчи, которую я хочу вам подарить на прощание. Послушайте. Думаю, вы обязательно поймете, что я хотела ею сказать…

СКАЗКА «КРЕМЕНЬ И ОГНИВО»

Получив однажды сильный удар от Огнива, Кремень возмущенно спросил у обидчика:

– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило Огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах Кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары Огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

        (Для учителя: сказка для тех, кто поначалу робеет в учебе или другом новом и трудном деле. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена непременно дадут добрые всходы.)