Самоконтроль в начальной школе

Фомина Елена Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoproverka_v_nachalnoy_shkole.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Программа,

направленная на преодоление

трудностей самоконтроля

у учащихся начальной школы»

Выполнила: Фомина Елена Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

Содержание

1. Актуальность темы

2.Цели и задачи

3.Значение обучению самоконтролю учеников в начальной школе

4.Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе

5. Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля

6.Заключение

7.Список использованной литературы

                                                           1.  Актуальность

Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся в начальных классах не могут анализировать и сравнивать свои учебные достижения и затрудняются в проведении самоконтроля.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

Так, при анализе контрольных работ по предметам, при наблюдении за учебной деятельностью учащихся я выявила, что некоторые учащихся никак не контролируютдопущенные ошибки и не исправляют их. Другие часто допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий.Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по моей просьбе, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. А некоторыешкольники некритически относятся к моим указаниям и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением.

По методике А.П. Мясоеда я  оценила интеллектуальное развитие учащихся своего класса. Вот какие получились результаты:

Фамилия, имя

Самоконтроль в учении

Учебная деятельность

Внимание

Запоминание

Мышление

Математика

Речь

Обобщение

Общие способности

абсолютная оценка

относительная оценка

станайн

уровень развития

1

Азимов Дониш

2

2

3

3

4

2

2

4

4

26

57,78

1

низ.

2

Артёмов Егор

2

3

3

4

4

3

3

4

4

30

66

3

низ.

3

Горохова Варвара

5

4

5

4

5

5

4

5

4

41

91,11

6

ср.

4

Гузейкова Анастасия

4

5

4

5

5

5

5

5

4

42

93.31

7

выс

5

Дмитриев Егор

3

3

2

3

4

3

2

4

4

28

6220

2

низ.

6

Драчёв Иван

4

5

4

4

5

5

4

4

5

40

88

6

ср.

7

Кашехлебов Егор

4

4

3

4

5

5

5

4

4

38

75,06

4

ср.

8

Киселёв Илья

4

4

5

5

4

5

4

4

4

39

86,66

6

ср.

9

Орлова София

5

5

5

5

5

5

5

5

5

45

100

9

выс.

10

Полетаев Демид

4

4

4

4

4

4

4

4

4

36

80

5

ср.

11

Пестерева Анна

4

4

4

5

3

4

4

4

4

36

80

5

ср.

12

Сафронова Лолита

5

4

5

5

5

5

5

4

5

43

95,5

7

выс.

13

Спадони Вероника

5

5

5

5

5

5

5

5

5

45

100

9

выс.

14

Семёноваантонина

5

4

4

4

5

5

5

5

5

42

93,33

7

выс

15

Старченко Софья

4

5

5

4

4

5

5

4

4

40

88

6

ср.

16

Тимашук Антон

3

3

3

4

4

3

3

3

3

29

64

3

низ.

17

Фадеева Лолита

5

4

4

5

4

4

5

5

5

41

91

6

ср.

18

Шарапова Татьяна

3

4

4

3

3

3

4

3

3

30

66

3

низ.

19

Чесноков Константин

4

5

5

5

4

5

4

4

5

41

91,11

6

ср.

20

Жучкова Мария

5

5

5

5

5

5

5

5

5

45

100

9

выс.

Считаю, что в целом результат хороший.70% уч-ся с высоким и средним уровнем развития. Но у меня вызывают беспокойство 30% уч-ся с низким уровнем интеллектуального развития. У этих учеников  несколько факторов, влияющих на низкий уровень интеллектуального развития: слабое внимание, мышление, речь. Всё это, безусловно, сказывается на учебной деятельности. Для себя я решила, что  должна и могу помочь детям  повысить их интеллектуальный уровень. Можно учить стихи, развивать память, учить запоминать и обобщать, но я считаю, что начинать надо  с работы, которая учит детей находить свои ошибки, т.е. с самоконтроля. При этом развивается и внимание, и мышление, и  умение обобщать.

Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся.

Хочу остановиться на своём 3 классе. Зная проблемы своих учащихся, обращала внимание на:

- сравнение результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составление проверочных заданий для самоконтроля;

- составление алгоритмов действий;

- выполнение действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверку по плану с отсутствующими звеньями;

- составление модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

Я пытаюсь систематизировать работу следующим образом:

1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся сами могут контролировать правильность полученного ответа.

2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность ответа которых выяснится только в результате проверки.

3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательные, но и промежуточные результаты.

4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.

5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске. (хотя некоторые методисты считают , что этого делать не надо) Но я считаю, что ребёнок должен учиться на ошибках, должен видеть её, тогда он сможет ошибку найти и исправить. При этом приёме я также показываю ,как надо исправлять ошибку, т.е. учу соблюдению единого орфографического режима.

6. В тех темах, в которых это возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.

7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

8. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.

Считаю, что обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой (на уроках математики) и добукварный (на уроках обучения грамоте) периоды, используя следующие задания:

Проверь, правильно ли срисован (заштрихован) узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).

Найди такую же картинку.

Что неправильно нарисовано на картинке?

Позднее  включаю в работу задания с цифрами и буквами:

Проверь, одинаковые ли цифры (буквы) вычеркнуты на карточке и на образце.

Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.

Также использую упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей:

предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам;

привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагаю завершить его;

для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это;

предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.

При определении сформированности навыков самоконтроля учитываюследующие критерии:

среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении задания;

среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной;

среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.

 2. Цели и задачи

 Исходя из актуальности данной темы, цель моей педагогической концепции заключается в обобщение способов развития самоконтроля и самооценки, а также их применение на практике в своей работе. Для достижения цели ставлю следующие задачи:

 1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу;

 2) дать определение понятиям самоконтроля и самооценки;

 3) определить педагогическое значение самоконтроля и самооценки;

 4) систематизировать приемы развития самоконтроля и самооценки на уроках в начальной школе.

                        3. Значение обучению самоконтролю учеников в начальной школе

 В современной дидактике достаточно много внимания уделяют развивающей функции обучения, что содействует становлению личности школьника и обеспечивает полноценное развитие его способностей, а также самостоятельности. Развитие склонностей и способностей человека в разнообразных сферах, главным образом, зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке собственных возможностей. Самоконтроль в определении цели выполняемой работы, сопоставлении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, выявлении своих ошибок и неправильных действий и своевременной реализации их коррекции. Самоконтроль является наиболее важным компонентом учебной деятельности, однако даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность появляется у ребенка далеко не сразу. Ребенок, который вот-вот пришел в школу, хотя и начинает учиться под внимательным руководством учителя, однако еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога. Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как усвоение знаний, умений и навыков. Как продемонстрировал анализ психолого-педагогической литературы, существует две причины неполноценного развития самоконтроля у школьников младшего возраста. 1) импульсивность характера ребенка, которая определяется динамическими особенностями нервной системы; 2) несформированность приемов и способов организации работы, отсутствие соответствующих педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный личностный подход. Соответственно,  моя деятельность  как педагога реализуется по двум главным направлениям. Первое направление непосредственно связано с профилактикой появления внешних причин неполноценного развития самоконтроля. Успешному формированию самоконтроля содействуют общие методы, среди которых выделяют создание благоприятной психологической атмосферы в классе, понижение эмоционально-психологических перегрузок ребят. Также этому способствуют и овладение основами организации работы учителя и учеников на уроке стимулирующей раскрытие возможностей школьника младшего возраста; работа в условиях позитивного познавательного конфликта; обращение к диалогическим формам взаимодействия; согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы. Второе направление находится в связи с предупреждением появления внутренних причин становления самоконтроля. Среди субъективных условий и мер профилактики необходимо отметить следующие: актуализацию потребностей младших школьников в познании, поощрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, которые стимулируют развитие самоконтроля; многообразие интеллектуальной и практической работы, которая направлена на выявление значения самоконтроля в учебной деятельности. Процесс формирования у школьников младшего возраста самоконтроля в учебной деятельности содержит в себе три этапа: а) возбуждение у школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля; б) обучение учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его формирования; в) реализация длительной тренировочной работы, которая направлена на выработку умений самоконтроля. Самоконтроль у школьников младшего возраста играет ведущую роль, ввиду того, что: - овладение учениками действиями самоконтроля общего характера содействует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, что способствует активизации их учебно-познавательной деятельности; - овладение этими действиями предоставляет возможность школьникам грамотно и правильно планировать свою учебную деятельность, осознанно корректировать все составляющие ее действий; - освоение действий контроля содействует формированию следующих качеств человека: инициативы, самостоятельности, ответственности и т.п. Характерные особенности действия самоконтроля у различных школьников могут быть самыми разными, в его направленности контролируется весь процесс выполнения действий или только их результаты, в критериях, на основе которых строится контроль материализованная или идеально представленная схема-образец, во времени ее реализации после действия, в процессе действия и до его начала. Эти и остальные особенности контроля и являются предметом его диагностики. Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах. Принципиально важным является изменение отношения учителей к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Опять речь идет об осознании важности формирования у школьника самоконтроля и самооценки, развития у него адекватного понимания причин успешности или не успешности учебной деятельности, формировании умений осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий. Не секрет, что решение этой задачи требует психологической перестройки учителя, осознания им того, что контроль и оценка педагога не только не противоречат, но и тесно связаны с уровнем сформированности самоконтроля и самооценки ученика. Гармония их “отношений” является условием успешности обучения, формирования учебно- познавательных мотивов и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

               4. Приемы самооценки и самоконтроля.

В своей работе использую следующие приемы самооценки и самоконтроля]:

1) Словесные приемы:

 а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаю следующие вопросы: – Что ты узнал на уроке?  – Чему научился? – За что себя можешь похвалить? – Над чем еще надо поработать? – Какие задания тебе понравились? – Какие задания показались трудными? – Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

 б) использую наглядные пособия, которое помогают в оценивании своих достижений. Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался…

 2) Графики

 3) Рисунки, говорящие рисунки. Свою работу в конце недели, в конце месяца оцениваем с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого- либо предмета. Например: изображают дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрашивают в цвете какой-либо предмет.

 4) Символы

 5) Листы самооценки

 6) «Портфель ученика» Работу с «Портфелем ученика» начинаю с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы. В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявляются причины неудач, ставится цель к учебной деятельности в 5 классе.

7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения. В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, провожу самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используют следующие вопросы: – Что удалось в этой четверти? – По каким предметам результаты получились лучше? – Что не получилось? В чем причина? – Какую цель поставишь в следующей четверти? В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого использую следующие вопросы: – Какими результатами первой четверти можешь гордиться? – Над чем еще необходимо поработать? – По каким предметам возникали затруднения? В чем причина? – Какую цель поставишь на следующую четверть?

 8) Таблицы. Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Использую при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель

 9)Прием «Что я за птица?» предлагаю учащимся оценить свои действия на уроке по следующей схеме:

 Критерий: 3б 2б 1б. Активность: высокая, средняя ,низкая .Материал на уроке :усвоен хорошо, усвоен частично, усвоен слабо . Объяснить тему товарищу : могу сам, могу с подсказкой,затрудняюсь. Баллы выставляются по каждому критерию, затем суммируются. Потом объясняется значение каждой суммы. 3-5б – Вы воробей, собираете знания по зернышку. 6-7б – Вы соловей, поведайте о своих знаниях другим. 8-9б – Вы орел, для вас открылись тайны знаний. 10.Прием «Оценочная таблица». В начале урока делаю заявку на оценку: «5» - 22 балла, «4» - 16 – 21 балл. «3» - 11-15 баллов. Учащиеся определяют для себя, какой планки они желают сегодня достичь, на полях в тетради записывают предполагаемый результат. Разрабатываю задания к уроку, просчитываю их трудоемкость, чтобы потом правильно рассчитать заявку на оценку. В течение всего урока каждый ученик ведет учет своего труда, в конце урока ставит соответствующую оценку.

11)В конце урока проводим общую рефлексию по «Лесенке достижений» или «Лестница успеха» Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки (ставят галочки, крестики или рисуют человечка - себя) . 1 ступенька (нижняя) – было трудно, не все смог выполнить и понять. 2 ступенька (средняя) – почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать! 3 ступенька (верхняя) – Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично! Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия: 1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая; 2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов; 3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов; 4. Сопоставление и выводы об эффективности работы; 5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

                               7. Список использованной литературы

 1. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию, - М., 2011 - C. 47, 82

2. Виноградова Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе «Начальная школа» - №15, 2006

 3. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт.- М.,2012

 4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2009 - C. 69

 5. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2011. - С.149, 160

 6. Петрова М.С. Практикум решения педагогических задач. – М.,2010. - С. 77

7. Тесленко, А.Н. Педагогика и психология социализации личности.