Региональный компонент

Шаригина Ляйсан Амирзяновна

Региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rb.docx18.31 КБ
Файл bashkortostan.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника на День Республики Башкортостан.

Задачи:

- познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, автором гимна, продолжать детей слушать пояснения ведущих;

- развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок, развивать координацию, ловкость, быстроту, выносливость, развивать речевую активность детей;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике.

Материалы: герб, флаг РБ и России, музыкальный инструмент башкирского народа – курай, атрибуты к подвижным играм, диск с записью гимна РБ, разноцветные шары, стенд с изображением соцветия растения курая.

Дети под музыку входят в зал и становится полукругом.

ВЕД. Дорогие дети, гости! Среди просторов нашей большой страны есть край, где вы живете, где ваш родной дом, ваша родная земля. И где бы вы ни были, куда бы не ездили, всегда будете вспоминать свою малую Родину. Сегодня у нас необычный день. Мы отмечаем День Независимости нашей Республики. Поздравляю вас с этим большим праздником! Дети, как называется Республика, в которой мы живем?

ДЕТИ Башкортостан!

ВЕД. Да, мы живем в Башкортостане. Это край, где вы родились,

где живете, это ваш дом, это все то, что вас окружает.

      

Башкортостан  автор: Любава Беляева

Я люблю тебя, мой край родной!

В целом мире ты один такой!

Край любимый, я тобой горжусь.

Я с тобою плачу и смеюсь.

 

Мне не счесть твоих красивых рек,

Всех лесов, лугов, полей за век.

Ярко солнце светит над тобой.

Счастье здесь найдет свое любой.

 

Благодатны на твоей земле цветы.

Край медовый, лучший в мире ты.

Знай, не дам тебя в обиду я -

Мой Башкортостан, ты жизнь моя!

Башкортостан    автор: Сергей Гайдуков

Башкортостан - ты край родной,

И гордимся мы тобой,

Ты для всех, для нас любим,

И ничем незаменим.

Ты цветешь день ото дня,

Удивляешь ты меня,

И природной красотой,

И великой добротой.

Всех ты солнцем озаряешь,

Путь - дорогу освещаешь,

В горе, радости всегда

С нами ты бываешь.

Вед: Молодцы ребята, хорошо стихи читаете. Праздник этот мы отмечаем осенью. Как прекрасна природа Башкортостана во все времена года, а осенью она особенная. Давайте споем песню об осени.

ПЕСНЯ «Художница осень»

ВЕД. Если посмотреть на карту нашей республики, то ее форму писатели сравнивают с сердцем или ладонью руки. А вот, башкирскому народному поэту Мустаю Кариму она напоминает очертания березового листка:

Взгляни на глобус

Вот он шар земной.

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

А теперь прошу всех встать. Сейчас прозвучит Гимн Республики Башкортостан.

Звучит ГИМН

ВЕД. Ребята, а почему мы гимн слушали стоя? (Ответы детей)

ВЕД. Правильно, гимн - это торжественная песня любой республики и страны. И слушают его всегда стоя! А какие символы вы еще знаете?

ДЕТИ Флаг и герб РБ.

Ведущая (показывает флаг): Сейчас вам расскажут дети, почему флаг Башкортостана трехцветный, и что означают эти полосы.

Расскажу тебе в стихах,

Про родной Башкирский флаг

Ты внимательно смотри,

Есть на флаге цвета три!

РЕб. Низ – зеленая трава,

Сверху – неба синева.

Середина – белый цвет,

Чище цвета в мире нет.

РЕБ. А еще цветок курая,

Золотистым слева, с краю.

Лепесточков семь на нем,

Означают семь племен.

ВЕД. Да, еще на флаге есть эмблема – круг, а внутри изображен цветок курая – это означает единение и дружбу народов нашей республики. Наши народы живут одной дружной семьей.

Герб.

Вед. Что изображено? Кто изображен на гербе? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он – Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит)

Стихи читают мальчики:

Кто он, грозный Салават? 
Чем он славен и богат? 

Он — родной земли булат, 
Он отвагою богат! 

Ни во сне, ни наяву 
Равных нет такому льву, 
В небесах и на земле 
Равных нет его стреле. 

Вся страна от края и до края

Как большая дружная семья

Вот она могучая, большая

Башкирия прекрасная моя.

Звучит башкирская музыка, в зал входит Башкирская красавица с корзинкой в руках.

Красавица: hayмыhыгыз балалар! hayмыhыгыз кунаклар! Здравствуйте!

Ведущая: Здравствуй Башкирская Красавица! Мы рады приветствовать тебя на нашем празднике!

Красавица: Как я рада присутствовать с вами на этом замечательном национальным празднике - Дне Независимости РБ. Ребята, а я хочу познакомить вас национальными музыкальными инструментами, башкирскими традициями и обычаями. Башкиры давным-давно поселились на Урале, сделали своей родной землей. Башкиры в лесу охотились, на лугах, полях пасли скот, занимались земледелием, охраняли свою родину от врагов. А вот вы знаете, как называется жилище башкир? Ответы детей.

ВЕД. Да юрта-это древнее жилище башкир! Она быстро собирается и легко разбирается! А мы с ребятами знаем игру Юрта

ИГРА «ЮРТА» «ЮРТА - ТИРМӘ». Муз. Ф. Гершовой. Сл. Е. Басс.

Цель: Развивать внимательность, ловкость. Закреплять переменный шаг.
Организация  игры.

В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы – весёлые ребята,

соберёмся все в кружок.
Поиграем и попляшем,

 и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде крыши, получается юрта.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Красавица  А еще башкиры любили животных, особенно лошадей. Потому что на них можно было перевозить вещи, а из молока лошадей они научились изготавливать кумыс. Кумыс очень полезный и целебный напиток, он является символом башкирского народа.

ВЕД. Да действительно, кумыс является напитком богатырей. Также Башкиры издавна славились своими батырами-джигитами. Сейчас наши мальчики, будущие джигиты, поиграют в игру «Ловкие наездники».

Игра «Ловкий наездник» (соревнуются мальчики)

«ЛОВКИЙ ДЖИГИТ – ТАҺЫЛ ЕГЕТ».

Цель: Развивать быстроту. Улучшать качество выполнения прямого галопа.
Организация  игры.

Подгруппа детей (4-5) становится в шеренгу напротив центральной стены. У каждого в руке «лошадка» на палке. Остальные дети сидят на стульях и поют: «Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.
На конях должны скакать свою удаль показать.
Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!»
По окончания пения выбранные дети «Скачут» на лошадках к центральной стене. Добежав до стены, поднимают «лошадку» вверх. Выигрывает ребёнок, прискакавший первым, и получает приз.

Красавица: Молодцы, джигиты! Но ни один праздник не обходится без музыки, а значит без башкирских народных инструментов. Но самый любимый и знаменитый инструмент–курай.

Злата. Когда я слушаю курай,

То радость льется через край

Неприхотлив и невелик -

Курая песенный родник.

И зажурчит наверняка

В нем мелодичная река.

Держу курай в родном краю,

Я песни звонкие пою.

Вед. : Давайте послушаем ребята, как звучит курай.

Играет курай. (мальчик со школы)

КРАСАВИЦА А есть еще не менее замечательный инструмент (показывает) – это кубыз. Его называют инструментом женщин и детей.

Играет кубыз (муз. рук.)

И еще мы поиграем в игру.

ИГРА «ПЕРЕНЕСИ ЯЙЦО В ЛОЖКЕ».

Цель: Развивать быстроту, ловкость, внимательность.
Организация  игры.
Игра организуется в форме эстафеты: между собой соревнуются 2 человека или 2 команды. Нужно, держа в руке деревянную ложку с варёным яйцом, добежать до стойки, оббежать её и вернуться к финишу, т.е. передать эстафету другому. Кто быстрее? Причём яйцо не должно упасть и руками его трогать нельзя.

ВЕД. Во время работы и отдыха башкирский народ никогда не расстаётся с музыкой: поют чудесные песни, танцуют красивые танцы. И наши девочки приготовили красивый башкирский танец.

Нелли

 Мы башкирские девчата

Дружно, весело живем

И сегодня в праздник наш

Потанцуем мы сейчас.

ТАНЕЦ  ДЕВОЧЕК С ПЛАТКАМИ «Шал вязала»

Красавица: Спасибо большое ребята. Мне очень понравилось на вашем празднике. Вижу, что вы любите свою республику, много о ней знаете. А я вам приготовила подарки. Я их передам вашей воспитательнице, пожалуйста, угощайтесь.

А мне пора уходить. До новых встреч! hayбылыгыз!

Красавица прощается.

Ведущая: А мы продолжаем дальше свой праздник.

Башкирия,

Моя земля и небо,

Моя любовь, мой соловьиный край!

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай.

А мне он пел…

Была ночная степь,

Горел костер,

Маячили зарницы,

Был час,

Когда мы просим друга спеть

И полились причудливые звуки.

И в этих звуках слышала душа

И нежный смех любви,

И долгий звук разлуки,

И звон ручья, и шорох камыша…

Все сущее

Слилось в чудесном хоре:

Играл курай и пела вся земля.

Вед. А сейчас послушаем песню «Башкортостан»

Вед. Сегодня мы говорили о родном Башкортостане. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание. Вот и подошел к концу наш праздник.



Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному  развитию в старшей группе «Башкортостан — мой край родной »

Цель: продолжать знакомить детей с праздником День республики Башкортостан, с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана. Активизировать новые слова в речи детей.

• Задачи: расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.

• Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

• Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.

Материалы и оборудования: ватман, на котором изображено соцветие курая с заданиями, флаг Башкортостана, музыка гимн Башкортостана, 2 стула, 2 платка, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.

Ход организованно – образовательной деятельности:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня в эту осеннюю пору, по-своему прекрасную и величественную, мы собрались здесь, что бы еще раз поговорить о нашей Родине, поздравить друг – друга с праздником – ДНЕМ РЕСПУБЛИКИ!

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.

Восп. Ребята, а как называется наша Родина? Наша Республика?

Дети.  (Башкортостан).

Восп. Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. Может  кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о нашей Родине?

Ребенок рассказывает стихотворение.

Взгляни на глобус.

Вот он шар земной

На нем Башкирия 

с березовой листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше обыкновенного листка

Береза же — великая Россия

Так зелена, так высока.

Здесь все прекрасно –

И земля, и небо.

Любовь моя,

Мой солнечный край.

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того,

Кому не пел курай.

Восп. Молодец! Хорошие стихи.

Восп. Сегодня я приготовила для вас картинку. (Воспитатель вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Это соцветие курая, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.

Восп. Ребята, а это волшебная и загадочная картинка. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.

 (Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия).

Восп.  Ребята, а что здесь нарисовано? Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города».

- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно.

- А какие города вы еще знаете (Учалы, Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай).

- Молодцы, с этим заданием вы справились. А теперь откроем  второе задание.

Восп.  А умеете ли вы ребята разгадывать башкирские национальные загадки? Давайте встанем в круг, я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать. Слушайте внимательно.

Отгадки выставляются на доске

 Ее не жуют, не кусают,

Да без нее еды не бывает.

/Соль/

     Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют.

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

В рот попадет, а в нос ущипнёт.

/Кумыс/

Не снег, а бел, не лед, а тверд,

Не соль, а тает.

/Сахар/

      Внутри черная, снаружи белая.

Зимою много ест,

Летом спит.

Сама в избушке, голова в небе.

/Печь/

Нет ни крови, ни души,

А играет – хоть пляши.

/Гармонь/

Голос птиц, мелодии рассвета-

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка.

/Курай/

Восп.  Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Дети садятся на стульчики.

Восп. А сейчас  откроем следующее задание курая. На нем изображено герб и флаг Башкортостана.

 (Снимает третий бумажный кружок).

- Назовите символику Башкортостана. Что такое символика? Это герб и флаг каждой республики, страны. И у Башкирии есть свой флаг и свой герб.

1. (Герб республики Башкортостан).

- Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). Давайте вспомним стихотворение про Салавата Юлаева.

Восп.  А еще что является символикой Башкортостана?

2. Флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

- На флаге изображен цветок курая, это символ нашего народа.

- может кто-нибудь нам расскажет о флаге Башкортостана.

3. А еще государственной символикой можно назвать гимн? Эта торжественная музыка звучит на праздниках, на торжествах, и его слушают стоя. Давайте все вместе встанем и послушаем немного этой замечательной музыки.

Слушают гимн Республики Башкортостан.

Восп. Ребята, а еще я хочу показать вам портрет одного человека. (Демонстрирует портрет Хабирова Р.) Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Глава республики Башкортостан).

Восп.  Молодцы и с этим заданием вы справились.

Восп.  Интересно, какое задание на четвертом соцветии курая? На нем изображена юрта.

Как называется жилище башкир?

- Да, юрта. Правильно. Кто знает что такое юрта?

Ребенок рассказывает про юрту.

Юрта - это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года.

- Ребята, а я знаю игру, которая называется «Юрта, кто нам расскажет правила игры.

ИГРА «ЮРТА»

Ребенок рассказывает правила игры и дети играют под музыку.

Дети делятся на две команды. Под музыку идут по кругу, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается каждая команда бежит к своему стулу и берет заранее приготовленный платок и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с этим заданием.

Восп.  Молодцы, ребятки, весело, дружно играли.

Восп.  Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).

Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Это курай. – Что это за инструмент? (Ответы детей)

 - Сделан он из стебля растения курай.

- Может кто-то знает про курай легенду?

Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.

Хотите послушать, как звучит курай? Давайте закроем глаза и послушаем как звучит курай.

(Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

Восп.  Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок).

И так следующее задание.

Нужно назвать пословицы о Родине.

Дети называют пословицы:

У кого есть Родина – у того есть жизнь.

Достаток в стране – достаток в твоем доме.

Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.

- И на самом деле это так.

- И вот последнее задание курая. (Снимает седьмой бумажный кружок).

Что здесь изображено? (Человечки).

- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана(Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы).

- Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.

Восп.  Вот со всеми заданиями мы справились. Много узнали о нашей Республике. Ребята, а теперь  вспомним что мы узнали о нашей Родине? (Игра  мячом)

1. Столица республики Башкортостан?

2. Глава республики Башкортостан?

3. Назовите города Башкортостана.

5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты (перечисляют курай, кубыз, домбра, дунгур, сорнай) 

6. Люди, каких национальностей живут в Башкортостане?

7. Чем богата наша республика?

8. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан(Мед) 

9. Башкирский национальный герой(Салават Юлаев) 

Восп.  Дорогие ребята, я еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира и благополучия. И для вас я приготовила небольшой подарок это мультфильм про наш Башкортостан.

Просмотр мультфильма «Башкортостан».